ИНФОРМАЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯ РЕКЛАМУ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
М.Ф. ЗЕЛЕНОВ,
преподаватель Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации,
кандидат юридических наук
Аннотация. Анализируются положения Федерального закона «О рекламе», правоприменительная судебная практика при рассмотрении дел о нарушениях, связанных с рекламированием товаров и услуг предпринимателями. Исследуются новые положения Федерального закона и даются практические советы.
Ключевые слова: закон, реклама, рекламодатель, судебная практика, административная ответственность.
INFORMATION, CONTAINS ADVERTISING: SOME ASPECTS OF LEGAL PRACTICE
M.F. ZELENOV,
lecturer of the Academy of National Economy under the Government of the Russian Federation, candidate of Law Sciences
The summary. This article devoted to analysis of Russian federal advertising legislation, as well as analysis of law-enforcement legal practice during examination of a cases of violation by entrepreneurs of good and services advertising. This article research new provisions of Federal law and this law analysis for practical implementation.
Key words: statutory act, advertising, advertiser, judicial practice, administrative responsibility.
Федеральный закон «О рекламе» действует более трех лет. Это достаточный срок для некоторых обобщений. Изначально было понятно, что обновление законодательства о рекламе в 2006 г. не несет в себе кардинальных новаций. Речь шла, пожалуй, лишь об учете ряда новых явлений в развитии рынка рекламы. Некоторые новеллы должны были, в частности, предоставить дополнительные гарантии потребителям, использующим рекламную информацию. Ряд требований был нацелен на ограничение рекламы, не согласующейся со здоровым образом жизни.
Насколько Федеральный закон «О рекламе» оказал влияние на текущую хозяйственную деятельность? В каких случаях появлялись основания для применения административной ответственности?
Одно из последствий Федерального закона «О рекламе» было предсказуемо. Речь идет о значительном сегменте рынка. Практика показала, что определенные проблемы новые требования Закона вызвали у производителей алкогольной продукции.
Напомним, что Федеральный закон «О рекламе» ввел общий для рекламы алкогольной продукции, пива и табачных изделий минимальный размер предупреждения о вреде для здоровья — 10% рекламной площади. Насколько это ограничение является важ-
ным с точки зрения снижения потребления алкоголя — отдельный вопрос. Но для некоторых рекламодателей эта норма оказалась трудно выполнимой. Производитель алкоголя, стремящийся к продвижению своей продукции на рынке, способен идти на разные ухищрения, требующие от судов юридического анализа, выявления признаков рекламы, соответствующих определению, данному в Законе (это определение, кстати, по сравнению с прежним Законом было уточнено). Не все суды справляются с подобными задачами, которые подчас разрешаются в кассационной инстанции.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассматривал кассационную жалобу управления ФАС по Астраханской области на решение Арбитражного суда по делу в связи с размещением в газете «В» города А. материала «Юбилей города горожане будут встречать с «Юбилейной». В публикации управление ФАС усмотрело рекламу водки «Юбилейная» (с учетом определения рекламы, предусмотренного Федеральным законом «О рекламе»), установило нарушение норм рекламирования алкогольной продукции, возбудив дело об административном правонарушении. В результате ООО «Газета «В» было привлечено к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП в виде штрафа. Общество, не согласившись с постановлением, обратилось в арби-
тражный суд. Последний, рассмотрев статью, пришел к выводу о том, что она не носит рекламного характера и посвящена информированию населения о предстоящем празднике, в связи с чем не должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
Федеральный арбитражный суд, рассмотрев кассационную жалобу управления ФАС, установил следующее. В статье, название которой «Юбилей города горожане будут встречать с «Юбилейной», около 50% площади занимала фотография, на которой был изображен директор ликероводочного завода с бутылкой водки «Юбилейная» на фоне цеха по производству этой водки. Под фотографией имелась надпись, выполненная на выделенном цветном фоне более крупным шрифтом, чем шрифт всей статьи, следующего содержания: «Ликеро-водочный завод в ближайшие дни начнет поставлять на прилавки магазинов водку «Юбилейная», на этикетке которой нанесен официальный логотип 450-летия города».
Суд признал обоснованным довод заявителя жалобы о том, что эта информация (фотография с надписью и статья), распространенная в газете «В», адресована неопределенному кругу лиц (газета находится в свободной продаже на территории области), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (водка «Юбилейная»), на формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования (к водке «Юбилейная») и способствует продвижению указанного товара (водка «Юбилейная») на рынке. Эта информация содержала все признаки рекламы (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»), следовательно, являлась рекламой. Учитывая, что газета «В» зарегистрирована как печатное издание, не специализирующееся на сообщениях рекламного характера, в соответствии с требованиями ст. 16 реклама должна была сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Такая пометка в газете «В» отсутствовала.
В нарушении ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» в рекламе отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, которому должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства). Следовательно, реклама была распространена с нарушением требований ст. 16 и 21. Суд посчитал необходимым отметить, что безразличное отношение юридического лица к своим публично-правовым обязанностям, установленным в данном случае Законом (обязанность рекламораспро-странителя размещать в рекламе предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя), может привести к угрозе для здоровья и жизни людей, особенно подрастающего поколения. Игнорирование требований Закона свидетельствует о существенной угрозе охраняемым интересам. Следовательно, признать малозначительным нарушение недопустимо.
После принятия Федерального закона «О рекламе» о рекламе некоторыми экспертами было высказано
мнение о несовершенстве определения понятия «реклама» в ст. 3. Некоторые юристы отмечали, в частности, что новое определение сделает более сложным отделение рекламы от любой другой позитивной информации (например, в новостях) о тех или иных компаниях, предприятиях, новых товарах и услугах1.
Часто печатные средства массовой информации публикуют в информационно-новостных рубриках материалы, которые фактически являются рекламой и направлены на продвижение на рынке конкретного товара. Отношения рекламодателя и рекламораспро-странителя в подобных случаях остаются в тени.
Типичным можно признать дело, по которому было вынесено решение Арбитражным судом Волгоградской области.
ООО «Т» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления ФАС по Волгоградской области, о привлечении к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП. Из материалов дела следовало, что в нарушение ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» в распространяемых в магазинах «Пятерочка» каталогах обществом размещены рекламные послания (информирующие об алкогольной продукции) при отсутствии предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя либо при наличии этого предупреждения, но занимающего значительно меньшую площадь, чем это предусмотрено Законом.
Реклама была признана судом ненадлежащей, распространение которой является административным правонарушением, предусмотренным ст. 13.3 КоАП. Решение было оставлено без изменения постановлением 12-го Арбитражного апелляционного суда от.
Федеральный закон «О рекламе» ужесточил и детализировал требования к рекламе на транспортных средствах. В связи с этим отмечались случаи привлечения к административной ответственности за нарушения Закона транспортных предприятий — чаще всего за нарушение запрета на использование звуковой рекламы.
Вероятно, многие читатели (в частности, в Москве) сталкивались со случаями, когда рекламная информация звучала внутри салонов автобусов, троллейбусов и трамваев. В некоторых маршрутных такси были установлены видеопанели, на которых рекламные видеоролики сопровождались соответствующей звуковой информацией. Известны случаи, когда эти виды рекламы вызывали раздражение и жалобы пассажиров. Можно предположить, что законодатель, запрещая «распространение рекламы с помощью транспортных средств» (п. 6 ст. 20 Федерального закона «О рекламе»), руководствовался интересами безопасности движения с учетом того, что такая реклама могла мешать и водителю. Эта норма, безусловно, работает. Приведем в качестве примера решение Арбитражного суда Иркутской области по делу с привлечением к административной ответ-
ственности транспортного муниципального унитарного предприятия «И».
Из материалов дела следовало, что подвижной пассажирский состав предприятия был оснащен (по договору между предприятием и индивидуальным предпринимателем) устройствами автоматического информирования. Согласно тому же договору предприятие размещало рекламу в салонах транспортных средств на пластиковых щитах. Водители воспроизводили эту рекламу в салонах с помощью акустических средств, следовательно, предприятие являлось распространителем звуковой рекламы. Суд пришел к выводу о нарушении ч 6 ст. 20 Федерального закона «О рекламе» и о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил решение без изменения (постановление от 11 декабря 2007 г. № А19-11068/07-Ф02-9041/07).
Маршрутные такси и автобусы, снабженные видеопанелями, не спешат от них избавляться и расторгать соответствующие договоры. Но демонстрация рекламных сюжетов на панелях в большинстве случаев теперь лишена звука. В этом легко могут убедиться читатели, пользующиеся данными видами транспорта.
Нарушение требования Федерального закона «О рекламе», обязывающего газеты и журналы указывать на свою рекламную специализацию (если объем рекламных материалов в них превышает 40% объема
номера), также становились основаниями для привлечения редакций к административной ответственности. Невыполнение этой нормы обычно объясняют тем, что такое указание не способствует популярности издания. Однако это требование следует рассматривать как дополнительную гарантию для потребителя, который вправе по обложке журнала судить о его специализации. Приведем решение Арбитражного суда Сахалинской области о правомерности привлечения к административной ответственности ООО «В», выпускавшего журнал «В каждый дом Сахалина».
Из материалов дела следует, что общий объем рекламных материалов составлял 81,6% общего объема номера журнала, но при этом указание на рекламную специализацию на обложке отсутствовало. Решение суда было оставлено без изменения Федеральным арбитражным судом дальневосточного округа (постановление от 20марта 2008г. № Ф03-А59/08-2/557).
Нормы Федерального закона «О рекламе», в эти три года активно работали и часто давали основания для включения механизма административной ответственности. Но сформировалась обширная судебная практика, связанная с попытками уклониться от требований Закона. Будем следить за ней: это основной путь для формирования оценки эффективности законодательства.
1 URL: http://www.medialawru/publications/zip/139/2.htm.
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Учеб. пособие для студентов вузов
ция» / под ред. перераб. и доп.
«Dura lex, sed lex).
обучающихся по специальности «Юриспруден-И.Ш. Килясханова,| И.Б. Кардашовой, С.Н. Бочарова. — 4-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 223 с. — (Серия
В учебном пособии рассмотрены основные категории таможенного права: предмет, метод, источники, субъекты; определены пределы правового регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Установлены основные направления деятельности таможенных органов (дана характеристика таможенных режимов, стоимости, оформления, контроля). Определено содержание ответственности в таможенном праве как самостоятельного правового института. Рассмотрены вопросы международного сотрудничества таможенных органов.
Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Таможенное дело».