Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВА'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Биджиева Ф.А.

В статье рассматриваются некоторые проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования. С учетом принципов образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, основные направления их адаптации к условиям специального обучения, а также особенности инклюзивного образования детей-инвалидов происходит только при поддержке социума. Многие люди при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION

This article discusses some of the problems of persons with disabilities in education. Taking into account the principles of the education of persons with disabilities, the main directions of their adaptation to special education, as well as features of the inclusive education of children with disabilities occurs only with the support of society. Many people with appropriate education and real help could become full members of society do not depend on the social security system, which would be evidence of the high civil and legal status of the company.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВА»

Использованные источники:

1.Байденко В.И. Болонский процесс: популярные лекции// М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС, 2004.

2.Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ (действующая редакция, 2016)// [Электронный ресурс]- contact@consultant.ru (11.012017).

3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// «Российская газета», N 303, 31.12.2012.// [Электронный ресурс]-

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201647. (14.01.2017)

4.Берлиус, А. Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / А. Г. Берлиус // Педагогика. - 2005. - № 10. - с.109

5.Мельвиль А.Ю. «Мягкий путь» вхождение российских вузов в Болонский процесс.- М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-с.352

УДК 342.7

Биджиева Ф.А. студент

магистрант, 2 курс, факультет «Юридический» Северо-Кавказский федеральный университет

(филиал) в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск Bidzhieva FA student

master's degree, 2ndyear, Department of «Law» North-Caucasian Federal University (branch) in Pyatigorsk Russia, Pyatigorsk ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВА В статье рассматриваются некоторые проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования. С учетом принципов образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, основные направления их адаптации к условиям специального обучения, а также особенности инклюзивного образования детей-инвалидов происходит только при поддержке социума. Многие люди при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества.

Ключевые слова: образование, Россия, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, Федеральный закон, инклюзивное образование.

INCLUSIVE EDUCATION

This article discusses some of the problems ofpersons with disabilities in education. Taking into account the principles of the education of persons with disabilities, the main directions of their adaptation to special education, as well as features of the inclusive education of children with disabilities occurs only with the support of society. Many people with appropriate education and real help could become full members of society do not depend on the social security system, which would be evidence of the high civil and legal status of the company.

Key words: education, Russia, persons with disabilities, children with disabilities, the federal law, inclusive education.

Люди, как с проблемами психического, так и физиологического развития могут появиться в любом обществе, в любой семье, по разным причинам, при различных условиях проживания, в любом возрасте и в во всех странах мира.

Термин «инвалид» произошел от латинского слова «valid» и переводится, как «неполноценный», «непригодный». Тем самым указывает на состояние человека, что не позволят его считать личностью. А ведь все мы личности - это мировая норма отношения к человеку. Потому этот термин неприемлем, но используется ввиду краткости. И в связи с этим, нужно говорить не инвалид, а лицо, ограниченное в возможностях здоровья (ОВЗ).

Ограниченный в возможностях здоровья человек также может быть образованным, способным и талантливым, учёным, как и человек, не имеющий подобных проблем со здоровьем. Перед современным обществом стоит задача помочь людям с ОВЗ не быть обделенными, обиженными, чтоб они вышли из «изоляции» и могли участвовать в нормальной повседневной жизни общества и способствовать развитию государства.

Закон об образовании Российской Федерации закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. 3 ст. 2 Закона). В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п. 5 ст.5 Закона).8

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201647 (12.01.2017).

Дети-инвалиды в соответствии с Законодательством могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Часть детей фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы из-за невозможности освоения программ этих школ.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует пересмотра образовательного процесса, вынуждены обучаться на дому вдали от своих ровесников из-за архитектурной недоступности школ.

На сегодняшний день отсутствует единая государственная система раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и рекомендации, советы семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

В России огромное количество инвалидов и очень мало таких учреждений, которые могли бы оказать им соответствующую психологическую, социальную, материальную, медицинскую помощь в той степени в какой они нуждаются. И, учитывая, их низкий уровень дохода ы высокую финансовую потребность на восстановление или улучшения состояния здоровья у них пропадает интерес к жизни, замыкаются в себе, становятся агрессивными.

В 2004 году по приказу Министерства образования Российской Федерации были созданы головные центры по обучению инвалидов и учебно-методические центры в округах по профессиональному обучению в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, однако, нормативных правовых актов, включая положение об указанных центрах, так и не было принято.9

«Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся, выпускники прошлых лет дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы».10

9Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 «О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений»// «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», N 5, 2012. [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=536890. (12.01.2017).

10 Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 (ред. от 23.08.2016) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31205), Приказом Минобрнауки России от 7 июля 2015 г. N 693 в пункт 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2015

Статья 7 Конституции России гласит:

«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».11

Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Российской Федерацией утверждена Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанная от имени Российской Федерации городе Нью-Йорке 24 сентября 2008 года. Конвенция отмечает значительный прогресс в восприятии инвалидов обществом, признается право инвалида самостоятельно принимать решения и быть ответственным за свою жизнь.12

Основанием, позволяющим организовать обучение детей-инвалидов на дому, являются обращение их родителей (законных представителей) в письменной форме, а так же и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, определенных федеральным органом, который осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

1) все люди нуждаются друг в друге;

2) все люди нуждаются в дружбе ровесников и поддержке;

3)каждый человек имеет право быть услышанным и на общение;

4) ценность человека не зависит от его достижений и способностей;

5)настоящее образование может осуществляться только в совокупности реальных взаимоотношений;

6) для всех обучающихся достижение развития может быть в том, что они могут делать, а не в том, чего не могут;

7) каждый человек способен думать и чувствовать;

8)многообразие развивает все стороны жизни человека.13

Глава 4 ст. 19 Образование инвалидов.

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

г//[Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=204424

(12.01.2017)

''Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//«Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398. иКЦЭлектронный ресурс]- http://www.pravo.gov.ru. (12.01.2017)

12 Федеральный закон от 03 мая 2012 г. No 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов» //, 04.05.2012, «Российская газета», N 100, 05.05.2012. URL [Электронный ресурс] - http://www.pravo.gov.ru (12/01/2017).

13 Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» была создана в 1997 г. На сегодняшний день «Перспектива» является одной из ведущих организаций, отстаивающих права людей с инвалидностью в России.// [Электронный ресурс] - https://perspektiva-inva.ru/. (12.01.2017)

Поддержка общего, профессионального и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) реализацию ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, персональных возможностей и способностей;

3) объединение, сплочение в общество.14

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с приспосабливающими образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов.15

Система в сфере образования детей-инвалидов в настоящее время не даёт результатов, а также специальное (коррекционное) образование не отвечает всем потребностям детей, имеющих отклонение в развитии и единственным способом решения этих проблем с образованием инвалидов является развитие инклюзивного (интегрированного) образования.

Использованные источники

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 -ФКЗ)//«Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398. URL [Электронный ресурс]-http://www.pravo.gov.ru. (12.01.2017)

2.Федеральный закон от 03 мая 2012 г. No 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов» //, 04.05.2012, «Российская газета», N 100, 05.05.2012. URL [Электронный ресурс] - http://www.pravo.gov.ru (12/01/2017).

3.Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 (ред. от 23.08.2016) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31205), Приказом Минобрнауки России от 7 июля 2015 г. N 693 в пункт 12 внесены изменения,

14 Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов

(отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). «Российская газета», N 148, 10.07.2013. [Электронный ресурс]- http://www.pravo.gov.ru/. (12.01.2017) 15Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»// «Российская газета», N 278, 05.12.2014// [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191451. (12.01.2017).

вступающие в силу с 1 августа 2015 г//[ Электронный ресурс] -

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=204424

(12.01.2017)

4.Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 «О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений»// «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», N 5, 2012. [Электронный ресурс] -http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=536890. (12.01.2017).

5.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// [Электронный ресурс] -

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201647 (12.01.2017).

6.Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). «Российская газета», N 148, 10.07.2013. [Электронный ресурс]- http://www.pravo.gov.ru/. (12.01.2017)

7.Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»// «Российская газета», N 278, 05.12.2014// [Электронный ресурс] -http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191451. (12.01.2017).

8.Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» была создана в 1997 г. На сегодняшний день «Перспектива» является одной из ведущих организаций, отстаивающих права людей с инвалидностью в России.// [Электронный ресурс] - https://perspektiva-inva.ru/. (12.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.