Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦОННЫЕ СИСТЕМЫ В СТРАХОВАНИИ'

ИНФОРМАЦОННЫЕ СИСТЕМЫ В СТРАХОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1384
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / СТРАХОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРАХОВАНИИ / ERP / CPM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свищёв А.В., Одинцова М.А.

В статье рассмотрены основные группы информационных систем в страховании: корпоративные, специализированные функциональные системы и онлайн сервисы. Дана краткая характеристика классов соответствующих программных продуктов - ERP, ERP-II, CPM. Приведены примеры информационных систем в каждой группе. Выявлены факторы, определяющие направления совершенствования информационных технологий в страховании. Перечислены основные тенденции в развитии информационных систем страховой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NFORMATION SYSTEMS IN INSURANCE

The article discusses the main groups of information systems in insurance: corporate, specialized functional systems and online services. A brief description of the classes of the corresponding software products is given - ERP, ERP-II, CPM. Examples of information systems in each group are given. The factors determining the directions of improvement of information technologies in insurance are revealed. The main trends in the development of information systems of insurance activities are listed.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦОННЫЕ СИСТЕМЫ В СТРАХОВАНИИ»

ИНФОРМАЦОННЫЕ СИСТЕМЫ В СТРАХОВАНИИ

А.В. Свищёв, ассистент

М.А. Одинцова, канд. экон. наук, доцент

МИРЭА - Российский технологический университет

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-2-262-265

Аннотация. В статье рассмотрены основные группы информационных систем в страховании: корпоративные, специализированные функциональные системы и онлайн сервисы. Дана краткая характеристика классов соответствующих программных продуктов - ERP, ERP-II, CPM. Приведены примеры информационных систем в каждой группе. Выявлены факторы, определяющие направления совершенствования информационных технологий в страховании. Перечислены основные тенденции в развитии информационных систем страховой деятельности.

Ключевые слова: предметно-ориентированные информационные системы, страхование, информационные технологии в страховании, ERP, CPM.

Страхование является динамично развивающимся сектором экономики, представляя собой инструмент минимизации рисков для физических и юридических лиц. Нестабильность и неопределенность внешней среды, усугубившаяся влиянием ограничительных мер, введенных вследствие распространения короновирусной инфекции, подтолкнула к расширению приобретаемых услуг страхования крупные предприятия. По данным за 2020 год специалисты отмечают возросшие сборы по страхованию имущества юридических лиц на 13,8%, выплаты при этом сократились 32,2% [7]. Благодаря инвестиционной деятельности страховщиков, отмечается возрастание собственного капитала и совокупных страховых резервов.

Согласно Закону РФ [2], «страхование -отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков».

В силу динамичности развития, высоких рисков, требований соблюдения законодательства требуются современные и

эффективные информационные системы для поддержки страховой деятельности.

С точки зрения охвата поддерживаемых функций информационные системы можно разделить на три группы [l]:

1. Корпоративные информационные системы.

2. Специализированные функциональные страховые автоматизированные информационные системы.

3. Сервисы онлайн страхования.

Корпоративные информационные системы комплексно автоматизируют управление страховой компанией, поддерживая все ключевые бизнес-процессы. В качестве соответствующих классов информационных систем могут быть представлены ERP (Enterprise Resource Planning), ERP-II (Enterprise Resource and Relationship Processing), CPM (Corporate Performance Management). ERP-системы поддерживают стратегическое планирование и оперативное управление ресурсами. Системы класса ERP-II расширяют границы системы, поддерживая взаимодействие с внешними партнерами благодаря открытой веб-ориентированной архитектуре. CPM-системы автоматизируют полный цикл управления компанией, включая постановку целей и задач на стратегическом уровне. При этом основным поставщиком сведений оперативного уровня выступают ERP-системы. В этом случае ERP-системы

поддерживают текущую работу страховой компании, а CPM - формирование аналитической отчетности, прогнозирование и планирование.

Примеры корпоративных информационных систем: «1С:Предприятие 8. Страховая компания 8», «АДС: Управление центром страхования 8», «ЦМД Софт: Автоматизация деятельности страховых компаний», «ЦФТ-Страховая компания», «СВС - управление страховой компанией» и др. Так, программный продукт «1С:Предприятие 8. Страховая компания» поддерживает ключевые виды деятельности страховой компании:

- бухгалтерский учет;

- учет бланков строгой отчетности;

- регистрация и сопровождение договоров страхования;

- урегулирование убытков;

- расчет комиссионных вознаграждений;

- перестрахование;

- формирование управленческой отчетности;

- управление страховыми продуктами (ОСАГО, ипотечное страхование, страхование грузов, несчастных случаев, недвижимости и др.) [8].

Таким образом, ИТ-решение полностью поддерживает управление страховой компании, обеспечивая автоматизацию внутренних бизнес-процессов в соответствии с концепцией ERP.

Специализированные функциональные страховые информационные системы автоматизируют отдельные виды деятельности страховой компании, например, управление отдельными страховыми услугами. Например, «Diasoft Insurance Medical» поддерживает добровольное медицинское страхование. В функциональной архитектуре выделяют следующие подсистемы:

1. Организация взаимодействия с медицинскими учреждениями (учет и обслуживание договоров с ЛПУ, взаиморасчеты с ЛПУ).

2. Организация работы по договорам добровольного медицинского страхования (продажа и заключение договоров, учет и сопровождение договоров ДМС, взаиморасчеты со страхователем).

3. Организация медицинской помощи застрахованным.

4. Формирование отчетности, администрирование, ведение нормативно-справочной информации [3].

Рассматриваемый в качестве примера программный продукт поддерживает управление одним отдельно взятым страховым продуктом, предоставляя сотрудникам страховой компании весь необходимый для этого функционал. Также к специализированным информационным системам можно отнести системы класса CRM, поддерживающие управление взаимоотношениями с клиентами (страхователями), системы автоматизации call-центров, системы формирования аналитической отчетности и др. Так, CRM-система позволит регистрировать всех клиентов, в том числе и потенциальных, контролировать сроки действия договоров страхования, автоматически делать рассылки клиентам с напоминанием о необходимости своевременно пролонгировать полис, поддерживая многоканальность взаимодействия со страхователями. В этом случае потребуется интеграция корпоративной информационной системы со специализированной функциональной системой, например, CRM-системой.

Сервисы онлайн страхования предлагают «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», «Россгостарах», «АльфаСтрахование» и другие компании. Здесь, как и в случае использования специализированных функциональных систем, потребуется интеграция онлайн сервиса с корпоративной информационной системой. Конечно, наиболее востребованной услугой страхования онлайн является заключение договоров ОСАГО, поскольку Закон обязывает автовладельцев страховать автогражданскую ответственность [4], а также предоставлять по требованию сотрудников полиции бумажный или электронный полис ОСА-ГО [5]. Другой весьма востребованной услугой страхования является страхование лиц, выезжающих за рубеж. А вот такие услуги, как страхование недвижимости, грузов, несчастных случаев, добровольное медицинское страхование пока преобладает только в офлайн режиме.

Сегодня информационные технологии в страховании развиваются весьма динамично. Это обусловлено растущими требованиями бизнеса - поддерживать всю деятельность компании на всех уровнях управления в едином информационном пространстве, требованиями клиентов к удобству работы со страховой компании и использованию при этом разнообразных каналов взаимодействия, а также требованиями законодательства - предоставить возможность клиентам заключать онлайн договоры страхования, включая поддержку электронных полисов.

Среди основных тенденций в развитии информационных систем в страховании можно выделить:

- развитие и внедрение систем, поддерживающих управление эффективностью страхового бизнеса;

- развитие онлайн сервисов, позволяющих страхователям заключать договоры страхования без посещения офиса;

- поддержку многоканальности взаимодействия с клиентами, включая звонки по телефону, SMS- и E-mail рассылки, общение в мессенджерах;

Библиографический список

1. Автоматизированная информационная система ОСАГО. Автострахование. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://auto-insure.ru/raznoe/avtomatizirovannaya-informacionnaya-sistema-osago.html (дата обращения 08.05.2021).

2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.12.2020) «Об организации страхового дела в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/b222ea380d20dfb1a50bae204e1c6af 9ee727ec3/ (дата обращения 08.05.2021).

3. Медицинское страхование. Официальный сайт фирмы Diasoft. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.diasoft.ru/insurance/solutions/healthcare/ (дата обращения 08.05.2021).

4. Положение от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

5. Постановление от 21 декабря 2019 г. N 1747 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».

6. Тренды развития ИТ в страховании. Tadviser. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 08.05.2021).

7. У страха глаза велики - год пандемии страховщики провожают с новыми надеждами. Интерфакс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/742968 (дата обращения 08.05.2021).

8. 1С: Страховая компания 8 КОРП. Официальный сайт фирмы «1С». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://solutions.1c.ru/catalog/insurance-sk/features (дата обращения 08.05.2021).

- внедрение Agile-методологий;

- развитие и внедрение передовых информационных технологий - блокчейн, обработка больших данных, искусственный интеллект.

Внедрение технологий искусственного интеллекта в страховом бизнесе является весьма востребованной задачей, поскольку позволяет реализовать задачи речевой аналитики, создавать и внедрять чат-боты, необходимые для поддержки работы с клиентами. Развитие и внедрение в страховой деятельности передовых информационных технологий в свою очередь также актуализирует задачу формирования эффективной и масштабируемой ИТ-инфраструктуры [6].

Таким образом, рынок информационных систем в страховании является динамично разувающимся, а информационные системы в страховании следуют за основными тенденциями в развитии информационных технологий, подстраиваясь под требования бизнеса, законодательства и клиентов.

NFORMATION SYSTEMS IN INSURANCE A.V. Svishchev, Assistant

M.A. Odintsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor MIREA - Russian Technological University (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the main groups of information systems in insurance: corporate, specialized functional systems and online services. A brief description of the classes of the corresponding software products is given - ERP, ERP-II, CPM. Examples of information systems in each group are given. The factors determining the directions of improvement of information technologies in insurance are revealed. The main trends in the development of information systems of insurance activities are listed.

Keywords: Subject-oriented information systems, insurance, information technology in insurance, ERP, CPM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.