Научная статья на тему 'Информационный мониторинг инновационного развития России на основе баз данных по социальным и гуманитарным наукам: тренды и прогнозы'

Информационный мониторинг инновационного развития России на основе баз данных по социальным и гуманитарным наукам: тренды и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационный мониторинг / инновационное развитие / Россия / информационные ресурсы / базы данных по социальным и гуманитарным наукам / междисциплинарный подход / тренды / прогнозы / information monitoring / innovation development / Russia / information resources / databases / social sciences and humanities / multidisciplinary approach / trends / prognosis
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уварова Т. Б., Шемберко Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный мониторинг инновационного развития России на основе баз данных по социальным и гуманитарным наукам: тренды и прогнозы»

Уварова Т.Б.

д.и.н., гл.н.с. ИНИОН РАН

ethn.uvarova@inbox.ru

Шемберко Л.В.

зав. сектором ИНИОН РАН

irichem@gmail.com

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ОСНОВЕ БАЗ ДАННЫХ ПО СОЦИАЛЬНЫМ И ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ:

ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ1

Ключевые слова: информационный мониторинг, инновационное развитие, Россия, информационные ресурсы, базы данных по социальным и гуманитарным наукам, междисциплинарный подход, тренды, прогнозы.

Keywords: information monitoring, innovation development, Russia, information resources, databases, social sciences and humanities, multidisciplinary approach, trends, prognosis.

В современных условиях развития России научная информация по социальным и гуманитарным наукам становится одним из важных стратегических ресурсов по выявлению инноваций, на основе которых возможен экономический и социальный прорыв за счет интенсивного использования новых информационных технологий и систем управления.

Радикальные инновации, основанные на исследованиях новых технологий, фундаментально отличаются от эволюционных улучшений существующих продуктов, в том числе информационно-аналитических. Эти радикальные инновации создают такие значительные изменения в процессах, продуктах или услугах, которые приводят к трансформации существующих рынков (отраслей, направлений или условий развития) или же создают новые рынки (условия развития) в современных условиях глобальных вызовов, прежде всего, таких, как

- старение населения, проблемы здравоохранения и образования, изменение климата, проблемы в области обеспечения продовольственной безопасности в мировом масштабе;

- ускорение технологического развития мировой экономики;

- усиление конкурентной борьбы за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в инновационные исследования новые технологии, новую информацию (данные) и знания;

- рост интеллектуальной эмиграции, увеличение оттока из страны конкурентоспособных кадров, владеющих знаниями, идеями, новыми навыками и компетенциями, новыми технологиями. Результаты научно-аналитических исследований показывают, что место России в мировых инновационных процессах пока не соответствует имеющемуся в стране потенциалу2. При этом многое говорит о том, что в стране существуют конкурентные преимущества в виде обширной ресурсной и территориальной базы, высокого интеллектуального и образовательного уровня рабочей силы, научно-технических заделов в реализации целого ряда макро-технологий, определяющих потенциал развитых стран.

В ИНИОН РАН в соответствии с программой фундаментальных исследований РАН в 2018 г. были начаты работы по информационному мониторингу для динамического отслеживания состояния объекта научно-инновационного комплекса и экспертной оценки прогнозов, особенно долгосрочных. В классическом понимании мониторинг есть система постоянного наблюдения, регистрирующая события в реальном времени. Добавление термина «информационный» подчеркивает, что для таких систем важным являются не только статистические данные или показания приборов, но и сведения (гипотезы, идеи, факты), получаемые в результате поиска, анализа информации (данных) в неструктурированных текстовых массивах, в том числе в отраслевых и интегрированных базах данных (БД) Автоматизированной информационной системы по общественным наукам (АИСОН), объем которых превысил 3,5 млн. документов. Термин «информационный мониторинг» был введен еще в начале 90-х годов, под ним понималась технология непрерывного информационного наблюдения за объектом в информационном поле, прежде всего, для составления прогноза развития объекта3.

1 Работа выполнена в рамках программы фундаментальных исследований президиума РАН «Научные основы развития российского научно-инновационного комплекса в контексте глобальных трансформаций».

2 Бородин Д.В. Инновационное развитие экономики России как стратегический приоритет // Креативная экономика. 2015. -Т. 9, № 1. - С. 23-34. - аог 10.18334/се.9.1.78

3 Гордукалова Г.Ф. Информационный мониторинг в области общественных наук // Теория и практика общественно-научной информации: Ежеквартальник / ИНИОН РАН. - М., 1990. - Вып.4. - С. 35-51. Гордукалова Г.Ф. Мониторинг документального потока для информационной диагностики прогнозируемых объектов: Учеб. пособие / Г.Ф. Гордукалова, Л.А. Юдина; ИПКИР. — М.: ИПКИР, 1991. - 110 с.

Для достижения принципиально нового уровня развития научных исследований в данной области в контексте глобальных трансформаций необходима современная система информационно-аналитического обеспечения, которая позволит получать максимально полное представление о традиционном и цифровом документопотоке на различных языках и различных носителях информации. Она должна соответствовать задачам научной и практической деятельности, а также проблемно-тематическому профилю экспертных исследований и комплексным задачам управления, ориентированным на эффективности принимаемых решений на глобальном, национальном, региональном уровнях.

Технология информационного мониторинга представляет большой интерес в том плане, что его можно рассматривать во всех перечисленных выше аспектах, так как он вобрал в себя самые разные составляющие. Как отмечает в своем исследовании И.П. Фарман, с познавательной точки зрения мониторинг в самом общем виде можно определить как прагматический метод получения и представления знания1. Мониторинг синтезирует многие функции, использует разные средства наблюдения и объяснения, в сущности, все традиционные методы исследования. Сложность формулировки определения понятия «информационный мониторинг» связана с принадлежностью его как сфере науки, так и сфере практики. Однако главная цель информационного мониторинга - это создание системы сбора и экспертного анализа информации, отображающей состояние определенного объекта (процесса, явления).

Основная сфера практического применения информационного мониторинга - это, с одной стороны, информационно-аналитическое обеспечение научных исследований в той или иной предметной области, а с другой, совершенствование управления и принятия практических решений. Информационный мониторинг позволяет получить объективные оценки, основанные на фактах, выявить динамику изучаемых процессов и применить системный подход для совершенствования управления социальными процессами.

Функции информационного мониторинга ориентированы на выявление объектов, представляющих в настоящее время наибольший интерес для органов управления и принятия решений. На современном этапе формирования российской науки приоритетное внимание уделяется организации континуального мониторинга научно-технических возможностей, включая статистику науки и инноваций, выявлению активно развивающихся и инновационных научных направлений, требующих первоочередного финансирования. В связи с этим целый ряд исследователей (например, И.В. Бестужев-Лада) рассматривает мониторинг как средство обеспечения эффективного функционирования системы прогнозирования2. При этом прогнозирование не сводится к безусловным предсказаниям, а ставит целью предварительную оценку возможных последствий принимаемых решений.

В последние годы появляются всё новые и новые направления исследований, которые определяются именно как мониторинговые: экологический мониторинг, космический мониторинг, мониторинг медиа-пространства, финансовый мониторинг, эконом-мониторинг, юридический (правовой) мониторинг, а также мониторинг систем образования и др. Кроме того, предпринимаются попытки различения и классификации мониторинговых исследований в зависимости от направления научных дисциплин, целевого назначения, пространственного и временного параметров, масштаба и уровня реализации. В некоторых областях проводится непрерывный мониторинг критически важных или опасных объектов наблюдения.

Что касается социального мониторинга, то его основные ориентиры - это слежение за динамикой социального развития, установление особенностей той или иной ситуации, чаще всего критической, с целью получения аналитических данных, обнаружения факторов, способствующих урегулированию конфликтов, или составления краткосрочных и долгосрочных прогнозов их развития. В международных отношениях под мониторингом понимают деятельность международных организаций по контролю за исполнением государствами своих обязательств по международным договорам. При этом мониторинговые механизмы могут быть различного характера: к ним относятся, например, Европейский суд по правам человека, международное наблюдение за выборами.

Анализ целого ряда исследований показывает, что социальный опыт содержит мировоззренческие, ценностные, причинные и другие составляющие, адекватная оценка которых невозможна без учёта субъективных факторов, а в этом отношении возможности мониторинга ограничены. В связи с этим в социально-гуманитарной области более результативными оказываются комплексные, в том числе философские, социологические, науковедческие, экономические, культурологические, исторические и этнологические исследования, теоретический уровень, новизна и степень применимости которых позволяют провести аналитический анализ и проследить динамику тех или иных общественных процессов, определить наиболее значимые тренды и составить прогнозы, которые будут способствовать эффективному управлению и решению выявленных проблем.

Таким образом, мониторинг позволяет выявлять контекст реальной ситуации и тем самым способствует ответу на вопросы: почему активизируются те или иные проблемы, и в каком направлении следует двигаться дальше. Наиболее важные проблемы инновационного развития России рассматриваются в коллективной монографии, в которой анализ инновационного развития страны осуществляется на основе современных представлений об управлении, кибернетике третьего порядка и цифровой экономике3. Особо выделены:

- определение комплекса вызовов в проблематике управления;

- прогноз и новая стратегия развития информационного общества;

1 Фарман И.П. Мониторинг как метод исследования и представления знания. - https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/ps/ psm8.pdf

2 Бестужев-Лада И. В. Глобальный технологический прогноз на ХХ1 век // Социологические исследования. - М., 2007. -№ 4. - http://www.mirprognozov.ru/prognosis/politics/globalnyiy-tehnologicheskiy-prognoz-na-xxi-vek-igor-bestujev-lada/

3 Социогуманитарные аспекты ситуационных центров развития / Под ред. В.Е. Лепского, А.Н. Райкова. - М.: Когито-Центр, 2017. - 416 с. - http://www.reflexion.ru/Library/Lepskiy2017a.pdf

- национальное единство и стратегия национальной безопасности;

- построение коллективных когнитивных карт ситуаций на основе анализа экспертных мнений;

- субъекты стратегического развития;

- цифровые потребности;

- принятие решений в эпоху больших данных.

В процессе экспертного исследования делается вывод о том, что информационные проблемы глобальной безопасности и устойчивого развития нужно более четко определить, классифицировать, установить приоритетность их решения, т.е. провести комплексное международное исследование. Для этого уже сейчас необходимо создавать Международную систему комплексного информационного мониторинга и прогнозирования глобальных угроз развитию цивилизации, которая должна обеспечивать руководителей государств, ученых и общественно-политических деятелей достоверной информацией о состоянии, тенденциях и прогнозируемых последствиях дальнейшего развития глобальных процессов в природе и обществе, и, прежде всего тех, которые могут представлять угрозы для развития безопасного и устойчивого развития цивилизации. Кроме того, в данной научной публикации приводится описание структуры информационных проблем глобальной безопасности в области устойчивого развития на период до 2030 г.

В последние годы информационный мониторинг все чаще ориентирован на аналитическую поддержку управленческих решений в различных сферах и на различных уровнях, поэтому поиск информации в тематических БД по социальным и гуманитарным наукам направлен на многоаспектный междисциплинарный сбор информации о достаточно широком круге объектов для последующего их анализа, оценки состояния и составления прогноза их развития.

При этом выделяются такие виды информационного мониторинга, как:

а) научно-исследовательский мониторинг, когда целью и результатом является выявление закономерностей и тенденций развития объекта; б) контролирующий мониторинг, в результате которого определяются направления и методы контроля динамики развития тех или иных объектов; в) управленческий мониторинг, целью и результатом которого являются управленческие решения. В любом случае по функциональному назначению информационный мониторинг, как правило, ориентирован на поиск, накопление и структуризацию информации для диагностики и классификации проблем, а также их анализ для выявления прогнозов развития (или разрешения критических ситуаций).

Методика проведения мониторинга включает следующие основные этапы работ:

- определение целей и задач информационного мониторинга;

- выбор наиболее важных объектов для сбора информации и данных, установление наиболее значимых аспектов их исследований, показателей диагностики и сбора данных и статистической информации; следует отметить, что основные условия реализации процедур информационной диагностики сводятся к следующему: во-первых, анализируется не сам объект, а известная (найденная при поиске) информация (данные) о нем; во-вторых, для успешной диагностики должна обеспечиваться определенная полнота сбора информации (данных) об объекте, границы которого заранее описываются в виде упорядоченного перечня ключевых слов и/или рубрик проблемно-ориентированного рубрикатора, фиксирующего предметное поле объекта; в-третьих, технологическая цепочка методов и процедур диагностики должна обеспечивать диагностику новых (незнакомых, неизвестных) объектов или их характеристик;

- политематический и многоуровневый поиск информации в отраслевых и политематических БД для выявления тенденций развития исследуемых объектов и отбора данных для последующего многомерного их анализа для получения качественных и количественных характеристик развития объектов изучения и выявления факторов воздействия на них в различных ситуациях и на различных уровнях (глобальном, национальном, региональном, на уровне отдельных предприятий и пр.);

- экспертный анализ тенденций развития контролируемых объектов (ситуаций, явлений, показателей), установление закономерностей и их прогнозирование путем построения соответствующих моделей (трендовых или комплексных).

Многие из перечисленных проблем отражены в документальных массивах БД по социальным и гуманитарным наукам и были идентифицированы в процессе информационного мониторинга, прежде всего, для выявления наиболее важных тенденций, угроз, кризисных ситуаций и прогнозов их разрешения. Среди них проблемы информационной преступности, кибертерроризма, особенности информационных войн, последствия информационного неравенства, тренды развития информационной культуры человека и общества, а также проблемы безопасности информационных ресурсов, их защиты от природных катаклизмов, техногенных аварий и терроризма, сложные проблемы интеллектуальной безопасности, проблемы противодействия интеллектуальной деградации человека и пр.

Научные и прикладные задачи, стоящие перед исследователями в области разработки научных основ развития российского научно-инновационного комплекса, постоянно усложняются. Только в последние годы опубликованы десятки тысяч научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению различных направлений, важнейших аспектов и трендов социально-экономического и научно-технического развития, анализу причин и особенностей разработки инновационных процессов на макро- и микроэкономическом уровнях, выявлению наиболее продуктивных направлений их экспертной оценки. Многие из этих работ нашли отражение в БД по социальным и гуманитарным наукам ИНИОН РАН, которые включают различные виды научной информации - теоретическую, обзорно-аналитическую, статистическую, прогностическую из научных публикаций на многих языках.

В настоящем исследовании информационный мониторинг в БД ИНИОН проводился для выявления в документальном массиве научных публикаций, в которых раскрываются тенденции и прогнозы инновационной деятельности в России. Для формирования поисковых запросов использовались термины отраслевых тезаурусов (дескрипторы и ключевые слова), описывающие информационное поле «Инновации»: открытия, нововведения, инновационная деятельность, инновационная политика, инновационное общество, инновационное развитие, инновационные проекты,

инновационные ресурсы, инновационные технологии, наукоемкие технологии, инновационный менеджмент, изобретения, новая продукция, новая техника, новые идеи, новые знания, новые методы, новые подходы и др.

Статистический анализ документов по инновационной тематике, содержащихся в отраслевых БД по социальным и гуманитарным наукам, показал, что 70% документопотока отражается в двух БД - по экономике и науковедению. В БД по экономике и демографии, в которую включено свыше 32 тыс. документов по инновационной проблематике, в том числе более 17,4 тыс. статей и монографий на русском языке. Так, основные направления трансформации процессов управления инновационным развитием российской экономики в условиях санкционного давления рассматриваются в монографии А.Н. Мельника1. Проблемы экономического возрождения России в инновационном аспекте излагаются в монографии А.И. Линника2 Методологические основы формирования стратегии инновационного развития региональных промышленных комплексов представлены в работе Г. А. Краюхина и Р.В. Смирнова3. Макроэкономические проблемы и механизмы коммерциализации инноваций, проблемы стимулирования и управления коммерческой деятельностью, прикладными нововведениями и разработками раскрываются в научной публикации В.Н. Щер-бакова4. Особенности превращения малого предпринимательства в решающий фактор инновационного развития российского общества раскрываются в монографии В. Казакова5. Следует отметить, что состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом, которые были обсуждены на III Международной научно-практической конференции (Чебоксары, январь. 2018 г.), проанализированы в работе А. А. Бабаева6.

В БД по науковедению, которая формируется с 1986 г., содержится свыше 23 тыс. документов по различным проблемам инновационной деятельности, большая часть которых издана на русском и английском языках. Более 80% документов в этой базе данных составляют научные статьи, в которых рассматриваются проблемы государственного регулирования инновационной деятельности страны в условиях модернизации экономики, методологические и организационные аспекты управления инновациями, методы динамической оценки программ регионального инновационного развития, описываются характеристики открытых инноваций. Среди материалов, представляющих научный интерес, можно выделить, например, монографию А.Д. Иоселиани, в которой техносфера рассматривается как основа информационного общества и анализируются особенности трансформации человека в информационном обществе7. Теоретические проблемы инноваций в условиях цифровой экономики раскрываются в коллективной монографии С. А. Дятлова и его коллег8. Индикаторы инновационной деятельности содержатся в статистическом сборнике9.

В БД по философии и социологии включено более 21,9 тыс. документов, в которых описываются методологические основы изучения политико-правовой организации инновационного общества, результаты анализа процессов порождения научных инноваций, рассматриваются инновации в социально-гуманитарном познании, культурные основы инновационного мышления, а также инновационные образовательные программы нового поколения, высокие технологии в социодинамике инновационного развития, проблемы инновационного развития научно-образовательной сферы, инновационные процессы системы образования в контексте трансформации сознания российского общества. Так, в работе Я.А. Маргуляна рассматриваются социальные инновация, применяемые в управлении человеческими ресурсами10. Концептуальные и методологические инновации в этнолого-антропологическом знании описываются в аналитическом обзоре Т.Б. Уваровой11. В научной публикации А.В. Шаркова и М.А. Эскиндарова излагается концепция эффективного предпринимательства в области новых решений, проектов и гипотез12.

Правовые проблемы развития экономики знаний, административно-правовые механизмы управления инновационной деятельностью в сфере наукоемких технологий, тенденции развития законодательства в инновационной сфере, состояние и основные направления государственной политики вовлечения результатов научно-технической дея-

1 Мельник А.Н. Санкционное давление. Направления трансформации процессов управления инновационным развитием российской экономики / А.Н. Мельник [и др.]; Каз. федер. ун-т. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2018. - 238 с.

2 Линник А.И. Российские модели инновационного успеха. - М.: Интернейшнл Бизнес Гайд, 2018. Т. 1. - 383 с.

3 Краюхин Г.А.; Смирнов Р.В. Методологические основы формирования стратегии инновационного развития региональных промышленных комплексов / Р.В. Смирнов; под ред. Г .А. Краюхина; С.-Петерб. гос. экон. ун-т. - СПб.: СПбГЭ, 2018. - 137 с.

4 Щербаков В.Н. Финансирование и коммерциализация инноваций: учебник / В.Н. Щербаков [и др.] ; под ред. В.Н. Щербакова.- Москва: Дашков и К, 2018. - 491 с.

5 Казаков, В.А. Превращение малого предпринимательства в решающий фактор инновационного развития общества. - Москва; Барнаул: Колмогоров И.А., 2018. - 343 с.

6 Бабаева А.А. Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 25-26 янв. 2018 г. / Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова; редкол.: А.А. Бабаева (отв. ред.). - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. - 353 с.

7 Иоселиани А.Д. Антропология техногенного мира / Перм. ин-т экономики и финансов. - Пермь, 2018. - 259 с.

8 Гильманов Д.В., Марьяненко В.П., Дятлов С.А. Теория инноваций: инновации в условиях цифровой экономики: учеб. пособие / С.-Петерб. гос. экон. ун-т. - СПб: СПбГЭУ, 2018. - 286 с.

9 Городникова Н.В., Гохберг Л.В. Индикаторы инновационной деятельности: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. Экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018 / Н.В. Городникова [и др.]; редкол.: Л.В. Гохберг [и др.]. - 342 с.

10 Маргулян Я.А. Социальные инновации в управлении человеческими ресурсами / С.-Петерб. гос. экон. ун-т [и др.]; под науч. ред. Я.А. Маргуляна. - СПб., 2018. - 397 с.

11 Уварова Т.Б. Концептуальные и методологические инновации в этнолого-антропологическом знании начала XXI в.: ана-лит. обзор / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, Центр гуманитар. науч.-информ. исслед., отд. истории. - М., 2017. - 95 с.

12 Шарков А.В., Эскиндаров М.А. Концепция эффективного предпринимательства в сфере новых решений, проектов и гипотез / Шаркова А.В. [и др.]; под общ. ред. М.А. Эскиндарова; Фин. ун-т при Правительстве Рос. Федерации (Фин. ун-т). - М.: Дашков и К, 2018. - 640 с.

тельности в хозяйственный оборот, вопросы защиты интеллектуальной собственности при реализации инноваций, а также проблемы законодательной и судебной защиты авторских прав при применении новых технологий распространения нашли отражение в интегрированной БД «Государство и право» (раздел «Правоведение»), которая формируется с 1986 г. Так, например, новые технологии в российском праве анализируются в статье Д. А. Пашковой1. Проблемы эффективности инновационной функции государства обсуждаются в статье Д.М. Степаненко2. Новые технологии и цифровая среда как вызов традиционной юриспруденции рассматриваются в серии журнальных статей3.

Правовые инновации чаще все рассматриваются как одно из средств повышения эффективности правового регулирования. Так, в ежегодном обзоре, посвященном ключевым нововведениям в налоговом законодательстве с 2018 г. и прогнозам его развития, отмечается, что налоговое законодательство является одной из самых динамичных в отношении изменений систем. В ней ежегодно уточняются неоднозначные положения, адаптируются и внедряются подходы, успешно работающие в мировой практике, разрабатываются и совершенствуются меры, направленные на поддержку инвесторов и борьбу с налоговыми нарушениями.

Переход к инновационной экономике невозможен без адекватного и эффективного регулирования отношений, связанных с созданием и внедрением в производство результатов интеллектуальной деятельности. Инновационное право как институт права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения, а также отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность путем предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и предъявления обязательных предписаний там, где это необходимо.

В настоящее время возможны три пути развития законодательства об инновационной деятельности в России: во-первых, принятие специального комплексного нормативного правового акта, регулирующего все аспекты государственной поддержки развития инновационной деятельности; во-вторых, принятие как специального акта об инновационной деятельности, так и иных специальных законов, а также внесение поправок в действующие законы в целях регулирования отдельных аспектов инновационной деятельности; в третьих, принятие специальных законов и внесение поправок в действующие законы в целях регулирования всех аспектов поддержки развития инновационной деятельности.

От перестройки российской экономики из сырьевой в цифровую российские правоведы ожидают не массовой замены юристов на роботов, а оперативного принятия целого пакета законов, которые будут регулировать новую реальность. По программе «Цифровая экономика РФ» к 2024 году в России должно появиться минимум десять высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынке предприятий в сфере высоких технологий, десять индустриальных цифровых платформ для основных отраслей экономики, 500 малых и средних цифровых предприятий. Кроме того, дан старт трансформации национального законодательства. Например, уже вступил в силу закон № 173-ФЗ, который закрепил механизмы взаимодействия государства и частных организаций по разработке, созданию и модернизации ИТ-объектов. Тем не менее, различные законодательные барьеры ведения инновационной деятельности в России, которые описываются в ряде работ, по-прежнему существуют4.

В БД по историческим наукам, включающей документы с середины 1980-х гг., представлены документы, в которых рассматриваются инновационные процессы в отечественной исторической науке, обсуждается соотношение традиций и инноваций в культуре различных народов, проблемы диффузии европейских инноваций в России, применение инновационных технологий в археологии, а также описываются новые методики исследования археологических памятников античного времени с использованием цифровых технологий при раскопках, инновационные подходы и координация научно-образовательной деятельности в преподавании истории в высшей школе. Так, в монографии С.М. Имярекова излагается стратегия модернизации российского государства и экономики В.В. Путина5. Роль и место инновационных подходов в развитии науки в советский период и в современной России рассматриваются в научной статье Е. Кирсановой6.

В остальных отраслевых БД ИНИОН инновационные проблемы анализируются, прежде всего, в аспекте «традиции и инновации».

Информационно-аналитическое изучение основного содержания свыше 250 тыс. документов, введенных в БД ИНИОН за период с 2015 по 2018 г., показало, что доля документов по проблемам нововведений и инновационного развития в них составляет свыше 2,5 тыс. записей. Значительная часть из них это книги и статьи на русском языке. Доля документов на других языках (особенно на английском, немецком, французском языках) значительно меньше, кроме того из-за финансовых ограничений она все время сокращается.

В результате информационного мониторинга документального потока БД ИНИОН, был определен проблемно-тематический профиль почти 100 объектов долгосрочного прогнозирования. При анализе результатов информацион-

1 Пашкова Д. А. К вопросу о понятии «инновация» в российском праве // Вопр. экономики и права. - М., 2017. - № 6. - С. 7-11.

2 Степаненко Д.М. Эффективность инновационной функции государства // Социология и право. - СПб., 2018. - № 1 (39). -С. 101-109.

3 Цифровая среда как вызов традиционной юриспруденции // Закон. - М., 2018. - № 5. - С. 32-92.

4 Фияксель Э.А., Назаров М.Г, Бутрюмова Н.Н. Законодательные барьеры ведения инновационной деятельности в России // Инновации. - СПб., 2016. - № 4 (210).- С. 9-16; Будущее право. - http://www.rbcplus.ru/news/5c081f8c7a8aa9308e9ae351

5 Имяреков С.М. Стратегия Владимира Путина: модернизация российского государства и экономики / Рос. ун-т кооп. Саран. кооп. ин-т (фил.). - М.: Акад. проект, 2017. - 500 с.

6 Кирсанова Е. Особенности региональной инновационной политики России: тенденции и перспективы // Вестн. рос. нации. -М., 2017. - № 1 (53). - С. 141-153.

ного поиска отбирались, главным образом, объекты для последующего экспертного анализа, ориентированные на решение задач и принятие решений об обнаружении разного рода угроз, аномалий, опасностей, природных явлений, национальных, межнациональных и военных конфликтов, миграционных трендов и закономерностей, представляющих научный и практический интерес, а также требующих проведения повторных целенаправленных наблюдений и сравнительных оценок.

Наибольший интерес представляли объекты информационного мониторинга, которые касались приоритетов социально-экономического развития России, обеспечения национальной безопасности страны, ускоренного роста ее научного и инновационного потенциала, повышения качества жизни российских граждан, взаимодействия науки, технологий и образования, определения возможностей предотвращения национальных и межэтнических конфликтов, а также направлений развития здравоохранения, культуры, экологии, рационального природопользования, построения «умных» городов.

Главное внимание в процессе изучения результатов информационного мониторинга уделялось стратегическим прогнозам: глобальным тенденциям научно-технологического развития, новым качественным характеристикам мирового экономического развития, анализу национальных интересов и места России в глобальной экономике, поиску новой модели социально-экономического и научно-технологического развития, оценке влияния экономики знаний и информационных технологий на структурные сдвиги, экономический рост и качество жизни, определению угроз национальной безопасности.

Тем не менее, как показали результаты информационного мониторинга, проведенного за последние три года, объем научной информации по проблемам инновационной деятельности, формирования инновационной политики, инновационного развития страны, разработки инновационных моделей развития российской экономики, оценки инновационного развития регионов страны, а также разработки теории и методологии моделирования развитием инновационной среды на различных уровнях, оценки состояния и перспектив развития инновационных технологий в России и за рубежом постоянно возрастает. Так, в аналитическом докладе, подготовленном в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, раскрываются перспективы социально-экономического развития Российской Федерации1.

Теоретические, методологические и практические проблемы оценки готовности экономики к национальной технологической инициативе раскрываются в монографии Н.А. Садовниковой и Е.В. Сибирской2. Результаты мониторинга реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом содержатся в материалах Фонда развития и поддержки мо-лодежи3. Инновационные процессы на региональном уровне (формирование, анализ, перспективы), а также прогнозы до 2027 г. описываются в работе Е. А. Кабачевской4. Макростратегии инновационного развития, а также тренды и прогнозы глобального экономического роста представлены в монографии Б. Д. Матризаева5. Общие контуры информационно-аналитической системы мониторинга угроз экономической безопасности РФ в инновационной и научно-технологической областях описаны в сборнике научных материалов «Проблемы стратегического управления»6.

В заключение следует отметить, что свыше 15 лет Россия проводит инновационную политику, но инновации все еще никак не станут главной частью экономики. Барьерами распространения инноваций в стране некоторые исследователи считают: 1) российский менталитет, недоверие инновациям, консерватизм, сопротивление переменам; 2) отсутствие понимания и потребности в инновациях, навязывание их административно; 3) несовершенное законодательство; 4) «утечку мозгов» из России; 5) отсутствие опыта коммерциализации и внедрения результатов НИОКР; 6) отсутствие опыта диагностики и оценки рисков при коммерциализации и внедрении результатов исследований и разработок; 7) отсутствие анализа и оценок спроса на инновационную продукцию7.

Одним из наиболее перспективных методов информационного мониторинга инноваций является комплексный подход, при котором используются данные, полученные для экспертного анализа из нескольких тематических баз данных. Этот вид мониторинга предполагают организацию постоянного информационного слежения, оперативную экспертную оценку и изучение нежелательных изменений в функционировании тех или иных объектов (например, конфликтных ситуаций глобального характера, рисков, угроз, вызовов и пр.). Именно комплексный подход позволяет оперативно выявить и радикальные инновации, основанные на исследованиях новых технологий, которые фундаментально отличаются от эволюционных улучшений существующих продуктов (нововведений).

1 Перспективы социально-экономического развития Российской Федерации: Аналит. докл. / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Экспертно-аналит. центр; Под ред. Калмыкова Н.Н. - М.: Дело, 2017. - 450 с.

2 Садовникова Н.А.; Сибирская Е.В. Теория, методология и практика оценки готовности экономики к национальной технологической инициативе / Н.А.Садовникова [и др.]; под ред. Е.В. Сибирской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 423 с.

3 Мониторинг реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Армения, Германия, Израиль, Молдавия, Латвия, Литва) / А.Н. Семин [и др.]; М-во иностр. дел Рос. Федерации. - М.: Фонд развития и поддержки молодежи «Кадровый резерв», 2016. - 309 с.

4 Кабачевская Е.А. Инновационные процессы региона: формирование, анализ, перспективы (на примере Краснодарского края) / Куб. гос. ун-т в г. Армавире, каф. экономики и менеджмента. - Армавир: Ред. газ. «Армавир. Собеседник», 2017. - 183 с.

5 Матризаев Б.Д. Макростратегии инновационного развития и глобальный экономический рост: макроэкономический анализ, тренды, прогнозы. - М.: URSS; ЛЕНАНД, 2018. - 253 с.

6 Информационно-аналитическая система мониторинга угроз экономической безопасности РФ в инновационной и научно-технологической областях: общие контуры системы: Сб. материалов симп. «Пробл. страт. управ.», 15 марта 2017 г. / Фин. ун-т при Правительстве Рос. Федерации; Под ред. С.М Сильвестрова. - Москва, 2017. - 60 с.

7 Евстигнеева Е.Е., Махрова Ю.В. Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления // Молодой ученый. 2018. - № 22. - С. 399-402. - https://moluch.ru/archive/208/50842/

Для формирования единого научно-информационного пространства в области социальных и гуманитарных наук и долгосрочной диагностики и оценки перспектив встраивания российского научно-инновационного комплекса в международное научно-технологическое пространство, научные исследования на основе баз данных АИСОН, проведенные с помощью информационного мониторинга, целесообразно дополнить исследованиями на основе управленческого мониторинга и мониторингом в области современных систем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.