Научная статья на тему 'Инфраструктура рыночного хозяйства во временном континууме'

Инфраструктура рыночного хозяйства во временном континууме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура рыночного хозяйства во временном континууме»

© Е.Г. Русскова, 2008

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ВО ВРЕМЕННОМ КОНТИНУУМЕ

Е.Г. Русскова

Инфраструктура выступает системным явлением, что объясняется природой ее возникновения как условия общественного воспроизводства, специфических видов деятельности, обслуживающих основное производство, и определенных объектов, составляющих материально-техническую базу экономики. В рыночном хозяйстве инфраструктура - это совокупность элементов, обеспечивающих непрерывную взаимосвязь субъектов в рамках данной системы по поводу разнообразных объектов, анализ которой целесообразно проводить, используя системный поход.

Представляется возможным на основе системного подхода выделять в рамках рыночной инфраструктуры, во-первых, функциональные структуры, раскрывающие взаимосвязи между различными актами взаимодействия единиц с внешней средой; во-вторых, организационные структуры, включающие единицы и взаимосвязи между ними; в-третьих, структуры развития, отражающие взаимодействие организационной и функциональной структур, а также их взаимные изменения.

Для исследования структур развития особую значимость приобретает категория времени, и функционирование любой системы, в том числе и инфраструктуры, необходимо рассматривать в динамике.

Как отмечает В. Новосельцев, «начиная с глубокой древности, обыденное представление о времени (его понимание на уровне здравого смысла) основывается на семи аксиомах: абсолютности, единственности, инвариантности, неразрывности, гомогенности, необратимости и бесструктурности. ... Эти аксиомы абсолютизируют представление о времени, превращая его в нашем сознании в нечто безусловное, безотносительное и неограниченное» [9, с. 80]. Они субъективны или справедливы постольку, поскольку соответствуют ощущениям человека и отвечают его коммуникационным потребностям. В то же время имеется

предположение, что «для каждой системы (или класса систем) существует своя временная аксиоматика, а значит, и свое внутреннее время. .Это время, с одной стороны, связано с частотой и характером событий, происходящих в системе, а с другой - само влияет на развитие событий» [9, с. 81].

В теории системного анализа время рассматривается как естественная характеристика изучаемой системы, поскольку время, во-первых, играет роль координатора при функционировании данной системы с окружающими системами; во-вторых, отражает частоту происходящих в системе событий, их взаимную корреляцию и изменения под давлением внешних и внутренних обстоятельств; в-третьих, играет важную роль в механизме системной самоорганизации, преобразуя сигналы из будущего в управляющие воздействия, изменяющие текущее состояние системы без принуждающего воздействия извне [там же, с. 83].

Исследование инфраструктуры во временном аспекте с использованием различных критериев классификации позволяет выделить несколько ее блоков (см. рисунок), каждый из которых отражает специфику ее развития.

Анализ становления и развития рыночной инфраструктуры показывает ее соответствие формированию самой рыночной экономики, что носит естественно-исторический характер. Реализация естественных характеристик времени применима только в случае классического типа становления рыночной экономики. Если же складывается инверсионный тип (см.: [2, с. 54]) инфраструктуры, обусловленный искусственным прерыванием рыночных отношений в рамках командно-административной экономики, то и действующая в России инфраструктура является не вполне рыночной, переходной, незрелой, причем как в целом, так и в каждой из своих составляющих, поскольку время не выполняет в этом случае ранее указанные функции.

опережающая

синхронная

запаздывающая

Рис. Исследование инфраструктуры во временном аспекте

В результате как в становлении инфраструктуры в целом, так и в развитии ее составных элементов в России имеют место особенности, отличающие этот процесс от того, который имел место в свое время в других странах при естественном ходе событий, несмотря на внешнее сходство некоторых тенденций.

Кроме того, в соответствии с основными положениями теории систем одним из основных свойств инфраструктуры является историко-географическая обусловленность, которая трактуется как этапы эволюции и ярко выраженная территориальная привязка к районам определенного типа развития и разного уровня хозяйственной освоенности. Исторически формирование отечественной инфраструктуры осуществлялось преимущественно по магистралям, в настоящее время их ведущая роль сохраняется, но усиливается внимание к развитию инфраструктуры в регионах (см.: [16, с. 260]). Инфраструктуре как географическому явлению присущи размещение, территориальные различия, пространственные отношения и связи, формирование территориальных систем и комплексов, пространственных структур, территориальные процессы и территориальное управление.

Становление различных видов рыночной инфраструктуры не совпадает во времени, более того, даже внутри одного вида развитие отраслей происходит разными темпами, что обусловлено объективными процессами в рамках основного производства, формами его организации и этапами научно-технического прогресса. Совершенствование одной сферы общественного производства предопределяет переворот в других сферах.

В связи с этим все виды инфраструктуры можно классифицировать по этапам возникновения и разделить на формирующуюся, развитую и регрессирующую инфраструктуру, что в методологическом отношении важно для текущего и особенно перспективного планирования и прогнозирования.

Например, производственная инфраструктура российской экономики включает развитые элементы, функционирующие продолжительный период времени, без которых невозможно представить сам процесс производства, - предприятия электро-, газо- и водоснабжения, материально-технического снабжения, связи и транспорта. Недостаток финансовых ресурсов и недофинансирование НИОКР приводят к медленному развитию зарождающихся и формирующихся элементов производственной инфраструктуры -предприятий сферы производственного консалтинга, информационного обслуживания. К регрессирующим элементам относятся предприятия, функционирование которых становится неэффективным в рыночных условиях хозяйствования, например, машинно-тракторные станции в сельской местности, централизованно предоставляющие транспортные услуги, которые сельскохозяйственные предприятия не могут содержать в силу своей неплатежеспособности.

Анализируя динамику развития институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, можно выделить несколько моментов: во-первых, ряд институтов инфраструктуры в России формируется впервые, например, финансовые посредники. Если в развитых странах они изначально обслуживали потребности частного сектора в процессе функционирова-

ния фондового рынка, то особенность нашей страны состоит в их первичной ориентации на обслуживание процесса приватизации. Поэтому проблемы приватизации влияют на рост этих структур и мешают им выполнять свои функции - привлечение свободных денежных средств и их инвестирование в экономику. Во-вторых, ряд институтов действовали ранее и теперь возрождаются, что касается, в частности, биржевых структур. В-третьих, институты, существовавшие в рамках административно-командной системы, претерпевают серьезные изменения, приспосабливаясь к выполнению функций инфраструктуры рыночного типа, что в первую очередь относится к банкам, страховым компаниям. В самом начале рыночных преобразований наименее развитыми в количественном и качественном отношении были институты денежного и финансового рынка. Проблемы развития инфраструктуры товарных рынков имеют другой характер и связаны с необходимостью ее структурной перестройки и поиском необходимых для этого инвестиций. Аналогичная ситуация и с остальными составляющими рыночной инфраструктуры -информационной и институциональной.

При формировании инфраструктуры необходимо учитывать основные принципы ее функционирования, перечень которых несколько различается в работах ученых. Но практически все авторы выделяют такой принцип, как преемственность элементов инфраструктуры (см.: [8, с. 23]), основываясь на том факте, что невозможно резко и окончательно перейти к прямо противоположной экономической системе, поскольку требуется время, в течение которого используются, а в последствии трансформируются институты предшествующей системы. Кроме того, А. Гарнов обращает внимание на то, что еще долгое время будут параллельно существовать как государственные, так и негосударственные учреждения инфраструктуры, поэтому необходимо определить законодательный и экономический механизм их взаимодействия и создать равные условия функционирования (см.: [там же, с. 24]). Поскольку рыночная инфраструктура находится в стадии становления и не может полностью обслуживать всю экономику, то целесообразно максимально использовать нерыночную, государственную инфраструктуру. На этапе становления рыночной экономики ос-

нову ее инфраструктуры составляют элементы, ранее действовавшие в командно-административной системе. По мере развития рыночных отношений эта ситуация изменяется - инфраструктура рыночного типа расширяется, а прежняя или трансформируется, или исчезает. В результате ситуация становится прямо противоположной - рыночная инфраструктура становится доминирующей.

В соответствии с фактором времени в развитии рыночной инфраструктуры выделяют три ее типа: опережающий, своевременный (или синхронный [1, с. 115]) и запаздывающий (см.: [10, с. 326; 14, с. 28]). Возникновение этого направления исследования инфраструктуры было связано с интенсивным вложением капитала в экономику развивающихся стран во второй половине ХХ века. Такая классификация дает возможность выявить степень соответствия отдельных элементов инфраструктуры потребностям хозяйствующих субъектов. Для рыночной экономики наиболее предпочтительна первая модель, позволяющая создавать условия для ускорения оборота капитала. Для большинства сфер российской экономики характерен запаздывающий тип развития инфраструктуры, который отличают такие ее недостатки, как «дефицит теплоэнергетических мощностей, неудовлетворительное состояние дорог, отставание базы обслуживания автомобилей (парковка, гаражи, ремонтная база, сервисное обслуживание), несовершенство погрузочноразгрузочных механизмов, дефицит мощностей хранения различных видов продукции, низкий уровень технического состояния коммуникаций водо-, тепло- и газоснабжения, отставание в развитии современных средств связи» [7, с. 96]. Для преодоления производственного спада в экономике страны, региона или отдельного предприятия необходимым условием является пропорциональное развитие основного производства и его инфраструктуры.

С учетом рассмотрения рыночной инфраструктуры во временном срезе можно выделить разовую, долгосрочную, кратко-, среднесрочную инфраструктуры, исходя из продолжительности функционирования инфраструктурных организаций, создаваемых на конкретный период времени для обслуживания основной структуры производства. Следует обратить внимание на тот факт, что практически все виды и элементы инфраструктуры поддаются такой классификации. Се-

тевая инфраструктура, связанная с огромными капитальными вложениями, безусловно, создается только как долговременная. Кредитно-финансовая и фондовая инфраструктура более подвержена влияниям внешней среды, системным и структурным кризисам, поэтому может в более короткие сроки претерпевать трансформации и является скорее среднесрочной. Если рассмотреть деятельность чековых инвестиционных фондов, то их можно отнести к краткосрочным элементам, поскольку они были предназначены только для работы в период чековой приватизации. Возможно образование разовых инфраструктурных элементов для временной деятельности по обслуживанию какого-либо проекта.

Для разработки теории рыночной инфраструктуры определенный интерес представляет эволюционное направление экономической науки, или эволюционная экономика [5; 6; 11], поскольку с точки зрения традиционной науки, опирающейся на теорию общего экономического равновесия, сложно объяснить происходящие трансформационные процессы.

Черты экономической эволюции характерны для всех подсистем экономики, включая и рыночную инфраструктуру. Развитие инфраструктуры представляет собой процесс движения от простого к сложному, усиления многообразия, повышения эффективности производства в результате смены технологий, товаров и услуг, информации, организации и институтов. Эволюция инфраструктуры также необратима во времени, протекает с разной скоростью в рамках различных ее видов и элементов, ее двигателем является развитие основного производства и соответствующее изменение потребностей, ресурсами - вещества природы, техника и технология и живой труд. Как в основной структуре различают новаторов и консерваторов, так и в рамках инфраструктуры можно персонифицировать участников, выделив две группы. Новаторы не боятся экспериментировать и рисковать, внедряя новые технологии и услуги, создавая новые инфраструктурные предприятия, а консерваторы эксплуатируют в неизменном виде имеющиеся возможности, освоенные технологии и оказывают традиционные виды услуг. Отношения между новаторами и консерваторами являются основными в системе рыночной конкуренции на рынке услуг.

В экономическом развитии особую роль играет фактор времени, который является невосполнимым ресурсом для человека. По мере роста уровня благосостояния населения ценность времени резко возрастает, и в системе стимулов преобладает социокультурный по сравнению с потребительской ориентацией. Рассматривая современные концепции хозяйственного развития, ученые отмечают, что оно «.протекает во времени, и его скорость определяется выбранной шкалой времени, а точнее -изменением характерных параметров в единицу времени. В ходе экономического развития возникают ситуации, при которых данные параметры испытывают специфическую динамику, отклоняясь от приемлемых значений» [12, с. 36].

Существуют два подхода к разработке теории хозяйственного развития: неэволюционный и эволюционный. Неэволюционный подход воплощают теории, продолжающие кейнсианскую традицию применительно к развивающимся странам (теория несбалансированного роста, «порочного круга нищеты», самоподдерживаю-щегося роста и т. д.)[13], модели экономического роста Солоу и модели накопления человеческого капитала Лукаса, Менкью - Ромера -Уэйла [12, с. 37], позволяющие объяснять развитие экономики исходя из статической схемы взаимосвязи элементов системы или параметров, описывающих ее функционирование. Причина отсутствия учета важнейших свойств развития - непрерывности и необратимости - заключается в отождествлении развития с экономическим ростом, в то время как рост (или движение) может быть положительным и отрицательным. В каждой модели анализируется влияние разных факторов развития на экономический рост. Так, был установлен «порочный круг» развития: низкий уровень душевого дохода - низкий уровень сбережений - недостаток инвестиций - низкий уровень оснащения производства и производительности труда - в результате низкий душевой доход. Но в такой взаимосвязи не исследованы причины сложившейся ситуации. Эти подходы применимы к анализу поведения развивающихся стран и направлены на выявление только лишь причин отставания в развитии от сложившегося в западных странах эталона.

Эволюционные теории хозяйственного развития представлены в основном инновационнотехнологической школой в соответствии с иде-

ями Й. Шумпетера и направлением экономической динамики, заложенным Н. Кондратьевым. Так, Й. Шумпетер отмечал, что «под развитием следует понимать лишь такие изменения хозяйственного кругооборота, которые экономика сама порождает, то есть только случайные изменения “предоставленного самому себе”, а не приводимого в движение импульсами извне народного хозяйства» [15, с. 154]. Г. Мюрдаль, в свою очередь, сделал акцент на фундаментальную целевую установку развития: «Под развитием все мы фактически понимаем движение вперед всей социальной системы» [12, с. 38].

Как отмечалось ранее, ядром саморазвития экономики Й. Шумпетер определил предпринимателя и инновацию, хотя предпринимателю может быть свойственна и консервативная модель поведения. Идея о предпри-нимателе-новаторе легла в основу современной эволюционной макроэкономики, которая использует понятие макрогенерации как макроэкономической подсистемы, представляющей долю ВНП. Эта система обладает свойством рождаться, жить и умирать, непрерывно участвует в создании валового продукта, так что совокупность неидентичных, но родственных макрогенераций есть полный ВНП конкретного года, считает В. Маевский [4].

Для того чтобы наблюдалась хозяйственная динамика, необходимы и достаточны экономические (факторные) проявления человеческих взаимодействий. Следовательно, основу экономической динамики составляют социальные трансакции, а вот качество самой динамики обеспечивается новой комбинацией, определяемой эффективностью организации конкретных трансакций и трансакционными издержками.

Предлагается оценивать состояние экономики по степени ее системного несовершенства, которое характеризует вводимое понятие «экономическая дисфункция». Идентификация дисфункции должна осуществляться по ряду критериев, таких как, например, цель существования системы, область приложения, ее функциональное наполнение, период времени до изменения, издержки функционирования, степень отторжения вводимых правил, устойчивость к мутации. При этом абсолютная норма не нужна, а глубина дисфункции может измеряться потенциалом институциональных изменений, проектирование которого представляет отдель-

ную экономическую задачу. Институциональные изменения напрямую затрагивают и инновационно-технологический сектор. Следовательно, показатель «потенциал институциональных изменений» может характеризовать и инновационную динамику, которая является как бы частью эволюционной динамики экономики. Монофакторный подход Й. Шумпетера и неошумпетерианские трактовки эволюции претерпевают существенную модификацию на системном уровне анализа.

«Консервативная» модель развития может быть менее дисфункциональной, чем «иннова-тивная», что и создает лучшие условия для устойчивого экономического роста в классическом его понимании (поддержание темпа изменения ВВП). Возрастание безработицы выступает символичным процессом увеличения числа дисфункций, а превысив определенный предел, может означать возникновение макродисфункции экономической системы.

В макроэкономике необходимо обеспечить оптимальное сочетание числа новаторов, консерваторов, безработных, которое бы позволило минимизировать «разрыв» ВВП и реализовать возможности преодоления дисфункциональных состояний при одновременном росте экономики.

Развитие рыночной инфраструктуры следует анализировать в цивилизационном и формационном аспектах, которые позволяют полнее учесть связи подсистемы с системой и внешней средой.

Цивилизационный аспект заключается в отражении развития рыночной инфраструктуры в соответствии с совокупностью элементов материальной и духовной культур. Существенные изменения в деятельности человека и его мышлении оказывают непосредственное влияние на факторы производства и условия их взаимодействия. Например, индустриальная эра как этап в развитии человеческой цивилизации характеризовалась преобладанием технократического мышления, при котором наблюдалось развитие, прежде всего, материального производства. До конца XIX в. свыше 95 % трудоспособного населения США были заняты физическим трудом и только менее 5 % - работой с информацией [3]. Естественно, что в таких условиях преимущественно развивалась техническая инфраструктура, направленная на обслуживание машин и

инструментов. Переход к информационному обществу привел к тому, что впервые в истории человеческой цивилизации информация стала фактором производства, а творческий потенциал людей, занятых в производственном процессе, - главным стратегическим ресурсом национальной экономики. В соответствии с этим формируются и новые элементы рыночной инфраструктуры, возрастает роль видов деятельности, обеспечивающих использование информации в экономике и обществе. Цивилизационный аспект отражает диалектическую связь между качественным изменением инфраструктуры и эффективностью основного производства, поскольку, с одной стороны, чем выше уровень культуры производства, тем лучше развита его инфраструктура, с другой стороны, чем лучше организована и разнообразна сфера вспомогательных услуг, тем выше показатели эффективности использования факторов производства.

Формационный аспект предполагает определение места инфраструктуры в системе производственных отношений на исторических ступенях развития общества с учетом интересов различных групп, классов и т. д. Так, например, в докапиталистических формациях инфраструктура, как правило, представляла собой вспомогательные операции в процессе труда, осуществляемом в одном лице собственником факторов производства и производителем благ по основному виду деятельности, поэтому не было разделения основного и вспомогательного производств. Переход к крупному машинному производству и делегирование функций инфраструктуры отдельным предприятиям выделяет экономического субъекта - собственника капитала, занятого во вспомогательном производстве. Услуги инфраструктуры становятся специфическим товаром, обладающим стоимостью и потребительной стоимостью. Усиление общественного разделения труда и высокий уровень обобществления производства обусловливают появление новых видов инфраструктурной деятельности, не всегда выгодных частному капиталу. Поэтому государство берет на себя выполнение этих функций, создавая, в первую очередь, условия для развития частного капитала.

Таким образом, в методологическом плане для системного исследования инфраструктуры рыночной экономики важно использова-

ние временного подхода, который показывает, что эволюция необратима во времени и протекает с разной скоростью в рамках различных видов и элементов инфраструктуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладких, О. В. Инфраструктура рынка средств производства региона : дис. ... канд. экон. наук / О. В. Гладких. - Иркутск, 1999.

2. Гриценко, А. Структура рыночной трансформации инверсионного типа / А. Гриценко // Экономика Украины. - 1997. - №9 1.

3. Громов, Г. В. Очерки информационной технологии / Г. В. Громов. - М., 1992.

4. Маевский, В. И. Введение в эволюционную макроэкономику / В. И. Маевский. - М., 1997. -С. 19-26.

5. Макаров, В. Л. О применении метода эволюционной экономики / В. Л. Макаров // Вопросы экономики. - 1997. - №9 3.

6. Макаров, В. Л. Эволюционная экономика: некоторые фрагменты теории / В. Л. Макаров // Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. - М., 1995.

7. Маршалова, А. С. Основы теории регионального воспроизводства : курс лекций / А. С. Маршалова. - М. : Экономика, 1998.

8. Муханова, Е. Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры / Е. Б. Муханова. - М. : ИЭ РАН, 1994.

9. Новосельцев, В. И. Системный анализ: современные концепции / В. И. Новосельцев. - Воронеж: Кварта, 2002.

10. Общая экономическая теория (политэкономия) : учебник / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. - М. : ПРОМО-Медиа, 1995.

11. Стиглиц, Дж. Куда ведут реформы? : (к десятилетию начала переходных процессов) / Дж. Стиглиц // Вопросы экономики. - 1999. - №9 7.

12. Сухарев, О. Современные концепции хозяйственного развития / О. Сухарев // Экономист. -2003.- №> 7.

13. Харрод, Р. К теории экономической динамики. Классики кейнсианства : в 2 т. Т. 1 / Р. Харрод. - М. : Экономика, 1997. - С. 41-194.

14. Чернявский, И. Ф. Инфраструктура сельскохозяйственного производства: (Вопросы теории и практики) / И. Ф. Чернявский. - М. : Экономика, 1979.

15. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М. : Прогресс, 1982.

16. Яковлева, С. И. Функциональное определение инфраструктуры в региональных науках / С. И. Яковлева // Регионология. - 2001-2002. - №9 4/1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.