Научная статья на тему 'Инициативы териториального общественного самоуправления в российских экопоселениях'

Инициативы териториального общественного самоуправления в российских экопоселениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
285
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ЭКОПОСЕЛЕНИЯ / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / SOCIAL AND TERRITORIAL COMMUNITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS / RURAL SETTLEMENTS / ECOVILLAGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щукина Маргарита Юрьевна

В статье рассматриваются предпосылки реализации инициатив российских экопоселений в развитии территориального общественного самоуправления. Низкая активность населения в создании территориального общественного самоуправления характеризуется следующими социальными тенденциями: отчужденностью от общественной жизни, индивидуализмом, иждивенческими настроениями, потребительским отношением, правовым нигилизмом. Кроме того, территориальное общественное самоуправление имеет важное политическое значение для устойчивого развития сельских территорий, сохранения социокультурной идентичности местного населения, обеспечения общественного контроля и продовольственной безопасности страны. Поэтому в рамках государственной программы интеграция экопоселений в качестве субъекта устойчивого развития сельских территорий позволит создать условия для развития территориального общественного самоуправления. Важным инструментом государственной поддержки в этом направлении станет присвоение экопоселениям статуса населенных пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses a background of realization of Russian ecovillage initiatives in the development of territorial public self-government. Low activity of the population in the territorial self-government creation is characterized by such features as exclusion from the public life, individualism, dependency, consumer attitudes, and legal nihilism. In addition, territorial self-government takes great political importance for sustainable rural development, preservation of social and cultural identity of the local population, guarantee of public control and food security. Therefore, the state program of integration of ecovillages as a subject of the sustainable development of the rural areas will create conditions for development of territorial public self-government. An important tool of the state support in this context would be the assignment of the status of settlements to ecovillages.

Текст научной работы на тему «Инициативы териториального общественного самоуправления в российских экопоселениях»

активным выходом регионов государств на международную арену, что потребовало принятия целого ряда документов на международном, государственном и региональном уровнях в разных странах мира, осо-

бенно в федеративных государствах. Создается политический механизм регулирования данных процессов, который включает в себя правовые, организационные и функциональные аспекты и составляющие.

УДК 352 + 314.727.3 + 323.2 ЩУКИНА Маргарита Юрьевна -

аспирант кафедры социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1. aqmargo@mail.ru

ИНИЦИАТИВЫ ТЕРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ЭКОПОСЕЛЕНИЯХ

INITIATIVES OF TERRITORIAL PUBLIC SELFGOVERNMENT IN RUSSIAN ECOVILLAGES

В статье рассматриваются предпосылки реализации инициатив российских экопоселений в развитии территориального общественного самоуправления. Низкая активность населения в создании территориального общественного самоуправления характеризуется следующими социальными тенденциями: отчужденностью от общественной жизни, индивидуализмом, иждивенческими настроениями, потребительским отношением, правовым нигилизмом. Кроме того, территориальное общественное самоуправление имеет важное политическое значение для устойчивого развития сельских территорий, сохранения социокультурной идентичности местного населения, обеспечения общественного контроля и продовольственной безопасности страны. Поэтому в рамках государственной программы интеграция экопоселений в качестве субъекта устойчивого развития сельских территорий позволит создать условия для развития территориального общественного самоуправления. Важным инструментом государственной поддержки в этом направлении станет присвоение экопоселениям статуса населенных пунктов.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, социально-территориальная общность, устойчивое развитие сельских территорий, сельские поселения, экопоселения

This article discusses a background of realization of Russian ecovillage's initiatives in the development of territorial public self-government. Low activity of the population in the territorial self-government creation is characterized by such features as exclusion from the public life, individualism, dependency, consumerism, and legal nihilism. In addition, territorial self-government is of great political importance for sustainable rural development, preservation of social and cultural identity of the local population, guarantee of public control and food security. Therefore, the state program of integration of ecovillages as a subject of the sustainable development of the rural areas will create conditions for development of territorial public self-government. An important tool of the state support in this context would be promotion of ecovillages to the status of settlements. Keywords: territorial public self-government, social and territorial community, sustainable development of rural areas, rural settlements, ecovillage

Необходимость территориального общественного самоуправления обусловлена необходимостью укрепления реализации свобод граждан в процессе самоуправления и формирования самостоятельных инициатив в решении вопросов социально-экономического развития, планирования и организации соответствующей территории проживания. Для сельской местности организация территориального общественного самоуправления является фактором возрождения и устойчивого развития территории на фоне низкого уровня социальной активности населения и взаимодействия с исполнительными органами местной власти. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения1. Экопоселения как новая форма сельских поселений является активным гражданским сообществом, которое готово выражать свои территориальные интересы в решении местных задач для повышения качества жизни, сохранения окружающей среды, земельных отношений, охраны общественного порядка.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях посредством создания представительных органов, проведения общих собраний и конференций граждан. В соответствии с уставом территориальное общественное самоуправление может являться юридическим лицом и подлежать государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Деятельность территориального общественного самоуправления финансируется за счет личных средств жителей, проживающих на территории, и за счет государственного бюджета в форме предоставления грантов и целевого финансирования.

1 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (ред.

27.05.2014). Ст. 27. Доступ: Ийр://^^й'.сошиІЇаМ. ги/рори1агДе1і®оуегптем/ (проверено 14.06.2014).

Субъектом выражения интересов местного самоуправления является социально-территориальная общность, которая рассматривается Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной как относительно самостоятельная ячейка структуры общества, включающая соответствующую группу населения, использующую часть жизненного пространства с ее природными ресурсами, производственными предприятиями, жилым фондом, социально-бытовой инфраструктурой [ Заславская, Рывкина 1991: 301]. Процесс социальной активности и самоорганизации территориальной общности зависит, по мнению Е. Горяченко, от общности территориальной базы и условий жизнедеятельности, создающих предпосылки для формирования специфических интересов и типов поведения [Горяченко 1999: 508]. Таким образом, социально-территориальная общность приобретает характеристики коллективного субъекта территориального самоуправления по отношению к объекту - территории и месту постоянного проживания.

Государственная нормативноправовая база экопоселений не разработана, однако создаются некоторые предпосылки к этому и проявляются инициативы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Еще в апреле 2013 г. депутаты ЛДПР внесли на рассмотрение Государственной думы проект федерального закона «О родовых усадьбах», согласно которому каждый гражданин РФ имеет право на создание родовой усадьбы размером 1 га и более2. Речь идет об экопоселении, состоящем из совокупности родовых усадеб или родовых поместий на территории сельской местности. В целом проект закона отражает основные положения представлений жителей экопоселений относительно земельных отношений и права пользования участком в качестве единого неделимого надела. Серьезными упущениями являются два противоречия. Одно из них связано с ключевой идеей организации и планирования экопоселения

2 Проект федерального закона «О родовых усадьбах». - Официальный сайт ЛДПР. Доступ: http:// ldpr.ru/power/Bills/About_estates_29_04_2013/?is_ print=1 (проверено 14.06.2014).

как совокупности земельных участков для проживания семей, а не только отдельно взятых граждан РФ. Второе противоречие связано с правом частной собственности, которое может повлечь за собой череду уклонений от основной цели создания экопоселений, основанной на социогумани-стическом, коэволюционном миро-возрении, ценностях бережного отношения к природе, здоровью, семье и дружественном общении [Рыбакова, Щукина 2012: 320]. Актуальным требованием проекта закона является признание важности оказания поддержки органами государственной власти и местного самоуправления экопоселениям в организации территориального общественного самоуправления, в участии в публичных слушаниях, проведении сходов, собраний, выдвижении правотворческих инициатив по вопросам местного значения и осуществлении иных форм местного самоуправления1.

Основанием разработки проекта федерального закона стало принятие закона «О родовых усадьбах в Белгородской области» в марте 2010 г. Представители экопоселений вошли в координационный совет административного управления. В настоящее время возникли затруднения при реализации действующего закона, которые связаны со сложностями адаптации жителей к сельским условиям жизни, освоением большой территории, большой удаленностью от города, отсутствием опыта органов местной власти в регистрации и взаимодействии с экопоселениями, большими затратами на строительство и обустройство территории. Зачастую жители экопоселений сталкиваются с переменами, требующими длительного периода адаптации, осложняющимися необходимостью решения внутренних и внешних проблем в новой среде, таких как изменение условий и вида труда, поиск новых альтернативных видов деятельности,

1 В соответствии с Федеральным законом от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Доступ: Ийр:/^'^й' consu1tant.ru/popu1ar/se1fgovernment/ (проверено

14.06.2014).

обустройство общественных зданий, управление общими ресурсами и создание системы принятия решений [Living in harmony... 2013: 49]. Опираясь на международный опыт развития экопоселений, можно сделать вывод, что на пути к устойчивому образу жизни жители тратят не один десяток лет. Успешные примеры развития экопоселений в мире (например, «Итака», «Финдхорн», «Ферма», «Зегг», «Ауровиль» и т.д.) показывают возможность реализации местных инициатив в России, но в долгосрочной перспективе.

В социологическом исследовании российских экопоселений Центрального региона России с помощью методов полуструктурированного интервью и анализа документов автором были выявлены механизм оформления земли как объекта проявления территориального интереса общности и социальная организационная структура экопоселений как субъекта общественного самоуправления.

Выбор места для экопоселения представляет для будущих жителей сложную задачу. Основная проблема выбора земли для экопоселения из категории населенного пункта состоит в том, что каждой семье в экопоселении должно быть отведено не меньше 1 га земли. При этом учитывается природный ландшафт, культурно-историческая ценность территории, удаленность от города, принадлежность земельного участка к определенной категории и возможность оформления соответствующих прав на земельный участок. Современное российское законодательство позволяет оформить землю для экопоселения в форме садового товарищества или крестьянского фермерского хозяйства, где жители являются арендаторами земли, занятой личными подсобными хозяйствами, и общей территории. В качестве юридического лица выступает некоммерческое партнерство. В случае рассмотрения экопоселения в качестве субъекта устойчивого развития сельских территорий и территориального общественного самоуправления предполагается наделение его статусом населенного пункта (например, в случае экопоселения «Ковчег»). Общая террито-

рия экпоселения должна оставаться в собственности некоммерческого партнерства или в общедолевой собственности жителей.

Для получения статуса населенного пункта изменения категории земли недостаточно, необходим проект планировки территории будущего населенного пункта. В связи с этим представители некоммерческого партнерства формируют инициативную группу для определения местоположения экопоселения, составления протокола о намерениях, создания общей программы будущего развития.

Экопоселения в форме некоммерческого партнерства создают свой устав и внутренние правила. Структура организации экопоселений имеет форму общины, которая характеризуется тесными межличностными и межгрупповыми взаимодействиями. Институциональная среда представлена формой прямой народной демократии, принятие общих решений зависит от результатов открытого голосования. Высшим органом административного управления в экопоселении является общее собрание. Периодичность проведения заседаний устанавливается по мере необходимости. Голосование на общем собрании является легитимным, если присутствуют 2/3 жителей экопоселения. Каждый житель в рамках своих полномочий вправе осуществлять административное управление делами экопоселения, принимать участие в рабочих комиссиях по решению основных местных вопросов благоустройства объектов

инфраструктуры, вести имущественные дела, вносить предложения в повестку дня общих собраний.

Процесс территориального общественного самоуправления в экопоселениях связан с правовым просвещением, развитием социального партнерства и взаимной ответственности. Можно выделить основные направления деятельности экопоселений в территориальном общественном самоуправлении:

- создание хозяйственных рабочих групп для оказания бытовых услуг по благоустройству территории;

- обеспечение уровня культурного развития и просвещения местного сельского населения;

- организация общественного контроля охраны окружающей природной среды и инициативы по устойчивому лесоводству;

- взаимодействие с органами местного самоуправления;

- готовность к участию в реализации целевых программ, в т.ч. связанных с устойчивым развитием сельских территорий.

Формирование территориального общественного самоуправления в экопоселениях играет важную роль для создания благоприятных условий устойчивого развития сельских территорий. Экопоселения наряду с сельскими поселениями могут образовать кластер органа территориального самоуправления в рамках отдельного муниципального образования и участвовать в реализации федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий.

Литература

Горяченко Е.Е. 1999. Территориальная общность в изменяющемся обществе.

- Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: Наука.

Заславская Т.И., Рывкина Р.В. 1991. Социальная структура советского общества: экономико-социологический аспект. - Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск: Наука.

Рыбакова М.В., Щукина М.Ю. 2012. Экопоселения как социальная экологическая практика общества. - Социально-гуманитарные знания, № 4. С. 316324.

Living in Harmony: Inspiring Stories from Ecovillages (ed. by D. Vidickiene). 2013. Vilnius: BMK leidykla, 124 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.