Научная статья на тему 'Инфраструктурные облигации как новый финансовый инструмент реализации модели частно-государственного партнерства в транспортной отрасли'

Инфраструктурные облигации как новый финансовый инструмент реализации модели частно-государственного партнерства в транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко М. А.

Инновационное предпринимательство сегодня решает задачи: поиска источников финансирования деятельности компаний, формирования оптимальной структуры источников финансирования. В финансах предприятия под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства. Любое предприятие является элементом экономической системы и вступает в определенные взаимоотношения с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурные облигации как новый финансовый инструмент реализации модели частно-государственного партнерства в транспортной отрасли»

Рассмотрим на фазовом портрете (рис.) цикличность темпа инфляции в экономике США [1]. Циклы имеют неправильную форму из-за изменения экономических условий внутри временных диапазонов, свои периоды и амплитуды. Характеристики развития могут транслироваться различными формами и размерами циклов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винтизенко И.Г., Яковенко В.С. Циклы экономической конъюнктуры // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2007. Т. 14. Вып. 3-4.

2. Кардаш В.А. Компромиссный анализ рыночной экономики. Ростов н/Д.: Изд-во СевероКавказского научного центра высшей школы, 2002.

СП

I) ВАСИЛЕНКО М.А.

ё инфраструктурные облигации как новый

т финансовый инструмент реализации модели частно* государственного партнерства в транспортной отрасли

7.

ш

]> Инновационное предпринимательство сегодня решает задачи: поиска источников фи° нансирования деятельности компаний, формирования оптимальной структуры источников финансирования. В финансах предприятия под внутренними и внешними источниками фи-

□ нансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства.

□ Любое предприятие является элементом экономической системы и вступает в определенные взаимоотношения с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками

"V" капитала и другими субъектами.

о Инновационно-инвестиционная стратегия развития предполагает активное исполь-ю зование финансово-кредитных институтов для роста инвестиций в экономику, а не только о государственных источников и собственных средств предприятий и корпораций. Кредиты ф отечественных банков должны быть более доступными и по процентной ставке, и по срокам ^ погашения. Особенно в этом, а также в продвижении кредитно-банковской сети в регионы ^ нуждаются малые и средние предприниматели.

0 В конце февраля 2007 г. Законопроект «О Банке развития» был одобрен Госдумой в пер-

1 вом чтении. Банк будет создан на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и го-[о сударственного Российского банка развития (РосБР) с уставным капиталом не менее 70 млрд

рублей. Банк развития (БР) будет иметь статус госкорпорации, выводящий его из стандар-^ тного нормативно-надзорного поля Банка России. В своей текущей финансово-инвестици-

о

0

1_

0

1_

о о

о ных производств и российского экспорта. Банк должен сыграть роль координатора всех но

о о о.

о онной деятельности БР будет руководствоваться положениями меморандума о финансовой политике, разрабатываемого и утверждаемого ежегодно правительством РФ.

Главные задачи БР - финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологич-

вых институтов развития, таких как Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, Российская венчурная компания и Инвестиционный фонд.

Таким образом, БР сконцентрирует у себя весь ныне разрозненный механизм госу-

0 дарственных инвестиций. Согласно законопроекту, на переходный период (сроки кото™ рого предстоит определить правительству) у БР остаются и нынешние специфические § функции ВЭБа - обслуживание внешнего долга бывшего СССР и части российского дол-^ га, а также доверительное управление средствами пенсионных накоплений. Сейчас под

1 управлением ВЭБа около 280 млрд рублей пенсионных денег, доходность управления о которыми ВЭБом составила в прошлом году лишь 5,67%, что почти вдвое ниже инфля-о ции [1]. Спектр инструментов для инвестирования пенсионных средств должен быть 00 расширен.

Выделенные институциональные характеристики рынка инновационных услуг позволяют объяснить низкий спрос на технологические инновации в России. В условиях современной глобальной экономики технологические инновации оказываются не эффективными без соответствующего организационного, управленческого и маркетингового сопровождения -или, иными словами, без определенного запаса рыночных знаний.

Высокий уровень конкурентоспособности «корпораций-нерезидентов» и значительные преимущества определили необходимость формирования новых институциональных преференций участникам российского инновационного рынка товаров и услуг. В целях стимулирования инновационной деятельности был принят федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», которым предусматривается внесение изменений в главы «Налог на добавленную стоимость», «Налог на прибыль организаций» и «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации.

Изменения будут затрагивать НДС, налог на прибыль, отмену некоторых ввозных пошлин на оборудование, вопросы функционирования особых экономических зон, расходы на патен-

П

Ш

ты и некоторые другие вопросы. В базе 2007 г. совокупность этих мер означает, что бизнес ь получает налоговые преференции на 3 млрд/ рублей [2]. щ

Развития транспортной инфраструктуры - приоритетная программа для России в условиях модернизационного роста. Сегодня недостатки в транспортной отрасли, так же, как и в ^ энергетике, сдерживают экономическое развитие страны, преодолеть серьезные проблемы И транспортной инфраструктуры, связанные, например, с изношенностью основных фондов на 40-80%, может частно-государственное партнёрство.

Новым инструментом реализации модели частно-государственного партнерства могут о стать инфраструктурные облигации. Необходимость внедрения новых бумаг на рынок неоднократно подтверждалось при утверждении стратегии модернизации транспорта главами ^ всех профильных ведомств - транспортного, финансового и экономического. За счет при- □ влеченных средств планируется модернизировать и построить автомобильные и железные ^ дороги, аэропорты, гидротехнические сооружения в морских портах, возможно, линии элек- О тропередачи (ЛЭП), трубо- и нефтегазопроводы. 0

Большие надежды возлагаются на рынок корпоративных облигаций и в России как на Ей перспективный источник дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектора § экономики. До недавнего времени этот рынок развивался медленно, носил депрессивный, ^ узконаправленный характер. §

При этом облигации корпораций являются наиболее подверженным инновациям видом > ценных бумаг. Всплески инфляции и опасность обесценения денег существенно видоизме- 2 нили рынок облигаций, и классический тип этой бумаги как долгового свидетельства, выпу- ^ щенного на заранее определенный срок под фиксированный процент, в значительной мере $ отошел в прошлое. Благодаря целому ряду новшеств облигация стала намного более удоб- о ным финансовым инструментом. о

В целом, все развитие облигационного рынка в послевоенные десятилетия можно охарактеризовать как обретение гибкости, причем свобода маневра увеличилась как для эми- £5 тентов облигаций, так и для инвесторов. Эмиссия облигаций - удобный способ мобилизации £5 капитальных фондов, содержащий ряд привлекательных черт для корпораций. ^

Основными преимуществами облигационного займа как инструмента привлечения ин- § вестиций с точки зрения предприятия-эмитента являются: о

- возможность мобилизации значительных объемов денежных средств и финансирова- о-ния крупномасштабных инвестиционных проектов и программ на экономически вы- | годных для предприятия условиях без угрозы вмешательства инвесторов (владельцев о облигаций) в управление его текущей финансово-хозяйственной деятельностью; ®

- возможность маневрирования при определении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объем эмиссии, процентная ставка, сроки, условия обраще- о ния и погашения и т.д.) определяются эмитентом самостоятельно с учетом характера осуществляемого за счет привлекаемых средств инвестиционного проекта; ^

- возможность аккумулирования денежных средств частных инвесторов (населения), § привлечения финансовых ресурсов юридических лиц на достаточно длительный срок (Т)

(продолжительнее срока кредитов, предоставляемых коммерческими банками) и на более выгодных условиях с учётом реальной экономической обстановки и состояния финансового рынка;

- обеспечение оптимального сочетания уровня доходности для инвесторов, с одной стороны, и уровня затрат предприятия-эмитента на подготовку и обслуживание облигационного займа, с другой стороны;

- оптимизация взаиморасчетов, структуры дебиторской и кредиторской задолженности предприятия-эмитента.

В то же время облигация - весьма жесткое долговое обязательство: осуществляя эмиссию облигаций, эмитент несет определенные риски, и всегда существует вероятность того, что облигационный займ не будет успешным, т.е. сам факт эмиссии облигаций еще не гарантирует их размещения на разработанных эмитентом условиях.

В связи с этим, рассматривая финансовые возможности облигаций, следует учитывать противоречивый характер интересов эмитента и инвесторов. Поэтому при организации ^ облигационных займов, в процессе конструирования ценных бумаг важно уметь найти «зо-ь лотую середину», обеспечить баланс этих интересов на основе комплексного анализа пре-(□ имуществ и недостатков данного финансового инструмента. На рисунке обозначена модель финансирования инновационного проекта, включающая разные стадии прохождения инно-^ вационного продукта.

Инфраструктурные облигации - это ценные бумаги, которые будут выпускаться госу-^ дарством либо компанией-концессионером для финансирования инфраструктурных проек-;> тов. Новая модель сотрудничества между сторонами заключается в том, что строительство объекта (железная дорога, аэропорт, линия электропередачи и т.п.) ведется за счет привлечения частных инвестиций. В соглашении прописываются условия и стоимость строящегося объекта. По завершении строительства концессионер передает объект в собственность госу-□ дарства, которое самостоятельно решает, делать его объектом всеобщего бесплатного поль-^ зования или дать ему коммерческий статус.

О В рамках соглашения государство обязано создать все необходимые условия, чтобы пред-0 приниматель мог выполнить свои договорные обязательства. Если условия не будут выполни нены, государству придется нести субсидиарную ответственность перед партнером. Это и

0 обеспечивает высокую степень надежности облигаций.

ф В скором времени на фондовом рынке России ожидается появление нового долгосроч-§ ного инструмента - инфраструктурных облигаций. Это не только расширит возможности > инвесторов, но и станет еще одним способом привлечения частных средств для реализации

5 крупных инфраструктурных проектов государственного значения.

1 Работу по подготовке необходимых условий для появления на российском рынке нового го инструмента проводит ООО «Дойче банк», и опробовать новый инструмент он хочет на ^ Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге. Конкретные параметры выпуска будут ^ разрабатываться для каждого определенного проекта, исходя из сроков его реализации и о окупаемости, учитывая большой размер инфраструктурных проектов, объем эмиссии может

2 достигать миллиарда долларов в рублевом эквиваленте.

2 Ожидается, что проектные облигации будут иметь срок обращения до 25 лет, и основны-^ ми покупателями таких инструментов станут страховые компании и пенсионные фонды, то о есть те, кому нужны рублевые активы. Доходность по ним будет зависеть от механизма реа-о лизации проекта и, в частности, обеспечения или необеспечения гарантий. ^ Эмитентом будет выступать специально созданная компания для реализации конкрет-| ного инфраструктурного проекта, возможно, концессионер по концессионному договору. о Возврат инвестиций может происходить, например, через тарифные механизмы (тарифы за

6 пользование мостами, дорогами, иными инфраструктурными объектами). Необходимость появления транспортных бондов объясняется недостатком финансирования инфраструктурных

о проектов, нехваткой высококачественных заемщиков, а также избыточной ликвидностью, в

том числе пенсионных фондов. о Предпосылки для внедрения нового финансового инструмента тоже имеются - благо-о приятная экономическая конъюнктура и наличие средств у государства для осуществления 00 инвестиций. Но вместе с тем объемы требуемых вложений не позволяют реализовывать

проекты исключительно за счет государства. Невозможно это сделать также только силами частных инвесторов вследствие их высокой инвестиционной стоимости либо длительного периода окупаемости. Используя новые финансовые инструменты, частные инвесторы смогут поучаствовать в масштабном проектном финансировании, которое до сих пор было недоступно в силу объемов.

С точки зрения институционального проектирования до выпуска нового вида долговых бумаг предстоит еще внести изменения в законодательную базу, чтобы использование их было максимально эффективным. Для того, чтоб вывести на российский финансовый рынок инфраструктурные облигации, потребуются определенные институциональные изменения на фондовом рынке, например, принять ряд законодательных актов, касающихся в основном закона о ценных бумагах, возможно, о концессиях и об использовании средств Инвестиционного фонда.

В ООО «Дойче банк» сформирована рабочая группа при поддержке ФСФР для разработки рекомендаций по созданию нового инструмента. Инфраструктурные облигации уже доказали свою эффективность в ряде стран Европы и Америки. Еще сравнительно недавно их начали применять в Китае и Казахстане. Такие финансовые инструменты целесообразно использо-

articl.es/2007/01/25/mnovator/).

П

вать в проектах с длительной окупаемостью - инфраструктурных проектах. ь

Среди инвесторов такие бумаги РЖД, как ожидается, будут пользоваться большой попу- щ лярностью, так как при сравнимом с облигациями федерального займа (ОФЗ) уровне риска они будут предлагать небольшую премию. Доходность по таким бумагам, как показывает ^ опыт зарубежных стран, должна быть немного выше, чем у ОФЗ, но ниже сравнимых обли- И гаций РЖД. Пенсионным фондам, страховым компания и институтам развития они позволят повысить доходность без значительного роста рисков.

Ш

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивантер А. Государство сжимает финансовый кулак // Эксперт. 16.02.2007. ^

2. Малахова А., ШохинаЕ. Нелишние малости // Эксперт. 25.01.2007 (http://www.expert.ru/ □

Ш

О о

I—

ф

I—

- о

волохонский ю.н. ю

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ £

о

КРЕДИТНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ

I

ф

Исторический опыт развития и результаты численных исследований с использованием ^ моделей динамического поведения кредитных союзов и показывают, что кредитная потреби- ^ тельская кооперация (КПК) не может развиваться бессистемно. Каждый кредитный кооператив в своей деятельности доходит до точки, когда для дальнейшего развития ему становится необходимо принимать участие в работе кооперативов второго, третьего уровней, или фондах, где кооперативы смогут получить финансовую помощь и защиту [1]. 0

В целях формирования условий, необходимых для эффективного функционирования и раз- о

вития системы кредитной потребительской кооперации в России, следует рассмотреть [3, 1]: о

- становление многоуровневой системы кредитной кооперации, в которой кооперативы ^ верхнего уровня по характеру и объему осуществляемых ими операций все более сбли- | жаются с банками; о

- запуск Федеральной программы по развитию кредитной кооперации в среде малых т и индивидуальных предпринимателей на основе инфраструктуры поддержки малого § бизнеса; ^

- создание предпосылок для более тесного взаимодействия банков и кредитных коопе- 1 ративов. о

Под руководством автора разработана и внедряется трехуровневая структура построения о

национальной системы кредитных союзов с привязкой ее к сети одного из крупных банков, О)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.