Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / КОРПОРАЦИЯ / ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волченко А.В.

В научной статье рассмотрена информация как объект корпоративных отношений, показана дискуссионность изучения правового статуса информации в современной науке. Выявлены обязанности общества, связанные с осуществлением права на информацию. В статье показаны виды отношений, связанных с информацией в корпоративных организациях по субъектному критерию. Сделан вывод о том, что информация является объектом корпоративных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

УДК 347.1

Волченко А.В.,

магистрант ЮФ СВФУ, г. Якутск, РФ

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Аннотация

В научной статье рассмотрена информация как объект корпоративных отношений, показана дискуссионность изучения правового статуса информации в современной науке. Выявлены обязанности общества, связанные с осуществлением права на информацию. В статье показаны виды отношений, связанных с информацией в корпоративных организациях по субъектному критерию. Сделан вывод о том, что информация является объектом корпоративных правоотношений.

Ключевые слова Информация, корпоративные правоотношения, корпорация, объект правоотношения, гражданское право.

В современном мире возрастает роль информационных технологий. Идёт активный процесс информатизации экономики. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация становится неотъемлемой частью современных правовых отношений, в том числе и корпоративных.

Юридическое закрепление такого понятия как "корпоративные отношения" в отечественном законодательстве произошло относительно недавно. Этот термин был включён в Гражданский кодекс РФ только в 2012 году. В свою очередь корпорация как субъект корпоративных правоотношений, получила законодательное закрепление при внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в 2014 году. Конечно, в доктрине гражданского и корпоративного права эти вопросы рассматривались и до их нормативного закрепления. Но в целом, стоит отметить, в отечественной науке им уделяется недостаточное внимание. Поэтому самостоятельное рассмотрение вопросов, связанных с объектами корпоративных отношений, является достаточно актуальным. Особую актуальность имеет рассмотрение информации как объекта корпоративных правоотношений, так как вопрос изучения правового статуса информации является дискуссионным в современной науке.

Информация имеет весьма неоднозначный характер в российском законодательстве. С 2008 года она исключена из перечня объектов гражданских прав и оставлена лишь в качестве ноу-хау (секрета производства). Несмотря на это, ст. 5 ФЗ «Об информации» [2] указывает на то, что информация может выступать как объект гражданских прав. Ст. 2 ФЗ «Об информации» определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Однако определение круга объектов гражданского права относится к исключительной компетенции ГК РФ [1], а так как информация не включена в состав объектов в статье 128 ГК РФ, она не может относиться к объектам гражданского права.

Многие ученые определяют корпоративное право, как самостоятельную отрасль права, следовательно, в теории мы можем отнести информацию к его объектам. Рассмотрим суть информации в корпоративном правоотношении.

Право на информацию входит в правовой статус участника корпоративной организации. Он имеет право знакомиться со сведениями о деятельности корпорации и знакомиться с ее документацией. Информация также может включать в себя сведения о проведении общих собраний, что предусматривается специальными законами (ст.ст.52, 92 Закона об АО; ст.36 Закона об ООО) [3, 4].

В обязанности общества, связанные с осуществлением участника права на информацию, также входит: обязанность предоставить копии документов (за свой счет или счет участника); обязанность предоставить документы в определенный срок (допустим 7 рабочих дней в акционерном обществе). [8]

Корреспондирующей обязанностью у участника является непредоставление сведений другим лицам в случае, если таковые составляют коммерческую тайну. [6] Также право участника корпорации может ограничиваться в случае злоупотребления. [5]

Объект правоотношения - это то, по поводу чего у субъектов возникают права и обязанности. Как мы видим, права и обязанности касательно предоставления информации участнику корпоративной организации имеются у обеих сторон. Согласно Ручкиной Г.Ф. [9], объект корпоративного правоотношения должен отвечать следующим признакам: отношения по поводу объекта складываются между субъектами корпоративного права; отношения относятся к предмету регулирования корпоративного права.

Корпоративная организация и ее участники безусловно являются субъектами корпоративного права. По нашему мнению, деятельность корпорации невозможна без предоставления участнику права на информацию, поскольку именно так он получает наиболее полный и равноправный доступ к управлению организацией и может осуществлять свои права.

Теперь, когда мы определились с теоретической возможностью отнесения информации к объектам корпоративного правоотношения необходимо установить применимость к информации определенного правового режима, а также ее место в классификации объектов. Информация по отношению к корпоративной организации может существовать в двух видах: во-первых, информация как общедоступные сведения и, во-вторых, как сведения, составляющие коммерческую тайну либо иная конфиденциальная информация.

Помимо общеправового режима, требования общедоступности корпоративной информации могут устанавливаться на уровне специально-правовых режимов. Причем можно указать два основных критерия введения таких режимов применительно к корпоративным отношениям: организационно-правовая форма объединения и сфера деятельности. В частности, организации, созданные в форме публичного акционерного общества, обязаны ежегодно публиковать годовой отчет, в который включаются сведения о руководящих должностных лицах и др., в отношении которых отсутствуют требования общедоступности.

[7]

Что касается разделения отношений, связанных с информацией в корпоративных организациях по субъектному критерию, мы можем предложить следующую классификацию:

- отношения между участниками (например п. 5 ст. 21 ФЗ об ООО для осуществления преимущественного права покупки доли в обществе продавец обязан известить в письменной форме об этом остальных участников общества);

- отношения между различными органами корпорации (п. 2 ст. 47 Фз «Об ООО» ревизионная комиссия общества вправе в любой момент потребовать доступ к документации у совета директоров, коллегиального исполнительного органа и др.);

- отношения между участником и организацией (ст. 50 ФЗ «Об ООО», ГК РФ, ст. 91 ФЗ «Об АО» и др. нормативные акты детально раскрывают объем и порядок предоставления информации участникам).

Как мы видим, круг отношений, объектом которых выступает информация в корпоративной организации, расширяется по субъектному составу. Если в начале статьи мы говорили лишь об информации, производной от права участника на получение сведений о деятельности организации, ее отчетности, то теперь при анализе действующего законодательства нами были выявлены и иные группы отношений. Соответственно увеличивается и понимание информации как объекта корпоративного правоотношения.

Применительно к корпоративным отношения мы предлагаем ввести следующее определение информации: информация - это сведения о деятельности организации, составе участников, отчетности и пр., предоставляемые субъектам корпоративных правоотношений на основании закона

и (или) устава корпорации.

Таким образом, проанализировав признаки информации как объекта правовых отношений мы можем прийти к закономерному выводу о том, что она является объектом корпоративных правоотношений. Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): ФЗ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301.

2. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ

3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) "Об обществах с ограниченной ответственностью"

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ"

6. Афанасьева Е. Г., Бакшинскас В. Ю., Губин Е. П. и др.; Корпоративное право: учебник / отв. ред. И.С. Шиткина. М: КНОРУС, 2015.

7. Козыревская Л. А. Информация как объект корпоративных правоотношений // Издательский центр Белорусского государственного университета, 2009.

8. Лебедева Д.С., Яценко А.О. Информация как объект гражданского права // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsiya-kak-obekt-grazhdanskogo-prava (дата обращения: 29.03.2021).

9. Ручкина Г. Ф. Корпоративное право. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, М., 2019.

© Волченко А.В., 2022

УДК 34

Воробьев М.А.,

Студент 3 курса,

юридического факультета им. А.А. Хмырова, ФГБОУ ВО "Кубанский государственный

университет", г. Краснодар Васильев А.М.,

профессор кафедры уголовного права и криминологии, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», в г. Краснодаре член РАЮН, адвокат

Армавирской коллегии адвокатов «Правовая защита»

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И ЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются положительные и негативные характеристики смертной казни, а также дается некая оценка нужности на основании изучения данных выступлений государственных служащих.

Ключевые слова:

смертная казнь, судимость, тяжкие и особо тяжкие преступления, плюсы и минусы смертной казни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.