ИНФОРМАЦИЯ О НЕОСЯЗАЕМЫХ АКТИВАХ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
БАЛАНСА
И. И. ПРОСВИРИНА
кандидат экономических наук, доцент Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск
Неосязаемые активы, представляющие собой основную часть интеллектуального капитала современного предприятия, рассматриваются менеджерами как главный источник конкурентных преимуществ. Знания, профессиональный опыт персонала и менеджмента, брэнды, лояльность клиентов являются, как правило, специфическими ресурсами, на создание которых компании тратят огромные средства. В то же время экономия на этих активах означает потерю конкурентоспособности.
Информирование инвесторов о созданных в компании неосязаемых активах признается в настоящее время одной из серьезных проблем бухгалтерского учета. Современная финансовая отчетность критикуется со стороны инвесторов, аналитиков и менеджеров за то, что в балансе полностью отсутствует информация о неосязаемых активах, которые рассматриваются как ключевые факторы стоимости компаний. Анализ процедуры отражения активов в бухгалтерском балансе приводит к выводу о том, что это верно лишь отчасти, поскольку в балансе отражается минимально необходимое для функционирования бизнеса количество неосязаемых активов. В настоящей статье приведены доказательства этого утверждения.
Прежде всего требуется определить, какие именно неотражаемые активы имеются в виду. Если взять за основу Международные стандарты финансовой отчетности, то учет и раскрытие информации о нематериальных активах регулируются МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» (с изменениями от 31.03.2004) и МСФО (IFRS) 3 «Объединения компаний» (принят в 2004 г.). В бухгалтерской литературе, как пра-
вило, оставляется без внимания тот факт, что МСФО 38 начинают изложение требований к нематериальным активам с перечисления широкого круга неосязаемых факторов (называемых в тексте МСФО неосязаемыми ресурсами), оказывающих влияние на результаты деятельности компании: научные или технические знания, новые процессы или системы, лицензии, интеллектуальную собственность, знания рынка и товарных знаков, программное обеспечение, патенты, авторские права, списки клиентов, права обслуживания ипотеки, импортные квоты, франшизы, отношения с клиентами или поставщиками, лояльность клиентов, долю рынка и права на сбыт. Перечисленные ресурсы практически полностью охватывают содержание неосязаемых активов компаний. Далее из этого списка выделяются те ресурсы, которые удовлетворяют определению и критериям признания нематериальных активов, остальные активы попадают в особый неидентифицируемый и не отделяемый от компании неосязаемый актив — деловую репутацию. При этом нематериальным активом становится только приобретенная деловая репутация, внутренне же созданная деловая репутация не может признаваться активом в связи с тем, что она не является идентифицируемым ресурсом, контролируемым компанией, который может быть надежно оценен по себестоимости.
Знания, внутренняя организация, брэнды и т.д., как указано в МСФО, удовлетворяют не всем критериям, поэтому не признаются в качестве нематериального актива, отражаемого в финансовой отчетности. Так, рыночные и технические знания принесут в будущем экономи-
ческие выгоды, которые будут контролироваться компанией только в случае их юридического оформления в виде авторского права, ограничений в контрактах и др. Знания, не оформленные юридически, не могут быть признаны активом. Квалификация персонала также ведет к получению будущих экономических выгод. Однако работники компании обычно не соответствуют определению нематериального актива, поскольку их знания неотделимы от их носителей и не могут быть применены без них, если только их использование не защищено соответствующими юридическими правами компании.
Итак, компании имеют неосязаемые активы, не отражаемые в отчетности и обнаруживаемые при продаже бизнеса, если цена продажи превышает справедливую стоимость активов. Однако часто компании продаются без гудвилла. Поданным о сделках по приобретению зарубежных компаний, за 20 лет — с 1973 по 1993 г. — соотношение между бухгалтерской и рыночной оценкой бизнеса увеличилось с 0,82 до 1,62', т. е. на протяжении длительного периода цены сделок колебались вокруг чистой бухгалтерской стоимости активов бизнеса. Где при этом учтены уникальная организация, технология, персонал и все остальное, что необходимо для функционирования фирмы (по Р. Коузу2)?
Для ответа на поставленный вопрос сделаем два предположения: во-первых, очевидно, что отсутствие гудвилла не означает отсутствия у фирмы неосязаемых активов; во-вторых, очевидно, стоимость неосязаемых элементов бизнеса учтена в стоимости какого-либо актива, представленного в балансе.
На первый взгляд, такого актива не существует. Традиционный состав активов в балансе представлен следующими наименованиями (за основу взят баланс российских компаний):
внеоборотные активы (земля, здания, машины, оборудование и др., нематериальные активы, идентифицированные в соответствии со стандартами учета, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности);
1 Степанов Д. В. Интеллектуальный капитал, сбалансированная система показателей и экономическая добавленная стоимость в системе управления, нацеленной на создание стоимости // www.cfin.ru/.
2 Коуз Р. Природа фирмы // Природа фирмы / Пер. с англ. М.: Дело, 2001. 360 с.
оборотные активы (сырье и материалы, товары для продажи, незавершенное производство, готовая продукция, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства). Оборотные активы (за исключением краткосрочных финансовых вложений и денежных средств) традиционно в полном объеме относятся к материальным. Правильно ли это? Ведь в таких элементах оборотных активов, как незавершенное производство, готовая продукция, дебиторская задолженность, содержатся суммы, свидетельствующие об инвестициях в создание неосязаемых активов компании:
заработная плата (как оплата за использование таких неосязаемых факторов, как труд и предпринимательская способность); расходы на обучение и повышение квалификации сотрудников (в результате происходит рост компетенции персонала как одного из важных факторов стоимости компаний); расходы на управление, внедрение новых эффективных структур, систем качества, создание баз данных и т.д. (в результате создается важнейший элемент интеллектуального капитала организаций — внутрифирменные структуры);
- маркетинг, продвижение товаров, реклама (результатом является рост клиентского капитала);
- научные исследования и разработки как в виде оплаты различных услуг, так и в виде приобретения объектов интеллектуальной собственности, лицензий и разрешений, если они не капитализируются как самостоятельный актив в балансе (в результате этих расходов создается инновационный капитал компании).
Неосязаемые активы бизнеса накапливаются на счетах учета затрат в незавершенном производстве, готовой продукции, до тех пор пока производственный цикл не будет закончен продажей продукции, после чего произойдет списание накопленных денежных сумм против соответствующей выручки. Сложность заключается в том, что списанные суммы вновь попадают в баланс уже под названием дебиторской задолженности. Этим окончательно маскируется факт наличия в балансе сумм, отражающих неосязаемые активы. Трудно представить,
что неосязаемые активы содержатся в структуре дебиторской задолженности. На самом деле это так, потому что дебиторская задолженность формируется из отпускных цен на продукцию, в составе которых можно наблюдать инвестиции во все факторы создания стоимости, включая неосязаемые: затраты на управление компанией и продажи, научные исследования и др. После оплаты продукции покупателями операционный цикл заканчивается, и деньги инвестируются в следующий цикл.
Таким образом, поскольку производство непрерывно возобновляется, на указанных счетах (незавершенное производство, готовая продукция, дебиторская задолженность) постоянно будут накапливаться и списываться затраты использования неосязаемых активов. В балансах на отчетную дату, следовательно, всегда будет отражена некоторая сумма неосязаемых активов в составе указанных статей (в них содержится также материальный элемент в виде амортизации основных средств и затрат на материалы).
Исходя из этого становится возможным отражение иной структуры оборотных активов в балансе, которая покажет пользователю отчетности структуру инвестиций в оборотные активы, в составе которых будут как материальные, так и неосязаемые элементы:
материалы, сырье, комплектующие, запасные части, топливо и др.; материальные затраты управленческого характера (канцелярскиетовары, расходные материалы для офисного оборудования и др.); заработная плата с начислениями; затраты на обучение и переподготовку персонала;
затраты на социальные программы; затраты на создание и поддержание систем качества;
затраты на приобретение объектов разрешений, лицензий и др.;
затраты на маркетинг и создание каналов сбыта;
затраты на НИОКР и т.д. Эта информация отличается от соответствующей структуры расходов компании за отчетный период, например квартал и год, тем, что отражает структуру затрат (инвестиций) в течение одного экономического цикла активов, а не искусственно выделенного отчетного периода,
который может включать несколько циклов или только часть одного цикла.
Следовательно, продажа бизнеса без гудвилла означает не отсутствие репутации (в смысле неосязаемых активов) у компании, а то, что ее стоимость принимается равной сумме инвестиций в эти активы за счет собственного и заемного капитала.
В свою очередь совпадение рыночной стоимости компании со стоимостью инвестиций в создание бизнеса (что равноценно ситуации продажи финансового актива, например акции по номиналу) означает, что эти инвестиции обеспечивают среднерыночную доходность. Повышение доходности будет приводить к росту рыночной стоимости компании и появлению бухгалтерского гудвилла, а снижение доходности—к возникновению отрицательного гудвилла. Таким образом, отсутствие гудвилла, вытекающее из среднего уровня рентабельности активов, не связано с отсутствием у компании неосязаемых активов; более того, не зависит от количества и качества неосязаемых активов компании.
Одним из преимуществ такой структуры оборотных активов является то, что она не зависит от метода определения себестоимости готовой продукции3, от полноты калькулирования затрат4, от использования методов директ-или стандарт-костинга5, ЛИФО или ФИФО при списании материалов в производство6. Эти бухгалтерские методы влияют лишь на перераспределение сумм между традиционными статьями оборотных активов, выделенными по принципу сменяющихся стадий обработки (материалы, незавершенное производство, готовая продукция, дебиторская задолженность).
Преобразование финансовой информации об оборотных активах проведено нами на примере бухгалтерского баланса ЗАО НПО «Про-
3 Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. с фр.; Под ред. Л.П. Белых. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1997. С. 57.
4 Джонс Э. Деловые финансы / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1998,416 с.
5 Карпова Т.П. Основы управленческого учета: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 310-318.
6 Качалин ВВ. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами СААР. — М.: Дело, 2000. С. 267—276; Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом МФ РФ от 9 июня 2001 г. № 44н // Российская газета. 2001. 30 июля.
Преобразование информации об оборотных активах в балансе организации на примере ЗЛО НПО «Прогрессмаш»
Традиционная информация Преобразованная информация
Статья оборотных активов Сумма, тыс. руб. Статья оборотных активов Сумма, тыс. руб.
Материалы 1 800 Материалы для производства Амортизация Материалы для управленческих нужд 5 050 1 600 50
Затраты в незавершенном производстве Готовая продукция Дебиторская задолженность Итого 7 700 4 800 12 500 Зарплата основного персонала НИОКР Расходы на управление Маркетинговые расходы Прочие расходы на продажу Итого 4 150 950 1 900 600 7 600
Денежные средства Прочие оборотные активы 420 1 950 Денежные средства Прочие оборотные активы 420 1 950
Всего 16 670 Всего 16 670
грессмаш» (табл.). Интерпретация соответствующих денежных сумм следующая: эти суммы означают размер инвестиций в неосязаемые активы, осуществленные за счет собственного и заемного капитала компании.
Таким образом, в настоящее время информация о неосязаемых активах в балансе скрыта в результате использования в динамическом бухгалтерском учете принципа отражения активов как последовательных фаз (этапов) их преобразования в готовый продукт. Предлагаемый способ представления состава оборотных активов в балансе существенно дополняет информацию о деятельности компании по созданию неосязаемых активов. Кроме этого его достоинством является раскрытие внутренней взаимосвязи между стоимостью актива и расходами на его создание как первичным этапом, на котором формируется представление инвесторов о будущей рыночной стоимости актива. Такой подход соответствует основной концепции учета об оценке активов по себестоимости.
Однако правильно ли приравнивать стоимость неосязаемых активов бизнеса к стоимости инвестиций в эти активы? Ведь длительность оборота у разных компаний может быть различной: от нескольких дней до нескольких лет (строительство, освоение месторождений и др.) Кроме того имеет место стремление к сокращению оборачиваемости по финансовым причинам: сокращение длительности оборота высвобождает денежные средства, которые направляются, как правило, на финансирование роста продаж. Поэтому показанное в балансе
количество неосязаемых активов не отражает их реального количества.
В то же время в балансе правильно отражается стоимость материальных активов с длительным сроком службы (если не принимать в расчет возможных расхождений между исторической и рыночной стоимостью активов). Основные активы приобретаются на длительное время и за право пользования ими в течение этого времени компания платит деньги вперед (за исключением случаев аренды и лизинга). Особенностью неосязаемых активов является то, что в отличие от материальных оборотных активов, они не потребляются в процессе создания продукта (услуги), а накапливаются. Так происходит с опытом, квалификацией, знаниями в целом, внутрифирменной организацией управления, базами данных и т.д. Таким образом, возникает противоречие с традиционной системой бухгалтерского учета, поскольку списание активов в расходы означает потребление этих активов.
А как быть, если актив списывается в расходы, но при этом одновременно сохраняется у компании? Очевидно, в несоответствии между долгосрочным характером неосязаемых активов и способом их отражения в балансе как оборотных активов, по определению, потребляемых в течение одного операционного цикла (оборота), заключено противоречие. Оно возникает в связи с особенностью финансирования неосязаемых активов, так как в отличие от основных средств, они могут финансироваться только на один операционный цикл. Неосязаемые активы приобретаются на длительное время, но в силу
особенностей их экономического поведения оплачиваются не до начала их использования, а после выполнения работы или услуги. Поэтому, несмотря на длительный характер их использования, инвестиции в неидентифицируемые неосязаемые активы признаются инвестициями в оборотные, или краткосрочные, активы, аналогично инвестициям в основные средства в случае их аренды. Оплата затрат на создание неосязаемых активов происходит за счет многократного использования этих инвестиций. Списание затрат в расходы по созданию продукта или услуги является операцией по восстановлению первоначальной суммы инвестиций, с тем чтобы в следующем цикле снова использовать эти инвестиции на цели продолжения производства.
Можно сделать вывод, что неадекватное, с точки зрения критиков, отражение неосязаемых активов в бухгалтерском учете возникает не по вине бухгалтерского учета, а по причине
использования методологии составления традиционного статическо-динамического бухгалтерского баланса, целью которого является получение информации о движении и преумножении инвестированного в бизнес капитала, включая собственный и заемный. В связи с этим в балансе отражаются активы, созданные за счет реально привлеченного капитала инвесторов: средств акционеров и кредиторов. Активы, составляющие внутренне созданный гудвилл, и источником которых стали расходы, в таком балансе не признаются, хотя наличие таких активов стандартами финансовой отчетности не отрицается.
Таким образом, аналитические возможности бухгалтерского баланса не исчерпываются традиционными подходами. Предлагаемый вариант аналитической перестройки баланса служит современным целям управления стоимостью компании на основе не только финансовых, но и нефинансовых показателей.
УРАЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-УПИ И «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
ПРОВОДЯТ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ НАУЧНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕПРОДУКЦИЕЙ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ»
Цель — ознакомить и обсудить с научной общественностью и специалистами результаты выполненных по теме исследований.
Издается сборник научных трудов, доклады будут опубликованы в профильных журналах Издательского дома «Финансы и Кредит». Приглашаем принять участие в конференции преподавателей, аспирантов вузов, научных сотрудников НИИ, специалистов предприятий.
Дата и место проведения: 2I февраля 2006 г. Зал Ученого Совета УПИ, аудитория I Часы работы конференции: 10.00—17.00
Направления работы конференции
1. Концепция единого подхода к управлению репродукцией и инновационным развитием
2. Стратегии включения репродуктивного труда в реальный сектор экономики
3. Статистика, учет и анализ ресурсов, затрат и результатов репродукционной деятельности
4. Проблемы подготовки специалистов для сфер социальной и домашней репродукции
5. Проблемы создания общенациональной системы учета интеллектуальных активов
6. Методологические проблемы адаптация учета и отчетности российских фирм к МСФО
7. Пути активизации научно-инновационной деятельности в университете
8. Инновационный анализ: сущность, методика проведения, система оценочных показателей
9. Проблемы совершенствования методологических аспектов учета и анализа НМА
Телефон для справок: 8(343)358-11-20 — Илышев Анатолий Михайлович; факс 8(343)375-95-02 e-mail: intelectaudit@r66/ru или [email protected] или [email protected]
Требования к оформлению тезисов докладов
Формат листа А4. Поля - по 20 мм. Шрифт - 14. Интервал - одинарный. Объем до 5 с. В правом углу печатаются ф.и.о. авторов, их ученая степень и звание, затем указываются город и организация. Далее через 2 интервала - название доклада прописными буквами, а через 3 интервала следует текст доклада. В авторской справке: ф.и.о. автора, название доклада, должность и организация, почтовый ашэес с индексом, телефон, e-mail. Форма участия (очная или заочная)