Научная статья на тему 'Инклюзивное образование: российская специфика'

Инклюзивное образование: российская специфика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1470
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование: российская специфика»

В. С. Шилов,

советник ректора Российской академии государственной службы при Президенте России ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА

Постановка вопроса о создании в России системы инклюзивного образования является исключительно важной. Например, только в Москве живет 2 4 тысячи детей-инва-лидов, которые в своем большинстве нуждаются в том, чтобы стать полноценными членами общества. По большому счету инклюзивное образование — это результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физическое состояние, праве на обладание всеми ценностями современной цивилизации.

Общеизвестно, что человек — существо социальное. От того, как формируется социум, как в нем воспринимается человек с ограниченными возможностями, как он вписывается в общество и какое место в нем занимает, зависит духовное состояние и здоровье самого общества. С этой точки зрения успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. Но процесс этот взаимозависимый. Существование инклюзивного образования в свою очередь укрепляет нравственное здоровье общества. В этом плане перед современной Россией стоит немало проблем.

Мировое сообщество также сравнительно недавно, по существу только с 1990 г. (Джомтьенская деклара-

ция), превратила вопрос об инклюзивном образовании в по-настоящему актуальный. Инклюзивное образование стало рассматриваться как основополагающий элемент образования для всех, вызывая необходимость реструктуризации систем воспитания и образования в соответствии с потребностями всех учеников.

Сможет ли Россия решить эту проблему к 2015 г., когда предполагается достичь выполнения целей развития тысячелетия в образовании для всех? Насколько реально в сегодняшней России реализовать идеи инклюзивного образования, т. е. программы ООН «Образование для всех»?

На этот вопрос однозначно ответить непросто. Россия находится в стадии глубокой общественнополитической трансформации. Эта трансформация происходит бурными темпами и содержит в себе как позитивные, так и негативные стороны. Без понимания тех и других сложно понять перспективы реализации в России одной из важнейших программ мирового сообщества, какой является программа «Образование для всех».

Каковы же позитивные стороны современного положения в России? Страна имеет большой опыт радикального решения сложнейшей проблемы образования в советское время. Страна массовой неграмотности она на протяжении одного десятиле-

Институализация инклюзивного образования.

тия решила проблемы беспризорности детей, создала стройную систему

воспитания и образования новых поколений, которая, к сожалению, имела ярко выраженный коммунистический уклон. И все же СССР (Россия) быстро превратился в страну читающих людей с высокоразвитой

наукой, опиравшейся на четко продуманную и в целом весьма демократичную систему образования. Последующие научно-технические достижения СССР, которые никто не подвергает сомнению, хорошо известны.

Этот опыт показывает, что при вдумчивом подходе к решению проблемы Россия может добиться впечатляющих результатов, которыми может по праву гордиться.

Каковы же минусы, или сложности, сегодняшнего времени?

Применительно к инклюзивному образованию можно сказать, что в какой-то мере ситуация похожа на ту, в которой Россия находилась в 20-х гг. прошлого столетия. Сохраняется даже проблема беспризорных детей. Однако к старым трудностям добавились новые. Возвращение в «дикий капитализм» в условиях развитой системы средств массовой информации привело к росту бездуховности в обществе, отторжению традиционных ценностей русской классической гуманистической культуры, росту виртуального и реального насилия, жестокости, бессердечия. В этих условиях инклюзивное образование может стать тем спасительным средством, которое будет способствовать духовному возрождению общества.

Инклюзивное образование достижимо в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи. Если же общество не готово, то результатов можно и не дождаться.

На мой взгляд, реализация системы инклюзивного образования в современной России станет возможной при решении сложной и комплексной задачи повышения духовности общества. По сути дела, речь идет о серьезной трансформации взглядов в обществе на систему воспитания по

всей цепочке: от семьи, детского

сада, школы до общественных взаимоотношений, работы средств массовой информации, изменения образовательных программ и законодательства .

Инклюзивное образование тесно связано с тем, как в обществе воспринимаются инвалиды. В России эта проблема по-настоя-щему не решена. Общество не видит большой части своих сограждан и, что еще более огорчительно, не очень-то хочет их видеть рядом с собой. Без решения проблемы гуманизации массового сознания не решить ни проблему инвалидов, ни проблему инклюзивного образования. Можно сказать, что в проблеме инклюзивного образования сфокусировались болевые точки российского общества. Решение ее, разумеется, должно быть комплексным. Развивающие гуманизм школьные программы будут неэффективны, если в обыденной жизни ребенок будет сталкиваться с бессердечием, жестокостью, смакованием сцен насилия, равнодушием к соседу.

И это не только проблема школы или педвуза. Инклюзивное образование — это проблема всего общества. Решение видится для начала в создании «мозгового центра», который бы включал представителей всех ключевых направлений в сфере образования, законодательства, государственных структур, юристов и т. д. Только совместными усилиями Россия сможет превратиться в дом, в котором комфортно может проживать каждый ее гражданин вне зависимости от своих физических или умственных возможностей. Не случайно, что данная конференция проходит на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Деятельность его кафедры ЮНЕСКО становится в этом плане лидирующей. Представляется, что кафедра могла бы стать одним из главных центров обобщения и распространения существующего опыта введения инклюзивного образования как российского,

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

так и зарубежного. Обобщение такого опыта стало бы полезным и своевременным, позволило бы ознакомиться с уже существующими инте-

ресными и полезными подходами и наработками в решении проблемы на разных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.