Научная статья на тему 'Инициатива «Пояс и путь» на Ближнем Востоке: взгляд СМИ Китая и Саудовской Аравии'

Инициатива «Пояс и путь» на Ближнем Востоке: взгляд СМИ Китая и Саудовской Аравии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
225
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Пояс и путь» / Китай / Ближний Восток / арабские страны / фрейм-анализ / Саудовская Аравия / Belt and Road Initiative / China / Middle East / Arab countries / discourse analysis / content analysis / frames

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алёна Константиновна Комелева, Кирилл Сергеевич Кравцов, Елена Дмитриевна Соболева

Данное исследование вносит вклад в изучение восприятия китайской инициативы «Пояс и путь» в мире. С помощью фрейм-анализа сравнивается освещение участия стран Ближнего Востока в «Поясе и пути» в СМИ Китая и Саудовской Аравии. Выявлено, что СМИ обеих стран делают акцент только на преимуществах инициативы, таких как взаимовыгодность, «диалог на равных», стимулирование технологического развития стран-участниц. Это демонстрирует успехи дискурсивной силы КНР в популяризации этого нарратива среди ближневосточных элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Belt and Road Initiative in the Middle East: Media coverage from China and Saudi Arabia

This research paper contributes to the study of the perception of the Chinese Belt and Road Initiative in the world. Using frame analysis, we compare how the media of the People’s Republic of China (PRC) and the Kingdom of Saudi Arabia (KSA) cover the participation of Middle Eastern countries in the Belt and Road Initiative. Due to the strategic location of the region at the crossroads between Asia, Europe and Africa, the Middle East is vital for the implementation of the Chinese initiative. Saudi Arabia was chosen due to the fact that it is the largest economy among Arab countries, a global energy power and the home of two of Islam’s holy sanctuaries, which makes it an influential actor in the Middle East, whose support is important for China’s projects in the region. Using keywords, we collected 108 articles that were published between 2019 and 2021 in five media outlets: Saudi Al-Riyadh and Okaz and Chinese People’s Daily, Global Times and Xinhua. In order to narrow down our sample, we concentrated on the Arab countries of the Middle East, so the following combination of keywords was used to guide our search: “China”, “Arab countries”, “Middle East” and “Belt and Road”. As a result of the study, we revealed that the press of both countries focuses only on the advantages of the initiative, such as mutual benefit, “dialogue on equal terms”, stimulating the technological development of the participating countries, etc. Articles in our sample neither cover difficulties related to the Belt and Road Initiative implementation nor feature criticism of Chinese projects that is usually present in Western media. Formalism is a common feature of publications in the media of the KSA and the PRC; many phrases and expressions, and sometimes whole sentences are used from article to article without visible changes. We should note that Chinese and Saudi journalists compare and contrast the Belt and Road Initiative with the US projects, which are criticized for exploiting the region. A significant proportion of articles in the PRC media focus on the recovery of the Middle East from the COVID-19 pandemic and stress the positive role of the PRC in this process, while the KSA media present it as bilateral cooperation rather than assistance from Beijing. This can be explained by the PRC’s desire to reformat the image of the main “culprit” of the pandemic into a “benefactor” who provides all necessary help to the affected countries. In addition, the Saudi press often uses Chinese ideological concepts and phrases in its materials, for example, the idea of a “community of the common destiny of mankind”. This demonstrates the success of China’s discursive power in popularizing this narrative among Middle Eastern elites.

Текст научной работы на тему «Инициатива «Пояс и путь» на Ближнем Востоке: взгляд СМИ Китая и Саудовской Аравии»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 156-164 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 488. рр. 156-164

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Научная статья УДК 327.8

(М: 10.17223/15617793/488/15

Инициатива «Пояс и путь» на Ближнем Востоке: взгляд СМИ Китая и Саудовской Аравии

Алёна Константиновна Комелева1, Кирилл Сергеевич Кравцов2, Елена Дмитриевна Соболева3

12'3 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия

1 [email protected]. ги

2 kskгavtsov@edu. hse. ги 3 edsoboleva@hse. ги

Аннотация. Данное исследование вносит вклад в изучение восприятия китайской инициативы «Пояс и путь» в мире. С помощью фрейм-анализа сравнивается освещение участия стран Ближнего Востока в «Поясе и пути» в СМИ Китая и Саудовской Аравии. Выявлено, что СМИ обеих стран делают акцент только на преимуществах инициативы, таких как взаимовыгодность, «диалог на равных», стимулирование технологического развития стран-участниц. Это демонстрирует успехи дискурсивной силы КНР в популяризации этого нарратива среди ближневосточных элит.

Ключевые слова: «Пояс и путь», Китай, Ближний Восток, арабские страны, фрейм-анализ, Саудовская Аравия

Источник финансирования: публикация подготовлена в ходе проведения исследования (№ 21-04-013) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)» в 2021 г.

Для цитирования: Комелева А.К., Кравцов К.С., Соболева Е.Д. Инициатива «Пояс и путь» на Ближнем Востоке: взгляд СМИ Китая и Саудовской Аравии // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 156-164. аог 10.17223/15617793/488/15

Original article

doi: 10.17223/15617793/488/15

The Belt and Road Initiative in the Middle East: Media coverage from China and Saudi Arabia

Alena K. Komeleva1, Kirill S. Kravtsov2, Elena D. Soboleva3

12'3 HSE University, St. Petersburg, Russian Federation 1 [email protected]. ru 2 skravtsov@edu. hse. ru 3 edsoboleva@hse. ru

Abstract. This research paper contributes to the study of the perception of the Chinese Belt and Road Initiative in the world. Using frame analysis, we compare how the media of the People's Republic of China (PRC) and the Kingdom of Saudi Arabia (KSA) cover the participation of Middle Eastern countries in the Belt and Road Initiative. Due to the strategic location of the region at the crossroads between Asia, Europe and Africa, the Middle East is vital for the implementation of the Chinese initiative. Saudi Arabia was chosen due to the fact that it is the largest economy among Arab countries, a global energy power and the home of two of Islam's holy sanctuaries, which makes it an influential actor in the Middle East, whose support is important for China's projects in the region. Using keywords, we collected 108 articles that were published between 2019 and 2021 in five media outlets: Saudi Al-Riyadh and Okaz and Chinese People's Daily, Global Times and Xinhua. In order to narrow down our sample, we concentrated on the Arab countries of the Middle East, so the following combination of keywords was used to guide our search: "China", "Arab countries", "Middle East" and "Belt and Road". As a result of the study, we revealed that the press of both countries focuses only on the advantages of the initiative, such as mutual benefit, "dialogue on equal terms", stimulating the technological development of the participating countries, etc. Articles in our sample neither cover difficulties related to the Belt and Road Initiative implementation nor feature criticism of Chinese projects that is usually present in Western media. Formalism is a common feature of publications in the media of the KSA and the PRC; many phrases and expressions, and sometimes whole sentences are used from article to article without visible changes. We

© Комелева А.К., Кравцов К.С., Соболева Е.Д., 2022

should note that Chinese and Saudi journalists compare and contrast the Belt and Road Initiative with the US projects, which are criticized for exploiting the region. A significant proportion of articles in the PRC media focus on the recovery of the Middle East from the COVID-19 pandemic and stress the positive role of the PRC in this process, while the KSA media present it as bilateral cooperation rather than assistance from Beijing. This can be explained by the PRC's desire to reformat the image of the main "culprit" of the pandemic into a "benefactor" who provides all necessary help to the affected countries. In addition, the Saudi press often uses Chinese ideological concepts and phrases in its materials, for example, the idea of a "community of the common destiny of mankind". This demonstrates the success of China's discursive power in popularizing this narrative among Middle Eastern elites.

Keywords: Belt and Road Initiative, China, Middle East, Arab countries, discourse analysis, content analysis, frames

Financial support: The publication was prepared within the framework of the Academic Fund Program at the HSE University in 2021 (Grant No. 21-04-013).

For citation: Komeleva, A.K., Kravtsov, K.S. & Soboleva, E.D. (2023) The Belt and Road Initiative in the Middle East: Media coverage from China and Saudi Arabia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 488. рр. 156-164. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/488/15

Введение

«Пояс и путь» является одной из крупнейших международных инициатив XXI в. Предложение о ее создании было выдвинуто председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г. в Алматы [1], а в 2015 г. был опубликован официальный документ «Концепция и план действий по совместному строительству "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути XXI века"», где были сформулированы принципы, приоритетные направления и механизмы сотрудничества в рамках инициативы [2]. Название инициативы отсылает к Великому Шелковому Пути, который в древности соединял Китай с Европой, Ближним Востоком и Африкой. По данным на 7 февраля 2022 г., КНР заключила более 200 соглашений с 149 государствами и 32 международными организациями о сотрудничестве в ее реализации [3]. География проектов также очень обширна, а суммарное финансирование составляет более 1 трлн долл. [4].

«Пояс и путь» стала неотъемлемой частью внешней политики КНР, большая часть китайских зарубежных проектов проводятся под знаменем» данной инициативы. В докладе на 19-м съезде КПК в 2017 г. Си Цзиньпин подчеркнул, что она нацелена на обеспечение политической координации, взаимосвязанности инфраструктуры, бесперебойной торговли, свободного передвижения капитала и взаимного сближения чаяний народов, чтобы создать новые площадки международного сотрудничества, придать новые импульсы совместному развитию [5]. Несмотря на то, что многие ученые положительно оценивают инициативу [6-8], существует и ряд проблем, которые активно поднимаются различными исследователями [9-11]. Одним из недостатков называют отсутствие конкретики в продвигаемой КНР инициативе и консенсуса по поводу ожидаемых результатов. Ввиду широкого и нечеткого формата, возникает вопрос, насколько совпадают взгляды на то, что такое «Пояс и путь» у КНР и стран, присоединившихся к проекту. Есть ли общее видение содержания сотрудничества и его преимуществ?

Существует ряд исследований, в которых сравниваются китайский и западный взгляд на «Пояс и

путь», их авторы выявляют расхождения во взглядах как на саму инициативу, так и на мотивацию КНР для ее реализации [12]. Так, в статье об освещении «Пояса и пути» в китайской англоязычной газете «Чайна Дейли» (China Daily) и британской «Файнэншл Таймс» (Financial Times) исследователи приходят к выводу, что китайские СМИ выстраивают имидж КНР как миролюбивой и ответственной державы, которая стремится способствовать решению мировых проблем. В то же время в британской прессе Китай представлен, с одной стороны, как влиятельная держава, с другой - как геополитическая угроза [13]. Интересно исследование о репрезентации «Пояса и пути» в российских СМИ. Авторы делают заключение о том, что важными элементами дискуссии о «Поясе и пути» в российских СМИ являются российско-китайские отношения в целом и роль других евразийских государств (особенно стран - членов ЕАЭС) [14]. Также российские журналисты часто говорят о «Поясе и пути» в контексте противостояния США и КНР, критикуют США и ЕС и делают акцент на про-активной позиции России в развитии сотрудничества с КНР в рамках «Пояса и пути». Однако мало известно про то, как «Пояс и путь» оценивают в СМИ других регионов мира.

Цель нашего исследования - выяснить, как эта важная для КНР инициатива репрезентируется в странах Ближнего Востока на примере прессы Королевства Саудовской Аравии (КСА), и сравнить эти наблюдения с нарративами в китайских СМИ. Нас интересует не репрезентация «Пояса и путь» в СМИ обеих стран сама по себе, а то, как журналисты пишут про ее развитие на Ближнем Востоке.

Ввиду стратегического положения региона на перекрестке путей между Азией, Европой и Африкой, Ближний Восток крайне важен для реализации китайской инициативы. Изучение репрезентации инициативы «Пояс и путь» в саудовских СМИ актуально по ряду причин. Во-первых, Саудовская Аравия является крупнейшей экономикой среди арабских государств, глобальной энергетической державой и хранительницей святынь ислама, что делает ее влиятельным актором на Ближнем Востоке. Во-вторых, Саудовская Аравия является важным для КНР ближневосточным

партнером, доказательством чего служат соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве (2016) [15], регулярные визиты представителей королевской семьи Саудовской Аравии в Китай [16] и товарооборот в 87 млрд долл. в 2021 г. [17]. Саудовская Аравия также является главным поставщиком нефти в КНР наряду с Россией и Анголой, что говорит о стратегической значимости КСА для Китая. В-третьих, взаимодействие двух стран осложняется тесными связями КСА с США, которые критически относятся к расширению китайского присутствия на международной арене, а также разногласиями относительно политики по отношению к Ирану. Таким образом, в силу важности Саудовской Аравии для «Пояса и пути» и усиления критики со стороны США, которые являются важным партнером Эр-Рияда, представляет интерес восприятие «Пояса и пути» в Саудовской Аравии.

Теоретическая рамка и методология

В странах с государственным контролем медиа, к которым относятся Китай и КСА, СМИ транслируют позицию элит, соответственно, выявление общего и различного в дискурсах СМИ обеих стран позволит определить видение и интересы элит КНР и КСА [18]. Мы также предполагаем, что освещение «Пояса и пути» на Ближнем Востоке в СМИ двух стран будет отражать внутреннюю повестку и использоваться для легитимизации режима. Под последним мы подразумеваем интерпретацию международных новостей для национальной аудитории таким образом, чтобы подчеркнуть успехи государства на международной арене [19].

Для анализа публикаций в СМИ КНР и КСА в статье используются методы количественного и качественного контент-анализа. Во-первых, мы проводим тематический анализ статей, классифицируя их по таким категориям, как политика, торговля, инфра-

На основе данных критериев были отобраны 53 статьи из СМИ КНР и 55 статей из СМИ Саудовской Аравии, опубликованных с января 2019 по декабрь 2021 г. Таким образом, исследование охватывает три года и позволяет проследить современные тенденции в репрезентации «Пояса и пути» на Ближнем Востоке в СМИ двух стран. Выбранный период включает год до начала пандемии новой коронавирусной инфекции и два года ее распространения. Стоит отметить, что китайская пресса редко рассматривает от-

структура, энергетика, инвестиции, безопасность. Единицей анализа является одна новостная статья. Это позволяет выявить для каждой страны те сферы, с которыми связывают инициативу «Пояс и путь». Помимо этого мы также смотрим на интерпретации или фреймирование «Пояса и пути». Под последним понимается организация новостного сюжета тематически, стилистически и фактически таким образом, чтобы передать определенную идею [20]. Фреймирова-ние также предполагает замалчивание важных аспектов изображаемого явления или события. Фреймы объединяют ключевые идеи, стандартные фразы и стереотипные образы для поддержки определенной интерпретации [21]. Единицей анализа является связный отрывок статьи, т.е. в рамках одной публикации можно зафиксировать более одного фрейма. Это позволяет выявить то, как каждая страна трактует реализацию «Пояса и пути» на Ближнем Востоке, какие аспекты чаще упоминаются, в каком контексте и почему. Кроме того, мы приводим примеры дискурсивных практик, с помощью которых эти фреймы/интерпретации передаются.

Источниками данных были выбраны пять СМИ: китайские газеты «Жэньминь жибао» [22] и «Ху-аньцю шибао» [23], информационное агентство «Синьхуа» [24] и саудовские газеты «Эр-Рияд» [25] и «Оказ» [26]. Эти СМИ транслируют официальную позицию правящих элит обеих стран, однако «Ху-аньцю шибао» [27] и «Оказ» чаще позволяют себе некоторое отхождение от сухого официального тона [28]. Статьи отбирались по ключевым словам, в выборку включались те, где были упоминания всей группы ключевых слов. Для того, чтобы сузить выборку, мы концентрировались на арабских странах Ближнего Востока, поэтому было использовано сочетание этой группы слов: «Китай», «арабские страны», «Ближний Восток» и «Пояс и путь», «китайско-арабские отношения» (табл. 1, 2).

ношения КНР с отдельными ближневосточными государствами, обычно в фокусе публикаций взаимодействие КНР со всем регионом.

Результаты

Общей характерной чертой публикаций в СМИ КСА и КНР можно назвать формализм и официальность. Выражения, а иногда и целые предложения используются от статьи к статье без видимых измене-

Т а б л и ц а 1

Ключевые слова для китайских СМИ

Слова на китайском «^^^й» и «ф£» и «ФЯ» и «ИШйй ш»

Транслитерация «Идай илу» и «Чжундун» и «Чжунго» и «Алабо гоцзя»

Слова на русском «Пояс и путь» и «Ближний Восток» и «Китай» и «арабские страны»

Т а б л и ц а 2 Ключевые слова для саудовских СМИ

Слова на арабском «■^Ь и «й^-^1» и «-—и

Транслитерация «Тарйк уахид хизг м уахид» и «Ас-сйн» и «Аш-шарк ал-'аусат» и «Ал-'алакат ас-сйнййа ал-'арабййа»

Слова на русском «Пояс и путь» и «Китай» и «Ближний Восток» и «китайско-арабские отношения»

ний. Особенно это заметно в публикациях о дипломатических мероприятиях, например форумах или круглых столах, которые создают новостной повод на несколько дней подряд. Фрагменты статей повторяются слово в слово. Это говорит о том, что это одобренный официальный вариант. Как правило, это касается фрагментов про важность «Пояса и пути» для мира, данных о торговле между КНР и ближневосточными странами, информации о том, что Китай полностью поддерживает страны Ближнего Востока в борьбе с терроризмом, а ближневосточные страны являются стратегическими партнерами КНР и т. д. Отличительная черта всех статей - это исключительно позитивное освещение всех аспектов взаимодействия КНР и стран ближневосточного региона.

Доминирующей темой оказалась экономика (42% статей в СМИ КНР, 35% в СМИ КСА), в рамках которой освещалась торгово-экономическая кооперация двух сторон и реализация инвестиционных проектов «Пояса и пути». Это является ожи-

В ходе анализа были выделены следующие фреймы: «Взаимовыгодная для всех участников инициатива», «Альтернативная модель сотрудничества», «Больше, чем экономика» и «Ближневосточные страны как бенефициары инициативы "Пояс и путь"».

Во-первых, в китайских и саудовских СМИ подчеркивают то, что инициатива «Пояс и путь» является взаимовыгодной для всех участников (фрейм «Взаимовыгодная для всех участников инициатива» встретился 19 раз в СМИ КНР, 16 в СМИ КСА). Например, «Жэньминь жибао» пишет, что «в рамках "Пояса и пути" КНР будет содействовать прагматичному сотрудничеству в различных областях, способствовать взаимной выгоде всех участников» [29]. В ходе обсуждения успешности торгово-экономических отношений говорится о «высокой совместимости» стран в области торговли [30]. Идея взаимовыгодного сотрудничества является одним из ключевых принципов дипломатии КНР, который регулярно фигурирует в официальных заявлениях китайских лидеров и используется, чтобы подчеркнуть благие намерения КНР. Стоит отметить, что китайская пресса не только делает акцент на таком преимуществе своей инициа-

даемым результатом, так как совпадает с изначальным позиционированием инициативы. Кроме того, значительная часть статей в СМИ КСА касалась взаимоотношений КНР и стран Ближнего Востока в энергетической сфере (24%), так как Китай остается главным импортером нефти, добываемой на Ближнем Востоке. В нашей выборке 36% статей в СМИ КНР было посвящено политическому сотрудничеству КНР и стран ближневосточного региона, в то время как в СМИ КСА насчитывается всего 18% статей на такую тему. Это может быть свидетельством того, что страны придают разное значение этому аспекту кооперации. Несколько статей рассматривали отношения КНР и стран Ближнего Востока и в других сферах, например освещали гуманитарное сотрудничество и культурные обмены (9% в СМИ КНР и 7% в СМИ КСА). В СМИ КНР выявлено 11% статей, посвященных новым технологиям, в то время как СМИ КСА упоминают эту тему немного чаще (16% статей) (табл. 3).

Они обращают внимание на разные аспекты реализации инициативы на Ближнем Востоке, описывают ее отличия от схожих проектов других стран и обсуждают значение инициативы для стран региона. Результаты фрейм-анализа можно увидеть в табл. 4.

тивы, но и критикует западные страны. Например, в одной статье говорится о том, что «Пояс и путь» стремится принести новые возможности для ближневосточных стран в отличие от США, которые постоянно вмешиваются в международные цепочки поставок и влияют на мировую экономику ради собственной выгоды [31].

В саудовских СМИ также можно встретить похожие идеи о взаимовыгодном сотрудничестве в рамках «Пояса и пути». Например, «Эр-Рияд» пишет, что «китайская инициатива «Пояс и путь» является взаимовыгодной для Саудовской Аравии и Китая и предполагает беспроигрышное сотрудничество двух стран» [32]. Страны-участницы называются «крыльями» инициативы, т. е. СМИ КСА говорят о важности присоединившихся стран для «Пояса и пути», без которых проекты КНР невозможно реализовать. В саудовских СМИ отмечают, что торговля нефтехимиче-

Таблица 3

Тематический анализ

СМИ Экономика Энергетика Политика Гуманитарное сотрудничество Технологии

КНР 42% 2% 36% 9% 11%

КСА 35% 24% 18% 7% 16%

Таблица 4

Фрейм-анализ репрезентации «Пояса и пути»

Фреймы СМИ КНР СМИ КСА Всего

Взаимовыгодная для всех участников инициатива 19 16 35

Альтернативная модель сотрудничества 5 2 7

Ближневосточные страны как бенефициары инициативы «Пояс и путь» 26 34 60

Больше, чем экономика 36 31 67

ской продукцией составляет около 50% от общего объема двусторонней торговли между Китаем и Саудовской Аравией, и это «способствует продвижению экономического развития в обеих странах» [33]. Отсутствует критика китайской инициативы, которую можно найти в СМИ других стран, где «Пояс и путь» представляют как способ расширить геополитическое влияние и военное присутствие КНР [34].

Во-вторых, в СМИ обеих стран инициативу «Пояс и путь» представляют как особую модель сотрудничества (фрейм «Альтернативная модель сотрудничества» встретился в СМИ КНР 5 раз, в СМИ КСА 2 раза). СМИ КНР называют особой характеристикой «Пояса и пути» то, что Китай не вмешивается в дела других стран, не навязывает им свою волю и не ставит какие-либо дополнительные условия в обмен на участие в инициативе. «Пояс и путь» называют платформой для «диалога на равных». Так, КНР позиционирует себя как одну из развивающихся стран, а взаимодействие со странами Ближнего Востока как сотрудничество «Юг-Юг». Как и в случае с взаимной выгодой, высказывается прямая критика в отношении стран Запада. В «Хуаньцю шибао» говорится о том, что Китай предлагает ближневосточным странам пользоваться благами от кооперации в рамках «Пояса и пути» и улучшать уровень жизни своих граждан, развивать экономику, а не идти по «старому колониальному пути, предлагаемому западными странами» [35]. То есть проекты западных стран представляются как старые модели по эксплуатации региона, тогда как китайская инициатива предлагает новый формат для диалога между цивилизациями.

В газетах КСА тоже присутствуют рассуждения о взаимоотношениях Китая, Саудовской Аравии и США, а также встречается критика американских действий на международной арене. «Эр-Рияд» пишет о возникновении «американского вакуума» после снижения вовлеченности США в дела региона и заполнении данной лакуны Китаем. Газета цитирует слова Президента США Джо Байдена о том, что «необходимо уменьшить американскую приверженность Ближнему Востоку, так как он больше не является приоритетом для США» [36]. Кроме того, в статьях о влиянии «Пояса и пути» на сотрудничество в области технологий критикуются попытки США воспрепятствовать лидерству Китая на рынке современных технологий путем введения различных санкций против КНР. Подчеркивается, что выбор Саудовской Аравией технологий зависит не от политического контекста, а от китайских технических стандартов, которые, «несомненно, имеют преимущества на рынке» [37]. Можно заметить, что саудовские журналисты не только называют «Пояс и путь» «новаторской и образцовой моделью сотрудничества, партнерства и взаимодействия между народами», но также стараются выделить Китай среди остальных своих партнёров.

В-третьих, публикации в китайских и саудовских СМИ делают акцент на благах и преимуществах, которые страны Ближнего Востока получают от сотрудничества в рамках «Поясе и пути» (фрейм «Ближневосточные страны как бенефициары инициативы "По-

яс и путь"» встретился 26 раз в СМИ КНР, 34 в СМИ КСА). СМИ КНР часто обращают внимание на то, что проекты в рамках «Пояса и пути» смогут ускорить экономическое развитие стран Ближнего Востока и улучшить жизнь граждан. Среди проектов и потенциальных сфер сотрудничества часто упоминается экономическая зона в Суэцком канале, говорится о создании инфраструктуры, от нехватки которой страдают ближневосточные страны. Кроме того, СМИ пишут о том, что «Пояс и путь» способствует реализации программы «Видение Саудовской Аравии 2030», которая нацелена на диверсификацию экономики и обеспечение устойчивого развития Саудовской Аравии. Чтобы показать преимущества сотрудничества с китайскими компаниями, СМИ КНР рассказывают об их ценном опыте в сфере развития цифровой экономики, искусственного интеллекта, биомедицины и возобновляемой энергетики, который они готовы передать саудовским партнёрам. «Эр-Рияд» также пишет, что «инициатива "Пояс и путь"» является уникальной возможностью для стран Ближнего Востока развить и диверсифицировать свою экономику» [38]. В одной из статей упоминаются инвестиции Китая в КСА, которые в период с 2005 по 2020 г. составили около 39,9 млрд долл., что сделало КНР одним из главных партнеров в регионе [39].

Отдельно стоит отметить технологическое сотрудничество, которому посвящено значительное количество статей. Примером такой кооперации является стремление КНР развивать спутниковую отрасль в ближневосточных странах при участии китайской системы «Бэйдоу». Также среди статей 2021 г. регулярно встречаются публикации о вкладе «Цифрового Шелкового Пути» в развитие ближневосточных стран, в частности в сфере образования, которое станет более доступным для населения при более высоком уровне и глубоком проникновении информационных технологий. Данная китайская инициатива направлена на повышение существующего уровня технологического развития в странах Азии и Африки, наиболее активно реализуется последние несколько лет [40]. Стоит отметить, что при осуждении вопросов технологического сотрудничества также встречается критика западных стран. По мнению китайских журналистов, ближневосточные страны находятся в технологической зависимости от других стран, а «Пояс и путь» сможет помочь им развить собственную 1Т-индустрию. Так, «Хуаньцю шибао» пишет, что «Правительство Китая стремится содействовать росту ведущих местных 1Т-компаний и снизить технологическую зависимость от зарубежных стран, особенно Соединенных Штатов» [41]. В СМИ КСА часто упоминается использование всеми участниками инициативы самых высоких международных стандартов, также пишут о развитии технологий, которые будут задействованы в нефтяной и химической промышленности. Например, газета «Эр-Рияд» указывает на стремление компании «Хуавэй» поддерживать усилия КСА в проведении цифровой трансформации, одним из наиболее важных аспектов которой является расширение прав и возможностей саудовских кадров и подготовка специалистов в секторе ИКТ [37].

В статьях о пандемии новой коронавирусной инфекции «Пояс и путь» представляется как механизм предоставления помощи и общественных благ для ближневосточных стран. В СМИ КНР отмечают, что «Пояс и путь» позволит экономикам стран Ближнего Востока восстановиться после пандемии СОУГО-19. Через этот фрейм КНР представляется как «благодетель», который спасет ближневосточные страны от бед, принесенных коронавирусом. Вновь имеет место риторическое соревнование с США и другими западными странами за Ближней Восток. В СМИ КСА новости про коронавирус представляются несколько по-другому. Журналисты пишут именно про сотрудничество, в котором страны Ближнего Востока являются не пассивными получателями помощи, а участниками, внесшими свой вклад. Так, например, «Эр-Рияд» говорит об «укреплении сотрудничества между странами ближневосточного региона и Китаем для борьбы с пандемией и ограничения ее последствий» [42]. Однако вклад КНР в предотвращение распространения СОУГО-19 на Ближнем Востоке также упоминается, например, говорится о передаче 500 тыс. риалов и других пожертвованиях организациям, занимающимся борьбой с пандемией [43].

Наконец, китайские и саудовские СМИ обращают внимание на то, что реализация инициативы «Пояс и путь» на Ближнем Востоке выходит за рамки чисто экономического сотрудничества, направленного на получение материальной выгоды (фрейм «Больше, чем экономика», 36 в СМИ КНР и 31 в СМИ КСА). Говорится, что инициатива также содействует развитию гуманитарных связей, культурных обменов, укреплению политических отношений. Так, подчеркиваются не только экономические выгоды стран, но и нематериальные приобретения, которые поддерживают особые отношения между КНР и странами региона. В СМИ КНР можно встретить отсылки к китайской внешнеполитической концепции «сообщества единой судьбы человечества», которая описывает международное сотрудничество нового типа по противостоянию разнообразным глобальным вызовам, и китайско-арабском направлении этого сообщества. Китайские СМИ делают акцент на долгой истории и особом характере отношений китайской и арабской цивилизаций и существующей общности интересов, а также называют ближневосточные страны «братьями Китая» [44]. Саудовские СМИ повторяют китайские формулировки о «построении сообщества с общим будущим для человечества», наличии «взаимного политического доверия между странами», «взаимопомощи и поддержке» [45].

Заключение

Исследование продемонстрировало, что, во-первых, китайские и саудовские СМИ транслируют исключительно позитивную оценку «Пояса и пути» в целом и на Ближнем Востоке в частности. Саудовская пресса избегает любой критики инициативы и не высказывает опасений о том, что Китай стремится ис-

пользовать ее как способ расширить геополитическое влияние и военное присутствие в регионе, как это нередко делают СМИ других стран. Это касается и фреймирования инициативы: все выявленные фреймы говорят о разных преимуществах инициативы, таких как взаимовыгодность, равенство участников и отказ от эксплуатации, стимулирование технологического развития присоединившихся стран и др. Это не свидетельствует об отсутствии трудностей в реализации инициативы, а скорее иллюстрирует специфику работы СМИ в странах со строгим государственным регулированием. Также выбор фреймов отражает то, что через дискурс в СМИ политические элиты в обеих странах стремятся показать свои успехи и таким образом повысить легитимность правления.

Во-вторых, важным элементом фреймирования «Пояса и пути» в прессе КНР и КСА является противопоставление ее западным, и, в частности, американским проектам по сотрудничеству. Такое противопоставление присутствует в трех фреймах из четырех. В китайской прессе американские проекты позиционируются как продолжение старых моделей по эксплуатации региона, в то время как китайская инициатива представлена как новый формат для диалога между цивилизациями. В саудовской прессе «Пояс и путь» также обсуждается в контексте отношений с США: китайская инициатива выступает альтернативой американским проектам, которые, с одной стороны, сокращаются, а с другой - уступают китайским по некоторым показателям. На КНР возлагаются большие надежды по освобождению ближневосточных стран от технологической зависимости от Запада. Популяризация китайского подхода к сотрудничеству через критику западной модели - прием, который регулярно используется китайскими СМИ. Любопытно, что саудовская пресса также применяет его, что свидетельствует о некоторой солидарности китайских и саудовских элит в этом вопросе.

В-третьих, показательно, что саудовская пресса нередко использует китайские идеологические концепции и формулировки в своих материалах. Самая популярная из них - идея «сообщества общей судьбы человечества», которая стала флагманской внешнеполитической концепцией КНР последних лет. Это демонстрирует успехи дискурсивной силы КНР в популяризации этого нарратива среди ближневосточных элит.

Можно выделить и ряд различий в медиаповестке КНР и КСА. Например, в СМИ КНР присутствует большое количество статей, посвященных восстановлению стран Ближнего Востока после пандемии СОУГО-19, и делается акцент на положительной роли КНР в этом процессе, в то время как в СМИ КСА больше пишут именно о двустороннем сотрудничестве. Это можно объяснить стремлением КНР переформатировать образ «виновника» пандемии в «благодетеля», который оказывает всю необходимую помощь пострадавшим странам. В СМИ КСА много внимания уделяется энергетическому сотрудничеству при практически полном отсутствии данной тематики в СМИ Китая. Вероятным объяснением этому являет-

ся то, что СМИ КСА стремятся сделать акцент на преимуществе своей страны - значительных запасах энергетических ресурсов, а у китайских журналистов нет такой задачи. Наконец, любопытно, что китайские СМИ не подчеркивают лидерскую роль Китая, а вот в саудовской прессе можно встретить идеи китайского

лидерства, например, в сфере технологий. В целом исследование демонстрирует, что далеко не все зарубежные СМИ выступают с критикой «Пояса и пути», а случай Саудовской Аравии является иллюстрацией значительной дискурсивной поддержки китайской инициативы со стороны иностранного партнера.

Список источников

1. Выступление Си Цзиньпина в Назарбаев Университете в Казахстане // Центральное народное правительство КНР. 08.09.2013. URL:

http://www.gov.cn/ldhd/2013-09/08/content_2483565.htm (дата обращения: 26.01.2023). (на китайском языке).

2. Концепция и план действий по совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути

XXI века» // «Синьхуа» онлайн. 28.03.2015. URL: http://www.xinhuanet.eom//world/2015-03/28/c_1114793986.htm (дата обращения: 26.01.2023). [ШиЖ^Ш^Ш^Щ^Ш'ШШттШ^Щ^ШШМ^'пЩ (на китайском языке).

3. Список стран, подписавших документы о сотрудничестве с Китаем для совместного строительства Пояса и пути // Один пояс - один путь

онлайн. 07.02.2022. URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/xwzx/roll/77298.htm (дата обращения: 26.05.2022). [В^фЯ^ТТ^Ш"— Ш— Ш] (на китайском языке).

4. Inside China's Plan to Create a Modern Silk Road // Morgan Stanley. 14.03.2018. URL: https://www.morganstanley.com/ideas/china-belt-and-road

(дата обращения: 26.05.2022).

5. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК // «Синьхуа». 03.11.2017. URL: http://russian.news.cn/2017-

11/03/c_136726299.htm (дата обращения: 26.05.2022).

6. Cheng G. The Belt and Road: A Mission to Benefit Two-Thirds of the World // Horizons: Journal of International Relations and Sustainable De-

velopment. 2015. Vol. 4. P. 154-61.

7. Fang X. The Belt and Road Initiative: Connecting China and Central Europe // International Issues & Slovak Foreign Policy Affairs. 2015. Vol. 24,

№ 3. P. 3-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Lukin A. Russian-Chinese Cooperation in Central Asia and the Idea of Greater Eurasia // India Quarterly. 2019. Vol. 75 (1). P. 1-14.

9. Mobley T. The Belt and Road Initiative: Insights from China's Backyard // Strategic Studies Quarterly. 2019. Vol. 13, № 3. P. 52-72.

10. Arase D. China's Two Silk Roads Initiative: What It Means for Southeast Asia // Southeast Asian Affairs. 2015. P. 25-45.

11. Clarke M. The Belt and Road Initiative: China's New Grand Strategy? // Asia Policy. 2017. Vol. 24. P. 71-79.

12. Yang H., Gorp B. A frame analysis of political-media discourse on the Belt and Road Initiative: evidence from China, Australia, India, Japan, the United Kingdom, and the United States // Cambridge Review of International Affairs. 2021. Vol. 34. P. 1-27.

13. Zhang L., Wu D. Media Representations of China: A Comparison of China Daily and Financial Times in Reporting on the Belt and Road Initiative // Critical Arts. 2017. Vol. 31 (6). P. 29-43.

14. Kuteleva A., Vasiliev D. China's belt and road initiative in Russian media: politics of narratives, images, and metaphors // Eurasian Geography and Economics. 2020. Vol. 62. P. 582-606.

15. Отношения Китая и Саудовской Аравии // МИД КНР. 08.2021. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/ yz_676205/1206_676860/sbgx_676864/ (дата обращения: 26.05.2022). [фЯЙЙ^ЭД (на китайском языке).

16. Consulate General of the People's Republic of China in Jeddah. 2022. URL: http://jeddah.china-consulate.gov.cn/eng/ (дата обращения: 26.05.2022).

17. Таблица общей стоимости импортных и экспортных товаров по стране (региону) в декабре 2021 г. (в долларах США) // Главное таможенное управление КНР. 18.01.2022. URL: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/zfxxgk/2799825/302274/302277/302276/ 4127455/index.html (дата обращения: 26.05.2022). [2021^12ДЖШ РЙЙЩ №К) .ЙЙЙ ШЖШ ] (на китайском языке).

18. Robinson P. The Media and Foreign Policy // Oxford Research Encyclopedia of Politics. 26.09.2017. URL: https://oxfordre.com/politics/politics/view/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-494 (дата обращения: 26.05.2022).

19. Pak M., Menga F., Feuer D., Dowell A. State-run media outlets in Central Asia: external regime legitimation through regional conflict and cooperation framing // Central Asian Survey. 2020. Vol. 39 (3). P. 378—397.

20. Entman R. Framing: Toward clarification of a fractured paradigm // Journal of Communication. 1993. Vol. 43 (4). P. 51-58.

21. Maslog C.C., Lee S.T., Kim H.S. Framing Analysis of a Conflict: How Newspapers in Five Asian Countries Covered the Iraq War // Asian Journal of Communication. 2006. Vol. 16 (1). P. 19-39.

22. Жэньминь онлайн. 2022. URL: http://www.people.com.cn/ (дата обращения: 26.05.2022). [АЩН] (на китайском языке).

23. Хуаньцю онлайн. 2022. URL: https://www.huanqiu.com/ (дата обращения: 26.05.2022). (на китайском языке).

24. «Синьхуа» онлайн. 2022. URL: http://rn.news.cn/ (дата обращения: 26.05.2022). [^^Н] (на китайском языке).

25. Al Riyadh. 2022. URL: https://www.alriyadh.com/ (дата обращения: 26.05.2022). [^Ujil] (на арабском языке).

26. Okaz. 2022. URL: https://www.okaz.com.sa/ (дата обращения: 26.05.2022). (на арабском языке).

27. Huang Z. Inside the Global Times, China's hawkish, belligerent state tabloid // Quartz. 09.08.2016. URL: https://qz.com/745577/inside-the-global-times-chinas-hawkish-belligerent-state-tabloid/ (дата обращения: 26.05.2022).

28. Rsf.org. Saudi Arabia. 2022. URL: https://rsf.org/en/country/saudi-arabia (дата обращения: 26.05.2022).

29. Диалог политических партий Китая и арабских государств на специальной сессии принимает совместную декларацию // «Синьхуа» онлайн. 24.06.2020. URL: http://www.xinhuanet.com/2020-06/24/c_1126156410.htm (дата обращения: 26.05.2022). [фЯ -ИШЙЯШЙЙ

M-sKSS^^fiW] (на китайском языке).

30. Дин Л. Беспокоитесь, что Китай залез в «ближневосточное болото»? Не нужно // «Хуаньцю шибао» онлайн. 20.07.2021. URL: https://opinion.huanqiu.com/article/440fHRo5Ure (дата обращения: 26.05.2022). [ТЙ : (на китайском языке).

31. Посольство в Египте провело обсуждение, чтобы раскритиковать разрушение Соединенными Штатами системы свободной торговли // «Жэньминь жибао» онлайн. 30.05.2019. URL: http://world.people.com.cn/n1/2019/0530/c1002-31109855.html (дата обращения: 26.05.2022). [Ш.ШЖШ'Ш^ШЫ^, ШШШШ^Й Й (на китайском языке).

32. Министр информации председательствует на симпозиуме арабо-китайского сотрудничества в области СМИ // «Эр-рияд». 24.11.2020. URL: https://www.alriyadh.com/1855195 (дата обращения: 25.06.2022). [f^V i - (¿'и1 - iJ»^ lijI«j!I »j-* ^Ij f^V jOj] (на арабском языке).

33. Синопек - крупнейший наземный буровой подрядчик Арамко // «Эр-Рияд». 29.09.2020. URL: https://www.alriyadh.com/1844890 (дата обращения: 26.05.2022). [j^U^ j^ Jjli* jj£I ^jjij"] (на арабском языке).

34. Yang H, Gorp B. A frame analysis of political-media discourse on the Belt and Road Initiative: evidence from China, Australia, India, Japan, the United Kingdom, and the United States // Cambridge Review of International Affairs. 2021. Vol. 34. P. 1-27.

35. Комплексный инфоблок. 70 лет выдающихся достижений - арабские эксперты и ученые высоко оценивают большой вклад Китая в международную справедливость, развитие и прогресс // «Синьхуа» онлайн. 18.03.2019. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2019-03/18/c_1124247819.htm (дата обращения: 26.05.2022). -

^Р^МЙ^ЙЕФдК] (на китайском языке).

36. Готовится ли Китай заполнить американский вакуум на Ближнем Востоке? // «Эр-Рияд». 17.11.2021. URL: https://www.alriyadh.com/1918976 (дата обращения: 27.05.2022). [-—^jVI ¿>¿¡1 ^а ^Sjj^VI £ljill sJJ ¿¿Л Jm] (на арабском языке).

37. Значение саудовско-китайского сотрудничества для привлечения инвестиций и расширении возможностей технического сектора // «Эр-Рияд». 26.09.2021. URL: https://www.alriyadh.com/1909426 (дата обращения: 26.05.2022). [ CjIjUSuVI ^ILSU ^а ^-¡¿Л - jjUai ^ай ^jiiJI ¿jS^jj] (на арабском языке).

38. Синопек является крупнейшим подрядчиком Арамко по бурению на суше // «Эр-Рияд». 29.09.2020. URL: https://www.alriyadh.com/1844890 (дата обращения: 26.05.2022). [j£*l>V ^jj jia jjuu jj£i ^jjjj^] (на арабском языке).

39. Комплексное исследование по привлечению китайских инвестиций в Королевство // «Эр-Рияд». 15.06.2021. URL: https://www.alriyadh.com/1891026 (дата обращения: 26.05.2022). [4£1Л ¿штЧ ^IjUn^VI vM^^IjJ] (на арабском языке).

40. Ринчинов А.Б. Электронные СМИ КНР в условиях торговой войны с США: положение внутри страны и предпосылки для экспансии // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 474. С. 153-160.

41. Иорданские СМИ: глобальный «Цифровой шелковый путь» Китая достигает Ближнего Востока // «Хуаньцю шибао» онлайн. 17.09.2019. URL: https://m.huanqiu.com/article/9CaKrnKmRBv (дата обращения: 26.05.2022). (на китайском языке).

42. Завтра министр информации возглавит арабо-китайский симпозиум по сотрудничеству в области СМИ // «Эр-Рияд». 23.11.2020. URL: https://www.alriyadh.com/1855034 (дата обращения: 26.05.2022). [f^Vl ^ ^'»^ti jjl^l »j-j ^Ijj f^yi jjjj] (на арабском языке).

43. Синопек Инжиниринг Груп Саудия Лимитед: Новаторское строительство нефтяных и нефтехимических объектов // «Эр-Рияд». 21.11.2020. URL: https://www.alriyadh.com/1854649 (дата обращения: 26.06.2022). [ ¿¡jl^ SiL> vjji гЪй-Jl ^UjLuSjjIJIj jjjiJi] (на арабском языке).

44. Ван И. Укрепить противоэпидемическое сотрудничество и строя китайско-арабское сообщества единой судьбы человечества // «Жэнь-минь жибао» онлайн. 03.07.2020. URL: http://world.people.com.cn/n1/2020/0703/c1002-31769276.html (дата обращения: 26.05.2022). [MS

(на китайском языке).

45. Друзья-читатели газеты «Эр-Рияд» // «Эр-Рияд». 29.09.2019. URL: https://www.alriyadh.com/1779648 (дата обращения: 27.05.2022). [ »IjSII ^ujii »-¡j— »lii^Vl] (на арабском языке).

References

1. Tsentral'noe narodnoe pravitel'stvo KNR. (2013) Vystuplenie Si Tszin'pina v Nazarbaev Universitete v Kazakhstane [Xi Jinping's speech at

Nazarbayev University in Kazakhstan]. Tsentral'noe narodnoe pravitel'stvo KNR. 8 September. [Online] Available from: http://www.gov.cn/ldhd/2013-09/08/content_2483565.htm (Accessed: 26.01.2023). (In Chinese).

2. Xinhua Online. (2015) The concept and action plan for the joint construction of the Silk Road Economic Belt and the 21st Century Maritime Silk

Road. Xinhua Online. 28 March. [Online] Available from: http://www.xinhuanet.com//world/2015-03/28/c_1114793986.htm (Accessed: 26.01.2023). (In Chinese).

3. Belt and Road Portal. (2022) List of countries that have signed documents on cooperation with China for the joint construction of the Belt and

Road. Belt and Road Portal. 7 February. [Online] Available from: https://www.yidaiyilu.gov.cn/xwzx/roll/77298.htm (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

4. Morgan Stanley. (2018) Inside China's Plan to Create a Modern Silk Road. Morgan Stanley. 14 March. [Online] Available from:

https://www.morganstanley.com/ideas/china-belt-and-road (Accessed: 26.05.2022).

5. Xinhua Online. (2017) Polnyy tekst doklada, s kotorym vystupil Si Tszin'pin na 19-m s"ezde KPK [Full text of the report delivered by Xi Jinping

at the 19th Congress of the Communist Party of China]. Xinhua Online. 3 November. [Online] Available from: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (Accessed: 26.05.2022).

6. Cheng, G. (2015) The belt and road: a mission to benefit two-thirds of the world. Horizons: Journal of International Relations and Sustainable

Development. 4. pp. 154-161.

7. Fang, X. (2015) The belt and road initiative: connecting China and Central Europe. International Issues & Slovak Foreign Policy Affairs. 3 (24).

pp. 3-14.

8. Lukin, A. (2019) Russian-Chinese cooperation in Central Asia and the idea of Greater Eurasia. India Quarterly. 1 (75). pp. 1-14.

9. Mobley, T. (2019) The belt and road initiative: insights from China's backyard. Strategic Studies Quarterly. 3 (13). pp. 52-72.

10. Arase, D. (2015) China's two silk roads initiative: what it means for Southeast Asia. Southeast Asian Affairs. pp. 25-45.

11. Clarke, M. (2017) The belt and road initiative: China's new grand strategy? Asia Policy. 24. pp. 71-79.

12. Yang, H. & Gorp, B. (2021) A frame analysis of political-media discourse on the Belt and Road Initiative: evidence from China, Australia, India, Japan, the United Kingdom, and the United States. Cambridge Review of International Affairs. 34. pp. 1-27.

13. Zhang, L. & Wu, D. (2017) Media representations of China: a comparison of China Daily and Financial Times in reporting on the belt and road initiative. Critical Arts. 6 (31). pp. 29-43.

14. Kuteleva, A. & Vasiliev, D. (2020) China's belt and road initiative in Russian media: politics of narratives, images, and metaphors. Eurasian Geography and Economics. 62. pp. 582-606.

15. Ministry of Foreign Affairs of China. (2021) Relations between China and Saudi Arabia. Ministry of Foreign Affairs of China. August. [Online] Available from: https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676860/sbgx_676864/ (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

16. Consulate General of the People's Republic of China in Jeddah. (2022) [Online] Available from: http://jeddah.china-consulate.gov.cn/eng/ (Accessed: 26.05.2022).

17. General Administration of Customs of the People's Republic of China. (2022) Table of the total value of imported and exported goods by country (region) in December 2021 (in US dollars). General Administration of Customs of the People's Republic of China. 18 January. [Online] Available from: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/zfxxgk/2799825/302274/302277/302276/4127455/index.html (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

18. Robinson, P. (2017) The media and foreign policy. Oxford Research Encyclopedia of Politics. 26 September. [Online] Available from: https://oxfordre.com/politics/politics/view/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-494 (Accessed: 26.05.2022).

19. Pak, M. et al. (2020). State-run media outlets in Central Asia: external regime legitimation through regional conflict and cooperation framing.

Central Asian Survey. 3 (39). pp. 378-397.

20. Entman, R. (1993) Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Journal of Communication. 4 (43). pp. 51-58.

21. Maslog, C.C., Lee, S.T. & Kim, H.S. (2006) Framing Analysis of a Conflict: How Newspapers in Five Asian Countries Covered the Iraq War. Asian Journal of Communication. 1 (16). pp. 19-39.

22. People's Daily Online. (2022) [Online] Available from: http://www.people.com.cn/ (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

23. Global Times Online. (2022) [Online] Available from: https://www.huanqiu.com/ (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

24. Xinhua Online. (2022) [Online] Available from: http://rn.news.cn/ (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

25. AlRiyadh. (2022) [Online] Available from: https://www.alriyadh.com/ (Accessed: 26.05.2022). (In Arabic).

26. Okaz. (2022) [Online] Available from: https://www.okaz.com.sa/ (Accessed: 26.05.2022). (In Arabic).

27. Huang, Z. (2016) Inside the Global Times, China's hawkish, belligerent state tabloid. Quartz. 9 August. [Online] Available from: https://qz.com/745577/inside-the-global-times-chinas-hawkish-belligerent-state-tabloid/ (Accessed: 26.05.2022).

28. Rsf.org. Saudi Arabia. (2022) [Online] Available from: https://rsf.org/en/country/saudi-arabia (Accessed: 26.05.2022).

29. Xinhua Online. (2020) China-Arab states political party dialogue adopts joint declaration at special session. Xinhua Online. 24 June. [Online] Available from: http://www.xinhuanet.com/2020-06/24/c_1126156410.htm (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

30. Din, L. (2021) Worried that China has climbed into the "Middle East swamp"? No need. Global Times Online. 20 July. [Online] Available from: https://opinion.huanqiu.com/article/440fHRo5Ure (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

31. People's Daily Online. (2019) Embassy in Egypt holds debate to criticize U.S. Destruction of free trade system. People's Daily Online. 30 May. [Online] Available from: http://world.people.com.cn/n1/2019/0530/c1002-31109855.html (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

32. Al Riyadh. (2020) The Minister of Information presides over the symposium of Arab-Chinese cooperation in the field of media. Al Riyadh. 24 November. [Online] Available from: https://www.alriyadh.com/1855195 (Accessed: 25.06.2022). (In Arabic).

33. Al Riyadh. (2020) Sinopec is Aramco's largest onshore drilling contractor. Al Riyadh. 29 September. [Online] Available from: https://www.alriyadh.com/1844890 (Accessed: 26.05.2022). (In Arabic).

34. Yang, H. & Gorp, B. (2021) A frame analysis of political-media discourse on the Belt and Road Initiative: evidence from China, Australia, India, Japan, the United Kingdom, and the United States. Cambridge Review of International Affairs. 34. pp. 1-27.

35. Xinhua Online. (2019) Complex information block. 70 Years of outstanding achievement - Arab experts and scholars appreciate China's great contribution to international justice, development and progress. Xinhua Online. 18 March. [Online] Available from: http://www.xinhuanet.com/politics/2019-03/18/c_1124247819.htm (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

36. Al Riyadh. (2021) Is China preparing to fill the American vacuum in the Middle East? Al Riyadh. 17 November. [Online] Available from: https://www.alriyadh.com/1918976 (Accessed: 27.05.2022). (In Arabic).

37. Al Riyadh. (2021) The importance of Saudi-Chinese cooperation in attracting investment and empowering the technical sector. Al Riyadh. 26 September. [Online] Available from: https://www.alriyadh.com/1909426 (Accessed: 26.05.2022). (In Arabic).

38. Al Riyadh. (2020) Sinopec is Aramco's largest onshore drilling contractor. Al Riyadh. 29 September. [Online] Available from: https://www.alriyadh.com/1844890 (Accessed: 26.05.2022). (In Arabic).

39. Al Riyadh. (2021) A comprehensive study on attracting Chinese investment to the Kingdom. Al Riyadh. 15 June. [Online] Available from: https://www.alriyadh.com/1891026 (Accessed: 26.05.2022). (In Arabic).

40. Rinchinov, A.B. (2022) PRC's digital media amid the trade war with the United States: conditions within the country and prospects for expansion. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 474. pp. 153-160. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/474/17

41. Global Times Online. (2019) Jordanian media: China's global "Digital Silk Road" reaches the Middle East. Global Times Online. 17 September. [Online] Available from: https://m.huanqiu.com/article/9CaKrnKmRBv (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

42. Al Riyadh. (2020) Tomorrow, the Minister of Information will chair the Arab-Chinese symposium on media cooperation. Al Riyadh. 23 November. [Online] Available from: https://www.alriyadh.com/1855034 (Accessed: 26.05.2022). (In Arabic).

43. Al Riyadh. (2020) Sinopec Engineering Group Saudia Limited: Innovative construction of oil and petrochemical facilities. Al Riyadh. 21 November. [Online] Available from: https://www.alriyadh.com/1854649 (Accessed: 26.06.2022). (In Arabic).

44. Van, I. (2020) Strengthening anti-epidemic cooperation and building a Chinese-Arab community with a common destiny for mankind. People's Daily Online. 3 July. [Online] Available from: http://world.people.com.cn/n1/2020/0703/c1002-31769276.html (Accessed: 26.05.2022). (In Chinese).

45. Al Riyadh. (2019) Reader friends of the Al Riyadh newspaper. Al Riyadh. 29 September. [Online] Available from: https://www.alriyadh.com/1779648 (Accessed: 27.05.2022). (In Arabic).

Информация об авторах:

Комелева А.К. - студентка бакалаврской программы «Востоковедение» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]

Кравцов К. С. - студент бакалаврской программы «Востоковедение», учебный ассистент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected] Соболева Е.Д. - PhD (политология), доцент кафедры исследований Китая, Юго-Восточной и Южной Азии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.K Komeleva, bachelor's student, HSE University ( St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

K.S. Kravtsov, bachelor's student, HSE University ( St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

E.D. Soboleva, PhD (Political Science), associate professor, HSE University (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail:

[email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 04.06.2022; одобрена после рецензирования 03.02.2023; принята к публикации 31.03.2023.

The article was submitted 04.06.2022; approved after reviewing 03.02.2023; accepted for publication 31.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.