Научная статья на тему 'Информационный ресурс как основание трансформации современной экономической реальности'

Информационный ресурс как основание трансформации современной экономической реальности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бизнес-коммуникация / Информационное общество / мировые информационные ресурсы / финансово-экономические и управленческие инновации / Национальное богатство / внутриорганизационные взаимоотношения / коммуникация / Информационная экономика

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мавлиева Г. Р.

Во второй половине ХХ века происходило изменение направленности социального развития от индустриальной цивилизации к постиндустриальной, что в итоге обусловило переход к информационному обществу. Важно объективно оценить и определить суть этой новой формы общественной жизни, чтобы понять, какой отпечаток накладывают эти изменения на все сферы социального бытия и, в первую очередь, на развитие коммуникативных процессов в экономической сфере и формы их регуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный ресурс как основание трансформации современной экономической реальности»

УДК 316.776

ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРС КАК ОСНОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

© Г. Р. Мавлиева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 27.

E-mail: indigoair@mail.ru

Во второй половине ХХ века происходило изменение направленности социального развития от индустриальной цивилизации к постиндустриальной, что в итоге обусловило переход к информационному обществу. Важно объективно оценить и определить суть этой новой формы общественной жизни, чтобы понять, какой отпечаток накладывают эти изменения на все сферы социального бытия и, в первую очередь, на развитие коммуникативных процессов в экономической сфере и формы их регуляции.

Ключевые слова: бизнес-коммуникация, информационное общество, мировые информационные ресурсы, финансово-экономические и управленческие инновации, национальное богатство, внутриорганизационные взаимоотношения, коммуникация, информационная экономика.

Процессы трансформации социального развития актуализируют проблемы управления бизнес-коммуникациями, которые во многом и формируют облик современного бытия, характеризующегося выраженной информационной насыщенностью и соответствующей фундацией всех явлений и их динамикой. Под бизнес-коммуникациями мы понимаем весь спектр информационно-обменных процессов, реализуемых в социохозяйственной сфере - от делового общения до конкурентной разведки. Очевидно, что сейчас именно информационная компетентность предпринимателя обусловливает успешность бизнеса и эффективность позиционирования его результатов на рынке. В этом отношении невозможно переоценить актуальность формулы Ф. Бэкона - знание (и инструментальная информация) - (главная движущая) сила (развития современного социального бытия).

В определении феномена информационного общества и современных коммуникационных процессов, составляющих его основу, очевидно, нельзя ограничиваться только экономическим аспектом или социальными факторами, поскольку комплексные и многонаправленные перемены охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. На основе имеющихся подходов к анализу данного социетального явления и различных толкований данной дефиниции можно вывести следующее наиболее общее определение: информационное общество - это исторически сложившийся тип общественного устройства, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в общественной жизни;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего, во-первых, эффективное информационное взаимодействие людей, во-вторых, их доступ к мировым информаци-

онным ресурсам и, наконец, наиболее полное удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Сегодня наука становится решающей силой развития социохозяйственных систем. В связи с этим сейчас происходит не менее очевидное смещение приоритетов в развитии различных экономических систем от материально-вещественных и энергетических ресурсов - к ресурсам интеллектуального и информационного характера. Информация начинает играть такую существенную, основополагающую роль, что появляется возможность выделять ее как пятый фактор производства наряду с известными: трудом, капиталом, земельными ресурсами и человеком. За социально-культурными скачками в отдельно взятых странах (точнее - мировых культурах) начинают прослеживаться общие закономерности и тенденции, связанные с возрастающей ролью науки, инноваций, новых информационных возможностей в экономике. Этот новый экономический феномен по существу является социохозяйствен-ной формой реализацией более широкого явления, получившего название «информационное общество».

Попыток объяснения феномена трансформации экономической реальности, как изменения типа хозяйственного миропорядка предпринималось достаточно много, но основные разработки начались лишь во второй половине 90-х годов ХХ века. Основоположником исследования этого феномена считают Д. Белла. В 80-е и 90-е гг. западной экономической наукой был расширен спектр исследований данного направления в работах таких авторов, как Ф. Фукуяма «Конец истории» [1], М. Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» [2], П. Дракер «Посткапиталистическое общество» [3], Й. Шумпетер «Капитализм, социализм и демократия» [4], А. Тоффлер и X. Тоффлер «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» [5], Б. Гейтс «Бизнес со скоростью мысли» [6]. В исследованиях западных ученых заложен фундамент теории новой экономики. Значителен вклад и российских исследователей,

в первую очередь, таких как В. Г. Белолипецкий, А. В. Бузгалин, М. Г. Делягин, В. Л. Иноземцев, Ю. М. Осипов.

В данном исследовании мы будем основываться та том, что собственно феномен, как и содержание понятия «новая экономика» есть комплексная данность, которая включает в себя разные аспекты (и компоненты), каждый из которых также структурирован внутри себя:

- производство нового знания (инноваций, информации);

- использование нового знания в экономической сфере (в производстве, обмене, распределении и потреблении благ);

- организацию и управление экономической реальностью и жизнью общества в целом на основе принципов, задаваемых «новой экономикой»;

- появление новых социально-культурных условий и нового состояния антропогенной среды в условиях новой экономики;

- формирование новых качеств человеческой личности.

Лишь подходы, учитывающие содержание и диалектическую связь между указанными компонентами, на наш взгляд, могут претендовать на полноту и потому истинность в отражении этого сложнейшего феномена, поиска путей управления, повышения эффективности для человека и человеческих сообществ возможностей, открывающихся в связи с развитием «новой экономики».

Итак, «новая» макроэкономическая среда,

сформировавшаяся под влиянием новых технологий и информации, рассматривается как особый экономический строй, который базируется на трансформации знаний в финансово-экономические и управленческие инновации. Сама же информация так же представляет собой специфический «товар», если говорить об обмене информационными продуктами. В то же время, знания и информация резко обесцениваются во времени, при этом информационный продукт в отличие от материального подвержен только одному виду износа - моральному.

В «новой» социохозяйственной среде возникает еще одна разновидность «внешних эффектов». Если в экономике традиционных товаров нарастание количества пользователей уменьшает полезность, получаемую каждым, поскольку один и тот же объем благ приходится на все большее количество потребителей, то в случае со знанием, как основной продукцией «новой экономики», человек сталкивается с таким явлением, как «сетевые внешние эффекты», когда полезность блага для одного человека зависит от количества других людей, участвующих в потреблении данного блага. Это приводит к тому, что возникает новая структура приоритетов монополий, которые в современных условиях заинтересованы не в сохранении монопольно высоких цен, а в максимальном (с тенденцией к монополизации рынка) их удешевлении. Сам рынок, в данном случае, становится предметом монополизации как конструкция обращения товара, а не какой-то конкретный товар [7, с. 79].

Очевидно, что сейчас нет ни одного способа производительного приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования, Следовательно, в современном обществе национальные информационные ресурсы - его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства.

Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей «нересурсы» в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства.

Все достижения научно-технического прогресса очень быстро внедряются в жизнь и тот, кто сделал это быстрее и эффективнее, сможет выживать и развиваться, а те, кто медлит, имея в руках важные сведения, обречен на стагнацию собственного развития или вымирание.

Скорость внедрения инноваций и реакции на изменения внешней среды сегодня определяет коммерческий успех и зависит, прежде всего, от эффективности организации коммуникационных потоков. Нужно как можно быстрее анализировать возможности новых идей, доводить их до персонала, а потом первыми выводить новинку на рынок. Нереально надеяться на монополию в производстве востребованного рынком товара или услуги, но при этом только те, кто внедрит ноу-хау в числе первых, смогут стать лидерами на рынке и быстрее накопить материальные ресурсы и знания для новых внедрений. В этой связи существует замечательная классификация, цитируемая часто Филипом Котлером и другими авторами: есть два вида компаний - те, что меняются, и те, что исчезают.

Сегодняшняя экономическая обстановка определяется двумя мощными силами - революцией технологий, связанной с изобретением бита, что дало возможность перевести любую информацию в цифровые коды, и глобализацией - открытостью взаимосвязей между всеми странами мира. Эти силы сделали для всех, кто стремится к коммерческому успеху, главным конкурентным преимуществом именно скорость приспособления к изменениям, скорость производства этих самых изменений. Новые силы принесли и новые методы работы на рынке. По мнению Филиппа Котлера, сейчас важно работать и совершенствоваться не в изоляции, а в сотрудничестве с другими; не разделять работу между разными отделами, а решать возникающие проблемы быстро при помощи многоцелевых групп; практиковать массовый маркетинг, ориентированный на товары, специально рассчитанные на определенные сегменты рынка; постоянно искать новые преимущества, а не пользоваться лишь одним; управлять не только сверху, но и снизу и по

горизонтали. В основе всех перечисленных действий по развитию компаний в современных условиях лежат эффективно организованные бизнес-коммуникации [8, с. 17].

С точки зрения организации деятельности, построения отношений и коммуникаций можно выделить две системы управления - формальную и неформальную. Первой свойственна строгая иерархичность; связи между подразделениями, расположенными на одном уровне организационной структуры, осуществляются через центр; применяются жесткие должностные инструкции; подчиненным даются четко конкретизированные задания; всемерно поощряется исполнительность, главное сделать так, как приказано. Вторая система не запрещает действовать, прыгая через ступеньки служебной лестницы; дается простор горизонтальным связям; от людей ждут, что они сформулируют целе-полагание и разработают технологию целедости-жения сами; подчиненному ставят общие задачи и предоставляют право человеку самому определить, как он будет их решать; всемерно поощряется инициатива, творческий подход к делу; главное для работника - решить проблему оптимальным для компании образом, обеспечить максимальный результат. Исполнитель здесь активно участвует в обсуждении задачи, которую ему необходимо решать.

Если формальная система опирается на организационную структуру предприятия, то неформальная - на его микрокультуру, формируемую, прежде всего, внутриорганизационными взаимоотношениями и коммуникациями. Формальную структуру, как правило, разрабатывают и внедряют, часто преодолевая сопротивление работающих. Современная тенденция заключается в том, что неформальная система, являясь инновационной, последовательно вытесняет формальную, по мере того как труд более высокого качества вытесняет труд более низкого порядка. Именно развитие неформальной системы дало толчок созданию нового типа проектного управления, где организационная структура обладает лишь номинальным значением, а все процессы управляются проектными группами.

Природа сетевой проектной организации заключается в том, что она преобразовывает рыночные сигналы (информацию) в товары и услуги, «процессируя знание». Если функция выступает ключевым элементом вертикальной пирамиды иерархической организации, то базовый элемент сетевой организации более сложен - это проект, который реализуется сетью, когда люди, не подчиненные кому-то одному, в состоянии работать вместе, чтобы получить некий положительный результат.

Фундаментальная ценность сетевой организации и соответствующих коммуникаций в том, что она создает материальную основу для нового типа культуры, которая, конечно же, наследует целый ряд этических принципов, раскрытых М. Вебером следующим образом: стремление к прибыли, привлекательность общества потребления, семейные ценности. Но она добавляет одну исключительно

важную вещь - «этический императив важности ежедневного саморазрушения» [9, с. 26].

Рассматривая проблему специфики коммуникационных процессов организации, стоит остановиться на подходе к их анализу К. Нордстрема и Й. Ридцерстрале. Они стали основоположниками концепции «фанки-бизнеса», в основе которого лежит знание, талант, творчество каждого конкретного сотрудника, что является главным конкурентным преимуществом сегодня и позволяет организациям быстро совершенствоваться. Такой тип бизнеса стал возможен благодаря вступлению развитых стран в век доступной всем информации и товарного изобилия, что в свою очередь стало следствием информационно-технологической революции XX века.

По мнению К. Нордстрема и Й. Риддерстрале, современная организация, желающая развиваться и жить в будущем, должна одновременно обладать комплексом следующих особенностей:

1. Небольшой размер современной организации (до 50 сотрудников), так как на таком уровне еще можно сохранить изобретательную, творческую атмосферу, человек со своим талантом не потеряется. Для больших транснациональных корпораций выход заключается в создании небольших динамичных бизнес-единиц (центров прибыли).

2. Меньше уровней в организационной должностной структуре, что сокращает время между возникновением проблемы и ее решением. При этом акцент делается на среднем звене, от которого реально строится структура вверх и вниз.

3. Временный проектный характер реализации целей организации. Люди при этом объединены корпоративной культурой и готовы к постоянной перегруппировке. Поиск талантливых сотрудников и создание для них должностей и проектов.

4. Горизонтальная организация внутриорганиза-ционной коммуникации, которая позволяет действовать оперативно и ставить на один уровень не только руководство и персонал, но и поставщиков с потребителями.

5. Использование принципа циркулярности, т.е. способности самоорганизации, который заключается во всесторонней оценке возможностей использования различных информационных ресурсов.

6. Открытость, цепь взаимоотношений с внешним миром через стратегические альянсы и партнерские соглашения в некоторых случаях даже с конкурентами.

7. Контроль за результатами деятельности с помощью информационных технологий с упором на косвенные показатели (динамика развития клиентов, поставщиков, конкурентов...).

8. Успех определяется уникальностью и постоянной готовностью к изменениям, отказу от конкуренции, временной монополии [10, с. 194].

Как видно, выполнение всех этих требований успешной организации возможно только при долж-

ном серьезном внимании к вопросам коммуникаций как внутри компании, так и вне ее. Они не только обеспечивают открытость и быстроту взаимодействий, но и выступают инструментом, который выделяет продукцию в мире товарного изобилия, так как потребитель покупает в товаре в большей мере эмоции, новые отношения, определенный социальный статус. Именно инструменты коммуникаций позволяют наделить некий продукт определенным набором этих нематериальных качеств.

С этой точки зрения на развитие организаций, стремящихся предвосхитить общественные и рыночные тенденции, очень интересна теория «общества мечты», разработанная шведским футурологом Ролфом Йенсеном. По его определению, общество мечты - это следующий после информационного общества этап, в основе которого лежит уже не информация, а воображение, не разум, а эмоции. Оно, по словам Йенсена, знаменует собой завершение длившегося не одно тысячелетие господства материальных интересов, становясь первой постмате-риалистической эрой. В свою очередь организации в «обществе мечты» будут превосходить друг друга на основе своих историй, легенд о них самих и о выпускаемых ими товарах [11, с. 16].

Именно об этом говорит Ролф Йенсен, утверждая, что в будущем на 80% успеха продаж товара или услуги будет зависеть от истории и дизайна этого продукта и лишь на 20% - от цены и логистики. В современном западном обществе, по его мнению, уже сейчас человеком на 50% руководят его материальные потребности, и на 50% - нематериальные, среди которых: признание, любовь, контроль, свобода, ответы на великие вопросы, традиции, забота, изменения и конфликты [12, с. 10].

Таким образом, рынок будущего правильнее определять не товарными характеристиками, а информационными. К примеру, правильнее говорить не о рынке кормов для домашних животных, а о товарах для животных на рынке заботы. Естественно, что описанные выше изменения в стилистике коммуникаций организации и ее аудиторий возведут на новую высоту вопросы информационного взаимодействия, так как успех бизнеса зависит от того, как идея, история товара или компании будет сформулирована, передана или воспринята потребителем.

Остается определить, насколько современное общество приблизилось к описываемым здесь переменам, на какой стадии развития оно сейчас находится. По словам Йенсена, современное западное общество на рубеже веков находится в расцвете информационной экономики и в ближайшем будущем будет стремиться к постепенному переходу в новые условия, так как технологии станут повсеместно совершенными, а абсолютное большинство населения не будет испытывать недостатка средств для полного удовлетворения всех своих информационных и материальных потребностей.

Говоря об инновационных тенденциях развития современного социохозяйственного бытия и роли в нем коммуникаций, нельзя обойти стороной точку зрения Петера Штомпки. В его модели социального становления появляется некий «высший информационный метамеханизм», благодаря которому историческим изменениям подвергаются сами принципы социального преобразования. Постепенное подчинение природы потребностям общества, рост защиты от неблагоприятных воздействий с ее стороны означают рост контроля над природной средой. Что касается сознания, то рост знаний человека способствует развенчанию «ложного сознания», мифов, иллюзий, осознанию закономерностей социального функционирования и изменения. Все это позволяет точнее предвидеть и целенаправленно изменять социальную жизнь, делать социальное становление более успешным и динамичным [13, с. 291].

В связи с описанными выше тенденциями общественного развития сегодня резко возрастает роль коммуникационного менеджмента в процессе эффективного позиционирования любого социохозяйственного модуля. Организация будет успешно развиваться в современных условиях, если будет максимально использовать информационные ресурсы, позволяющие ей обеспечить эффективные информационные связи со всеми задействованными в процессе ее бизнес-деятельности экономическими акторами. Только в этом случае можно надеяться на повышение порядков устойчивости и конкурентоспособности компании, в условиях все возрастающей конкуренции на современном рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2005. 592 с.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Дракер П. Посткапиталистическое общество. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. 71 с.

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития, капитализм, социализм и демократия. М.: 1942. 327 с.

5. Тоффлер А. и Тоффлер X. Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М: АСТ, 2008. 569 с.

6. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО, 2003. 480 с.

7. Курлов А. Б. Философия предпринимательства. Уфа: Ки-тап, 2007. 224 с.

8. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. М.: АСТ, 2001. 86 с.

9. Преображенский В. Сетевая корпорация // Этика и капитализм: мат-лы школы политических исследований. Москва, 22-28 июля 2001. С. 24-28.

10. Нордстрем К, Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге,

2001. 266 с.

11. Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге,

2002. 128 с.

12. Йенсен Р. Общество мечты: рассказывая истории: мат-лы к семинару «Мифология брэндинга». М., 2002. 182 с.

13. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-пресс. 348 с.

Поступила в редакцию 31.08.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.