Научная статья на тему 'Информация как ресурс устойчивого развития компании'

Информация как ресурс устойчивого развития компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / АСИММЕТРИЧНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION CULTURE / ASYMMETRIC INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вожегова Мария Андреевна

Статья посвящена актуальным вопросам использования информационных ресурсов для обеспечения устойчивого развития компании, ее конкурентоспособности в условиях ассиметричного информационного общества. Автором выделена роль информационной культуры в системе общей организационной культуры компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION AS A RESOURCE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A COMPANY

The article is devoted to topical problem of the use of informational resources for a provision of sustainable development of a company, its competitive ability in terms of asymmetric information society. The author dedicated the role of information culture in the system of common managerial culture of a company.

Текст научной работы на тему «Информация как ресурс устойчивого развития компании»

ИНФОРМАЦИЯ КАК РЕСУРС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

УДК 334.025

Мария Андреевна Вожегова

Аспирантка кафедры общего менеджмента и предпринимательства Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.:89169023424 Эл. почта: [email protected]

Статья посвящена актуальным вопросам использования информационных ресурсов для обеспечения устойчивого развития компании, ее конкурентоспособности в условиях ассиметричного информационного общества. Автором выделена роль информационной культуры в системе общей организационной культуры компании.

Ключевые слова: информация, информационные ресурсы, информационная культура, асимметричное информационное общество.

Maria A. Vozhegova

Post-graduate student, the Department General Management and Entrepreneurship Moscow State University of Economics, Statistics and Economics (MeSI) Tel.: 89169023424 E-mail: [email protected]

THE INFORMATION AS A RESOURCE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A COMPANY

The article is devoted to topical problem of the use of informational resources for a provision of sustainable development of a company, its competitive ability in terms of asymmetric information society. The author dedicated the role of information culture in the system of common managerial culture of a company.

Keywords: information, information resources, information culture, asymmetric information society.

1. Введение

Любая компания может добиться успехов в современной экономической среде только в том случае, если ее система корпоративного управления соответствует ряду требований. Эффективность управления зависит от ряда факторов, в числе которых можно выделить процесс передачи информации. Сам процесс передачи информации можно охарактеризовать следующими критериями: достоверность, своевременность, полезность. Именно эти качественные характеристики, в конечном счете, оказывают существенное влияние на процесс принятия управленческих решений.

2. Информация как ресурс устойчивого развития компании

По определению Н. Винера, информация — это данные, снижающие неопределенность в знаниях об объекте управления, среде. Степень осведомленности об объекте определяется как абсолютным количеством информации каждого вида, так и соотношением различных видов информации. Высокая значимость информационных ресурсов проявляется на всех стадиях принятия и реализации управленческих решений [1].

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Под актуальностью понимают важность и существенность информации для настоящего времени. Адекватность информации означает определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению.

Информация - сведения, сообщения, сигналы, данные прямо или косвенно, передаваемые от одного субъекта другому, в результате чего снимается или сужается неопределенность.

Как особый товар, информация характеризуется следующими чертами:

1. Распространенность. Информация не убывает по мере использования, приобретение некоего объема знаний не уменьшает способности другого потребителя приобрести столько же.

2. Избирательность. Информация приносит прибыль не всем, так как не каждый ее владелец способен выгодно продать имеющиеся сведения. Человек, владеющий информацией, зачастую может продать свои сведения так дешево, что цена продажи не покроет издержек на их получение. Даже когда за информацию дорого платят, это не значит, что она становится источником прибыли для того, кто ее добыл, потому что не всякий продавец информации осведомлен общества.

3. Механизм старения информации иной по сравнению с моральным износом (устареванием) основных фондов и со старением материальных потребительским благ. Информация не изнашивается, полезность ее со временем может как уменьшаться, так и увеличиваться.

4. Снижающаяся предельная полезность: большая часть заключенных в ней издержек приходится на подготовительный период. Затраты первоначального этапа намного превышают предельные издержки.

5. Невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема информации. Информация изобильна, и в ее стоимости главная роль закрепляется за полезными оценками, а не за издержками, которые уже способны ограничить масштабы производства.

6. Объективность, достоверность, актуальность и адекватность, характеризующие информацию с качественной стороны.

Циркулирующую в обществе информацию можно разделить на две большие группы: экономическая и неэкономическая информация. К экономической относят всю информацию, порождаемую в сфере общественного производства и управления им, а также создаваемую в результате изучения экономики. Экономическая информация отражает макро- и микроэкономические процессы, движение труда, товаров, капитала, состояние и тенденции рынка производства и потребления. Вся же остальная информация, используемая обществом, может быть отнесена к неэкономической информации - это объекты художественной культуры, информация, распространяемая средствами массовой информации, сообщения общеориентационного характера [2].

При анализе различных определений можно отметить две общие черты: во-первых, информация всегда связывается с процессом, движением; во-вторых, информация способствует прояснению ситуации.

Рост роли знаний и информации в обществе в сочетании с высоким динамизмом самого информационного сектора сформулировал еще Ф. Энгельс как закономерность движения науки вперед пропорционально сумме знаний, унаследованных ею. Это обусловило во второй половине XX века резкий скачек динамики общественного производства. Понятно, что для динамичного развития экономики и общества уровень развития их информационной инфраструктуры, в том числе самого информационного сектора, должен соответствовать, а лучше несколько обгонять темпы роста объемов информации [3].

Развитие науки и техники, рассматриваемых в этом аспекте, равно как и развитие систем управления бизнесом, которые с первой половины XX века наряду с производством охватил научно-технический прогресс, вызвало процессы общественного разделения труда, приведшие к специализации, а затем и обособлению в рамках коллективного производства и использования научных и деловых знаний, конкретного труда по обеспечению их обращения в общественном производстве. Из сфер деятельности, в которых используются, а, следовательно, и производятся научные и деловые знания, выделилась деятельность, направленная на подготовку информационных продуктов и оказание информационных услуг для снабжения на основе обмена результатами деятельности всех заинтересованных подразделений общественного производства. Информация в информационных продуктах и услугах, принимающая форму потребительной стоимости и полезного эффекта труда в вещной и не вещной формах, выступает сегодня средством практически любого труда и ее можно соотнести с теми из его материальных условий, без которых он может происходить лишь в несовершенном виде.

Революция в информационной технологии совпала по времени и в значительной мере обусловила начало процессов социально-экономической трансформации индустриального общества в развитых странах в постиндустриальное и глобализации мировых хо -

зяйственных связей. Информация и информационные услуги стали важным фактором, добавляющим стоимость на каждом этапе цикла «наука -техника - производство - сбыт - потребление» и к каждой транзакции, совершаемой в экономике для реализации этого цикла.

Современный этап развития экономики требует наличия специального механизма, обеспечивающего связь между предложением и спросом, ориентирующегося на конкретные потребности рынка и подчинения этим потребностям различных сторон производства и сбыта. Информационная деятельность и рынок информационных услуг и продуктов выступают важной частью такого механизма.

С учетом мировой практики наиболее критичными для предпринимательской деятельности являются:

• Оперативная информация об общей экономической конъюнктуре в виде биржевых котировок, курсов валют, кредитных ставок.

• Экономическая и демографическая статистическая информация, которая пока выступает единственной основой для объективного экономического анализа и прогнозирования долгосрочных тенденций.

• Коммерческая информация об участниках рынка - о предприятиях и о продукции.

• Деловые новости о событиях, происходящих на рынке.

• Информация о перспективе развития науки и техники и их возможных результатах

• Информация о правовых условиях хозяйственной деятельности.

Значительная часть этой информации может быть предоставлена только в рамках электронных коммуникаций, а ее эффективное использование предполагает возможность совершения сделок в электронной форме [4].

Информация и информационные услуги способны обеспечить снижение трансакционных издержек в условиях недостаточного уровня развития рыночных институтов. Предприниматель в зависимости от важности решаемой задачи для его бизнеса и времени, кото -рым он располагает, имеет возможность воспользоваться несколькими каналами получения той же самой информации с использованием информационных услуг разной стоимости.

Р. Коуз писал: «Чтобы осуществить рыночную трансакцию необходимо

определить, с кем желательно заключить сделку о ее условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться, что условия контракта соблюдаются и т. д.»[5].

По мнению М. Бобылевой, в силу информационной природы процесса управления для развития управленческой интеграции и поддержания целостности системы управления и для своевременной адаптации к изменяющимся условиям требуется наличие информационных связей. При этом, информационное взаимодействие может носить как формальный (формальные управленческие коммуникации, осуществляемые не только в традиционных формах, но и на основе современных информационных технологий, регламентация форм и порядка взаимодействия), так и неформальный характер (неформальные коммуникации и развитие компонентов корпоративной культуры) [6].

В книге российского исследователя И. А. Стрелец высказано мнение, что в «информационном обществе снижается значение бюрократического управления, и работники при выполнении своих основных функций становятся более самостоятельными, а каждая организационная единица представляет собой отдельный модуль, направленный на решение конкретной задачи или задач [7].

Как входящая, так и исходящая информация оказывает существенное влияние на деятельность организации. Проблема состоит в том, что достоверность входящей и исходящей информации не всегда одинакова. Если достоверность информации, как на входе, так и на выходе приближается к абсолютному значению (100%), то можно говорить о формировании прозрачного информационного пространства. Однако реалии сегодняшнего дня показывают, что это скорее идеальная модель, нежели реально достижимое состояние. Но, так же как экономика не можем достичь состояния совершенной конкуренции на рынке, но стремится к нему, рассматривает его как идеальное, также и абсолютную информационную прозрачность можно рассматривать как эталон для формирования информационного пространства. В настоящее время состояние любой экономической системы свидетельствует о том, что экономика развивается в среде информационной асимметрии.

Экономика, Статистика и Информатика

№5, 2011

29

В настоящее время, в экономике Российской Федерации присутствует некоторая информационная асимметрия, то есть ситуация, когда одна группа владельцев ресурсов или покупателей владеет необходимой для ведения дела информацией, а другая - не владеет. Проблема асимметричности информации приводит к тому, что интересы акционеров и менеджеров, а также и остальных субъектов экономических отношений повсеместно находятся в ситуации конфликтов, что, в конечном счете, приводит к появлению агентских издержек. Таким образом, для более успешного и эффективного функционирования любому хозяйствующему субъекту необходимо снижать уровень информационной асимметрии. Это, прежде всего, должно лежать в области формирования информационной культуры, и, как следствие, приводить к укреплению корпоративных связей (как внешних, так и внутренних), и снижению трансакционных издержек.

На наш взгляд, информационная культура является неотъемлемой частью организационной культуры предприятия.

Информационная культура — знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет [8].

На наш взгляд, стоит дополнить это определение и определиться с составляющими информационной культуры, а также ее ролью в формировании совокупной организационной культуры организации.

Если использовать ранее приведенное определение за основу, то возникает необходимость его дополнения компонентами, определяющими не только компетенции персонала, но и порядок организации информационного пространства внутри и вне организации, а также степень открытости организации в системе экономических отношений.

Информационная компетентность персонала - совокупность навыком и умений персонала, заключающихся в способности работать с современными информационными ресурсами и технологиями, а также в способности быстро и адекватно адаптироваться к изменяющимся условиям информаци-

Рис. 1. Информационная культура организации

онного общества.

Информационная оболочка организации - информационная среда организации, представляющая собой совокупность информационной инфраструктуры организации (информационные коммуникации), применяемых программных продуктов и информационных технологий.

Информационная прозрачность -это своевременное и точное раскрытие информации о деятельности предприятия, содержащее сведения как обязательного, так и добровольного характера и дающее возможность реализации конкурентных преимуществ.

Определения информационной компетентности персонала и информационной оболочки организации представлены в авторской трактовке, определение информационной прозрачности заимствовано из трудов российских ученых [9].

Развитие и совершенствование организационной культуры субъектов управления в первую очередь направлено на развитие самих организаций, повышение уровня их внутренней интеграции, устойчивости, повышение конкурентоспособности в рыночных условиях. Однако, при динамичной, непостоянной внешней среде возникает необходимость адаптации хозяйствующих систем к ее меняющимся условиям. В практике современного менеджмента активным ресурсом воздействия на внешнюю среду становится организа-

ционно-культурный ресурс, качество которого выражается в развитии способности организации достигать поставленных целей, завоевывать определенную позицию по отношению к другим участникам рыночных процессов. Одним из проявлений этого качества является формирование имиджа, адекватного целям и стратегии субъекта управления.

Каждый субъект хозяйствования выступает в тесной взаимосвязи со своими поставщиками и потребителями продукции, инвестиционными институтами и инфраструктурными агентствами, государственными и муниципальными контролирующими органами. Эти связи помогают обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, повышать степень доверия, выстраивать репутацию.

Любая компания может добиться успехов в современной экономической среде только в том случае, если ее система корпоративного управления соответствует ряду требований. Основные принципы корпоративно управления сформулированы следующим образом [10]:

1) прозрачность бизнеса и его «аналитичность», что позволяет не только обладать информацией о текущей ситуации, но и анализировать возможные причинно-следственные связи, делать выводы и принимать на их основе экономически обоснованные управленческие решения;

2) управляемость и эффективное распределений полномочий и ответственности внутри компании, что обеспечивает эффективное использование преимуществ централизации одних управленческих функций и децентрализации других;

3) соответствие общепринятым требованиям, нормам и стандартам как отечественного, так и международного характера, определяемым законодательством и рекомендациями профессиональных организаций.

Успех любого предприятия зависит от того, насколько интересы его участников не мешают выполнению миссии. Лучший вариант - совпадение интересов всех работников, от деятельности которых зависит и повседневная работа и деятельность предприятия. Эффективность управления во многом зависит от точности передачи информации, которая сама зависит от настроя сотрудников на выполнение общего дела.

В таких условиях, а также в условиях нехватки информации организация может вступить в фазу бифуркации. Точка бифуркации — критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно колебаний среды и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень функционирования. Обычно точка бифуркации имеет несколько веточек устойчивых режимов работы, по одному из которых пойдёт система. Однако заранее невозможно предсказать, по какому пути будет развиваться система.

Внедрение информационных систем способствует повышению эффективности деятельности организации. Это может происходить по нескольким направлениям: снижение издержек, оптимизация организационной структуры, ускорение коммуникационных процессов, повышение информационной и организационной культуры.

3. Заключение

Главной особенностью современной экономики (а ее сейчас называют экономикой, основанной на знаниях), является использование информационных ресурсов, которые обладают специфическими чертами, отличающими их от традиционных ресурсов. Основными свойствами информацион-

ных ресурсов является их нематериальный характер, неограниченность и возрастание в процессе использования, возможность тиражирования с наименьшими затратами, возрастающая предельная полезность.

Деятельность предприятия постоянно окутывается информационными потоками. Информационные потоки можно укрупнено разделить на две крупные категории: входящие и исходящие. При использовании информации как стратегического ресурса постоянно проводится ее анализ. Управленческий анализ используемой информации предполагает синтаксическое и семантическое ее изучение. Синтаксический анализ - это анализ объема и содержания информации. Семантический анализ предполагает изучение смысла или значения информации. Только когда эти два вида анализа используются в совокупности и в равной пропорции информация действительно становится стратегическим ресурсом и переходит в знание.

Литература

1. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Пова-рова; Под ред. Г.Н. Поварова. - 2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. -344 с.

2. Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. - М.: Гелиос АРВ, 2004. - 128 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.1. -С. 568.

4. Роль информационных услуг и продуктов / И.И. Родионов, Р. С. Гиля-ревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев. -М.:МК-Периодика, 2002. - 549 с.

5. Коуз Р. Фирма, рынок, право/пер. с англ. Б. Пинклера. - М.: Дело ЛТД, 1993. - 192 с.

6. Бобылева М. Новые возможности управленческой интеграции в условиях применения корпоративных информационных технологий // Проблемы теории и практики управления. -2007. - № 4. - с. 77 - 88.

7. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии . - М.: Изд-во «Экзамен», 2003

8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш.,

Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

9. Леонтьева Л. С., Орлов Д.Ю., Орлова Л.Н. Нематериальные ресурсы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий ( инвестиционно-информационный аспект). Монография. Москва: МИРБИС,2010. -192 с.

10. Исаев Д. Проблемы информационного обеспечения корпоративного управления // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 11. -с. 74 - 77

References

1. Viner N. Cybernetics, or Management and communication in an animal and the car/ Trans. from Engl. I.V. Solovyev and G. N. Povarova; Under edition G. N. Povarova. - 2 edition. - M. Nauka, 1983. - 334 p.

2. Petrova E.A. The modern information market: the microeconomic analysis of laws of formation and development. -M.: Gelios ARV, 2004. - 128 p.

3. K. Marx, F. Engels. Work. - Vol. 1. -p. 568

4. A role of information services and products / I.I. Rodionov, R. S. Gilyarevskiy, VA. Cvetkova, G. Z. Zalaev. - M.: MK-Periodika, 2002. - 549 p.

5. Coase, Ronald. Firm, the market, the right / Trans. from Engl. B. Pinkler. -M.:Delo LTD, 1993. - 192 p.

6. Bobylyeva M. New possibilities of administrative integration in the conditions of application of corporate information technology//Problems of the theory and management practice. - 2007. - № 4. -p. 77 - 88.

7. Strelec I.A. New economy and information technology. - M.: Ekzamen, 2003

8. Rayzberg B.A., Lozovsky L. S., Star-odubceva E.B. The modern economic dictionary. - M. : INFRA-M, 2007. - 495 p.

9. Leontyeva L. S., Orlov D. Y, Orlova L.N. Non-material resources of increase of the industrial enterprises' competitiveness (investment and information aspect). The monography. Moscow: MIRBIS. 2010. - 192 p.

10. Isaev D. Problems of information support of corporate governance//Prob-lems of the theory and management practice. - 2007. - № 11. - p. 74 - 77

Экономика, Статистика и Информатика^И 31 №5, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.