Идрис Цечоев,
политолог
ИНГУШЕТИЯ В ГЕОПОЛИТИКЕ РОССИИ НА КАВКАЗЕ
В последнее время динамично меняющаяся картина международных отношений привлекает внимание многих исследователей, занимающихся геополитическими проблемами. Если какие-то регионы находились в центре внимания в определенный период исторического развития, то исследование Кавказа с его уникальным географическим положением не потеряло своей актуальности и поныне. «С незапамятных времен Кавказ рассматривался как один из важнейших геостратегических регионов, отделяющих Восточную Европу от азиатских степей, православие от ислама, как барьер между Византийской, Османской, Персидской и Российской империями и арена борьбы империй и межнациональных конфликтов».
Особый интерес к кавказской проблематике появился после распада СССР и образования на его территории новых независимых государств. С приобретением независимости закавказские государства (Азербайджан, Армения, Грузия) стали искать место в новой геополитической обстановке. Не замедлили воспользоваться этим положением давние соперники России на Кавказе — Турция и западные страны. В то время когда Россия была занята своими внутренними проблемами, эти страны начали активную внешнюю политику по вовлечению закавказских государств в свою орбиту. Параллельно велась активная работа и на Северном Кавказе. Это проявилось, например, в создании конфедерации народов Кавказа и т.д.
Прежде чем рассмотреть современные геополитические реалии Северного Кавказа и Ингушетии, в частности, необходимо обратить внимание на ряд исторических фактов, имеющих отношение к участию Турции и западных стран в создании независимого общекавказского государства после событий 1917 г. «Объединение горцев Кавказа сразу после февральской революции 1917 г. явилось следующей после имамата Шамиля попыткой создания единой общей государственности горских народов Кавказа (северо-кавказцев)». Это государство просуществовало с мая 1918 до конца 1920 г. Важно отметить, что в образовании этого государства немалую роль сыграли и внешние силы. Сразу же после создания севе-
45
рокавказского государства его независимость признала Оттоманская Турция, поддерживаемая своими западными союзниками. Еще в период Крымской войны (1853-1856) премьер-министр Великобритании Генри Пальмерстон выдвинул программу ослабления России и сужения ее влияния. «Моя заветная цель в войне, — писал английский премьер, — начинающейся против России, такова: Крым и Грузию отдать Турции, Черкесию либо сделать независимой, либо передать под суверенитет султана». Эта программа обосновывалась следующим образом: чем больше Россия увязнет на юге, тем меньшую опасность она будет представлять на западе. Роль главного инструмента такой политики отводилась Турции. Однако позиция Великобритании, на наш взгляд, представляется неоднозначной и двойственной. С весны 1919 г. на Северном Кавказе появились англичане и их союзники с прямо противоположными кавказской суверенизации интересами и целями. Главным противником Великобритании, так же, как и северокавказцев, была большевистская Россия. В борьбе с большевизмом Великобритания поддержала Деникина с его великодержавной идеей «великой и неделимой России», что в корне противоречило интересам элит горцев Северного Кавказа.
Немалую роль в создании северокавказской государственности сыграла Германия. В апреле 1918 г. лидеры Союза горцев обратились к ряду государств Европы и к Оттоманской Турции с просьбой о признании правительства Горской Республики. Представитель германского правительства на Кавказе генерал фон Лоссов поставил вопрос об образовании Горской Республики и признании ее на Батумской международной конференции, которая состоялась 11 мая 1918 г. и объявила о создании Горской Республики. «Поддерживая независимость кавказских народов, Германия и Турция пытались создать легитимную основу для сепаратизации и военной оккупации Кавказа. Внешнеполитическим обстоятельством, не способствовавшим осуществлению проекта общекавказской государственности, явилось то, что Турция и Германия, поддержавшие борьбу северокавказцев за независимость на первом этапе, только в течение одного года могли осуществлять реальную военную и экономическую помощь последним. Необходимо отметить тот факт, что одним из лидеров и идеологов создания независимого государства на Северном Кавказе являлся выдающийся политический деятель, просветитель, представитель ингушского народа Висан-Гирей Джабагиев. Анализируя развитие политических событий на Север-
46
ном Кавказе с 1917 по 1921 г., В.-Г. Джабагиев следующим образом объяснил причину завоевания большевиками Кавказа: естественно-географическое отгорожение Кавказским хребтом Южного Кавказа от Северного по существу явилось трагичнейшим стратегическим политическим водоразделом, определившим на следующие десятилетия судьбу всех народов Кавказа.
Современный анализ геополитической ситуации на Кавказе подтверждает стратегическую значимость Южного Кавказа, о котором говорил В.-Г. Джабагиев. Именно поэтому после распада СССР началось второе пришествие Турции и ее союзников на Кавказ. Главным стратегическим партнером была избрана Грузия с ее явно антироссийским характером внешней политики. Стратегическое значение Грузии определяется в первую очередь ее географическим положением, и поэтому с этой территории США, Турции и их союзникам гораздо легче реализовать свои геополитические задачи. Одним из субъектов РФ, непосредственно граничащим с Грузией, является Республика Ингушетия. Понимая стратегическое положение, которое занимает Ингушетия, Россия сразу после прихода к власти В. Путина в ингушской части российско-грузинской границы разместила значительную военную группировку. Это стало следствием антироссийской внешней политики Грузии, стремящейся в самое ближайшее время войти в Североатлантический блок НАТО. Процесс размещения российских войск на территории Ингушетии ускорила дислокация американских (натовских) войск в Грузии. К тому же ситуация в самой Ингушетии характеризовалась на период 90-х годов XX в. как угрожающая территориальной целостности России «в связи с ростом сепаратистских и экстремистских процессов на Северном Кавказе (особенно в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии)». США с помощью своего сателлита Турции проводили «адресное инвестирование отдельных субъектов Северного Кавказа (Чечни, Ингушетии, Дагестана) без разрешения и согласования с Москвой, т.е. установление прямых экономических связей и базы собственного внедрения и влияния в регионе».
В 90-х годах XX в. на территории Ингушетии работали несколько строительных компаний, поддерживаемых правительством Турции. Турецкими строительными компаниями в Ингушетии было возведено несколько значимых социальных и административных объектов. Некоторые из них (административные здания в строящейся столице республики — г. Магасе) были построены на
47
деньги, выделенные под кредит Ингушетии правительством Турции. Необходимо отметить, что переговоры о выделении кредита ингушская сторона вела в обход федерального центра. Очевидно, что Турция не стала бы предоставлять неплатежеспособной Ингушетии столь солидные по размеру кредиты, если бы не имела в этой российской республике своих геополитических интересов. К тому же никто из представителей национально-государственной элиты Ингушетии не отметил того факта, что Турция активно спекулирует на исторических проблемах горцев Северного Кавказа (кавказская война, сталинские репрессии и т.д.), но при этом Анкара явно не собирается защищать интересы ингушей. Свидетельство того и отсутствие у проживающих на территории Турции представителей ингушского народа каких-либо прав культурной и национально-государственной автономий, которые им предоставлены в России. «При полной очевидности того факта, что на сегодня в сфере межнациональных отношений Северный Кавказ представляет наибольшую угрозу благополучию России, в Москве нет ни одного специализированного центра, занимающегося изучением этого региона». Именно отсутствие стратегически выверенной национальной политики породило множество конфликтов на Северном Кавказе. Принимая популярные в начале 90-х годов XX в. законы (например, закон «О реабилитации репрессированных народов», который предполагал и территориальную реабилитацию), руководство России ничего не делало для его реализации. Следствием этого стало возникновение этнического конфликта между ингушами и осетинами. Основной причиной шестидневной войны между этими народами стал Пригородный район и г. Владикавказ, которые, согласно вышеуказанному закону, должны были быть возвращены Ингушетии.
Некоторые ведущие западные политологи даже видят в осетино-ингушском конфликте столкновение цивилизаций. Так, известный американский политолог С. Хантингтон пишет: «Прологом к третьей антимусульманской войне России на Северном Кавказе с чеченцами послужили столкновения в 1992-1993 гг., произошедшие между православными осетинами и ингушами-мусульманами. Последние во время Второй мировой войны вместе с чеченцами и другими мусульманскими народами были депортированы в Среднюю Азию. Оставшиеся осетины захватили собственность ингушей... Чтобы поддержать православных осетин, рус-
48
ские ответили массированным вторжением с участием в том числе и казачьих формирований».
Сложно согласиться с мнением С. Хантингтона о том, что конфликт между осетинами и ингушами - это конфликт цивилизации. Осетино-ингушский конфликт не имеет религиозной окраски, а представляет собой конфликт между двумя этносами, т.е. достаточно квалифицировать его как межнациональный конфликт. Однако можно полностью согласиться с мнением С. Хантингтона о том, что «эта была первая операция по этнической чистке в Российской Федерации».
Столь повышенный интерес, который проявляют западные политологи (идеологи внешней политики) к проблеме между осетинами и ингушами, объясняется значительным вниманием Запада к внут-рироссийским проблемам, которые они используют для своей геополитической выгоды. Проблема Пригородного района, являвшаяся в течение 12 лет внутренней проблемой России, в сентябре 2004 г. перешла в геополитическую плоскость. Захватом в заложники школьников в г. Беслане (Северная Осетия) деструктивные силы, действовавшие при поддержке извне, попытались оказать давление на Россию, используя одну из горячих точек на ее территории. Безусловно, одной из основных целей теракта было разжигание осетино-ингушского конфликта, создание очага напряженности на территории Северного Кавказа с тем, чтобы заставить Россию отказаться от стремления во что бы то ни стало сохранить северокавказские территории. В этой связи определяющую и раскрывающую всю суть сложившейся ситуации оценку этому событию дал в своем телевизионном обращении к российскому народу Президент РФ В. Путин.
Ситуация, сложившаяся вокруг событий в г. Беслане, выявила ее связь с проблемой Пригородного района. Жесткая позиция и предостережение президента страны по отношению к тем, кто, возможно, использует эту ситуацию в узкокорыстных целях, говорит о глобальном значении межнациональных (осетино-ингушских) отношений. К сожалению, действия властей на местах, преследующие исключительно узконациональные интересы, в корне вредят национально-государственным интересам России на Кавказе.
«Власть», М., 2007 г., с. 51-53.
49