Научная статья на тему 'Информационный подход в музыкальном образовании'

Информационный подход в музыкальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HIGH-TECH EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яцентковская Н. А.

Музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) -современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная образовательная технология делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION APPROACH IN MUSIC EDUCATION

At present time innovative systems in music pedagogy are closely connected with using music computer technologies, which are an effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels at the educational process. The music computer technologies are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among different social groups, as well as a unique technology for the use of inclusive pedagogical process in training people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Информационный подход в музыкальном образовании»

Одной из форм языкового погружения являются школьные летние лагеря, приведем пример такого лагеря для младших школьников [2]. Реализация целей и задач лагеря осуществлялась по программе «За 10 дней вокруг света» в форме сюжет-но-ролевой игры-путешествия. Было выбрано 5 стран, которые предстояло «посетить». С программой лагеря дети были ознакомлены заранее, поэтому каждый ребёнок в отдельности смог до начала смены узнать об этих странах именно то, что его интересовало, подготовить выступления, викторины, сообщения о каких-то интересных фактах и событиях, национальных праздниках, истории и языке страны. Это также позволило детям создать микрогруппы по интересам. Традиционно отряды были сформированы на основе классов. Каждый класс выбирал себе одну из стран, по которым предстояло путешествовать. Путешествие по каждой стране длилось 2 дня и включало в себя различные мероприятия:

- творческие: устраивали танцевальные марафоны, используя движения и национальные мотивы «посещаемой» страны; мастерили национальные костюмы различными способами (куклы-фигуры, шили из ткани и подручных материалов), устраивали различные мастерские по плетению и изготовлению оригами, сомбреро, гигантского кактуса, устраивали праздник фруктов и фестиваль мексиканского мороженого;

- интеллектуальные: составляли небольшой словарик-разговорник, запоминали иностранные слова и пытались их использовать в своей речи, рассказывали о национальных традициях и крупных городах, говорили об известных людях, составляли викторины и придумывали различные конкурсы, знакомились с произведениями искусства, проводили шахматные турниры, составляли информационные пазлы;

- изобретательские: адаптировали национальные игры к нашим местным условиям, например, «Томатина» и «Испанские сражения», проводимые в мегазоне и боулинге, сами готовили экскурсии и проводили их;

- спортивные: устраивали коллективную спортивно-творческую корриду, игры-ориентирование и «битву слонов», посещали бассейн под лозунгом «Омовение в священной реке Ганг», проводили различные спортивные эстафеты;

- общественно-полезные: организовывали уборку своих школьных помещений, следили за чистотой пришкольного участка.

Программа лагеря «Вокруг света за 10 дней»:

1 день. Начало путешествия. Моя Родина - Эстония. Игра по станциям. Инфопазл. Танцевальный марафон. Игры, конкурсы.

2 день. Легенды и привидения старого Таллинна. Игра-ориентирование. Мастер-классы. Праздник национального костюма. Кинопросмотр, игры, викторины. Интерактивная экскурсия по городу.

3 день. Ура! Испания! Игровая комната. «Говорим по-испански!». Испанские сражения: англичане и испанцы - мегазона. Коллективная коррида. Конкурс фламенко.

Библиографический список

4 день. На поиски клада. Игра-ориентирование. Весёлый праздник «Томатина». Игры и развлечения.

5 день. Волшебная Индия. «Сказка о белой кувшинке». Омовение в священной реке Ганг (бассейн). Индийское «письмо» -конкурс танцев.

6 день. Праздник фруктов. Игра «Веришь - не веришь». Битва слонов. Мастерские по плетению. Игры, караоке.

7 день. В Мексику! Революция кактусов (боулинг). Тайна страны Эльдорадо. Спортивные состязания. Кинопросмотр. Конкурс на лучшее сомбреро. Игры. Викторины.

8 день. Мастерская гигантского кактуса. Дикие танцы. Фестиваль мексиканского мороженого. Мастер-классы.

9 день. Япония. Водный путь в страну восходящего солнца (бассейн). «Вырасти дракона» - коллективная игра. Конкурс оригами.

10 день. Битва самураев-интеллектуалов. Конкурс красоты. Кулинарный поединок (изготовление суши). Искусство икебаны. Заключительный парад стран.

Совместная творческая деятельность педагогического коллектива и детей явилась основным фактором, обеспечившим интересный, познавательный, развивающий отдых детей. Дети с огромным удовольствием посещали лагерь, ждали следующего дня, с фантазией и желанием коллективно готовились ко всем мероприятиям. Используемые разнообразные формы работы способствовали развитию не только познавательного интереса школьников в получении и закреплении новых языковых знаний и умений, но и формировали новые отношения, новые социальные роли.

В результате реализации такой программы произошло улучшение физического и психологического состояния ребенка, расширился круг его общения со сверстниками и взрослыми, ребёнок приобрел новые социальные навыки и знания, в том числе в области безопасного и здорового образа жизни, смог раскрыть свой творческий потенциал для дальнейшего развития и совершенствования своей личности.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время педагогу недостаточно владеть определённым набором психолого-педагогических знаний, методикой работы для того, чтобы следовать одному из главных принципов воспитания - личностного подхода к каждому ребёнку - необходимо осознать необходимость сотрудничества со своими учениками. Одним из путей достижения этого сотворчества может стать творческая работа педагога в школьном языковом лагере по программе погружения.

Несомненно, работа по совершенствованию программы языкового погружения должна быть продолжена, процесс обучения нужно постоянно сопровождать исследованиями и анализировать их; необходимо тесное сотрудничество всего педагогического коллектива, родителей и детей.

1. Шигаева О.И. К проблеме развития личности в мультикультурном обществе (на примере реализации программы «Языковое погружение» в школах Эстонии). Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Социология. 2009; № 3-2; Выпуск 12.

2. Шумилова Н.А. Средства адаптации русскоязычных младших школьников к иноязычной социокультурной среде. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4.

References

1. Shigaeva O.I. K probleme razvitiya lichnosti v mul'tikul'turnom obschestve (na primere realizacii programmy «Yazykovoe pogruzhenie» v shkolah 'Estonii). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya Sociologiya. 2009; № 3-2; Vypusk 12.

2. Shumilova N.A. Sredstva adaptacii russkoyazychnyh mladshih shkol'nikov k inoyazychnoj sociokul'turnoj srede. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4.

Статья поступила в редакцию 04.10.16

УДК 378

Yatsentkovskaya N.A., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: 239mkl@mail.ru

THE INFORMATION APPROACH IN MUSIC EDUCATION. At present time innovative systems in music pedagogy are closely connected with using music computer technologies, which are an effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels at the educational process. The music computer technologies are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among different social groups, as well as a unique technology for the use of inclusive pedagogical process in training people with disabilities.

Key words: music education, high-tech educational information environment, pedagogy, music computer technologies, information technologies in music.

Н.А. Яцентковская, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: 239mkl@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) -современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная образовательная технология делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся.

Ключевые слова: музыкальное образование, высокотехнологичная информационная образовательная среда, педагогика, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке.

Применение информационных технологий в музыке [1; 2; 3], становление и развитие музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [4; 5; 6] породили новые направления в художественной сфере. Музыкальный компьютер (МК) [7] как инструмент творчества начинает занимать всё больше места в музыкальной деятельности академического направления. Его пользователями становятся композиторы, исполнители, освоившие электронные музыкальные инструменты и формирующие новые принципы отбора репертуара, и педагоги. В среде последних музыкальный компьютер оказывается востребованным прежде всего в дисциплинах, связанных непосредственно со слушанием музыки: музыкальной литературе, истории музыки, музыкальной формы. Гораздо меньше Мк задействован в преподавании музыкально-теоретических дисциплин. Исключением, подтверждающим правило, является разработка системы тембровых диктантов для дисциплины сольфеджио, где компьютер фигурирует как звуковоспроизводящая аппаратура, а подход к изучению дисциплин опирается на принципы контекстуального анализа. Иначе говоря, в музыкально-образовательной сфере высокие информационные технологии функционируют, далеко не исчерпывая давно открывшихся возможностей.

Преподавание теоретических дисциплин с использованием МКТ требует от педагога не только владения МК и знания основ акустики и психоакустики, но и умения осмыслить и логически объяснить те компоненты музыкальной ткани, те слагаемые собственно музыкального языка, которые и делают музыку высоким искусством, раскрывают её эстетическую сторону, наполняют смыслами и чувством [8; 9]. МК станет полноправным инструментом в музыкальном образовании при условии формализации средств выразительности, как исполнительских, так и композиторских [10; 11]. Под исполнительскими средствами понимаются факторы управления фразировкой, такие как динамика, агогика, артикуляция, индивидуальная тембральная палитра инструмента или голоса.

Композиторские же средства условно можно разделить на три основных составляющих: пространственную (ладомелодиче-ские и ладогармонические структуры), временную (ритмические соотношения) и колористическую (обобщённые тембры инструментов). Ещё раз подчеркнём, что деление это сугубо условное, так как, например, музыкальная форма - категория пространственно-временная, а к колористическим относятся не только тембровые, но и ладово-функциональные интонационные аспекты.

Особенно важными для музыканта становятся способность объединять отдельные элементы в целостные структуры и умение оперировать ими в практической исполнительской, творческой и педагогической деятельности. Именно способность определять внутреннюю логику традиционных и нетрадиционных структур различного порядка, объединять их в системные комплексы, позволяет музыканту-творцу либо осознанно и произвольно находиться в рамках конкретной системы, либо выходить за её пределы.

Фактически речь идёт об информационном подходе к освоению музыкального языка, прежде всего на основе принципов интертекстуального анализа. При информационном подходе заучивание набора элементов (звук-нота, звукоряд, лад, тональность, интервал, аккорд) уступает место выявлению их внутренних структурных закономерностей. И через это - объединение отдельных элементов в целостные системные комплексы: все виды звукорядов и ладовых структур, типовые (частотные) мелодические и гармонические обороты, ритмические модели,

пространственно-временные аспекты музыкальной формы и др. Особенно важно в сфере образования выявление, осмысление и объяснение роли компонентов музыкального языка в формировании музыки, музыкальной ткани и как процесса, и как эстетического объекта.

В век цифровых технологий необходима фундаментализа-ция музыкального образования. Она не может исходить лишь из традиционных феноменологических принципов. Требуется значительное углубление логического, конструктивного начала в его обязательном взаимодействии с эстетической составляющей музыкального языка, что обусловливает возникновение и развитие МКТ и применение нового информационного подхода ко всем областям теории музыки.

Разработанная нами методическая система [12; 13] делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся, независимо от возраста, социального положения и степени музыкальной одаренности. Преимуществами методики являются усовершенствованная система музыкального языка и музыкальной письменности (по сравнению с традиционной, требующей большой трудоемкости для освоения). Данные преимущества позволяют ввести в общеобразовательную школу музыкальное образование с использованием МКТ, специализированного программного обеспечения и специально организованного класса, а также на реализации инновационной по форме и методике групповой творческой форме занятия, что обусловливает проведение занятий на высоком предпрофессиональном уровне.

В совокупности с развивающимися электронными, дистанционными и открытыми формами образования возникает реальная возможность перейти к новой образовательной парадигме, основанной на личностно-ориентированном направлении в обучении музыке, опирающейся на лучшие многовековые традиции музыкальной педагогики и лучшие образцы классической и современной музыки. Содержание системы обучения, ориентированному на деятельностное освоение искусства, предполагает установку на самовыражение ребенка как слушателя, исполнителя и композитора; на формирование практических умений и навыков в исполнительской, слушательской деятельности, в импровизации и сочинении музыки.

Общее (базовое) музыкальное образование признается единым для музыкантов и адресатов музыки по аналогии с образованием в области других дисциплин. С помощью общего музыкального образования возникают возможности расширения образовательной сферы в целом и формирования позитивных качеств личности. К ним относятся следующие:

- объемность мышления, сочетающаяся с гармоничным развитием обоих полушарий - клавишное музицирование, когда за звукоизвлечение отвечает рука - второй после головы интеллектуальный орган человека - и автономная работа 10-ти пальцев позволяет упорядочить природную способность человека к многоплановости мышления в условиях скоростного режима (что не может быть развито только через поющий голос). Задействованы сильные стороны каждого полушария, что позволяет достичь максимальной скорости и точности мышления, а его возникающая на этой основе его системность способствует процессу синкретизации знаний.

- креативность - отдельные элементы музыкального языка выводятся путём интертекстуального анализа, трактуются как самостоятельно значимые художественно-эстетические ценности и осваиваются в креативных действиях на структурированном игровом поле клавиатуры - своеобразном аналоге уже ос-

военного человеком пространства настольных и спортивных игр. Тем самым когнитивный путь к знаниям в системе образования на основе конвергентности мышления дополняется деятельностью преимущественно продуктивного и креативного характера, развивая в т. ч. и дивергентность мышления (способность к преобразованиям);

- умение работать в команде - обучение музыке через совместную коллективную деятельность в ансамбле благоприятно способствует развитию продуктивных стилей общения, в частности демократическому и интегративному, смягчению кризисных состояний и формирует такие качества человека, как согласование действий с партнёрами на основе невербального контакта, ответственность за каждый момента процесса и конечный результат;

- интеграция - разработаны принципы двухсторонней связи музыкальной деятельности и близких к ней по психологическим параметрам немузыкальных видов деятельности (Н.А. Бергер), что обеспечивает возможность использования как врождённых, так и приобретённых способностей в обоих направлениях. Благодаря именно музыке более эффективно (и интенсивно) начинает развиваться интеллект и способности человека в других областях деятельности. Так формируется новая парадигма музыкальной образовательной вертикали и горизонтали, позволяющая упорядочить и гармонизовать включенность музыки в жизненный и социальный контекст че-

Библиографический список

рез общую систему гуманитарных и естественных знаний, расширяя сферу коммуникативности самого музыкального искусства.

Как показывает практика, информационные технологии в музыке существенно повлияли на способы передачи музыкальной информации. Звучание музыкальных инструментов, содержательно воплощенное в выразительных музыкальных звуках, иллюстрирует основополагающие идеи, связанные с изучением комплексной модели семантического пространства музыки [14], существенно дополненное возможностями МКТ и аудиовизуальными технологиями [15].

Сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена создана комплексная инновационная образовательная система «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», которая, опираясь на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт и современные МКТ, не только развивает музыкальное и информационно-технологическое образование, но и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации музыкального образования в целом. Принципы, положенные в основу создания методической системы, являются базовыми для формирования новой предметной области в музыкальном образовании, возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ.

1. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве. Региональная информатика - 2010: материалы XII Санкт-Петербургской международной конференции 20-22 октября 2010 г. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2010: 232 - 233.

2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30-34.

3. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика - 2014: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 321.

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта. Проблемы музыкальной науки, 2014; 3(16): 5 - 11.

5. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.

7. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 254 - 257.

8. Горбунова И.Б. "Эстетика: информационный подход" Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития, 2015; 2: 86 - 90.

9. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе, 2010; 4: 11 - 14.

10. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура, 2015; 6: 135 - 139.

11. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

12. Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Музицирование как путь к развитию творческого потенциала личности для людей с ограниченными возможностями. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

13. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в Школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015;6 (55): 147 - 151.

14. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152-161.

15. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6: 456 - 461.

References

1. Gorbunova I.B. 'Era informacionnyh tehnologij v muzykal'no-tvorcheskom prostranstve. Regional'naya informatika - 2010: materialy XII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii 20-22 oktyabrya 2010 g. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2010: 232 - 233.

2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30-34.

3. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika - 2014: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 321.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke pedagoga-muzykanta. Problemymuzykal'nojnauki, 2014; 3(16): 5 - 11.

5. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 254 - 257.

8. Gorbunova I.B. "'Estetika: informacionnyj podhod" Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 2: 86 - 90.

9. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole, 2010; 4: 11 - 14.

10. Gorbunova I.B., Belov G.G. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 6: 135 - 139.

11. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

12. Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Muzicirovanie kak put' k razvitiyu tvorcheskogo potenciala lichnosti dlya lyudej s ogranichennymi vozmozhnostyami. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2010.

13. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015;6 (55): 147 - 151.

14. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152-161.

15. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 456 - 461.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 374.72

Shchegol A.I., Deputy Head of Department of Tactics, Colonel, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia), E-mail: dendi170675@mail.ru

THE BASICS OF THE PROCESS OF ADDITIONAL EDUCATION IN MILITARY ORGANIZATIONS. Today the system of supplementary education plays a leading role in solving of problems of education, socialization, social adaptation and social development of an individual in a military organization. It is in great demand in the modern society, is structured according to a paradigm of developmental education, providing information, training, education, development, socialization and relaxation functions.

Key words: additional education of personnel, military organization, specifics of additional military education.

А.И. Щеголь, зам. нач. каф. тактики, полковник, Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль, Е-mail: dendi170675@mail.ru

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В настоящее время решению проблем образования, социализации, социальной адаптации и социального развития личности в военной организации ведущая роль отводится системе дополнительного образования. Оно социально востребовано, строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Ключевые слова: дополнительное образование, личность военнослужащего, военная организация, специфика дополнительного образования военнослужащих.

Дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая социально-образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Изучению специфики образования взрослых посвящены работы ряда психологов и педагогов (Б. Г.Ананьев, С.Г. Вершловский, В.В. Горшкова, Н.И. Запрудский, С.И. Змеев, М.Т. Громкова, А.И. Жук, Н.А. Иванищева, Н.Н. Кошель, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кухарев, Л.Н. Лесохина, А.Е. Марон, В.Г. Онушкин и др.). В их исследованиях раскрыты теоретические и прикладные аспекты дополнительного образования взрослых, определены акмеологические основы и роль андрагогики в изучаемом процессе.

Изучение сущности дополнительного образования взрослых рассматривается в контексте андрагогики. Данная теория получила свое развитие во второй половине ХХ века в исследованиях Л.И. Анциферовой, Б.С. Гершунского, С.Г. Вершлов-ского, А.П. Владиславлева, Ю.Н. Кулюткина, А.М. Матюшкина, В.Г. Онушкина, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой. Учёные рассматривали образование взрослых в рамках педагогики, называя особенности обучения взрослых педагогикой взрослых.

Андрагогика позволяет рассматривать взрослого обучающегося в качестве субъекта образовательной деятельности таким образом, что цели и смыслы образования человека, непрерывное образование предстают как средства социализации личности. Новое понимание взрослости как определение своего пути в жизни, способность к дифференциации потребностей приводит исследователей к актуализации принципа непрерывности образования в социальном становлении и развитии личности.

Г.С. Сухобская в своих исследованиях указывает на закономерность, согласно которой чем выше у человека наличный уровень образования, тем в большей степени он стремится к его повышению, и чем выше уровень знаний и культуры конкретного человека, тем больше, глубже и разнообразнее будет его потребность в дальнейшем образовании [1, с. 22].

А.П. Владиславлев считает, что дополнительное образование взрослого есть средство сохранения и развития творческого потенциала личности, позволяющее не только адаптироваться к динамически меняющимся условиям деятельности, но и вносить вклад в созидание нового [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению С.Г. Вершловского, в дополнительном образовании взрослых можно выделить две подсистемы: 1) профессиональную, в которой повышают квалификацию и осуществляют переподготовку; 2) общекультурную, содействующую удовлетворению «внепрофессиональных» потребностей людей [3, с. 16 -21.].

Сущность дополнительного образования взрослых характеризуется: во-первых, как условие (и процесс) постоянного развития личности как активного субъекта труда, познания, общения; во-вторых, как реально функционирующая система государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и профессиональной подготовки человека с учетом общественных потребностей и его личных запросов; в-третьих, важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности и составляющей условие социального прогресса [4, с. 89 - 90].

В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия «дополнительное образование взрослых». В широком смысле под данным термином понимается направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью.

Дополнительное образование взрослых, по мнению Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить личности дополнительные возможности для интеллектуального, духовного, физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей [5].

В.А. Горский, А.Я. Журкина определяют дополнительное образование взрослых как специальную образовательную деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленную на удовлетворение запросов личности, творческое освоение новой информации, формирование жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, ее самоопределение и самореализацию в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и спорта. Дополнительное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.