Научная статья на тему 'Инфраструктурный подход к освоению Терсинского геолого-экономического района'

Инфраструктурный подход к освоению Терсинского геолого-экономического района Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТОРОЖДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ / ПРОМПЛОЩАДКА / ШАХТНОЕ ПОЛЕ / DEPOSIT / TECHNOLOGICAL OBJECT / INDUSTRIAL SITE / MINE FIELD

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Татаринова Оксана Андреевна

Данная работа рассматривает задачу очередности освоения угольного месторождения с позиции инфраструктурного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Татаринова Оксана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure approach to the development of Tersinskogo geological and economic region

The paper discusses the problem of priority development of coal deposits from the perspective of infrastructure approach.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурный подход к освоению Терсинского геолого-экономического района»

70

И.А. Паначев, И.В. Кузнецов

не обоснованным и не экономичным.

Вторую группу автосамосвалов с грузоподъемностью до 130т энергоэкономично эксплуатировать на участках от 50 до 80%о. На этих уклонах у данной группы автотранспорта удельный расход энергии является наиболее полезным. Причем, графики изменения удельных затрат энергии второй и третьей группы автосамосвалов на этом участке диаграммы практически параллельны. Однако, график автосамосвалов свыше 130т немного ниже, что говорит о наименьших затратах энергии. Свыше 80% наблюдается существенное увеличение энергопотребления, что приводит к не целесообразности использования моделей автосамосвалов второй группы.

Удельные затраты карьерных автосамосвалов БелАЗ с грузоподъемностью свыше 130т являются наиболее полезными на участках разрабатываемого месторождения, где уклон трассы на подъем свыше 80%. В связи с разработкой угольных месторождений в глубину появилась тенденция о применении временных отвалов, что является энергоэкономичным при эксплуатации большегрузных автосамосвалов на больших уклонах.

Анализ полученных результатов показал, что

автопарка в зависимости от уклона трассы на подъем необходимо распределять следующим образом:

Схема распределения автопарка по уклонам

УКЛОН ТРАССЫНА ПОДЪЕМ

<50 50-80 >80

4 4 4

МОДЕЛИ АВТОСАМОСВАЛОВ,тонн

<55 55-130 >130

4 4 4

ПУНКТ ТРАНСПОРТИРОВКИ

забой^ отвал забой ^ склад временный отвал ^ отвал временный отвал ^ склад забой^ отвал забой ^ склад забой ^ временный отвал временный отвал ^ отвал временный отвал ^ склад забой ^ временный отвал

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. И.А. Паначев, И.В. Кузнецов. Оценка энергоемкости транспортирования горной массы большегрузными автомобилями на разрезах Кузбасса. -Вестник КузГТУ, 2011, №4, с.35-40.

2. Тангаев И. А. Энергоемкость процессов добычи и переработки полезных ископаемых. - М.: Недра, 1986. - 231 с.

3. Сисин А. Г., Лукин Ю. Г. Основные резервы экономии дизельного топлива на карьерном транс-порте//Разработка рациональных технологий добычи руд цветных металлов: Сб. научн. тр./Ин-т Унипромедь. - Свердловск, 1988. - С. 39-45.

4. О. А. Перспективы создания эффективного электромобиля. - М.: Наука, 1984. - 88 с.

5. Бесчинский А. А., КоганЮ. М. Экономические проблемы электрификации. - М.: Энергия, 1976. -424 с.

□Авторы статьи:

Паначев Иван Андреевич, докт.техн. наук, проф. каф. сопротивления материалов КузГТУ, тел. 8-(384-2)-396326

Кузнецов Илья Витальевич , ассистент кафедры сопротивления материалов КузГТУ, e-mail: kuznetcov-ilia@vandex.ru

УДК 622.014.5.

О.А.Татаринова

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ОСВОЕНИЮ ТЕРСИНСКОГО ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

Главная проблема освоения новых угольных месторождений связана с их отдаленностью от рынков сбыта сырья и недостаточно развитой или отсутствующей инфраструктурой. Задачей пред-проектного анализа вариантов развития коммуникационных сетей при освоении нового района является минимизация экономических затрат и экологического ущерба на основе учета планов пер-

спективного развития как соседних геологоэкономических районов, так и очередности освоения геологических участков данного района (всего в Кузбассе выделяют 25 геолого-экономических районов (ГЭР)).

В качестве объекта исследования нами выбран Терсинский геолого-экономический район площадью 2600 кв. км, который почти не освоен

Геотехнология

71

Рис.1. Схема размещение коммуникационного коридора на поверхности Терсинского геологоэкономического района.

—— - оптимальная трасса коммуникационного коридора; '"ч- - изолинии поверхности; —— - границы участков; 1-участок Увальный - Южный; 2-участок Увальный 1-4; 3-участок Увальный 5-6; 4-участок Увальный 9-10; 5-Макарьевское месторождение; 6- участок Терсинский 1; 7- участок

Терсинский 2.

и обладающий большими возможностями расширения сырьевой базы. В административном отношении он относится к Новокузнецкому району юго-восточной части Кемеровской области и граничит с Ерунаковским, Томь-Усинским, Байда-евским, Центральным, Салтымаковским и Тутуяс-ским ГЭР.

На территории Терсинского ГЭР расположено шесть месторождений каменного угля: Кушея-ковское, Увальное, Тустуерское, Макарьевское, Терсинское и Средне-Терсинское. Угли всех пластов на этом участке являются коксующимися (Г, ГЖ, ГЖО, Ж). Большая часть потенциальных запасов представлена энергетическими марками. В нижних пластах Кушеяковского, Увального и Терсинского (восточная часть) преобладают газово-жирные и жирные угли. В настоящее время юго-западная часть района (Кушеяковское месторождение) хорошо разведана и начала интенсивно осваиваться. Хозяйственная деятельность в Тер-синском ГЭР ведется в крайне ограниченных масштабах, преимущественно в южной части, где действуют предприятия угольной промышленности (шахты «Полосухинская» и «Кушеяковская»).

Строительство и размещение транспортных и коммуникационных путей- один из самых сложных и важных этапов в реализации проектов по освоению угольных месторождений. Транспортные коммуникации Терсинского ГЭР представляют собой автомобильные и железные дороги. Существующие автомобильные дороги с покрытием протяженностью около 100 км имеют неразветв-ленную сеть, вытянутую преимущественно в ме-

ридианном направлении, связывающую населенные пункты автобусным сообщением с г. Новокузнецк. В 2003г. построен мост, пригодный для автомобильного движения, через р. Верхнюю Ма-ганакова на участке пос. Осиновое Плесо - пос. Мутный. Однако многие водные препятствия преодолеваются автотранспортом посредством временных переправ. Единственное ответвление автомобильной дороги выполнено вблизи населенного пункта Осиновое Плесо и связывает его с пос. Загадное, где осуществляется кустарная эксплуатация природного минерального водного источника. Проселочные дороги имеют более разветвленную сеть и протяженность. Одна из них (около 70 км) проходит по берегу реки Томь от Новокузнецка до деревни Ячменюха и бывает проезжей для автомобильного транспорта только в меженный период года, а в остальное время часто затапливается водами р. Томь и ее притоков. Другие проселочные дороги являются продолжением существующих дорог с покрытием: от пос. Мутного до Ячменюхи и далее на север, от пос. Загад-ное на восток до границы государственного заповедника «Кузнецкий Алатау» и не имеют промышленного значения.

На севере и востоке района промышленно развитых соседей нет. Однако существуют проекты промышленного освоения Центрального и Салтымаковского районов, в частности, по территории этих районов может в недалеком будущем пройти железнодорожная ветка Терентьевская-Белогорск, организовав таким образом пятый транспортный выход из Кузбасса.

72

ОАТатаринова

На западе располагается Ерунаковский интенсивно развивающийся ГЭР, в котором уже есть широко развитые сети железных и автомобильных дорог и линий электропередачи. Однако этот район отделен от Терсинского естественной преградой — рекой Томь. На юго-востоке Терсинский район граничит с Томь-Усинским, в южной части которого также ведется промышленное освоение угольных месторождений, где широко развиты сети автомобильных и железных дорог и линий электропередачи. На юге соседом является Туту-ясский ГЭР, где угольные месторождения не разрабатываются, а на юго-западе - промышленно развитый Байдаевский.

Макарьевское каменноугольное месторождение и участок Терсинский 1 попадают в границы государственного заповедника «Кузнецкий Алатау» и частично в охранную буферную зону, поэтому их эксплуатация невозможна.

Из анализа существующих ресурсов Терсин-ского ГЭР можно сделать вывод, что при его освоении необходим учет не только необходимости расширения сырьевой базы угледобычи, но и общих направлений развития экономики Кемеровской области.

Соответственно, исходные принципы освоения Терсинского района обусловлены экономическими, технологическими, экологическими и социальными требованиями.

Генеральная схема развития должна предусмотреть опережающее развитие производственной и социальной инфраструктуры; комплексную оценку и использование всех ресурсов ГЭР; рациональное использование биоресурсов природнотерриториального комплекса района; реализацию проектов горных предприятий только нового поколения, позволяющих с наименьшими затратами и нагрузкой на экологию развивать необходимые производственные мощности по добыче угля; обеспечение охраны окружающей среды за счет перехода к экологически чистым, безотходным и комплексным технологиям добычи, перера-

ботки и транспортирования горной массы [1].

Для получения оптимальной трассы коммуникационного коридора на поверхности Терсинского геолого-экономического района нами использован метод динамического программирования [2].

Составлена программа в среде EXCEL и на основании проделанных расчетов построена карта эквидистант (изолинии равных расстояний) для Терсинского геолого-экономического района (рис.1), позволяющая градиентным методом определить оптимальную траекторию рационального размещения коммуникационного коридора на поверхности в условиях сложного рельефа земной поверхности.

Координатная сетка ориентирована так, чтобы получить множество оптимальных трасс на площади шахтного поля. Матрица высотных отметок поверхности составлена по топографической карте на площади 57,5*29,5 км с размерами ячейки координатной сетки 500*500 м.

В результате проведенной работы построена транспортно-технологическая характеристика и получена оптимальная трасса коммуникационного коридора на поверхности Терсинского геологоэкономического района.

Из представленного на рис. 1 видно, что установленная трасса коммуникационного коридора проходит через участки Увальный 1-4, Увальный-Южный, Увальный 5-6, Увальный 9-10, Макарь-евское месторождение и участки Терсинский 1, Терсинский 2. По результатам визуальной проработки всего угольного месторождения видно, что первоочередное освоение ГЭР должно начаться с участка Увального [3].

Построение трассы коммуникационного коридора на всей территории месторождения повышает наглядность результата и способствует принятию оптимальных решений на этапе проектирования горнодобывающих предприятий.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 13-05-98030 р_сибирь_а.

СПИСОК ЛИTЕPАTУPЫ

1. Станкус В.М., Анферов Б.А., Кузнецова Л.В.Состояние и перспективы освоения Tерсинскoгo геолого-экономического района Кузбасса. - Уголь №11, 2006. С.37-40.

2. Стрекачинский Г.А. Tеoрия и численные модели вскрытия месторождений. - Новосибирск: Наука, 1983. 237 с.

3. Островерх О.А. Оценка первоочередного освоения Tерсинскoгo ^P и формирование характеристик размещения наземного транспорта. Энергетическая безопасность Poссии. Новые подходы к развитию угольной промышленности: Tруды VII международной научно - практической конференции - Кемерово: «Экспо - Сибирь», 2005. С .221-226.

□Автор статьи:

Taтaринoвa Оксана Андреевна мл. науч. сотр. Института угля СО PАН

E-mail: TatarinovaOA@vandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.