Новый университет. 2013. № 11 (33)
ISSN 2221-7347
ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 65.012.34:339.564:633.1(477)
В.А. Колодийчук, И.А. Колодийчук, М.О. Погорецкий
ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ ЭКСПОРТА УКРАИНСКОГО ЗЕРНА
Рассмотрены тенденции мирового производства зерна и реальные перспективы доминирования Украины как одного из мировых экспортеров. Определены проблемы развития украинского рынка зерна, касающиеся необоснованных административных вмешательств и критически высокой логистической составляющей в структуре расходов. Проведен анализ наличия и проблем использования транспортной и складской инфраструктуры зернового рынка и определены перспективы развития данных логистических элементов.
Ключевые слова: зерновой рынок, экспорт, логистическая инфраструктура, элеватор, система хранения зерна.
Курс Украины на европейскую интеграцию ставит новые требования к национальной экономике в соответствии с принципами функционирования мирового рынка. Зерновой экспорт является стабильным источником поступления валюты, который может обеспечить Украине положительный ВВП за счет масштабности экспортного потенциала зерновых культур. При этом следует принять соответствующие правила, которые позволят Украине полноценно интегрироваться в мировой рынок зерна. Однако реализовать потенциальные экспортные возможности без современных подходов к организации экспорта зерна в высококонкурентной мировой экономической среде практически невозможно. Поэтому рассматривать экспортные возможности государства следует через призму ее способности обеспечить эффективное перемещение продуктовых потоков к потенциальным потребителям на основе концепции логистики.
Значительный вклад в теорию исследования проблем логистики в экономике сделали зарубежные и украинские ученые, а именно: Д. Вордлоу, Д. Дж. Клос, М.Р. Линдерс, А.М. Гад-жинський, Л.В. Балабанова, Е.В. Крикавський, О.А. Окландер, Ю.В. Пономарева и др. Однако эти исследования касаются преимущественно фундаментальных основ теории логистики и нерешенными остаются прикладные аспекты исследований. Несмотря на значительные научноприкладные наработки таких украинских ученых, как В.И. Бойка, П.И. Гайдуцького, М.Г., Ло-баса, И.И. Лукинова, В.Ф. Сайко, П.Т. Саблука, Л.М. Худолия, О.М. Шпичака и др. по пробле-
© Колодийчук В.А., Колодийчук И.А., Погорецкий М.О., 2013.
4
ISSN 2221-7347
Экономика и право
мам развития зернового хозяйства, нерешенными остаются вопросы эффективного использования инфраструктурных элементов в процессе логистического управления материальными потоками на зерновом рынке.
В исследовании мы рассмотрим отдельные системообразующие элементы логистической инфраструктуры экспортного зернового потенциала Украины и предложим первоочередные, на наш взгляд, шаги по уменьшению логистических издержек в процессе экспортных операций.
Мировой рынок зерна является одним из самых масштабных и наиболее развитых продовольственных рынков, поскольку зерновые культуры в мире занимают в среднем 61,8% пашни, то есть больше, чем остальные сельскохозяйственные культуры [1]. Благодаря использованию интенсивных технологий выращивания зерновых и экстенсивным мерам, произошел рост валовых сборов зерна в мире с 624 млн т в 50-х годах до 2 млрд т в 90-х годах, то есть в более чем втрое. Фактически этими объемами на мировом зерновом рынке оперируют и в течение последующих лет.
На мировой рынок зерна Украины вышла в 1998/1999 маркетинговом году и, начиная с 2002/2003 маркетингового года, заняла прочную позицию среди крупнейших мировых экспортеров. Однако определять Украину как стабильного мирового экспортера зерна преждевременно, поскольку многие факторы, преимущественно политические, влияют на закрепление этого статуса в отношении страны. Зарегулированность зернового рынка Украины и отсутствие, в большинстве случаев, оперативных и эффективных решений повышают риски для потенциальных импортеров украинского зерна.
В настоящее время украинское зерно покупает Египет, Испания, Израиль, Сирия, Иран и др. Территориальная близость к рынкам Северной Африки и Ближнего Востока дает Украине конкурентные преимущества на этих рынках перед мощными мировыми экспортерами зерна (кроме экспортеров из ЕС) за счет установление более низких фрахтовых ставок и относительно низкой себестоимостью зернопроизводства. Но использование этих конкурентных преимуществ без формирования эффективной логистической системы, которая обеспечит оптимальное перемещение материальных (зерновых) потоков от производителя к потребителю, с использованием необходимого и достаточного количества инфраструктурных элементов, не даст ожидаемых результатов.
Логистическая составляющая в структуре расходов на украинское зерно является критически высокой. В экспортной цене на пшеницу, по данным [1], логистические издержки составляют около 30%, на кукурузу - около 40%. В частности, стоимость транспортировки до 16,3 $/тонна, перевалки в портах - более 22$/тонна. Кроме того, в стоимость зерна включены услуги госинспекций по сертификации в размере 1,6-3,3 $/тонна. Если в Украине стоимость перевалки тонны зерна составляет $ 22, то за рубежом она втрое ниже [2]. Услуги портовых элеваторов в Российской Федерации составляют всего $ 7 за тонну, в США - $ 6,5, а во Франции - $ 7,5. По подсчетам Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, логистические издержки, связанные с экспортом зерна, в 2013-14 маркетинговом году составляют по пшенице 550 грн/тонна, кукурузе - ожидается 765 грн/тонна.
Проблема высоких логистических издержек на украинское зерно особенно обостряется в период снижения мировых цен на это сырье. Поэтому оптимизация логистических издержек, по мнению экспертов [3], даст значительные резервы для экономии. Согласно результатам их расчёта, при ненадлежащем функционировании инфраструктуры и обслуживающих учреждений стоимость обработки, хранения, транспортировки и перевалки экспортного зернового потенциала Украины (34,4 млн т вместе с масличными) может превысить 3,21 млрд $. В случае проведения оптимизационных мероприятий расходы на тот же объем могут составить 2,11 млрд $, что сэкономит 1,1 млрд грн, или 35$ на тонне зерна.
Актуальным вопросом для Украины является обеспечение качественного хранения и первичной обработки зерновых, крупяных и масличных культур непосредственно у производителя. Из-за несвоевременной обработки и несоблюдения режимов и терминов хранения снижается качество, посевные и продовольственные кондиции зерна. Крупнейшие его потери в тех хозяйствах, где нет сушильно-сберегающего оборудования. Одновременно в странах Ев-
5
Новый университет. 2013. № 11 (33)
ISSN 2221-7347
ропы и Америки с высоким уровнем послеуборочной технологии и развитой инфраструктурой хранения зерна потери урожая доведено до технического минимума - 1-2% [4].
Одной из основных компаний, которая занимается хранением зерна в Украине является Государственная акционерная компания (ГАК) «Хлеб Украины». В ее состав входит 81 предприятие, предоставляющее услуги по приему, доведение до базовых кондиций, хранению и отгрузке зерновых и масличных культур. Общая мощность зерносберегающих предприятий системы ГАК «Хлеб Украины» составляет более 6 млн. тонн [5].
Анализ процесса хранения зерна в Украине показал, что основная масса зерна хранится на государственных крупнотоннажных железобетонных элеваторах, оборудование которых морально и физически устарело. Все это вызывает снижение качества зерна, пропускной способности элеваторов и, соответственно, ухудшению экономических показателей. В частности, оплата за хранение зерна слишком высока, а удаленность от многих зернопроизводителей повышает их логистические затраты. Поэтому перспективным направлением уменьшения потерь и повышения качества продукции является максимально полное обеспечение каждого хозяйства, с достаточным объемом производства зерновых культур, собственным современным зернохранилищем. Правильность этого пути подтверждает и опыт стран с развитым аграрным производством, где 80% урожая хранится у его производителя. В мире предпочтение отдается башенным (силосным) хранилищам. Технология хранения зерна в башенных хранилищах с активной вентиляцией широко применяют в США и Канаде, а также последние десятилетия в Европе [4]. Сборные металлические зернохранилища имеют следующие преимущества:
1) снижают капитальные затраты при монтаже (в 2-3 раза) и трудоемкость монтажа (в 4-5
раз);
2) позволяют максимально приблизить хранилища к месту сбора и использования фуражного зерна;
3) создают предпосылки для механизации и автоматизации процесса хранения зерна.
В Украине 94% агропредприятий располагают зернохранилищами [3], однако в 90% случаев это примитивные склады напольного хранения с низким уровнем механизации и низкой интенсивностью отгрузки. При этом наибольшую часть механизированных хранилищ с силосными емкостями имеют в своей структуре предприятия с земельным банком более 10 тыс. га. Так, около 15% данных предприятий имеют исключительно силосные емкости для хранения зерна, а 23% - одновременно силосные емкости и склады напольного хранения. Что касается мелких сельхозформирований, то только 1% этих предприятий имеют в своих хранилищах силосные емкости.
На сегодняшний день сертификат соответствия, подтверждающий качество предоставляемых услуг и надлежащее техническое оснащение, имеют 659 зернохранилищ в Украине, общей вместимостью около 29 млн. тонн (таблица 1). При этом часть зернохранилищ, находящихся в государственной собственности, составляет 12%, а приватизированные зерносклады -88%.
Общая емкость сертифицированных зерноскладов Украины [2]
Таблица 1
Владельцы сертифицированных Количество Общая емкость
емкостей зернохранилищ зернохранилищ, тонн
ГАК "Хлеб Украины" 11 334500
ГПЗКУ 43 3316093
Госрезерв 25 1738350
Приватизированные 580 23502926
Всего 659 28891869
6
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Украинским зерновым рынком уже заинтересовались такие мощные транснациональные зернотрейдеры, как Cargil, Glencore, Toepfer International, Flfred C. и др. Положительным в сотрудничестве с такими зерновыми компаниями для украинской стороны является то, что они имеют:
- доступ к значительным кредитным ресурсам, наличие которых является необходимым условием ведения этого сезонного бизнеса;
- доступ к мировым товарным биржам;
- многолетний опыт торговли на мировом рынке с соответствующей юридической, логистической и другой инфраструктурной поддержкой (портовые элеваторы, торговый флот и т.д.);
- опыт по экспорту больших партий зерна (от 40 тыс. т), что требует сложных системных управленческих решений и четкости их выполнения.
Приход на рынок Украины этих транснациональных компаний, способных привлекать значительные финансовые ресурсы, вызвал интенсивное строительство зернохранилищ. Этому способствовало и распространение новой технологии хранения зерна - в металлических сило-сах. Строительство перевалочных зерновых комплексов началось сразу в нескольких местах: в Ренийском, Бердянском, Херсонском, Ильичевском, Одесском морских торговых портах. Если общее количество элеваторов в 1998 г. равнялась 543, а портовых элеваторов было только два (Одесский и Николаевский), то в 2006 г. количество элеваторов выросло до 755. Перечень и параметры зерновых элеваторов в Украине представлены в таблице 2.
Характеристика зерновых терминалов Украины*
Таблица 2
Стивидорная компания Порт Глубина причала, м Обьем одновременного хранения зерна, тыс. т Мощность перевалки, млн. т/год
2002 р. 2010 р. 2002 р. 2010 р.
Трансинвестсервис Южный 14,0 80 290 0,8 3,5
Укрэлеваторпром Одесса 11,0 75 200 0,2 2,5
Т рансбалк-терминал 1лличевськ 11,5 130 200 4,0 5,2
Нибулон Николаев 12,5 - 132 - 1,8
Авлита Севастополь 14,0 - 100 - 2,0
АБС-терминал Керчь 7,8 - 40 - 0,6
Южно-восточный зерновой терминал Бердянськ 7,9 18 18 1,5 1,5
Ника-Терра Николаев 8,0 20 140 1,0 4,0
Нортэк-Азот Херсон 7,6 28 48 0,2 0,5
Николаевський портовой элеватор Николаев 9,2 69 69 1,0 1,0
Одесский зерновой терминал Одесса 7 135 135 1,5 1,5
*за даными первичных отчетов предприятий
Одними из наиболее важных показателей, характеризующих зернохранилища аграриев, является оснащенность лабораториями качества и возможности отгрузки зерна.
Что касается первого показателя, то, согласно данным мониторинга [3], около 79% сельхозпроизводителей не обеспечены возможностями лабораторного анализа качества зерна и, соответственно, не могут оперативно отслеживать состояние зерновых масс, что находятся на хранении и их соответствие кондициям, что в свою очередь затрудняет выход на биржевой рынок.
На сегодняшний день ключевую роль в успешной реализации запасов зерна играет возможность предприятия в кратчайшие сроки отгружать большие партии. Поэтому еще одним
7
Новый университет. 2013. № 11 (33)
ISSN 2221-7347
показателем, позволяющим оценить эффективность функционирования зернохранилищ, есть возможность отгрузки зерна на различные виды транспорта. Если на автотранспорт обеспечивается 100% отгрузки зерна из зернохранилищ, то подавляющее отсутствие путей к элеваторным мощностям обеспечивает лишь 15% отгрузки зерна в железнодорожные вагоны [5]. Такая ситуация затрудняет логистику зернопотоков и требует использования более затратных интермодальных схем перевозки.
Таким образом, объективно оценивая состояние инфраструктурного обеспечения зернового рынка Украины следует отметить положительные сдвиги в системе хранения зерна, как одного из сегментов, что наиболее динамично развиваются. На сегодняшний день ведется активное строительство новых мощных зернохранилищ и проводится переоснащение действующих. Учитывая существующий тренд можем прогнозировать увеличение зерносберегающих мощностей до 2015 года из имеющихся 29 млн.т до ~ 55 млн. тонн. Также осознавая современные мировые требования к качеству зерна, можно надеяться и на реализацию проектов строительства современных зернохранилищ с учетом технических (строительные, противопожарные и т.д.), технологических, эксплуатационных и экономических требований. Это безусловно был бы качественно новый уровень развития этой национальной отрасли.
Проблемой остается строительство зерносберегающих мощностей в условиях маломощных зернопроизводителей. Решение этого вопроса мы видим в государственной политике создания благоприятных инвестиционных предпосылок и действенных финансово - кредитных схем реализации проектов в сфере инфраструктурного обеспечения логистики зернопотоков.
Одним из шагов в развитии логистической инфраструктуры является открытость нашего рынка для мощных мировых зернотрейдеров. Создав внутреннюю конкуренцию, мы повысим свою конкурентоспособность на мировом рынке зерна. Для многих украинских производителей это позволит ориентироваться на мировой рынок и мировые стандарты качества зерна, стимулируя внедрение современных технологий производства зерна и логистического обеспечения его реализации.
Библиографический список:
1. Тенденцп ринку зернових у йчт 2012 року. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://agrex.gov.ua/2012/02/03/3630.
2. Системи зберйання зерна в УкраМ та Росп: загальний стан та перспективи [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://svitagro.com.
3. 1А «АПК-1нформ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. apk-
inform. com/ru/harvest2012.
4. Задача номер два - зберегти зiбране [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agro-busmess.com.ua/component/content/artide/17-2010-06-11-12-52-32/n82-2012-08-18-12-49-47.html.
5. ДАК “Хлiб Украши” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://khlib.
com.ua/zber%D1%96gannya.html.
Статья поступила в редакцию 16.11.2013.
КОЛОДИЙЧУК Владимир Анатольевич - кандидат экономических наук, доцент, Львовский национальный аграрный университет, доцент кафедры международной экономики и менеджмента внешнеэкономической деятельности.
КОЛОДИЙЧУК Ирина Анатольевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт региональных исследований Национальной академии наук Украины.
ПОГОРЕЦКИЙ Марьян Олегович - старший преподаватель кафедры международной экономики и менеджмента внешнеэкономической деятельности, Львовский национальный аграрный университет.
8