Научная статья на тему 'Инфраструктурные предпосылки промышленного роста в регионах'

Инфраструктурные предпосылки промышленного роста в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ РОСТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ / РЕГИОНЫ / INDUSTRIAL GROWTH / GOVERNMENT SOLUTIONS / REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полынев А. О., Разбегин В. Н.

В статье исследуются инфраструктурные предпосылки промышленного роста в регионах, рассматриваются коэффициент транспортной доступности регионов российской федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE GROWTH IN THE REGION

This article investigates the prerequisites infrastructure for industrial growth in the regions considered coefficient transport accessibility of regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурные предпосылки промышленного роста в регионах»

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА В РЕГИОНАХ

Полынев А.О., д.э.н.

Разбегин В.Н., член-корр. РИА СОПС Минэкономразвития России и РАН

В статье исследуются инфраструктурные предпосылки промышленного роста в регионах, рассматриваются коэффициент транспортной доступности регионов российской федерации.

Ключевые слова: промышленный рост, государственные решения, регионы.

BACKGROUND OF INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE GROWTH IN THE REGION

Polinev A., Doctor of Economics,

Razbegin V., member of RIA CSPF Russian Economic Development Ministry and the RAS

This article investigates the prerequisites infrastructure for industrial growth in the regions considered coefficient transport accessibility of regions of the Russian Federation.

Keywords: industrial growth, government solutions, regions.

Одним из определяющих факторов и важнейшим условием динамичного и эффективного развития отраслей промышленности в регионах России, их успешной инновационной модернизации в предстоящий период является наличие высокоразвитой региональной инфраструктуры, в том числе инфраструктурных сетей федерального и субфедерального значения.

Под региональной инфраструктурой традиционно понимается организационно-экономическая система, обслуживающая территориально-хозяйственные комплексы и способствующая их адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, обеспечивающая свободное внутри- и межрегиональное перемещение товарных, сырьевых, трудовых, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов. Основная функция региональной инфраструктуры - это создание условий, необходимых для поддержания нормального процесса производства и воспроизводства его факторов (средств производства, рабочей силы, финансово-кредитных и природных ресурсов), в соответствии с которыми выделяются укрупненные элементы инфраструктуры (производственная, социальная, институциональная, рыночная, информационно-коммуникационная и т.д.).

Особенно велика роль инфраструктурной освоенности территорий для устойчивого развития природоэксплуатирующих производств, значение которых в условиях России на ближайшие 15-20 лет останется весьма высокой. Важно учитывать, что недровые богатства страны распределены по ее территории крайне неравномерно. Поэтому их освоение носит локальный характер. В частности, только в Сибири и на Дальнем Востоке находятся более двух десятков локальных концентраций высоколиквидных минеральносырьевых ресурсов, оценка стоимостного потенциала каждой из них превышает десятки миллиардов долларов. В большинстве случаев освоение этих богатств ограничено (или невозможно) в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры, прежде всего, транспортной и энергетической. Затраты на инфраструктурное освоение этих территорий весьма значительны, однако эффект от использования добываемых ресурсов многократно их перекрывает.

Следует отметить, что государственных решений, относящихся в целом к региональной инфраструктуре, в последнее время не принималось. В то же время был принят ряд целевых программ по развитию различных видов транспорта, энергетики и отдельных отраслей социальной инфраструктуры. Некоторые показатели, относящиеся к инфраструктуре, разрабатывались в составе документов, регламентирующих социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем до последнего времени не проводилось комплексных аналитических исследований сравнительной обеспеченности субъектов Российской Федерации региональной инфраструктурой, в том числе в разрезе ее важнейших компонентов. Многогранность самого содержания региональной инфраструктуры требует использования для этих целей системы интегрированных оценок, позволяющих синтезировать сравнительные оценки инфраструктурной обеспеченности различных регионов по частным ее элементам.

В связи с этим специалистами Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития РФ и Российской Академии наук

был разработан методический подход к проведению комплексной оценки уровня развития региональной инфраструктуры и ее отдельных отраслей в российских регионах, а также предложена система показателей их инфраструктурной обеспеченности.

При проведении исследований учитывалось, что структурные компоненты региональной инфраструктуры должны, в частности, отвечать следующим требованиям: быть характерными и значимыми для всех субъектов Российской Федерации; допускать возможность описания с использованием репрезентативного набора индикаторов, позволяющего однозначно идентифицировать анализируемые компоненты региональной инфраструктуры, а также их качественно квалифицировать и количественно оценить; обеспечивать возможность создания реализуемой на практике системы сбора, обработки и анализа оценочных показателей с использованием данных государственной и ведомственной статистики.

Разработка информационно-методического обеспечения комплексной оценки инфраструктурной обеспеченности регионов предполагало решение следующих вопросов, относящихся к конкретным его сегментам:

а) отбор первичных индикаторов на основе данных государственной и ведомственной отчетности, необходимых для анализа и оценки выделенных компонентов региональной инфраструктуры;

б) выбор методов расчета системы репрезентативных оценочных показателей, позволяющих адекватно описать содержание оцениваемых компонентов региональной инфраструктуры, дать им однозначную качественную характеристику и достоверную количественную оценку;

в) разработка метода интегрированной (синтетической) оценки уровня инфраструктурной обеспеченности регионов, обусловливающая обоснование процедур синтеза частных оценочных индикаторов и формы представления получаемых интегральных показателей;

г) разработка способов и средств визуализации итоговых результатов оценки инфраструктурной обеспеченности регионов, адаптированных к системе поддержки принятия регулятивных решений на федеральном уровне в области регионального развития.

Конечной целью проведенного исследования является формирование действенного инструментария для выработки системы мер государственного регулирования, направленных на преодоление инфраструктурных ограничений социально-экономического развития регионов, создание условий для привлечения инвестиций, раскрытие потенциальных преимуществ регионов в системе общественного разделения труда в соответствии с общенациональными приоритетами, повышение конкурентоспособности региональных экономик и создание благоприятных условий проживания и жизнедеятельности людей.

Наиболее полная реализация данной цели позволит сформировать необходимые предпосылки для обеспечения динамичного и устойчивого развития промышленного сектора экономики в российских регионах на основе его инновационной модернизации.

Оценка уровня (степени) инфраструктурной обеспеченности региона представляет собой сравнительную оценку его современ-

ных позиций в области текущего состояния основных общеэкономических и социально-ориентированных компонентов региональной инфраструктуры, т.е. оценку, выполненную по сравнению как с другими субъектами Российской Федерации, так и на среднероссийском фоне. При этом достигнутые в каждом регионе экономические результаты, определяющие современное (текущее) состояние ключевых компонентов региональной инфраструктуры, являются в то же время исходными предпосылками последующих изменений в региональном развитии и происходящих сдвигах в территориальной структуре российской экономики в целом и промышленного производства, в частности.

В основе системы показателей инфраструктурной обеспеченности регионов лежит выбор базовых компонентов региональной инфраструктуры, репрезентативно представленных в каждом субъекте Российской Федерации и значимых для принятия решений в сфере государственного регулирования на федеральном уровне. Такими базовыми компонентами региональной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации являются следующие ее основные виды (блоки), а их оценка производится на основе нижеперечисленных групп частных индикаторов.

Транспортная инфраструктура. Одним из ключевых факторов уровня экономического развития региона, формирования его конкурентных позиций в глобальной экономике и инвестиционного имиджа, является сравнительная степень развития в нем транспортной инфраструктуры. Наиболее значимая роль в ней принадлежит инфраструктуре автомобильного и железнодорожного транспорта. Репрезентативная оценка данного блока региональной инфраструктуры включает оценку обеспеченности территории сетями автомобильных дорог и железнодорожных путей, уровня обеспеченности основными фондами транспорта, интенсивности деятельности автотранспортных предприятий.

Показатели транспортной инфраструктуры

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (по коэффициенту Энгеля); плотность железных дорог общего пользования (по коэффициенту Энгеля); стоимость основных фондов транспорта на душу населения; грузооборот автомобильного транспорта на душу населения.

Информационно-коммуникационная инфраструктура. Данный вид региональной инфраструктуры отражает уровень развития в регионе информационных технологий и средств связи, выступающий важным фактором структурной перестройки экономики на базе ее инновационной модернизации и, как следствие, повышения ее общей эффективности и конкурентоспособности.

Показатели информационно-коммуникационной инфраструктуры

Объем услуг связи на душу населения; число персональных компьютеров на 100 работников; доля организаций, использовавших глобальные информационные сети; доля организаций, имеющих веб-сайт; число персональных компьютеров, использовавшихся в учебных целях, на 1000 обучающихся.

Энергетическая инфраструктура. Указанный вид региональной инфраструктуры определяет возможности и перспективы диверсификации экономики, создания новых, высокотехнологичных производств, модернизации сложившейся транспортной инфраструктуры, устойчивого развития сектора малого предпринимательства. Репрезентативная ее оценка включает, в частности, сравнительную характеристику развития генерирующих мощностей электроэнергетики, оценку масштабов обеспечения электроэнергией конечных потребителей, сравнительную степень доступности магистральных энергосетей.

Показатели энергетической инфраструктуры

Объем производства электроэнергии на душу населения; объем потребления электроэнергии на душу населения; коэффициент доступности магистральных энергосетей.

Социальная инфраструктура. В условиях социально-ориентированной рыночной экономики определяющим критерием успешности экономического развития каждого региона является достижение в нем высоких социальных результатов, высокого уровня и качества жизни населения. Данное понятие является многоаспектным, включающее, в том числе, инфраструктурную компоненту.

Фундаментальную роль в обеспечении высокого уровня и качества жизни населения играет достигнутый в регионе уровень развития и текущее состояние отраслей социальной инфраструктуры, в том числе таких социально-значимых отраслей, как здравоохранение и образование, а также жилищно-коммунальное хозяйство.

На решение наиболее острых проблем в этих отраслях российских регионов в последние годы была направлена реализация национальных проектов. В свою очередь, для обеспечения высокой мобильности населения и поддержания устойчивого развития региональных (в т.ч. локальных) рынков труда первостепенное значение имеет высокий уровень развития в регионе пассажирского транспорта, учитываемого в составе данного блока региональной инфраструктуры.

Показатели социальной инфраструктуры

Здравоохранение: обеспеченность населения врачами; обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями; обеспеченность населения больничными койками;

Образование: обеспеченность детей местами в детских дошкольных учреждениях; выпуск обучающихся с аттестатом о среднем (полном) общем образовании на 10000 чел. населения моложе трудоспособного возраста; выпуск специалистов с высшим образованием на 10000 чел. населения; выпуск специалистов со средним профессиональным образованием на 10000 чел. населения;

Обеспеченность пассажирским транспортом: число автобусов общего пользования на 100000 чел. населения; отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на 100000 чел. населения;

Обеспеченность населения жильем: общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя.

Инженерная инфраструктура. Неотъемлемой составляющей инфраструктурной компоненты качества жизни населения в регионе является текущее состояние жилищного фонда, обеспеченность его основными элементами инженерной инфраструктуры (коммунальными сетями). В рамках данного инфраструктурного блока осуществляется оценка обеспеченности регионального жилищного фонда отдельными видами инженерной инфраструктуры, в т.ч. водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, ваннами (душем), газом или напольными электроплитами, горячим водоснабжением.

Показатели инженерной инфраструктуры

Удельный вес жилой площади оборудованной: а) водопроводом; б) водоотведением (канализацией); в) отоплением; г) ваннами (душем); д) газом или напольными электроплитами; е) горячим водоснабжением.

Рыночная инфраструктура. Отражает возможности стабильного функционирования в регионе субъектов рыночной экономики и уровень развития различных типов рынков, включая рынок потребительских товаров и услуг, рынок финансовых услуг, рынок недвижимости и т.д. Рыночная инфраструктура региона выступает инструментом обеспечения в рыночных условиях необходимой устойчивости процессов расширенного воспроизводства, реализации его конкурентных преимуществ в условиях усиления воздействия глобализации и интеграционных процессов на региональное развитие.

Показатели рыночной инфраструктуры

Число предприятий и организаций на 10000 чел. населения по видам деятельности: «оптовая и розничная торговля, ремонт»; «гостиницы и рестораны»; «финансовая деятельность»; «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».

При проведении сравнительного анализа инфраструктурной обеспеченности субъектов Российской Федерации, по каждому из выделенных ее компонентов (блоков) проводится интегрированная оценка. Таким образом, за конкретный временной период определяется сравнительная оценка уровня обеспеченности региона, соответственно, транспортной, информационно-коммуникационной, энергетической, социальной, инженерной и рыночной инфраструктурами.

Сводная, интегральная оценка инфраструктурной обеспеченности субъектов Российской Федерации отражает общий уровень развития региональной инфраструктуры в данных регионах и осуществляется на основе синтеза полученных оценок по совокупности всех ее компонентов.

Интегральная оценка инфраструктурной обеспеченности регионов осуществляется на основе расчета сводного (интегрального) индекса, синтезирующего отчетные параметры по всем 33 базовым оценочным индикаторам, сгруппированных в 6 функциональных блоков, характеризующих сравнительный уровень развития соответствующих компонентов региональной инфраструктуры. При этом для свода разнородных частных характеристик социально-эко-

Таблица 1- Коэффициент транспортной доступности регионов Российской Федерации

Субъекты Федерации Уровень доступности (%)

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛ. 100

БРЯНСКАЯ ОБЛ. 100

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛ. 100

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛ. 100

ИВАНОВСКАЯ ОБЛ. 100

КАЛУЖСКАЯ ОБЛ. 100

КУРСКАЯ ОБЛ. 100

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛ. 100

ОРЛОВСКАЯ ОБЛ. 100

РЯЗАНСКАЯ ОБЛ. 100

МОСКОВСКАЯ ОБЛ. 100

РЯЗАНСКАЯ ОБЛ. 100

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛ. 100

ТАМБОВСКАЯ ОБЛ. 100

ТВЕРСКАЯ ОБЛ. 100

ТУЛЬСКАЯ ОБЛ. 100

Г. МОСКВА 100

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛ. 100

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛ. 100

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 100

РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ 100

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ 100

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАП 100

РЕСПУБЛИКА МАРИИ ЭЛ 100

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ 100

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН 100

ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ. 100

САМАРСКАЯ ОБЛ. 100

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ. 100

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА 99,9

РОСТОВСКАЯ ОБЛ. 99,8

САРАТОВСКАЯ ОБЛ. 99,8

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛ. 99,8

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 99,7

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ. 99,7

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ. 99,6

ПСКОВСКАЯ ОБЛ. 99,6

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 99,6

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛ. 99,5

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА 99,2

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА 98,8

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН 98,7

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛ. 98,6

РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ 97,3

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН 96,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА 95,9

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛ. 95,5

КУРГАНСКАЯ ОБЛ. 95,4

КОСТРОМСКАЯ ОБЛ. 92,8

КИРОВСКАЯ ОБЛ. 87,5

АЛТАИСКИИ КРАН 86,6

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛ. 84,5

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ 84,4

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛ. 83,1

ЕВРЕЙСКАЯ АВТ.ОБЛ. 80,6

ПЕРМСКИИ КРАЙ 75,2

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛ. 74,6

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ 73,6

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ 72,3

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛ. 72,0

ПРИМОРСКИИ КРАЙ 63,6

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛ. 62,4

САХАЛИНСКАЯ ОБЛ. 51,4

ОМСКАЯ ОБЛ. 50,5

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ 50,1

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛ. 49,2

АМУРСКАЯ ОБЛ. 47,8

МУРМАНСКАЯ ОБЛ. 47,2

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ 41,5

ЗАБАИКАЛЬСКИИ КРАЙ 40,1

Субъекты Федерации Уровень доступности (%)

РЕСПУБЛИКА КОМИ 38,5

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛ. 31,8

РЕСПУБЛИКА ТЫВА 26,9

ХАНТЫ-МАНСИИСКИИ АВТ.ОКР. - ЮГРА 24,5

ИРКУТСКАЯ ОБЛ. 23,2

ТОМСКАЯ ОБЛ. 19,9

КАМЧАТСКИЙ КРАП 16,8

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ 16,3

МАГАДАНСКАЯ ОБЛ. 12,8

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИИ АВТ.ОКР. 10,4

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ 6,6

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) 4,8

НЕНЕЦКИЙ АВТ.ОКР. 1,0

ЧУКОТСКИЙ АВТ.ОКР. 0,4

номического развития регионов в промежуточные интегральные индексы по соответствующим инфраструктурным компонентам используется метод расчета многомерной средней, а для расчета результирующего сводного индекса - формула расчета простой средней из указанных промежуточных индексов.

Результаты проведенных расчетов на основе статистической отчетности по регионам за 2009 г. показали, что по всем шести основным компонентам региональной инфраструктуры относительно высокие оценки их обеспеченности наблюдаются только по гг. Москве и Санкт-Петербургу. В то же время еще по шести субъектам Российской Федерации (Московской, Калининградской, Нижегородской, Свердловской областям, Ханты-Мансийскому и ЯмалоНенецкому автономным округам) региональные оценки по пяти из шести компонентам региональной инфраструктуры превышают среднероссийский уровень. Все вышеперечисленные регионы имеют наиболее благоприятные инфраструктурные предпосылки долгосрочного развития отдельных отраслей промышленности.

Вместе с тем следует также выделить субъекты Российской Федерации, в которых как минимум пять из шести компонентов региональной инфраструктуры имеют относительно низкий уровень своего развития. К числу этих регионов относятся республики Дагестан, Марий Эл, Алтай, Бурятия, Тыва, Саха (Якутия), Чеченская Республика, Алтайский, Красноярский, Забайкальский края, Ивановская, Архангельская, Кемеровская, Омская и Томская области, Еврейская автономная область. В дополнение к ним необходимо отметить ряд других регионов, имеющих интегральную оценку инфраструктурной обеспеченности ниже 90% от среднероссийского уровня, в т.ч. республики Адыгея, Калмыкия, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Курганская область и Камчатский край. Причем по таким регионам, как республики Дагестан, Ингушетия, Алтай, Тыва, Саха (Якутия), Чеченская Республика интегральный уровень инфраструктурной обеспеченности не превышает и 75% от среднего показателя по России.

Как видно из представленного перечня, в нем присутствуют не только регионы с крайне слабым современным развитием промышленного производства, но и промышленно развитые субъекты Российской Федерации со значительным экономическим (в т.ч. промышленным) потенциалом. Это касается, прежде всего, Красноярского края, Архангельской, Ивановской, Кемеровской, Омской и Томской областей. В этой связи наиболее полная реализация данного потенциала и соответствующее усиление их конкурентных позиций на долгосрочную перспективу возможны только при условии последовательной модернизации и дальнейшего комплексного развития региональной инфраструктуры, включая все ее основные компоненты.

ных сил.

В основу этого подхода положена возможность, опираясь на надежную картографическую основу с отображенными на ней объектами инфраструктуры различного функционального назначения и используя ГИС, вычислять расстояния от каждой точки территории до соответствующих инфраструктурных объектов, окон-туривать зоны с заданным уровнем доступности, вычислять их площади и строить частные показатели инфраструктурной обеспеченности, нормируя эти площади к общей площади рассматриваемой территории, либо определенной комбинации площади, численности населения и других стандартных макропараметров, характеризующих территорию с точки зрения потенциальной необходимости соответствующих инфраструктурных услуг.

Так, для оценки обеспеченности транспортной инфраструктурой использовался, в частности, параметр вида Кгтд =SГ/S (%),

где S - площадь субъекта, а SГ - площадь территории в границах субъекта, каждая точка которой отстоит от сети железных дорог и\или дорог автомобильных с твердым покрытием не более, чем на г километров.

Значение г может варьироваться в зависимости от целей оценивания. В частности, при выборе г = 30 км, с учетом текущей усредненной стоимости строительства километра дороги, получается вполне информативная оценка для потенциальных инвесторов в производственные объекты, поскольку их размещение за пределами оконтуренной зоны, скорее всего, будет нерентабельно для частного инвестора без участия государства в строительстве необходимой инфраструктуры.

Оценка транспортной доступности регионов Российской Федерации представлены в нижеприведенной таблице 1. При этом максимальный уровень доступности региона принимается за 100%.

Совершенно очевидна исключительная важность представленных оценок транспортной доступности российских регионов для определения территориальных приоритетов государственной поддержки развития транспортной инфраструктуры субфедерального уровня, в т.ч. в рамках реализации механизмов государственно-частного партнерства. Вместе с тем использование данных оценок государственными органами исполнительной власти позволит уточнить направления предстоящей структурной перестройки экономики регионов на основе опережающего роста отраслей обрабатывающей промышленности с высокой долей добавленной стоимости.

Наряду с развитием методологии комплексной интегральной оценки инфраструктурной обеспеченности регионов, серьёзный шаг вперед в практике ее исследования в последние годы стал возможен в результате существенного прорыва в сфере доступности ГИС-технологий, что позволило оценивать обеспеченность территории инфраструктурными объектами, в том числе, и в первую очередь, сетевыми, опираясь на их реальное расположение в пространстве по отношению к другим значимым объектам производства и жизнедеятельности.

Соответствующий подход был предложен и активно разрабатывается в настоящее время в Совете по изучению производитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.