Научная статья на тему 'Инфраструктура северной ветви Великого Шелкового пути на участках: западный Казахстан - Нижнее Поволжье - Подонье - Северный Кавказ'

Инфраструктура северной ветви Великого Шелкового пути на участках: западный Казахстан - Нижнее Поволжье - Подонье - Северный Кавказ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
542
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / СЕВЕРНАЯ ВЕТВЬ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ / ЗОЛОТООРДЫНСКИЕ ГОРОДА / ТОРГОВЫЕ ДОРОГИ / КАРАВАН-САРАИ / КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / ARCHAEOLOGY / LOWER VOLGA REGION / THE MIDDLE AGES / THE NORTH BRANCH OF GREAT SILK ROAD / GOLDEN HORDE CITIES / TRADE ROUTES / CARAVANSERAI / CARTOGRAPHIC SOURCES / GEOINFORMATIONAL SYSTEMS / ARCHAEOLOGICAL SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кольцов Петр Михайлович, Байтанаев Бауыржан Абишевич, Гаджиев Муртазали Серажутдинович

Инфраструктура северной ветви Великого Шелкового пути представляет собой ценный источник для воссоздания целостной картины исторического, этнокультурного и экономического развития племен и народов Прикаспийского региона в средние века. Анализ письменных и археологических материалов показал, что наряду с успехами в осмыслении проблематики золотоордынских городов, совершенно неизученными на юге России остаются разветвленная сеть торговых дорог и такая категория памятников, как караван-сараи. Поэтому, не случайно в статье особое внимание уделено попыткам реконструировать сухопутные дороги северного ответвления Великого Шелкового пути на основе космосников, картографического материала, письменных и археологических источников. Не менее значимым направлением в изучении структуры и функционирования северной ветви Великого Шелкового пути авторы считают исследование караван-сараев, как промежуточных звеньев между крупными торговыми центрами, что позволит показать их место в системе коммуникаций и по-новому взглянуть на взаимоотношение городской и кочевой культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure of Great Silk Road north branch in areas: Western Kazakhstan - Lower Volga region - Don region - North Caucasus

Infrastructure of the north branch of Great Silk Road is the valuable source for the reconstruction of integral picture of historical, ethnocultural and economical development of Сaspian tribes and peoples in the Middle Ages. The analysis of writing and archaeological sources showed that despite the success of Golden Horde cities research, the branching network of trade routes and caravanserais on the south of Russia were left unstudied. That’s why, in the paper special attention was given to attempts of reconstruction of overland roads on the north branch of Great Silk Road based on space photos, cartography sources, writing and archaeological sources. The authors suggest that not less important direction in the research of the structure and functions of the north branch of Great Silk Road is the research in the caravanserais as the interim element between large trade centers, which will allow the authors to show their place in the communicational system and to give a new outlook on the interrelations between urban and nomadic cultures.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура северной ветви Великого Шелкового пути на участках: западный Казахстан - Нижнее Поволжье - Подонье - Северный Кавказ»

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ

№ 4 (30) 2019

ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ

e-ISSN 2500-2856 № 4 (30) 2019

Главный редактор

член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук А.Г. Ситдиков

Заместители главного редактора:

член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук Ф.Ш. Хузин доктор исторических наук Ю.А. Зеленеев Ответственный секретарь- кандидат ветеринарных наук Г.Ш. Асылгараева

Б.А. Байтанаев - академик НАН РК, доктор исторических наук (Алматы, Казахстан) (председатель), Р.С. Хакимов - вице-президент АН РТ (Казань, Россия), Х.А. Амирха-нов - член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор (Москва, Россия), И. Бальдауф - доктор наук, профессор (Берлин, Германия), С.Г. Бочаров - кандидат исторических наук (Казань, Россия), П. Георгиев - доктор наук, доцент (Шумен, Болгария), Е.П. Казаков - доктор исторических наук (Казань, Россия), Н.Н. Крадин - член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор (Владивосток, Россия), А. Тюрк - PhD (Будапешт, Венгрия), И. Фодор - доктор исторических наук, профессор (Будапешт, Венгрия), В.Л. Янин - академик РАН, доктор исторических наук профессор (Москва, Россия), В.С. Синика - кандидат исторических наук (Тирасполь, Молдова), Б.В. Базаров - академик РАН доктор исторических наук, профессор (Улан-Удэ, Бурятия), Д.С. Коробов - доктор исторических наук, профессор РАН (Москва, Россия), П. Дегри- профессор (Лёвен, Бельгия), Вэй Джан - Ph.D, профессор (Пекин, Китай).

А.А. Выборном - доктор исторических наук, профессор (Самара, Россия)

М.Ш. Галимова - кандидат исторических наук (Казань, Россия)

Р.Д. Голдина - доктор исторических наук, профессор (Ижевск, Россия)

И.Л. Измайлов - доктор исторических наук (Казань, Россия)

С.В. Кузьминых - кандидат исторических наук (Москва, Россия)

А.Е. Леонтьев - доктор исторических наук (Москва, Россия)

Т.Б. Никитина - доктор исторических наук (Йошкар-Ола, Россия)

Ответственные за выпуск: С.Г. Бочаров - кандидат исторических наук

Редакционный совет:

Редакционная коллегия:

Адрес редакции: 420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 30 Телефон: (843) 236-55-42 ' E-mail: arch.pov@mail.ru http://archaeologie.pro

Индекс 80425, каталог «ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ» Агентство "РОСПЕЧАТЬ" Выходит 4 раза в год

© Академия наук Республики Татарстан, 2019 © ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2019 © Журнал «Поволжская археология», 2019

POVOLZHSKAYA ARKHEOLOGIYA THE VOLGA RIVER REGION ARCHAEOLOGY

e-ISSN 2500-2856 № 4 (30) 2019

Editor-in-Chief:

Corresponding Member of the Tatarstan Academy of Sciences, Doctor of Historical Sciences A. G. Sitdikov

Deputy Chief Editors:

Corresponding Member of the Tatarstan Academy of Sciences, Doctor of Historical Sciences F. Sh. Khuzin Doctor of Historical Sciences Yu. A. Zeleneev Executive Secretary - Candidate of Veterinary Sciences G. Sh. Asylgaraeva

B. A. Baitanayev - Academician of the National Academy of the RK, Doctor of Historical Sciences (Almaty, Kazakhstan) (chairman), R. S. Khakimov - Vice-Chairman of the Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation), Kh. A. Amirkhanov - Doctor of Historical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation), I Baldauf - Doctor Habilitat, Professor (Berlin, Germany), S. G. Bocharov -Candidate of Historical Sciences (Kazan, Russian Federation), P. Georgiev - Doctor of Historical Sciences (Shumen, Bulgaria), E. P. Kazakov - Doctor of Historical Sciences (Kazan, Russian Federation), N. N. Kradin - Doctor of Historical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences (Vladivostok, Russian Federation), Ä. Türk - PhD (Budapest, Hungary), I. Fodor - Doctor of Historical Sciences, Professor (Budapest, Hungary), V. L. Yanin - Academician of RAS, Doctor of Historical Sciences, Professor (Moscow, Russian Federation), V. S. Sinika - Candidate of Historical Sciences (Tiraspol, Moldova), B. V. Bazarov - Academician of RAS, Doctor of Historical Sciences, Professor (Ulan-Ude, Russian Federation), D. S. Korobov - Doctor of Historical Sciences, Professor (Moscow, Russian Federation), P. Degryse - Professor (Leuven, Belgium), Wei Jian - Ph.D, Professor (Beijing, China).

A.A. Vybornov - Doctor of Historical Sciences, Professor (Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara, Russian Federation)

M. Sh. Galimova - Candidate of Historical Sciences (Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Kazan, Russian Federation)

R. D. Goldina - Doctor of Historical Sciences, Professor (Udmurt State University, Izhevsk, Russian Federation) I. L. Izmaylov - Doctor of Historical Sciences (Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Kazan, Russian Federation)

S. V. Kuzminykh - Candidate of Historical Sciences (Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation)

A. E. Leont'ev - Doctor of Historical Sciences (Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation)

T. B. Nikitina - Doctor of Historical Sciences (Mari Research Institute of Language, Literature and History named after V. M. Vasilyev, Yoshkar-Ola, Russian Federation)

Executive Editors:

Editorial Board:

Responsible for Issue S. G. Bocharov - Candidate of Historical Sciences

Editorial Office Address:

Butlerov St., 30, Kazan, 420012, Republic of Tatarstan, Russian Federation

Telephone: (843) 236-55-42 E-mail: arch.pov@mail.ru http://archaeologie.pro

© Tatarstan Academy of Sciences (TAS), 2019 © Mari State University, 2019 © "Povolzhskaya Arkheologiya" Journal, 2019

ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 4 (30) 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Великий Шелковый путь в средние века. Вопросы металловедения

Кольцов П.М. (Элиста, Россия), Байтанаев Б.А. (Алматы, Казахстан),

Гаджиев М. С. (Махачкала, Россия).

Инфраструктура северной ветви Великого Шелкового пути на участках: Западный Казахстан - Нижнее Поволжье -Подонье - Северный Кавказ..............................................................................8

Пигарёв Е.М. (Йошкар-Ола, Россия).

Монетные находки в Крымском районе Краснодарского края..........................23

Базаров Б.А., Миягашев Д.А. (Улан-Удэ, Россия).

Нур-Тухумские зеркала.........................................................................................28

Байтанаев Б.А., Петров П.Н. (Алматы, Казахстан),

Шайхутдинова Е.Ф. (Казань, Россия).

Монетная реформа Кепек хана в свете результатов исследования

состава монетного серебра методом РФА......................................................43

Гомзин А.А. (Москва, Россия), Воронцов М.В. (Пермь, Россия).

Усольский клад куфических монет......................................................................55

Крыласова Н.Б. (Пермь, Россия).

Слитки и разновесы Пермского Предуралья как источник

для изучения средневековых мер веса............................................................68

Никитина Т.Б., Акилбаев А.В. (Йошкар-Ола, Россия),

Аристов А.А. (Кострома, Россия).

Погребальный инвентарь могильника «Кузинские хутора»..............................82

Белорыбкин Г.Н., Осипова Т.В., Соболь А.С. (Пенза, Россия).

Клад начала XIII в. с Золотаревского городища

и монгольское нашествие.................................................................................99

Вихляев В.И., Кемаев Е.Н. (Саранск, Россия).

Лопастные сюльгамы как этноопределяющий признак

средневековой мордовской культуры............................................................110

Водясов Е.В., Зайцева О.В. (Томск, Россия).

Женский головной убор золотоордынского времени

из Томского Приобья......................................................................................119

Археобиологические исследования в Болгаре и на поселениях Золотой Орды

Лебедева Е.Ю. (Москва, Россия).

Необычные «зерновые» скопления

Болгарского городища - что в основе?.........................................................129

Алешинская А.С., КочановаМ.Д. (Москва, Россия).

Археологические объекты разного типа

на Болгарском городище: палинологический аспект..................................151

РОУОЬ7Н5КЛУЛ ЛККНБОЬОСТУЛ №о 4 (30) 2019

Бабенко А.Н., Сергеев А.Ю. (Москва, Россия).

Археоботанические исследования городища Маджары..................................161

Сергушева Е.А. (Владивосток, Россия). Междисциплинарное изучение киданьских городищ на территории центральной Монголии:

опыт применения археоботанического подхода..........................................171

Бочаров С.Г. (Казань, Россия), Яворская Л.В. (Москва, Казань, Россия). К вопросу о кожевенном производстве в Золотой Орде: результаты археологического и археозоологического

исследования на городище Маджары в 2017 году ......................................184

Кубанкин Д.А. (Саратов, Россия), Соловьёва Л.Н. (Москва, Россия). Находки деревянных изделий с Увекского городища (ХШ-Х1У вв.):

атрибуция сырья и технологии изготовления..............................................200

Яворская Л.В. (Москва, Казань, Россия), Бадеев Д.Ю. (Москва, Россия). Косторезные мастерские в торгово-ремесленном районе

средневекового Болгара: критерии выявления.............................................210

Критика и библиография

Адамов А.А. (Тобольск, Россия).

«Тернистый» путь археолога или как рождаются историографические

мифы. Рецензия на монографию: Зыков А.П., Косинцев П.А., Трепавлов В.В. Город Сибир - Городище Искер (историко-

археологическое исследование). М.: Восточная лит-ра, 2017. 559 с.........226

Список сокращений.............................................................................................237

Авторский указатель............................................................................................238

Правила для авторов............................................................................................250

nOBOA^CKAfl APXEOAOrafl № 4 (30) 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONTENS

The Great Silk Road in the Middle Ages. Metal Science Issues

Koltsov P.M. (Elista, Russian Federation), Baitanayev B.A. (Almaty, Kazakhstan), GadjievM.S. (Makhachkala, Russian Federation). Infrastructure of Great Silk Road North Branch in Areas: Western

Kazakhstan - Lower Volga region - Don region - North Caucasus ...................8

Pigarev E.M. (Yoshkar-Ola, Russian Federation).

Coin Finds from the Crymsky District of Krasnodar Region..................................23

Bazarov B.A., Miyagaschev D.A. (Ulan-Ude, Russian Federation).

The Mirrors from Nur-Tukhum...............................................................................28

Baitanayev B.A., Petrov P.N. (Almaty, Kazakhstan), Shaykhutdinova E.F. (Kazan, Russian Federation).

Kepek Khan's Monetary Reform According to the Results of

a Study of the Coin Silver Chemical Composition by the XRD Method...........43

Gomzin A.A. (Moscow, Russian Federation), VorontsovM.V. (Perm, Russian Federation).

The Usolye Hoard of Kufic Coins...........................................................................55

Krylasova N.B. (Perm, Russian Federation). Ingots And Weights from Perm Cis-Urals as a Source

for Studying the Medieval Measures of Weight.................................................68

Nikitina T.B., AkilbaevA.V. (Yoshkar-Ola, Russian Federation), Aristov A.A. (Kostroma, Russian Federation).

Funeral Inventory of the Burial Ground "Kuzinskie Hutora".................................82

Belorybkin G.N., Osipova T.V., SobolA.S. (Penza, Russian Federation). Hoard of Artifacts of the Beginning of 13th Century

from Zolotorevka Fortified Settlement and Mongol Invasion............................99

Vikhlyaev V.I., Kemaev E.N. (Saransk, Russian Federation). The Syul'gamas With Triangular Blades as Ethnicity Marking

Indicator of Medieval Mordovian Culture........................................................110

Vodyasov E.V., Zaitceva O.V. (Tomsk, Russian Federation).

Female Headdress of the Golden Horde Time from Tomsk Ob River Region......119

Archaeobiological Studies in Bolgar and the Settlements of the Golden Horde

Lebedeva E.Yu. (Moscow, Russian Federation).

Unusual «Grain» Accumulations in Bolgar Fortified Settlement -

what is in Basis?...............................................................................................129

Aleshinskaya A.S., KochanovaM.D. (Moscow, Russian Federation). Archaeological Objects of Different Types

in the Bolgar Fortified Settlement: a palynological aspect...............................151

Babenko A.N., SergeevA.Yu. (Moscow, Russian Federation).

Archaeobotanical Investigations of Madzhar Settlement......................................161

POVOLZHSKAYA ARKHEOLOGIYA №q 4 (30) 2019

Sergusheva E.A. (Vladivostok, Russian Federation). Interdisciplinary Study of the Liao Empire Walled Towns of the

Central Mongolia: the experience of using the archaeobotanical approach ....171

Bocharov S.G. (Kazan, Russian Federation), Yavorskaya L.V. (Moscow, Kazan, Russian Federation). On the Question of Leather Production in the Golden Horde: results of archaeological and archaeozoological research

in the Madzhar Settlement in 2017...................................................................184

Kubankin D.A. (Saratov, Russian Federation), Solovyova L.N. (Moscow, Russian Federation).

Finds of Wooden Products from the Uvek Settlement (13th - 14th centuries)........200

Yavorskaya L.V. (Moscow, Kazan, Russian Federation),

Badeev D.Yu. (Moscow, Russian Federation).

Bone Carving Workshops in the Trade and Craft District

of Medieval Bolgar: identification criteria........................................................210

Critics and Bibliography

Adamov A.A. (Tobolsk, Russian Federation).

The "Thorny" Path of the Archaeologist or How Historiographical Myths are Born. Review of Monograph: A.P. Zykov, P.A. Kosintsev, V.V. Trepavlov. City Sibir - the Ancient Settlement of Isker

(historical and archaeological research).

Moscow: "Vostochnaya literatura" Publ., 2017. 559 p....................................226

List of Abbreviations.............................................................................................237

Index of the Authors...............................................................................................238

Submissions...........................................................................................................250

Великий Шелковый путь в средние века. Вопросы металловедения

УДК 94(47+574.1).031:904 https://doi.Org/10.24852/pa2019.4.30.8.22

ИНФРАСТРУКТУРА СЕВЕРНОЙ ВЕТВИ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА УЧАСТКАХ: ЗАПАДНЫЙ КАЗАХСТАН -НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ - ПОДОНЬЕ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ1

© 2019 г. П.М. Кольцов, Б.А. Байтанаев, М.С. Гаджиев

Инфраструктура северной ветви Великого Шелкового пути представляет собой ценный источник для воссоздания целостной картины исторического, этнокультурного и экономического развития племен и народов Прикаспийского региона в средние века. Анализ письменных и археологических материалов показал, что наряду с успехами в осмыслении проблематики золотоордынских городов, совершенно неизученными на юге России остаются разветвленная сеть торговых дорог и такая категория памятников, как караван-сараи. Поэтому, не случайно в статье особое внимание уделено попыткам реконструировать сухопутные дороги северного ответвления Великого Шелкового пути на основе космосников, картографического материала, письменных и археологических источников. Не менее значимым направлением в изучении структуры и функционирования северной ветви Великого Шелкового пути авторы считают исследование караван-сараев, как промежуточных звеньев между крупными торговыми центрами, что позволит показать их место в системе коммуникаций и по-новому взглянуть на взаимоотношение городской и кочевой культур.

Ключевые слова: археология, Нижнее Поволжье, средневековье, северная ветвь Великого Шелкового пути, золотоордынские города, торговые дороги, караван-сараи, картографический материал, геоинформационные системы, археологические источники.

Исследование Великого Шелково- Шелкового пути. История их изуче-го пути ставит перед исследователями ния имеет обширную историографию, широкий круг проблем, связанными которая достаточно полно отражена в с историческими, археологическими, научной литературе. искусствоведческими, культурологи- Среди исследователей, прежде ческими и иными областями знаний. всего, следует назвать В.Ф. Баллода,

Особое место в данной проблема- первым приступившим к изучению тике занимает история и археология средневековых городов золотоордын-средневековых городов как важных ского периода в 1920-х гг. (Баллод, торгово-ремесленных центров меж- 1923; 1924).

дународной торговли, обслуживав- В последующие годы изучение ших северное ответвление Великого золотоордынских городов продол-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова в рамках научного проекта №2 1090 «Северная ветвь Великого Шелкового пути на участках Нижнее Поволжье - Калмыцкая степь -Северный Кавказ: изучение караван-сараев как связующего звена между городскими центрами средневековья».

жалось. Итоги этого изучения нашли отражение в работах советских и российских археологов: Г.А. Федорова-Давыдова, В.Л. Егорова, А.А. Кудрявцева, Э.Д Зиливинской, A.A. Иерусалимской, В.А. Кузнецова, А.С. Плетневой, М.С. Гаджиева, С.Г. Бочарова, А.Г. Ситдикова, Д.В. Васильева, В.Г. Блохина и др.

Большой вклад в разработку рассматриваемой проблемы внесли работы Г.А. Федорова-Давыдова (Федоров-Давыдов, 1973; 1984; 1994; 2001), посвященные золотоордынским городам. Его тема взаимоотношений цивилизаций Востока и Запада была тесно связана с историей Великого Шелкового пути. Отдельные мысли исследователя о судьбах населения промежуточной зоны евразийского пояса степей (юг европейской части России) в контексте рассматриваемой проблемы нашли отражение в его книге «Великий Шелковый путь и города Золотой Орды» ^domy-Davydov, 2001).

Проблемой возникновения городов Улуса Джучи, типологией жилых и мемориальных построек успешно занимался В.Л. Егоров (Егоров, 1985).

Монументальное строительство Золотой Орды изучает Э.Д. Зиливин-ская (Зиливинская, 1998; 2008; 2011). Проблемами градостроительных традиций занимается В.Г. Блохин (Бло-хин, Яворская, 2006).

Вопросы функционирования зо-лотоордынских городов Нижнего Поволжья и их округи впервые исследовал Л.Ф. Недашковский (Недаш-ковский, 2010).

Средневековый Дербент изучали такие археологи, как А.А. Кудрявцев (Кудрявцев, 1982; 1993; Кудрявцев А.А., Кудрявцев Е.А., 2015),

М.С. Гаджиев (Гаджиев, 2002; 2004; 2005)и др.

Городище Маджары впервые исследовал в 1907 г. В.А. Городцов (Го-родцов, 1911), затем в 1961-1970 гг. небольшие раскопки там провел Э.В. Ртвеладзе (Ртвеладзе, 1970; 1972). В 1989-1991 гг. городище изучала экспедиция Ставропольского пединститута (Зиливинская, 1994, с. 65-66). В 1993-1998 гг. на памятнике работал археологический отряд Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководством Э.Д. Зиливинской (Зиливинская, 1994; 1995; 1996).

В 2015-2017 гг. к исследованию Маджар приступили специалисты Института археологии им. А.Х. Халико-ва Академии наук Республики Татарстан, Института археологии Крыма и сотрудники Краеведческого музея села Прасковея Буденновского района Ставропольского края (Бочаров, Обухов, Ситдиков, 2018а, с. 31-37).

Найденная во время раскопок импортная красноглиняная и поливная керамика свидетельствует о широких культурных и торговых связях города с крупными торговыми центрами Закавказья, Поволжья, Византии, Средней Азии, Китая и других регионов, входящих в разветвленную сеть Великого Шелкового пути (Бочаров, Обухов, Ситдиков, 2018, с. 406).

После распада Золотой Орды былые торговые традиции Волжской Бул-гарии продолжила Казань - с 1438 г. столица Казанского ханства (Ситдиков, 2005, с. 97-117). Город представлял собой крупный торгово-ремеслен-ный центр с Гостиным двором и на протяжении XV в. играл важную роль в международной торговле. В 19942005 гг. древности ханского Казан-

ского кремля исследовала совместная экспедиция Государственного исто-рико-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль», Института истории АН РТ и Казанского государственного университета (Ситдиков, Хузин, 2009, с. 99-111).

Приведенный выше краткий историографический обзор свидетельствует о значительных успехах в осмыслении проблематики золото-ордынских городов на юге России. Однако недостаточно изученными остаются промежуточные городища -малые города, поселения и совершенно не исследованы караван-сараи и сухопутные дороги северного ответвления Великого Шелкового пути.

Письменные источники сообщают как о водных (в основном), так и сухопутных маршрутах доставки товаров в Азак-Тана, Сарай-Бату, Новый Сарай или Сарай ал-Джедид, Бельджа-мен, Саксин, Дербент и другие рынки крупных средневековых городов, расположенных на юге России. Приведем некоторые из них.

В путевых заметках Франческо Бальдуччи Пеголотти и неизвестного тосканского автора с севера Италии приводятся следующие данные: «Около Сарая на Волге стоял пункт, который тащил волоком нагруженные товаром суда по суше на уложенных под них бревнах до реки Дон, далее товары доставлялись на Черное и Средиземное моря. На любое побережье Каспийского моря могли доплыть суда, вышедшие из Сарайчика».

Сведения о торговле Хаджи-Тархана с Сарайчиком и другими городами в ХШ-Х1У вв. можно найти в полевых дневниках Ричарда Джонсона. Из его описаний следует, что «...Из Хаджи-Тархана до Сарайчика при медленном

путешествии, как обыкновенно едут купцы с товарами, было 10 или даже 15 дней пути, до Туркменских берегов Каспия на судах было 10 дней, до Гиляна морем 7-8 дней» (Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. 1938, с. 189-190).

Своими впечатлениями о путешествиях на Восток через города Нижнего Поволжья поделились также Марко Поло, Плано Карпини и Ги-льом де Рубрук. Они оставили подробное описание целой сети дорог, соединявших средневековые торговые центры. Среди них были дороги, пролегавшие через Волго-Манычские степи: «Один на Хаджи-Тархан через степи, Маджар с ответвлением на Дербент и далее по Волге и Ахтубе до Сарая, другой по Дону до места наибольшего сближения с Волгой и далее по Ахтубе вниз на Новый Сарай и степью до Сарайчика. Были торговые пути от Приазовья на Волгу вдоль Кумы и Кубани» (Книга Марко Поло, 1956; Тихомиров, 1961, с. 10-15; Федоров-Давыдов, 2001, с. 205).

Из записок средневековых авторов трудно определить время, проведенное караванами в пути. Один из них описывает путешествие из Саоая в Хорезм так: «Путь из Сарая в Хорезм через Уст-Юрт занимал 40-45 дней, из Сарая до Сарайчика 10 дней» (Ти-зенгаузен, 1884, с. 242).

Из записок итальянского купца Франческо Бальдуччи Пеголотти (1427 г.) известно, что путешествие из Таны в Джинтархан (Астрахань) на волах занимает около 25 дней пути, а на лошадях от 10 до 12 дней. Во время путешествия нужно иметь провизии на 25 дней, т. е. муку и соленую рыбу, так как мяса вы найдете в изобилии на всем пути; есть также там и другие продукты питания в изо-

билии, но особенно мясо (Аталиков, 2010, с. 9-10).

Путешествие из города Сарай до Сарайчика заняло 8 дней, а из Сарайчика до Хорезма такое путешествие на повозках, запряженных волами, продолжалось 20 дней, запряженных мулами - 40 дней (Еманов 1995, с. 150).

Путешествие по дороге Дербент-Сарай-Сарайчик и далее в Китай длилось до 5 месяцев (Тизенгаузен, 1884, с. 308).

Для обеспечения безопасности и относительного комфорта торговых караванов по пути их следования устанавливались крепости и караван-сараи, повсюду курсировали патрули -небольшие вооруженные отряды. На казахстанском, среднеазиатском и закавказском участках Великого Шелкового пути известны десятки караван-сараев, сооруженных через каждые 40-50 км.

Сухопотные караванные маршруты из Сарайчика в городские центры, расположенные на Волге, а также на Северном Кавказе (Дербент, Мад-жары), Подонье (Азак) до сих пор не изучены. Так, например, расстояние из Сарайчика в Сарай (на Волге) составляет, примерно, 300 км, значит через каждые 40-50 км здесь должны быть установлены как минимум 5 караван-сараев с колодцами. Если предположить, что караванные пути имели 3 ответвления, то количество караван-сараев должно быть больше.

По мнению астраханского археолога В.В. Плахова караваны из Сарайчика в города Нижней Волги могли двигаться 4 различными маршрутами.

До Жайыка, который находится около современного города Уральска,

караваны шли по берегу Яика (Урал) (Плахов, 2007, с. 26).

В города Сарай ал-Махрус и Сарай аль-Джедид купцы добирались степными тропами, преодолевая расстояния до 300 и более километров.

Еще одна дорога шла в Хаджи-Тархан по берегу Каспийского моря и далее уходила в Крым. Этот маршрут обслуживался караван-сараями, имеющими колодцы с пресной водой.

Четвертый маршрут шел по реке, а затем через Каспийское море выходил на побережье Ирана и Азербайджана, где археологи до сих пор находят останки судов и монеты-дирхемы XIV в. (Плахов, 2007, с. 26).

В.И. Татищев, посетивший в XVIII в. земли, расположенные вдоль Волги и далее на восток, писал, что в районе Ахтубы видел древние развалины, которые могут быть караван-сараями (Егоров, Юхт, 1986, с. 235).

О руинированных поселениях («татарские развалины») между Волгой и Уралом сообщал также С.Г. Гмелин, посетивший в 1770 г. Нижнее Поволжье. Он также отмечал, что древние поселения продолжают разрушать кладоискатели и местные жители ради кирпичей (Алексеев, 1936, с. 268).

Интересные данные о торговом пути по маршруту Сарай-Сарайчик-Ургенч можно найти в путевых записках монаха из монастыря Святой Виктории испанца Пасхалия де Вит-тория, сделанные во второй половине 1330 г. Из Сарая в Сарайчик он добирался 12 дней водным путем. Вначале плыл по реке Тигрис (Волга), далее по Каспийскому морю, а затем, вероятно, по реке Яик, пока не добрался в Сарайчик. Путь до Ургенча он преодолел за 50 дней на верблюдах. Сухопутный отрезок пути оставил у Пасхалия де

Виттория весьма неприятные воспоминания (Купцы и миссионеры Западной Европы в Кульдже, 1996, с. 139; Еманов, 1995, с. 149).

Другим письменным источником, свидетельствующим о торговых маршрутах Великого Шелкового пути по территории Нижнего Поволжья и Северного Кавказа, являются сведения о дипломатической миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия из Константинополя в Хаза-рию в 861-862 гг. Свое путешествие они начинали из Константинополя в Херсонес Таврический по морю, где миссия задержалась, по-видимому, пережидая трудные для путешествия осенние и зимние месяцы. Затем через Керченский пролив они попали в Азовское море и далее по нижнему течению Дона подошли к крепости Саркел, который осуществлял представительские, торговые и международные связи Хазарского государства. Крепость построили из обожженного кирпича, что придавало ей особый статус, так как согласно арабо-пер-сидским источникам, остальному населению запрещалось использовать кирпич для возведения собственных жилищ (Заходер, 1962, с. 185, 199).

От Саркела дороги разветвлялись в пяти направлениях, но нас интересует северо-восточный и юго-восточный маршруты. Первый шел вверх по Дону до Аксая, далее на восток через Ергенинскую возвышенность (через современные села Плодовитое, Малые Дербеты, Садовое) к Волге и столице Хазарского каганата Итилю. Второй путь шел на юго-восток по речке Большой или Цимлянский лог к реке Салу, где разделялся. Одна дорога направлялась на юго-запад до Кубани и далее одной ветвью на запад (в Таматарху) и другой на юг

(в Грузию). Вторая дорога от Сала тянулась на юго-восток через Ергенин-скую возвышенность, где-то в районе современных поселений Троицкое и Элиста, и далее к северо-западному побережью Каспийского моря (Плетнева, 1996, с. 147-151, рис. 52, 53, 54).

Благоприятный исход путешествия в пустынных и маловодных степях зависел, как правило, от источников пресной воды, поэтому караванные маршруты прокладывались вдоль русел неглубоких речек (или пересекая их) и совсем мелких речушек, которые летом пересыхали, но оставляли местами родники. Последние зачастую заплывали илом, но при помощи неглубоких колодцев, так называемых «копаней», можно сравнительно легко добыть питьевую воду.

В этой связи представляется, что путь из Саркела в Семендер и Дербент шел вначале к реке Сал, а затем вверх по течению на восток до впадения в него Джурак-Сала. Далее по пересыхающему верхнему течению Джурак-Сала (через современное село Большое Ремонтное) до его истока, где, почти на гребне Ергеней, ныне расположено небольшое поселение Джурак. Отсюда примерно в 10 км по прямой на юго-восток находится исток стекающей к восточному подножию Ергеней пересыхающего притока речки Яшкуль. В 15 км ниже по течению расположено современное село Троицкое, обильно насыщенное родниками. Примерно в 25 км (один дневной переход каравана) на юго-восток, находится исток речки Элиста, тоже стекающей по восточному склону Ергеней. В настоящее время речка пересекает столицу Республики Калмыкия г. Элиста с благоустроенными родниками пресной воды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Реконструкция торговых путей по территории Калмыкии. Fig. 1. Reconstruction of trade routes on Kalmykia territory.

По берегу Элисты, которая течет строго на восток до слияния с речкой Яшкуль, удобно было спуститься к подножию Ергеней. Затем, повернув на юг и пересекая русла шести других стекающих на расстоянии в 20-30 км одна от другой по восточному склону Ергеней речушек, в их числе Бурата-Сал и Хар-Зуха, добраться до Восточного Маныча.

В отдельные годы Маныч был многоводным, достигая глубины 2,2 м, поэтому его переходили вброд. Зачастую именно в таких местах ставили караван-сараи (закрытого или открытого типов), где купцы отдыхали и решали свои неотложные дела.

Завершающий отрезок маршрута, следовавший на юго-восток-восток по рр. Восточный Маныч и Кума, выводил караван к Каспийскому морю и далее на Дербент. Альтернативный маршрут от восточного подножья Ер-геней к Каспию пролегал в юго-восточном направлении через Прика-

спийскую низменность примерно по линии, обозначенной современными населенными пунктами Улан-Эрге, Цаган-Усн, Адык, Комсомольский, Артезиан.

Торговые пути из Азака-Таны в средневековые города Северного Кавказа проходили вдоль юго-западного побережья Маныча, затем пересекая пресноводные водоемы Калаус, Егор-лык и далее по руслу речки Мокрая Буйвола достигали один из самых крупных городов золотоордынского периода Маджары (рис. 1).

Торговые дороги из Бельджаме-на в Маджары проходили по Ерге-нинской возвышенности, обильно насыщенной степными речками и родниками (рис. 1; Кольцов и др., 2017, с. 37-41).

Если представленная выше реконструкция средневековых караванных маршрутов на территории Волго-Ма-нычских степей содержит в большей степени гипотетические умозаклю-

Ш - населенные пункты ¿Ui - гурга ны ' - пред поп а гаемыедо роги в дре в ности

Рис. 2. Древние дороги, реконструированные на основе космоснимков северо-восточных районов Калмыкии.

Fig. 2. Ancient routes, reconstructed on the basis of space photos of northen-eastern areas of Kalmykia.

чения (опираясь на космоснимки), то дорога из Маджара в Хаджи-Тархан подкрепляется картографическим и археологическим материалом.

Средневековый Маджар как крупный административный и торговый центр, безусловно, должен иметь сельскохозяйственную округу и административную систему коммуникаций - караван-сараи, почтовые станции - ямы и сопутствующие им объекты, например, колодцы,

карьеры для добычи строительного материала и др.

Для локализации данных объектов был проанализирован картографический материал данного региона. На картах XIX - первой половины XX в. в районе современного с. Толстово-Васюковское Буденновского района Ставропольского края размещен населенный пункт Мамаевка (в настоящее время не существующий). В этом же районе местные жители сообщают о

1

Рис. 3. Руины городища, расположенного в 750 м к юго-востоку от окраин пос. Комсомольский Красноярского района Астраханской области. Fig. 3. The ruins of ancient settlement, located 750 m to the south-east of Komsomolskii township of Krasnoyarskii district in Astrakhan region.

находках средневековой керамики и золотоордынских монет. Безусловно, данный объект требует тщательного исследования.

Не менее интересным направлением может служить другой географический объект, который сохранил свое название на современных картах, -

это Соленое Озеро Можарское (совр. соленое озеро Можарское), расположенное в Черноземельском районе Республики Калмыкия, и не обозначенный объект на современных картах, но присутствующий на карте издания Картографического Отдела Корпуса Военных Топографов (Москва, 1920) - «Можарская сол. Застава». Оба объекта находились по дороге, ведущей на Астрахань. Если объект «Соленое Озеро Можарское» сегодня легко локализуется, то объект «Можарская сол. Застава» еще предстоит выявить. На этом же направлении в районе современного населенного пункта с. Величаевское Ставропольского края расположен еще один, на наш взгляд, перспективный для исследования объект, обозначенный как «бугры Мажорские».

Обозначенные на картах объекты выстраиваются в линию: Маджар -Бургун-Маджар - бугры Мажорские -Можарская сол. Застава - Соленое Озеро Можарское, по направлению в район современного г. Астрахань, где располагался золотоордынский город Хаджи-Тархан.

Таким образом, исследование перечисленных выше объектов позволит уточнить караванные маршруты, проходившие по восточным территориям Ставропольского края и Республики Калмыкии, выявить караван-сараи, а также обозначить еще один объект торговли на внутреннем и внешних рынках - соль. В золотоордынское время соль использовалась не только как пищевой продукт, но и как необходимый компонент в производстве кож, консервации мяса и рыбы.

Памятник, идентифицированный как караван-сарай (закрытого или открытого типа) был обнаружен в 2018 г. в 5 км к востоку от поселка Улан-Хол

Лаганского района Республики Калмыкия. Территория археологического памятника содержит отдельные участки кирпичной кладки, визуально просматриваемые в местах выдувов, большое количество битого кирпича и фрагментированной керамики золо-тоордынского времени.

Не менее перспективными являются районы балки Яшкуль, озер Соста, Сарпа, Цаган-Нур, Канурка и побережья Маныча, где обнаружены следы древних построек, хорошо читаемых на космоснимках и фрагменты средневековой керамики (Кольцов и др., 2018, с. 623).

Предполагаемые караван-сараи обнаружены также в Астраханской области. Руины большого здания, размерами, примерно, 120^150 м, расположены в 750 м к юго-востоку от окраин пос. Комсомольский Красноярского района Астраханской области, на территории которого находится зо-лотоордынский город Орда Муаззам или Ак-Сарай (Пачкалов, 2001). На снимке Google видно, что два ряда стен окружают обширный двор, свободный от застройки (рис. 3).

Еще один памятник обнаружен в 8105 м к ВЮВ от восточного берега озера Баскунчак и в 1106 м к СЗ от зимника Суриков Сад. Развалины каменного сооружения имеют форму прямоугольника и ориентированы по сторонам света. Высота руин стен от поверхности - около 40 см. Ширина валов, образованных руинами стен -около 10 м. Размеры с З на В по северной стене 41,5 м, по восточной стене 56,5 м, по южной стене 41,5 м, по западной стене 55,6 м (западная стена уверенно прослеживается только на 30 м с севера на юг). ЮЗ часть сооружения сохранилась плохо, возможно из-за выборки камня из развалин. В

развалах стен - серый выветренный песчаник.

Описанные выше здания по планировке более всего напоминают караван-сараи, но подтвердить или опровергнуть эту гипотезу смогут только полномасштабные исследования.

В заключение можно отметить, что золотоордынские города - Сарайчик, Сарай, Саксин, Хаджи-Тархан, Бель-джамен, Азак-Тана, Маджар, Дербент, были крупными торговыми центрами, имевшие развитую систему коммуникаций - разветвленную сеть караванных дорог, караван-сараи и почтовые ямы.

Определить направление древних сухопутных дорог очень сложно из-за непрерывных природных и антропогенных преобразований рельефа местности. Однако использование картографического материала, геоинформационных систем (ГИС), дистанционных технологий зондирования Земли (ДДЗ) и археологических источников, позволило калмыцким археологам составить карту древних дорог для Малодербетовского, Сарпинского, Октябрьского, Юстин-

ского, Лаганского, Яшкульского и Черноземельского районов Республики Калмыкия (рис. 2). В местах пересечения многочисленных дорог необходимы дополнительные археологические исследования с целью обнаружения временных стоянок, почтовых станций - ям или караван-сараев (Кольцов и др., 2017, с. 37-41; 2018, с. 620-624).

Не менее значимым направлением в изучении структуры и функционирования северной ветви Великого Шелкового пути является исследование караван-сараев как промежуточных звеньев между базовыми объектами-городами, что позволяет показать их место в системе коммуникаций и по-новому взглянуть на взаимоотношение городской и кочевой культур.

Широкомасштабные и комплексные исследования караван-сараев еще предстоит провести, но уже сейчас можно говорить о выделении в Нижнем Поволжье (территории Калмыкии и Астраханской области в частности) и на Ставрополье такой категории археологических памятников, как караван-сараи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В. Извлечение из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в Х^ХУШ вв. Сталинград: Краевое книгоиздательство, 1936. 327 с.

2. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / Пер. Ю.В. Готье. М.: Соцэкгиз, 1938. 306 с.

3. Аталиков В. Кавказ. Европейские дневники ХШ-Х'УШ веков. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. 234 с.

4. Баллод Ф.В. Старый и Новый Сарай, столицы Золотой Орды. Казань: Издание Комбината Издательства и Печати в Казани, 1923. 102 с.

5. Баллод Ф.В. Культура Золотой Орды // Новый Восток. 1924. Кн. 6. С. 336-349.

6. Блохин В.Г., Яворская Л.В. Археология Золотордынских городов Нижнего Поволжья. Волгоград: ВолГУ, 2006. 225 с.

7. Бочаров С.Г., Обухов Ю.Д., Ситдиков А.Г. Золотоордынский город Маджар в системе культурных связей Евразии. По материалам новых археологических исследований (2015-2017 гг.) // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и средневековье. XXX «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа». Мате-

риалы Международной научной конференции / Отв. ред. УЮ. Кочкаров. Карачаевск: КЧГУ, 2018. С. 404-406.

8. Бочаров С.Г., Обухов Ю.Д., Ситдиков А.Г. Три года археологических исследований золотоордынского города Маджар (2015-2017). Итоги и перспективы // Археология евразийских степей. 2018а. № 5. С. 31-37.

9. Гаджиев М. С. Древний город Дагестана. Опыт историко-топографического и социально-экономического анализа. М.: Восточная лит-ра, 2002. 320 с.

10. Гаджиев М.С. Дербент как торгово-культурный центр VIII - начала XIII в. // Великий Волжский путь. Материалы Ш-го этапа Международной научно-практической конференции «Великий Волжский путь», Астрахань - Махачкала - Дербент - Баку -Энзели - Тегеран-Актау-Астрахань, 3-14 августа 2003 г. Казань, 2004. С. 73-83.

11. Гаджиев М.С. Археологические исследования в зоне Дербента: некоторые итоги // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 4. С. 157-168.

12. Городцов В.А. Результаты археологических исследований на месте развалин города Маджар в 1907 году // Труды четырнадцатого археологического съезда в Чернигове, 1909 г. Т. III / Под ред. графини Уваровой. М., 1911. С. 162-208.

13. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М.: Наука, 1985. 224 с.

14. Егоров В.Л., Юхт А.И. В.Н. Татищев о городах Золотой Орды в Нижнем Поволжье // СА. 1986. № 1. С. 232-239.

15. Еманов А.Г. Север и Юг в истории коммерции на материалах Кафы XIII-XV вв. Тюмень: Город, 1995. 225 с.

16. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1. Горган и Поволжье в К^ вв. М.: Восточная литература, 1962. 281 с.

17. Зиливинская Э.Д. Археологические работы на городище Маджары в 19891991 гг. и 1993 г. // XVIII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тез. докл. / Отв. ред. И.М. Чеченов. Кисловодск: КНИФСЦ "Великий шелковый путь", 1994. С. 65-66.

18. Зиливинская Э.Д. Раскопки на городище Маджары // АО 1994 года / Отв. ред. В.В. Седов. М.: Наука, 1995. С. 163-164.

19. Зиливинская Э.Д. Работы на городище Маджары в Ставропольском крае // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. XIX Крупновские чтения. Тез. докл. / Отв. ред. Г.Е. Афанасьев. М.: ИА РАН, 1996.С. 78-80.

20. Зиливинская Э.Д. Мечети Золотой Орды (Общие принципы планировки) / Э.Д. Зиливинская // Материалы и исследования по археологии Поволжья. Вып. 1 / Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 1998. С. 16-37.

21. Зиливинская Э.Д. Усадьбы золотоордынских городов. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. 172 с.

22. Зиливинская Э.Д. Очерки культового и гражданского зодчества Золотой Орды. Астрахань: Изд. дом «Астраханский ун-т», 2011. 252 с.

23. Книга Марко Поло. М.: Государственное издательство географической литературы, 1956. 378 с.

24. Кольцов П.М., Ашкаев М.С., Кольцова К.П. Применение географических информационных систем и дистанционного зондирования Земли в археологических исследованиях на примере Республики Калмыкия // Сборник материалов международной научно-практической конференции "Маргулановские чтения - 2018. Духовная модернизация и археологическое наследие (19-20 апреля 2018 года)" / Гл. ред. Б.А. Байтанаев. Алматы-Актобэ: Типография ЖК С. Т. Жанэдшов, 2018. С. 620-624.

25. Кольцов П.М., Борликов Г.М., Кольцова К.П. Северное ответвление Великого Шелкового пути: региональные аспекты // Материалы международной научно-практической конференции «Путешествие Ибн Баттуты по Шелковому пути: Продвигая диалог между культурами» / Отв. ред. Г.К. К^айыргалиева. Атырау: Типография Атыра-уского госуниверситета им. X. Досмухамедова, 2017. С. 37-41.

26. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М.: Наука, 1982. 176 с.

27. КудрявцевА.А. Феодальный Дербент: Пути и закономерности развития города в VI - середине XIII в. М.: Наука, 1993. 320 с.

28. КудрявцевА.А. Дербент - древнейший город России. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2015. 342 с.

29. Кудрявцев А.А., Кудрявцев Е.А. Феодальный город Северного Кавказа (средневековый Дербент в VI-ХШ вв.). Ставрополь: Изд-во СКФУ 2015. 307 с.

30. Купцы и миссионеры Западной Европы в Кульдже. 1330-1340. Т. 1. Каспийский транзит, М: Ин-т ДИ-ДИК,1996. 573 с.

31. Недашковский Л. Ф. Золотоордынские города Нижнего Поволжья и их округа. М.: Вост. лит-ра, 2010. 352 с.

32. Пачкалов A.B. К вопросу об интерпретации эпитета "ал-Джедид" (по материалам городов Улуса Джучи) // Поволжье в средние века. Тезисы конференции / Отв. ред. Т.В. Гусева. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. С. 60-62.

33. Плахов В.В. О караванных путях в северном Прикаспии // «Арал-Каспии iрiнi тарихи-мдени мралары» Халыаралы ылыми - практикалы конференцияны материал-дары / Отв.ред. Б.И. Н^рдэулетова. Актау: Мэтш казак жэне орыс тшдервде, 2007. С. 24-27.

34. Плетнёва С.А. Саркел и шелковый путь. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1996. 168 с.

35. Ртвеладзе Э.В. Надпись Джанибек-хана на плите из Маджар // СА. 1970. № 3. С. 253-254.

36. Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар // СА. 1972. № 3. С. 149-163.

37. СитдиковА.Г. Казанское ханство в системе Великого Волжского пути // Великий волжский путь: прошлое, настоящее и будущее. Под ред. А.Г. Гранберга. Казань: изд-во КГУ, 2005. С. 97-117.

38. Ситдиков А.Г., Хузин Ф.Ш. Некоторые итоги археологического изучения кремля ханской Казани (по материалам раскопок 1994-2005 гг.) // РА. 2009. № 1. С. 99-111.

39. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Арабские источники. СПб, 1884. 588 с.

40. ТихомировМ.Н. Византийские очерки. М.: Изд-во Ан СССР, 1961. 282 с.

41. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М.: Изд-во МГУ 1973. 180 с.

42. Федоров-Давыдов Г.А. Четверть века изучения средневековых городов Нижнего Поволжья // СА. 1984. № 3. С. 83-95.

43. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Изд-во МГУ 1994. 232 с.

44. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья: керамика, торговля, быт. М.: МГУ, 2001. 254 с.

45. Fedorov-Davydov G.A. The Silk Road and the Cities of the Golden Horde. Berkeley. California: Zinat Press, 2001, 189 p.

Информация об авторах:

Кольцов Петр Михайлович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Горо-довикова (г. Элиста, Россия); petrkoltsov52@mail.ru

Байтанаев Бауыржан Абишевич, Академик Национальной АН РК, доктор исторических наук, директор. Институт археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН Республики Казахстан (г. Алматы, Казахстан); baytanaev@mail.ru

Гаджиев Муртазали Серажутдинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом археологии, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (г. Махачкала, Россия); murgadj@rambler.ru

INFRASTRUCTURE OF GREAT SILK ROAD NORTH BRANCH IN AREAS: WESTERN KAZAKHSTAN - LOWER VOLGA REGION - DON REGION -

NORTH CAUCASUS ■■■^■■^■■l

P.M. Koltsov, B.A. Baitanayev, M.S. Gadjiev

Infrastructure of the north branch of Great Silk Road is the valuable source for the reconstruction of integral picture of historical, ethnocultural and economical development of Caspian tribes and peoples in the Middle Ages. The analysis of writing and archaeological sources showed that despite the success of Golden Horde cities research, the branching network of trade routes and caravanserais on the south of Russia were left unstudied. That's why, in the paper special attention was given to attempts of reconstruction of overland roads on the north branch of Great Silk Road based on space photos, cartography sources, writing and archaeological sources. The authors suggest that not less important direction in the research of the structure and functions of the north branch of Great Silk Road is the research in the caravanserais as the interim element between large trade centers, which will allow the authors to show their place in the communicational system and to give a new outlook on the interrelations between urban and nomadic cultures.

Keywords: archaeology, Lower Volga region, the Middle Ages, the north branch of Great Silk Road, Golden Horde cities, trade routes, caravanserai, cartographic sources, geoinfor-mational systems, archaeological sources.

REFERENCES

1. Alekseev, V. 1936. Izvlechenie iz memuarov i zapisok inostrannykh i russkikh puteshestvennikov po Volge v XV-XVIII vv. (Extract from the Memoirs and Notes of Foreign and Russian Travelers along the Volga River in 15th - 18th cc.). Stalingrad: "Kraevoe knigoizdatel'stvo" Publ. (in Russian).

2. Gotie Ju. V. (ed.). 1938. Angliiskie puteshestvenniki v Moskovskom gosudarstve v XVI veke (English Travelers in Muscovy in 16th Century). Moscow: "Sotsekgiz" Publ. (in Russian).

3. Atalikov, V. 2010. Kavkaz. Evropeyskie dnevniki XIII-XVIII vekov (Caucasus. European Diaries of 13th - 18th Centuries). Nalchik: "M. & V. Kotlyarov" Publ. (in Russian).

4. Ballod, F. V. 1923. Stariy i Noviy Saray, stolitsy Zolotoy Ordy (Old and New Sarai, Capitals of the Golden Horde). Kazan: "Kombinat Izdatel'stva i Pechati v Kazani" Publ. (in Russian).

5. Ballod, F. V. 1924. In Novyi Vostok (NewEast) 6. 336-349 (in Russian).

6. Blokhin, V. G., Yavorskaya, L. V. 2006. Arkheologiya Zolotordynskikh gorodov Nizhnego Povolzh'ia (Archaeology of the Golden Horde Towns of the Lower Volga Region). Volgograd: Volgograd State University (in Russian).

7. Bocharov, S. G., Obukhov, Yu. D., Sitdikov, A. G. 2018. In Kochkarov, U. Yu. (ed.). Kavkaz v sisteme kul'turnykh svyazey Evrazii v drevnosti i srednevekov'e. XXX «Krupnovskie chteniya» po arkheologii Severnogo Kavkaza» (The Caucasus in the System of Cultural Relations of Eurasia in the ancient time and the Middle Ages - XXX Krupnov Readings on the Archaeology of the North Caucasus). Karachaevsk: Karachay-Cherkess State University Publ., 404-406 (in Russian).

8. Bocharov, S. G., Obukhov, Yu. D., Sitdikov, A. G. 2018. In Arkheologiya evraziiskikh stepei (Archaeology of Eurasian Steppes) 5. 31-37 (in Russian).

9. Gadzhiev, M. S. 2002. Drevniy gorod Dagestana. Opyt istoriko- topograficheskogo i sotsial'no-ekonomicheskogo analiza (Ancient Town of Dagestan. Experience ofHistorical, Topographic andSocio-Economic Analysis). Moscow: "Vostochnaia literatura" Publ. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gadzhiev, M. S. 2004. In Velikiy Volzhskiy put'. Materialy III-go etapa Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Velikiy Volzhskiy put'» (The Great Volga Way. Materials of the III stage of the International scientific-practical conference "The Great Volga Way"), Astrakhan -

The research was done with financial support of B.B. Gorodovikov Kalmyk State University as a part of science project № 1090 "Northern branch of Great Silk Road in the areas of Lower Volga region - Kalmyk steppe - Northern Caucasus: the research of caravanserais".

Makhachkala - Derbent - Baku - Enzeli - Tegeran-Aktau-Astrakhan, 3-14 avgusta 2003 g. Kazan, 73-83 (in Russian).

11. Gadzhiev, M. S. 2005. In Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda (Bulletin of the Russian Foundation for Humanities) 4. 157-168 (in Russian).

12. Gorodtsov, V. A. 1909. In Uvarova, P. S. (ed.). Trudy XIV arkheologicheskogo s"ezda v Chernigove (Proceedings of the Fourteenth Archaeological Congress in Chernigov, 1909). Moscow, 162-208 (in Russian).

13. Egorov, V. L. 1985. Istoricheskaia geografiia Zolotoi Ordy v XIII-XIV vv. (Historical Geography of the Golden Horde in the 13th-- 14th Centuries). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

14. Egorov, V. L., Yuht, A. I. 1986. In Sovetskaia Arkheologiya (SovietArchaeology) 1, 232-239 (in Russian).

15. Emanov, A. G. 1995. Sever i Iug v istorii kommertsii na materialakh KafyXIII-XVvv. (North and South in the History of Commerce by 13th - 15th Centuries Materials from Caffa). Tyumen: "Gorod" Publ. (in Russian).

16. Zakhoder, B. N. Kaspiyskiy svod svedeniy o Vostochnoy Evrope. T. 1. Gorgan i Povolzh'e v IX-X vv. (The Caspian Corpus of Information on Eastern Europe. Vol. 1. Gorgan and the Volga Region in 9th - 10th cc.) Moscow: "Vostochnaya literatura" Publ. (in Russian).

17. Zilivinskaya, E. D. 1994. In Chechenov, I. M. (ed.). XVIII «Krupnovskie chteniya» po arkheologii Severnogo Kavkaza» (18th Krupnov Readings on the Archaeology of the North Caucasus). Kislovodsk: KNIFSTS "Velikiy shelkovyy put'" Publ., 65-66 (in Russian).

18. Zilivinskaya, E. D. 1995. In Sedov, V. V. (ed.). Arkheologicheskie otkrytiia 1994 goda (ArchaeologicalDiscoveries of1994). Moscow: "Nauka" Publ., 163-164 (in Russian).

19. Zilivinskaya, E. D. 1996. In Kochkarov, U. Yu. (ed.). XIX «Krupnovskie chteniya» po arkheologii Severnogo Kavkaza» (19th Krupnov Readings on the Archaeology of the North Caucasus). Kislovodsk, 78-80 (in Russian).

20. Zilivinskaya, E. D. 1998. In Materialy i issledovaniiapo arkheologii Povolzh'ia (Materials and Studies on the Archaeology of the Volga Region) (1). Yoshkar-Ola: Mari State University, 16-37 (in Russian).

21. Zilivinskaya, E. D. 2008. Usad'by zolotoordynskikh gorodov (Mansions of Golden Horde Towns). Astrakhan: "Astrakhanskii universitet" Publishing House (in Russian).

22. Zilivinskaya, E. D. 2011. Ocherki kul'tovogo i grazhdanskogo zodchestva Zolotoi Ordy (Sketches on the Golden Horde Ritual and Civil Architecture). Astrakhan: Astrakhan University Publishing House (in Russian).

23. 1956. Kniga Marko Polo (Book of Marco Polo). Moscow: "Gosudarstvennoe izdatel'stvo geograficheskoy literatury" Publ. (in Russian).

24. Kol'tsov, P. M., Ashkaev, M. S., Kol'tsova, K. P. 2018. In Baitanayev, B.A. (ed.). Margulanovskie chteniya-2018. Dukhovnaya modernizatsiya i arkheologicheskoe nasledie (19-20 aprelya 2018 goda) (Margulan Readings - 2018. Spiritual Modernization and Archaeological Heritage (April 19-20, 2018)). Almaty-Aktobe: ZHK "S. T. Zhansdflov Tipografy" Publ., 620-624 (in Russian).

25. Kol'tsov, P. M., Borlikov, G. M., Kol'tsova, K. P. 2017. In Kayyrgaliyeva G.K. (ed.). Puteshestvie Ibn Battuty po Shelkovomu puti: Prodvigaya dialog mezhdu kul'turami (Journey of Ibn Battuta's along the Silk Road: Promoting the Dialogue between Cultures). Atyrau: Atyrau State University Publ., 37-41 (in Russian).

26. Kudryavtsev, A. A. 1982. Drevniy Derbent (Ancient Derbent). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

27. Kudryavtsev, A. A. 1993. Feodal'niy Derbent: Puti i zakonomernosti razvitiya goroda v VI - seredine XIII v. (Feudal Derbent: Town Development Routes and Patterns in the 6th - Mid-13th c.). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

28. Kudryavtsev, A. A. 2015. Derbent - drevneyshiy gorod Rossii (Derbent - the Oldest Town in Russia). Makhachkala: "Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ. (in Russian).

29. Kudryavtsev, A. A., Kudryavtsev, E. A. 2015. Feodal'niy gorod Severnogo Kavkaza (srednevekoviy Derbent v VI-XIII vv.) (Feudal Town of the North Caucasus (Medieval Derbent in 6th -13th cc.)). Stavropol: North-Caucasus Federal University Publ. (in Russian).

30. 1996. Kuptsy i missionery Zapadnoy Evropy v Kul'dzhe. 1330-1340. T. 1. Kaspiyskiy tranzit (Merchants and Missionaries of Western Europe in Qulja. 1330-1340. Vol. 1. Caspian Transit). Moscow: "Institute DI-DIK" Publ. (in Russian).

31. Nedashkovskii, L. F. 2010. Zolotoordynskie goroda Nizhnego Povolzh'ia i ikh okruga (The Golden Horde Cities of the Lower Volga Region and Their Suburbs). Moscow: "Vostochnaia Literatura" Publ. (in Russian).

32. Pachkalov, A. B. 2001. In Guseva, T. V. (ed.). Povolzh'e v srednie veka (Volga Region in the Middle Ages). Nizhniy Novgorod: Nizhny Novgorod Pedagogical University Publ., 60-62 (in Russian).

33. Plakhov, V. V. 2007. In Nurdawletova. (ed.). Aral-Kaspii irini tarikhi-mdeni mralary (Historical and cultural monuments of the Aral-Caspian Sea). Atau. 24-27 (in Russian).

34. Pletneva, S. A. 1996. Sarkel i shelkovyi put' (Sarkel and the Silk Road). Voronezh: Voronezh University Publ. (in Russian).

35. Rtveladze, E. V. 1970. In Sovetskaia Arkheologiya (Soviet Archaeology) 3, 253-254 (in Russian).

36. Rtveladze, E. V. 1972. In Sovetskaia Arkheologiya (Soviet Archaeology) 3, 149-163 (in Russian).

37. Sitdikov, A. G. 2005. In Granberg, A. G. Velikiy volzhskiy put': proshloe, nastoyashchee i budushchee (The Great Volga Way: past, present and future). Kazan: Kazan State University Publ., 97-117 (in Russian).

38. Sitdikov, A. G., Khuzin, F. Sh. 2009. In RossiiskaiaArkheologiya (Russian Archaeology) (1), 99-111 (in Russian).

39. Tiesengausen, V. G. 1884. Sbornik materialov, otnosiashchikhsia k istorii Zolotoi Ordy. T. 1. Izvlecheniia iz sochinenii arabskikh (Collected Works Related to the History of the Golden Horde. Vol. 1. Excerpts from Arab Writings). Saint Petersburg: Typography of the Imperial Academy of Sciences (in Russian).

40. Tikhomirov, M. N. 1961. Vizantiyskie ocherki (Bizantium essays). Moscow: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).

41. Fedorov-Davydov, G. A. 1973. Obshchestvennyi stroi Zolotoi Ordy (Social order of Golden Horde). Moscow: Moscow State University (in Russian).

42. Fedorov-Davydov, G. A. 1984. In Sovetskaia Arkheologiya (Soviet Archaeology) 3, 83-95 (in Russian).

43. Fedorov-Davydov, G. A. 1994. Zolotoordynskie goroda Povolzh'ia (Golden Horde Cities in the Volga Area). Moscow: Moscow State University (in Russian).

44. Fedorov-Davydov, G. A. 2001. Zolotoordynskie goroda Povolzh'ia: keramika, torgovlia, byt (Golden Horde Cities in the Volga Area: Pottery, Trade, Everyday Life). Moscow: Moscow State University (in Russian).

45. Fedorov-Davydov, G. A. 2001. The Silk Road and the Cities of the Golden Horde. Berkeley. California: Zinat Press.

About the Authors:

Koltsov Petr M. Doctor of Historical Sciences. Professor, Kalmyk State University. Pushkin Str., 11, Elista, 358000, Republic of Kalmykia, Russian Federation; petrkoltsov52@mail.ru

Baitanayev Bauyrzhan A. Academician of the National Academy of the RK. Doctor of Historical Sciences. Director of the Institute of Archaeology after A. H. Margulan. Dostyk Ave., 44, Shevchenko Str., 28, Almaty, 050010, the Republic of Kazakhstan; baytanaev@mail.ru

Gadjiev Murtazali S. Doctor of Historical Sciences. Professor, Institute of History, Archaeology and Ethnography of Dagestan Science Center RAS. M. Yaragskogo St., 75. Makhachkala, 367030, Republic of Dagestan, Russian Federation; murgadj@rambler.ru

Статья поступила в номер 01.09.2019 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.