Научная статья на тему 'Инфраструктурные монополии в экономико-технологическом пространстве России'

Инфраструктурные монополии в экономико-технологическом пространстве России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ (ЕСТЕСТВЕННЫЕ) МОНОПО-ЛИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ / TECHNOLOGICAL PLATFORM / СПИН-ОФФИ СПИН-АУТ КОМПАНИИ / THE SPIN-OFF AND SPIN-OUT COMPANIES / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / INDUSTRIAL PARKS / ИННОВАЦИОННЫЕТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / INNOVATIVE REGIONAL CLUSTERS / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / NATURALMONOPOLY / TECHNOLOGICALSPACEOFRUSSIANECONOMY / TERRITORIES OF PRIORITYDEVELOPMENT / CONVERGED MODEL / PUBLIC-PRIVATEPARTNERSHIPS (PPP)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестак В.П., Кузнецов Н.В.

В статье рассмотрен вопрос адекватности программ развитияинфраструктурныхмонополийисовременногоэкономико-технологического пространства России, структура и целевое на-значение которого определены нормативными правовыми актами2010-2015годов.Предлагаютсякорректировкистереотиповиштампов в формате деятельности, которые получили распростра-нение в сфере инфраструктурных монополий, в плане активногоучастия инфраструктурных монополий в работе территорий опе-режающего развития, индустриальных парков, технологическихплатформ, инновационных территориальных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL RENOVATION OF RUSSIAN ECONOMY AND NATURAL MONOPOLIES

The paper discusses of the adequacy of the modern economic andtechnological space of Russia, the structure and purpose of which aredetermined by normative legal acts of 2010-2015, and the programsof development of infrastructure monopolies. Proposed adjustmentsstereotypes and cliches in the format of the activities that have prolif-erated in the area of natural monopolies, in terms of active participa-tion in the work of the natural monopolies such as: priority develop-ment areas, industrial parks, technology platforms, innovative regionalclusters

Текст научной работы на тему «Инфраструктурные монополии в экономико-технологическом пространстве России»

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

TECHNOLOGICAL RENOVATION OF RUSSIAN ECONOMY AND NATURAL MONOPOLIES

В.П. ШЕСТАК

профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», ведущий научный сотрудник Центра институтов развития инновационной экономики Института экономической политики и проблем экономической безопасности ФГБОУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», д.т.н.

V.P. SHESTAK

Professor of the National Research Nuclear University «MEPhI», leading researcher of the Central institutions of development of innovative economy of the Institute of economic policy and issues of economic security of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Financial University under the Government of the Russian Federation», Dr. Sc. Tech.

Н.В. КУЗНЕЦОВ

директор Центра институтов развития инновационной экономики Института экономической политики и проблем экономической безопасности ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», к.т.н.

N.V. KUZNETSOV

director of the Innovation Economy Institutional Development Centre of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Financial University under the Government of the Russian Federation», Cand. Sc. Tech.

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос адекватности программ развития инфраструктурных монополий и современного экономико-технологического пространства России, структура и целевое назначение которого определены нормативными правовыми актами 2010-2015 годов. Предлагаются корректировки стереотипов и штампов в формате деятельности, которые получили распространение в сфере инфраструктурных монополий, в плане активного участия инфраструктурных монополий в работе территорий опережающего развития, индустриальных парков, технологических платформ, инновационных территориальных кластеров.

Abstract

The paper discusses of the adequacy of the modern economic and technological space of Russia, the structure and purpose of which are determined by normative legal acts of 2010-2015, and the programs of development of infrastructure monopolies. Proposed adjustments stereotypes and cliches in the format of the activities that have proliferated in the area of natural monopolies, in terms of active participation in the work of the natural monopolies such as: priority development areas, industrial parks, technology platforms, innovative regional clusters.

Ключевые слова: инфраструктурные (естественные) монополии, экономико-технологическое пространство России, спин-офф и спин-аут компании, территории опережающего развития, индустриальные парки, технологические платформы, инновационные территориальные кластеры, инвестиционные проекты, государственно-частное партнерство, аутсорсинг.

Keywords: natural monopoly, technological space of russian economy, the spin-off and spin-out companies, territories of priority development, industrial parks, technological platform, innovative regional clusters, converged model, investment projects, public-private partnerships (PPP), outsourcing.

1. Формирование экономико-технологического пространства России

Под экономико-технологическим пространством в данной статье понимается совокупность промышленных инфраструктур и нормативная правовая база, обеспечивающие цели промышленной политики России по формированию высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития; по обеспечению безопасности России и повышению уровня жизни граждан России.

Согласно основным понятиям, принятым в государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1] и ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [2], экономико-технологическое пространство России формируют:

- субъекты естественных монополий;

- территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) - часть территории российского субъекта, на которой в соответствии с решением Правительства РФ [3] установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Территория опережающего социально-экономического развития создается на 70 лет. На ТОР могут создаваться объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки. Обязательства Российской Федерации по финансированию объектов инфраструктуры ТОР могут исполняться путем использования механизмов проектного финансирования. Постановлениями Правительства РФ от 25.06.2015 № № 628 и 630 созданы пилотные ТОР «Хабаровск» и «Комсомольск». Общая сумма инвестиций составляет почти 50 млрд рублей;

- территории с высоким научно-техническим потенциалом, включая наукограды, инновационно-технологические центры (к концу 2010 года действовало 140), технопарки (к концу 2014 года действовало 12), бизнес-инкубаторы (к концу 2010 года действо-

вало 34), центры трансфера технологий (к концу 2010 года действовало 100) и федеральные центры коллективного пользования научным оборудованием (более 250);

- система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний институтами развития нового типа -через управляющую компанию инновационного центра «Сколко-во» и через федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития;

- индустриальные (промышленные) парки - совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством РФ [4]. В России действуют и находятся на разных этапах создания 120 индустриальных парков со средним объемом инвестиций 12,3 млрд рублей и количеством резидентов 25;

- промышленные кластеры - совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного или нескольких субъектов РФ. Не менее 50 процентов общего объема промышленной продукции, произведенной каждым участником промышленного кластера, должно использоваться другими его участниками, за исключением участников промышленного кластера, осуществляющего конечный выпуск промышленной продукции в целях реализации ее на внутреннем и внешнем рынках [5]. Классическим кластером является «Силиконовая долина» (США, с 1971 г.). В России в настоящее время организовано 25 кластеров [6];

- инжиниринговые центры - юридические лица, оказывающие инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, предпроектные и проектные услуги. Создание инжиниринговых центров - ответ на вызовы современного мира, возможность кооперации, создания производств по импор-тозамещению [7];

- технологические платформы - согласно Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. (далее - Стратегия 2020) [8] они являются коммуникационным инструментом, направленным на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. По данным Фонда развития промышленности в 2015 г. в России действуют 34 технологические платформы;

- национальная технологическая инициатива (НТИ) - программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. НТИ включает системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, работающих мер финансового и кадрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей необходимых компетенций [9];

- постоянно действующий Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России;

- проектные консорциумы - дополнительный вариант налаживания взаимосвязей между участниками инновационной системы помимо выстраивания устойчивых отношений в формате технологических платформ и инновационных кластеров. Деятельность проектных консорциумов не связана с территориальной привязкой (как в случае с кластерами) и не обременена масштабностью целей и задач (как в случае с технологическими платформами). Проектные консорциумы состоят в том числе из крупных компаний с государственным участием - потребителей новых производственных технологий, ведущих высших учебных заведений и исследовательских центров, инжиниринговых компаний, малых и средних предприятий, производящих продукты и технологические решения в области новых производственных технологий [10].

В период с 2008 года по 2015 год было принято более 60 нормативных правовых актов, в той или иной степени направленных

на формирование экономико-технологического пространства. Динамика числа этих нормативных правовых актов представлена на рисунке 1.

Линия тренда однозначно показывает, что, начиная с 2012 года, в России активизировалась нормотворческая деятельность, направленная на создание новых институтов развития экономики страны. Происходит активное формирование экономико-технологического пространства России на базе концепций, изложенных в Стратегии 2020, которая предвосхитила большинство ответов на возникшие сегодня перед Россией вызовы и угрозы в сфере не только инновационного, но и базового социально-экономического развития.

Рис. 1. Динамика числа принятых нормативных правовых актов, направленных на формирование экономико-технологического пространства

2. Инфраструктурные монополии

Трудно переоценить роль естественных (инфраструктурных) монополий (ИМ) в российской экономике, их социальную значимость. Во-первых, они являются системообразующими для всей экономики в целом, во-вторых, несут определяющие бюджетообразующую, стабилизационную и социальную функции. Во-вторых, от эффективности их деятельности зависит место России

на мировых рынках и не только энергоресурсов, конкурентоспособность экспорта, перспективы экономического развития страны и, соответственно, благосостояние россиян.

С переходом России к либерально-консервативным доктринам экономического развития в 90-е годы все большее число из 5000 субъектов исторически сложившихся ИМ стали переходить в управление частных компаний. При этом право распоряжения ими сохранялось за государством, а частному сектору передавались права владения и пользования. На бизнес были возложены функции управления, хозяйственного ведения, инвестирования, эксплуатации этих субъектов [12].

С 2014 года мы живем в новой политической реальности и в новом, еще не до конца сложившемся мировом порядке - в условиях формирующегося полицентризма, причем со смещением центра тяжести не только в АТР, но в регион более широкий -азиатско-индийско-тихоокеанский. Сегодня мы имеем мощный стимул укрепления национального государства, государственного суверенитета. Задача возвращения на глобальный уровень может быть решена только путем рутинного укрепления базовой экономики.

Согласно поручению Правительства РФ, в марте 2015 г. Роси-муществом разработаны «Методические указания по подготовке положения о порядке разработки и выполнения программы инновационного развития» [19], которые предусматривают разработку программ инновационного развития (ПИР) государственных корпораций и компаний, акционерных обществ с государственным участием с учетом процесса технологического обновления России.

В частности, следует отметить следующие принципы:

- обеспечение реализации полного цикла от разработки до внедрения и масштабирования (коммерциализации) результатов НИОКР и инновационных проектов на базе проектного принципа управления инновационной деятельностью;

- максимальное вовлечение в хозяйственный оборот имеющихся научно-технологических заделов, а также результатов интеллектуальной деятельности, реализация возможностей их эффективной коммерциализации;

- максимально возможное привлечение компетенций и ресурсов российских сторонних организаций для решения задач инновационного развития компании (в том числе вузов, научных организаций, малых и средних предприятий, профильных для компании технологических платформ и инновационных территориальных кластеров, институтов развития), реализация принципов «открытых инноваций»;

- обеспечение непрерывного обучения и повышения квалификации персонала (управленческого, инженерного и др.), необходимого для инновационного развития компании.

При разработке ПИР, кроме того, предлагается реализация региональной политики всех ИМ, к которым, в частности, следует отнести:

- партнерство - установление партнерских отношений с органами государственной власти в субъектах РФ, хозяйствующими субъектами, региональными элитами, общественными и другими организациями, оказывающими влияние на реализацию основных направлений ИМ в субъектах Российской Федерации;

- взаимовыгодность - обеспечение взаимной заинтересованности субъектов РФ и ИМ в решении стоящих перед ними задач;

- специфичность - учет особенностей экономического и социально-политического развития субъектов РФ, адаптация к конкретным условиям и оперативная корректировка в связи с изменением этих условий.

Анализ, проведенный Минэкономразвития России [20], показал, что определяющими в мире будут следующие глобальные тренды:

- объединение экономик на основе взаимосвязанных технологических кластеров;

- формирование открытых систем и сетей: размывание границ между секторами, рынками и бизнесами;

- создание новых цепочек создания стоимости (интеграция потребителей, кооперация);

- смена моделей конкуренции, заключающаяся в переходе от индивидуальных, внутрифирменных разработок к интеграции

усилий различных компаний ради поиска новых решений (распространение открытых инноваций);

- перенос значительной части деловой активности компаний в корпоративные сети и Интернет;

- процесс конвергенции и интеграции междисциплинарных наук на фоне усиления внимания общественности к исследованиям и разработкам;

- конвергенция инфраструктур.

Вышеизложенное позволяет предложить конвергентную модель развития ИМ в российской экономике в краткосрочной перспективе, базовыми характеристиками которой являются:

- реализация проектов в сформированном экономико-технологическом пространстве России;

- обеспечение конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции на базе утвержденных Правительством РФ критических технологий [21];

- реализация ИМ проектов мультидисциплинарного содержания с целью снижения уровня зависимости от импортных компонентов.

Усилия по созданию экономики, базирующейся на передовых технологиях, должны стать решающим фактором для экономического подъема, технологической независимости России, обеспечения конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции и роста качества жизни. Политика приоритетов в области науки и технологий призвана стать основой реиндустриализации. Утвержденные критические технологии могут рассматриваться в качестве основы этого процесса.

В таблице 1 в качестве примера рассмотрена возможность разработки в некоторых ИМ 18 из 27 критических технологий в трех ИМ (знак плюс означает существование возможности). Можно заключить, что доля критических технологий из утвержденного Правительством РФ перечня, которые могут быть в центре внимания в ИМ при их реализации в современном экономико-технологическом пространстве России, составляет для публичных акционерных обществ «Росавтодор» - 63%, «РЖД» - 95%, «Газпром» - 48%.

Таблица 1

Возможности разработки критических технологий в инфраструктурных монополиях

Инфр аструктур ные

№ Критические технологии монополии

п/п Газпром РЖД Росавто-дор

1 Базовые технологии силовой + + +

электротехники

Компьютерное моделирование

2 наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий + +

3 Нано-, био-, информационные, + + +

когнитивные технологии

4 Технологии диагностики + +

наноматериалов и наноустройств

5 Технологии доступа к широкопо- + + +

лосным мультимедийным услугам

Технологии информационных,

6 управляющих, навигационных систем + + +

7 Технологии наноустройств + +

и микросистемной техники

Технологии новых и возобновляе-

8 мых источников энергии, включая водородную энергетику + +

Технологии получения

9 и обработки конструкционных наноматериалов + + +

10 Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов + + +

11 Технологии и программное обеспечение распределенных + + +

и высокопроизводительных вычислительных систем

№ п/п Критические технологии Инфр аструктур ные монополии

Газпром РЖД Росавто-дор

12 Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения + + +

13 Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи +

14 Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера + + +

15 Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта + +

16 Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения + +

17 Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств + + +

18 Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии + + +

Реализация конвергентной модели развития ИМ в условиях антироссийской истерии, когда практически прекратился доступ к финансовым ресурсам на внешних рынках, а инвесторы массированно изымают средства из российских проектов, позволит сформировать в России региональную сеть центров интенсивного инновационного роста при разработке критических технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К дополнительным преимуществам конвергентной модели развития ИМ можно отнести:

- ускорение внедрения новых общественно значимых для регионов проектов за счет консолидации финансовых и прочих ресурсов;

- возможность использования налаженного механизма управления большими и комплексными программами;

- возможность применения инновационных технологий, разработанных предприятиями, не относящихся к ИМ;

- повышение технологического, финансового потенциала в различных отраслях экономики в качестве условия перехода от сырьевой экономики к новой экономике знаний;

- осуществление долгосрочных программ развития и инвестиционных программ субъектов ИМ и организаций с государственным участием в части реализации государственной политики в сфере импортозамещения;

- реализация аутсорсинга. При выполнении субзаказов крупных проектов ИМ в инфраструктурах экономико-технологического пространства России можно ожидать давно ожидаемое оживление инновационной активности;

- организация спин-офф и/или спин-аут компаний - компаний, отпочковавшихся от ИМ в автономный бизнес. Спин-офф и спин-аут компании выделяются из ИМ с целью самостоятельной разработки, освоения и внедрения на рынок нового продукта или технологии.

Выводы

Сегодня проблема экономического роста страны - это во многом проблема ее технологического обновления. В программах инновационного развития ИМ не содержится предложений по широкому использованию технологического потенциала России сформированного экономико-технологического пространства, по активному участию ИМ в работе территорий опережающего развития, индустриальных парков, технологических платформ, инновационных территориальных кластеров и т.д. Это одна из важнейших среди стоящих перед современной Россией задач. Не решив ее, невозможно совершить переход от сырьевой модели развития к экономике знаний.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Подпрограмма 6 «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования».

2. Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (вступил в силу 30 июня 2015 г.).

3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 794 «О требованиях к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков для применения к ним мер государственной поддержки» (вступают в силу с 1 января 2016).

5. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779

6. «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».

7. Российская кластерная обсерватория. [Электронный ресурс] -URL: http://cluster. hse.ru/clusters/? PAGEN_1=3

8. Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 1300-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна».

9. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014.

11. Решение президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию от 24 сентября 2014 г. по вопросу «О развитии новых производственных технологий».

12. Малкина М.Ю., Абросимова О.Ю. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной Рос-

сии. // Экономический анализ. Нижний Новгород, Информационный центр Издательского дома «Финансы и кредит» при НИУ НГУ имени Н.И. Лобачевского, 2012, № 12 (267).

13. Пресс-релиз Росимущества от 02.07.2015. URL: http://rosim.ru/press/264488.

14. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития РФ, 2012.

15. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».

Bibliographical list

1. Decision of the Government of the Russian Federation № 316 of April 15, 2014 [Concerning Approval of the State Programme of the Russian Federation: «Economic Development and Innovative Economics] (In Russ.).

2. Russian Federation Federal Law № 488-FZ of December 31, 2014. [On Industrial Policy in the Russian Federation] (In Russ.).

3. Russian Federation Federal Law № 473-FZ of December 29, 2014 [On the Areas of Russia's Priority Socioeconomic Development] (In Russ.).

4. Decision of the Government of the Russian Federation № 794 of August 4, 2015 [About industrial (untrimmed) parks and managing companies of industrial (untrimmed) parks] (In Russ.).

5. Decision of the Government of the Russian Federation № 779 of July 31, 2015 [About untrimmed clusters and the purpose-built organizations of untrimmed clusters] (In Russ.).

6. Russian Cluster Observatory. URL: http://cluster. hse.ru/clusters/?PAGEN_1=3.

7. Russian Government Order №1300-r of July 23, 2013 [Developing Engineering and Industrial Design] (In Russ.).

8. Russian Government Order № 2227-r of December 8, 2011 [Strategy of Innovative Development of the Russian Federation until 2020] (In Russ.).

9. President Putin's Annual Address to Federal Assembly of December 4, 2014 (In Russ.).

10. Decisions on the results of the meeting of the Council under the President of Russia's economic modernization and innovative development of September 24, 2014 [On the development of new production technologies] (In Russ.).

11. Malkina M.Ju., Abrosimova O.Ju. (2012) [Analysis of the functioning of natural monopolies in modern Russia]. Nizhnij Novgorod, Informacionnyj centr Izdatel'skogo doma «Finansy i kredit» pri NIU NGU imeni N.I. Lobachevskogo. 2012, № 12 (267).

12. Press release from Federal Agency for State Property Management (Rosimushchestvo) of July 2, 2015. URL: http://rosim.ru/ press/264488.

13. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2030. Ministry of Economic Development, 2012.

14. Presidential Decree № 899 of July 7, 2011 [On the Endorsement of the Priority Directions of Development of Science, Technologies and Engineering in the Russian Federation and the List of Critical Technologies of the Russian Federation].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.