Научная статья на тему 'Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир'

Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2381
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / сравнительные исследования / Инглхарт / values / comparative research / Inglehart

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анастасия Говорова

Рецензия на книгу: Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Рональд Инглхарт; пер. с англ. С. Л. Лопатиной, под ред. М. А. Завадской, В. В. Костенко, А. А. Широкановой, научн. ред. Э. Д. Понарин. М.: Мысль, 2018. 347 с. ISBN 978-5-244-01202-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Govorova A. Book Review: Inglehart R. Cultural Evolution: How Human Motivations Change and How It Changes the World / Ronald Inglehart; Translated from English S. L. Lopatina, ed. M. A. Zavadskaya, V. V. Kostenko, A. A. Shirokanova, sc. ed. E. D. Ponarin. M.: Thought, 2018. 347 p. ISBN 978-5-244-01202-6

Here’s reviewed the paper of the world-famous American sociologist R. Inglehart who presents some of the results of the World and European values research, conducted from 1981 to 2014. and covered more than 100 countries in which about 90% of the world’s population lives.

Текст научной работы на тему «Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир»

Рецензии

Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир1

001: 10.19181/Нег.2018.16.7

Анастасия Говорова*

Ключевые слова: ценности, сравнительные исследования, Инглхарт

В данной работе всемирно известного американского социолога Р. Инглхарта представлены некоторые результаты Всемирного и Европейского исследований ценностей, проводившихся в период с 1981 по 2014 гг. и охвативших более 100 стран, в которых проживает около 90% населения всего мира. В отличие от большинства межстрановых исследований, выборки данных проектов не ограничивались государствами с высокими доходами, что, по замечанию самого автора, в некоторой степени снизило качество данных, но, в то же время, значительно усилило прогностические возможности полученных результатов. Именно идея «расширения горизонтов» делает данную работу столь уникальной и позволяет читателю получить представление о процессах, происходящих не только в отдельных государствах, но и практически на всем земном шаре. Однако географическое разнообразие точек опроса — не единственный признак этого расширения границ: помимо множества стран, данная книга охватывает и большое количество разнообразных тем, которые могут заинтересовать не только исследователей ценностей, но и специалистов, занимающихся

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Межпоколенная социальная мобильность от XX века к XXI: четыре генерации российской истории» (грант РНФ 14-28-00217).

* ГовороваАнастасия—студентка социологического факультетаГАУГН.nastena_govorova@mail.ru

Рецензия на книгу: Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Рональд Инглхарт; пер. с англ. С. Л. Лопатиной, под ред. М. А. Завадской, В. В. Костенко, А. А. Широкановой, научн. ред. Э. Д. Понарин. М.: Мысль, 2018. 347 с. ISBN 978-5-244-01202-6

КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

вопросами религии, политики, социальной структуры, тендерных и межэтнических отношений и др. Работа рассчитана и на широкую аудиторию, поскольку написана простым языком, не перегружена сложными формулами и таблицами, но, в то же время, наполнена показательными графиками, понятными как для ученых, так и для неспециалистов.

Подзаголовок книги указывает на то, что она посвящена человеческим мотивациям, однако речь здесь идет скорее о ценностях и их изменениях на страновом уровне во временной перспективе. Системы ценностей, по мнению автора, отражают баланс между движущими силами модернизации и влиянием традиций, а их трансформация может преобразовывать (и преобразовывает) целые общества. Предложенная Р. Ингл-хартом эволюционная теория модернизации (ее подробное описание содержится в главе 2) гласит, что такие изменения находятся в зависимости от уровня экзистенциальной (экономической и физической) безопасности, что действительно подтверждается результатами анализа. В процессе модернизации, сопровождающейся экономическим развитием и усилением ощущения безопасности, при условии, что новые поколения воспринимают выживание как должное, с определенным временным лагом происходят межпоколенческие изменения ценностей: переход от материалистических ценностей к постматериалистическим (глава 3), от ценностей выживания к ценностям самовыражения (глава 4), от традиционных ценностей к секулярно-рациональным (главы 4 и 5). Это, по мнению автора, общие правила, из которых, однако, есть исключения: например, при более подробном рассмотрении последнего перехода оказывается, что для России и других посткоммунистических стран, наоборот, характерно усиление роли религии, что связано с крушением коммунистической идеологии.

Благодаря повышению уровня экзистенциальной безопасности происходит также движение от норм высокой рождаемости к нормам индивидуального выбора (глава 6), поскольку высокая рождаемость перестает быть условием выживания обществ и люди становятся более свободными в принятии решений относительно собственной жизни. Такой переход, в свою очередь, приводит к культурным изменениям, касающимся ген-дерного равенства, сексуального и репродуктивного поведения, а затем и к изменениям на законодательном уровне — принятию гендерных квот в сфере управления, легализации однополых браков и т.д. Таким образом, изменения в культуре предшествуют институциональным изменениям и во многом обуславливают их, что подтверждается и при рассмотрении процесса возникновения демократии и свойственных ей институтов (глава 8), которые также сильно зависят от массовых установок и ценностей, в частности, ценностей самовыражения. Эти же ценности, благоприятствующие гендерному равенству, росту толерантности к аутгруппам и демократизации, способствуют повышению уровня счастья и удовлетворенности жизнью в стране (глава 9), являющегося важным индикатором политической ситуации. Но есть и обратная сторона медали: изменение глубоко укорененных ценностей, естественно, проходит не без сопротивления (в первую очередь, со стороны старших поколений) и может вызывать негативную реакцию — беспокойство по поводу разрушения привычного жизненного уклада, которое может вылиться в поддержку ксенофобских популистских авторитарных партий (глава 10).

Одним из наиболее интересных и актуальных в последнее время (хоть и не связанных напрямую с ценностями) сюжетов, которые рассмотрены в книге, является неравенство: усиливающееся в течение последних 40-50 лет, оно, по мнению Р. Инглхар-та, в дальнейшем будет лишь усугубляться при переходе обществ к стадии развитого общества знания, или «общества искусственного интеллекта» (глава 11), несмотря на происходящий экономический рост. Размышления и прогнозы автора по поводу данной фазы развития общества антиутопичны и отражают распространенные опасения: высокие технологии и искусственный интеллект, хотя и обладают огромным потенциалом для улучшения жизни людей, будут использоваться не во благо общества, а во благо его самого богатого слоя; практически вся работа будет автоматизирована,

а сотрудники (в том числе высокообразованные специалисты, такие как врачи, юристы и т.д.) будут замещены компьютерными программами, что, естественно, приведет : к потере рабочих мест и перераспределению доходов в пользу топ-менеджеров. При 5 этом новые стабильные хорошо оплачиваемые рабочие места не будут создаваться даже в самой сфере высоких технологий, поскольку искусственный интеллект спо- ^ собен заменить и людей, создающих эти компьютерные программы. Таким образом, по мнению автора, нас ждет незавидное будущее, в котором 1% богатых будет контр- о олировать всю экономику, в то время как 99% всего остального населения в большин- ^ стве своем будет занято на нестабильной малооплачиваемой работе, не требующей 5 высокой квалификации, причем основы этого будущего уже заложены (по крайней о мере, на Западе). Усиление неравенства вследствие неправильного распределения и использования увеличивающегося количества ресурсов вновь приводят к снижению щ экзистенциальной безопасности, которое, в свою очередь, как мы уже знаем, может привести к очередной трансформации ценностей, и она уже начала выражаться в из- ^ менении политических предпочтений в пользу ксенофобских партий. Единственно воз- к можный выход из складывающейся ситуации автор видит в усилении роли государства, ^ способного перераспределить экономические ресурсы выгодным для всего общества ^ способом, в отличие от рыночных механизмов, которые скорее будут способствовать ^ максимизации прибыли крупных корпораций. § Безусловно, проверить прогнозы автора относительно социально-экономических § последствий наступления общества искусственного интеллекта пока не представляется ^ возможным, тем более, учитывая относительно медленные темпы перехода нашей стра- ^ ны к развитому обществу знания по сравнению с США, на примере которых он строит ^ свои рассуждения по этой проблеме. При соотнесении данных размышлений с россий- ^ скими реалиями создается впечатление, что описываемые события имеют мало точек ®

§ щ

го

Оч

процессы, связанные с переходом к новой стадии развития, удивительным образом по- со ходят на то, что мы в настоящее время наблюдаем в России. ^

В частности, одним из примеров является снижение защищенности профессии ¡Ь юриста, выражающееся в повышении рисков остаться без работы, снижении зара- ¡5 ботной платы и нестабильности занятости. Автор предлагает связать этот факт с ав- ^

соприкосновения с нашей действительностью. Однако значительная часть примеров, иллюстрирующих, по мнению Р. Инглхарта, происходящие в американском обществе

томатизацией и компьютеризацией данной сферы, в то время как на самом деле это

Еще одной иллюстрацией описываемых процессов служит подрыв «интеллектуаль-

человеческих ценностей. Более того, она заставляет задуматься не только о том, какой путь мы уже проделали, но и куда мы движемся, и к чему может привести наше стремительное развитие.

О,

может быть обусловлено и другими факторами: например, перенасыщенностью рынка к

труда специалистами такого рода вследствие сдвига в сторону выбора юридического со

образования, что может не отвечать реальным потребностям экономики, как это было с^

в нашей стране. I

5

ной стабильности научной жизни», в результате которого преподаватели высшей школы го

и ученые вынуждены переходить от стабильной полной занятости и пожизненного кон- о

тракта к временной работе и негарантированной занятости. Но как это связано с пере- о

ходом к обществу искусственного интеллекта и предрекаемой заменой человеческой о

деятельности компьютерными программами? Автор, к сожалению, не приближает нас ^

к пониманию этого. 5

Как бы то ни было, данная книга представляет большой интерес как для научного со

социологического сообщества, так и для широкой аудитории, поскольку она позволяет о

проследить во времени процессы изменения общества на уровне стран с точки зрения I

DOI: 10.19181/inter.2018.16.7

Govorova A. Book Review: Inglehart R. Cultural Evolution: How Human Motivations Change and How It Changes the World / Ronald Inglehart; Translated from English S. L. Lopatina, ed. M. A. Zavadskaya, V. V. Kostenko, A. A. Shirokanova, sc. ed. E. D. Ponarin. M.: Thought, 2018. 347 p. ISBN 978-5-244-01202-6

Govorova Anastasia*

* Anastasia Govorova — student at the Faculty of Sociology, GAUGN. nastena_govorova@mail.ru

Here's reviewed the paper of the world-famous American sociologist R. Inglehart who presents some of the results of the World and European values research, conducted from 1981 to 2014. and covered more than 100 countries in which about 90% of the world's population lives. Keywords: values, comparative research, Inglehart

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.