Научная статья на тему 'Инфраструктура села и занятость сельского населения в условиях реформирования АПК'

Инфраструктура села и занятость сельского населения в условиях реформирования АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. М. Низова

Раскрывается региональный аспект взаимосвязи инфраструктуры села и занятости сельского населения на примере Республики Марий Эл. На основе социологических исследований определены социальные проблемы села и вносятся предложения по обеспечению агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the regional aspect of coorelation between rural infrastructure and employment given on the example of the Republic of Mari El. Social problems in rural areas are determined by a sociological research. Some measures to provide agricultural-industrial complex with qualified labour force within the framework «The Development of Agrarian and Industrial Complex» national project are presented.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура села и занятость сельского населения в условиях реформирования АПК»

УДК 338.49+331.5+631.145

Инфраструктура села и занятость сельского населения в условиях реформирования АПК

Л.М. Низова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Раскрывается региональный аспект взаимосвязи инфраструктуры села и занятости сельского населения на примере Республики Марий Эл. На основе социологических исследований определены социальные проблемы села и вносятся предложения по обеспечению агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК».

The article considers the regional aspect of coorelation between rural infrastructure and employment given on the example of the Republic of Mari El. Social problems in rural areas are determined by a sociological research. Some measures to provide agricultural-industrial complex with qualified labour force within the framework «The Development of Agrarian and Industrial Complex» national project are presented.

Инфраструктура села и занятость сельского населения в условиях реформирования агропромышленного комплекса находятся в едином социально-экономическом пространстве. Инфраструктура - это экономическая категория, включающая в себя создаваемые человеком общие условия эффективного развития производства и социальной сферы. Занятость сельского населения - это социальное явление и макроэкономический показатель. Их взаимосвязь и взаимообусловленность стали гипотезой социологического исследования на региональном уровне.

Республика Марий Эл является зоной интенсивного ведения сельскохозяйственного производства, то есть аграрной республикой. В ее административно-территориальном делении насчитывается 14 сельских муниципалитетов, 140 сельских поселений, 1596 сельских населенных пунктов. Сельская экономика занимает значительную часть в экономическом комплексе республики: более 40% территории принадлежит организациям АПК, 36,9% населения проживает в сельской местности. Соотношение населения и занятости можно представить графически (рис. 1).

Сельская местность на всех этапах исторического развития рассматривалась как внутриотраслевая сфера сельского хозяйства. Инфраструктура на селе не получала необходимого развития и характеризуется отсталой материально-технической базой большинства ее отраслей, что снижает уровень и эффективность занятости (рис. 2).

350 300 250 200 150 100 50

численность численность численность численность населения трудовых занятых в безработных ресурсов экономике

□ 1998 год □ 2006 год

Рис. 1. Население и занятость в сельской местности Республики Марий Эл (тыс. чел.)

1995

2001

2002

2003

2004

2005

— —Среднегодовая численность работников

— —Занятые в сельскохозяйственном производстве

Рис. 2. Динамика занятых на селе Республики Марий Эл*

0

70000

60000

50000

40000

30000

20000

10000

0

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РМЭ.

За последние десять лет в 2,6 раза сократилась среднегодовая численность работников и в 2,7 раза -занятых в сельскохозяйственном производстве.

Главными предпосылками необходимости поступательного развития инфраструктуры на селе в настоящее время являются:

- обесценивание сельскохозяйственного труда, среднемесячная номинальная заработная плата селянина в два-три раза меньше, чем у жителя города, что ведет к увеличению разрыва в уровне жизни городского и сельского населения;

- ухудшение демографической ситуации, показатели снижения рождаемости и увеличения смертности сельского населения на 0,3% выше, чем городского;

- сокращение числа рабочих мест и уровня занятости на селе. Численность занятых в АПК за годы реформ сократилась почти на 40 тыс. человек;

- сужение аграрного рынка труда и увеличение коэффициента напряженности, на одно рабочее место в сельской местности претендуют три человека против одного в целом по республике;

- уменьшение экономически активного населения среди проживающих на селе и рост удельного веса безработных к их общему числу в пять раз (с 6,5% в 1992 году до 30,4% в 2007 году);

- образование локальных очагов безработицы на селе, в настоящее время почти десять сельских населенных пунктов вошли в российский Перечень территорий с критической ситуацией на рынке труда;

- увеличение доли излишней численности работающих, на ряде сельхозпредприятий она составляет от 20 до 30%;

- снижение производственного потенциала, потеря квалифицированных кадров и миграционный отток молодежи из села;

- сокращение объектов социальной инфраструктуры, социально-бытовых услуг, учреждений социальной сферы и объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Многие из вышеперечисленных факторов имеют объективную основу: резкий спад сельскохозяйственного производства, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, ухудшение финансового положения отрасли, демонтаж старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения, нарастание негативных изменений в образе жизни селян.

Все это послужило основанием для разработки Республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и подпрограммы «Содействие занятости населения, проживающего в сельских населенных пунктах с высоким уровнем безработицы». В них предусмотрены основные направления развития инженерной структуры и социальной инфра-

структуры в сельской местности, на базе которых формируется структура занятости селян. Их взаимозависимость представляет особый интерес в период трансформации экономики АПК.

Исследование показало, что производственная структура агропромышленного комплекса представляет собой совокупность видов экономической деятельности и хозяйствующих субъектов, функционирующих в сельской местности, охватывающих сельское население и материальные блага, обеспечивающие занятость и жизнедеятельность сельского населения в экономической и социальной сферах, экономические и общественные отношения. Непосредственно в аграрном секторе к производственной структуре можно отнести комплексы и фермы, кормоцеха и кормокухни, полевые станы и зернотока, мельницы, сенные сараи, хранилища и КЗС, машино-тракторные парки и машинные дворы, ремонтные мастерские и кузницы, маслозаводы, мясокомбинаты, миницеха, комбикормовые заводы, пищекомбинаты и многое другое.

Развитие производственной структуры рассматривается в едином блоке с занятостью сельского населения. За годы экономических реформ в АПК сформированы основы многоукладной экономики. Производством сельскохозяйственной продукции занимается 197 крупных и средних организаций, в числе которых 9 - государственных предприятий, 9 - открытых и закрытых акционерных обществ, 36 -обществ с ограниченной ответственностью, 123 -производственных кооператива, 13 - коллективных учреждений и др. В настоящее время 87,8% сельхоз организаций имеют частную собственность, 8,6% -государственную и 3,6% - муниципальную. Это изменило структуру занятости по секторам экономики: 87,8% заняты в частном секторе.

За годы экономических реформ сельская местность лишилась значительной части инфраструктуры снабжения и ремонтно-технического обслуживания, выбытие основных фондов превышает их ввод. В интересах развития производственной структуры и занятости сельского населения органы исполнительной власти республики принимают меры по:

- реформированию хронически неплатежеспособных сельхозпредприятий;

- созданию укрупненных производственно-технических объединений по отраслевому принципу на базе ведущих племенных хозяйств;

- усилению государственной поддержки сельского товаропроизводителя, фермеров и личных подворий, подсобных садоводческих и огородных хозяйств;

- интеграции общественного производства с индивидуальным сектором, развитию малого предпринимательства и сельской самозанятости;

- формированию инфраструктуры, обслуживающей крестьянские подворья;

- восстановлению заготовительных пунктов по приему от населения излишков сельскохозяйственной продукции;

- интеграции отраслей сельского хозяйства и переработки, основанной на инвестировании создания собственной сырьевой базы.

Все эти меры реализуются в рамках Национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», важнейшим направлением которого является «ускоренное развитие животноводства». Его удельный вес в общем объеме реализации сельхозпродукции составляет более 76%, а задача поставлена к концу 2008 года удвоить производство мяса свинины и бройлеров. По производству мяса республика занимает 2 место в Приволжском Федеральном округе и 10 -в России: по птице, соответственно - 3 и 13, по молоку - 6 и 11, по производству яиц - 3 и 9. К этому привлечены крупные компании и есть уже первые результаты. Так, в СПК «Звениговский» поголовье свиней увеличено на 10 тыс. голов. Наивысшего роста производства мяса добились коллективы «ЗАО «Марийское» и ГУП РМЭ «Птицефабрика «Волжская» за счет внедрения прогрессивных технологий и повышения мотивации труда животноводов. Это приводит к увеличению рабочих мест и конкурсному отбору квалифицированных кадров на вакантные должности. Высокий рейтинг имеют предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. В 2007 году на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень» 9 предприятий в различных номинациях подтвердили качество продукции и отмечены 8 золотыми, 6 серебряными и 6 бронзовыми медалями.

Благоприятный инвестиционный климат мотивирует строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений, на что направлено более одного млрд рублей. Это позволит не только нарастить объемы продукции, но и создать новые рабочие места, обеспечить достойный уровень оплаты труда и развитию инфраструктуры сельских поселений.

Важным направлением национального проекта является стимулирование развития малых форм хозяйствования. Современные передовые фермерские хозяйства вполне конкурентоспособны с коллективными сельскохозяйственными организациями, развиваются процессы интеграции и кооперации, активно вовлекаются в экономический оборот малые формы хозяйствования. В настоящее время функционирует более 2100 крестьянских (фермерских) хозяйств и почти 132 тыс. личных подсобных хозяйств, которыми производится почти 60% всего объема сельхозпродукции. За два года им выдано более 3400 креди-

тов и займов на сумму 300 млн руб. Одновременно с этим идет процесс формирования сети заготовительных, снабженческих и перерабатывающих кооперативов, создано 35 потребительских кооперативов, тем самым данный целевой показатель выполнен на 103%. Десять лучших подсобных хозяйств по результатам Российского конкурса «Лучшее личное подсобное хозяйство» признаны лучшими в республике. Однако дальнейшее развитие сельскохозяйственных кооперативов затруднено из-за отсутствия материально-технической базы, недостатка залогового обеспечения для получения банковского кредита и эффективной системы сбыта сельхозпродукции.

В условиях реформирования АПК непосредственное воздействие на занятость населения оказывает социальная инфраструктура села. Она является экономической категорией, которая в результате интеграции социальной сферы экономики по удовлетворению потребностей населения призвана обеспечить достойную жизнь и максимальную занятость сельских жителей.

Экономико-статистические показатели, отражающие состояние социальной инфраструктуры, в 90-е годы имели тенденцию к ухудшению, сокращался ввод объектов социальной сферы. Позитивными регуляторами, сдерживающими развитие в новом столетии, являются: повышение уровня коммунального обслуживания, создание дополнительных социально-бытовых и торгово-производственных услуг, развитие культуры и спорта, реализация национальных проектов «Образование», «Здравоохранение» и «Доступное жилье». О жизненной необходимости решения социальных проблем говорят результаты социологического исследования (табл.).

Социальные проблемы села

№ Перечень социальных проблем (по степени важности) Уд.вес, %

1 Строительство жилья (самострой) 48,8

2 Медицинское обслуживание и аптеки 22,2

3 Работа школьных и дошкольных учреждений 6,35

4 Подъездные дороги 5,95

5 Экологическая обстановка 4,36

6 Электро- и газоснабжение 3,57

7 Культурно-воспитательная работа (клубы,

СДК, спортзалы) 1,98

8 Работа предприятий жилищно-коммунального

хозяйства 1,98

9 Работа правоохранительных органов 1,98

10 Работа магазинов и комплексных приемных

пунктов 1,98

11 Телефонизация 0,79

12 Радио и телевидение 0,09

Примечание. * По результатам собственных научных социоло-

гических исследований.

Большая работа проводится по реализации направления «обеспечение доступным жильем молодых специалистов (и их семей) на селе» в рамках целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». На эти цели направлено за период реализации национального проекта почти 40 млн рублей. Выдано более 160 свидетельств молодым семьям, введено в эксплуатацию домов и квартир площадью 7, 99 тыс. кв. метров. Тем не менее, проблема обеспечения доступным жильем на селе сохраняется в связи с отсутствием собственных (заемных) средств и софинансирова-ния за счет средств муниципальных образований и работодателей. На этом фоне число участников программы и объема ввода жилья для молодежи в 2007 г. сократились в 20 раз. Все это требует к 2010 году улучшить жилищные условия и повысить уровень обеспеченности коммунальными услугами: ввести в эксплуатацию не менее 300 километров распределительных газовых сетей низкого давления, обеспечить сельское хозяйство качественной питьевой водой, улучшить демографическую ситуацию на селе и на этой основе повысить обеспеченность агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами. В республике уже сложилась стройная система управления занятостью сельского населения в контексте с развитием производственной структуры и социальной инфраструктуры села, представленной на рисунке 3.

1991 г. 1994 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Рис. 4. Динамика удельного веса безработных в сельской местности РМЭ*

5000 4000 3000 2000 1000

_3509

_ /1э4'

«-*-♦ 874

5 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. -Заявленная потребность--Численность безработных

Рис. 3. Система управления занятостью сельского населения Республики Марий Эл

(По результатам собственных научных социологических исследований)

На фоне развития инженерной структуры и социальной инфраструктуры наметились тенденции к снижению удельного веса безработных, проживающих в сельской местности (рис. 4).

Динамика снижения удельного веса безработных на селе с 33,2% в 2003 г. до 30,4% в 2006 г. аргументирует выдвинутую гипотезу о прямой взаимозависимости уровня развития инфраструктуры села и удельным весом безработных, проживающих на селе, а также наибольшей сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы на аграрном рынке труда (рис. 5).

Рис. 5. Динамика спроса и предложения на аграрном рынке труда Республики Марий Эл*

Таким образом, механизмы государственной поддержки, которые реализуются в рамках Национального проекта «Развитие АПК», повысили инвестиционную привлекательность животноводства, обеспечивают техническое перевооружение отрасли, повышают конкурентоспособность отечественной продукции животноводства, стимулируют дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в АПК, а на этом фоне улучшение инфраструктуры села и занятости на селе. Но для закрепления и развития этих тенденций, как показало исследование, целесообразно решение ряда практических вопросов:

1. Принять меры по социальной защищенности работников АПК и улучшению уровня жизни граждан, проживающих в сельской местности, включая обеспечение жильем молодых семей и специалистов.

2. Разработка и реализация отраслевых программ развития производственного и кадрового потенциала хозяйствующих субъектов, дислоцированных в сельской местности. Предоставление налоговых льгот путем уменьшения текущих платежей на добавленную стоимость и на имущество в размере стоимости создания дополнительных рабочих мест.

3. Создание в каждом муниципалитете фонда социального развития сельской местности, службы по

По данным Департамента ГСЗМ РМЭ.

35

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поддержке малого предпринимательства и формированию инфраструктуры по их обслуживанию. Активизировать работу по созданию и развитию перерабатывающих, снабженческо-бытовых и заготовительных сельскохозяйственных кооперативов.

4. Определение правового статуса личного подсобного хозяйства и порядка исчисления трудового стажа занятых в нем граждан.

Предусмотреть государственную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям по компенсации части затрат на приобретение новой сельскохозяйственной техники и оборудования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Труд и занятость РМЭ: статистический сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РМЭ. - 2006. - 143 с.

2. Сельское хозяйство РМЭ: Статистический сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РМЭ. - 2006. - 324 с.

3. Васильев, В.П. Инфраструктура села и занятость сельского населения: учеб. пособие / Мар. гос. ун-т; В.П. Васильев, В.К. Сва-теев, Л.М. Низова. - Йошкар-Ола, 1995. - 68 с.

4. Доклад первого зам. главы правительства, министра сельского хозяйства, продовольствия и природопользования РМЭ А.Я. Егошина ко дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности // Вестник Марий Эл / Администрация президента РМЭ. - 2006. - № 4 (26). - С. 57-68.

5. Доклад-презентация 1 зам. министра сельского хозяйства, продовольствия и природопользования «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Развития АПК» в Республике Марий Эл» на парламентских слушаниях 12 декабря 2007 года.

6. Занятость и безработица в РМЭ за 2000-2006 годы / Департамент ГСЗН РМЭ. - Йошкар-Ола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.