_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Евдокимова Н.А. Проблемы прогнозирования денежных потоков предприятия для целей реализации инвестиционных проектов // Наука и общество. 2012. № 5. С. 177-180.
2. Евдокимова Н.А. Особенности формирования информационных потоков при прогнозировании стратегии развития фирмы / В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. 2016. С. 359-362.
3. Евдокимова Н.А. Теоретические основы управления инновациями в условиях кризиса/ Инновационная наука. 2016. № 3-1. С. 90-92.
4. Евдокимова Н.А. Место стратегического анализа в системе управления предприятием /Наука и общество. 2015. № 2 (21). С. 78-81.
5. Евдокимова Н.А. Модели прогнозирования в перспективном финансовом анализе/ Академический вестник. 2008. № 4. С. 120-122.
6. Евдокимова Н.А. Информационные потоки в инвестиционно-инновационном анализе / В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 217-218.
© Евдокимова Н.А., 2016
УДК 33:004
А.О. Евсеева
Студент кафедры «Инженерная экология и рациональное природопользование» Казанский государственный энергетический университет
г. Казань, Российская Федерация М.И. Закирова
Студент кафедры «Инженерная экология и рациональное природопользование» Казанский государственный энергетический университет
г. Казань, Российская Федерация
ИНФОРМАЦИЯ КАК РЕСУРС ЭКОНОМИКИ Аннотация
В данной статье рассматривается такой экономический ресурс как информация, его понятие и особенности, отличающие его от других товаров.
Ключевые слова
Информация, информационный ресурс, знания, интеллект, информационные товары
и услуги, факторы производства.
В последние десятилетия все популярнее становятся новые явления и процессы в экономике, обнаруживаются другие факторы финансового развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Главной предпосылкой таких перемен становится развитие «информационной революции», которая приводит к новой экономической системе. Совершается замена механической техники, являющегося основным производственным ресурсом промышленного периода информацией, знанием, разумом. Возрастающая автоматизация процессов материального производства дает возможность сосредоточить все усилия в области интеллектуального производства, формирования информационных товаров и услуг.
Информация - совокупность сведений об окружающем мире и происходящих в них процессах. Понятия знания и информация необходимо отделять друг от друга. Знания - это переработанная информация, они служат показателем связи между явлениями, обнаруженными закономерностями и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
отвечают на вопросы «как?», «почему?», в то время как информация отвечает на вопросы «что?», «кто?», «когда?», «где?» [1].
Изучить информацию как экономический ресурс, выявить ее роль и способность применения в экономике - одна из наиболее важных и трудных проблем. В экономике информация как экономическое благо представляет собой товар, а также ресурс, используемый в хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения [23]. Они играют огромную роль на информационном рынке, так как там происходит обмен информационными товарами и услугами. В производстве основным средством информационных товаров выступает интеллект, основанный на способности человека создавать новые знания. Умственная работа создает неповторимую продукцию, являющуюся доходом её разработчика в ходе тиражирования либо в выражении в товарах, средствах производства, технологиях.
Главные особенности информационного продукта, существенно отличающие информацию от других товаров:
1. Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована неоднократно.
2. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.
3. В течение времени информационный продукт подвергается специфическому «моральному износу».
4. Информация не изнашивается при употреблении, но она теряет свою значимость, как только предоставляемое ею знание перестаёт быть важным и актуальным.
5. Свойство адресности информации. Оно состоит в том, что разным покупателям информационных продуктов и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. Одна и та же информация может быть записана на любом языке, на любом алфавите, любыми символами и знаками, независимо от способа передачи информации, она не потеряет своего смысла.
6. Производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных расходов по сравнению с расходами на тиражирование. То есть информация хранится и транспортируется с небольшими затратами, но копируется и идет в использование в большом количестве.
7. Сложность производства и относительная простота тиражирования - формирует, в частности, много проблем в связи с определением прав собственности в области информационной деятельности [4-5].
Полезная информация помогает справиться с множеством нерешенных в настоящее время проблемами в разных областях науки, но в то же время она является проблемой, такой как:
• сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации;
• распространения методов деструктивного информационного влияния, ведущего к отрицательным последствиям.
Большой объём накопленной информации и знаний не успевает перерабатываться, поэтому информация всё чаще становится лишней и повторяющейся.
В нынешних обстоятельствах информация - один из основных факторов производства. Информационные ресурсы влияют на результативность производственно-экономической деятельности, в связи с чем, возникли новые концепции при построении экономико-математических моделей оценки функционирования экономических систем. Отмечено, что упорядоченность и устойчивость любой экономической системы зависит от информации. То есть человек, чтобы удовлетворить свои потребности воздействует на некоторые ресурсы, в процессе чего информация неоднократно преобразуется. Современное материальное производство основывается на промышленных разработках, которые зависят от уровня совершенства процессов обработки данных. В целом взаимодействие субъектов производства содержит исключительно информационную сущность [6].
Понятие информации как экономического ресурса и самостоятельного фактора производства произошло с того момента, когда она стала продуктом и приобрела все без исключения его особенности:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
потребительную цену, редкость как свойство экономического ресурса, ценообразование на базе спроса и предложения.
С помощью информации потребитель приобретает возможность дополнительной свободы действий. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.
Непосредственное обладание надёжной и важной информацией наравне с умением продуктивно использовать рациональные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи, оказывает воздействие на успешность работы любых предприятий и организаций [7].
Невзирая на значительную и регулярно растущую значимость информационных ресурсов в системе производственно-экономических отношений, ограничивать их важность только производственной областью деятельности означает одностороннее представление современных направлений информатизации общества. По этой причине наиболее аргументированным считается общецивилизационный подход к пониманию сути информационных ресурсов: «Информационный ресурс есть совокупность научно-технических и научно-гуманитарных знаний, воплотивших производственно-технический и социальный опыт человечества, необходимый для выживания и развития в условиях противоречивого, но взаимосвязанного мира» [8].
В воспроизводственном процессе информационных ресурсов происходит их циклический переход от информационных ресурсов в целом к информационным ресурсам как факторам производства, выступающим в виде товаров и средств труда. Информационные ресурсы являются результатами производства, из-за чего они становятся продуктом труда, а возможно, и товаром, который может быть конечным этапом использования информационных ресурсов (потреблен). Но в большинстве случаев информационные товары снова становятся ресурсами, а затем факторами производства в виде либо предмета, либо средства труда.
Список использованной литературы:
1. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. С. 56.
2. Шлычков В.В. Теория и методология управления ресурсным потенциалом: автореф. дис. ... док. эконом. наук. - Йошкар-Ола, 2007.
3. Батайкин П.А. Влияние асимметричной информации на развитии рынков в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С. 16-18.
4. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Кризис экономической теории как отправная точка ее дальнейшего развития // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 4. С. 95-98.
5. Батайкин П.А. Разработка и реализация бихевиористской парадигмы регулирования современной российской экономики. - М.: Экономика, 2014. - 298 с.
6. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Кризис экономической теории как отправная точка ее дальнейшего развития // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 4. С. 95-98.
7. Батайкин П.А. Влияние асимметричности информации на развитие потребительского рынка // Сегодня и завтра Российской экономики. 2013. № 57. С. 29-32.
8. Ашмарина С.И. Научно-методологические основы исследования эффективности использования информационных ресурсов. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2005. - 420 с.
© Евсеева А.О., Закирова М.И., 2017
УДК 33
О.А. Загоруйко, магистрант, Институт менеджмента, ОГУ, г. Оренбург, РФ
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЛОИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу антикризисного управления предприятием на основе