Научная статья на тему 'Информированность населения о деятельности органов Государственной власти (на примере телевизионной программы «Парламентский час»)'

Информированность населения о деятельности органов Государственной власти (на примере телевизионной программы «Парламентский час») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1913
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Селиванова Елена Алексеевна

В информационном обществе, к которому идет в своем развитии и многонациональная Россия, многократно возрастают роль и значение средств массовой информации (СМИ). Поэтому характер взаимодействия органов власти и населения играет сегодня все более важную роль при проведении долговоременных государственных преобразований. В статье раскрывается особая роль в построении информационного общества телевизионной программы «Парламентский час», над которой работают сотрудники Отдела парламентского телевидения и радио Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Аппарата Государственной Думы ФС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информированность населения о деятельности органов Государственной власти (на примере телевизионной программы «Парламентский час»)»

УДК 342.53:007

Е. А. Селиванова

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЧАС»)

В информационном обществе, к которому идет в своем развитии и многонациональная Россия, многократно возрастают роль и значение средств массовой информации (СМИ). Поэтому характер взаимодействия органов власти и населения играет сегодня все более важную роль при проведении долговоременных государственных преобразований. В статье раскрывается особая роль в построении информационного общества телевизионной программы «Парламентский час», над которой работают сотрудники Отдела парламентского телевидения и радио Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Аппарата Государственной Думы ФС РФ.

Бурное развитие средств массовой коммуникации, процессы информатизации, либерализации и демократизации российского общества за последние годы существенным образом изменили уровень и качество взаимоотношений между государством и российскими гражданами. В системе государственного управления все большее значение приобретают методы информации и политического анализа, позволяющие учесть и согласовать интересы различных групп общества. Разрабатываются и находят свое применение основанные на достижениях в сфере информации модели повышения эффективности решений, принимаемых в органах государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации стремительно развивается информационная деятельность, ставшая объектом пристального государственного внимания. Сегодня она рассматривается как один из наиболее действенных инструментов государственного управления.

Страны, сделавшие ставку на информированность общества, сейчас занимают наиболее выгодные позиции в мире, считают эксперты, ведь доступность для граждан всего спектра информационных услуг кардинально влияет на развитие этих стран. И, наконец, свободный обмен идеями и информацией -это важный фактор укрепления в государствах демократических институтов и процедур.

Информация становится важнейшим видом обеспечения законодательной деятельности, т.к. она лежит в основе принятия решения о регулировании тех или иных общественных отношений. В свою очередь, законодательная (представительная) власть является одним из важнейших уровней организации публичной власти, обеспечивая в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов.

СМИ выступают сегодня основным гарантом информационного обеспечения этого процесса, прежде всего, за счет максимально полного информирования граждан обо всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем.

Как отметил доктор исторических наук, профессор К. С. Гаджиев, «в наши дни СМИ выступают активным субъектом политической жизни, в таком своем качестве они действительно обладают мощными ресурсами поли-

тического влияния, превратившись в один из основных инструментов политического процесса» [1].

Тема взаимоотношений СМИ, власти и общества становится сегодня все более актуальной в нашей стране. Однако часто при освещении этой темы выпадает вопрос об отношении зрительской и читательской аудитории к тому, какую информацию о деятельности тех или иных органов власти предлагают ей современные российские масс-медиа. Вызывает ли интерес эта информация?

Чтобы ответить на этот вопрос, в 2008 г. автором был проведен телефонный опрос. Респондентов спрашивали: «Как часто вы смотрите телевизионные репортажи, читаете журналы и газеты, в которых содержится информация о деятельности государственных органов власти?». Из 70 опрошенных граждан разных регионов России мнения разделились следующим образом:

- «Регулярно» - 31 человек;

- «Иногда (несколько раз в месяц)» - 32;

- «Довольно редко» - 23;

- «Совсем не смотрю и не читаю» - 12;

- «Затрудняюсь ответить - 2.

Эти опросы показывают, что российские СМИ, дающие информацию о деятельности органов государственной власти, в целом позитивно оцениваются большинством россиян (86 %). При этом ответы на вопрос «Кому Вы больше доверяете?»: «Правительству» - 20 %, «Государственной Думе» -15 %, «Совету Федерации» - 10 %, «Политическим партиям» - 5% - показывают, что уровень одобрения работы СМИ (50 %) значительно выше, чем многих государственных и общественных институтов. С другой стороны, значительное число россиян с большей или меньшей долей уверенности отмечают, что в последнее время новостные, информационные и аналитические передачи, рассказывающие о деятельности государственных органов, на разных общероссийских телеканалах делаются все более похожими друг на друга, журналисты их подчас одинаково и поверхностно комментируют события.

Могут ли современные СМИ полно и объективно информировать граждан

о деятельности органов государственной власти сегодня? Повышает ли качество управленческих решений государственных органов использование СМИ?

Для ответа на эти вопросы следует обратиться к работе трех известных американских специалистов - Альберта Фреда С., Шрима Уилбурга и Петерсона Теодора - «Четыре теории прессы», которая была опубликована в 1956 г. и в которой содержится научное понимание места средств массовой информации в современном обществе [2]. Многие положения этой работы сохранили свою актуальность до сих пор. Как связана свобода печати, завоеванная в процессе демократизации и перехода к рыночной экономике, со сложными отношениями с государственными структурами? Авторы говорят в ней о формировании «повестки дня», фокусировании внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определении болевых точек социальной жизни.

Наиболее важная функции СМИ, по мнению авторов, связана с тем, что происходит выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц. Таким образом, СМИ выполняют контрольные функции, оказывают воздействия (непосредственно

или опосредованно через формирование соответствующего общественного мнения) на деятельность социальных институтов и должностных лиц.

Автор учебника «Введение в теорию журналистики» российский ученый Е. П. Прохоров в числе наиболее значимых функций СМИ выделяет функцию формирования массового сознания, которая включает в себя широкий диапазон воздействия, начиная с сообщений о фактах, событиях и кончая прямым воздействием на общественное мнение [3].

«СМИ... играют существенную роль в реализации политического процесса, политической социализации, просвещения, информирования населения, и политология должна обратить на них самое пристальное внимание», -отмечает известный российский политолог.

Российские аспекты в сфере деятельности СМИ связаны с принципами и положениями государственной информационной политики в России, которые начали формулироваться и развиваться с начала 1990-х гг. Новый импульс эта политика получила лишь в последнее время в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического развития и сохранения статуса мировой державы.

Решение этой масштабной задачи потребовало перехода от политики информатизации к информационной политике, включающей в себя геополитические, внешнеэкономические, социально-экономические, научно-технические и культурные аспекты развития страны. Описанные явления указывают на актуальность изучения современных тенденций применения СМИ технологий влияния на граждан.

Особая роль в построении информационного общества принадлежит телевизионной программе «Парламентский час», которая вот уже 10 лет еженедельно выходит в эфир на канале «Россия» ВГТРК.

История парламентского телевидения ведет свой отсчет с мая 1994 г. Именно в это время Государственной Думой было принято Постановление о создании телерадиослужбы Государственной Думы (Постановление Государственной Думы № 125-1 от 27.05.1994 г. «О создании телерадиослужбы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Для организации телевещания в главном здании Государственной Думы был построен телерадиокомплекс, оборудованный самой современной на тот период техникой.

В соответствии с Постановлением Государственной Думы Всесоюзная государственная телерадиокомпания (ВГТРК) предоставила эфирное время продолжительностью 45 минут для выхода в эфир передач парламентского телевидения1.

В Постановлении главная задача парламентского телевидения была сформулирована так: информировать граждан о деятельности Государственной Думы, о работе депутатского корпуса, депутатских объединений и отдельных депутатов. Все судьбоносные для россиян события должны были найти свое отражение в передаче «Парламентский час».

До выхода в эфир этой передачи и после того, как она заняла свое постоянное место в сетке вещания канала, многие российские СМИ размещали

1 Постановление Государственной Думы № 1254-11 «О развитии системы государственного телевидения и радиовещания и об освещении деятельности Государственной Думы - палаты Федерального Собрания Российской Федерации» от 25.05.1994 г.

у себя информацию о деятельности Государственной Думы. Но нередко эта информация подавалась в усеченном и искаженном виде, создавая и поддерживая в обществе неадекватный облик парламента и работы депутатов. В то же время действительно важные и конструктивные инициативы законодателей замалчивались или же только вскользь упоминались в печати и на телевидении. Такого рода информационные войны явно не способствовали развитию демократии в российском обществе, укреплению идеи парламентаризма и дальнейшему становлению принципа разделения властей.

С ноября 1997 г. передача «Парламентский час» стала выходить еженедельно на канале РТР, и готовить ее стали государственные служащие - сотрудники Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ. Производство телепрограммы «Парламентский час» именно силами сотрудников Аппарата Государственной Думы была предпринята с целью более полного и объективного информирования населения о деятельности парламента России.

Сегодня программа «Парламентский час» - единственная программа на российском телевидении, полно и профессионально освещающая деятельность высшего органа представительной и законодательной власти России. Она дает наиболее полный по сравнению с остальными СМИ обзор парламентской недели. В ней выделяются и анализируются основные вехи жизни парламента. Депутаты, представляющие различные объединения, получили благодаря этой телевизионной программе возможность изложить свою позицию перед многомиллионной аудиторией, рассказать о том, что удалось и чего не удалось сделать и почему.

В целом можно сказать, что интерес к телевизионной программе «Парламентский час» на сегодняшний день велик.

Результаты исследования на тему интереса и доверия к программе «Парламентский час» среди россиян показывают, что программа выполняет свою основную функцию. Исследование на эту тему было проведено в Москве на основе опроса по телефону. Исследование охватывало 50 человек. Согласно полученным данным, основным средством получения информации о деятельности Государственной Думы для жителей Москвы считается телевидение - программа «Парламентский час» (70 %), на втором месте - Интернет (15 %), на третьем - газеты и журналы (10 %), на четвертом - радио (5 %). При этом исследование показало, что до сих пор есть категория людей, испытывающая нехватку аналитической информации о деятельности депутатов Государственной Думы. Респонденты отдали предпочтение телевизионной программе «Парламентский час», а не телевизионным сюжетам из новостных программ разных телевизионных каналов, т.к. 45-минутная программа - это наиболее полный и глубокий рассказ о деятельности российских законодателей.

Среди претензий к средствам массовой информации у жителей Москвы назывались такие, как предвзятое толкование фактов журналистов разных каналов и печатных СМИ, а также низкая оперативность подачи материалов. В спектр опрашиваемых входили люди разного возраста и социального положения, а также разного достатка. Интерес к проблемам российского законодательства зависит особенно от возраста. Чем старше человек, тем больше его интересуют вопросы, рассматриваемые в Государственной Думе. Старший возраст требует больше аналитики о работе депутатов и не удовлетворяется простой информацией.

В телевизионных сюжетах программы «Парламентский час» согласно Постановлению Государственной Думы освещаются все наиболее значимые события, проходящие в палате или непосредственно связанные с законодательной деятельностью депутатов. Создатели программы стараются в телевизионных сюжетах отразить мнения всех депутатских объединений по самым актуальным вопросам. Особое внимание уделяется законам, принятие которых имеет большую общественную значимость.

Программа «Парламентский час» одной из первых стала освещать тему реализации национальных проектов, организовав постоянный выпуск сюжетов, посвященных проблемам здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса, обеспечения доступным жильем граждан России.

Сотрудники отдела парламентского телевидения к созданию телевизионной передачи «Парламентский час» подходят творчески, совершенствуя ее структуру, содержание и формы подачи материала, постоянно информируя телезрителей о самых интересных событиях из деятельности законодательной и исполнительной власти страны. Передача обрела «свое лицо», популярна у российской общественности и депутатского корпуса Государственной Думы Российской Федерации, материалы программ постоянно используется в российских и иностранных СМИ.

Эфирное время в программе представляется всем депутатским объединениям пропорционально их представительству в Государственной Думе. Об этом свидетельствует анализ выступлений представителей депутатских объединений в программе «Парламентский час» за май 2008 г.:

- фракция «Единая Россия» - 12 мин 09 с;

- фракция КПРФ - 11 мин 40 с;

- фракция ЛДПР - 11 мин 01 с;

- фракция «Справедливая Россия» - 12 мин 17 с.

Такое распределение эфирного времени позволяет телезрителям иметь представление о позиции депутатов, входящих в разные депутатские объединения. Для этого руководство Отдела парламентского телевидения и радио Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ встречается с руководителями аппаратов депутатских объединений, представителями пресс-служб фракций в Государственной Думе, постоянно согласовывая с ними кандидатуры выступающих в программе и тематику отдельных телевизионных сюжетов. И причины, лежащие в основе того, что зрители больше доверяют слову, сказанному самими депутатами, чем пересказу этих слов журналистами, доказывают правильность выбранной стратегии построения передачи. Выполняя эту задачу, программа старается показать весь процесс работы над созданием закона - от постановки проблемы до практической реализации принятого решения.

О структуре и содержании «Парламентского часа» дает представление сценарный план одной из таких телевизионных передач. Он включает в себя постоянные рубрики и тематические разделы программы: «Актуальный репортаж», «Открытая студия», «Репортаж с пленарного заседания», «Парламентские слушания» и «Правительственный час».

Анализ структурных элементов телевизионной программы доказывает, что построение программы на основе масштабных мероприятий, проходящих в Государственной Думе, дает самое полную и достоверную информацию о деятельности палаты.

Съемочные группы журналистов программы «Парламентский час» постоянно сопровождают депутатов в поездках по регионам. Творческие бригады освещают выездные заседания комитетов Государственной Думы, являются постоянными участниками этих значимых мероприятий.

Особое внимание уделяется международному сотрудничеству Государственной Думы со странами СНГ. В программе регулярно появляются репортажи с заседаний Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ.

«Парламентский час» внимательно следит за строительством союзного государства Белоруссии и России. В репортажах корреспондентов находят свое отражение заседания Союзного Парламента, принятие союзного бюджета, реализация совместных экономических проектов и др.

С целью освещения межпарламентской деятельности Государственной Думы осуществлялись командировки журналистов в страны ближнего и дальнего зарубежья. Программа регулярно освещала участие депутатов в работе Парламентской Ассамблеи Стран Евросоюза (ПАСЕ), а также сотрудничество с Парламентской Ассамблеей НАТО.

Встречи депутатов Государственной Думы с парламентариями и государственными лидерами зарубежных стран, с представителями политических и общественных организаций, религиозных конфессий, с деятелями науки, искусства и другие протокольные мероприятия - все это находило свое отражение в информационных выпусках рубрики «Коротко».

Анализ действенности программы «Парламентский час» показал, что постоянно укрепляются связи создателей этой программы и телезрителей. Ведущие и корреспонденты программы получают массу писем из самых разных регионов страны. Информация не остается безответной.

Но все же в адрес программы высказываются и критические замечания как со стороны депутатов Государственной Думы, так и со стороны телезрителей.

Анализ высказанных в адрес программы замечаний позволяет сделать вывод, что основная масса депутатов и руководителей депутатских фракций, как правило, выражает свое неудовольствие по поводу продолжительности эфирного времени, предоставляемого им. Для осуществления депутатского контроля над подготовкой и выпуском телевизионной передачи «Парламентский час» была образована специальная депутатская комиссия. В ее состав вошли 18 депутатов, представляющих разные политические взгляды. Комиссия была сформирована на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений в Государственной Думе. Возглавил ее Валерий Комиссаров, председатель Комитета по информационной политике Государственной Думы. Творческий коллектив программы «Парламентский час» незамедлительно отреагировал на высказанные депутатами предложения.

В основе новой концепции, разработанной Комиссией на базе предложений депутатов по реформированию передачи «Парламентский час», предполагалось создание новых рубрик: «Дискуссионный клуб» для лидеров депутатских объединений, выступающих по актуальным проблемам законодательства, «Обязаны помочь», «Горячие новости», «Открытая студия» и др. Часть из предполагаемых новшеств была претворена в жизнь и использовалась в передачах.

Руководство Управления по связям с общественностью и взаимодействию с СМИ ежемесячно осуществляет постоянный мониторинг всех критиче-

ских выступлений депутатов Государственной Думы, негативных выступлений и материалов, опубликованных в СМИ, а также замечаний, содержащихся в письмах и обращениях избирателей. Эти критические материалы становятся предметом обсуждения сотрудниками Управления на производственных совещаниях, учитываются при составлении очередных планов создания передачи, по всем серьезным замечаниям принимаются конкретные меры.

Необходимо отметить, что в общественном сознании россиян понятие «свобода доступа к информации» сегодня укоренилось. Общественность все более убеждается, что она имеет полное право знать, что и как делают федеральные органы власти, правильно ли они распоряжаются вверенными им властью и ресурсами.

Делая вывод на основе деятельности телевизионной программы «Парламентский час», следует подчеркнуть, что информационное обеспечение законодательной деятельности государственных органов вообще, а Федерального Собрания - Парламента России - в особенности во многом связано с активной информатизацией российского общества, формированием единого информационного пространства.

Развитие законодательной деятельности российского парламента, решение стратегических задач формирования правового пространства страны, подготовка, рассмотрение и принятие законопроектов требуют сегодня полной и точной оценки существующей ситуации, а следовательно, наличия особой телевизионной программы, которая полнее других средств массовой информации доносит до общества информацию о решении тех или иных государственных задач.

Россия, бесспорно, уже прочно вошла в информационное общество, поэтому особенно важна для органов государственной власти сегодня опора на последние разработки отечественных ученых, касающихся методологических основ выстраивания взаимоотношений в системе «власть-СМИ-общество». Проанализировав деятельность телевизионной программы «Парламентский час», можно сделать вывод, что роль этой программы заключается в исполнении функций посредника между парламентом и обществом.

В настоящее время СМИ формируют информационно-политическое пространство общества, информируют его о наиболее важных вопросах национальной политики и международных отношений. СМИ используют открытое информационное сопровождение деятельности политических и общественных деятелей, освещают их беседы, выступления, обсуждения важнейших вопросов стратегии развития страны. И все эти функции определяют работу сотрудников Аппарата Государственной Думы, осуществляющих выпуск телевизионной программы «Парламентский час».

Сегодня в СМИ наметился отход от применения технологий пропаганды в чистом виде и поворот к использованию различных методик убеждения с элементами пропаганды. Так, автор многих научных публикаций по проблемам политической коммуникации, взаимоотношений прессы и власти, прессы и гражданского общества И. М. Дзялошинский говорит о таких методах влияния на общество, как управление информационными потоками (создание информационного шума, подбор информации, организация «случайных утечек» информации и использование дезинформации); манипулирование рациональными, убеждающими аргументами, соцопросами, комментариями экспертов, прогнозами [4]. Эти приемы чаще всего используются так

называемой «желтой прессой», но не находят применения при подготовке программы «Парламентский час». Этот разрыв в воздействии на массовое сознание говорит о том, что задача формирования государственной информационной политики решается сегодня пока весьма слабо, однобоко и хаотично. Об этом многократно говорил в своих публикациях доктор философских наук, профессор В. Д. Попов [5].

Важным, на наш взгляд, является и то, что творческая бригада телевизионной программы «Парламентский час» понимает свою роль в гармонизации взаимоотношений власти и населения, руководствуется принципами системности подачи информации, приоритета общегосударственных интересов перед групповыми, органичного единства свободы и ответственности за сказанное.

Список литературы

1. Гаджиев, К. С. Политология : учебник / К. С. Гаджиев. - М. : Высшее образование, 2007.

2. Сиберт, Ф. С. Четыре теории прессы / Ф. С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. -М. : Нац. ин-т прессы, Вагриус, 1998.

3. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики : учебное пособие / Е. П. Прохоров. - М. : Аспект Пресс, 2007.

4. Дзялошинский, И. М. Манипулятивные технологии в масс-медиа / И. М. Дзялошинский // Вестник МГУ. - 2005. - № 1-2. - (Журналистика).

5. Информационная политика : учебник / под общ. ред. В. Д. Попова. - М. : Изд-во РАГС, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.