Маркетинг в физкультуре и спорте основывается также на социально-этической концепции, требующей соблюдения интересов потребителей физкультурно-спортивных услуг, спортивных организаций, общества в целом и государства. Рассмотрение маркетинга в сфере физкультуры и спорта уместно и в рамках теории некоммерческого маркетинга, поскольку здесь доминирующее положение занимает некоммерческий сектор. Огромная часть потребителей физкультурно-спортивных услуг - это дети, подростки, учащаяся молодежь, пенсионеры, инвалиды. Физкультурно-спортивная работа с ними является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. В этих условиях рыночный принцип «затраты - прибыль» уступает место основному принципу социальной политики - «затраты - социальные приоритеты». В связи с этим маркетинг физкультурно-спортивных услуг может рассматриваться как особый вид социальной работы. В таком контек-
сте маркетинг выступает фактором, способствующим соблюдению и разумной сбалансированности принципов экономической эффективности и социальной справедливости в управлении системой физической культуры [1].
Литература
1. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 219 с.
2. Золото М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - 432 с.
3. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физической культуры. -2001. - №4. - С. 2-8.
4. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / под ред. В.У. Агеевца, Р.М. Орлова. -СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000. -274 с.
Очиров Иннокентий Михайлович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета. E-mail: sveta_ochirova@rambler.ru
Ochirov Innokenty Mikhailovich, senior lecturer, department of physical culture, Buryat State University. E-mail: sveta_ochirova@rambler.ru
УДК 37.043.2 (055.1) © И.Д. Украинцева
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НОВАЯ ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Статья посвящена проблеме обучения детей с ограниченными возможностями. Раскрыто определение понятия инклюзивного образования. Рассмотрены цели и задачи, основные принципы инклюзивного образования, а также обоснована необходимость его внедрения в общеобразовательные школы.
Ключевые слова: безбарьерная среда, инклюзивное образование, инвалиды, дети с ограниченными возможностями.
I.D. Ukraintseva
INCLUSIVE EDUCATION AS A NEW FORM OF LIFE ACTIVITY OF CHILDREN WITH DISABILITIES
The article is devoted to a problem of teaching children with disabilities. The definition of concept of inclusive education is revealed. The aims and objectives, general principles of inclusive education are considered, and also the necessity of its introduction in comprehensive schools is substantiated.
Keywords: barrier-free environment, inclusive education, people with disabilities, children with disabilities.
Люди с ограниченными возможностями -одна из категорий населения, требующая особого вида социальной защиты. Несмотря на существующие меры социальной поддержки инвалидов, представленные в виде различных льгот, пенсий, санаторно-курортных учреждений и прочих услуг, которые в основном направлены
на материальную помощь и лечение, в настоящее время решается вопрос формирования доступной среды, выраженной в создании таких условий, при которых люди с инвалидностью могли бы жить полноценной жизнью. Это связано в первую очередь с постоянным ростом числа инвалидов, в особенности среди детского насе-
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
5/2014
ления. Так, например, в Республике Бурятия в октябре 2012 г. было зарегистрировано 80041 инвалидов, из которых 4 195 - дети, но уже на 1 октября 2013 г. - 80 110 инвалидов, из них детей - 4 382 [1].
Доступная среда для людей с инвалидностью должна выражаться в совокупности условий, позволяющих осуществлять их жизненные потребности, в том числе обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и услугам связи, транспорта и другим, а также комплекс социальных услуг и воспитательных, образовательных и иных мер, направленных на их интеграцию в общество [2]. Подход к созданию такой среды должен формироваться с учетом разнообразия видов инвалидности, возрастных особенностей, которые подразумевают различные проблемы и потребности, а также с учетом текущего состояния различных сфер жизни общества, с которыми люди с инвалидностью непосредственно взаимодействуют.
Как известно, инвалидность приводит к возникновению различных ограничений, которые порождают, в свою очередь, проблемы социального, психологического, физического характера. Проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, становятся труднопреодолимыми барьерами для их полноценной жизни.
Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении или изоляции инвалида, что это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде. Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение ребенка-инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую его изоляцию, эмоциональную депри-вацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации.
Не менее важным и труднопреодолимым для инвалида, тем более для ребенка, является про-странственно-средовой барьер. Даже в тех случаях, когда имеются все необходимые средства передвижения (протез, кресло-коляска, специ-
ально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения (пандусы, поручни, подъемники, лифты). Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных средств, извещающих о параметрах окружающей среды, у детей с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.
Эмоциональный барьер является одним из самых трудных для детей с инвалидностью, так как они боятся негативных эмоциональных реакций окружающих - любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха, часто испытывают такие эмоции, как жалость к себе, недоброжелательность по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т.д. Из-за данных причин дети становятся замкнутыми, неуверенными в себе. Подобный комплекс является ретардирующим, т.е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. И сам ребенок с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон взаимоотношений был нормализован.
Комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и дефицита привычной информации.
Одним из способов преодоления вышеперечисленных барьеров стало внедрение инклюзивного образования. Являясь одной из форм создания равноправной среды, инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, предполагающий доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Осознание необходимости инклюзивного образования пришло постепенно, но наиболее остро проявилось в конце XX. Стремление к гуманизации общественной жизни началось после окончания Второй мировой войны. Человечество стало искать средства, которые могли бы ока-
зать воздействие на весь мир, и таким средством стало создание Организации Объединенных Наций. С ООН связано большое число международно-правовых актов о правах человека, повлиявших на ситуации с детьми-инвалидами: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью 1993 г. и др. Появлению же понятия «инклюзия» предшествовало несколько периодов, которые обозначались различными моделями. С начала XX века до середины 60-х гг. существовала «медицинская модель» - обособление, предполагающее, что человеку с особенностями развития необходимо долгосрочное лечение в специализированном учреждении [3]. Но правильность данной модели вызвала сомнения в связи с тем, что изолированность обитателей этих учреждений от мира, отсутствие условий, стимулирующих развитие, а зачастую жестокое обращение, были свидетельством грубейшего нарушения прав человека. Реальные перемены в идеологии и практике стали происходить в середине 1960-х гг. в связи с расформированием государственных учреждений опеки и психиатрических больниц, в которых содержались люди с отклонениями в развитии. Настало время «модели нормализации»- интеграции, с которой связана интеграция детей с особенностями развития в среду обычных сверстников [3]. Внедрение этой модели привело к давлению на общество с целью изменения его отношения и к давлению на ребенка, чтобы побудить его учиться и мобилизовать силы. Но постепенно и эта концепция стала вызывать сомнения, так как ребенок должен быть готов для принятия его школой и обществом. Проблема состояла в том, что общество меняться быстро не способно. В таком случае появилась необходимость новой модели.
С середины 1980-х гг. наступило время «социальной модели» [3], или включение, которая развивается по сей день. Данная модель предполагает, что человек не обязан быть «готовым» для того, чтобы участвовать в жизни семьи, учиться в школе, работать. Большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, созданию системы социальных связей для развития его способностей, которые могут быть востребованы там, где он живет, учится, работает.
Из данного экскурса можно сделать вывод, что инклюзивное образование, являющееся одним из направлений «социальной модели», предполагает не только интенсивную мобилиза-
цию усилий самих детей-инвалидов, но и создание благоприятных условий, в число которых входит толерантное отношение общества.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и создает основу для более справедливого общества [4]. В различных правовых документах международного значения, например Конвенция по правам ребенка, Саламанская декларация, 1994 и др., принятых в Российской Федерации, говорится о защите прав детей с особыми потребностями от всех видов дискриминации, о предоставлении им равных условий во всех сферах жизнедеятельности. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [5], граждане Российской Федерации имеют равные возможности в получении образования. К сожалению, данные правовые документы действуют не в полной мере. Об этом свидетельствует отсутствие необходимых условий для детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях, наличие специальных школ и малый процент квотированных рабочих мест для них в различных организациях.
Обособление в области образования изолирует детей с особыми потребностями от их сверстников и семей, не может быть эффективным. Создание или расширение специальных условий образования не способствует устранению и преодолению препятствий, лишающих этих детей возможности участия в общем процессе школьного обучения. Инклюзивное образование помогает обычным школам преодолеть такие препятствия и удовлетворить образовательные потребности всех детей [4]. Кроме того, оно призвано устранить дискриминацию по отношению к людям с инвалидностью, сформировать отношение к людям с инвалидностью как к равноправным членам общества. Основная цель включенного образования - предоставить детям-инвалидам равные возможности во всем для достижения независимой жизни.
Инклюзивное образование базируется на множестве различных принципов, основные из которых заключаются в том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, а также имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
5I2014
Данные принципы одновременно являются и причинами необходимости инклюзивного образования и желаемым результатом, выражающимся в отношении общества к людям с инвалидностью.
Исходя из принципов, можно выделить основные задачи инклюзивного образования: предоставить равные возможности детям-инвалидам в получении образовательных услуг; устранить дискриминацию по отношению к людям с инвалидностью; сформировать отношение к людям с инвалидностью как к равноправным членам общества. Отсюда вытекает основная цель включенного образования - предоставить детям-инвалидам равные возможности во всем для достижения независимой жизни.
Рассмотрев различные стороны инклюзивного образования, можно сделать вывод, что инклюзия помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми, предоставляет возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества и единства. Существование обычных школ с установкой на инклюзию - самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сооб-
ществах, построения общества, приемлемого для всех, и обеспечения возможности всеобщего образования.
Литература
1. Социальный паспорт Республики Бурятия за октябрь 2012 г. и октябрь 2013 г. [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства социальной защиты населения республики Бурятия. - URL: http://minsoc buryatia.ru/payment/social_a_passport
2. «Доступная среда» [Электронный ресурс]: Республиканская целевая программа на 2010-2017 годы от 24 мая 2010 г., №185 Республика Бурятия: официальный сайт Министерства социальной защиты населения республики Бурятия. - URL: http://minsoc-buryatia.ru
3. Грозная Н. Включающее образование и международный опыт: обзор материалов благотворительного фонда «Даунсайд Ап» [Электронный ресурс]. - URL: www.aro.ru/gate/doc f iles/doklad grozno.doc.
4. Маграбу Ф. Открытое досье по инклюзивному образованию: материалы в помощь менеджерам и администраторам [Электронный ресурс]. - URL: http://unescko.org
5. «Об образовании» [Электронный ресурс]: фе-дер. закон от 10 июля 1992 г. №33266-1 ФЗ г. Москва // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
Украинцева Ирина Дмитриевна, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. E-mail: irochka-ya@bk.ru
Ukraintseva Irina Dmitryevna, postgraduate student, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. E-mail: irochka-ya@bk.ru
УДК 37.0 © Н.П. Хинзеева
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются вопросы формирования межкультурной компетенции и социального статуса в процессе обучения иностранных студентов русскому языку.
Ключевые слова: межкультурная компетенция, обучение иностранных студентов, социальный статус, гуманизм.
N.P.Khinzeeva
FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE AND SOCIAL STATUS OF FOREIGN STUDENTS
In the article the issues of formation the intercultural competence and social status of foreign students are considered during the process of teaching them the Russian language.
Keywords: intercultural competence, teaching foreign students, social status, humanism.