Научная статья на тему 'Информация учреждения Российской академии образования «Уральское отделение» (УрО РАО)'

Информация учреждения Российской академии образования «Уральское отделение» (УрО РАО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация учреждения Российской академии образования «Уральское отделение» (УрО РАО)»

ИНФОРМАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ» (УрО РАО)

24 февраля 2010 г состоялось очередное заседание Бюро УрО РАО, которое началось с процедуры торжественного вручения наград победителям Национального конкурса инноваций в образовании «Элита российского образования» и Всероссийского конкурса «Качественное образование - будущее России». «Элита российского образования» - это единственная национальная премия, которая поощряет коллективы, общественные и государственные организации и учреждения, чьи достижения стали гордостью российского образования.

Премии 2009 г. были удостоены:

• Уральское отделение Российской академии образования в номинации «Лучшее научное учреждение образования»;

• МОУ гимназия № 47 Кировского района г. Екатеринбурга, МОУ гимназия № 13 Октябрьского района, МОУ гимназия № 174 Железнодорожного района г. Екатеринбурга в номинации «Лучший инновационный проект»;

• МОУ лицей № 110 в номинации «Выдающееся учреждение системы образования РФ».

Дипломов лауреата конкурса «Качественное образование - будущее нации» в номинации «Лучший инновационный проект» удостоены МОУ лицей № 109 и МОУ СОШ № 140 Ленинского района, МОУ СОШ № 128 и МОУ гимназия № 99 Орджоникидзевского района, колледж Ур-ГЭУ, МОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил.

В церемонии награждения лучших научных и образовательных учреждений принимали участие заместитель Министра общего и профессионального образования Свердловской области А. Ю. Коковихин, начальник Управления образования администрации г. Екатеринбурга Е. Л. Ум-никова, главы районов Екатеринбурга.

Председатель УрО РАО Г. М. Романцев поздравил от имени всех присутствующих доктора педагогических наук, профессора Башкирского государственного педагогического университета им. М. А. Акмуллы Аль-фиса Суфияновича Гаязова с избранием в члены-корреспонденты РАО и поставил вопрос о его включении в состав членов Бюро УрО РАО. Решение принято единогласно.

Далее был заслушан и обсуждался вопрос «Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования». С докладом «Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности научной школы члена-корреспондента РАО Г. Ф. Шафранова-

Куцева» выступил член-кор. РАО, доктор философских наук, профессор Г. Ф. Шафранов-Куцев. Заслушав и обсудив это сообщение, Бюро УрО РАО отметило, что научная школа осуществляет эффективную научную и практическую деятельность по совершенствованию системы социального управления в регионе, деятельности высших учебных заведений по формированию инновационного потенциала и обеспечению экономической и социальной сфер квалифицированными кадрами.

Исследования членов научной школы показывают, что масштабы развития высшего профессионального образования не соответствуют намеченным темпам социально-экономического развития страны до 2020 г. Для полноценного функционирования инновационной экономики необходимо, чтобы не менее половины занятого населения имела высшее образование. В настоящее время только треть россиян, занятых в народном хозяйстве, имеют такое образование при ежегодном приросте не более 0,3%.

Особое внимание в исследованиях уделяется роли вузов в формировании инновационного потенциала страны, регионов и крупных городов. Разрабатываются квалиметрические показатели для оценки инновационной активности населения и отдельных его групп, в том числе коллективов вузов.

Значительное место в научной деятельности школы занимают вопросы теоретического обоснования и практической реализации новой модели регионального классического университета - многоступенчатой, гибкой, динамичной, открытой и территориально распределенной на основе сетевой структуры. Исследуются возможности дальнейшей диверсификации финансирования вузов, в том числе формирования фондов целевого капитала, экономическая эффективность новых технологий обучения, разрабатываются предложения по совершенствованию системы управления высшим профессиональным образованием в стране.

Функционирование научной школы в значительной мере осуществляется благодаря активной работе докторантуры и аспирантуры, диссертационного совета по социологическим наукам. За последние десять лет в совете защищено 7 докторских и 47 кандидатских диссертаций. Участниками научной школы опубликовано 15 монографий, 16 учебников и учебных пособий, 169 статей. Выполнен большой объем исследовательской работы по трем региональным энциклопедиям («Большая Тюменская энциклопедия», «Югория», «Ямал»), которые изданы общим объемом 533 п. л. и тиражом 95 тыс. экземпляров. Энциклопедии безвозмездно переданы во все учебные заведения и публичные библиотеки региона.

Бюро Уральского отделения РАО постановило:

• одобрить научно-исследовательскую и научно-организационную деятельность научной школы по социологии образования и социального управления;

• обратиться к руководству Тюменского госуниверситета с предложением создать в формируемом Институте экономических и социальных исследований совместную с УрО РАО лабораторию или отдел социально-экономических исследований профессионального образования;

• рекомендовать Г. Ф. Шафранову-Куцеву представить материалы о деятельности научной школы в готовящееся издание Уральского отделения РАО «Научно-образовательные школы Урала. 2000-2010».

По вопросу ««Роль научно-образовательных центров УрО РАО в интеграции науки и практики образования.» с докладом «Об основных направлениях и результатах деятельности Ижевского научного центра УрО РАО» выступил заместитель директора Центра УрО РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет» Ю. А. Шихов.

Тематика проводимых учеными Центра практико-ориентированных научных исследований сложилась более 10 лет назад и включает проблемы квалиметрии образования, педагогической инженерии знаний, квалимет-рического мониторинга, математической педагогики, стандартологии образования, образовательной нормологии, дидактической тестологии, педагогической когнитологии. Исследовательская деятельность Центра осуществляется на базе Ижевского государственного технического университета и в тесной связи с рядом образовательных учреждений Удмуртской Республики, в числе которых средние школы, гимназии, лицеи, средние специальные учебные заведения Ижевска; отдельные факультеты и кафедры Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, Ижевской государственной медицинской академии, Глазовского государственного педагогического института, Удмуртского государственного университета, Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, Ижевского машиностроительного лицея, Ижевского политехнического техникума, регионального и муниципального органа управления образованием Удмуртской Республики.

Наиболее значимыми результатами исследований Центра стали:

• обоснование идеи использования теоретических положений, законов, подходов и принципов квалитологии для оценки качества подготовки обучающихся и его системной диагностики в различного типа образовательных учреждениях в рамках создаваемой общероссийской системы оценки качества образования;

• разработка концепции и модели комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся на различных уровнях: от общеобразовательной до высшей школы в системе непрерывного образования;

• создание квалиметрических технологий проектирования и комплексного мониторинга качества подготовки обучающихся, его инстру-

ментария; обоснование и выбор критериев оценки качества различных аспектов учебно-воспитательного процесса, включая оценку качества педагогических контрольных материалов;

• обоснование и выбор критериев оценки качества образовательных стандартов, разработка компетентностно-ориентированных образовательных программ и средств диагностики;

• обоснование нормативных требований к обучающимся, профессорско-преподавательскому составу, различным образовательным учреждениям и его отдельным подразделениям;

• исследование технологий структурирования содержания образования, изучение его специфики и взаимосвязи педагогических знаний;

• внедрение математических методов в педагогические исследования, включая построение и изучение математических моделей в области планирования и обработки результатов педагогического эксперимента.

Отличительной особенностью научной деятельности ученых Центра является квалиметрический подход к исследованию проблем образования, связанный с формализацией педагогических знаний, обладающий значительными возможностями в плане повышения эффективности и качества педагогических исследований как в теоретической, так и в экспериментальной областях. Научные результаты отражены в более чем в 40 монографиях и учебных и учебно-методических пособиях, 200 научных статьях, из которых более 60 опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ (данные за 10 лет).

Со дня основания Центра на его базе был создан и успешно функционирует Межвузовский научный семинар по актуальным проблемам высшей школы для магистрантов, аспирантов, докторантов, соискателей и их научных руководителей, в котором принимают участие преподаватели всех вузов Удмуртской Республики.

Убедительным подтверждением эффективной работы Ижевского научно-образовательного центра по решению проблем интеграции науки и практики образования является участие его сотрудников в выполнении прикладных научно-исследовательских работ в области развития кадрового потенциала высокотехнологичных секторов промышленности, в частности в проекте «Разработка методики по созданию учебных центров для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности», который в настоящее время успешно защищен и готовится к внедрению на базе ОАО «Ижевский машзавод».

Вместе с тем в деятельности Научно-образовательного Центра выявлен ряд проблем:

• отсутствие финансирования выполняемых научно-исследовательских работ (НИР) со стороны руководства вузов;

• малый охват НИР образовательных учреждений Удмуртской Республики по планам Министерства образования и науки УР;

• сложность в координации НИР, выполняемых в вузах Удмуртской Республики по педагогической тематике из-за принадлежности вузов к разным министерствам;

• закрытие в 2007 г. в Удмуртской Республике диссертационного совета по специальностям 13.00.01 и 13.00.08.

Бюро Уральского отделения Российской академии образования постановило:

• одобрить деятельность Ижевского научно-образовательного центра УрО РАО по развитию теоретических и практико-ориентированных исследований в области методологии педагогики, проектирования квали-метрических технологий проектирования и создания систем педагогического мониторинга, обоснования и выбора критериев оценки качества различных составляющих учебно-воспитательного процесса;

• одобрить деятельность Центра по активному привлечению к научно-исследовательскому поиску педагогов-практиков и расширению сферы продуктивного влияния квалиметрического подхода на педагогические исследования;

• вести систематическую работу по присвоению лучшим научным и научно-методическим изданиям грифа УрО РАО;

• опубликовать опыт Центра в журнале УрО РАО, а также в готовящихся к 10-летию УрО РАО изданиях «Научно-образовательные школы Урала. 2000-2010 гг.», «Научно-образовательные Центры УрО РАО. 2000-2010 гг.».

С научным сообщением на тему «Профессиональное образование в обществе, ориентированном на инновации: основания и возможности реализации» выступил кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии общего и профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета И. Г. Шен-дрик. В ходе обсуждения доклада Бюро отметило, что ориентация современного российского общества на инновационное развитие предполагает не только наличие новых разработок, но и их внедрение в практику жизни общества. Для реализации этого необходим человек, способный перейти от знания к действию, в случае же отсутствия необходимого знания добыть его, а затем действовать. Требуется пересмотр существующей в профессиональном образовании системы приоритетов - более явная выраженность антропологического качества образования, обеспечивающего развитие полноценной субъектности человека. Профессиональное образование как антропопрактика должно обеспечить, через формирование системы профессиональных компетентностей, развитие метапрофес-сиональной компетентности - предприимчивости (бизнес-поведение), про-

являющейся в способности человека осуществлять полный цикл проектирования собственной деятельности, включающей этапы замысла, реализации и рефлексии с ориентацией на последующий замысел и т. д.

В РГППУ в рамках различных проектов («Институт высшего рабочего образования»; германо-российский проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование»; «Формирование бизнес-поведения учащихся НПО и СПО ХМАО», «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», ряд образовательных программ ФПК РГППУ и др.) осуществляется реализация данного подхода. В настоящее время работа в этом направлении проводится на экспериментальных площадках. Опыт реализации данного подхода внедряется последнее десятилетие через конференции, тематические семинары и систему дополнительного образования

В ходе опытно-поисковой работы и ее рефлексии выявляются проблемы, связанные с исследованием сущности и специфики профессионального образования в условиях инновационного развития, они представляются актуальными, поскольку закономерности функционирования нового типа профессионального образования остаются невыясненными. Это касается определения состава и структуры компетенций, создания научно обоснованных интегрированных образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и т. п. Не изученными остаются как условия формирования профессионально-образовательного пространства, ориентированного на формирование метапрофессиональ-ной компетентности, так и особенности адекватного ей педагогического сопровождения. Требует научного обоснования модель технологии формирования метапрофессиональной компетентности.

Бюро УрО РАО решило:

• признать целесообразной деятельность по разработке направления, связанного с изучением профессионального образования в условиях инновационного развития, и одобрить полученные результаты;

• рекомендовать продолжить опытно-поисковую работу по данной проблеме;

• изучить проблему перспектив профессионального и профессионально-педагогического образования с использованием форсайт-методологии как наиболее адекватной задачам его развития;

• включить в Комплексную программу научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций. 2010-2012» форсайт-проект по теме «Профессионально педагогическое образование: образ будущего»;

• регулярно освещать результаты исследований в журнале «Образование и наука. Известия УрО РАО».

Члены Бюро и все присутствовавшие на заседании с большой теплотой поздравили члена-корреспондента РАО Камиля Шаехмурзиновича Ахиярова с 80-летием и 60-летием трудовой деятельности. Председатель УрО РАО Г. М. Романцев вручил Камилю Шаехмурзиновичу поздравительный адрес и подарки.

В заключение заседания по случаю 5-летия со дня приема Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) в число ассоциированных членов УрО РАО выступил ректор УрГПУ Б. М. Игошев. В своем выступлении он подчеркнул, что в течение этого срока удалось многое сделать вместе. УрГПУ включился практически во все комплексные темы исследований УрО РАО, достигнуты значимые научные результаты. И самое главное, что благодаря совместной работе удалось поднять престиж инновационной научно-исследовательской деятельности в образовании на должный уровень. Б. М. Игошев выразил благодарность председателю УрО РАО Г. М. Романцеву и работникам Уральского отделения Российской Академии образования, которым удалось консолидировать и объединить образовательные, научные и другие творческие коллективы на территории Уральского федерального округа. Б. М. Игошев выразил уверенность в том, что и в дальнейшем совместная деятельность УрГПУ и УрО РАО продолжится и принесет то самое главное, что нужно обществу - качественное, позитивно выстроенное отношение к образованию.

Ученый секретарь УрО РАО, д-р филос. наук, проф. Л. М. Андрюхина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.