Научная статья на тему 'Информационный стресс: причины, экспериментальные модели, Влияние на организм'

Информационный стресс: причины, экспериментальные модели, Влияние на организм Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
2004
187
Поделиться
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / INFORMATION STRESS / СТРЕСС-РЕАКЦИЯ / STRESS REACTION / ИНФОРМАЦИОННАЯ НАГРУЗКА / INFORMATION LOADING / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / EXPERIMENTAL MODEL

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Самотруева М.А., Сергалиева М.У., Ясенявская А.Л., Мажитова М.В., Теплый Д.Л.

В обзоре рассмотрены литературные данные, раскрывающие вопросы изучения моделей информационного стресса, особенностей его влияния на функциональные системы организма, а также профилактики и коррекции индуцируемых нарушений. Дана характеристика экспериментальной модели информационного стресса на животных, заключающаяся в формировании сложного пищедобывательного поведения в многоальтернативном лабиринте. Представлена модель формирования информационного стресса у человека, включающая в себя задания, связанные с процессом обучения, профессиональной направленностью, а также с воздействием на сенсорные системы организма. Показано, что на фоне информационного стресса изменяется функциональное состояние иммунной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Самотруева М.А., Сергалиева М.У., Ясенявская А.Л., Мажитова М.В., Теплый Д.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information stress: causes, experimental models, influence on organism

The literary data highlighting aspects of the study of models of information stress, features of its influence on functional systems of an organism, as well as prevention and correction of the induced violations are provided in the present review. An experimental model of information stress on animals consisting in formation of a complex feeding behavior in a multialternative labyrinth is characterized. We have presented the model of formation of information stress in a human which includes the tasks connected with training process, professional orientation, as well as the impact on sensory systems of an organism. It is demonstrated that the functional state of the immune, cardiovascular, nervous and other systems changes on the background of information stress.

Текст научной работы на тему «Информационный стресс: причины, экспериментальные модели, Влияние на организм»

61. Zhao Y., Samal E., Srivatava D. Seram response factor regulates a muscle-specific micro-RNA that targets Hand2 during cardiogenesis. Nature, 2005, vol. 435, pp. 214-220.

62. MicroCosm Targets Version 5. The European Bioinformatics Institute. Available at: www.ebi.ac.uk/enright-srv/microcosm/htdocs/targets/v5 (accessed 12 November 2015).

63. Targets and Expression. Predicted microRNA targets & target downregulation scores. Experimentally observed expression patterns. Available at: http://www.microrna.org/microrna/getDownloads.do (accessed 12 November 2015).

64. NCBI. dbSNP Short Genetic Variations. Available at: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/SNP (accessed 12 November 2015).

65. TargetScanHuman. Prediction of microRNA targets. Available at: http://www.targetscan.org (accessed 12 November 2015).

УДК 616.45-001.1/.3 03.03.00- Физиология

© M.A. Самотруева, М.У. Сергалиева, A.J1. Ясенявская, М.В. Мажитова, Д.Л. Теплый, Б.И. Кантемирова, 2015

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС:

ПРИЧИНЫ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ, ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ

Самотруева Марина Александровна, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой фармакогнозии, фармацевтической технологии и биотехнологии, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-960-865-11-78, e-mail: msl506@mail.ru.

Сергалиева Мариям Утежановна, ассистент кафедры химии фармацевтического факультета, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-927-579-43-24, e-mail: charlina_astr@mail.ru.

Ясенявская Анна Леонидовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакогнозии, фармацевтической технологии и биотехнологии, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-917-188-04-10, e-mail: yasen_9@mail.ru.

Мажитова Марина Владимировна, доктор биологических наук, заведующая кафедрой химии фармацевтического факультета, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-927-285-02-17, e-mail: marinamazhitova@yandex.ru.

Теплый Давид Львович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии, морфологии, генетики и биомедицины, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 1, тел.: 8-905-362-12-98, e-mail: physiology-agu@mail. ru.

Кантемирова Бэла Исмаиловна, доктор медицинских наук, директор Научно-исследовательского института краевой инфекционной патологии, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-917-192-75-91,e-mail: niikipagma@mail.ru.

В обзоре рассмотрены литературные данные, раскрывающие вопросы изучения моделей информационного стресса, особенностей его влияния на функциональные системы организма, а также профилактики и коррекции индуцируемых нарушений. Дана характеристика экспериментальной модели информационного стресса на животных, заключающаяся в формировании сложного пищедобывательного поведения в многоальтернативном лабиринте. Представлена модель формирования информационного стресса у человека, включающая в себя задания, связанные с процессом обучения, профессиональной направленностью, а также с воздействием на сенсорные системы организма. Показано, что на фоне информационного стресса изменяется функциональное состояние иммунной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем.

Ключевые слова: стресс, информационный стресс, стресс-реакция, информационная нагрузка, экспериментальная модель.

INFORMATION STRESS: CAUSES, EXPERIMENTAL MODELS, INFLUENCE ON ORGANISM

Samotrueva Marina A., Dr. Sci. (Med.), Head of Department, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel.: 8-960-865-11-78; e-mail: msl506@mail.ru.

Sergaliyeva Mariyam U., Assistant, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel.: 8-927-579-43-24, e-mail: charlina_astr@mail.ru.

Yasenyavskaya Anna L., Cand. Sci. (Med.), Associate professor of Department, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel.: 8-917-188-04-10; e-mail: yasen_9@mail.ru.

Mazhitova Marina V., Dr. Sci. (Biol.), Head of Department, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel.: 8-927-285-02-17; e-mail: marinamazhitova@yandex.ru.

Teplyi David L., Dr. Sci. (Biol.), Head of Department, Astrakhan State University, 1 Shaumyana St., Astrakhan, 414000, Russia, tel.: 8-905-362-12-98; e-mail: physiology-agu@mail.ru.

Kantemirova Bela I., Dr. Sci. (Med.), Director, Research Institute of Regional Infectious Pathology, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel: 8-917-192-75-91, e-mail: niikipagma@mail.ru.

The literary data highlighting aspects of the study of models of information stress, features of its influence on functional systems of an organism, as well as prevention and correction of the induced violations are provided in the present review. An experimental model of information stress on animals consisting in formation of a complex feeding behavior in a multialternative labyrinth is characterized. We have presented the model of formation of information stress in a human which includes the tasks connected with training process, professional orientation, as well as the impact on sensory systems of an organism. It is demonstrated that the functional state of the immune, cardiovascular, nervous and other systems changes on the background of information stress.

Key words: stress, information stress, stress reaction, information loading, experimental model.

В последние годы проблема информационного стресса является одним из актуальных вопросов современного общества. XXI век признан веком «информационного взрыва». Современный человек подвержен воздействию разнообразных стрессовых ситуаций, обусловленных усложняющимися социально-экономическими условиями, ускорением темпа жизни, увеличением объема информации, а также постоянным психоэмоциональным напряжением. В результате информационных перегрузок (использование социальных сетей в повседневном общении, рост числа информационных и коммуникационных систем, применение компьютерных технологий, медиасредств, мобильных средств общения и др.) происходит истощение адаптационных возможностей организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний [1,9, 10].

Сегодня роль информационного стресса в повседневной жизни населения все больше возрастает. Стресс не только влияет на уровень и качество жизнедеятельности людей, но и оказывает негативное воздействие на внутренние органы, в результате чего в организме могут формироваться различные патологические процессы [11]. Поэтому создание экспериментальных моделей информационного стресса с целью изучения особенностей его влияния на различные функциональные системы организма для последующей разработки эффективных средств профилактики и коррекции стрессо-генного повреждения составляет важное и актуальное направление современной экспериментальной и клинической медицины.

Одной из моделей формирования информационного стресса является модель, описанная в работах К.А. Никольской с соавторами [12, 13], здесь же приведено и исследование изменений поведенческих реакций на его фоне. Авторы изучили поведение крыс в двух типах сред: открытое поле и лабиринты различных модификаций.

Открытое поле представляло собой камеру с одной либо с двумя подкрепляющими кормушками, расположенными друг напротив друга. Среду усложняли либо за счет пространственной сложности - создавали лабиринтное поле, которое помещали в зону между кормушками, либо за счет введения дополнительных тонических (полка, кольцо) и физических (свет, звук) раздражителей.

Лабиринты представляли собой камеру, разделенную перегородкой на две части: свободное поле и лабиринтная часть, которые соединялись тремя дверями, открывающимися в одном направле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нии (один вход в лабиринт и два выхода в свободное поле). Пространство лабиринта было симметричным и в зависимости от числа разветвлений могло иметь несколько осей симметрии.

Задачу на чередование места подкрепления (повторное подкрепление в данной кормушке можно получить только в том случае, если животное перед этим посетило другую (вторую), расположенную на противоположной стороне) исследовали в двух вариантах экспериментальных сред. Алгоритм навыка представлял собой многократное чередование посещения мест кормления в пределах фиксированного времени опыта.

Пищедобывательную задачу изучали в двух вариантах: в открытом поле и лабиринтах. В первом случае крысы должны были сформировать 5-звенный ситуационный условный рефлекс в циклической форме: при помещении в камеру животное самопроизвольно должно было подойти к полке, нажать на нее, в результате чего включался свет (100 Лк), на который крыса должна была приблизиться к рычагу, дернуть его, подойти к кормушке и получить пищу. После этого животное могло повторить всю последовательность действий. В лабиринтных средах предлагали решить проблемную пищедобывательную задачу: чтобы многократно получать подкрепление в кормушках, необходимо после взятия пищи в пищевой среде (лабиринт) самопроизвольно выйти в непищевую среду (свободное поле) для того, чтобы при повторном заходе в лабиринт в тех же кормушках иметь возможность получить пищу.

Алгоритм поведения мог включать в себя от 4 до 5 оперантных действий: при помещении в стартовую точку свободного поля животное должно было самопроизвольно подойти к полке и нажать на нее для того, чтобы открылся вход в лабиринт (в случае 5-звенного навыка) или сразу подойти ко входной двери (в случае 4-звенного навыка). В лабиринте следовало найти одну подкрепляющую кормушку или 2 из 4 имеющихся, выйти самопроизвольно в свободное поле через 1 из 2 выходов, после чего можно повторить весь цикл действий.

Проведенные таким образом исследования позволили выделить три группы животных, различающихся уровнем когнитивных возможностей (интеллекта) - способности прогнозировать поведенческий ответ: прогнозировать результат на основе процесса ассоциирования, прогнозировать действие на основе процесса анализа и прогнозировать результат действия на основе процесса обобщения. Авторами показано, что познавательная деятельность имеет свое отражение на различных уровнях нейрохимической активности мозга: медиаторном, белковом, активности ферментов углеводного и белкового обменов в нейронах. Характер и направленность изменений определяются структурной топографией нейрональной активности, индивидуальные особенности которых обусловлены физиологической, нейрохимической и морфофункциональной гетерогенностью мозга.

В работах Т.К. Сережниковой с соавторами (2010) на крысах линии \Vistar проведено исследование сочетанного влияния информационного и физического видов воздействия. В ходе исследования осуществлялось чередование двух видов нагрузок: физической - плавание с грузом 10 % от массы тела, время «до предела» и информационной - формирование пищедобывательного поведения в многоальтернативном лабиринте («как аналог когнитивной деятельности человека»). Психоэмоциональное состояние животных оценивали в тесте «Приподнятый крестообразный лабиринт».

На фоне стресса у крыс по сравнению с контрольными интактными особями достоверно сократилось время, проведенное на открытых (аверсивных) рукавах, отмечалось угнетение исследовательского компонента поведения («свешивания» с открытых рукавов лабиринта, «выглядывания» из темных отсеков, переходы через центр), увеличилось время посещения более безопасной темной зоны лабиринта, отмечалось увеличение числа актов кратковременного груминга. Важно отметить, что время, проведенное животными в центральной зоне, трактуемое как «время для принятия решения» и отражающее скорость ориентировочных реакций, было достоверно выше по сравнению с контролем [17]. Кроме того, было доказано, что на фоне комбинированного информационно-физического стресса развиваются изменения иммунологической реактивности, а именно установлено повышение общего количества лейкоцитов, титра антител в реакции прямой гемагглютинации, а также фагоцитарного индекса [15].

В другой работе те же авторы изучали воздействие информационной нагрузки на крысах линии \Vistar по показателям стресс-реактивности: количество эозинофилов, масса надпочечников, тимуса и селезенки [13, 14, 16]. В группе животных, подверженных информационной нагрузке, были отмечены следующие достоверные изменения: эозинопения, инволюция тимуса, увеличение массы надпочечников и селезенки, что подтверждало развитие стресса. Кроме того, в данной работе оценивали показатели, отражающие активность иммунной системы. Под воздействием информационной нагрузки выявлено увеличение по сравнению с интактными особями индекса реакции гиперчувствительности

замедленного типа и титра антител в реакции прямой гемагглютинации на фоне снижения общего количества лейкоцитов периферической крови. Важно также подчеркнуть, что на фоне чрезмерного информационного воздействия отмечено снижение активности каталазы при одновременном повышении уровня церулоплазмина, что свидетельствует о неравнозначном использовании разных анти-оксидантных систем организма для погашения гиперпродукции свободных радикалов при стрессе.

Полученные результаты согласуются с имеющимися в литературе данными [14, 16]. Так, А.М. Яблонской (2009) было установлено, что информационная нагрузка вызывает активацию иммунитета, главным образом его клеточного звена, инволюцию тимуса, гиперплазию белой пульпы селезенки, повышая уровень продукции ИЛ-2 и ФНО-а [18].

Исследователями Амурской государственной медицинской академии в экспериментах на белых беспородных крысах-самцах изучены поведенческие параметры в проблемной камере при сформированном информационно-эмоциональном стрессе (в структуре оборонительного поведения). Предварительно у всех животных вырабатывали инструментальный рефлекс активного избегания из проблемной камеры. Условным раздражителем служил электрический ток, подаваемый на электродный пол установки, силой, не достигающей болевого порога чувствительности (аверсивный). Далее формировали информационно-эмоциональный стресс путем помещения в проблемную камеру, где переход в один и тот же выход возможен только один раз, и каждая повторная попытка выхода в заблокированную дверь расценивалась как ошибочная. Тем самым перед тестируемой особью формировался дефицит прогностической информации. Данные исследования показали, что при сформированном информационно-эмоциональном стрессе происходит увеличение уровня тревожности опытных животных, неравномерное распределение доли нервных действий в возможные выходы из проблемной камеры и снижение когнитивных показателей [5].

Интерес представляют клинические исследования моделей информационного стресса, применяемых к человеку, и влияние данного вида стресса на различные системы организма. Так, проведена оценка чувствительности различных показателей регуляции сердечного ритма к изменениям уровня информационной нагрузки операторов в процессе выполнения профессиональных задач на тренажере. В исследовании приняли участие 40 операторов транспортных систем, из них 20 опытных специалистов и 20 новичков в возрасте от 20 до 43 лет.

Каждый участник выполнял на компьютерном тренажере 6 сценариев по 15 минут. В процессе выполнения сценариев имитировалась деятельность оператора транспортного средства по выполнению следующих задач: непрерывный мониторинг визуальных сигналов, поступающих из внекабин-ного пространства, регуляция скорости движения транспортного средства, ведение переговоров по устройствам связи.

Сценарии имели три уровня сложности: легкий, средний, тяжелый. Половина сценариев включала в себя критические стрессовые воздействия, которые были связаны с резким повышением перцептивной и мнемической нагрузки и требовали многозадачной операторской деятельности в условиях дефицита времени. Одновременно с первичной задачей выполнения тренажерного задания участники выполняли вторичную сенсомоторную задачу: реагировали на визуальные сигналы, появляющиеся на нижней части экрана с частотой раз в 10 секунд.

Проведенное исследование подтвердило информативность динамических показателей, например, длительность переходных процессов сердечного ритма при изменении рабочей нагрузки. Установлено, что у опытных операторов показатели длительности переходных процессов значимо меньше, чем у новичков, что свидетельствует об их более успешной адаптации к воздействию высоких информационных нагрузок [8].

Осуществлено исследование центральных и периферических механизмов информационного стресса на основе комплексного изучения на человеке взаимоотношений осцилляторных свойств сердечного ритма с важнейшими биохимическими показателями, отражающими функционирование периферической нервной системы и надпочечников: катехоламинами, метаболитами оксида азота, продуктами свободнорадикального окисления. По данным выполнения арифметического теста на перемножение двухзначных чисел на двухзначные в условиях временного прессинга выявлено три типа реагирования на информационную нагрузку по параметрам сердечного ритма, каждому из которых соответствуют различные реактивные изменения биохимических показателей. На основании выявленных корреляций между параметрами сердечного ритма и биохимическими показателями обсуждаются функционально-биохимические механизмы информационного стресса [2].

Для изучения вегетативных проявлений информационного стресса был использован метод вариационного анализа ритма сердца, включая вариационную пульсометрию и спектральный анализ

ритма сердца [6]. Полученные исследователями данные свидетельствуют о том, что постоянное воздействие психоэмоционального информационного стресса приводит к избыточной активации стресс-реализующих систем, о чем свидетельствует увеличение показателей вариабельности сердечного ритма: амплитуды моды, мощности волн низкой частоты, нормализованного индекса мощности волн низкой частоты и вагосимпатического индекса.

Сегодня для профилактики и коррекции стресса, в том числе и информационного, широкое применение находят антиоксиданты, а также активно используются транквилизаторы. Большое количество лекарственных трав, которые, как известно, богаты биологически активными веществами, укрепляют и успокаивают нервную систему, улучшают мозговую деятельность, активность иммунной системы, являясь антиоксидантными и стресспротекторными агентами.

Важнейшей задачей современной профилактической медицины является поиск и применение немедикаментозных способов коррекции функциональных изменений физиологических систем при стрессе. Существует ряд экспериментов, посвященных изучению иммунокорригирующих свойств спелеоклиматотерапии, заключающейся в использовании специфического микроклимата пещер, шахт, горных выработок в лечебных целях [3, 4, 7]. Так, исследователями Воронежской государственной медицинской академии им. H.H. Бурденко было установлено, что 10-дневный курс спелеоклиматотерапии приводит к снижению вегетативных проявлений хронического информационного стресса, связанного с процессом обучения, что позволяет рекомендовать данный метод в качестве профилактики дизрегуляторных состояний [6].

Таким образом, имеющиеся в литературе данные показывают, что для достижения информационного стресса в эксперименте на животных преимущественно используют модель формирования сложного пищедобывательного поведения в многоальтернативном лабиринте. Модели, применяемые для формирования информационного стресса у человека, более разнообразны и включают в себя задания, связанные с процессом обучения или профессиональной направленностью, а также воздействия на сенсорные системы организма. На фоне информационного стресса изменяется функциональное состояние иммунной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем, что актуализирует необходимость развития научного направления по разработке новых путей фармакологической и физиотерапевтической коррекции.

Список литературы

1. Бодров, В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. - М. : Пер Сэ, 2000. - 352 с.

2. Ведерко, О. В. Эффекты информационного стресса у человека: соотношение биохимических параметров и сердечного ритма / О. В. Ведерко, Н. Н. Данилова, Н. В. Гуляева, Б. М. Коган, Н. А. Лазарева, М. В. Онуфриев // Нейрохимия. - 2003. - Т. 20, № 1. - С. 68-74.

3. Горбатенко, Н. П. Влияние спелеоклиматотерапии на психоэмоциональное состояние студентов в процессе обучения / Н. П. Горбатенко, Е. В. Дорохов, В. Н. Яковлев, Е. А. Павлова // Вестник новых медицинских технологий. - 2012. Т. 19, № 2. - С. 127-129.

4. Горбатенко, Н. П. Влияние спелеоклиматотерапии на психоэмоциональное и вегетативное состояние студентов в условиях информационного стресса :автореф. дис. ... канд. биол. наук. / Н. П. Горбатенко. - М., 2013.-22 с.

5. Доровских, В. А. Поведенческие параметры приобретенного поведения при информационно-эмоциональном стрессе у крыс на фоне применения мексидола / В. А. Доровских, Т. А. Баталова // Дальневосточный медицинский журнал. - 2005. - Т. 1, № 3. - С. 123-125.

6. Дорохов, Е. В. Системный анализ вариабельности сердечного ритма у студентов в условиях информационного стресса и корригирующие возможности спелеоклиматотерапии / Е. В. Дорохов, Н. П. Горбатенко, В. Н. Яковлев, О. А. Япрынцева // Вестник новых медицинских технологий. - 2012. - Т. 19, № 2. - С. 129-132.

7. Жоголева, О. А. Влияние тревожности и депрессии на иммунный статус студентов в состоянии хронического информационного стресса и корригирующая роль спелеоклиматотерапии / О. А. Жоголева, Е. В. Дорохов, А. В. Карпова // Вестник новых медицинских технологий. - 2010. - Т. 17, № 2. - С. 187-189.

8. Зотов, М. В. Физиологические показатели устойчивости человека к воздействию информационного стресса / М. В. Зотов, В. И. Шостак, В. М. Петрукович // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 255-261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ковтунович, М. Г. Информационный стресс / М. Г. Ковтунович, К. Е. Маркачев // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 5. - С. 83-91.

10. Медведева, Н. И. Современная социальная среда как фактор и источник информационного стресса / Н. И. Медведева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - № 2 (47). - С. 235-239.

11. Меерсон, Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам/ Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

12. Никольская, К. А. Системно-информационные аспекты познавательной деятельности позвоночных : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / К. А. Никольская. - М., 2010. - 77 с.

13. Никольская, К. А. Эволюционные аспекты интеллекта позвоночных - может ли интеллект быть фактором, ограничивающим выбор среды обитания? / К. А. Никольская // Исследовано в России : электронный научный журнал. - 2005. - № 143/050630. — Режим доступа : http://zhurnal.ape.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения :01.11.2015.

14. Самотруева, М. А. Пат. 2432949 Рос. Федерация, А61КЗ1/4015 Способ коррекции нарушений иммунного и психоэмоционального статуса организма при экспериментальном информационном стрессе / М. А. Самотруева, И. Н. Тюренков, Т. К. Сережникова, Е. Б. Хлебцова, М. М. Магомедов; заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО ATM А Росздрава). - № 2010135844/15; заявл. 26.08.2010; опубл. 10.11.2011. -Бюл. №21.

15. Сережникова, Т. К. Изучение иммунокорригирующих свойств нового производного фенотропила у крыс с информационно-физическим стрессом / Т. К. Сережникова, М. А. Самотруева, И. Н. Тюренков, Д. JI Теплый, Е. С. Насунова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 11. - С. 35-36.

16. Сережникова, Т. К. Изучение психоиммуномодулирующих свойств фенотропила на модели информационного стресса / Т. К. Сережникова, М. А. Самотруева, И. Н. Тюренков, Д. JT. Теплый, Е. Б. Хлебцова, Е. С. Насунова // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - Т. 6, № 1. - С. 110-114.

17. Сережникова, Т. К. Психомодулирующее действие сукцинатафенотропила в условиях информационно-физического стресса / Т. К. Сережникова, М. А. Самотруева, И. Н. Тюренков, Д. JT. Теплый, Е. С. Насунова // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 9. - С.212-212.

18. Яблонская, А. М. Индивидуальные морфофункциональные различия реакции иммунной системы крыс Вистар при воздействии информационной нагрузки и липополисахарида : автореф. дис. ... канд. биол. наук / А. М. Яблонская. - М., 2009. - 26 с.

References

1. Bodrov V. A. Informatsionnyy stress: Uchebnoe posobie dlya vuzov [Information stress: textbook for universities], Moscow, Per Se, 2000, 352 p.

2. Vederko О. V., Danilova N. N., Gulyaeva N. V., Kogan В. M., Lazareva N. A., Onufriev M. V. Effekty in-formatsionnogo stressa u cheloveka: sootnoshenie biokhimicheskikh parametrov i serdechnogo ritma [Effects of information stress in humans: correlation of biochemical parameters and heart rate]. Neyrokhimiya [Neurochemistry], 2003, vol. 20, no. 1, pp. 68-74.

3. Gorbatenko N. P., Dorokhov E. V., Yakovlev V. N., Pavlova E. A. Vliyanie speleoklimatoterapii na psik-hoemotsional'noe sostoyanie studentov v protsesse obucheniya [Speleotherapy Influence on Psychoemotional, Psychophysiological State of Students in the Elraingn Porecss]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy [Journal of New Medical Technologies], 2012, vol. 19, no. 2, pp. 127-129.

4. Gorbatenko N. P. Vliyanie speleoklimatoterapii na psikhoemotsional'noe i vegetativnoe sostoyanie studentov v usloviyakh informatsionnogo stressa. Avtoreferat dissertatsii kandidata biologicheskikh nauk [Influence of a speleotherapy on a psychoemotional and vegetative condition of students in the conditions of information stress. Abstract of thesis of Candidate of Biological Sciences]. Moscow, 2013, 22 p.

5. Dorovskikh V. A., Batalova T. A. Povedencheskie parametry priobretennogo povedeniya pri informat-sionno-emotsional'nom stresse u krys na fone primeneniya meksidola [Behavioural parameters of acquired behaviour during informational-emotional stress in rats treated with mexidolum], Dal'nevostochnyy meditsinskiy zhurnal [Far East Medical Journal], 2005, vol. 1, no. 3, pp. 123-125.

6. Dorokhov E. V., Gorbatenko N. P., Yakovlev V. N., Yapryntseva O. A. Sistemnyy analiz variabel'nosti serdechnogo ritma u studentov v usloviyakh informatsionnogo stressa i korrigiruyushchie vozmozhnosti speleoklimatoterapii [System analysis of heart rate variability of students in the stress of information and opportunities speleoklimatoterapii]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy [Journal of New Medical Technologies], 2012, vol. 19, no. 2, pp. 129-132.

7. Zhogoleva O. A., Dorokhov E. V., Karpova A. V. Vliyanie trevozhnosti i depressii na immunnyy status studentov v sostoyaniikhronicheskogoinformatsionnogostressaikorrigiruyushchayarol' speleoklimatoterapii [Influence of uneasiness and depression on the immune status of students in the state of chronic informational stress and corrigent role of speleoclimatetherapy]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy [Journal of New Medical Technologies], 2010, vol. 17, no. 2, pp. 187-189.

8. Zotov M. V., Shostak V. I., Petrukovich V. M. Fiziologicheskie pokazateli ustoychivosti cheloveka k vozdeystviyu informatsionnogo stressa [Physiological indicators of human resistance to the informational stress factors]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education], 2009, no. 4, pp. 255-261.

9. Kovtunovich M. G., Markachev К. E. Informatsionnyy stress [Information stress]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2008, no. 5, pp. 83-91.

10. Medvedeva, N. I. Sovremennaya sotsial'naya sreda kak factor i istochnik informatsionnogo stressa [Modern social environment as a factor and a source of informational stress]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo univer-siteta [Bulletin of the North Caucasus Federal University], 2015, no. 2 (47), pp. 235-239.

11. Meerson F. Z., Pshennikova M. G. Adaptatsiya k stressornym situatsiyam i fizicheskim nagruzkam [Adaptation to stress situations and physical activity]. Moscow, Meditsina [Medicine], 1988, 256 p.

12. Nikol'skaya K. A. Sistemno-informatsionnye aspekty poznavatel'noy deyatel'nosti pozvonochnykh. Av-toreferat dissertatsii doktora biologicheskikh nauk [System and information aspects of cognitive activity of vertebrates. Abstract of thesis of Doctor of Biological Sciences]. Moscow, 2010, 77 p.

13. Nikol'skaya K. A. Evolyutsionnye aspekty intellekta pozvonochnykh - mozhet li intellect byt' faktorom, ogranichivayushchim vybor sredy obitaniya? [Evolutionary aspects of intelligence of vertebrates. Can intelligence be a factor limiting the choice of habitat?]. Elektronyy nauchnyy zhurnal «Issledovano v Rossii» [Electronic scientific Journal «Investigated in Russia»], 2005, no. 143/050630. Available at: http://zhurnal.ape.ru (accessed 01 November 2015).

14. Samotrueva M. A., Tyurenkov I. N., Serezhnikova T. K., Khlebtsova E. B., Magomedov M. M. Sposob kor-rektsii narusheniy immunnogo i psikhoemotsional'nogo statusa organizma pri eksperimental'nom informatsionnom stresse [Way of correction of violations of the immune and psychoemotional status of an organism at an experimental information stress]. Patent RF, no. 2432949, 2011.

15. Serezhnikova T. K., Samotrueva M. A., Tyurenkov I. N., Teplyi D. L., Nasunova E. S. Izuchenie immuno-korrigiruyushchikh svoystv novogo proizvodnogo fenotropila u krys s informatsionno-fizicheskim stressom [The study of immunocorrecting properties of a new derivative of phenotropil in rats with information and physical stress]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2010, no. 11, pp. 35-36.

16. Serezhnikova T. K., Samotrueva M. A., Tyurenkov I. N., Teplyi D. L., Khlebtsova E. B., Nasunova E. S. Izuchenie psikhoimmunomoduliruyushchikh svoystv fenotropila na modeli informatsionnogo stressa [The research of psychoimmunomodulling properties of phenotropil to the models of informative stress]. Astrakhanskiy meditsinskiy zhurnal [Astrakhan Medical Journal], 2011, vol. 6, no. 1, pp. 110-114.

17. Serezhnikova T. K., Samotrueva M. A., Tyurenkov I. N., Teplyi D. L., Nasunova E. S. Psikhomodeliruyu-shchee deystvie suktsinatafenotropila v usloviyakh informatsionno-fizicheskogo stressa [Psycho modeling effect of succinate phenotropil under information and physical stress]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies], 2010, no. 9, pp. 212-212.

18. Yablonskaya A. M. Individual'nye morfoiunktsional'nye razlichiya reaktsii immunnoy sistemy krys Vistar pri vozdeystvii informatsionnoy nagruzki i lipopolisakharida. Avtoreferat dissertatsii kandidata biologicheskikh nauk [Individual morphological and functional differences of the reaction of the immune system of Wistar rats under the influence of information load and lipopolysaccharide. Abstract of thesis of Candidate of Biological Sciences]. Moscow, 2009, 26 p.

УДК 616.44-053.3:616.12-008.3 14.01.00 - Клиническая медицина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© A.O. Яровая, H.C. Гончарук, Т.Н. Доронина, Н.Ю. Никулина, А.Ю. Подулясская, 2015

ОЦЕНКА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РИТМА СЕРДЦА ПРИ ЭНДОКРИННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ

Яровая Алена Олеговна, аспирант кафедры госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-917-089-93-96, e-mail: alena-yarovaya@list.ru.

Гончарук Надежда Сергеевна, врач, детский эндокринолог отделения эндокринологии, ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница им. H.H. Силищевой», Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 2а, тел.: (8512) 61-02-73, e-mail: nadinpeace@mail.ru.

Доронина Татьяна Николаевна, доктор медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии с курсом последипломного образования, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-905-361-35-67, e-mail: kafedral@mail.ru.

Никулина Надежда Юрьевна, заведующая отделением эндокринологии, ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница им. H.H. Силищевой», Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 2а, тел.: (8512) 61-02-73, e-mail: kafedral@mail.ru.