160
Высшее образование в России • № 8, 2007
для России англоязычных курсов на русский язык». Представитель ЮНЕСКО выразил надежду на то, что и российские профессора будут создавать подобные курсы.
Доступность учебной информации делает вузы более привлекательными для студентов. «Сейчас абитуриент при поступлении изучает не только веб-сайт университета, но и те открытые образовательные ресурсы, которые он предлагает», - сказал Денев Бадарч. В то же время дистанционные образовательные технологии открывают особые, новые возможности для лучших студентов, получающих право выбирать место и форму обучения. Об этом рассказал Владимир Тихомиров: «До появления электронных технологий талантливые ребята не выделялись из социальных групп: они обучались, как и все остальные, в аудитории и тратили свое время зря вместо того, чтобы получать дополнительные знания. А ведь это люди с более высоким уровнем самоорганизации, интеллекта, способные работать в электронных коммуникациях. Такие выпускники, например, в Австралии больше привлекают работодателей, чем те, которые учились в аудиториях».
В России же ситуация складывается следующим образом. Согласно проведенному МЭСИ в 2005 г. анкетированию, 34% из 160 работодателей положительно относятся к дистанционному получению высшего образования. Вместе с тем 29% респондентов с предубеждением относятся к данной форме обучения: считают её возможной, но предпочтение отдают классическому образованию.
Информация к размышлению
С 5 июля 2007 г. в России официально вводится в эксплуатацию система «Антиплаги-ат.ВАК». Система отныне позволит экспертным советам ВАК проводить анализ степени самостоятельности автора при подготовке диссертации. Этому событию был посвящен круглый стол «"Антиплагиат.ВАК" - инновации против лжедиссертаций ».
Вводимая система «Антиплагиат.ВАК» позволит автоматизировать проверку авторства диссертаций. В процессе тестирования и опытной эксплуатации системы «Антиплагиат.ВАК » уже были выявлены случаи недобросовестного использования в ряде диссертаций значительных фрагментов текстов из других, ранее защищенных диссертаций.
В круглом столе принимали участие Кирпичников Михаил Петрович - председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, академик РАН; Рудаков Константин Владимирович - научный директор ЗАО «Форексис», член-корреспондент РАН; Карпачев Игорь Владимирович - председатель Совета директоров ЗАО «Анти-Плагиат »; ректоры и деканы ведущих вузов.
Участники дискуссии обсуждали перспективы «рынка диссертационных услуг» в связи с появлением технического способа борьбы с несамостоятельно сделанными диссертациями. Спикеры сошлись во мнении, что «Антиплагиат.ВАК» - социально значимый проект. Его введение позволит поднять престиж научной деятельности в России. По словам первого проректора ГУ-ВШЭ Вадима Радаева, уже сама возможность быть пойманным на плагиате повышает моральные риски и «издержки» недобросовестного диссертанта.
В рамках круглого стола состоялась демонстрация работы системы «Антиплагиат. ВАК» и было подписано соглашение «О сотрудничестве в области повышения эффективности экспертизы аттестационных дел соискателей ученых степеней и ученых званий на основе специализированных информационно-коммуникационныхтехнологий». Соглашение подписали руководители Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, ЗАО «Форексис» и ЗАО «Анти-Плагиат».