Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение малых предприятий в условиях модернизации экономики'

Инфраструктурное обеспечение малых предприятий в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
80
17
Поделиться
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Тупикин Владимир Вячеславович

В статье раскрываются функциональные зоны управления инфраструктурным обеспечением малого предпринимательства. Рассматриваются особенности формирования инфраструктуры поддержки малых предприятий в рамках муниципальных программ развития малого предпринимательства. Даются рекомендации по выбору организаций такой инфраструктуры.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Тупикин Владимир Вячеславович,

Infrastructure provision of small businesses in terms of economic modernization

In article functional zones of management of infrastructural maintenance of small business reveal. Features of formation of an infrastructure of support of small enterprises within the limits of municipal programs of development of small business are considered. Recommendations for choice the organizations of such infrastructure are made.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение малых предприятий в условиях модернизации экономики»

ВВ. ТУПИКИН

Владимир Вячеславович ТУПИКИН — аспирант кафедры систем технологий и товароведения СПбГУЭФ. В 2006 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 6 публикаций.

Область научной специализации — экономика предпринимательства.

^ ^ ^

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ*

Малое предпринимательство является объектом пристального внимания со стороны государства с самого начала перехода к рыночной экономике. Однако заметным явлением оно не стало. Численность занятых в сфере такого предпринимательства составляет всего 15 % всех занятых в экономике. Хотя количество малых предприятий ежегодно растет, удельная доля их оборота в общем обороте всех предприятий (почти 25 % в 2009 г.) остается низкой. Отраслевая структура представительства малых предприятий не способствует освоению и разработке новых технологий в реальном секторе экономики: лишь около 10 % от их числа работает в промышленности, тогда как почти 40 % малых предприятий специализируется на торговле. Причем уровень активности подобных предпринимательских структур в территориальном аспекте крайне неоднороден. Ситуация, которая сложилась в сфере малого предпринимательства, препятствует обеспечению структурных сдвигов в производстве и активизации инновационной деятельности в стране, социально-экономическому развитию муниципальных образований и поэтому представляет собой прямую угрозу национальной экономической безопасности.

Нейтрализация такой угрозы предполагает усиление государственной поддержки малых предприятий, в том числе: 1) устранение административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; 2) введение для его субъектов специального налогового режима, предоставление преференций и финансовой поддержки; 3) развитие инфраструктуры их поддержки [2]. Причем особый приоритет должен быть отдан третьему направлению, что обусловлено следующими положениями. Во-первых, в решении задачи ликвидации административных барьеров, которые препятствуют развитию малых предприятий, наметился определенный прогресс, который продолжает возрастать. Во-вторых, уход от поддержки малого предпринимательства в форме займов, дотаций или льгот к его поддержке в форме консультационных и информационных услуг является общемировой тенденцией. В-третьих, становление отечественного малого предпринимательства достаточно длительное время сдерживает, в первую очередь, недостаточный уровень развития национальной инфраструктуры, который во многом определяет нарушения нормальной цикличности воспроизводства, низкую деловую активность и слабое развитие рынков товаров и услуг. Этот фактор значительно усложняет, а подчас делает невозможным эффективное встраивание малых предприятий в сложившуюся в национальной экономике систему хозяйственных связей. Поэтому создание условий, способствующих нормальному функционированию основной деятельности малых предприятий, что достигается посредством создания инфраструктуры их поддержки в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития малого предпринимательства, сегодня очень актуально.

Сложность их разработки определяется трудностями экономического обоснования полноты, связности и устойчивости системы коммерческих и некоммерческих организаций, которая образует инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства. Особую остроту этой проблеме придают сегодня, по крайней мере, два фактора. Во-первых, наступление эры сетевой экономики требует учета специфики взаимодействий в ней хозяйствующих субъектов, в частности в рамках временных виртуальных институтов предпринимательства. Во-

ГРНТИ 06.56.25 © В.В. Тупикин, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.А. Уварова.

вторых, новая модель экономического роста, которая в России еще формируется, предусматривает построение качественной инфраструктуры, что заставляет по-новому рассматривать задачи совершенствования системы инфраструктурного обеспечения малых предприятий. Кроме того, при обосновании элементной базы инфраструктуры поддержки таких предприятий достаточную сложность представляет учет специфики роли территорий в развитии предпринимательства в целом.

Теория развития инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в настоящее время является незавершенной. Это связано со сложностью формирования окончательной модели, которая отражает реальность тенденций развития малого сектора экономики, с точно установленными границами, с учетом факторов глобализации; становления сетевой экономики; национальной специфики малого предпринимательства; особенностей малого предпринимательства в странах с переходной экономикой. Дополнительно следует выделить, по крайней мере, три обстоятельства, которые позволяют признать такую теорию незавершенной. Во-первых, вопросы инфраструктурного обеспечения малых предприятий в научных публикациях преимущественно соотносятся с формированием инфраструктурного комплекса экономики страны в целом или региона, что не способствует разработке на практике инфраструктур поддержки малых предприятий, адаптированных к проблемам конкретных территорий муниципальных образований. Во-вторых, специалисты долгое время обращались преимущественно к вопросам формирования инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства, при этом актуальность проблем развития малого предпринимательства на территориях муниципальных образований недооценивалась. В-третьих, недостаточная разработка проблем формирования инфраструктуры поддержки малых предприятий на основе «сквозной» системы коммерческих и некоммерческих организаций не отвечает современным экономическим реалиям. Между тем именно связность взаимодействий подобных организаций обеспечивает целостность условий для реализации основной деятельности субъектов малого предпринимательства,

В качестве самостоятельных направлений совершенствования системы инфраструктурного обеспечения малых предприятий в современных условиях необходимо выделить: 1) развитие инфраструктуры территории муниципального образования на основе концепции детерминантов конкурентного преимущества территории;

2) организацию обучения управленческого персонала малых предприятий методике «фасилити»-менеджмента, т. е. управления инфраструктурой организации.

Согласно концепции детерминантов конкурентного преимущества территории М. Портера страна, регион, административно-территориальное образование добиваются успеха в зависимости от факторных условий — условий спроса, родственных и поддерживающих (инфраструктурных) отраслей, стратегий предприятий, дислоцированных на этих территориях, а также их структур и конкурентов [3]. В этом контексте следует обратить внимание на то, что инфраструктура является одним из факторных условий. Поэтому вид и качество инфраструктуры в значительной части определяют общие условия развития предпринимательства в целом и малого предпринимательства в частности. Данное положение муниципальным властям следует брать на вооружение при разработке планов развития своей территории, одним из приоритетов которых является создание привлекательных условий для деятельности малых предприятий. При этом муниципальным властям дополнительно следует учитывать, по крайней мере, еще одно обстоятельство. Факторы привлекательности территории делятся на две категории: жесткие (могут измеряться в более-менее объективных показателях) и мягкие (практически не поддаются измерению). Кроме того, муниципальные власти в целях повышения экономической привлекательности своей территории должны придерживаться следующих принципов: 1) на территории необходимо сохранять существующий бизнес или, по крайней мере, желательный; 2) следует разрабатывать планы развития территории с учетом инфраструктурной поддержки существующего бизнеса в его становлении или расширении;

3) на территории требуется обеспечить все условия для упрощения предпринимательскими структурами нового бизнеса; 4) необходимо постоянно повышать репутацию местоположения территории с целью привлечения субъектов предпринимательства.

Управление инфраструктурой малого предприятия на практике представляет серьезную проблему. Согласно теории инфраструктурная деятельность на любом предприятия является вспомогательной, а значит, по возможности, она должна быть вынесена на аутсорсинг. Хотя аутсорсинговая практика и является общемировой, обращение к ней нуждается в специальном обосновании. В частности, особое внимание нужно уделять сервисным рискам, которые неизбежно возникают в этом случае.

Инфраструктурное обеспечение малых предприятий включает ряд инвариантных функциональных зон:

I) управление инфраструктурным обеспечением; 2) планирование и прогнозирование развития инфраструктуры; 3) управление имуществом предприятия; 4) планирование, распределение и управление помещениями; 5) организация обслуживания технических систем зданий предприятия, входящих в его имущественный комплекс; 6) планирование, распределение и управление рабочими местами; 7) формирование бюджета инфраструктурного обеспечения; 8) обновление, реконструкция и подготовка рабочих мест; 9) эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт зданий; 10) управление безопасностью и безопасностью жизнедеятельности;

II) общие административные услуги (общественное питание, транспортное обслуживание и др.) [1]. Классифи-

кация таких зон может быть положена в основу обоснования элементной базы инфраструктуры поддержки малых предприятий, формируемой в рамках, например, муниципальных программ. Причем структура такой базы может быть представлена в виде матрицы. Столбцы матрицы интерпретируются как элементы системы инфраструктуры поддержки и субъекты малого предпринимательства, а строки отображают характер материальных, финансовых и информационных потоков. Матрица заполняется целыми числами (+1) или (-1), в зависимости от того, генерирует или воспринимает элемент поток. Незанятая клетка матрицы означает, что поток не присущ данному элементу. Процедура заполнения матрицы проводится до тех пор, пока она не заканчивается включением в состав системы элемента, который не предъявляет функциональных требований. Такой методический подход создает объективные предпосылки для обеспечения связности взаимодействий участников целевой программы развития малого предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. КоттсД. Управление инфраструктурой организации / пер. с англ. М.: ОАО «Типография "НОВОСТИ"», 2001. 597 с.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.

3. ПортерМ. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. и с предисл. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.

АН. ФИЛИППОВА

Александра Николаевна ФИЛИППОВА — аспирантка кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. з. д. н. РФ Ю.А. Лаврикова СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — сфера услуг. ^ ^ ^

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДЕРЕВЯННОГО ДОМОСТРОЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА УСЛУГ*

Программа деревянного домостроения в основном связана с рынком загородной недвижимости. Это может быть как дом для постоянного проживания, так и дополнительное жилье. Рынок загородной недвижимости в 2011 г. постепенно выходит из кризиса, о чем свидетельствует увеличение темпов роста по сравнению с 20092010 гг. Изменились и требования покупателей — они предпочитают приобретать «просто землю», так как это дешевле. В зависимости от расстояния до города, степени освоения участка (коммуникации) его стоимость колеблется от 20-30 тыс. руб. за сотку (100 км от города) до 250-300 тыс. руб. Первоначальная цена в среднем составляет 70 тыс. руб. за сотку, а при высокой степени освоения возрастает вдвое. Подключение к коммуникациям обойдется примерно в 100 тыс. руб. за питьевую воду, 150 тыс. руб. — за газ и 50 тыс. руб. — за подключение электроэнергии. Естественно, что на эти цены влияют удаленность до сетей электро- и газоснабжения, источника водоснабжения, количество участков и т. д. В основном подключение к коммуникациям обходится в 30 % от стоимости дома.

Поселки без подряда, т. е. коммуникаций, — вынужденный антикризисный вариант, который будет постепенно заменяться поселками, обустроенными инфраструктурой. Дешевизна в поселках без подряда связана с

ГРНТИ 06.51.25 © А.Н. Филиппова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. М.А. Гусакова.