Научная статья на тему 'Информационный подход в исследовании В. В. Медушевским динамических свойств музыки'

Информационный подход в исследовании В. В. Медушевским динамических свойств музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
237
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
V.V. MEDUSHEVSKY / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МУЗЫКИ / В.В. МЕДУШЕВСКИЙ / INFORMATION APPROACH / INFORMATION THEORY / INFORMATION / DYNAMIC FEATURES OF MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозов С. П.

В статье рассматривается использование информационного подхода в исследованиях В.В. Медушевским динамических свойств музыки в контексте ожиданий. Автор показывает, что применение классической теории информации и понятия информации в этих исследованиях является целенаправленным и последовательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION APPROACH IN RESEARCH OF DYNAMIC FEATURES OF MUSIC BY V.V. MEDUSHEVSKY

The article discusses the use of the information features in research of dynamic properties of music by V. V. Medushevsky in the context of expectations. The author shows that application of the classical theory of information and concept of information of these research works is purposeful and consecutive.

Текст научной работы на тему «Информационный подход в исследовании В. В. Медушевским динамических свойств музыки»

10. Torrance, E.P. Some products of twenty five years of creativity research // Educational perspectives. - 1984. - V. 22. - № 3.

11. Burmenskaya, G.V. Odarennihe deti / G.V. Burmenskaya, V.M. Sluckiyj, K. Tehkehks. - M., 1991.

12. Theblanova, E. Neuspeshnihe odarennihe shkoljniki. - M., 2011.

13. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnosteyj. - M., 2002.

14. Domogackaya, I.E. Diagnostika ehsteticheskikh sposobnosteyj. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 10.05.14

УДК 781.1

Polozov S.P INFORMATION APPROACH IN RESEARCH OF DYNAMIC FEATURES OF MUSIC BY V.V. MEDUSHEVSKY. The article discusses the use of the information features in research of dynamic properties of music by V. V. Medushevsky in the context of expectations. The author shows that application of the classical theory of information and concept of information of these research works is purposeful and consecutive.

Key words: information approach, information theory, information, dynamic features of music, V.V. Medushevsky.

С.П. Полозов, проф. каф. теории музыки и композиции Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова, г. Саратов, E-mail: polozov@forpost.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ В.В. МЕДУШЕВСКИМ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МУЗЫКИ

В статье рассматривается использование информационного подхода в исследованиях В.В. Медушевским динамических свойств музыки в контексте ожиданий. Автор показывает, что применение классической теории информации и понятия информации в этих исследованиях является целенаправленным и последовательным.

Ключевые слова: информационный подход, теория информации, информация, динамические свойства музыки, В.В. Медушевский.

Мысль о возможности применения информационного подхода в исследовании музыки нередко встречает непонимание в среде музыковедов. Само понятие информации многолико и обладает множественностью интерпретации, что, собственно, и позволяет использовать этот подход для изучения различных проблем. Однако данное обстоятельство при оценке исследовательского потенциала этого подхода не всегда учитывается. Как известно, к терминам, используемым в научных целях, традиционно предъявляется требование точной дефиниции. В связи с этим некоторые учёные и перед понятием информации, невзирая на всё разнообразие её возможных интерпретаций, ставят обязательное условие соответствовать одному, причём достаточно узкому толкованию. Как мы уже отмечали, «конечно, можно и нужно требовать точности понимания ключевых понятий в рамках конкретного научного исследования. Но следует иметь в виду и то, что сама действительность всегда несравненно шире и богаче вербальных терминологических определений» [1, с. 192]. М.Г. Арановский предупреждал, что «здесь категоричность только вредна, и наоборот, требуется известная терминологическая толерантность, <...> и единственное, что следует строго соблюдать, — это соответствие термина избранному подходу» [2, с. 196].

Примером сложного и неоднозначного отношения музыковедов к применению информационного подхода в музыкознании может служить научное творчество В.В. Медушевского. Учёный неоднократно обращался к этому подходу при изучении разных музыковедческих проблем. Одно из первых таких обращений было связано с исследованием динамических свойств музыки в контексте ожиданий. Мы попробуем осветить способы реализации информационного подхода при изучении этой проблемы.

Проблема динамических свойств музыки в контексте ожиданий, так или иначе, рассматривается Медушевским в нескольких работах. Одной из первых попыток подойти к ней является статья «Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке» [3].

Вполне очевидно, что динамические свойства музыки обусловлены характером её эмоционального воздействия. Ссылаясь на мнение физиологов, утверждающих, что эмоцию конкретизирует комплекс внутренних ощущений, Медушевский отмечает, что «структурный характер эмоций позволяет глубже понять механизм передачи информации о чувствах в музыке» [3, с. 154]. Этим мы можем объяснить причину обращения учёного к информационному подходу. При этом в данном исследовании методологически важными, на наш взгляд, является то,

что, по мнению учёного, интуитивную, но в то же время скреплённую мировоззрением систему потребностей, складывающуюся у каждого человека под воздействием жизненной обстановки, «можно считать <...> эталоном измерения и оценки всей поступающей информации. <...> Чем ближе внешняя информация соприкасается с этой системой, тем интереснее она, тем интенсивнее окрашивается она эмоциями» [3, с. 158]. На этом общем методологическом положении - непосредственной зависимости интенсивности эмоций от соответствия поступающей информации системе потребностей человека - зиждутся последующие рассуждения учёного об ожидании и предугадывании развития музыкальной ткани. Именно в ожидании учёный видит силу эмоционального воздействия музыки, что в конечном итоге проявляется в динамических возможностях вариационного принципа развития в современной музыке.

Таким образом, в данном исследовании информационный подход применён к музыке посредством общей методологической установки. Говоря о том, что музыка передаёт информацию о чувствах, Медушевский склоняется к обыденным представлениям об информации как о сведениях в её семантическом аспекте. В то же время, раскрывая механизм её передачи, учёный делает её важным элементом научных изысканий, в том числе намекая на возможность её количественных измерений.

Идея о динамических возможностях музыки, зависящих от силы эмоционального воздействия, получила дальнейшее развитие в статье «О динамическом контрасте в музыке» [4], где информационный подход, в отличие от предыдущей статьи, использован более полноценно как один из центральных методов исследования. Предыдущей статье созвучна одна из исходных установок данного исследования о том, что «информация особенно заинтересовывает человека, если она частично уже ожидается» [4, с. 219]. Очевидно, этим же обусловлено утверждение: «Основное значение связей-ожиданий в музыке определяется тем, что они выступают, по существу, как единственный носитель информации о наших чувственных стремлениях, желаниях, влечениях» [4, с. 216]. Эти исходные методологические положения могут дать нам предварительные ориентиры в интерпретации учёным понятия информации. С одной стороны, в её трактовке просматривается семантический аспект, связанный с обыденным представлением о ней как о сведениях (осведомлении о чувствах). С другой стороны, объявление её носителем связи-ожидания включает в её трактовку синтаксический аспект, проявляющийся через отношения элементов музыкальной ткани. Кроме того, эти исходные положения позволяют

в оценке связей-ожиданий в музыке применить информационный подход. Примером тому служит обращение к понятию вероятности в том контексте, как оно используется в теории информации. Так, рассуждая об ожидании разрешения D в Т, выражаемое через вероятность этого разрешения, учёный приходит к выводу о том, что если в подобных случаях вероятность приближается к единице, то такие связи музыкальных элементов можно считать законом музыкального языка эпохи.

Рассуждения о вероятности и неопределённости ожиданий приводят Медушевского к необходимости непосредственного обращения к теории информации, которая нужна учёному для теоретического анализа сильных и слабых связей. По его мнению, неопределённость поддаётся точному количественному описанию, и эта количественная характеристика может быть отражена в соответствующих понятиях, которым дано следующее определение: «Энтропия выражает степень неопределенности ожиданий, а количество информации при реальном появлении сигнала (звука, звукового отношения) может характеризовать степень его неожиданности» [4, с. 221]. Поскольку различные возможности продолжения музыки создают некоторую неопределённость, последнюю можно описать количественно как энтропию. Количественное выражение могут получить и имеющие место в музыке неожиданности как эквивалент количества информации. В связи с этим использование понятий и математического аппарата теории информации представляется учёному целесообразным, так как, по его мнению, существует глубокое внутреннее соответствие некоторых математических зависимостей закономерностям человеческого восприятия, в том числе и музыки [4, с. 222].

Демонстрируя возможности применения математического аппарата теории информации в исследовании сильной и слабой связи элементов в музыке, Медушевский обратился к методике Шеннона, воспользовавшись формулой

Н = -Ё Р, ^ Р,.

1=1

В качестве примера он взял типичную в музыке связь - появление Т после S и D. Произведя приблизительные расчёты энтропии на основе интуитивных условных исходных данных, учёный приходит к выводу о наличии в последовательности SD^ Т сильной связи, дающей «очень четкие сведения о последующем развитии» [4, с. 223]. Заметим, что результат проведённых учёным вычислений подтверждает то, что интуитивно и так известно. Следовательно, данный пример можно рассматривать исключительно как своеобразную презентацию возможностей применения методов теории информации в исследовании музыки.

Естественно предположить, что от силы и слабости связи элементов музыкальной ткани во многом зависят динамические свойства музыки. По мнению Медушевского, при повторении музыкального материала «даже незначительные изменения мгновенно отмечаются сознанием, поскольку эта новая информация сравнивается, сличается с тем, что ожидалось» [4, с. 224]. Действительно, в развитии музыкальной ткани мы можем наблюдать действие сильных связей, когда изложение музыкальной мысли предсказуемо, и нарушение этих связей, когда сталкиваемся с неожиданным. Следовательно, на наш взгляд, новая информация появляется при возникновении слабых или нарушении сильных связей. В этом плане представляется правомерным мнение учёного о том, что теория информации позволяет понять и обосновать причины возникновения динамического контраста, а также каким образом сознание «справляется» с этим контрастом, осмысливая новые пути развития музыкального материала. Так, согласно исследованиям Е.Н. Соколова [5], «одной из причин, благодаря которой контраст оказывает сильное психологическое воздействие, служит включение ориентировочной исследовательской реакции - особого отклика организма на новизну информации, заключающейся в автоматическом обострении внимания к неожиданному сигналу и в целом комплексе внутренних изменений» [4, с. 232]. Следовательно, возникновение динамического контраста в музыке объясняется таким нарушением сильных связей элементов музыкальной ткани, когда в условиях получения новой информации сознание включает ориентировочные механизмы.

Таким образом, в данном исследовании информационный подход используется как методологическая основа для выявления причин психического воздействия динамического контраста

в музыке. С его помощью вскрыты механизмы ожидания в процессе восприятия музыки и включения ориентировочной реакции в случае появления неожиданных связей элементов музыкальной ткани. При этом интерпретация понятия информации на протяжении всего исследования выдерживает почти исключительно в синтаксическом аспекте. Признание носителем информации связей-ожиданий, возникающих между музыкальными элементами, создаёт условия для применения в исследовании количественной меры информации для оценки степени неожиданности в логике развития музыкальной ткани.

Следует отметить, что Медушевский, ссылаясь на опыт В. Зарецкого [6], также признаёт возможность применения понятия информации и к качественной, содержательной стороне музыки. В частности, семантического аспекта касается встречающееся в начале работы обыденное употребление этого понятия, когда в качестве содержания передаваемой информации отмечаются чувственные стремления. Однако, по мнению учёного, «главное достоинство теории информации - ее математический аппарат. И поэтому более перспективными кажутся такие ее приложения, где этот аппарат может быть использован» [4, с. 221]. Следовательно, можно сказать, что, зная о возможности качественной, содержательной трактовки информации, учёный сознательно ограничивается её количественной стороной, сосредотачивая внимание на структурных принципах строения и развития музыкальной ткани. Значит, количественное понимание информации как степени неожиданности обусловлено изначальной методологической установкой исследования.

Идея о динамических возможностях музыки нашла отражение и в книге Медушевского «О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки» [7], где положения теории информации используются при рассмотрении структуры ожидания, возникающего при восприятии музыки. С помощью понятий вероятности и энтропии, подобно тому, как это было сделано в предыдущей рассмотренной статье, здесь освещены динамические свойства перспективных связей-ожиданий главным образом в логике системы гармонических тяготений [7, с. 190-196]. Это непосредственно связано с действием установки при восприятии музыки [7, с. 208-209]. Музыкальные явления в данном случае оцениваются с позиции информационной модели, в качестве которой выступают образ, ладотональность, форма, метр. В степени активности подобных моделей усматривается физиологическая основа силы установки, и благодаря им, по мнению учёного, повышается успешность соответствующей деятельности. Следовательно, в результатах действия информационных моделей, существующих в музыке, мы можем усматривать увеличение эффективности восприятия музыки.

Как видим, в данном исследовании, наряду с ранее рассмотренными, охвачены новые аспекты проблемы динамических свойств музыки в контексте ожиданий, где потребовалось обращение к информационному подходу. По сравнению с предыдущей статьёй здесь данный подход не относится к числу ведущих методов, выполняя роль вспомогательного методологического средства, но при этом характер его применения, как и трактовка понятия информации, существенно не изменились.

Таким образом, в рассмотренных работах Медушевского информационный подход применяется в связи с освещением проблемы динамических свойств музыки в контексте ожиданий достаточно целенаправленно и последовательно. При этом в методологическом плане учёный ориентируется на классическую шенноновскую теорию информации, воспользовавшись её общими идеями, терминологией и математическим аппаратом.

Несмотря на приверженность методам классической теории информации, Медушевский признаёт возможность применения разных информационных концепций с разным толкованием понятия информации. Помимо обыденной, он обращается и к научной трактовке этого понятия. Кроме количественной оценки информации с ориентацией главным образом на теорию Шеннона, он допускает качественную оценку её содержательной стороны. Наконец, в толковании понятия информации проявляется и синтаксический, и семантический аспекты. Такое многообразие интерпретаций, как мы уже отмечали, не противоречит природе информации. Вместе с тем следует признать последовательность учёного в смысловом употреблении этого термина, сохраняя смысловое наполнение понятия на протяжении всех рассмотренных работ.

Как видим, многозначность понятия информации не стала препятствием для Медушевского на пути исследования динамических свойств музыки с применением информационного под-

хода. Следовательно, при оценке научного потенциала той или В свете сказанного рассмотренные работы можно признать об-

иной методологии необходимо учитывать, что не метод обуслов- разцом научного оперирования таким многозначным понятием,

ливает эффективность исследования, а способ его применения. как информация.

Библиографический список

1. Полозов, С.П. О применении информационного подхода в музыковедческих исследованиях // Проблемы музыкальной науки. - 2013. -№ 2(13).

2. Арановский, М.Г. Вопросы терминологии, или «О пользе быть наивным» // Проблемы музыкальной науки. - 2013. - № 2(13).

3. Медушевский, В. Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке // Вопросы музыкальной формы. -М., 1966. - Вып. 1.

4. Медушевский, В. О динамическом контрасте в музыке // Эстетические очерки. - М., 1967. - Вып. 2.

5. Соколов, Е.Н. Ориентировочный рефлекс как информационный регулятор // Ориентировочный рефлекс и проблема рецепции в норме и патологии. - М., 1964.

6. Зарецкий, В. Образ как информация // Вопросы литературы. - 1963. - № 2.

7. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976.

Bibliography

1. Polozov, S.P. O primenenii informacionnogo podkhoda v muzihkovedcheskikh issledovaniyakh // Problemih muzihkaljnoyj nauki. - 2013. -№ 2(13).

2. Aranovskiyj, M.G. Voprosih terminologii, ili «O poljze bihtj naivnihm» // Problemih muzihkaljnoyj nauki. - 2013. - № 2(13).

3. Medushevskiyj, V. Dinamicheskie vozmozhnosti variacionnogo principa v sovremennoyj muzihke // Voprosih muzihkaljnoyj formih. - M., 1966. - Vihp. 1.

4. Medushevskiyj, V. O dinamicheskom kontraste v muzihke // Ehsteticheskie ocherki. - M., 1967. - Vihp. 2.

5. Sokolov, E.N. Orientirovochnihyj refleks kak informacionnihyj regulyator // Orientirovochnihyj refleks i problema recepcii v norme i patologii. -M., 1964.

6. Zareckiyj, V. Obraz kak informaciya // Voprosih literaturih. - 1963. - № 2.

7. Medushevskiyj, V.V. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeyjstviya muzihki. - M., 1976.

Статья поступила в редакцию 15.05.14

УДК 781.1

Polozov S. P THE CORRELATION OF INTONATION AND INFORMATION IN V. V. MEDUSHEVSKY'S RESEARCH.

This article focuses upon the correlation of intonation and information on the basis of the analysis of V.V Medushevsky's works in the field of musicology. The author builds up a chain of transitions “information - intonation - information” with a directed motion vector, thus showing the difference between the notions of information and intonation and, at the same time, their interdependence.

Key words: information approach, information, musical intonation, V. V. Medushevsky, theory of tonal character of music.

С.П. Полозов, проф. каф. теории музыки и композиции Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова, г. Саратов, E-mail: polozov@forpost.ru

СООТНОШЕНИЕ ИНТОНАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ В.В. МЕДУШЕВСКОГО

В статье рассматривается соотношение интонации и информации на основе анализа музыковедческих трудов В.В. Медушевского. Автор выстраивает цепочку переходов «информация - интонация - информация» с направленным вектором движения, показывает различие и взаимозависимость понятий интонации и информации.

Ключевые слова: информационный подход, информация, музыкальная интонация, В.В. Медушевский, теория интонационной природы музыки.

Соотношению интонации и знака в музыке посвящено множество музыковедческих работ, в связи с чем можно сказать, что эта тема исследована достаточно глубоко. В тоже время следует признать, что в мнениях и подходах единства здесь пока не наблюдается, и главной «проблемной точкой» является знак. Но при всём многообразии взглядов на сущность знака в музыке, его связь с интонацией представляется вполне очевидной. Также бесспорным является и то, что посредством знака и его значения передаётся некоторая информация. Соединение всех элементов в цепочку образует систему «интонация - знак - информация», где знак выступает посредствующим звеном. Если из этой цепочки изъять «проблемного» посредника, мы получим «чистое» отношение интонации и информации.

Рассмотрение соотношения интонации и информации в музыке, естественно, предполагает применение особых методов исследования. Всплеск интереса к этой проблеме в музыкознании возник в начале 1980-х гг., когда почти одновременно появилось несколько работ, развивающих интонационную теорию Асафьева путём привлечения новых для того времени методов, включая информационный подход. Среди этих работ особо отметим статьи В.В. Медушевского [1], С.М. Мальцева [2]

и М.Г. Арановского [3]. Использование информационного подхода в некоторых музыковедческих работах двух последних авторов проанализировано нами [4; 5]. Теперь же мы хотим обратить внимание на взгляды первого.

Представление о взглядах Медушевского на соотношение интонации и информации можно составить по группе его исследований - статье «Человек в зеркале интонационной формы» [1], диссертации «Интонационно-фабульная природа музыкальной формы» [6] и книге «Интонационная форма музыки» [7], - связанных с построением теории интонационной формы музыки. Мы остановимся только на тех моментах этой теории, где имеется очевидная связь с информационным подходом, с помощью которого решаются некоторые музыковедческие проблемы.

Прежде всего, информационный подход обнаруживает себя при рассмотрении проблемы дискретного - континуального в музыке для выявления специфических отличий аналитической и интонационной формы. Поскольку высота и длительность в музыке имеют одновременно и непрерывную, и дискретную природу, эти отличия, по мнению Медушевского, так или иначе, восходят «к двум принципам обработки информации - синкретическому и дискретно-аналитическому, осуществляемым раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.