© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2019 УДК 616.98-578.828-084(574.1)
В. Хэндриксон1, Б. Н. Кошерова2, А. Ж. Альтаева2
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ Г. КАРАГАНДЫ О ВОПРОСАХ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
вильнюсский университет (Вильнюс, Литва),
2НАО «Медицинский университет Караганды» (Караганда, Казахстан)
Представлен материал об анонимном анкетировании учителей в школах г. Караганды. Исследование проведено с целью изучения информированности учителей о ВИЧ-инфекции и об отношении к ВИЧ-инфицированным детям. Всего были проанкетированы 140 учителей. Получена статистическая информация у учителей по таким аспектам, как социально-демографический портрет, осведомленность их о болезни, отношение к ВИЧ-положительным детям. Результаты полученных данных свидетельствуют о недостаточных знаниях учителей о ВИЧ-инфекции.
Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, СПИД, информированность, учителя, дети
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по состоянию на 31 декабря 2017 г. с диагнозом ВИЧ-инфекция в мире проживают 36,9 (оценочные данные 31,1-43,9) миллионов человек: из них 35,1 (29,6-41,7) взрослых и 1,8 (1,3-2,4) детей в возрасте до 15 лет [4].
По официальным данным Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Казахстан по состоянию на 31 декабря 2017 г. зарегистрированы и состоят на учете 517 ВИЧ-инфицированных детей и подростков в возрасте от года до 18 лет. Показатель прироста болезни у детей от 0 до 14 лет к 2017 г. составил 0,1%, что на 6 случаев больше, чем в предыдущем 2016 г. По показателю заболеваемости лидирующими областями по республике являются Южно-Казахстанская 248 детей с ВИЧ-инфекцией, г. Алматы (58), Алматинская область (52) и Карагандинская область (42 ребенка). Причиной большого количества детей в Южно-Казахстанской области явилось массовое заражение детей при переливании ВИЧ-инфицированной крови или ее препаратов [2].
Анализ литературных данных показал, что отношение населения к ВИЧ-инфицированным неоднозначное. Так, 30% опрошенных считают, что наиболее значительная часть ВИЧ-инфицированных принимают наркотики, 40% инфицированных имеют несколько половых партнеров и ведут беспорядочную половую жизнь. Мнения, что ВИЧ-инфицированные - это обычные люди, придерживаются 5% опрошенных [5, 6, 7].
Статус «ВИЧ-инфицирован» - это серьезная стигма не только для взрослых и детей, но и для родителей здоровых детей. Представление о ВИЧ-инфекции, первые базо-
вые знания о ней, отношение к ВИЧ-позитивным людям начинают формироваться в школьные годы. Важную роль в процессе передачи правильной и доступной информации играют учителя школ. Информирование школьников о путях передачи, о превентивных мерах профилактики способствует снижению распространения ВИЧ-инфекции. В этом контексте изучение информированности работников образования о базовых знаниях по ВИЧ-инфекции, пополнение их знаний, а также формирование социальной среды, исключающей стигматизацию и дискриминацию по отношению к детям, живущих с ВИЧ является важным направлением для нашей республики в рамках реализации индикатора Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулык».
Цель работы - изучение информированности учителей школ о ВИЧ-инфекции.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Проведен социологический опрос в форме добровольного анонимного анкетирования учителей школ г. Караганды. Разработанная анкета включала в себя 25 закрытых и 1 открытый вопрос, которые охватывали отдельные эпидемиологические и этические аспекты проблемы ВИЧ/СПИД, в частности, знание путей передачи инфекции и отношение респондентов к ВИЧ-инфицированным. Проанализированы результаты 140 анкет. Критериями включения были добровольное участие в исследовании респондентов и постоянное место работы в школе. Критерием исключения был отказ от участия в исследовании.
Для статистического математического анализа результатов использовали методы статистики. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Statistika 6 с использованием пакета стандартных статистических программ и табличного процессора Excel.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Большую часть учителей (95,71%; ДИ
92.36-99,07) составили представители женского пола и 4,29% (0,93-7,64) - мужского. Со стажем работы до 10 лет были 32,14% (ДИ 24,41-39,88), 21-30 лет - 30,71% (ДИ 23,0738,36). Средний возраст респондентов составил 40 лет.
Анализ полученных данных показал, что в 99,30% (ДИ 97,91-100,68) учителя ответили, что «знакомы с инфекцией под названием ВИЧ». Информированность в вопросе о механизмах и путях передачи инфекции оказалась так же достаточно высокой, например, на вопрос «можно ли снизить риск заражения ВИЧ, имея только одного неинфицированного полового партнера» 63,5% респондентов ответили «Да» (ДИ 55,60-71,54), 94% респондентов ответили, что заразится ВИЧ-инфекцией невозможно через рукопожатия и объятия (ДИ 90,44-98,13).
Вместе с тем отдельные вопросы вызвали затруднения, в частности, 19,29% (ДИ 12,7525,82) респондентов ответили, что можно заразится ВИЧ через поцелуи с ВИЧ-инфицированным человеком, о возможности заражения при укусе комара 35,71% (ДИ 27,78-43,65) ответили положительно, 10% (ДИ 5,03-14,97) учителей ответили, что реально заразиться ВИЧ-инфекцией при совместном приеме пищи с ВИЧ-инфицированным человеком. Результаты анкетирования свидетельствуют, что преподаватели школ владеют недостаточной информацией о путях передачи ВИЧ-инфекции, так как поцелуи, укус комаров и совместный прием пищи отдельные педагоги трактовали как фактор передачи ВИЧ-инфекции.
Анализ ответов на вопросы, отражающие наличие стигматизации, показал, что 47,14% (ДИ 38,87-55,41) опрошенных не станут покупать продукты у продавца, если будут знать, что он ВИЧ-инфицирован, для 20% (ДИ
13.37-26,63) учителей наличие ВИЧ -инфицирования у продавца не станет препятствием для покупки продуктов, для 32% учителей ответ был затруднителен (ДИ 25,08-40,64). Неутешительны и результаты опроса о возможности посещения школы ВИЧ-инфицированному ребенку вместе со здоровыми детьми - 34,29% (ДИ 26,42-42,15) ответили положительно, 27% (ДИ 20,43-35,28) ответили отрицательно, 37,86% (ДИ 29,82-45,89) затруднились ответить. По мнению 32,86% (ДИ 25,08-40,64) учителей ребенку нельзя разрешать посещать спортивные секции вместе со здоровыми детьми, 28,57% (ДИ 21,09-36,05)
считают, что можно, и 38% (ДИ 30,51-46,63) затруднились с ответом. На вопрос, должны ли ВИЧ-инфицированные дети быть изолированы от общества учителя, 23,57% (ДИ 16,54-30,60) ответили положительно, 55,71% (ДИ 47,4963,94) - отрицательно, 20% (ДИ 14,00-27,43) затруднились ответить.
На вопрос будете ли вы продолжать общаться с человеком, если узнаете, что он ВИЧ-инфицирован, были получены следующие результаты (в %): «Да» ответили 38 респондентов (ДИ 19,78-34,51), «Нет» - 30 (ДИ 22,41-37,59), «Затрудняюсь ответить» - 42,86 (34,66-51,05).
Так, 49,29% (ДИ 41,00-57,57) респондентов ответили, что пожелали бы оставить в тайне информацию о возможной ВИЧ-инфекции у близкого родственника, члена семьи, 75% (ДИ 67,83-82,17) утверждают, что ухаживали бы за членом своей семьи с ВИЧ-инфекцией.
Вопросы, характеризующие социальную ответственность учителей, показали, что 60,71% (ДИ 52,62-68,80) учителей никогда не проходили тестирование на ВИЧ и 28,57% (ДИ 21,09-36,05) из всего количества учителей вообще не знают, где можно сдать тест на ВИЧ-инфекцию, 37% (ДИ 29,82-45,89) проходили тестирование и 1,4% (ДИ 0,54-3,39) затруднились с ответом.
Таким образом, анализ полученных данных по результатам анкетирования показал, что есть проблемные вопросы по информированности учителей школ об эпидемиологии ВИЧ-инфекции, об отношении к детям с ВИЧ-инфекцией.
ВЫВОДЫ
1. Информированность учителей средних школ г. Караганды о механизмах и путях передачи ВИЧ-инфекции свидетельствует, что отдельные вопросы о возможных путях передачи инфекции вызывают затруднения.
2. В педагогической среде имеет место присутствие стигматизации и дискриминации.
3. С целью донесения достоверной информации для школьников необходимо проведение мероприятий, направленных на повышение информированности учителей по отдельным вопросам ВИЧ/СПИД.
4. С целью устранения явления стигматизации и формирования у учителей более толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным детям и подросткам следует обучать их на курсах по психологии, тренингах, с последующим проведением встреч с родителями учеников, знакомить учителей с работой дружественных кабинетов.
5. Не утверждаем, что исследование является репрезентативным для всех школ г. Караганды и городов-спутников, однако результаты, несомненно, заслуживают внимания и свидетельствуют о целесообразности проведения дальнейших исследований в данном направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1 Алексеева Д. Д. Дискриминация ВИЧ-инфицированных и распространенность заболевания //Профилактика ВИЧ в среде студенческой и работающей молодежи //Матер. II Всерос. конф. - Волгоград, 2017. - С. 11-15.
2 Бегайдарова Р. Х. ВИЧ-инфицированные дети, мероприятия по снижению активности передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку /Р. Х. Бегайдарова, Г. К. Алшынбекова, А. В. Шегай //Мед. науки. - 2011. - №3. - С. 363-365.
3 Вартапетова Н. В. Актуальные проблемы профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку /Н. В. Вартапетова, А. В. Карпушкина, Т. А. Епоян. - М.: ООО «Верди», 2010. - С. 56.
4 Данные Всемирной организации здравоохранения http://www.who.int/ru
5 Мониторинг и оценка мероприятий по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку на территории Российской Федерации в 1996-2008 гг.: Информ. бюл. - СПб: Науч.-практ. центр профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей, 2009. - 36 с.
6 Ованенко В. С. Информированность педагогов средней школы по вопросам ВИЧ/ СПИД и их отношение к людям, живущим с ВИЧ /в. С. Ованенко, М. В. Луньков, О. А. Чернявская //Матер. II Всерос. конф. «Профилактика ВИЧ в среде студенческой и работающей молодежи». - Волгоград, 2017. - С. 58-61.
7 Покровский В. В. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2013. - 485 с.
8 Сидельников Ю. Н. Информированность о ВИЧ/СПИД и риски ВИЧ-инфицирова-ния хабаровских студентов разных форм обучения, //Дальневосточ. журн. инфекц. - 2010. -№17. - С. 95-103.
9 Шемшура А. Б. Анализ готовности студентов, получающих высшее сестринское образование, к участию в профилактической работе
с больными ВИЧ-инфекцией /А. Б. Шемшура, В. Н. Городин, С. В. Зотов //Междунар. журн. экспе-рим. обр. - 2014. - №10 - С. 373-377.
REFERENCES
1. Alekseeva D. D. Diskriminacija VICh-inficirovannyh i rasprostranennost' zabolevanija // Profilaktika VICh v srede studencheskoj i rabo-tajushhej molodezhi //Mater. II Vseros. konf. -Volgograd, 2017. - S. 11-15.
2. Begajdarova R. H. VICh-inficirovannye deti, meroprijatija po snizheniju aktivnosti peredachi VICh-infekcii ot materi rebenku /R. H. Begajdarova, G. K. Alshynbekova, A. V. Shegaj // Med. nauki. - 2011. - №3. - S. 363-365.
3. Vartapetova N. V. Aktual'nye problemy profilaktiki peredachi VICh ot materi rebenku /N. V. Vartapetova, A. V. Karpushkina, T. A. Epojan. -M.: OOO «Verdi», 2010. - S. 56.
4. Dannye Vsemirnoj organizacii zdra-voohranenija http://www.who.int/ru
5. Monitoring i ocenka meroprijatij po profilaktike peredachi VICh-infekcii ot materi rebenku na territorii Rossijskoj Federacii v 19962008 gg.: Inform. bjul. - SPb: Nauch.-prakt. centr profilaktiki i lechenija VICh-infekcii u beremennyh zhenshhin i detej, 2009. - 36 s.
6. Ovanenko V. S. Informirovannost' ped-agogov srednej shkoly po voprosam VICh/SPID i ih otnoshenie k ljudjam, zhivushhim s VICh /V. S. Ovanenko, M. V. Lun'kov, O. A. Chernjavskaja // Mater. II Vseros. konf. «Profilaktika VICh v srede studencheskoj i rabotajushhej molodezhi». - Volgograd, 2017. - S. 58-61.
7. Pokrovskij V. V. VICh-infekcija: klinika, diagnostika i lechenie. - M.: GJeOTAR-MED, 2013. - 485 s.
8. Sidel'nikov Ju. N. Informirovannost' o VICh/SPID i riski VICh-inficirovanija habarovskih studentov raznyh form obuchenija, // Dal'nevostoch. zhurn. infekc. - 2010. - №17. -S. 95-103.
9. Shemshura A. B. Analiz gotovnosti studentov, poluchajushhih vysshee sestrinskoe obra-zovanie, k uchastiju v profilakticheskoj rabote s bol'nymi VICh-infekciej /A. B. Shemshura, V. N. Gorodin, S. V. Zotov //Mezhdunar. zhurn. jek-sperim. obr. - 2014. - №10 - S. 373-377.
Поступила 06.04.2019 г.
V. Hendrikson1, B. N. Kosherova2, A. Zh. Attayeva?
KNOWLEDGE OF HIV ISSUES AMONG TEACHERS OF KARAGANDA SCHOOLS 1 Vilnius University (Vilnius, Lithuania),
2NC JSC «Karaganda medical university» (Karaganda, Kazakhstan)
The material on anonymous questioning of schools teachers of Karaganda is presented. The study was conducted to examine teachers' awareness of HIV infection and attitudes towards HIV-infected children. A total of 140 teachers were surveyed. Statistical information was obtained from teachers on such aspects as a socio-demographic portrait, their awareness of the disease, and attitudes toward HIV-positive children. The results of the data indicate a lack of teacher knowledge about HIV infection.
Key words: HIV-infection, AIDS, awareness, teachers, children
В. Хэндриксон1, Б. Н. Квшерова2, А. Ж. Алтаев
КАРАЕАНДЫКАЛАСЫНЫН МЕКТЕПМ¥ЕАЛ1МДЕРАРАСЫНДА АИТВ ТУРАЛЫАКПАРАТТАНДЫРУ 1 Вильнюс университетi (Вильнюс, Литва),
2КеАК «КараFанды медициналык университет» (Караанды, Казакстан)
Караганды каласынын мектептер^деп мvFалiмдердiк анонимдi сурактары бойынша материалдар усынылран. Зерттеу мvFалiмдердiк АИТВ-инфекциясы жэне АКТК жуктырран балаларра катынасы туралы хабардарлырын зерттеу максатында втюзтдк Барлыры 140 муFалiм сауалнама алды. МуFалiмдерден элеуметпк-демографиялык портрет, олардын ауру туралы хабардарлыры жэне АИВ-жуктырран балаларра катынасы сиякты статистикалык акпарат алынды. Деректердщ нэтижелерi му^мдердщ АИТВ-инфекциясы туралы бшммщ жоктырын кврсетедi.
Клт свздер: АИТВ-инфекциясы, АКТК, арартушылык, муFалiмдер, балалар