Научная статья на тему 'Инфраструктура знаний – как институт формирования конкурентного рынка человеческого капитала'

Инфраструктура знаний – как институт формирования конкурентного рынка человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура знаний – как институт формирования конкурентного рынка человеческого капитала»

ЭКОНОМИКА

(Специальность 08.00.05)

© 2012 г. Т.В. Третьяченко УДК 332

ИНФРАСТРУКТУРА ЗНАНИЙ -КАК ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Социальная инфраструктура традиционно считается затратной. Природа благ, производимых отраслями социальной инфраструктуры, характер потребностей в них общества и индивидов, социально-экономическая структура хозяйства в целом и специфика технологии в самих отраслях, не позволяют полагаться на конкурентный рынок как механизм формирования человеческого капитала. Деньги генерируются в одних отраслях экономики (преимущественно производственных), а тратятся - в других (социальном секторе). Вместе с тем, за счет бесполезных затрат формируется человеческий капитал, который в конечном счете вносит решающий вклад в экономическое развитие страны.

Сегодня, по меньшей мере, четыре общественные структуры предъявляют спрос на высококачественный человеческий капитал. Прежде всего, это государство в целом, поскольку перспективы формирования «экономики знаний» в стране во многом определяются качеством человеческого капитала. К примеру, более 50% ВВП развитых стран по оценкам Мирового банка основано на знаниях. Вклад в общественное образование с середины 80-х гг. прошлого века составляет 8% ВВП, такую же долю, как инвестиции в оборудование, и растет даже более быстрыми темпами. Другим институтом, предъявляющим спрос на высококачественный человеческий капитал являются муниципалитеты или органы самоуправления на местах, формирующие комфортную обстановку жизни граждан в их ближайшем ареале.

Крупный бизнес компаний - еще одна общественная структура, которая имеет возможность часть своих средств вкладывать в формирование человеческого капитала, т.е. тратить их на образование и повышение квалификации своих работников. Четвертым элементом этой структуры вы-

ступает малый и средний бизнес, который готов платить за высококачественную рабочую силу. Успешное удовлетворение спроса на высококачественный человеческий капитал возможно лишь при определенных и достаточно жестких условиях, главным из которых является высокий уровень образования и подготовки кадров. Образование ведет к знанию, знание создает новые инструменты, которые, в свою очередь, способствуют развитию конкретного предприятия, района, региона и в целом страны. Речь идет о способности распознать перспективное, о быстрой выработке идей, гибкости, независимости, свободе и приспособляемости мышления, оригинальности, необычного взгляда на вещи, способности постичь суть проблемы, объективно анализировать проблемную ситуацию, способность делать новые выводы, обобщая известные факты.

Процесс формирования человеческого капитала такого уровня состоит из нескольких различных фаз, в каждую из которых он входит как сырой материал и выходит из нее в виде готового продукта: дошкольное воспитание -общеобразовательные учреждения - учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования - учреждения, предприятия, организации. Конечный продукт одной стадии должен быть передан в следующую стадию в качестве входного продукта. И если эта передача происходит в рамках единой интегрированной структуры, проблем с определением человеческого капитала на этапах перехода не возникает. Качество произведенного продукта на каждой стадии развития является ключевым показателем, поскольку, чем выше качество произведенного продукта, тем выше на него спрос. Соответственно выработка механизма определения качества произведенного продукта становится объективно необходимой.

Вопрос, что такое «лучше», всегда является дискуссионным, и определение «лучшего» зависит от стратегии, выбранной в интегрированной структуре, и реализуемой в каждом ее звене. Если стратегия ориентируется на длительную перспективу, где важна репутация, которая в итоге приносит и рыночный успех, то на входе и выходе каждой фазы формирования человеческого капитала идет отбор и поддержка наиболее талантливой его части. Накопление знаний осуществляется во всех фазах формирования человеческого капитала.

Концепция формирования высококачественного человеческого капитала в рамках интегрированной структуры связана с необходимостью объединения в одну единую «связку» предпринимателей, бизнеса, государственных структур, образовательных учреждений, общественных организаций, функционирование которой обеспечивается определенным набором институциональных факторов, а также развитием элементов или институтов инфраструктуры знаний.

Рисунок 1.

Функции инфраструктуры знаний

Функции инфраструктуры знаний

1

N ( Ф >

2 -К ы а 2 х * а 5 х ™ ^ ч Р- У Й с £ £ е £ —1 — ^ —■ в С Я 5? Е- £ в. Я С в в ^ а. с £ л = 5 = а с 2 с £ ^ - ~ ь * ¡г Ь- " ~ а а а = в 5 I й 1 а я х 2 ей — с г 1 Е О 8 Ж а ™ в ^ о X м на С О ЕС N д Я X н и X н р. X X — и я ; 1 1 г н £ ^ я в С. —» X ¡5 X | а 3 1 1 Я с' Й с. г Е ~ ^ & г> ч 5 о О,

Инфраструктура знаний выполняет определенные функции, среди которых производство и распространение научных и технологических знаний, включая образование и подготовку кадров; создание условий для появления фирм; разработка стандартов; регулирование и правовая защита образовательной деятельности. Вновь формирующаяся в стране инфраструктура знаний призвана заменить неэффективные связи, организационные формы и механизмы, которые сдерживают реализацию инновационных возможностей.

В век науки и высоких технологий, коренной ломки экономических структур, инновационных подходов к национальному инфраструктурному обустройству, необходимы жесткая расстановка приоритетов развития инфраструктуры. В первую очередь, необходимо обратить внимание на инновационное развитие инфраструктуры знаний, поскольку Россия по индексу развития человеческого капитала устойчиво числится в шестом-седьмом десятке среди 138 стран мира, и в 2011 г. положение страны не изменилось (индекс составил 0,755). Ежегодный средний уровень охвата средним образованием в 2001-2009 гг. составляет 84%, а высшим - 75%, при этом в России существует перепроизводство невостребованных знаний, когда часть специалистов готовится «в никуда», и недостойно низкая для страны степень охвата населения дополнительным образованием. Сократилось количество государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в сельской местности (на 33% в 2010/2011 гг. по сравнению с 2000 г.). Наибольшие потери в годы рыночной трансформации понесло профессионально-техническое образование. С 1990 г. по 2010 г. число учреждений начального профессионального образования сократилось на 45,6%, а численность обучающихся в них уменьшилась на 46,1%. ВУЗы ежегодно предлагают больше мест, чем число оканчивающих среднюю школу. Высшее образование стало массовым и в значительной мере перестало быть профессиональным. Из 6,3 млн. студентов, обучавшихся в 2010/2011 гг. по физико-математическим наукам обучалось 50,2 тыс. человек, по естественным - 65,1 тыс. человек, по экономике и управлению - почти 2,4 млн. студентов. Все эти данные еще раз подтверждают необходимость более активных действий по формированию инфраструктуры знаний.

Создание инновационных структур, функционирующих на принципах открытости, соединяющих воедино требования к уровню специалистов, общие усилия государственно-общественных объединений и отдельных элементов образовательных учреждений к качеству подготовки выпускников на всех уровнях образовательной системы, можно интерпретировать как процесс очагового роста новых институтов формирующейся инфраструктуры знаний. В силу объективных обстоятельств на Юге России сложились позитивные условия для создания пилотной площадки по апробации новых институтов инфраструктуры знаний, деятельность которых должна быть

направлена на удовлетворение потребностей экономики Южного и СевероКавказского федерального округов в квалифицированных кадрах высшего и среднего звена через механизм рыночного формирования спроса и предложения образовательных услуг, когда отбор подходящих студентов осуществляется до того, как они начали заниматься по программе профессиональной подготовки. Новые институты инфраструктуры знаний предполагают создание, апробацию и развитие государственно-общественных механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг для принятия управленческих решений об удовлетворении потребностей экономики в среднесрочной перспективе в квалифицированных кадрах высшего и среднего звена и формирование Банка данных успешных учителей и перспективных учащихся.

Оптимальное управление процессом образования через систему анализа и интерпретации, применение тестовых технологий, как механизма контроля качества полученных учащимися знаний, помощь каждому выпускнику в выборе конкретного пути собственного развития, определение потоков обучающейся молодежи для направления в средние специальные или высшие учебные заведения, доведение их до конечного потребителя - реального сектора экономики - основа деятельности предлагаемой к созданию интегрированной структуры, как нового института инфраструктуры знаний. Новые институты инфраструктуры знаний могут функционировать только при наличии «длинных денег», которые чаще всего появляются при заключении долговременных контрактов между продавцом и покупателем. В предлагаемой интегрированной структуре продавцом может выступить Министерство образования и науки Российской Федерации, а покупателем -представители госструктур, муниципальных образований и бизнеса, между которыми заключается долгосрочный контракт (на 5-7 лет) на поставку специалистов нужной квалификации с оплатой услуг за их подготовку. Здесь особенно важна технология работы с контрактами, в которых фигурируют как бонусы за подготовку высококачественного человеческого капитала, так и обязательные штрафные санкции (возврат в полном объеме уплаченной суммы и пени, исчисленных за каждый день пользования средствами со дня получения средств) в случае рекламации со стороны покупателя (в течение трех лет) на низкую квалификацию подготовленного по контракту специалиста.

Помимо контракта между продавцом и покупателем очень важен контракт, заключаемый между представителем Министерством образования и науки Российской Федерации и студентом, согласно которому при отъезде студента на постоянное место жительства за границу он обязан вернуть деньги за свое обучение. Важны и штрафные санкции, которые должен уплатить студент при его досрочном увольнении с предприятия, уплатившего за его обучение по подготовку. Как видим, социальная инфраструктура, традиционно считавшаяся затратной, при определенных условиях может приносить прибыль. И лишь в том случае, когда деятельность новых институтов не будет затратной, можно будет говорить, что создана новая инфраструктура, заменившая неэффективные связи, организационные формы и механизмы. Общественная и государственная значимость создания в России инновационных структур знаний ни у кого не вызывает сомнений. Но процессы создания новых институтов, как и самой инфраструктуры знаний, пока еще не завершены. Это придает особую значимость проблеме разработки подходов к созданию условий для формирования новой инфраструктуры, ее институтов, способных одновременно решать вопросы повышения уровня профессионального образования выпускников и приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инфраструктура: теории, методологи и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. М, 2010.

2. Макаров В. Социальные услуги - сегмент рынка человеческого капитала // Проблемы теории и практики управления. 2005. №3.

3. Consistently high performance: Lessons from the world's top performing school systems // McKinsey&Company. June 2007.

LITERATURE

1. Infrastructure: Theory, methodology and practical aspects of modern infrastructural arrangement. Geo-economic approach. M, 2010.

2. Makarov Social Services - segment of human capital / / Problems of the theory and practice of management. 2005. Number 3.

3. Consistently high performance: Lessons from the world's top performing school systems / / McKinsey & Company. June 2007.

Ростовский государственный

экономический университет 8 декабря 2012 г._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.