Научная статья на тему 'Информационный подход к системному объекту в хореографии - спектаклю'

Информационный подход к системному объекту в хореографии - спектаклю Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / СИСТЕМА / ХОРЕОГРАФИЯ / АДЕКВАТНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / СЛОЖНОСТЬ / ТЕАТР / INFORMATION / SYSTEM / CHOREOGRAPHY / ADEQUACY / STABILITY / COMPLEXITY / THEATER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исаков Вячеслав Михайлович

В статье рассматривается синтез двух подходов к исследованию искусства, актуальных сегодня: системный и информационный. Рассмотрены вопросы системного моделирования балетного спектакля, которые могут быть основой системных исследований как в процессе хореографического образования, так и в театрально-зрелищной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information approach to system object in a choreography - to performance

In article synthesis of two approaches to research of the art, actual is considered today: system and information. Questions of system modeling of ballet performance which can be a basis of system researches in a choreography as in the course of education, and theatrical and entertainment practice are considered.

Текст научной работы на тему «Информационный подход к системному объекту в хореографии - спектаклю»

В.М. Исаков

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМНОМУ ОБЪЕКТУ В ХОРЕОГРАФИИ - СПЕКТАКЛЮ

В статье рассматривается синтез двух подходов к исследованию искусства, актуальных сегодня: системный и информационный. Рассмотрены вопросы системного моделирования балетного спектакля, которые могут быть основой системных исследований как в процессе хореографического образования, так и в театрально-зрелищной практике.

Ключевые слова: информация, система, хореография, адекватность, устойчивость, сложность, театр.

Человеческое общество создало много структур и систем, обеспечивающих его устойчивость, эволюцию и самопроизводство. Важнейшей и специфической для общества системой является культура - сосредоточение ненаследственной информации, воплощение творческих сил общества и индивидуумов, совокупность материальных и духовных ценностей. Сложность каждого человека и общества в целом, многогранность деятельности человека и разнообразие взаимодействия людей между собой, всей принятой человечеством информации делают невозможным построение некоторой общей и единственной модели культуры. Существует наиболее общий - информационный - подход ко всем явлениям в сфере культуры, основанный на анализе сущностного содержания культуры и ее подсистем, в частности, хореографического искусства.

В настоящее время формального определения системы, достаточно строгого, чтобы не допускать различных толкований, еще не существует. И главная трудность состоит в том, что не удается пока дать формального определения элемента системы. По этой причине введем понятие системы через основные ее свойства. Анализ многочисленных определений системы показывает, что всегда в качестве важнейшего свойства отмечается наличие в системе выделяемых частей (подсистем, элементов и т. п.) [I, 2].

В целом можно сформулировать четыре основных свойства системы:

1. Система есть, прежде всего, совокупность элементов.

Далее важнейшим свойством системы считается наличие связей между элементами системы. Однако следует иметь в виду не просто наличие связей, а связей, существенных для формирования данной системы. Эти связи могут быть не только в виде элементов (объектов), но и в виде отношений между свойствами этих элементов. При этом еще одной из характеристик связей, обусловливающей целостность системы, является сила (мощность) связей.

2. Система характеризуется наличием существенных связей между элементами (или их свойствами, или тем и другим), превосходящими по мощности (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему.

3. Системе присуще наличие определенной организации, что проявляется в снижении энтропии системы по сравнению с энтропией системообразующих факторов, определяющих возможность создания системы.

Возникновение систем, т. е. актуализация существенных связей, пространственное распределение элементов, наличие тех и других в определенных временных периодах в различных системах протекает по-разному. Факторы, определяющие возникновение систем и выделение системы из среды назовем, в отличие от факторов, определяющих возможность создания системы, системообразующими факторами. К их числу относятся:

а) потенциальная способность элементов «генерировать» и «поглощать» множество связей определенного типа (энергетических вещественных, либо информационных, либо тех и других), существенных для системы конкретной сферы деятельности в пространстве и времени;

б) способность системы реагировать на внешние воздействия в пространстве и времени изменением структуры системы и характера взаимодействия ее элементов;

в) способность оценивать результат действий в пространстве и времени;

г) способность прогнозировать результаты действий в пространстве и времени.

Нетрудно видеть, что системообразующие факторы приведены в последовательности, соответствующей возрастанию сложности систем (неорганическая природа - биологические системы - зоологические системы - мыслящие системы).

4. Наличие интегративных качеств (свойств) системы, отличных от свойств составляющих ее элементов, - особая диалектическая характеристика всякой системы.

Свойства системы, естественно, определяются свойствами элементов. Однако интегративные системные свойства не могут быть сведены к свойствам элементов или определены только через свойства элементов.

Системные свойства системы в целом определяются: а) составом, количеством и свойствами элементов; б) свойствами связей (характером их организации, мощностью, направленностью, временем действия и т. п.); в) пространственно-временной структурой элементов и связей.

В литературе при определении системы упоминают такие ее характеристики, как целостность, взаимодействие с внешней средой, динамическую структуру, целеустремленность, устойчивость, гибкость, управляемость, наблюдательность и определенную независимость частей (элементов). Представляется, что выделение подобных характеристик в качестве определяющих свойств нецелесообразно, поскольку они в большинстве случаев являются следствиями из рассмотренных основных свойств.

В итоге целостное определение системы можно сформулировать следующим образом: система есть такая совокупность определенным образом организованных элементов, которая обладает особыми интегративными (системными) свойствами, отличными от свойств составляющих ее элементов, и внутренние существенные связи, которой обладают большей мощностью (силой), чем мощность (сила) ее внешних связей.

Системы могут быть модельными или реальными, послужившими прообразами для модельных систем, в которых адекватно представляются самые существенные свойства и качества реальных систем. Модельные системы в свою очередь могут быть разделены на линейные и нелинейные, детерминированные и статистические, устойчивые и неустойчивые, статические, динамические и эволюционирующие. Приводимая классификация систем является в определенной мере условной и несет неопределенность конкретного уровня, которую можно регулировать в процессе моделирования с учетом конкретной сферы деятельности. В искусствах эта неопределенность весьма высока.

Системы также бывают открытыми (взаимодействующими со средой) и закрытыми. Культура в целом, безусловно, относится к открытым системам, хотя для некоторых субкультур в так называемых «традиционных» обществах степень взаимодействия с другими культурами может быть столь мала, что для них вполне адекватна модель закрытой системы.

Вместе с тем имеется свойство, специфическое для систем произвольной структуры и дающее их разделение на простые и сложные системы. Сложные системы имеют особые качественные свойства: уникальность, слабопредсказуемость, упорядоченность или целенаправленность. В то же время Ю.А. Шрей-дер и А.А. Шаров пишут, что сложная система имеет семиотическую (т. е. полноценно языковую) природу информационных связей между подсистемами, в противовес простым системам, где имеется функциональная сигнализация. И все информационные связи осуществляются не на семантическом, а на синтаксическом уровне. Весьма высокой сложностью обладают сигналы эстетической информации.

Существует множество подходов к оценке сложности объектов и систем. Один из эффективных методов - оценка сложности с помощью энтропии Шеннона. Поскольку энтропия существенно зависит от числа элементов сигнала (структуры), то чем более детальным будет, например, живописное изображе-

ние или рисунок, тем более сложным можно считать этот объект. Хореографическое искусство является очень сложной системой, так как балет - это синтез искусств и их произведений, обладающих очень большим количеством деталей. Это, в общем, очевидное положение не означает, что более сложным объектам (художественным произведениям) всегда соответствует большее эстетическое впечатление.

Другое специфическое системное свойство - целостность. В системном подходе центр тяжести понятия системы лежит в особой сущности целого, мыслимого как многое. Система как целое обладает особым системным свойством, которого нет у подсистем или элементов при любом способе декомпозиции.

Сложная система представима конечным множеством моделей, каждая из которых отображает некоторую грань ее сущности. Модель, ориентированная на определенные свойства, всегда проще самой модельной системы, и это делает целесообразным широкое применение моделей во всех сферах деятельности человека. Собственно, само мышление есть моделирование действительности с помощью нейронных структур мозга, а значительная часть искусственной среды, созданной человеком, создана для хранения и передачи информации и часто имеет знаковый характер - балетные спектакли, книги, ноты, украшения, произведения прикладного искусства и так далее. В широком смысле любое произведение искусства также является моделью действительности, отраженной сознанием автора и преобразованной в соответствии с его ценностными представлениями, целями, эстетическими критериями. Ввиду огромной сложности мозга и неисчерпаемости его возможностей как моделирующей системы можно говорить об уникальности каждого индивидуума, каждого автора и потребителя произведений искусства. Конечно, при этом приходится проводить грань между произведениями искусства, удовлетворяющими современным критериям эстетической новизны, и поделками, механически воспроизводящими некие модные стереотипы и структуры.

Различают целеориентированные и ценностноориентирован-ные сложные системы. В этих системах реализуется различный тип управления деятельностью, соответственно имеются структурные и функциональные различия. Например, при организации прикладных научных исследований, как правило, ставится некоторая цель: создание технического устройства, вещества с заранее заданными свойствами. При проведении фундаментальных исследований чаще нельзя четко сформулировать цель, но имеется некоторая система ценностей - новизны результата и научного приоритета, познания новых закономерностей. Для искусства существенно более распространенным является ценностно-ориентированный принцип организации произведений, хотя на отдельных этапах в различных подсистемах могут ставиться локальные цели (например, цель подготовки конкурсной программы, записи диска, окончания учебного заведения и т. д.). Реализация возможностей целеориентированного или ценностноориентированного поведения системы требуют обеспечения возможностей выбора, которые появляются в сложной среде, а также при наличии стохастических механизмов управления. Как правило, такие сложные системы являются открытыми и имеют многочисленные информационные, энергетические и другие связи со средой и друг с другом.

Применительно к культуре можно выделить такие ее подсистемы, как наука, искусство, традиции, образовательные учреждения, системы массовой информации и многие другие. Элементами этих подсистем могут быть системы более низкого уровня (например, в системе образования - подсистемы дошкольного, среднего, среднего специального, высшего образования), отдельные учреждения и люди, связанные с созданием, хранением и распространением объектов духовной и материальной культуры, а также сами объекты: балетные спектакли, книги, ноты, технические изделия и так далее. Примечательно, что особенностью общества и его подсистем является то, что сложность отдельных элементов (индивидуумов) намного выше сложности системы. Динамизм культуры как системы требует

ее рассмотрения не только как некоего структурного объекта, но и как многомерного процесса, развивающегося во времени и в пространстве.

Важнейшей подсистемой культуры является искусство, изучение которого и научный анализ имеют многовековую историю. Вместе с тем трудность объективного анализа явлений в сфере искусства не позволила пока получить весомых результатов для создания общей и конструктивной теории искусства.

Искусство также содержит большое количество подсистем: авторы, их творческие союзы, системы массовой информации, концертные и театральные учреждения, образовательные структуры, произведения искусства и средства их тиражирования и распространения, библиотеки и т. д.. В качестве объекта исследования выделим произведение искусства, являющееся сложной системой. Выделение произведения искусства обусловлено его особыми свойствами - материальностью и воспроизводимостью, охватом практически всех видов искусства в различные исторические эпохи, воплощением в произведении психологических устремлений и ценностных установок автора, недоступных непосредственному исследованию, возможностью тиражирования и экспертных оценок. Конечно, главным свойством художественного произведения является воплощение в нем идеальных, духовных смыслов и ценностей в материальной структуре, позволяющих рассматривать произведение искусства как сигнал, переносящий эстетическую информацию. Как уже отмечалось, произведение искусства можно рассматривать как модель внутреннего мира человека, воплощающую его отношение к природе, к другим людям, к общественным процессам, содержащую его эмоциональную и эстетическую оценки действительности и являющуюся сложной многоуровневой системой [3].

Вместе с тем принципиально важна открытость произведения искусства как системы, невозможность реализации его предназначения вне индивидуума-потребителя (реципиента), вне социальной среды. Функциональные связи авторов и реципиентов

через произведения искусства иллюстрируются схемой, изображенной ниже. Важной особенностью этой структуры является то, что хотя основной поток информации направлен от автора к реципиентам (читателям, слушателям, зрителям), но выбор авторов (через произведения искусства) осуществляется реципиентами, среди которых есть люди, осуществляющие профессиональную оценку произведений (критики). Имеется и непосредственная обратная связь от публики к авторам, хотя она осуществляется выборочно. Характерно также определенное запаздывание обратной связи во времени. Выбор произведений искусства и, соответственно, авторов производится на основе тех или иных предпочтений, которые формируются средой в ходе ее саморазвития с помощью традиций, образовательных учреждений и программ, средств массовой информации.

Во многих видах искусства рассмотренная структура трансформируется в связи с тем, что в нее входят дополнительные звенья, реализующие исполнительские функции. Так, структура передачи эстетической информации с помощью балета отображена на схеме, где:

1 - социальная зрительская среда;

2 - компоненты внутренней социальной сферы произведения;

3 - создатели произведения;

4 - модели системы - произведения;

5 - система исполнителей произведения;

6 - инструменты исполнителей (элементы моделей);

7 - внутренние среды реализации произведения;

8 - внешняя среда;

9 - источники помех;

10 - зрители.

Функционирование произведения искусства в открытой системе свидетельствует о том, что итог восприятия произведения искусства будет зависеть не только от него самого, но и от реципиента, прежде всего, от его тезауруса, а также от его эстетических, нравственных и иных ценностных установок. Произведение искусства «оказывается столь же целостным, сколько

СИСТЕМНАЯ СХЕМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ

и нецелостным; в такой же мере замкнутым, как и разомкнутым. Оно оказывается настолько же автономным, насколько и гетерономным; в такой же степени завершенным, как и незавершенным» [4]. Поэтому более правильно следовало бы говорить не об исполнении произведения, а о его интерпретации.

Имеется также зависимость от взаимодействия других элементов и подсистем рассматриваемой метасистемы. Например, оценка первого исполнения нового произведения критикой, подключение средств массовой информации, распространение произведения искусства как товара и многие другие факторы могут оказать решающее влияние на дальнейшую судьбу произведения и самого автора (вспомним неудачное исполнение первой симфонии С.В. Рахманинова в 1897 г., которое едва не прекратило его композиторскую деятельность).

В информационном аспекте для схемы должны выполняться, прежде всего, условия принципа необходимого разнообразия Эшби, то есть информационная пропускная способность канала связи и каждого звена (или их разнообразие) должны соответствовать друг другу. Это в значительной степени относится к эстетической информации. Например, плохое или посредственное исполнение с грубыми нюансами или совсем без таковых, с неправильной темпо-ритмической трактовкой, с ошибками воспроизведения нотного текста может до неузнаваемости исказить музыкальное произведение или другое связанное с музыкой произведение. Менее существенны искажения, вносимые аппаратурой звукозаписи и воспроизведения, но и они могут вызвать падение интереса к слушанию произведения. Наконец, весьма распространенным является случай невосприимчивости реципиента к произведению вследствие его неподготовленности, отсутствия в его тезаурусе соответствующих целевых и ценностных установок, а также эталонов музыкальных и литературных форм, жанров, сценических и живописных образов и композиций.

Анализ приведенной на схеме структуры показывает, что при достаточно большом количестве предпочтений каких-либо

произведений повышается производительность соответствующего автора. Здесь существуют пороговые эффекты: если количество предпочтений не превышает некоторого порога, то такое потребление произведений искусства не оказывает влияния на распространение информации. Имеющаяся конкуренция в среде авторов приводит к необходимости повышения художественного уровня (в нормально функционирующей системе, когда основными являются эстетические, а не экономические или идеологические критерии).

При моделировании сложных систем одним из центральных вопросов является вопрос оценки качества модели, то есть выбора и нахождения критерия оценки. Ввиду многоаспектнос-ти применения систем и их моделей критерий должен содержать необходимое число параметров, характеризующих модель. Для подавляющего числа информационных моделей являются важнейшими такие параметры, как адекватность модели изучаемой системе (А), устойчивость модели к мешающим факторам (функциональная устойчивость) - (Ф), сложность модели - (8). Запишем комплексный критерий эффективности, или качества, модели (Э) в виде:

Э = f (А, Ф, 8).

Применительно к произведению искусства показатель эффективности характеризует степень соответствия конечного результата восприятия замыслу автора. Конечно, для его определения необходима экспертная оценка с участием автора, что далеко не всегда возможно, а при возможности не всегда результативно, но важна принципиальная возможность оценки этого параметра произведения искусства как модели. Может возникнуть и необходимость оценки «модели модели», например, рецензии на новое произведение искусства. Методики такого рода мы здесь не обсуждаем, но они существуют. Показатель функциональной устойчивости - степень инвариантности модели к некоторым преобразованиям, например к ракурсу рассматривания картины, к абсолютной высоте музыкального строя при

прослушивании музыки. Показатель сложности может быть выражен числом элементов, из которых складывается произведение, величиной энтропии текста, изображения, базой акустического сигнала или классической составляющей балета и т. п. [4].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Исаков В.М. О системном подходе к обеспечению качества обучения по конкретным дисциплинам учебного процесса творческого вуза // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2010. - № 2 (24). - С. 9-23.

2. Исаков В.М. Принципы системности и преемственности, реализуемые в современных организациях хореографического образования (на примере Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой) // Труды 1 Международной МПК «Хореографическое образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы» 28-30 апреля 2008. - СПб, 2009. - С. S3-6S.

3. Копцик В.А., Рыжов В.П., Петров В.М. Этюды по теории искусства: Диалог естественных и гуманитарных наук. - М.: ОГИ, 2004. - 368 с.

4. Осокин Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства. -М., 2003. - S44 с.

Abstract

In article synthesis of two approaches to research of the art, actual is considered today: system and information. Questions of system modeling of ballet performance which can be a basis of system researches in a choreography as in the course of education, and theatrical and entertainment practice are considered.

Keywords: information, system, choreography, adequacy, stability, complexity, theater.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.