Научная статья на тему 'ИНФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ИНФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
968
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ / ПЕНСИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕДОСТАТКИ / ЕГИССО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпова Марина Константиновна, Масленникова Елена Васильевна

В статье раскрываются способы информирования граждан в сфере пенсионного обеспечения, проблемы и недостатки. Описаны причины недоверия граждан к деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Проанализированы проблемы системы информирования в пенсионной системе и способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION OF CITIZENS IN THE FIELD OF PENSION PROVISION: CURRENT CONDITION, PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT

The article discloses ways to inform citizens in the field of pension provision, problems and shortcomings. The reasons for citizens’ distrust in the activities of the Pension Fund of the Russian Federation are described. The problems of the information system in the pension system and how to solve them are described.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 316.614 ББК 67.405

DOI 10.47475/2618-9852-2022-17106

ИНФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

М. К. Карпова, Е. В. Масленникова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье раскрываются способы информирования граждан в сфере пенсионного обеспечения, проблемы и недостатки. Описаны причины недоверия граждан к деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Проанализированы проблемы системы информирования в пенсионной системе и способы их решения.

Ключевые слова: Пенсионный фонд, система информирования, пенсия, законодательство, недостатки, ЕГИССО.

INFORMATION OF CITIZENS IN THE FIELD OF PENSION PROVISION: CURRENT CONDITION, PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT

M.K. Karpova, E.V. Maslennikova

Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, Russia

The article discloses ways to inform citizens in the field of pension provision, problems and shortcomings. The reasons for citizens' distrust in the activities of the Pension Fund of the Russian Federation are described. The problems of the information system in the pension system and how to solve them are described.

Keywords: Pension fund, information system, pension, legislation, shortcomings, EGISSO.

Согласно Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Российская Федерации — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1. Самая крупная федеральная система оказания социальных услуг в России — Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР). На сегодняшний день данное государственное учреждение заботится не только о гражданах, имеющих право на назначении пенсии по разным жизненным ситуациям, но и обеспечивает выполнение многих частных задач, которые не являются задачами пенсионной системы [4]. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 01.01.2022 года количество граждан, получающих социальные услуги в ПФР, составляет более 90 миллионов человек, для которых социальная сфера является основным источником жизни [6]. Поэтому система инфор-

1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) // Российская газета. 2020. 04 июля.

мирования граждан в сфере пенсионного обеспечения должна обеспечивать информационную грамотность граждан об их правах и о том, как их можно реализовать.

Эффективная система информирования в сфере пенсионного обеспечения позволит повысить информационную и правовую грамотность населения, каждый гражданин России будет своевременно проинформирован о федеральных законах в данной сфере, об их изменениях, о проводимых реформах, о способах реализации своих социальных прав. Органы социальной сферы обязаны обеспечивать информационно-разъяснительную работу среди граждан Российской Федерации о мерах социальной поддержки, которые они предоставляют, независимо от того, имеет ли на сегодняшний день гражданин на них право. Также обязанностью органов социальной сферы является предоставление информации несложным и простым для понимания гражданам способом, без профессионализмов. Если предоставляемая информация будет содержать сложный текст, то

большое количество граждан не сможет понять и реализовать свое право на меры социальной поддержки [5].

Для того чтобы эффективно работала социальная политика, государство должно использовать все доступные методы «общения» с обществом. На данный момент основным способом информирования населения является информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Если между органами социальной сферы и гражданами Российской Федерации не будет общения в виде обмена информации, то и осуществление социальной защиты населения от государства будет неэффективным [3].

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения очень разнообразно, изменчиво и сложно для понимания обычных граждан. В связи с этим имеется система нормативно-правовых и законодательных актов, которые либо дополняют имеющие законы, либо отменяют. Согласно опросу сервиса по поиску работы SuperJob, который проводился в 12 и 13 января 2022 года во всех округах России, и в ко-

тором приняли участие 1,6 тысяч респондентов, родившихся после 1967 года, из 389 городов, треть участников заявили, что ничего не знают о пенсионной формуле, по которой рассчитывается пенсия [9]. А пенсия является основным видом социальной защиты населения. Информирование населения в сфере пенсионного обеспечения осуществляется несколькими способами.

В Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 № 1бп (далее Постановление № 16п) прописаны требования к порядку информирования граждан о предоставлении государственной услуги. Согласно части 4 Постановления № 16п, информирование граждан должно осуществляться устно, письменно и электронно, что представлено на рисунке.

1 Постановление Правления ПФ РФ от 23.01.2019 № 16п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (ред. от 23.09.2020)

Информирование граждан в пенсионной системе

Устная форма информирования граждан может быть использована в том случае, когда факты и обстоятельства обращения являются очевидными, не требуют дополнительной проверки. Проблема данного способа заключается в том, что при устной форме очень тяжело определить, достаточно ли качественно должностное лицо проконсультировало гражданина, все ли оно рассказало, точно ли определило проблему и способ ее решения, тяжело оценить степень понимания обращающего лица, что приведет к недопониманию с обоих сторон, а дальше и к негативным последствиям.

Письменная форма информирования населения является наиболее распространённой формой предоставления информации, так как предполагает размещение небольшого объема информации по определённой тематике, наглядную, доступную, красочную информацию в виде плакатов, брошюр, буклетов. Проблемы данного способа представляются в том, что изменение информации в сфере пенсионного обеспечения происходит неоперативно, ведь данный вид материалов выпускается с определенной периодичностью ввиду высокой стоимости производства, также отмечается не всегда доступный и понятный слог изложения, требующий дополнительных данных для понимания.

Электронный способ информирования населения на сегодняшний день является более доступным и актуальным для граждан, ведь все новости в социальной сфере публикуются в сети «Интернет» в кратчайшие сроки на официальных сайтах. Ответы на письменные обращения граждан социальными учреждениями более адресны и рассматривают вопросы по конкретному человеку. Проблемами данного способа является тем, что в структурах пенсионной системы имеются шаблоны для ответа на поставленные вопросы, которые не всегда имеют доступный и понятный ответ для гражданина, особенного пожилого возраста. Официальные сайты социальных учреждений публикуют новостные статьи по изменениям в пенсионной сфере, но вот обновление данных в специализированных разделах не всегда является актуальной, в связи с чем при просмотре таких сайтов гражданин может получить неактуальную информацию.

В 2017 году Пенсионным фондом России создан информационный проект «Школьникам о пенсии» для того, чтобы с самого маленького возраста рассказывать о том, что важно работать во взрослой жизни, объяснить, как формируется пенсия, из чего происходят начисления страховых взносов, какие нестраховые периоды существуют на сегодняшний день в пенсионной системе, ведь если детям это будет интересно, то они смогут и заинтересовать родителей, что

приведет к повышению информированности населения [7]. На сайте представлены такие разделы, как:

— «о пенсии», рассказывается о том, какая пенсионная система в России;

— «история», развитие пенсионной системы с Древней Руси по настоящее время;

— «калькулятор», представлен пенсионный калькулятор для расчёта своей будущей пенсии;

— «симулятор», для того чтобы школьники могли понять, как можно заработать себе на пенсию в более высоком размере;

— «тест», чтобы проверить знания о пенсионной системе;

— «поищем ответы», ответы на самые важные и актуальные вопросы как для школьников, так и для их родителей;

— «о ПФР», краткая информация о Пенсионном фонде Российской Федерации.

На официальном сайте также имеются учебники и рекомендуемый план проведения урока по теме «Что нужно знать о пенсии в России» для возрастной аудитории 15—20 лет, данные материалы помогут более взрослому населению на простых примерах изучить пенсионную систему.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2015 № З88-ФЗ1 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», имеются сведения о создании Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее ЕГИССО), которая является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных

1 Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

бюджетов, путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства [2].

Информационная система ЕГИССО начала активно осуществлять свою задачу с начала 2019 года, представляя собой систему «единого окна» в сети «Интернет» без посещения территориальных органов социальной сферы. За это время система показала себя в наилучшем виде, некоторые положительные моменты мы можем выделить, например: система исключает повторение мер социальной защиты в различных органах; снизилось время ожидания дополнительных документов из различных органов, ведь в системе находятся множества федеральных баз данных; каждый гражданин может официально в открытом доступе просмотреть информацию по каждой социальной выплате использую только один сайт [10].

В связи с созданием данной информационной системы идет усовершенствование учета прав граждан на социально обеспечение, меры социальной поддержки, гарантии, выплаты и компенсации, установленные законодательством, обеспечение информацией самих граждан и работников органов социальной сферы.

Несмотря на создание информационной системы, проектов, порядка информирования граждан, проведение консультативной работы по вопросам пенсионного обеспечения многие граждане нашей страны не знают о своих правах.

Пенсионная система способна к эффективному функционированию только в том случае, когда граждане будут информированы на высоком уровне и не будет пассивности у будущих пенсионеров. В связи с тем, что пенсионное законодательство меняется очень быстро, будущие пенсионеры не доверяют пенсионной системе и не понимают, почему происходит такое изменение. В массовом сознании людей до 45 лет действует стереотип, что минимум от государства в любом случае они получат, а вот надеется на что-то большее они не хотят, соответственно, работать официально они не видят смысла. Ведущий юрист Объединённого юридического центра «Парфеон» Павел Уткин [8] заключил, что из-за постоянного реформирования пенсионной системы граждане Российской Федерации считают, что лучше они будут получать зарплату в настоящее время в полном объеме, чем перечислять деньги в пенсионные фонды и получить деньги в далеком будущем.

В связи с вышеуказанным можем сказать, что для того, чтобы люди знали о своих правах в социальной сфере, их нужно информировать в полной мере о нововведениях, о возможностях улучшения своего пенсионного обеспечения, ведь при недостаточной информированности населения о пенсионной сфере появляется недоверие к органами власти, а также это позволяет мошенникам использовать непонимание людей в корыстных целях. То, что имеется на сегодняшний день, гражданам старшего возраста уже не интересно, так как они являются получателями пенсий, а вот молодому поколению еще не интересно, так как они не видят в этом никаких положительных моментов для себя.

Требуется пересмотр письменной формы информирования, так как печатная продукция в современном мире выходит из обращения, ее никто не изучает, соответственно, она не приносит никакой пользы в информировании населения. Письменная форма информирования населения актуальна только при ответе на обращения граждан, где нужно скорректировать шаблоны, чтобы гражданин понимал, как правильно рассчитывается пенсия, откуда берутся те или иные данные при расчете пенсии, все это должно быть написано доступным для обратившегося языком, без применения профессионального сленга.

Если рассматривать официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации, то без должных знаний в нем легко запутаться, когда гражданин не знает о том, к какой категории социального обеспечения он относится, то найти нужную информацию тяжело. Требуется изменять и упрощать сайт, выделять категории нуждающихся и вносить туда данные, имеющие отношение только к этой категории. Также, изучая на сегодняшний день сайт, можем заметить, что прошло достаточно индексаций различных выплат, но данные на сайте остались на 2021 год, что тоже является проблемой, так как имеется неактуальные данные, гражданам придется искать информацию на сторонних сайтах, где их могут легко обмануть.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, очень важны для страны, так как являются залогом уверенности в завтрашнем дне у населения и социальной стабильности в государстве в целом.

Для укрепления взаимного доверия общества и государства необходимо обеспечить более эффективное информационное сопровождение реализации социальной защиты населения посредством более плановой, системно организованной и целенаправленно реализуемой информационной деятельности.

Список литературы

1. Доверие как критический фактор достижения стратегических целей социально-экономического и политического развития государства. — URL: http://council.gov.ru/media/files/9SKbz9PvGjZBTHsE8T X30nAmD9N3b3cf.pdf (дата обращения 15.02.2022).

2. Архипова, Е. Б. Информатизация социальной сферы в условиях современных модернизационных процессов / Е. Б. Архипова, С. Н. Панкова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2015. — № 3. — С. 226-231.

3. Прохоренко, Ю. И. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Ю. И. Прохоренко // Ученые заметки ТОГУ. — 2016. — №1. — С. 259—263.

4. Никулина, Т. Н. Использование информационных технологий в реализации социальных функций: опыт регионов Российской Федерации / Т. Н. Никулина, Д. А. Баранов, Р. Р. Титиберия // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. — 2017. — № 1(5). — С. 139—151.

5. Международная организация труда. Распространение социального обеспечения на работников неформальной экономики. Выводы из международного опыта. — URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/---ed_protect/---soc_sec/documents/publication/wcms_749438 (дата обращения 15.02.2022).

6. Сведения о численности получателей социальных выплат в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. — URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 21.01.2022).

7. Сведения о проектах ПФР, учебных материалах о пенсионной системе // Пенсионный фонд Российской Федерации : офиц. сайт. — URL: https://pfr.gov.ru/ (дата обращения 26.01.2022).

8. Получить здесь и сейчас: россиян переводят на «серую» зарплату // Российское общественно-политическое интернет-издание «Газета.т» — URL: https://www.gazeta.ru/business/2020/09/25/13268437. shtml?updated (дата обращения 26.01.2022).

9. Каждый третий россиянин не смог назвать способ расчета пенсии // Новости политики, экономики и бизнеса, комментарии аналитиков, финансовые данные с российских и мировых биржевых систем — РБК. — URL: https://www.rbc.ru/society/17/01/2022/61e4c2bf9a79476c773be841 (дата обращения 26.01.2022)

10. Сведения об истории создания и развития ЕГИССО // Государство. Бизнес. Технологии — Tad-viser. — URL: https://www.tadviser.r■u/index.php/Проект:Единая_государственная_информационная_си-стема_социального_обеспечения_граждан_(ЕГИССО) (дата обращения 26.01.2022).

Сведения об авторах

Карпова Марина Константиновна — магистрант факультета Управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. mkshch9@mail.ru

Масленникова Елена Васильевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. evm26@mail.ru

References

1. Doveriye kak kriticheskiy faktor dostizheniya strategicheskikh tseley sotsialno-ekonomicheskogo i politicheskogo razvitiya gosudarstva [Trust as a critical factor in achieving the strategic goals of the socioeconomic and political development of the state.] Available at http://council.gov.ru/media/files/9SKbz9Pv GjZBTHsE8TX30nAmD9N3b3cf.pdf, accessed: 21.01.2022. (In Russ.)

2. Arkhipova E.B. Informatizatsiya sotsialnoi sfery v usloviyakh so-vremennykh modernizatsionnykh protsessov [Informatization of the social sphere in the conditions of modern modernization processes]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika» [Bulletin of Omsk University. Economy Series], 2015, no. 3, рp. 226-231. (In Russ.).

3. Prokhorenko Yu.I. Problemy pensionnogo obespecheniya v Rossiiskoi Federatsii [Pension problems in the Russian Federation]. Elektronnoe nauchnoe izdanie «Uchenye zametki TOGU» [Electronic scientific publication «Scientific notes of TOGO», 2016, no. 1, рp. 259-263. (In Russ.).

4. Nikulina T.N. Ispolzovaniye informatsionnykh tekhnologiy v realizatsii sotsialnykh funktsiy: opyt regionov Rossiyskoy Federatsii [Use of information technologies in the implementation of social functions: experience of regions of the Russian Federation] Sotsialno-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal Kras-noyarskogo GAU [Socio-economic and humanitarian journal of the Krasnoyarsk State University], 2017, no. 1(5), pp. 139-151. (In Russ.).

5. Mezhdunarodnaya organizatsiya truda. Rasprostranenie sotsialnogo obespecheniya na rabotnikov neformalnoi ekonomiki. Vyvody iz mezh-dunarodnogo opyta: posobie [International Labour Organization. Extension of social security to workers in the informal economy. Conclusions from international experience: manual] Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_protect/---soc_sec/documents/ publication/wcms_749438, accessed: 26.01.2022. (In Russ.).

6.Svedeniya o chislennosti poluchatelei sotsialnykh vyplat v Rossiiskoi Federatsii [Information on the number of recipients of social benefits in the Russian Federation]. Available at: http://www.gks.ru/, accessed: 21.01.2022. (In Russ.).

7. Svedeniya o proektakh PFR, uchebnykh materialakh o pensionnoi sisteme [Information about PFR projects, training materials about the pension system]. Available at: https://pfr.gov.ru/, accessed: 26.01.2022. (In Russ.).

8. Statyu «Po-uchit zdes i seichas: rossiyan perevodya na «seruyu» zarplatu» [The article "Get here and now: transferring Russians to a" gray "salary"]. Available at: https://www.gazeta.ru/busi-ness/2020/09/25/13268437.shtml?updated, accessed: 26.01.2022. (In Russ.).

9. Statyu «Kazhdyi tretii rossiyanin ne smog nazvat sposob rascheta pensii» [The article «Every third Russian could not name the way to calculate pension»]. Available at: https://www.rbc.ru/soci-ety/17/01/2022/61e4c2bf9a79476c773be841, accessed: 26.01.2022. (In Russ.).

10. Svedeniya ob istorii sozdaniya i razvitiya EGISSO [Information about the history of the creation and development of EGISSO]. Available at: https://www.tadviser.ru/index.php/npoeKT:EgMHafl_rocygapcTBeH-наfl_мн$ормацмоннаfl_смстема_соцмапbноro_о6еспененмfl_гра^,цан_(ЕГMССО), accessed: 26.01.2022. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.