Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ФРАНЦИИ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1902
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдышевская Ю.В.

В статье рассмотрен опыт инклюзивного образования в России и Франции. Приводятся данные об инструментах развития инклюзивного образования. Выявлены рекомендации для повышения эффективности деятельности органов государственной власти в России по внедрению инклюзивного образования на основе французского опыта.The article describes the experience of inclusive education in Russia and France. The data about the tools of inclusive education. Identified recommendations to improve the efficiency of public authorities in Russia for the implementation of inclusive education, based on the French experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ФРАНЦИИ»

отчетности.

Использованные источники:

1. Жучкова Е.В. О внутреннем контроле и методах его реализации. // Белгородский экономический вестник. 2011. №3. С 122-129.

2. Информация Минфина РФ N ПЗ-11/2013 «Организация осуществление экономическими субъектами внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

3. Калачева О.Н. Проблемы внутреннего контроля в организациях малого и среднего бизнеса// Аудитор. 2015. №10

4. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".

5. Эффективность внутреннего контроля: проблемы и критерии оценки. // Аудиторские ведомости. 2016. №9.

УДК 338.222

Болдышевская Ю.В.

студент РАНХиГС

Уральский институт управления - филиал

Россия, г. Екатеринбург ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ФРАНЦИИ

В статье рассмотрен опыт инклюзивного образования в России и Франции. Приводятся данные об инструментах развития инклюзивного образования. Выявлены рекомендации для повышения эффективности деятельности органов государственной власти в России по внедрению инклюзивного образования на основе французского опыта. Ключевые слова: инклюзивное образование.

The article describes the experience of inclusive education in Russia and France. The data about the tools of inclusive education. Identified recommendations to improve the efficiency of public authorities in Russia for the implementation of inclusive education, based on the French experience. Key words: inclusive education.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] определил ряд новых приоритетов в системе образования. Один из таких приоритетов - инклюзивное образование. И, если зарубежные развитые страны имеют большой опыт и традиции инклюзивного образования, в нашей стране это только начинает вводиться.

В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, которая включает в себя

специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачей данных специализированных учреждений является не только предоставление образования, но и максимальное улучшение состояния здоровья ребенка. Коррекционное образование в нашей стране имеет серьезную как научную, так и практическую базу. Тем не менее, остается проблема дальнейшей интеграции данной категории людей в жизнь общества. Эти люди часто так и не могут найти своего места в социуме. Поэтому вопрос инклюзивного среднего образования является чрезвычайно важным. Однако здесь особенно важно - не навредить и не потерять огромный потенциал, накопленный коррекционной системой образования.

Полноценного инклюзивного образования еще не возникло, но уже есть опасность потери потенциала коррекционного образования.

В современном обществе, в большинстве случаев, инклюзивное обучение понимают достаточно «узко» - как обучение детей-инвалидов (по зрению, слуху, костно-мышечного аппарата и др., т.е. тяжелые формы инвалидности) в обычных образовательных учреждениях, в то время как понятие имеет значительно более широкий смысл. Инклюзия - это предоставление доступного образования для каждого в образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого обучающегося и максимального раскрытия его потенциала.

Сокращение сети коррекционных учреждений происходит также и в связи с политикой оптимизации расходов. Таким образом, в настоящее время является актуальной проблема внедрения инклюзивного образования в России.

В западных странах накоплен огромный опыт инклюзивного образования. Его также необходимо изучать и адаптировать к нашим условиям.

Рассмотрим опыт Французской республики в сфере инклюзивного образования. Инклюзивное направление было признано стратегически важным в законе «О равенстве прав, шансов, участия в гражданской жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 11 февраля 2005 года [2].

В отличие от политики инклюзии в РФ, инклюзия во Франции предполагает не только деятельность органов государственной власти в сфере образования, но и включение людей с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь социума после окончания образования, их сопровождения после окончания учебы. Эта предполагает не только помощь в инклюзивном образовании, но и помощь в получении посильной работы для полноценной интеграции в общество.

Франция в настоящее время уже в основном решила проблему создания доступной среды для инвалидов. Согласно общей направленности

государственной политики в сфере среднего образования все проблемы начинают решаться с кадровой составляющей. Развитие инклюзивного образования сопровождается в первую очередь увеличением количества педагогов, имеющих специальную подготовку сопровождения учеников и воспитанников, имеющих специальные образовательные потребности. Большое количество средств было вложено в создании дополнительных ставок таких сопровождающих. Эта сильно отличает реализацию государственной политики в сфере образования во Франции от российской политики инклюзивного образования.

Французская система только так видит возможности полноценной инклюзии. Количество педагогов для сопровождения детей с ОВЗ возрастает каждый год. Нужно еще иметь в виду, что французские педагоги имеют статус государственных служащих, имеют высокий социальный статус, зарплату и социальные гарантии. Что тоже сильно отличает позиции французских педагогов от их российских коллег. В программах подготовки школьных учителей введен обязательный модуль «обучение детей с особыми образовательными потребностями». Для тех преподавателей, кто окончил ВУЗ до появления этого модуля, созданы специальные курсы. Министерство образования Франции стремится к тому, чтобы это специализированное образование имели все педагоги. ПОчень активно инклюзивное образование использует новейшие информационные технологии: используются всевозможные электронные гаджеты и специальные устройства [3].

За время действия закона с 2005 года количество учеников и студентов с ОВЗ увеличилось в два раза. В школах 258 710 учеников с ОВЗ учатся в условиях инклюзии, в специальных коррекционных учреждениях - 79 310, в ВУЗах учится 18200 человек с ОВЗ, из них 12000 имеют персонального сопровождающего. Ежегодный бюджет инклюзивного образования Франции равен 1,5 миллиардам евро [4].

Французский опыт видится нам очень полезным, но пока из-за недостаточного финансирования вряд ли мы сможем обеспечить всех нуждающихся персональным сопровождением. Хотя то, что все будущие учителя средней школы получат в ВУЗе дополнительное образование по обучению детей с ОВЗ, вполне посильно обеспечить и нашей системе. В педагогических ВУЗах РФ накоплен большой опыт подготовки учителей для коррекционных школ, эту практику можно адаптировать и для всех будущих педагогов массовых школ.

Главная заслуга инклюзивного образования во Франции все-таки не столько в повышении численности детей с ОВЗ, сколько в том, что эта инклюзивная школа позволяет им в будущем пойти успешно учиться на других образовательных ступенях и найти посильную для себя работу. Государственная политика инклюзии во Франции, в конечном счете, нацелена на то, чтобы став взрослым, человек с ОВЗ самостоятельно вел

свое домашнее хозяйство и не нуждался в помощи и постоянном присмотре родственников.

Проведя сравнительный анализ, можно сделать вывод, что цели политики инклюзивного образования в РФ и во Франции общие, и опыт Франции подходит для применения в РФ.

Рассмотренный зарубежный опыт демонстрирует более успешный вариант инклюзивного обучения. Основные преимущества французского опыта заключаются в том, что на инклюзивное обучение из государственного бюджета выделяется намного больше средств, чем в РФ, что позволяет развивать все существующие элементы системы инклюзивного образования. Главное внимание уделяется специальной профессиональной подготовке педагогического коллектива - этот опыт может быть применен у нас в первую очередь. Во Франции развита система индивидуального педагогического сопровождения для учеников с ОВЗ. В условиях РФ сегодня сложно найти такое количество финансовых средств, так что, это вопрос далекой перспективы. Поэтому в этом случае можно воспользоваться предложенным в работе вариантом создания Центра сопровождения детей с ОВЗ и их семей, а также педагогов, работающих в условиях инклюзии.

В целом стоит отметить положительную динамику развития инклюзии в России, но еще очень много нужно сделать и очень много средств вложить в эту систему, прежде чем она справится с существующими дисфункциями.

Использованные источники:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. L'École_inclusive :_déjà_une_réalité URL:

http://www.education.gouv.fr/cid84379/l-ecole-inclusive-une-dynamique-qui-s-amplifie-en-faveur-des-eleves-et-des-etudiants-en-situation-de-handicap.html (дата обращения 14.12.2016)

3. L'ecole inclusive : une dynamique qui s'amplifie en faveur des eleves et des etudiants en situation de handicap URL: http://www.education.gouv.fr/cid84379/l-ecole-inclusive-une-dynamique-qui-s-amplifie-en-faveur-des-eleves-et-des-etudiants-en-situation-de-handicap.html (дата обращения 14.12.2016)

4. L'École_inclusive :_déjà_une_réalité URL:

http://www.education.gouv.fr/cid84379/l-ecole-inclusive-une-dynamique-qui-s-amplifie-en-faveur-des-eleves-et-des-etudiants-en-situation-de-handicap.html (дата обращения 14.12.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.