Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
582
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голушко Татьяна Константиновна

Стремительное развитие компьютерных и информационных технологий, появление практически неограниченного доступа к любым носителям информации, выход на совершенно иные скорости осуществления информационного обмена и обработки данных сфокусировали внимание научного сообщества и специалистов-практиков на проблеме обеспечения информационной безопасности личности, на выявлении условий и факторов формирования у нее защитных механизмов от негативного воздействия информационного потока. В связи с этим значительный интерес вызывает теоретическое обоснование взаимосвязанных понятий «информационный ресурс», «информационно-психологическое воздействие», «информационная безопасность личности», «информационный иммунитет». В ходе исследования были проанализированы психологические, педагогические, культурологические, политические, юридические, социологические, философские, социально-экономические аспекты определения сущностных характеристик информационно-психологической безопасности личности, на основе оценки принципов и механизмов ее регуляции выделены базовые компоненты, определена роль информационного иммунитета в их формировании. В результате применения формально-логического метода предложена авторская концепция соподчиненности дефиниций «информационная культура», «информационная компетентность», «культура информационной безопасности», «информационный иммунитет личности». Полученные теоретические результаты сопоставительного анализа могут быть использованы при разработке технологии защиты детей и молодежи от деструктивных последствий информационно-психологического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Голушко Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION IMMUNITY AS A KEY CONCEPT OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE INDIVIDUAL

The rapid development of computer and information technologies, the emergence of virtually unlimited access to any media, access to completely different speeds of information exchange and data processing have focused the attention of the scientific community and specialists practitioners on the problem of ensuring the information security of the individual, on identifying the conditions and factors for the formation of protective mechanisms against the negative impact of the information flow. In this regard, the theoretical substantiation of the interrelated concepts of “information resource”, “information and psychological impact”, “information security of the individual”, “information immunity” is of considerable interest. In the course of the study, psychological, pedagogical, cultural, political, legal, sociological, philosophical, socio-economic aspects of determining the essential characteristics of information and psychological security of the individual were analyzed, based on the assessment of the principles and mechanisms of its regulation, the basic components were identified, the role of information immunity in their formation was determined. As a result of the application of the formal-logical method, the author’s concept of subordination of the definitions “information culture”, “information competence”, “information security culture”, “information immunity of the individual” is proposed. The obtained theoretical results of the comparative analysis can be used in the development of technology to protect children and youth from the destructive consequences of information and psychological impact.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

и в процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ привело к тому, что в настоящее

время информация приобрела статус одного из наиболее ценных ресурсов, важнейших движущих сил социально-экономического развития общества. И хотя роль информации в современном мире, в отличие от других видов ресурсов, характеризующихся ограниченностью, исчерпаемостью, невозобновляе-мостью и редкостью, трудно переоценить, уже давно пришло понимание того, что ин-

формационный контент и способы его преобразования, являясь частью технологической эволюции общества, имеют неоднозначное значение как для социума в целом, так и для каждой отдельной личности в частности.

Действительно, актуальная, достоверная, доступная, полная информация является предметом и продуктом интеллектуальной деятельности человека, имеет определяющее значение в ходе оперативного принятия им решений, с другой стороны, столь мощный инструмент может оказывать умышленное целенаправленное давление, серьезное деструктивное воздействие или даже представлять угрозу личности. Так, по мнению Е.А. Папковой, «влияние информации может оказаться настолько сильным, что может привести к серьезным деформациям, на уровнях психики, поведения, то есть нанесения человеку серьезного социального, психологического и психического ущерба» [2, с. 19], в связи с этим особую актуальность приобретают вопросы информационно-психологического воздействия на человека, информационной безопасности и информационного иммунитета личности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для изучения поставленной проблемы были проанализированы, систематизированы и обобщены источники, посвященные изучению сущностных характеристик и условий формирования информационной безопасности и информационно-психологической безопасности личности. В ходе контент-анализа выявлена проблема нечеткого обоснования соотношения понятий «информационно-психологическая безопасность» и «информационная культура личности»; предложено авторское видение функционала информационного интеллекта как ведущего фактора обеспечения информационно-психологической безопасности личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение философской, юридической, социологической, психолого-педагогической

литературы, источников, посвященных вопросам информационной экологии, анализ нормативной документации позволяет выделить в комплексе действий, направленных на увеличение/уменьшение объемов информационных ресурсов и их защиту, прежде всего, процессы, связанные с воздействием на индивидуальное сознание человека, то есть информационно-психологическое воздействие. Воздействие такого рода, с точки зрения А.Я. Касюка, может вызвать «трансформацию психики, изменение взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентаций, мотивов, установок, стереотипов объекта» [3, с. 23], то есть фактически личность может отказаться от своих идей, взглядов, убеждений, проявить неконтролируемые эмоции (идеологическое воздействие), подчиниться другому лицу и совершить неспецифические для себя действия (психоаналитическое воздействие), ощутить тревожащие последствия физиологических реакций (психогенное воздействие) и др. Именно поэтому формирование понимания необходимости защищенности жизненно важных интересов личности в процессе ее жизнедеятельности в информационном обществе, побуждение к осознанию личностью специфики и последствий как позитивных, так и негативных информационных воздействий на нее, ознакомление и закрепление в когнитивном поле механизмов противодействия им как обязательных условий информационной безопасности личности становятся сегодня одной из приоритетных задач социализации, образования.

Принимая во внимание психологические (Т.А. Басанова, Т.В. Белых, Р.В. Вольнов, Г.В. Грачев, A.B. Ляшук) [4-7], педагогические (A.A. Ахметвалиева, O.A. Ашурова, Ю.И. Богатырева, H.A. Матвеев, A.C. Раков-ская, И.В. Роберт, Е.Э. Серебряник) [8-10], культурологические (H.A. Збруева) [11], политические (Д.А. Андрианов, A.B. Холод), юридические (A.C. Жаров, Т.Д. Логинова, М.С. Максина, A.A. Тамолдин, A.A. Чеботарева) [12; 13], социологические (Е.Ю. Митрохина, Д.В. Чистяков) [14; 15], философские (P.C. Балаев, Л.М. Мкртчян) [16], социально-экономические (В.А. Баришполец) [17] ас-

пекты информационной безопасности личности, можно сделать вывод о неоднозначности трактовки исследуемого понятия. В большинстве своем попытки определения термина «информационная безопасность личности» производились с позиции генетического дифференцирования; при этом зачастую информационная безопасность личности понимается как некоторый продукт, как процесс, как идея, как специальное новообразование.

Например, в работах Т.А. Басановой информационная безопасность личности представлена как некоторое комплексное образование, объединяющее субъективное отражение реальности, проявление мировоззрения личности, ее представления об окружающей действительности. A.C. Раковская и A.A. Ах-метвалиева также определяют сущность информационной безопасности личности через систему, но уже систему аксиологических ориентаций личности, которые позволяют определить такой «способ осуществления жизнедеятельности, при котором субъект, с одной стороны, не способен оказывать осознанное и целенаправленное негативное воздействие на других участников информационных отношений» [8, с. 225], с другой - сам готов защитить себя от поступающих извне информационных угроз.

Понятие «информационная безопасность личности» уже неоднократно становилось предметом бурного обсуждения в юридическом научном сообществе: исследовались регулирующие общественные отношения в области информационной безопасности личности нормативные правовые акты Российской Федерации и зарубежных государств, прорабатывались определяющие стратегические и доктринальные задачи в соответствующей области правовых документов, анализировались теоретические положения, отражающие реальное состояние правового обеспечения информационной безопасности личности в глобальной информационной среде. Отсюда базовое понятие понималось как совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе защиты ее конституционных прав и свобод человека и граждани-

на на поиск, получение, производство, распространение информации, неприкосновенность информации о частной жизни, что должно было быть обеспечено государством, общественными и иными организациями.

Нам же представляется более продуктивным рассмотрение более широкого, социально-философского осмысления информационной безопасности личности, которое, по мнению С.А. Дементьева, есть целостное системное качество с необходимым набором неотъемлемых характеристик и атрибутов, выявленных при сопоставлении интересов информационной политики государства, факторов геополитического и межгосударственного информационного противостояния, результатов разработки технических и методических правил и определении условий формирования нового социопсихотипа («человека информационного») [18]. На наш взгляд, ни совокупность общественных отношений, ни защищенность конституционных прав не являются столь важными, сколько безопасность самого человека как центральной фигуры мироздания, носителя деятельности, сознания и познания, субъекта и, в частности, его психика и психоэмоциональное состояние, которые и являются основной целью чрезмерного или негативного информационного воздействия, следовательно, необходимо конкретизировать предметное поле исследуемой проблемы и остановиться на рассмотрении понятия «информационно-психологическая безопасность личности».

Зачастую информационно-психологическая безопасность личности (ИПБ личности) рассматривается как определенная поведенческая установка, «готовность личности к принятию соответствующих основной цели ее жизнедеятельности решений в ситуациях противостояния индуцированным реальным или потенциальным информационно-психологическим угрозам нарушения целостности и самоорганизации личности» [7, с. 7] или же как уже сформированная «совокупность индивидуальных качеств и свойств личности, то есть способность выявлять, распознавать,

предвидеть, противостоять негативным информационным воздействиям» [19, с. 91].

Однако чаще всего ИПБ личности трактуется как состояние защищенности личности или состояние самозащиты, при котором:

а) минимизируется воздействие факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование основ социального поведения человека, адекватного воздействию информационной среды;

б) снижается уровень рисков, связанных с причинением вреда физическому и психическому здоровью, а также духовному, нравственному развитию человека;

в) гарантируется реализация ее прав и свобод в информационной сфере.

Последнее определение, на наш взгляд, является наиболее универсальным, но при этом отражает суть рассматриваемого феномена и подводит к пониманию принципиальных особенностей и структуры информационно-психологической безопасности личности. Опираясь на результаты исследования А.Н. Лунева, Н.Б. Пугачевой, Л.З. Стуколо-вой, обратим внимание на основные детерминанты ИПБ личности, а именно принципы и механизмы ее регуляции [20]. Так, авторами вводятся принципы центрсщии (признание приоритета личности по отношению к государству и обществу, реализованное через разработку комплекса правовых и нравственных норм, обеспечивающих состояние защищенности личности от информационных воздействий), амплификации (повышение уровня осведомленности личности о типах, характеристиках и последствиях реализации информационно-психологических опасностей и угроз) и пмплпцптностп (обеспечение защищенности эмоциональной сферы личности посредством поиска способов самозащиты и защиты от негативных информационных воздействий).

С другой стороны, опираясь на базовые механизмы саморегуляции личности (когнитивные, поведенческие, эмоциональные), мы можем выделить их наиболее существенные характеристики по отношению к информационно-психологической безопасности личности, а именно:

- знание основ законодательства, норм этики и морали обеспечения информационной безопасности личности, способов и средств защиты от влияния деструктивной информации, методов самозащиты личной информации и персональных данных, а также высокий уровень развития умений и навыков, обеспечивающих способность управления внешними и внутренними информационными угрозами;

- наличие мотивированной заинтересованности в организации инфобезопасной среды, а также сформированного критического мышления и адекватности восприятия информационного воздействия;

- обладание личностью нравственной устойчивости, проявляющейся в избирательном использовании информационных ресурсов, и их осмысление с позиций нравственных и духовных ценностей.

Сопоставление различных позиций позволяет нам частично согласиться с предложенными Н.С. Дерендяевой базовыми компонентами информационно-психологической безопасности личности и выделить в ее структуре, прежде всего, когнитивный (совокупность теоретических знаний по обеспечению ИПБ личности) и деятелъностный (комплекс практических умений и навыков по недопущению вреда и минимизации последствий опасных информационных воздействий). В структуре ИПБ личности исследователем также выделены коммуникативный компонент, компоненты информационной культуры личности, информационной защиты и профилактики аддитивного поведения [21]; однако, на наш взгляд, часть из них можно объединить, учитывая их содержание, часть - достаточно спорны, например, трактовка коммуникативного компонента, определенного через реализацию общения и взаимодействия с другими людьми, что фактически есть один из аспектов деятельност-ного компонента, а также включение компонента информационной культуры в состав информационно-психологической безопасности личности.

Между тем последний тезис действительно непростой: здесь нет единого понимания, кроме того, зачастую встречаются прямо противоположные точки зрения по вопросу соотношения информационной культуры и информационно-психологической безопасности личности.

Так, одни исследователи (В.И. Заваль-нев, А.И. Кирсанов, А.И. Пирогов, O.J1. Чу-рашева, Ю.В. Яковлева) считают, что информационная культура выступает действенным средством, ресурсом обеспечения информационной (информационно-психологической) безопасности личности, что «информационная безопасность личности непосредственно определятся уровнем сформированное™ ее информационной культуры, и только личность, обладающая высоким уровнем информационной культуры, может эффективно противостоять всем вызовам современной информационной среды, ориентируясь в информационных потоках, получая, перерабатывая, создавая и распространяя информацию, осуществляя на достаточно высоком качественном уровне любую деятельность в информационной среде» [22, с. 80]. Вторя им, Т.Н. Зюзина, С.Ю. Коваленко, J1.B. Литинская, A.A. Малюк, В.В. Панферова, П.А. Сельцовский, Е.В. Талалаева утверждают, что именно информационная культура личности является фактором безопасности в условиях становления глобального информационного общества [23].

Другие же утверждают, что информационно-психологическая безопасность - основа формирования информационной культуры личности, что развитие представлений человека об информационно-психологической безопасности является необходимым, обязательным условием формирования информационной культуры личности (Е.А. Алисов, Д.Ю. Калинченко, М.В. Маслакова). С.А. Дементьев в своей работе «Гуманитарная сущность информационной безопасности личности» утверждает, что информационно-психологическая безопасность является важной составляющей информационной культуры

личности и условием формирования ее духовности и национального самосознания.

Нам же представляется более очевидным соподчинение информационно-психологической безопасности личности и культуры информационной безопасности, правда, уточним, что последнее рассматривается именно в отношении личности, а не относительно организации, общества или государства в целом [24]. Анализ содержательного аспекта значительного числа соответствующих определений выявил преимущественное позиционирование деятельности как определяющего фактора содержания категории «культура информационной безопасности»: рассматривается и «культура поведения», и «способ организации деятельности», и «порядок действий», и «комплекс мероприятий», обеспечивающие два наиболее важных момента:

1) защищенность информации;

2) защищенность самого субъекта/субъектов от негативного влияния информационной среды [25].

Отдельно хочется отметить, что зачастую понятие культуры информационной безопасности рассматривается в отношении специалистов, осуществляющих формирование требований к защите информации и обеспечение их выполнения, а также разработку, внедрение и обслуживание систем защиты информации автоматизированных систем, следствием чего явилось устоявшееся в общественном сознании представление о том, что информационная безопасность - это область профессиональной деятельности, которая не связана с повседневной жизнью людей и требует рассмотрения исключительно в рамках профессионального образования. Очевидна несостоятельность данного представления, особенно в условиях экспоненциального роста объемов информации, повсеместного использования информационных технологий, оцифровки документов, перевода максимального числа услуг в сетевой формат и т. д.; каждый человек, его психика, эмоциональное здоровье могут быть подвергнуты информационной атаке, и каждый человек (осознанно или неумышленно) мо-

жет ее спровоцировать, следовательно, информационно-психологическая безопасность является базисом культуры информационной безопасности личности, однако, ситуацию с определением соотношения понятий «ИПБ личности» и «информационная культура личности» это так и не прояснило.

Не ставя себе целью решение данного диалектического вопроса (что в дальнейшем станет темой отдельного исследования), определимся с еще одним, не менее важным термином из данной предметной области, а именно «информационный иммунитет».

Само понятие «информационный иммунитет личности» появилось в научной лексике не так давно: изначально оно имело скорее интуитивное понимание, не объяснялось, использовалось, например, в анализе данных об эффективности противовирусного действия искусственных генов. Затем были сделаны первые попытки операционализации понятия, были введены синонимичные универсалии «вербальный иммунитет», «духовно-нравственный иммунитет (в контексте информационно-психологического воздействия)», рассмотрены вопросы формирования и развития информационного иммунитета в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей. В дальнейшем, в работах, связанных с проблематикой профессионально-педагогического образования, можно встретить группу описательных определений, указывающих на комплекс знаний, умений, навыков, качества, необходимые личности для комфортного существования в информационном мире.

Так, интересными, на наш взгляд, были определения A.B. Белошицкого и Е.И. Мещеряковой, определяющих интересующее нас понятие через «совокупность духовных, моральных и нравственных качеств личности, новообразование, в котором воплощены невосприимчивость личности к информационному и иному деструктивному психологическому влиянию противника, внутренняя самоизоляция от информационно-психологического воздействия, предпринимаемого в целях разрушения резистентности к негативным факторам информационного противо-

борства в рамках проводимой противником гибридной войны» [26, с. 70]. Подобный подход можно увидеть и в работах М.С. Волкова, уточняющего сущность информационного иммунитета через «систему взаимовлияемых факторов, которая придает социальным системам свойство противостоять негативному информационному воздействию» [27, с. 56]. В свою очередь М.В. Пономарев и H.A. Дедик пытаются определить информационный иммунитет личности через призму личностно-профессионального становления и акцентируют внимание на многокомпонентности и интегративности данного социально-психологического феномена, обеспечивающего «установку на целенаправленную и осознанную актуализацию потенциалов, накопленных в процессе профессиональной подготовки на уровне, необходимом для снижения уязвимости от информационного воздействия, и успешного преодоления негативных последствий такого воздействия» [28, с. 72].

Однако большая часть педагогов, психологов, социологов, интересующихся генезисом понятия «информационный иммунитет», формулирует дефиницию через индивидуальные особенности человека как субъекта информационной реальности.

Так, С.С. Виноходова, Л.Ю. Гороховат-ский, A.B. Лагун, А.Н. Строев, H.H. Строев отождествляют информационный иммунитет со «способностью личности формировать навыки, направленные на снижение уязвимости от информационного воздействия и укрепление способности личности к преодолению их негативных последствий в условиях постоянного информационного воздействия» [29, с. 110]. Л.В. Оконечникова, H.A. Томина, М.П. Тулохонова, О.С. Чаликова под информационным иммунитетом понимают «способность личности отражать негативное влияние информационной среды, выражающуюся в умении выявлять информационные угрозы и определять степень их опасности и противостоять им» [30, с. 102].

На наш взгляд, вполне очевидным способом операционализации понятия должно стать проведение аналогии между информационным и биологическим иммунитетом.

Иммунитет в биологии - это система защиты организма человека от патогенных (которые вызывают или могут вызывать заболевание) и непатогенных (которые не вызывают болезни, вреда или смерти другого организма) микроорганизмов, при этом различают врожденный (передается генетически) и приобретенный (появляется под влиянием антигенной стимуляции); последний делится на естественный (формируется естественным путем, в результате встречи с возбудителем) и искусственный (создается путем введения вакцин или анатоксинов, которые стимулируют выработку антител против патогенных микроорганизмов) иммунитет.

Соответственно, в аспекте нашего исследования информационный иммунитет (в обобщенном понимании) представляет собой систему защиты субъекта от информационного воздействия негативного или относительно негативного характера. Информационный иммунитет (ИИ) в этом случае, также можно классифицировать (по основанию источника происхождения) на:

- врожденный (объясняется наличием инстинкта самосохранения и реализуется посредством принятия интуитивного решения в случае возникновения информационной угрозы);

- приобретенный (формируется на основе накопленной системы мотивов и ценностей, определяющих конструктивное поведение субъекта при взаимодействии с участниками информационных отношений).

В свою очередь, приобретенный информационный иммунитет также влияет на саморегуляцию поведения, однако, он накапливается путем освоения и принятия знаний ИПБ личности и при этом может быть: искусственным (приобретенным теоретически) и естественным (приобретенным эмпирически). Очевидно, что информационный иммунитет - есть величина непостоянная, его приращение зависит от жизненного опыта и знаний, психологического состояния личности, ее эмоционального состояния и ряда других внутриличностных факторов (например, уровня развития осознанности в потреб-

лении информации, уровня критичности мышления, имеющейся системы мотивов и ценностей); зависит он и от внешних факторов (времени, силы, частоты, арсенала способов информационного воздействия). Следовательно, параллельно с понятием информационного иммунитета необходимо отметить и значение потенциала информационного иммунитета. Такое понятие встречается в работах A.B. Лагун и H.H. Строева, причем ученые также, как и мы, акцентируют внимание на наличии некоторого базового, «нерушимого» состояния психики, начального состояния информационного иммунитета (в нашем случае, врожденного).

Соответственно, мы говорим о возможности выработки информационного иммунитета, наращивания его потенциала, что было бы логично реализовывать в условиях педагогического процесса, а это, в свою очередь, ставит перед нами задачу разработки технологии и формирования адекватной системы ценностей и мотивов, комплекса необходимых знаний (основы законодательства, нормы этики и морали, средства защиты от влияния деструктивной информации) и сценариев поведения (базовые шаблоны действий по обеспечению защиты личной информации и персональных данных и саморегуляции поведения при возникновении внешних информационных угроз) для выстраивания взаимодействия с участниками информационных отношений [31]. Именно обучение и воспитание являются центральными факторами положительной динамики уровня информационного иммунитета как необходимого условия обеспечения информационно-психологической безопасности личности (а в дальнейшем и ее культуры информационной безопасности) [32].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для изучения поставленной проблемы был проведен анализ, систематизация и обобщение источников, посвященных изучению сущностных характеристик и условий формирования информационной безопасности

и информационно-психологической безопасности личности. В ходе контент-анализа выявлена проблема нечеткого обоснования соотношения понятий «информационно-психологическая безопасность» и «информационная культура личности»; предложено авторское видение функционала информационного интеллекта как ведущего фактора обеспечения информационно-психологической безопасности личности. На основе оценки принципов центрации, амплификации и им-плицитности, а также когнитивных, поведенческих и эмоциональных механизмов регуляции ИПБ личности были выделены ее базовые компоненты, определена роль информационного иммунитета как ключевого фактора обеспечения информационно-психологической безопасности. В результате при-

менения формально-логического метода предложена авторская концепция соподчи-ненности дефиниций «информационно-психологическая безопасность», «культура информационной безопасности» и «информационный иммунитет личности», классификация типов информационного иммунитета.

Перспективами дальнейших исследований может стать разработка технологии защиты детей и молодежи от деструктивных последствий информационно-психологического воздействия, с определением критериев и показателей оценки сформированности информационного иммунитета, программы наращивания его потенциала в условиях получения общего и профессионального образования.

Список источников

1. Быкова A.B., Корзоватых Ж.М. Экономическая информация как предмет защиты // Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения: сб. науч. тр. по итогам Между-нар. науч.-практ. конф. Вып. 3. М., 2016. С. 86-88. https://elibrary.ru/vqktxf

2. Папкова Е.А. Информационное воздействие и информационная безопасность // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2010. № 15. С. 19-23. https://elibrary.ru/negzht

3. Касюк А.Я. Информационно-психологическое воздействие в информационном противоборстве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. № 1 (842). С. 22-34. https://doi.org/10.52070/2500-347X_2021_l_842_22, https://elibraiy.ru/fdtsup

4. Басанова ТА. К вопросу обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза // Известия ТРТУ. 2006. № 13 (68). С. 311-316. https://elibrary.ru/kolmeb

5. Вольное Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.

6. Белых Т.В., Грачев Г.В. Опыт подготовки психологов в области обеспечения информационно-психологической безопасности личности в цифровом мире // Личность в ситуации социальных изменений: сб. материалов 3 Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2021. С. 3-9. https://elibrary.ru/cxomso

7. Ляшук A.B. Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Ростов н/Д., 2008. 23 с.

8. Раковская A.C., Ахметвалиева A.A. Проблема обеспечения информационно-психологической безопасности сотрудников правоохранительных органов // Безопасность информационного пространства: сб. тр. 13 Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Челябинск, 2015. С. 222-225. https://elibrary.ru/tzpegf

9. Ашурова O.A., Богатырева Ю.П. Формирование культуры информационной безопасности обучающихся системы СПО при использовании сети Интернет // ВНЕшкольник. 2022. № 1 (204). С. 34-36. https ://elibrary. ru/zivsip

10. Роберт II.В. Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса // Информатизация образования и науки. 2019. № 3 (43). С. 119-127. https://elibrary.ru/etctkw

11. Збруева H.A. Информационная безопасность личности (культурологический аспект) // Информационные войны. 2008. № 3 (7). С. 90-96. https://elibrary.ru/kgbyfx

12. Логинова Т.Д. Законодательные новеллы в сфере обеспечения права личности на информационную безопасность//Алтайский юридический вестник. 2019. № 1 (25). С. 11-16. https://elibrary.ru/vxmeke

13. Чеботарева А.А., Максима М.С. Теоретические основания обеспечения информационно-психологической безопасности личности нормами административного права // International Law Journal.

2021. Т. 4. № 2. С. 96-100. https://elibrary.ru/rkvdov

14. Митрохина Е.Ю. Информационная безопасность личности (социологический аспект): М.: Рос. та-мож. акад., 2014. 95 с. https://elibrary.ru/zvcayr

15. Чистяков Д.В. Управление информационно-психологической защитой социальной организации как фактор обеспечения безопасности личности (социологический аспект): автореф. дис. ... канд. социол. наук. М„ 2007. 29 с.

16. Мкртчян Л.М Социальная безопасность личности в пространстве сетевой коммуникации: сетевые риски и угрозы // Высшая школа. 2016. № 11-2. С. 26-30. https://elibrary.ru/whsjif

17. Баришполец В.А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. 2013. Т. 5. № 2. С. 62-104. https ://elibrary. ru/rapnep

18. Дементьев С.А. Принципы как основополагающие постулаты концепции информационной безопасности человека//Философия права. 2019. № 1 (88). С. 80-84. https://elibrary.ru/unpaf

19. Брагин П.А., Чесноков Н.А., Асеев А.Ю. Педагогический аспект информационной безопасности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 5 (58). С. 89-92. https://elibrary.ru/tolvnl

20. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. Ст. 21. https ://elibrary. ru/sbkslv

21. Дерендяева П.С. Структура, критерии, уровни и показатели сформированное™ культуры информационной безопасности школьников // Наука и школа. 2016. № 5. С. 190-195. https://elibrary.ru/wynglx

22. Яковлева Ю.В. Взаимосвязь информационной безопасности и информационной культуры // Вестник науки. 2022. Т. 1. № 1 (46). С. 77-81. https://elibrary.ru/pvtnkx

23. Зюзина Т.Н., Талалаева Е.В. Информационная культура и информационная безопасность в дошкольной организации // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2020. № 3 (59). С. 32-37. https ://elibrary. ru/hydsink

24. Зиннуров Д.П., Демин II.Н., Новопавловский А.А. Формирование культуры информационной безопасности среди граждан// Colloquium-Journal. 2019. № 16-2 (40). С. 107-109. https://elibrary.ru/xddgcf

25. Селиверстов А.С. К вопросу об актуальности формирования культуры информационной безопасности у курсантов военных вузов // Вестник современных исследований. 2018. № 6.3 (21). С. 190-192. https://elibrary.ru/xurndv

26. Мещерякова E.II Развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.

2022. Т. 21. № 2. С. 67-74. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-67-74, https://eiibraiy.ru/eojpwb

27. Волков М.С. Операционализация понятия и уточнение сущности информационного иммунитета // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Т. 7. № 1. С. 49-60. https://elibrary.ru/ftzbgg

28. Пономарев MB., Дедик НА. О развитии информационного иммунитета будущих специалистов в условиях информационного воздействия // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 17 Междунар. науч.-практ. Internet-конф. Тамбов, 2022. С. 70-74. https://elibrary.ru/rgtuaq

29. Лагун А.В., Строев Н.Н. Формирование личного информационного иммунитета в условиях постоянного информационного воздействия // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С. 108-110. https://elibrary.ru/yroaax

30. Томина НА. Факторы, влияющие на формирование информационного иммунитета у детей // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2022. С. 101-103. https://elibrary.ru/licxzxi

31. Рябчикова А.А. Информационный иммунитет и принципы защиты личности в эпоху информационных войн//Вестник науки. 2022. Т. 1. №2 (47). С. 143-147. https://elibrary.ru/rnpzjy

32. Ачкасова О.Г. Информационный иммунитет преподавателя в информационном обществе как педагогический феномен//Профессиональное образование. Столица. 2018. № 3. С. 37-39. https://elibrary.ru/yrpfod

References

1. Bykova A.V., Korzovatykh Zh.M. Ekonomicheskaya informatsiya kak predmet zashchity [Economic information as a subject of protection], Sbornik nauchnvkh trudov po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, vypusk 3: «Voprosv sovremennoy ekonomiki i menedzhmenta: s\>ezhiv vzglyad i novyve resheniva» [Collection of Scientific Papers Based on the Results of the International Scientific and Practical Conference, Issue 3: "Issues of Modern Economics and Management: a Fresh Look and New Solutions"]. Moscow, 2016, pp. 86-88. https://elibrary.ru/vqktxf. (In Russian).

2. Papkova E.A. Informatsionnoye vozdeystviye i informatsionnaya bezopasnost' [Information impact and information security]. Informatsionnoye protivodeysMye ugrozam terrorizma - Information Counteraction to Terrorist Threats, 2010, no. 15, pp. 19-23. https://elibrary.ru/negzht. (InRussian).

3. Kasyuk A.Y. Informatsionno-psikhologicheskoye vozdeystviye v informatsionnom protivoborstve [Information-psychological actions in information warfare]. Vestnik Moskovskogo gosudarsh'ennogo ling\>istich-eskogo universiteta. Obshchest\>ennvye nauki - Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities,

2021, no. 1 (842), pp. 22-34. https://doi.org/10.52070/2500-347X_2021_l_842_22, https://elibraiy.ru/fdtsup. (In Russian).

4. Basanova T.A. K voprosu obespecheniya informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti studentov vuza [On the issue of ensuring information and psychological safety of university students]. Iz\>estiva TRTU -Herald of the Taganrog State Radio Engineering University, 2006, no. 13 (68), pp. 311-316. https://elibrary.ru/kolineb. (In Russian).

5. Volnov R.V. Psikhologo-pravovyye osobennosti obespecheniya informatsionno-psikhologicheskov bezopasnosti lichnosti: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk [Psychological and Legal Features of Ensuring Information and Psychological Security of the Individual. Cand. psychol. sci. diss, abstr.]. Moscow, 2011, 24 p. (In Russian).

6. Belykh T.V., Grachev G.V. Opyt podgotovki psikliologov v oblasti obespecheniya informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti v tsifrovom mire [Experience in training psychologists in the field of ensuring information and psychological security of the individual in the digital world]. Sbornik materi-alov 3 Vserossiyskov nauchno-prakticheskov konferentsii: «Lichnost' v situatsii sotsial'nykh izmeneniy» [Collection of Materials of the 3rd All-Russian Scientific and Practical Conference: "Personality in a Situation of Social Changes"]. Saratov, 2021, pp. 3-9. https://elibrary.ru/cxomso. (In Russian).

7. Lyashuk A.V. Lichnostnvye determinanty informatsionno-psikhologicheskov bezopasnosti studentov: avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk [Personal Determinants of Information and Psychological Safety of Students. Cand. psychol. sci. diss, abstr.]. Rostov-on-Don. 2008, 23 p. (InRussian).

8. Rakovskaya A.S., Akhmetvaliyeva A.A. Problema obespecheniya informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti sotrudnikov pravookliranitel'nykh organov [The problem of ensuring information and psychological security of law enforcement officers]. Sbornik nauchnvkh trudov 13 Vserossiyskov nauchno-prakticheskov konferentsii studentov, aspirantov i molodvkh uchenvkh: «Bezopasnost' informatsionnogo prostransh'a» [Collection of Scientific Papers of the 13th All-Russian Scientific and Practical Conference: "Information Space Security"]. Chelyabinsk, 2015, pp. 222-225. https://elibrary.ru/tzpegf. (InRussian).

9. Ashurova O.A., Bogatyreva Y.I. Formirovaniye kul'tury informatsionnoy bezopasnosti obuchayushcliikhsya sistemy SPO pri ispol'zovanii seti Internet [Formation of a culture of information security of students of the Secondary Vocational Education system when using the Internet]. VNEshkol'nik [Out-of-school Student],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022, no. 1 (204), pp. 34-36. https://elibrary.ru/zivsip. (In Russian).

10. Robert I.V. Informatsionnaya bezopasnost' lichnosti sub'yektov obrazovatel'nogo protsessa [Information security of process educational subjects person]. Informatizatsiva obrazovaniva i nauki - Informatization of Education and Science. 2019, no. 3 (43), pp. 119-127. https://elibrary.ru/etctkw. (In Russian).

11. Zbruyeva N.A. Informatsionnaya bezopasnost' lichnosti (kul'turologicheskiy aspekt) [Personal information security (culturological aspect)]. Informatsionnyve vovnv - Information Wars, 2008, no. 3 (7), pp. 90-96. https://elibrary.ru/kgbyfx. (In Russian).

12. Loginova T.D. Zakonodatel'nyye novelly v sfere obespecheniya prava lichnosti na informatsionnuyu bezopasnost' [Legislative novelties in the field of ensuring the rights of the individual to information security]. Altayskiv yuridicheskiv vestnik - Altai Legal Bulletin, 2019. no. 1 (25), pp. 11-16. https://elibrary.ru/vxmeke. (In Russian).

13. Chebotareva A.A., Maksina M.S. Teoreticheskiye osnovaniya obespecheniya informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti normami administrativnogo prava [Theoretical bases of providing information and psychological security of the individual rules of administrative law]. International Law Journal, 2021, vol. 4, no. 2, pp. 96-100. https://elibrary.ru/rkvdov. (In Russian).

14. Mitrokhina E.Y. Informatsionnaya bezopasnost' lichnosti (sotsiologicheskiv aspekt) [Information Security of a Person (Sociological Aspect)]. Moscow, Russian Customs Academy, 2014, 95 p. https://elibrary.ru/zvcayr. (In Russian).

15. Chistyakov D.V. Upravleniye informatsionno-psikhologicheskov zashchitoy sotsial'noy organizatsii kak faktor obespecheniya bezopasnosti lichnosti (sotsiologicheskiv aspekt): avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Management of Information and Psychological Protection of a Social Organization as a Factor in Ensuring the Security of the Individual (Sociological Aspect). Cand. soc. sci. diss, abstr.]. Moscow, 2007, 29 p. (In Russian).

16. Mkrtchyan L.M. Sotsial'naya bezopasnost' lichnosti v prostranstve setevoy kommunikatsii: setevyye riski i ugrozy [Social security of the individual in the space of network communication: network risks and threats]. Vysshava shkola [Higher School], 2016, no. 11-2, pp. 26-30. https://elibrary.ru/whsjif. (In Russian).

17. Barishpolets V.A. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost': osnovnyye polozheniya [Information and psychological security: basic provisions]. Radioelektronika. Nanosistemv. Informatsionnyye tekhnologii [Radioelectronics. Nanosystems. Information Technology]. 2013, vol. 5, no. 2, pp. 62-104. https://elibrary.ru/rupnep. (In Russian).

18. Dementyev S.A. Printsipy kak osnovopolagayushchiye postulaty kontseptsii informatsionnoy bezopasnosti cheloveka [Principles as fundamental postulates of the concept of human information security]. Filosofiva prava - Philosophy of Law, 2019, no, 1 (88), pp. 80-84. https://elibrary.ru/unpafu. (In Russian).

19. Bragin I.A., Chesnokov N.A., Aseyev A.Y. Pedagogicheskiy aspekt informatsionnoy bezopasnosti [Pedagogical aspect of information security]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarst\>ennogo universiteta -Cherepovets State University Bulletin. 2014, no. 5 (58), pp. 89-92. https://elibrary.ru/tolvnl. (In Russian).

20. Lunev A.N., Pugacheva N.B., Stukolova L.Z. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti: sushchnostnaya kharakteristika [Information and psychological security personality: essential characteristics]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniva - Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 1, art. 21. https://elibrary.ru/sbkslv. (In Russian).

21. Derendyayeva N.S. Struktura, kriterii, urovni i pokazateli sformirovannosti kul'tury informatsionnoy bezopasnosti shkol'nikov [Structure, criteria, levels and indicators of formation of information security culture of schoolchildren], Nauka i shkola - Science and School, 2016, no. 5, pp. 190-195. https://elibrary.ru/wynglx. (In Russian).

22. Yakovleva Y.V. Vzaimosvyaz' informatsionnoy bezopasnosti i informatsionnoy kul'tury [The relationship of information security and information culture]. Vestnik nauki - Bulletin of Science, 2022, vol. 1, no. 1 (46), pp. 77-81. https://elibrary.ru/pvtnkx. (In Russian).

23. Zyuzina T.N., Talalayeva E.V. Informatsionnaya kul'tura i informatsionnaya bezopasnost' v doshkol'noy organizatsii [Organization of collective project activities of junior schoolchildren in the context of distance learning]. Novove v psikhologo-pedagogicheskikh issledovanivakh - New in Psychological and Pedagogical Research, 2020, no. 3 (59), pp. 32-37. https://elibrary.ru/hydsmk. (In Russian).

24. Zinnurov D.I., Demin I.N., Novopavlovskiy A.A. Formirovaniye kul'tury informatsionnoy bezopasnosti sredi grazhdan [Formation of information security culture among citizens]. Colloquium-Journal, 2019, no. 16-2 (40), pp. 107-109. https://elibrary.ru/xddgcf. (In Russian).

25. Seliverstov A.S. K voprosu ob aktual'nosti formirovaniya kul'tury informatsionnoy bezopasnosti u kursan-tov voyennykh vuzov [To the question of the relevance of the formation of information security culture among cadets of military universities]. Vestnik sovremennvkh issledovaniv [Bulletin of Modern Studies], 2018, no. 6.3 (21), pp. 190-192. https://elibrary.ru/xurndv. (In Russian).

26. Meshcheryakova E.I. Razvitiye dukhovno-nravstvennogo immuniteta studencheskoy molodezhi v uslovi-yakh sovremennogo informatsionnogo protivoborstva [Spiritual and moral immunity among student youth in current informational confrontation], Psikhologo-pedagogicheskiv zhurnal Gaudeamus - Psychology-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2022, vol. 21, no. 2, pp. 67-74. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-67-74, https://elibrary.ru/eojpwb. (In Russian).

27. Volkov M.S. Operatsionalizatsiya ponyatiya i utochneniye sushchnosti informatsionnogo immuniteta [Op-erationalization of the concept and clarification of the essence of information immunity]. Kommimikologiva: elektroimyv nauchnyy zhurnal - Commimicologv: Online Scientific Journal, 2021, vol. 7, no. 1, pp. 49-60. https://elibrary.ru/ftzbgg. (In Russian).

28. Ponomarev M.V., Dedik N.A. O razvitii informatsionnogo immuniteta budushchikh spetsialistov v uslovi-yakh informatsionnogo vozdeystviya [On the development of information immunity of future specialists in the conditions of information impact]. Materialy 17 Mezhdunarodnov nauchno-prakticheskov Internet-konferentsii «Lichnostnoye i professional'noye raz\'itiye budushchego spetsialista» [Proceedings of the 18th International Scientific and Practical Internet Conference "Personal and Professional Development of the Future Specialist"]. Tambov, 2022, pp. 70-74. https://elibrary.ru/rgtuaq. (InRussian).

29. Lagun A.V., Stroyev N.N. Fonnirovaniye liclinogo informatsionnogo immuniteta v usloviyakh postoyan-nogo informatsionnogo vozdeystviya [Formation of personal information immunity under the conditions of continual information influence]. Uchenyve zapiski Sankt-Peterburgskogo im. V.B. Bobkova filial a Ros-siyskoy tamozhennov akademii - Scientific Letters of Russian Customs Academy St.-Petesrburg Branch Named after Vladimir Bobkov, 2018, no. 3 (67), pp. 108-110. https://elibrary.ru/yroaax. (In Russian).

30. Tomina N.A. Faktory, vliyayushcliiye na formirovaniye informatsionnogo immuniteta u detey [Factors influencing the formation of information immunity in children], Materialy 4 Vserossiyskov nauchno-prakticheskov konferentsii «Aktual'nyye problemv ekstremal'noy i krizisnov psikhologii» [Proceedings of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference "Actual Problems of Extreme and Crisis Psychology"]. Ekaterinburg, 2022, pp. 101-103. https://elibrary.ru/hcxzxi. (In Russian).

31. Ryabchikova A.A. Informatsionnyy immunitet i printsipy zashcliity lichnosti v epokhu infonnatsionnykh voyn [Information immunity and protection principles of the individual in the age of information wars]. Vestnik nauki - Bulletin of Science. 2022, vol. 1, no. 2 (47), pp. 143-147. https://elibrary.ru/rnpzjy. (In Russian).

32. Achkasova O.G. Informatsionnyy immunitet prepodavatelya v informatsionnom obshchestve kak pedagog-icheskiy fenomen [Information Immunity of a Teacher in the Information Society as a Pedagogical Phenomenon], Professional'noye obrazovanive. Stolitsa [Professional Education. Capital], 2018, no. 3, pp. 37-39. https://elibrary.ru/yrpfod. (In Russian).

Информация об авторе

Голушко Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0003-1148-3282,1а1^о1и81гко(й)у andex.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2022 Одобрена после рецензирования 14.11.2022 Принята к публикации 18.11.2022

Information about the author

Tatiana K. Golushko, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-1148-3282, tat-golushko(S>yandex.ru

The article was submitted 19.09.2022 Approved after reviewing 14.11.2022 Accepted for publication 18.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.