Научная статья на тему 'Информационный подход к разработке контрольно-измерительных материалов'

Информационный подход к разработке контрольно-измерительных материалов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / АДЕКВАТНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ / TEST MATERIALS / EDUCATIONAL MEASUREMENT / INFORMATION / INFORMATION APPROACH / INFORMATION ADEQUACY / QUALITY OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Феоктистова А.И.

В данной статье рассматривается вопрос применения теории информации для разработки контрольно-измерительных материалов с целью повышения их качества. Разработанный на основе теории информации измерительный материал должен обеспечивать адекватное отображение учебного материала. Адекватность измерительной информации рассматривается в трех формах: синтаксическая, семантическая, прагматическая адекватность. Форма адекватности информации определяет назначение, структуру, формы, содержание измерительных материалов. Известны меры информации, которые соответствуют своей форме адекватности: синтаксическая, семантическая, прагматическая. Синтаксическая мера измерительной информации оперирует общей обезличенной информацией и определяет лишь объем данных, содержащихся в измерительном материале. Семантическая мера используется для измерения смыслового содержания информации в педагогическом измерителе. Наиболее известной является тезаурусная мера. Прагматическая мера определяет полезность измерительной информации для определения уровня подготовленности обучаемых. При разработке контрольно-измерительных материалов чрезвычайно важно обращаться к такой категории, как качество измерительной информации. Параметрами качества являются репрезентативность, понятность, содержательность, достаточность, открытость. На основе форм адекватности измерительной информации и параметров качества формулируются основные требования, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information approach to development of test materials

This article discusses the information approach to the development of test materials. The informational approach provides the use of terms and concepts of informatics. The approach in the article is the application of information theory to develop test materials with the aim of improving their quality. On the basis of information theory, test material should provide adequate display of educational material. The adequacy of measurement data is considered in three forms: syntactic, semantic and pragmatic. Information adequacy forms define purpose, structure, form and content of test materials. There are some well-known measures of information that correspond to its form of adequacy: syntactic, semantic and pragmatic. Syntactic measure of information measurement operates with general featureless information and only determines the amount of data in a test material. The semantic measure is used for measuring a sense content of information in pedagogical meter. The most-known is a thesaurus one. Pragmatic measure determines the usefulness of test information for defining level of trainees’ preparedness. The important feature in the development of test materials is the concept of quality of test information. As quality parameters are used: representativity, clarity, thoroughness, sufficiency and openness. On the basis of test information adequacy forms and parameters of quality basic requirements are formed which define the structure and content of the test materials.

Текст научной работы на тему «Информационный подход к разработке контрольно-измерительных материалов»

№ 4(78) АПРЕЛЬ 2017

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

А.И. Феоктистова, канд. пед. наук, доцент, кафедра математических и естественнонаучных дисциплин, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, г. Рязань, Россия, feokt-alla@yandex.ru

ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В данной статье рассматривается вопрос применения теории информации для разработки контрольно-измерительных материалов с целью повышения их качества. Разработанный на основе теории информации измерительный материал должен обеспечивать адекватное отображение учебного материала. Адекватность измерительной информации рассматривается в трех формах: синтаксическая, семантическая, прагматическая адекватность. Форма адекватности информации определяет назначение, структуру, формы, содержание измерительных материалов. Известны меры информации, которые соответствуют своей форме адекватности: синтаксическая, семантическая, прагматическая. Синтаксическая мера измерительной информации оперирует общей обезличенной информацией и определяет лишь объем данных, содержащихся в измерительном материале. Семантическая мера используется для измерения смыслового содержания информации в педагогическом измерителе. Наиболее известной является тезаурусная мера. Прагматическая мера определяет полезность измерительной информации для определения уровня подготовленности обучаемых. При разработке контрольно-измерительных материалов чрезвычайно важно обращаться к такой категории, как качество измерительной информации. Параметрами качества являются репрезентативность, понятность, содержательность, достаточность, открытость. На основе форм адекватности измерительной информации и параметров качества формулируются основные требования, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов.

Ключевые слова: контрольно-измерительные материалы, педагогические измерения, информация, информационный подход, адекватность информации, качество информации.

Педагогические измерения - важный этап процесса обучения. От информации, полученной на данном этапе, зависит управление процессом обучения. Цель педагогических измерений - получение объективной оценки уровня подготовленности обучаемых. Однако только объективные измерения могут дать педагогам достоверную информацию о знаниях обучаемых. Для обеспечения объективности педагогических измерений используются качественные контрольно-измерительные материалы. Для повышения качества контрольно-измерительных материалов необходим научно обоснованный подход

к их разработке, одним из которых является информационный подход.

Информационный подход предусматривает рассмотрение систем различной природы с позиций информатики и с использованием ее терминов («источник информации», «потребитель информации», «сообщение» и т.п.)1. Информационный подход в данной статье рассматривается как «способ абстрактно-обобщенного описания разработки контрольно-измерительных материалов на языке теории информации»2 (описан В.Е. Яковлевым). В качестве сообщений выступают контрольно-измеритель-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ные материалы, а потребителем информации является обучаемый.

Для обучаемых важна обеспеченность адекватными педагогическими измерителями учебного материала (адекватность измерительной информации). Адекватность информации - это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению.3

Форма адекватности информации (синтаксическая, семантическая, прагматическая) определяет назначение, структуру, формы, содержание измерительных материалов.4

Синтаксическая адекватность отображает правильность построения измерительных материалов с синтаксических позиций без учета смыслового содержания. В случае синтаксической адекватности измерительную информацию можно рассматривать как её представление в виде данных в определенной форме и соответствующем виде. Данная форма адекватности способствует правильному восприятию обучаемыми конкретного измерительного материала.

Семантическая (смысловая) адекватность определяет степень соответствия информационного образа, создаваемого педагогическим измерителем, реальному объекту, процессу и явлению. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания измерительной информации.

Прагматическая адекватность определяет соответствие измерительной информации целям измерения и связана с ценностью, полезностью информации при формировании контрольно-измерительных материалов. Эта форма адекватности непосредственно определяет целевые функции педагогического измерения.

Известны меры информации, которые соответствуют своей форме адекватности: синтаксическая, семантическая, прагматическая.

Синтаксическая мера количества измерительной информации оперирует общей обезличенной информацией и определяет лишь объем данных в измерительном материале (измеряется количеством символов).

Семантическая мера используется для измерения смыслового содержания информации в педагогическом измерителе. При этом целесообразно использовать тезаурус-

ную меру. Под тезаурусом понимается совокупность сведений об объектах, явлениях и процессах, которыми располагает пользователь5. В контексте педагогических измерений тезаурус можно рассматривать как запас знаний обучаемого. В этом случае тезаурус-ная мера связывает семантические свойства информации измерительного материала со способностью обучаемого воспринимать и понимать эту информацию.

В зависимости от соотношения между смысловым содержанием информации 8 в измерительном материале и тезаурусом обучаемого 8р изменяется количество семантической информации 1с, воспринимаемой обучаемым. Характер этой зависимости показан на рисунке.

1СОПТ

опТ

Зависимость количества семантической

информации, воспринимаемой обучаемым, от его тезауруса

Ясно, что при 8р = 0 обучаемый не воспринимает и не понимает информацию, представленную в измерительном материале. Максимальное количество семантической информации 1с обучаемый получает при согласовании ее смыслового содержания 8 с его тезаурусом 8р (8р = 8ропт): тогда вся поступающая информация ему понятна и воспринимается им.

Следовательно, количество семантической информации в измерительном материале является величиной относительной и в большинстве случаев вероятностной. Один и то же измерительный материал может иметь смысловое содержание для обучаемого, имеющего требуемый уровень знаний, и быть бессмысленным для неподготовленного обучаемого.

Прагматическая мера определяет полезность измерительной информации для определения уровня подготовленности обучаемых.

При проведении педагогических измерений важно обращаться к такой категории, как качество измерительной информации.

№ 4(78) АПРЕЛЬ 2017

т

Параметрами качества являются репрезентативность, понятность, содержательность, достаточность (полнота), открытость6.

Репрезентативность измерительной информации определяется правильностью её отбора и формирования в целях адекватного отражения учебного материала.

Понятность измерительной информации означает представление измерительного материала на знакомом обучаемому языке и с уровнем сложности, позволяющем легко понять, о чем идет речь.

Содержательность информации измерительного материала определяет структурную последовательность информации с учетом важности и влияния различных информационных элементов: синтаксических, стилистических, семантических. При этом заключающим элементом является, естественно, семантический. Содержательность измерительной информации определяется формой ее представления. Различают однородные и комплексные формы представления семантической информации. Множество однородных форм можно определить выражением7

N1 = (1, 8, С),

где 1 - текстовая форма представления;

8 - аудиальная (речь, звуки) форма;

С - изобразительная, графическая форма.

Комплексная форма представления семантической информации объединяет одновременно несколько однородных форм, например, текстовую, графическую и др.

Степень содержательности измерительного материала повышается при одновременном представлении его с использованием множества форм. Реализация аудиальной формы представления информации в измерительных материалах возможна только при использовании программных средств информационных технологий при проведении педагогических измерений.

Достаточность (полнота) информации отражает связь информации с ее смысловым содержанием (семантикой и прагматикой). И неполнота (то есть недостаточность для понимания), и избыточность информации снижают эффективность процесса педагогических измерений.

Открытость информации означает отсутствие подтекста.

На основе рассмотренных форм адекватности измерительной информации и параметров качества сформулируем основные требования, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов:

— контрольно-измерительные материалы должны быть созданы с использованием знаковой системы, соответствующей особенностям языка, на котором излагается содержание учебной дисциплины;

— знаковая система, используемая в контрольно-измерительных материалах, должна соответствовать уровню подготовленности обучаемого, то есть обучаемый должен быть способен однозначно интерпретировать, истолковать предъявленную ему знаковую систему в заданных значении и смысле;

— синтаксически знаковая система, используемая в контрольно-измерительных материалах, должна быть предельно простой -при содержании в ней объема информации, необходимого и достаточного для нахождения и фиксации верного решения в течение отведенного времени;

— содержание контрольно-измерительных материалов должно соответствовать системе целей изучения дисциплины - целям занятий, тем, модулей, конечным целям дисциплины;

— контрольно-измерительные материалы должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня усвоения учебного материала, по которому проводится измерение;

— при использовании автоматизированных систем контроля или других программных средств при проведении педагогических измерений с целью рационального предъявления содержания измерительного материала необходимо использовать не только текстовые знаки (слова, формулы, символы), но и графические и мультимедийные компоненты.

Таким образом, применение теории информации при разработке контрольно-измерительных материалов повышает качество измерительного материала и способствует получению достоверной информации об уровне подготовленности обучаемых. ^

m

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Литература:

1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2006. Т. 2. 816 с.

2. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: ВЛАДОС, 2006. 239 с.

3. Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2012. 576 с.

4. Гаврилов М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии: учеб. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2011. 350 с.

5. Акулов О.А., Медведев Н.В. Информатика: базовый курс: учеб. для студентов вузов, бакалавров, магистров, обучающихся по направлению «Информатика и вычисл. техника». 5-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2008. 574 с.

6. Качественная информация [Электронный ресурс] / Моск. гос. гуманит. ун-т им. М.В. Шолохова. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1742532/ (дата обращения: 27.03.2017).

7. Теслер Г.С. Новая кибернетика [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/ preview/1772126/ (дата обращения: 23.03.2017).

INFORMATION APPROACH TO DEVELOPMENT OF TEST MATERIALS

A.I. Feoktistova, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of mathematic and natural-science disciplines, Ryazan Higher Airborne Command School, Ryazan, Russia, feokt-alla@yandex.ru

This article discusses the information approach to the development of test materials. The informational approach provides the use of terms and concepts of informatics. The approach in the article is the application of information theory to develop test materials with the aim of improving their quality. On the basis of information theory, test material should provide adequate display of educational material. The adequacy of measurement data is considered in three forms: syntactic, semantic and pragmatic. Information adequacy forms define purpose, structure, form and content of test materials. There are some well-known measures of information that correspond to its form of adequacy: syntactic, semantic and pragmatic. Syntactic measure of information measurement operates with general featureless information and only determines the amount of data in a test material. The semantic measure is used for measuring a sense content of information in pedagogical meter. The most-known is a thesaurus one. Pragmatic measure determines the usefulness of test information for defining level of trainees' preparedness. The important feature in the development of test materials is the concept of quality of test information. As quality parameters are used: representativity, clarity, thoroughness, sufficiency and openness. On the basis of test information adequacy forms and parameters of quality basic requirements are formed which define the structure and content of the test materials.

Key words: test materials, educational measurement, information, information approach, information adequacy, quality of information.

References

1. Selevko G.K. EHnciklopediya obrazovatel'nyh tekhnologij [Encyclopedia of educational technology]: v 2 t. M.: Izd-vo NII shkol'nyh tekhnologij, 2006. T. 2. 816 s.

2. YAkovlev E.V, YAkovleva N.O. Pedagogiches-kaya koncepciya: metodologicheskie aspekty pos-troeniya [Pedagogical concept: methodological aspects of the construction]. M.: VLADOS, 2006. 239 s.

3. Makarova N.V, Volkov V.B. Informatika: ucheb. dlya vuzov [Computer science: textbook for universities]. SPb.: Piter, 2012. 576 s.

4. Gavrilov M.V., Klimov VA. Informatika i infor-macionnye tekhnologii [Computer science and infor-

mation technology]: ucheb. 2-e izd., ispr. i dop. M.: YUrajt, 2011. 350 s.

5. Akulov O.A., Medvedev N.V. Informatika: bazovyj kurs [Computer science: basic course]. Ucheb. dlya studentov vuzov, bakalavrov, magistrov, obuchayush-chihsya po napravleniyu «Informatika i vychisl. tekh-nika». 5-e izd., ispr. i dop. M.: Ome-ga-L, 2008. 574 s.

6. Kachestvennaya informaciya [Qualitative information] / Mosk. gos. gumanit. un-t im. M.V SHolohova. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1742532/ (accessed: 27.03.2017).

7. Tesler G.S. Novaya kibernetika [New Cybernetics]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1772126/ (accessed: 23.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.