Научная статья на тему 'Инициация структурных сдвигов как элемент региональной отраслевой политики'

Инициация структурных сдвигов как элемент региональной отраслевой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРНЫЙ СДВИГ / РЫНОЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНА / BRANCH POLICY / BRANCH STRUCTURE OF ECONOMY / BRANCH STRUCTURAL SHIFT / MARKET SPECIALIZATION OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонюк Валентина Сергеевна, Капкаева Эльмира Рифатовна

Статья посвящена проблеме реализации отраслевой политики на региональном уровне. Авторами проведен анализ отраслевой специфики региона с двух точек зрения: структурной динамики и уровня социально-экономического развития и вовлеченности региона в хозяйственную деятельность страны. В статье представлена типология регионов России, разработанная авторами с целью повышения эффективности проведения отраслевой политики и управления структурными сдвигами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulation of Structural Shifts as an Element of a Regional Branch Policy

The article deals with a problem of the implementation of a branch policy at a regional level. The authors of the article carry out the analysis of the region branch specificity from two points of view: structural dynamics and the level of social and economic development and the region's involvement into the economic activities of the country. The typology of the Russian regions developed by the authors in order to increase the efficiency of the branch policy and the structural shifts management is given in the article.

Текст научной работы на тему «Инициация структурных сдвигов как элемент региональной отраслевой политики»

Региональная экономика

УДК 338.45:332.14 ББК У9(2)30

ИНИЦИАЦИЯ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ

B.C. Антонюк, Э.Р. Капкаева

Статья посвящена проблеме реализации отраслевой политики на региональном уровне. Авторами проведен анализ отраслевой специфики региона с двух точек зрения: структурной динамики и уровня социально-экономического развития и вовлеченности региона в хозяйственную деятельность страны. В статье представлена типология регионов России, разработанная авторами с целью повышения эффективности проведения отраслевой политики и управления структурными сдвигами.

Ключевые слова: отраслевая политика, отраслевая структура экономики, отраслевой структурный сдвиг, рыночная специализация региона.

Отраслевая политика - это подсистема социально-экономической политики государства, призванная выполнять функции соуправления развитием отраслей экономики совместно с частным бизнесом, распределения финансовых ресурсов между секторами, контроля за их использованием путем использования административных, нормативных и финансовых инструментов регулирования.

Для регионального уровня отраслевая политика является подсистемой региональной социально-экономической политики и федеральной отраслевой политики.

Главной целью отраслевой политики является экономический рост и стимулирование научно-технического прогресса. Однако такое определение является лишь общим ориентиром, поскольку на разных этапах развития национальной и региональной экономики отраслевая политика может преследовать более конкретные цели.

Цели отраслевой политики могут быть определены в зависимости от следующих критериев и ориентиров: 1) отдельная отрасль или вид деятельности; 2) положение отрасли на мировых, внутренних и региональных рынках: а) доля, объем производства; б) качество и конкурентоспособность продукции; 3) износ оборудования; 4) ассортимент продукции и услуг; 5) эффективность предприятий отрасли; 6) стадия жизненного цикла отрасли.

Таким образом, целями структурной политики могут выступать следующие: 1) стабилизация положения отраслей и обретение устойчивости;

2) рост отрасли; 3) модернизация; 4) повышение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли; 5) перестройка и реструктуризация предприятий отрасли; 6) повышение эффективности предприятий отрасли; 7) замедление темпов роста отрасли (при перегреве, перепроизводстве); 8) сворачивание производственной активности (при за-

вершающей стадии жизненного цикла отрасли, проигрыш в конкурентной борьбе).

Функционально отраслевая политика воздействует на те стороны экономической системы, которые не охватываются другими подсистемами управления, такими, как денежно-кредитная, налогово-бюджетная, валютная, антимонопольная, инфраструктурная, конъюнктурная, инвестиционная, социальная, экологическая и др. При проведении отраслевой политики происходит преломление этих направлений через отраслевую структуру экономики.

Объектами отраслевой политики являются: 1) виды экономической деятельности; 2) отрасли; 3) территориально-отраслевые комплексы, межотраслевые комплексы; 4) предприятия.

Субъектами отраслевой политики выступают:

1) государство; 2) отраслевой бизнес; 3) научные институты.

Важным компонентом формирования отраслевой политики является блок ее методов или мер. Система мер отраслевой политики может быть представлена в виде классификации по ряду признаков.

1. По уровню формирования различают:

а) федеральные; б) региональные; в) местные.

2. По характеру воздействия: а) активные;

б) пассивные.

3. По форме: а) прямые; б) косвенные.

4. По содержанию: а) административные; б) экономические (финансовые); в) институциональные.

5. По охвату объекта регулирования: а) общесистемные (универсальные); б) селективные.

6. По направлениям: а) институциональная политика; б) структурная политика; в) политика цен и валютного курса; г) внешнеэкономическая политика (в т. ч. таможенная); д) инвестиционная политика; е) инновационная политика; ж) соци-

альная политика и промышленная безопасность;

з) экологическая политика; и) маркетинговая политика; к) политика в области качества и технического регулирования; л) политика ресурсоэнергос-бережения; м) политика материально-сырьевого обеспечения; н) кадровая политика и др.

7. По источнику мер (методов): а) бэнчмар-кинг (заимствование, трансплантация лучшего опыта); б) выращивание (развитие действующих мер); в) конструирование (управленческие инновации).

8. По масштабу: а) точечные; б) комплексные.

9. По значимости и срочности: а) проблемно-ориентированные; б) стратегически ориентированные [1, с. 5].

С точки зрения вмешательства государства в регулирование экономики существует два подхода к определению понятия «отраслевая политика». Радикально-либеральный подход сводится к тому, что никакой отраслевой (промышленной) политики в национальной экономике быть не должно. Проблемы, связанные с определением отраслевых пропорций, переливом капитала между секторами и регионами и многие другие должны решаться в процессе саморегуляции рынка. Мы не разделяем данную позицию, так как в России механизмы и институты рыночной экономики пока находятся на этапе становления и сами являются объектами регулирования и поддержки. Второй подход связан с полным контролем со стороны государства за происходящими в экономике процессами. В настоящее время он не актуален.

Необходима более взвешенная позиция в отношении вмешательства государственных органов в функционирование экономики. Учитывая этап перехода российской экономики к рыночному регулированию, мы придерживаемся позиции со-управления экономикой государством и отраслевым бизнесом. Мы выступаем за активные, но взвешенные и эффективные решения в отношении развития различных направлений науки, техники и НИОКР.

Отраслевая политика государства должна быть направлена на стимулирование развития регионообразующих отраслей, ее приоритетной задачей должно быть существенное ускорение структурных сдвигов в отраслях рыночной специализации региона.

В настоящее время отраслевая структура Российской Федерации представлена 15 видами деятельности. В нашем исследовании был проведен анализ на основе 9 видов экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (1); рыболовство, рыбоводство (2); добыча полезных ископаемых (3); обрабатывающие производства (4); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (5); строительство (6); оптовая и розничная торговля (7); гостиницы и рестораны (8); транспорт и связь (9). В состав РФ входят 83 субъекта, которые имеют глубокие раз-

личия в составе факторов, формирующих региональную отраслевую специфику производства. Поэтому при анализе отраслевой структуры РФ необходимо учитывать региональные особенности структурных трансформаций.

К основным факторам, влияющим на формирование отраслевой структуры экономики региона и определяющим его рыночную специализацию, относятся: географическое положение и природные условия региона; обеспеченность ресурсами (природными, трудовыми и др.) региона, а также смежных с ним территорий; уровень развития и доступность технологий; блок экономических и социальных факторов. Факторы, определяющие отраслевую структуру экономики региона, а также характер воздействия этих факторов представлены в табл.1.

Характер воздействия данных факторов зависит от среды влияния по отношению к региону:

а) внешний (со стороны внешней среды: правительство государства, смежные регионы, окружающие природно-географических условия, мировое сообщество и др.);

б) внутренний (со стороны внутренней среды региона).

Специализация отраслевых структур различных экономических систем выражается в таком показателе как удельный вес отраслей. При этом изменение удельных весов отраслей в отраслевой структуре экономики во времени свидетельствует об отраслевых структурных сдвигах. Под воздействием вышеперечисленных факторов меняется и отраслевая структура региона, происходят региональные отраслевые структурные сдвиги. С точки зрения направления изменения структурного сдвига выделяются положительные и отрицательные структурные сдвиги. Для оценки отраслевых структурных сдвигов используются две системы показателей: 1) абсолютные, представляющие собой разности между удельными весами отраслей («абсолютный» прирост удельного веса, линейный коэффициент «абсолютных» структурных сдвигов, квадратический коэффициент «абсолютных» структурных сдвигов); 2) относительные, выражающие отношения удельных весов отраслей (темп роста и темп прироста удельного веса отрасли, линейный коэффициент относительных структурных сдвигов, квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов) [3]

Определение отраслей рыночной специализации, степени их развития является ключевым моментом для анализа экономической ситуации в регионе, выработки тактики и стратегии ее совершенствования. Уровень специализации рассчитывается с помощью коэффициентов локализации, душевого производства, межрайонной товарности и другие показатели [2, с. 208].

На примере российской экономики в составе 80 субъектов РФ (анализ по всем субъектам РФ невозможен из-за недостатка данных) проведен

Таблица 1

Факторы, определяющие отраслевую структуру региональной экономики

Фактор влияния Характер воздействия

Внешний Внутренний

Географическое положение + +

Природные условия + +

Обеспеченность ресурсами: - самого региона; +

- смежных регионов +

Уровень развития и доступность технологий: - в рамках региона; +

- в рамках мирового пространства +

Экономические факторы: - тип экономической системы страны; +

- уровень развития институтов государства и региона; + +

- уровень развития финансовой системы страны и региона; + +

- характер правоотношений; + +

- система налогообложения и межбюджетных трансфертов; + +

- конъюнктура мировых рынков; +

- доступ к иностранным инвестициям +

Социальные факторы: - социальная структура общества; + +

- уровень развития потребностей + +

анализ отраслевых структурных сдвигов за 2004-2007 гг. [4, 5]. Были рассчитаны блоки абсолютных и относительных показателей для 80 субъектов по 9 видам деятельности.

Особый интерес для нашего исследования представляют сводные показатели структурных сдвигов: линейный коэффициент «абсолютных» структурных сдвигов и квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов. Линейный коэффициент «абсолютных» структурных сдвигов показывает, насколько процентов в среднем отклоняются друг от друга удельные веса отраслей в сравниваемых отраслевых структурах. Квадратический коэффициент относительных

структурных сдвигов показывает, насколько в среднем отклоняются коэффициенты (темпы) роста отраслей от их среднего значения, равного 1 (100 %). Сводные коэффициенты структурных сдвигов для 80 субъектов РФ представлены в табл. 2.

На основе рассчитанных показателей был проведен кластерный анализ с использованием статистической программы SPSS Statistics

(Statistical Package for the Social Sciences), в ходе которого 80 субъектов РФ по динамике структурных сдвигов были распределены на 4 кластера.

Кластер 1А - регионы с низкой динамикой структурных изменений (стабильные) (28 регионов). Среднее значение показателя линейного коэффициента «абсолютных» структурных сдвигов составляет 0,90, средний показатель квадратического коэффициента относительных структурных сдвигов - 17,75.

Кластер 2А - регионы со средней динамикой структурных изменений (динамичные) (38). Среднее значение показателя линейного коэффициента

«абсолютных» структурных сдвигов составляет 1,33, средний показатель квадратического коэффициента относительных структурных сдвигов -27,05.

Кластер ЗА - регионы с высокой динамикой структурных изменений (высокодинамичные) (12). Среднее значение показателя линейного коэффициента «абсолютных» структурных сдвигов составляет 2,09, средний показатель квадратического коэффициента относительных структурных сдвигов-43,64.

Кластер 4А - регионы со сверхвысокой динамикой структурных изменений (сверхдинамичные) (2). Среднее значение показателя линейного коэффициента «абсолютных» структурных сдвигов составляет 4,50, средний показатель квадратического коэффициента относительных структурных сдвигов - 90,98.

В кластер 4А включены два региона: Республика Ингушетия и Сахалинская область, так как они отличаются динамизмом структурных сдвигов, на порядок превышающим показатели кластера ЗА, поэтому они включены в отдельную группу.

Группировка регионов по четырем кластерам и значения показателей структурных сдвигов представлены в табл. 3.

Кроме того, проведена оценка уровня социально-экономического развития и вовлеченности регионов в хозяйственную деятельность страны на основе кластерного анализа с использованием ряда критериев:

1) удельный вес субъекта в среднегодовой численности занятых в экономике;

2) удельный вес субъекта в валовом региональном продукте;

Таблица 2

Сводные коэффициенты структурных сдвигов

Регионы Линейный коэффициент «абсолютных» структурных сдвигов, пункты Квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов, %

Россия в целом 0,72 13,74

Белгородская область 0,71 16,78

Брянская область 0,91 18,27

Владимирская область 0,71 14,82

Воронежская область 1,05 19,91

Ивановская область 1,36 21,73

Калужская область 0,73 15,62

Костромская область 1,57 28,52

Курская область 1,61 29,98

Липецкая область 1,55 30,64

Московская область 1,04 19,77

Орловская область 1,21 23,76

Рязанская область 0,97 18,85

Смоленская область 1,03 23,07

Тамбовская область 1,36 25,36

Тверская область 1,17 26,42

Тульская область 0,71 15,82

Ярославская область 1,55 28,30

г. Москва 0,91 17,03

Республика Карелия 1,55 30,11

Республика Коми 1,33 П 28,91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архангельская область 1,99 51,07

Вологодская область 0,67 16,38

Калининградская область 1,67 28,75

Ленинградская область 1,15 18,90

Мурманская область 2,13 38,11

Новгородская область 1,07 24,26

Псковская область 1,52 27,04

г. Санкт-Петербург 1,07 20,42

Республика Адыгея 1,60 31,74

Республика Дагестан 1,85 41,58

Республика Ингушетия 4,03 82,45

Кабардино-Балкарская Республика 1,60 30,76

Республика Калмыкия 1,33 26,44

Карачаево-Черкесская Республика 1,16 23,40

Республика Северная Осетия - Алания 1,79 36,65

Чеченская Республика 1,87 40,66

Краснодарский край 0,93 19,41

Ставропольский край 1,07 20,52

Астраханская область 1,04 22,66

Волгоградская область 1,19 20,02

Ростовская область 1,05 17,75

Республика Башкортостан 0,75 13,64

Республика Марий Эл 0,95 23,73

Республика Мордовия 0,91 19,90

Республика Татарстан 0,73 14,23

Окончание табл. 2

Регионы Линейный коэффициент «абсолютных» структурных сдвигов, пункты Квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов, %

Удмуртская Республика 1,29 23,47

Чувашская Республика 1,00 22,25

Пермский край 1,20 22,54

Кировская область 1,40 32,37

Нижегородская область 0,85 16,65

Оренбургская область 0,95 16,38

Пензенская область 1,51 29,92

Самарская область 0,91 17,87

Саратовская область 0,80 15,70

Ульяновская область 0,99 19,48

Курганская область 0,93 24,67

Свердловская область 1,20 23,74

Тюменская область 1,44 50,32

Челябинская область 1,01 19,08

Республика Алтай 1,87 39,28

Республика Бурятия 1,13 27,72

Республика Тыва 1,57 33,30

Республика Хакасия 1,83 37,72

Алтайский край 1,49 27,77

Красноярский край 0,69 14,79

Иркутская область 1,56 31,19

Кемеровская область 0,84 18,15

Новосибирская область 1,28 27,68

Омская область 2,27 37,38

Томская область 1,31 24,83

Читинская область 0,99 20,85

Республика Саха (Якутия) 1,43 31,59

Приморский край 1,13 22,81

Хабаровский край 1,16 23,51

Амурская область 1,15 28,96

Камчатский край 1,48 33,84

Магаданская область 2,75 49,65

Сахалинская область 4,96 99,51

Еврейская автономная область 1,72 40,08

Чукотский автономный округ 3,57 61,20

3) удельный вес субъекта в основных фондах экономики;

4) удельный вес субъекта во введении в действие общей площади жилых домов;

5) удельный вес субъекта в обороте розничной торговли;

6) удельный вес субъекта в поступлении налогов в бюджетную систему РФ;

7) удельный вес субъекта в инвестициях в основной капитал;

8) уровень безработицы, %;

9) численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения субъекта);

10) степень износа основных фондов, %;

11) удельный вес убыточных организаций, %.

Субъекты были распределены на 5 кластеров

при использовании программы SPSS Statistics.

Кластер 5В - регионы-лидеры (2 региона). В кластер входят город Москва и Тюменская область, отличающиеся наиболее высокими показателями развития, не имеющие близких схожих показателей с другими регионами.

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 14

Таблица 3

Группировка регионов по динамике структурных сдвигов

ш

Название кластера Регионы Коли- чество регио- нов Значения показателей

Линейный коэффициент «абсолютных» структурных сдвигов Квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов

Сред- нее Мини- мум Макси- мум Сред- нее Мини- мум Макси- мум

Кастер 1А Стабильные регионы Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Калужская область, Московская область, Рязанская область, Тульская область, г. Москва, Вологодская область, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Челябинская область, Красноярский край, Кемеровская область, Читинская область 28 0,90 0,67 1,19 17,75 13,64 20,85

Кастер 2А Динамичные регионы Ивановская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область, Республика Карелия, Республика Коми, Калининградская область, Новгородская область, Псковская область, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Астраханская область, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Пензенская область, Курганская область, Свердловская область, Республика Бурятия, Республика Тыва, Алтайский край, Иркутская область, Новосибирская область, Томская область, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край 38 1,33 0,93 1,67 27,05 21,73 33,84

Кастер ЗА Высокоди- намичные регионы Архангельская область, Республика Дагестан, Мурманская область, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Тюменская область, Республика Алтай, Республика Хакасия, Омская область, Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ 12 2,09 1,44 3,57 43,64 36,65 61,20

Кластер 4А Сверхдина- мичные регионы Республика Ингушетия, Сахалинская область 2 4,50 4,03 4,96 90,98 82,45 99,51

Всего 80 1,37 0,67 4,96 27,88 13,64 99,51

тз

го

Л)

с

0

X

1

о*

I

о

с*

0

1 В)

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

©

о

с<

э

§

с:

3

с

ё

Антонюк В.С., Капкаева Э.Р. Инициация структурных сдвигов как элемент

Кластер 4В - развитые регионы (9), имеющие показатели выше среднероссийских и отличающиеся высоким потенциалом развития.

Кластер ЗВ - среднее звено (37). Это основная, наиболее многочисленная группа регионов, показатели которых близки по сходным критериям и имеют средний уровень развития.

Кластер 2В - регионы-аутсайдеры (26). Это группа регионов, отстающих в своем развитии от основной части субъектов и имеющих показатели ниже среднероссийских.

Кластер 1В - регионы особого внимания (6). Блок пяти регионов, экономика которых находится в стагнирующем, депрессивном состоянии.

Группировка регионов по 5 кластерам представлена в табл. 4.

Таким образом, был проведен анализ структурной динамики отраслевого развития регионов, оценка уровня социально-экономического развития и вовлеченности регионов хозяйственную деятельность страны. Была создана матрица распределения регионов по двум видам кластеров. Матрица представлена на рисунке.

Как видно из рисунка, наименьшая динамика структурных изменений и наивысший уровень развития наблюдается только в одном регионе городе Москве. В Тюменской области - регионе-лидере, в отличие от г. Москвы, наблюдается высокий динамизм структурных сдвигов за счет увеличения доли добычи полезных ископаемых, резкого сокращения доли обрабатывающей промышленности, а также роста доли оптовой и розничной торговли. Необходимо выделить Республику Ингушетия как регион, имеющий сверхвысокую динамику структурных изменений и критически низкий уровень развития. Таким образом, данные регионы резко отличаются от других субъектов, поэтому их необходимо рассматривать отдельно с учетом специфики, а также прослеживается резкая дифференциация регионов по представленным показателям.

Анализ рисунка позволяет сделать важный вывод: наблюдается прямая закономерность в изменении уровня развития региона и динамики структурных сдвигов, а именно, чем более стабильна экономика с точки зрения отраслевых структурных изменений, тем выше уровень социально-экономического развития региона. И наоборот: чем более неустойчива отраслевая структура региона, тем ниже уровень развития региона. Таким образом, динамика структурных изменений влияет на развитие региона.

Происходящие структурные сдвиги могут приводить к различным деформациям в развитии хозяйства страны, поэтому возникает необходимость регулирования и управления структурными сдвигами со стороны государства и проведения отраслевой политики.

Инициация структурных сдвигов должна осуществляться в первую очередь в отраслях ры-

ночной специализации региона с использованием инструментов отраслевой политики. Кроме того, необходимо выстроить приоритет в предоставлении финансовой помощи регионам. На основе построенной матрицы были выделены регионы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го приоритетов.

В состав 1-го блока входят 15 регионов, имеющих средние и высокие темпы структурных изменений и низкий уровень развития. Во 2-й блок включены 37 регионов со средней динамикой структурных изменений и низким или средним уровнем развития территории. 3-й блок включает 19 регионов, имеющих средний или высокий уровень развития и низкую динамику структурных изменений. Только Тюменская область, входящая в состав данного блока, относится к регионам-лидерам и имеет высокую динамику структурных изменений. В состав 4-го блока входят 9 регионов с высоким уровнем развития и низкой динамикой структурных изменений.

Таким образом, в соответствии с данной типологией должен выстраиваться приоритет в предоставлении помощи нуждающимся регионам в рамках проведения активной структурной политики. Соответственно главный приоритет в предоставлении финансовой помощи принадлежит регионам 1-го блока.

Отрасли специализации региона были определены с помощью коэффициентов локализации и душевого производства для каждого из 80 субъектов. На примере Уральского федерального округа (УрФО) представим отрасли специализации в табл. 5.

В состав УрФО включены 4 региона, входящие в три различных блока представленной матрицы. Исходя из приоритета предоставления государственной поддержки, в первую очередь необходима помощь отраслям специализации Курганской области: сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству. Далее необходимо осуществлять поддержку отраслей Свердловской области: обрабатывающих производств, и отраслей Тюменской области: добычи полезных ископаемых и строительства. Отрасли Челябинской области получат поддержку в последнюю очередь: обрабатывающие производства и сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

На региональном уровне применяют ряд инструментов отраслевой политики: налоговые кредиты, налоговые субсидии, налоговые ограничения, софинансирование инвестиционных проектов, государственные кредиты, государственные гарантии, госзаказы, поддержка кластеров, создание различных форм территориальной организации бизнес- и инновационных процессов.

Стимулирование производства в отраслях рыночной специализации должно осуществляться с целью повышения эффективности производства и качества продукции на основе реализации относительных преимуществ региона. Реализация ка-

Таблица 4

Группировка регионов по уровню социально-экономического развития и вовлеченности региона

в хозяйственную деятельность страны

Название кластера Регионы Кол-во регионов

Кластер 5В Регионы- лидеры г. Москва, Тюменская область 2

Кластер 4В Развитые регионы Московская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Нижегородская область, Свердловская область, Челябинская область 9

Кластер ЗВ Среднее звено Белгородская область, Владимирская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Рязанская область, Тамбовская область, Тульская область, Ярославская область, Республика Коми, Вологодская область, Ленинградская область, Республика Адыгея, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Курганская область, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Приморский край 37

Кластер 2В Регионы- аутсайдеры Брянская область, Костромская область, Орловская область, Смоленская область, Тверская область, Республика Карелия, Архангельская область, Калининградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Читинская область, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ 26

Кластер 1В Регионы особого внимания Ивановская область, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Алтай, Республика Тыва, Чеченская Республика 6

Всего 80

Таблица 5

Отрасли рыночной специализации УрФО

Регионы Отрасли специализации Коэффициент локализации Коэффициент душевого производства Удельный вес отрасли в объеме ВРП, 2007 г., %

Курганская область Сельское хозяйство, охота и лесное хоз-во 3,27 1,41 16

Свердловская область Обрабатывающие производства 1,70 1,60 32,8

Тюменская Добыча полезных ископаемых 5,26 21,81 55,2

область Строительство 1,00 4,15 6,3

Челябинская Обрабатывающие производства 2,10 1,75 40,5

область Сельское хозяйство, охота и лесное хоз-во 1,33 1,11 6,5

чественной, конкурентоспособной продукции может осуществляться не только на внутреннем региональном рынке, но и на внешних рынках. Наиболее выгодной формой реализации продукции является межрегиональный обмен товарами, например, на основе бартерных операций.

Таким образом, отраслевые структурные изменения влияют на экономическое развитие региона. Стабильные темпы структурных изменений способствуют наилучшему развитию производства и раскрытию потенциала отрасли. Регионы с высокими показателями структурных сдвигов наибо-

лее подвержены риску разрушения экономического потенциала. Поэтому необходимо грамотное управление отраслевыми структурными сдвигами со стороны государства.

Литература

1. Ардашева, Е.П. Структурно-функционалъ-ная, статико-динамическая модель отраслевой политики / Е.П. Ардашева // Российский экономический интернет-журнал: Интернет-журнал

АТиСО - М.: АТиСО, 2006.

Вестник ЮУрГУ, № 20, 2010

ГчЭ

Уровень развития и вовлеченности в хозяйственную деятельность страны

Стабильные

Динамичные

V-

Высокодинамичные

ЗВ

.Москва

[:’,:Московскгш область, :-г, Ьанкг-Петербург. Краснодарекнй кразі, Росіопекая оСмачь, Республика Ііан ікор і остач, ї'ссп> пл і ікл

Та гарстаї і. І! ижсгорі і чская

; обдасть, Челябинская область

Бо'пг'ролокая оіі-глп1., Нладимирскаи область, Вороптпгкш об кість, К;т*жск ія область, Рямнсгая об'їнс'к, Тутк'кяя оопш г*. Н<і.юп^;н'хая області, Лсчіиінря.К'каі' облаои Стагроподьгкии край, Вол гої-радо кая іч'лаоь, Регпу&іика Морлони я, < ¿рсноуріч каи оі'ласіь.

С амарскзр ііолзсть < ара і опекал оіілціїь. Уаьяиоьоки ш'п.іеи>, Красноярские край Кі-мерокскп^ (хілі)сті>

Брянская область, Читинская область

С пер х (опекай області»

Курская ооласи., Липецкая оОласи., 1ам-бовская область. Ярославская область. Республика Коми, Республика Адыгея, Астраханская область. Республика Марий Эл, Удмуртская Республика. Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область. Пензенская область. Курганская область. Алтайский край. Иркутская область, Новосибирская область. Томская область, Приморский край

Костромская область, Орловская область. Смоленская область. Тверская область, Республика Карелия, Калининградская область, Новгородская область. Псковская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край. Амурская область, Камчатский край

Ивановская область, Республика Калмыкия, Республика Тыва

Сверхдинамичные

-А.

Регионы 1-го приоритета Регионы 2-го приоритета Регионы 3-го приоритета Регионы 4-го приоритета

Тюменская область

имская область

Архангельская область, Республика Дагестан, Мурманская область, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Хакасия, Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ

Республика Алтай, Чеченская Республика

Сахалинская область

Республика Ингушетия

«Лидеры»

<

V- «Развитые»

<

Ъ*- «Среднее звено»

)>- «Аутсайдеры»

«Регионы особого внимания »

ЗА

-^Динамика структурного сдвига

Матрица распределения регионов по двум видам кластеров

Региональная экономика

2. Введение в экономическую географию и региональную экономику России / [А.А. Виникуров и др.], под ред. Е.Л. Плисецкого. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Казинец, Л. С. Темпы роста и структурные сдвиги в экономике. (Показатели планирования и

статистики) / Л.С. Казинец. — М.: Экономика, 1981.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. - М., 2008.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. - М., 2009.

Поступила в редакцию 5 марта 2010 г.

Антонюк Валентина Сергеевна. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономическая теория и мировая экономика» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - региональная экономика, банковский сектор, государственное регулирование макроэкономики и регионального развития. Контактный телефон: (8-351) 2679009. E-mail: etme@mail.ru.

Antonyuk Valentina Sergeevna is Dr.Sc. (Economics), Professor, Head of the Economic Theory and International Economics Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: regional economics, banking sphere, government regulations of macroeconomics and regional development. Tel: (8-351) 267-90-09. E-mail: etme@mail.ru.

Капкаева Эльмира Рифатовна. Ассистент, аспирант кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - финансовая аналитика, структурная (отраслевая) политика. Контактный телефон: 89080676350. E-mail:

kapkaeva.elmira@mail.ru.

Kapkayeva Elmira Rifatovna is Assistant, post-graduate student of the Economic Theory and International Economics Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: finance analytics and structural (branch) policy. Tel: 89080676350. E-mail: kapkaeva.elmira@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.