УДК 347.1
Волченко А.В.,
магистрант ЮФ СВФУ, г. Якутск, РФ
ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Аннотация
В научной статье рассмотрена информация как объект корпоративных отношений, показана дискуссионность изучения правового статуса информации в современной науке. Выявлены обязанности общества, связанные с осуществлением права на информацию. В статье показаны виды отношений, связанных с информацией в корпоративных организациях по субъектному критерию. Сделан вывод о том, что информация является объектом корпоративных правоотношений.
Ключевые слова Информация, корпоративные правоотношения, корпорация, объект правоотношения, гражданское право.
В современном мире возрастает роль информационных технологий. Идёт активный процесс информатизации экономики. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация становится неотъемлемой частью современных правовых отношений, в том числе и корпоративных.
Юридическое закрепление такого понятия как "корпоративные отношения" в отечественном законодательстве произошло относительно недавно. Этот термин был включён в Гражданский кодекс РФ только в 2012 году. В свою очередь корпорация как субъект корпоративных правоотношений, получила законодательное закрепление при внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в 2014 году. Конечно, в доктрине гражданского и корпоративного права эти вопросы рассматривались и до их нормативного закрепления. Но в целом, стоит отметить, в отечественной науке им уделяется недостаточное внимание. Поэтому самостоятельное рассмотрение вопросов, связанных с объектами корпоративных отношений, является достаточно актуальным. Особую актуальность имеет рассмотрение информации как объекта корпоративных правоотношений, так как вопрос изучения правового статуса информации является дискуссионным в современной науке.
Информация имеет весьма неоднозначный характер в российском законодательстве. С 2008 года она исключена из перечня объектов гражданских прав и оставлена лишь в качестве ноу-хау (секрета производства). Несмотря на это, ст. 5 ФЗ «Об информации» [2] указывает на то, что информация может выступать как объект гражданских прав. Ст. 2 ФЗ «Об информации» определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Однако определение круга объектов гражданского права относится к исключительной компетенции ГК РФ [1], а так как информация не включена в состав объектов в статье 128 ГК РФ, она не может относиться к объектам гражданского права.
Многие ученые определяют корпоративное право, как самостоятельную отрасль права, следовательно, в теории мы можем отнести информацию к его объектам. Рассмотрим суть информации в корпоративном правоотношении.
Право на информацию входит в правовой статус участника корпоративной организации. Он имеет право знакомиться со сведениями о деятельности корпорации и знакомиться с ее документацией. Информация также может включать в себя сведения о проведении общих собраний, что предусматривается специальными законами (ст.ст.52, 92 Закона об АО; ст.36 Закона об ООО) [3, 4].
В обязанности общества, связанные с осуществлением участника права на информацию, также входит: обязанность предоставить копии документов (за свой счет или счет участника); обязанность предоставить документы в определенный срок (допустим 7 рабочих дней в акционерном обществе). [8]
Корреспондирующей обязанностью у участника является непредоставление сведений другим лицам в случае, если таковые составляют коммерческую тайну. [6] Также право участника корпорации может ограничиваться в случае злоупотребления. [5]
Объект правоотношения - это то, по поводу чего у субъектов возникают права и обязанности. Как мы видим, права и обязанности касательно предоставления информации участнику корпоративной организации имеются у обеих сторон. Согласно Ручкиной Г.Ф. [9], объект корпоративного правоотношения должен отвечать следующим признакам: отношения по поводу объекта складываются между субъектами корпоративного права; отношения относятся к предмету регулирования корпоративного права.
Корпоративная организация и ее участники безусловно являются субъектами корпоративного права. По нашему мнению, деятельность корпорации невозможна без предоставления участнику права на информацию, поскольку именно так он получает наиболее полный и равноправный доступ к управлению организацией и может осуществлять свои права.
Теперь, когда мы определились с теоретической возможностью отнесения информации к объектам корпоративного правоотношения необходимо установить применимость к информации определенного правового режима, а также ее место в классификации объектов. Информация по отношению к корпоративной организации может существовать в двух видах: во-первых, информация как общедоступные сведения и, во-вторых, как сведения, составляющие коммерческую тайну либо иная конфиденциальная информация.
Помимо общеправового режима, требования общедоступности корпоративной информации могут устанавливаться на уровне специально-правовых режимов. Причем можно указать два основных критерия введения таких режимов применительно к корпоративным отношениям: организационно-правовая форма объединения и сфера деятельности. В частности, организации, созданные в форме публичного акционерного общества, обязаны ежегодно публиковать годовой отчет, в который включаются сведения о руководящих должностных лицах и др., в отношении которых отсутствуют требования общедоступности.
[7]
Что касается разделения отношений, связанных с информацией в корпоративных организациях по субъектному критерию, мы можем предложить следующую классификацию:
- отношения между участниками (например п. 5 ст. 21 ФЗ об ООО для осуществления преимущественного права покупки доли в обществе продавец обязан известить в письменной форме об этом остальных участников общества);
- отношения между различными органами корпорации (п. 2 ст. 47 Фз «Об ООО» ревизионная комиссия общества вправе в любой момент потребовать доступ к документации у совета директоров, коллегиального исполнительного органа и др.);
- отношения между участником и организацией (ст. 50 ФЗ «Об ООО», ГК РФ, ст. 91 ФЗ «Об АО» и др. нормативные акты детально раскрывают объем и порядок предоставления информации участникам).
Как мы видим, круг отношений, объектом которых выступает информация в корпоративной организации, расширяется по субъектному составу. Если в начале статьи мы говорили лишь об информации, производной от права участника на получение сведений о деятельности организации, ее отчетности, то теперь при анализе действующего законодательства нами были выявлены и иные группы отношений. Соответственно увеличивается и понимание информации как объекта корпоративного правоотношения.
Применительно к корпоративным отношения мы предлагаем ввести следующее определение информации: информация - это сведения о деятельности организации, составе участников, отчетности и пр., предоставляемые субъектам корпоративных правоотношений на основании закона
и (или) устава корпорации.
Таким образом, проанализировав признаки информации как объекта правовых отношений мы можем прийти к закономерному выводу о том, что она является объектом корпоративных правоотношений. Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): ФЗ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ"
6. Афанасьева Е. Г., Бакшинскас В. Ю., Губин Е. П. и др.; Корпоративное право: учебник / отв. ред. И.С. Шиткина. М: КНОРУС, 2015.
7. Козыревская Л. А. Информация как объект корпоративных правоотношений // Издательский центр Белорусского государственного университета, 2009.
8. Лебедева Д.С., Яценко А.О. Информация как объект гражданского права // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsiya-kak-obekt-grazhdanskogo-prava (дата обращения: 29.03.2021).
9. Ручкина Г. Ф. Корпоративное право. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, М., 2019.
© Волченко А.В., 2022
УДК 34
Воробьев М.А.,
Студент 3 курса,
юридического факультета им. А.А. Хмырова, ФГБОУ ВО "Кубанский государственный
университет", г. Краснодар Васильев А.М.,
профессор кафедры уголовного права и криминологии, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», в г. Краснодаре член РАЮН, адвокат
Армавирской коллегии адвокатов «Правовая защита»
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И ЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ
Аннотация
В данной статье рассматриваются положительные и негативные характеристики смертной казни, а также дается некая оценка нужности на основании изучения данных выступлений государственных служащих.
Ключевые слова:
смертная казнь, судимость, тяжкие и особо тяжкие преступления, плюсы и минусы смертной казни.