Научная статья на тему 'Информация как социальный генотип человеческого рода'

Информация как социальный генотип человеческого рода Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
260
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / МЫШЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Славин Б. Б.

В статье обсуждается социальная интерпретация информации. Показывается роль информации в эволюции видов наравне с ролью генотипа и обучения. Делается вывод, что информация является видовым «генотипом» человечества. Информация появляется в результате мышления и коммуникаций одновременно, что и определяет ее социальную природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация как социальный генотип человеческого рода»

ИНФОРМАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ГЕНОТИП ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА

Славин Борис Борисович,

к.ф.-м.н., директор по исследованиям и инновациям, компания «АйТи», г. Москва, Россия bbslavin@gmail.com

В статье обсуждается социальная интерпретация информации. Показывается роль информации в эволюции видов наравне с ролью генотипа и обучения. Делается вывод, что информация является видовым «генотипом» человечества. Информация появляется в результате мышления и коммуникаций одновременно, что и определяет ее социальную природу.

Ключевые слова: информация, общество, мышление, социальная природа, человек.

INFORMATION AS A SOCIAL GENOTYPE OF THE HUMANITY

Slavin Boris Borisovich,

ph.d-m.d., the director of research and to innovations, the company «АйТи» Moscow, Russia bbslavin@gmail.com

This paper discusses the social interpretation of the information. It is shown the role of information (as a genotype and training) in the evolution. It is concluded that the information is a “genotype” of humanity. The information appears as a result of thinking and communication simultaneously, it defines a social nature of information.

Key words: information society, thinking, social nature of man.

Введение

В настоящей работе исследована природа информации, в которой она выступает как социальный атрибут человека, как продукт его мышления, переданный другому человеку. Представление информации как результат одновременно коммуникативной и мыслительной деятельности человека означает, что информация является ничем иным, как видовым генотипом человечества. Термины «информация», «человек» и «общество» образуют триаду, в которой ни одна из составляющих невозможна без двух других. Во многих определениях информации опускается ее родовая связь с человеком, однако эта связь неявно присутствует в таких вторичных кате-

гориях, как сведения, знаки или символы, часто используемые при формулировке понятия информации. Информация - это результат процесса сохранения и передачи изменений, произошедших в жизнедеятельности одного субъекта (человека), другому субъекту в овеществленной и внешней по отношению к субъекту форме. Заметим, что сохранение и передача являются обязательными атрибутами информации, хотя и не единственными. В процессе создания информации необходимы также субъекты взаимодействия и форма, отличная от самих субъектов. Человек и только человек -источник информации, передающий приобретенный в процессе своей деятельности опыт другим людям посредством предметов труда и быта, звуковой речи или письменности. Близкое к приведенному выше определению информации можно найти в работе А.Д. Урсула «Информация и мышление» [1], где информация трактуется как «отраженное разнообразие»1, результат осмысления человеком сложности объективной реальности.

Обмен информацией между субъектами, называемый коммуникацией, является и необходимым условием существования самой информации. Несмотря на то, что носителями информации являются внешние по отношению к человеку материальные предметы или среда, она существует только благодаря человеку, воспринимающему информацию в независимости от формы ее носителя. Информация - это приобретенный, сохраненный и переданный другим людям в овеществленном виде опыт человека. Использование предками человека орудий труда для защиты и нападения вначале было случайным. Но повторенное многократно, а главное - переданное последующим поколениям, такое использование внешних предметов стало явлением закономерным, началом существования человека как нового вида организации жизни. Человек стал сознательно изменять природу. Если высокоразвитые животные научились в процессе эволюции изменять свое поведение, то человек стал изменять саму среду обитания, причем навыки такой деятельности он передавал не через измененный генотип или через подражание, а посредством передачи информации.

Передача изменений как фактор эволюции видов

Происхождение живых организмов стало ярким феноменом в

1 Один из известных ученых-кибернетиков, «увязнув» в многообразии философских определений понятия информации, дал такое шутливое определение: «информация есть отражение отображения наших соображений».

развитии материального мира: сложные органические образования получили возможность репродуцировать самих себя практически точно, с небольшими отклонениями. Точность копии стала залогом устойчивости форм жизни, а малые отклонения - условием их развития. Эволюция живой природы каждый раз проходит по одной и той же схеме. В течение короткого этапа функционирования организм приобретает изменения, часть из которых сохраняется и передается следующим поколениям. Пусть живой организм характеризуется величиной С - количеством критически важных для жизни врожденных способностей и элементов поведения. А изменения, полученные в следующем поколении, составляют долю этого количества - 8С. Тогда требование малости изменений можно записать в виде неравенства: ЪОЮ<<1.

В этой схеме заложена формула приспособления организмов к окружающей среде, своего рода формула жизни. Несмотря на простоту, такая формула порождает бесконечное многообразие живых существ: от простейших микроорганизмов до высокоорганизованных животных, включая человека. Жизнь одного организма мимолетна, но через сохранение изменений и передачу их другому организму, формула жизни порождает новую сущность: биологическую популяцию, время существования которой многократно (в С/8С раза) превышает длительность одной жизни организма и позволяет прогрессировать к более сложным формам организации. Эволюция, направленная на выживание, приводит к самоорганизации, к образованию устойчивых экосистем на основе сосуществования различных видов. Формула жизни - это формула бессмертия, позволяющая преодолеть время через сохранение и передачу небольших изменений.

У простейших организмов изменения сохраняются на молекулярном, генетическом уровне и таким образом передаются из поколения в поколение. По мере усложнения организмов, особенно с появлением таких органов чувств, которые дают возможность одним особям различать другие, в ходе эволюции появляется новый тип передачи изменений - через воспитание. Приобретенные навыки непосредственно передаются подрастающему поколению путем копирования действий их родителей. Такое «ноу-хау» в передаче изменений существенно увеличило приспособляемость видов, привело к формированию популяций, организующих свою деятельность коллективно (семья, стая и т.п.), меняющих свое

поведение и без генетических изменений. Можно говорить, что формула жизни для высокоразвитых животных становится более сложной. Помимо генотипа С такие животные характеризуются еще и величиной объема навыков, полученных во время воспитания и критически важных для жизни: Е. Условие видовой устойчивости или «формулу жизни» для таких видов можно записать в виде неравенства: (80+8Е)/(0+Е)<<1, где 8Е - приобретенные за время жизни организма новые навыки поведения. Заметим, что С должно быть меньше Е для высокоразвитых животных. Воспитание позволило животным приспосабливаться к окружающей среде не только за счет случайных мутаций генотипа и естественного отбора, но и непосредственно за счет опыта предыдущих поколений. Правда, новое «приобретение» лишило таких животных возможности выживания в условиях лишения молодняка опеки сородичей - коллективизм стал необходимым элементом существования таких видов.

Однако самым революционным этапом развития в живой природе стала возможность сохранения и передачи от одного организма другому приобретенных в процессе жизнедеятельности изменений в овеществленной и внешней по отношению к субъекту форме. Именно сохраненные в материальном виде, не связанном с самим организмом (как в случае поведенческих навыков или генетических кодов), изменения и есть информация. Возникшая в процессе эволюции информация была представлена вначале примитивными орудиями труда, которые стали ее первой овеществленной формой. Даже необработанная палка, но не случайно найденная, а специально оставленная для обороны или охоты сородичам, уже является носителем информации. Предметы трудовой деятельности не только были первым носителем информации, они фактически стали символом нового вида живой природы - человека. По мере развития человеческого общества для передачи информации стали использоваться звуки, которые ранее употреблялись лишь в качестве предостережения или привлечения, а затем и рисунки, и символы и т.п. Формула жизни еще более усложнилась, включив в себя еще и величину информации I: (8С+8Е+ 81)/(0+Е+1)<<1. Причем по аналогии с предыдущим случаем для развитого человека должно еще выполняться неравенство: 0<Е<1, означающее, что человек в основном развивается за счет получения новой информации, а не навыков или тем более - генотипа. Данное неравенство

можно считать условием появления человека. Элементы информационной деятельности можно наблюдать и у высших животных, но доля такой деятельности существенно ниже врожденной или приобретенной во время воспитания.

Таким образом, эволюцию природы можно рассматривать как освоение новых форм сохранения и передачи видовых изменений. От генотипа через воспитание (коллективную организацию) к информации. На рис. 2.1 схематически показана пирамида эволюции. Изменения, накопленные субъектом в результате его жизнедеятель-пости, сохраняются либо в генотипе л,й 11 (если они были вызваны скрещивани-

ем и мутациями), либо в организации сообщества, передаваемого через воспитание (в простейшем виде через подражание), либо в отличной от самих субъектов форме - в виде информации. Понятно, что один тип сохранения изменений не отменяет другой, а дополняет его, выступая в качестве новой ступени развития. Даже в эволюции человеческого общества изменения, зафиксированные в генотипе, продолжали долгое время играть важную роль в отборе наиболее приспособленных к жизни индивидуумов, а воспитание, построенное на подражании, до сих пор является одним из важнейших инструментов обучения навыкам детей.

Информационная сущность человека

Об информационной природе человеческого мышления писал российский философ Давид Дубровский, который много занимался проблемой искусственного интеллекта: «человеческая субъективная реальность, сознание, не просто некий эпифеномен мозговых процессов, а выражение специфического, качественно особого уровня и способа переработки, производства и использования информации в самоорганизующейся системе» (см. [2], стр.230). Передача изменений посредством информации стала революционным благодаря именно внешней по отношению к субъекту форме носителей информации: приобретенный опыт стал доступен неограниченному числу членов общества, причем не только для современников, но и для будущих поколений - появилась возможность накопления информации. В таб. 2.1. представлено сравнение характеристик передачи изменений от одного субъекта друго-

му посредством генотипа, воспитания и информации, из которого видно, что информация является наиболее универсальной и всеобъемлющей формой передачи изменения.

Тип передачи изменений Характер изменений соответствует полученному опыту Характер передачи не ограничен в пространстве и времени

Путем изменений в генотипе Нет Нет

Через воспитание и подражание Да Нет

Посредством информации Да Да

Таблица 2.1

Именно неограниченность передачи информации в пространстве и времени между людьми привела к невиданной для животного мира возможности формирования гигантских цивилизаций, объединяющих в течение многих поколений население огромных территорий. Использование информации стало видовой сущностью человека, его отличительной чертой, генератором исторического прогресса. Можно утверждать, что история развития общественных отношений является историей возрастания роли информации в передаче изменений от поколения к поколению. А высшей формой исторического развития человечества становится такое общество, в котором основой функционирования всех взаимоотношений между людьми является свободный обмен информацией, доступ к которой не ограничен ни рамками внутренней организации сообщества, ни технологическими возможностями ее хранения и передачи. Так же как понятие информации бессмысленно без ее передачи от одного к другому, так и человек не сможет быть человеком вне информации, а значит и вне общества. Если одно животное для другого необходимо лишь для размножения или защиты, то для человека другие люди (общество) являются еще и обязательным условием реализации его как человека, субъектом передачи ему информации. Для животных коллективный образ жизни - всего лишь более эффективная форма борьбы за выживание, в то время как для человека общество становится его

сущностью, единственной возможностью получать и создавать информацию, существовать как социальное явление.

Мышление как условие появления информации

Овеществление опыта является ничем иным, как проявлением осознания действительности или мышления, поскольку невозможно бессознательно зафиксировать приобретенные навыки во внешних предметах так, чтобы ими смогли пользоваться с теми же целями другие люди. Информация, безусловно, является продуктом мышления, но таким продуктом, которым могут пользоваться другие люди, продуктом, который создает среду, где мыслительная деятельность индивидуумов «подпитывает» друг друга, образуя единый общественный разум, возможности которого неизмеримо выше мыслительных возможностей одной личности. Но самое главное - обмен информацией позволяет мышлению преодолеть рамки ограничения временем, связанные с недолговечностью жизни индивида.

Мышление представляет собой процесс нахождения взаимосвязи в окружающих событиях, умение переходить от частного к общему. В биологическом развитии мышление является естественным продолжением условных рефлексов, фиксирующих общее после достаточно долгих и «чувствительных» для живого организма повторений причин, формирующих рефлекс. В примитивном виде мышление возможно и у высших животных, однако оно ограничено рамками жизнедеятельности одной особи, и если и передается сородичам, то только опосредованно - через изменение поведения и передачи приобретенных навыков посредством подражания. Информация же позволяет передавать результаты мыслительной деятельности, приобретенного опыта, от человека к человеку непосредственно. Именно поэтому способность к обмену информацией является наиболее точной характеристикой человека в отличие от способности к мышлению или способности к орудийной деятельности (которая лишь в неявной форме характеризует возможности человека к обмену информацией, а в простейшей форме может быть присуща и животным).

Лев Выготский в своей работе «Мышление и речь», написанной еще до появления понятия информации, исследовал генезис взаимоотношения слова и мышления (на доисторических этапах развития человечества и на этапе формирования личности ребенка). Рассматривая слово как речевую возможность индивида, Выготский показал, что «мысль и слово не связаны между собой изначальной связью» (см. [3], стр. 296). Однако эта взаимосвязь, единство мысли и речи появляется в ходе эволюции (у древнего

человека или ребенка) и может быть обозначена как «значение слова». «Но значение слова с психологической стороны», - писал Выготский, «.. .есть ничто иное, как обобщение или понятие. Обобщение и значение слова суть синонимы. Всякое же обобщение, всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный, самый несомненный акт мысли. Следовательно, мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления» (там же, стр. 297-298). «Значение слова» Выготского и есть информация, связующее звено между речью (являющейся внешним по отношению к человеку носителем информации) и мышлением (осознанием индивидом окружающей его действительности).

Передача изменений через подражание у животных основывается на непосредственной передаче образа или сигнала через органы зрения или слуха. Причем образ или сигнал подтверждаются, как правило, физиологической составляющей органов чувств (болью либо наслаждением). Самка своим действием либо звуковым сигналом передает свой опыт, сопровождая его соответствующими ощущениями для воспитанника. Физиологические ощущения являются основой для запоминания переданных через подражание или воспитание изменений. Аналогично при передаче информации у человека используется в качестве закрепления более низкий уровень восприятия - образы и сигналы. Пирамиду передачи изменений,

изображенную на рис. 2.1, можно изобразить в виде пирамиды (см. рис. 2.2) носителей этих изменений. На вершине пирамиды будут овеществленные знаки или символы, закрепляемые через образы или сигналы, и опирающиеся в свою очередь на физиологические свойства организма. Информация не воспринимается человеком как нечто автономное, за ней стоят образы и физиологические ощущения, даже если это не всегда напрямую прослеживается.

Сначала информация была овеществлена в виде орудий труда, в непосредственных результатах опыта жизнедеятельности, а затем уже в более абстрактной от самой деятельности форме - в речи, знаках и символах. Внешняя по отношению к человеку форма представления информации порождает одно из самых важных

свойств информации - независимость от материальных носителей, служащих для ее передачи и хранения. Это связано с тем, что ни орудия труда, ни предметы быта, ни тем более слова, знаки или символы ничего не значат сами по себе, без привязки к деятельности человека. С точки зрения природы каменный топор и отесанный горными породами камень неразличимы. Внешняя форма необходима для передачи информации, но она вторична, и может быть любой. Информацию о методах нападения на крупного зверя человек передавал и с помощью орудий труда, изготовленных для этого, и наскальными рисунками с изображением охоты, и посредством звуковой речи.

Отличие вещественной формы, в которой заключена информация, от непосредственного своего значения, говорит о «чистоте» передаваемой информации, о ее независимости от прочего воздействия на человека. Безусловно, первые слова, обозначающие объекты деятельности, несли в себе элементы их звуковой иллюстрации, оставшиеся даже в современной речи. Однако с усложнением трудовой деятельности и, как следствие, с увеличением словарного запаса человеческая речь становилась все более и более «чистой» средой передачи информации. То же самое касается знаков и символов, которые использовали люди для передачи информации, хотя до сих пор в алфавитах народов, использующих иероглифы, многие слова схожи с рисунками обозначаемых предметов.

Заключение

Кибернетическое определение информации как характеристика организованности вещества, противоположная энтропии, на самом деле имеет отношение лишь к носителям информации и к каналам передачи данных. Снижение энтропии, которое может наблюдаться лишь в открытых неравновесных или нелинейных средах, является необходимым условием для хранения и передачи информации. Возникновение же информации связано исключительно с мыслительной и коммуникативной деятельностью человека, и таким образом является сугубо социальным явлением. Более того, для человеческого рода все в большей мере видовым генотипом становится информация, которая требует и новых социальных отношений.

Библиографический список

1. А. Урсул, Информация и мышление, Москва: Знание, 1978, 48 с.

2. Д. И. Дубровский, Сознание, мозг, искусственный интеллект, Москва:

ИД Стратегия-Центр, 2007, 272 с.

3. Л. Выготский, Мышление и речь, Москва: Лабиринт, 1996, 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.