Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ'

ИНФОРМАЦИОННЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Дарья Игоревна

На сегодняшний день роль бизнеса в социальной сфере стремительно растет. Благотворительная деятельность компаний представляет собой помощь на добровольных началах нуждающимся, частным организациям, ведение собственных социальных проектов. Компания может заниматься благотворительностью в тех сферах, в которых сама не ведет деятельность. Для бизнеса благотворительная деятельность является второстепенной, но наиболее крупные коммерческие компании создают фонды под собственным началом для реализации функций благотворительной деятельности. Социальные проекты и программы являются выгодными для бизнеса в формировании своего имиджа и репутации. Крупные компании ведут постоянную и систематическую благотворительную деятельность в сфере науки, спорта, образования, здравоохранения. Для корпоративной благотворительности характерны финансовая поддержка сотрудников компании, финансовая поддержка долгосрочных программ и проектов, предоставление грантов и стипендий, помощь предоставлением продукции, оборудования для работы, оказание услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ»

■ ■ ■ Информационно-коммуникативный аспект благотворительной деятельности корпораций

Максимова Д.И.

Общество ограниченной ответственности «МегаТекст-Экспресс», Москва, Российская Федерация

Аннотация. На сегодняшний день роль бизнеса в социальной сфере стремительно растет. Благотворительная деятельность компаний представляет собой помощь на добровольных началах нуждающимся, частным организациям, ведение собственных социальных проектов. Компания может заниматься благотворительностью в тех сферах, в которых сама не ведет деятельность. Для бизнеса благотворительная деятельность является второстепенной, но наиболее крупные коммерческие компании создают фонды под собственным началом для реализации функций благотворительной деятельности. Социальные проекты и программы являются выгодными для бизнеса в формировании своего имиджа и репутации. Крупные компании ведут постоянную и систематическую благотворительную деятельность в сфере науки, спорта, образования, здравоохранения. Для корпоративной благотворительности характерны финансовая поддержка сотрудников компании, финансовая поддержка долгосрочных программ и проектов, предоставление грантов и стипендий, помощь предоставлением продукции, оборудования для работы, оказание услуг.

Ключевые слова: корпоративная благотворительность, корпоративная ответственность бизнеса, корпоративное волонтерство, корпоративная культура.

Для цитирования: Максимова Д.И. Информационно-коммуникативный аспект благотворительной деятельности корпораций//Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 5. №3. С.8-18.

Сведения об авторе: Максимова Дарья Игоревна, менеджер-переводчик ООО «МегаТекст-Экспресс». Адрес: 107076, Россия, г. Москва, ул. Матросская Тишина, д. 23, стр. 1. Е-mail: dahes@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 15.08.2020. Принята к печати: 07.09.2020.

Благотворительность как компонент корпоративной культуры

компании

Корпоративная благотворительность представляет собой профессиональную помощь бизнеса некоммерческим организациям. Целью корпоративной благотворительности является решение актуальных проблем общества. Данное явление способствует привлечению молодых кадров к работе, созданию духа коллективизма и корпоративной

ответственности. Корпоративная ответственность бизнеса включает в себя понятие корпоративная благотворительность, т.е. описываемые являения являются взаимообусловленными. В работе авторов Кузиной О.Е. и Чернышевой М.В. «Корпоративная благотворительность: определение понятий» [Кузина О.Е., Чернышева М.В.: 154-165], [Корпоративная благотворительность...] корпоративная социальная ответственность (КСО) коммерческих структур подробно рассматривается с экономической, этической, легальной и благотворительной точек зрения

Экономическая и коммуникативная составляющая КСО компании

Экономическая составляющая КСО является неотъемлемой частью корпоративной благотворительности. Она касается ответственности бизнеса, которую он несет за то, чтобы компания получала прибыль, и ее работа была эффективной. Легальная составляющая касается оплаты налогов компанией, проведения законных схем, работы в соответствии с законодательством. Этическая составляющая представляет собой соблюдение компанией норм и ценностей морали, которые не охвачены законодательством. Корпоративная благотворительность включает в себя: волонтерство, спонсирование школ и других образовательных учреждений, поддержка творчества и проектов в сфере искусства [Carroll A.B.: 125], [The Pyramid of.]. Корпорации оказывают поддержку нуждающимся, ведут свои или принадлежащие другим частным организациям социальные проекты на добровольных началах. На сегодняшний день почти все крупные компании ведут социальные проекты, и зачастую благотворительная деятельность компаний не относится к их сфере деятельности. Коммуникативная составляющая КСО компании предполагает соблюдения основ эгалитарной коммуникации, предполагающей «обеспечение равного доступа всех граждан к средствам массовой коммуникации и востребованным ими каналам коммуникации» [Шарков Ф.И., 2009: 737]. Социальные проекты и программы являются выгодными для бизнеса в формировании своего имиджа и репутации. Таким образом, компаниям удается достичь как социального эффекта, так и положительно повлиять на свою основную бизнес-деятельность. Данный способ формирования имиджа доступен не только для крупных компаний, но и для тех, кто только начинает вести свой бизнес. Компании могут быть социально активными при любом бюджете.

Благотворительная деятельность компаний

Эта составляющая является основной работой для благотворительных фондов, а для бизнеса эта деятельность является второстепенной. Благотворительные фонды чаще всего существуют за счет безвозмездных пожертвований, поступающих от частных лиц или

компаний, но бывает также, что фонды могут иметь свой собственный капитал. Так, например, фонды местного сообщества ведут свою деятельность и существуют на проценты с капитала или ценных бумаг. Наиболее крупные коммерческие компании создают фонды под собственным началом для реализации функций благотворительной деятельности. Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» или Благотворительный фонд помощи социальных инициатив компании ПАО «Газпром» стали одними из первых корпоративных фондов в России.

Очень часто выбор социальных проблем, на решение которых требуется выделение средств, зависит от руководства компании, какие интересы оно преследует или в какой сфере имеет свои собственные предпочтения. В этом случае благотворительный фонд обращает внимание на конкретную проблему и ищет пути решения, в том числе и денежные средства. Крупные компании предпочитают вести постоянную и систематическую благотворительную деятельность в сфере науки, спорта, образования, здравоохранения как по всей стране, так и в отдельных регионах. Средний и малый бизнес обычно предпочитает оказывать помощь хосписам, детским домам, обществам инвалидов и ветеранов.

Для корпоративной благотворительности характерны несколько форм деятельности: денежная помощь, например, финансовая поддержка сотрудников компании, финансовая поддержка долгосрочных программ и проектов, предоставление грантов и стипендий, помощь предоставлением продукции, оборудования для работы, оказание услуг.

Благотворительность как инструмент создания репутации компании

Компании могут обзавестись положительной репутацией от проведения успешного благотворительного проекта. В результате повышается устойчивость бизнес среды, операционные риски сводятся к минимуму, повышается капитализация и повышается доверие и интерес к деятельности компании у стейкхолдеров [Hopkins M.:]; [Corporate social responsibility...]

Компания может использовать благотворительность как инструмент PR только для того, чтобы улучшить свой социальный имидж. Благотворительность не влияет на привлечение новой аудитории и продвижение бренда компании. Однако, мероприятия социальной направленности могут быть положительно оценены обществом. Тем самым, компании создают себе положительную репутацию и обеспечивают себе поддержку и лояльность клиентов. Компании, которые занимаются благотворительной деятельность социально ориентированы, они не ставят в приоритет свое финансовое благополучие, но также думают о нуждах общества. Например, благотворительные акции, которые направлены на сбор средств для тяжело больных детей, вызывают большой

отклик у аудитории. Также как и совместные благотворительные программы, которые позволяют человеку самому принять в них участие. Например, деньги с покупки какого-либо товара будут перечислены в благотворительный фонд. Таким образом, совершая покупку, человек участвует в благотворительности [Мельникова Н.А.: 177], [Медиапланирование...]; [Шарков Ф.И., 2008].

Для того чтобы корпоративная благотворительность успешно развивалась, компаниям необходимо заручиться поддержкой общества, благотворительные проекты, которые ведут компании, должны вызывать доверие. На выполнение этих задач влияет нескольких факторов: прозрачность и открытость информации о деятельности компании, включая благотворительную деятельность; обеспечение благоприятного инвестиционного климата для предпринимателей; обеспечение поддержки СМИ культуры благотворительной деятельности.

Компании сами принимают решение: выделять бюджет на благотворительную деятельность и переводить средства в благотворительные фонды или самим реализовать социальные проекты. В последнем случае все сотрудники компании вовлечены в реализацию благотворительной деятельности и это способствует укреплению корпоративной культуры. В процессе реализации социального проекта компании имеют право привлекать государственные организации и сотрудничать с другими коммерческими компаниями. Таким образом, у них есть возможность разумно расходовать свои денежные ресурсы, а также сформировать положительный имидж. Компаниям необходимо всегда анализировать результаты благотворительной деятельности, поддерживать обратную связь с благополучателями, привлекать как можно больше сотрудников к работе над социальным проектом. Все перечисленные действия помогут в дальнейшем произвести оценку эффективности социального проекта, спланировать и скорректировать стратегии социальной политики компании на будущее. Отделам по связям с общественностью в компаниях необходимо взаимодействовать со СМИ на постоянной основе. Таким образом, у СМИ всегда имеется доступ к информации о благотворительных проектах компаний [Сулейманова Ш.С. ]. Службам по связям с общественностью необходимо обеспечить открытый доступ к следующей информации: цель, миссия и задачи благотворительной деятельности компании; успешно реализованные благотворительные проекты, которые являются визитной карточкой компании; отчеты о проведенных благотворительных проектах, опубликованные на сайте компании: фото, видео с проведенного мероприятия, сумма собранных пожертвований [Василенко А.Б.: 57], [Пиар крупных российских корпораций].

Корпоративное волонтерство как компонент коммуникативной

деятельности

Корпоративное волонтерство, или добровольчество, также является формой корпоративной деятельности. Оно представляет собой добровольное и бесплатное участие сотрудников компаний в социальных программах, которые организуют их компании. Волонтеры обычно участвуют в программах помощи детям, пожилым людям, семьям, оказавшихся в трудном положении, организовывают акции в поддержку окружающей среды, по сбору и переработки мусора, пропагандируют ведение здорового образа жизни. Самой популярной формой волонтерства является предоставление адресной помощи, которая включает в себя сбор денежных средств и вещей для людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Помощь детским домам, хосписам, больницам, муниципальным и государственным учреждениям поступает в ходе проведения программ волонтерами, представляющими какие-либо компании или организации. В небольших населенных пунктах волонтеры сами занимаются благоустройством территории: проводят уборку, высаживают деревья, кустарники, занимаются ремонтом.

Каждый год в Москве проводится форум по корпоративному волонтерству. В 2020 году состоялся Девятый московский международный форум «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество». Данный форум является масштабным событием по данной тематике1. Одним из важных пунктов «Концепции содействия развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» является широкая поддержка данных форм благотворительности в частном секторе российской экономики. Это означает, что корпоративное волонтерство поддерживается органами государственной власти на федеральном уровне. Корпоративное волонтерство имеет весомое значение в социальной сфере и в системе коммуникаций компаний, что доказывается большим опытом работы международных и российских компаний. Миссией данного форума является выявление и распространение практик выстраивания бизнеса с учетом его социальной ответственности перед обществом в целях осуществления мероприятий по повышению прозрачности и конкурентоспособности компаний из России на мировом рынке. Также поддерживаются благоприятные условия для продуктивной коммуникации государства, бизнеса и общества, создаются необходимые условия для того, чтобы обратить внимание общества на важность корпоративного волонтерства, разрабатываются новые городские социальные проекты. В 2020 году темой форума было проведение корпоративного волонтерства условиях пандемии и экономического кризиса, возникшего на фоне пандемии.

1 Корпоративное волонтерство [Электронный ресурс]. URL: https://corpvolunteers.ru/

Объединение усилий российских и зарубежных благотворительных организаций

В России существует Форум Доноров, который объединяет работу российских и зарубежных благотворительных организаций. Он был основан в 2002 году и является некоммерческой организацией. Миссией Форума Доноров является развитие деятельности по выдаче грантов, развитие благотворительного сектора. Ежегодно Форум Доноров совместно с печатным домом «Ведомости» и аудиторской фирмой PwC (PricewaterhouseCoopers) реализует проект «Лидеры корпоративной благотворительности». Данный проект нацелен на выявление самых лучших и успешных благотворительных программ и продвижение корпоративной деятельности в обществе и в деловой среде.

Так, в 2020 году первое место в номинации «Лучшая программа (проект) по преодолению последствий коронавирусной инфекции в Российской Федерации» (партнером было Минэкономразвития России) разделили между собой компания Северсталь с программой поддержки населения в регионах присутствия в связи с пандемией COVID-19 и АО «Объединенная металлургическая компания» с программой OMK STOP Covid.

На основании отчетов организаторов проекта более половины компаний отдают свое предпочтение своим благотворительным программам, так как их легче вести и контролировать, две трети компаний проводят совместную благотворительную работу с крупными НКО, около 80% компаний поддерживают и приветствуют корпоративное волонтерство.

Отмечается тенденция по сбору пожертвований среди работников компаний, как среди руководства, так среди персонала, что способствует развитию корпоративной благотворительности. Корпоративная благотворительность в последнее время популярна не только в крупных городах, Москве или Санкт-Петербурге, но и в отдаленных регионах.

В отчете Форума Доноров говорится о том, что корпоративная благотворительность в России претерпела позитивные изменения. Однако не нужно останавливаться на достигнутом, а предпринимать дальнейшие действия по развитию благотворительной сферы. К таким действиям можно отнести создание позитивного отношения к филантропии в обществе, усовершенствование законодательной базы, прозрачность в работе НКО и повышение их профессионализма.

Роль государства и бизнеса в развитии социальной сферы

Власть и культура являются неотъемлемой частью корпоративной благотворительности и филантропии. Стратегический менеджмент, маркетинговые и экономические исследования отходят на второй план.

Корпоративная социальная ответственность может быть расценена как часть буржуазной идеологии. Суть данной идеологии заключается в значительном экономическом эффекте от долговременного поддержания капитализма, что помогает получить значимую выгоду компаниям. В этом случае результат от прямых денежных вложений в проекты не важен [Amove R.F.: 50]; [Philanthropy...]. Корпорации, которые создают свои благотворительные фонды, не только оптимизируют систему уплаты налогов, получая от этого существенную выгоду, но и создают институт благотворительной деятельности для капиталистической системы в целом. Иными словами, фонды, занятые в сфере благотворительности становятся носителями буржуазной идеологии. Данный подход нельзя рассматривать в комплексе, как положительную тенденцию, так как указанная идеология является привлекательной для интеллектуальной элиты государства, которая является угрозой для этой системы [Перегудов С.П.: 67], [Корпорации, общество.].

Государство в лице его исполнительных органов формирует правила для осуществления коммерческой деятельности, цель которой состоит в извлечении прибыли. В этом случае через налоги государство реализует свою функцию по перераспределению ресурсов. Функционирование государства и бизнеса стоит в противовес гражданскому обществу, которое осуществляет контроль над бизнесом и, при необходимости, сдерживает его. Например, через профсоюзы происходит контроль социального положения сотрудников компании, а также защита их прав и законных интересов. Кроме того, общество надзирает за соблюдением прав потребителей через имеющиеся правовые механизмы. Деятельность самого государства и его органов в частности также подлежит контролю, через выборы, тем самым, охраняя гражданское общество от вседозволенности и деспотизма [Полищук Л.И.: 4-22]; [Корпоративная социальная ответственность.].

В том случае, если государство по той или иной причине не способно осуществлять свою деятельность в полной мере, то его функции в сфере управления отходят частному сектору и гражданскому обществу. Например, в нашей стране слабая и местами довольно неэффективная государственная политика в социальной сфере компенсируется активной деятельностью различных НКО и частного сектора. Необходимо учитывать, что государство не заставляет частные компании соблюдать обязательства в социальной сфере, они основываются на принципе добровольности. Процесс создания общественных благ осуществляется при помощи частных компаний, их корпоративных фондов, а также специальных программ. Благотворительная деятельность претерпевает изменения в регионах, где компания имеет свои филиалы. Вместе с этим у самой компаний образуются стимулы для активного развития. Таким

образом, у гражданского общества и частного сектора происходит взаимная интеграция с реализацией совместной стратегии.

Выводы

В современном мире увеличивается роль бизнеса в социальной сфере, особенно в нынешних условиях глобализации, когда происходит постоянное увеличение и изменение границ самого гражданского общества. В связи с этим происходит появление такой новой гибридной формы НКО, которые осуществляют взаимодействие, как и с государством в лице его исполнительных органов, так и с компаниями, представляющими частный сектор [Dekker P.: 220-238]; [Civicness...].

С точки зрения институциональной социологии функционирование частных коммерческих компаний можно рассматривать в некотором организационном поле, которое было сформировано из совокупности факторов. [Димаджио П., Пауэлл У.: 34-57], [Новый взгляд.]. В указанном случае фирма осуществляет свою деятельность под влиянием институционального окружения, в котором она и была создана. Легитимность достигается с помощью благотворительной деятельности и филантропии. Для того чтобы заинтересованные стороны воспринимали организацию легитимной, она должна работать по определенным правилам. Заинтересованные стороны, которые занимают руководящие позиции в организационном поле имеют большое влияние на бизнес. В России такую доминирующую позицию занимает государство, которое является универсальным арбитром, устанавливая так называемые «правила игры», и осуществляет надзор за их неукоснительным исполнением.

Таким образом, для компаний осуществление корпоративной благотворительности является важной частью корпоративной социальной ответственности. Реализация благотворительных проектов, программ и акций положительно влияет на развитие общества и создает благоприятную социальную среду там, где компании ведут свою деятельность. Государство и общество совместными усилиями могут помочь бизнесу активнее участвовать в решении социальных проблем общества.

Источники

ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности [Электронный ресурс]. URL: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=7&id=181382

Журнал о благотворительности Филантроп [Электронный ресурс]. URL: philanthropy.ru (дата обращения 16.02.2021).

Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. (2001). Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. С. 55-70

Беневоленский В.Б, Иванов В.А., Иванова Н.В. (2019). Волонтерство и благотворительность в России и задачи национального развития: доклад НИУ ВШЭ к

XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Василенко А.Б. (2001). Пиар крупных российских корпораций. М., C. 57

Гениберг Т.В. (2016). Тенденции, проблемы и перспективы развития благотворительности в России // Проблемы экономической науки и практики. № 1. C. 52-60.

Димаджио П., Пауэлл У. (2010). Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. № 1. С. 34-57.

Кузина О.Е., Чернышева М.В. (2015). Корпоративная благотворительность и ответственность: обоснование понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. С. 154-165.

Мельникова Н.А. (2009). Медиапланирование: стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний / Дашков и К. С. 177.

Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. (под ред.) (2010). Потенциал и пути развития филантропии в России. C. 100

Перегудов С.П. (2003). Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. С. 67

Полищук Л.И. (2009). Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора // Вопросы экономики. № 10. С. 4-22.

Рюмшин С.А.(2018). Мировоззренческие аспекты медиации в рекламных и PR коммуникациях//Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Т. 3. № 1. С. 24-31.

Сулейманова Ш.С. (2009). Национальная политика Рссии и СМИ (1990-2000). М.: РАНХиГС.

Шарков Ф.И. (2008). Массовые коммуникации и медиапланирование. М..: Альфа-Пресс.

Шарков Ф.И.(2009). Коммуникология: Энциклопедический словарь-справочник. М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко».

Amove R.F. (1980). Philanthropy and cultural imperialism: The foundations at home and abroad. P. 50

Carroll A.B. (1991). The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders/ In: Business Horizons. July-August. Pp. 125

Dekker P. (2009). Civicness: from civil society to civic services? VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, Vol. 20, No. 3. Pp. 220-238.

Gautier A., Pache A. C. (2013). Research on Corporate Philanthropy: A Review and Assessment. In: Journal of Business Ethics.

Hopkins M. (2004). Corporate social responsibility: an issues paper. Working Paper

27.

Leisinger K. Corporate Philanthropy: The "Top of the Pyramid". In: Business and Society Review. Vol. 112. 2007. No. 3. P. 315-342.

Roelofs J. (2003). Foundations and public policy: The mask of pluralism. P. 36

Sundaram A., Inkpen. (2004). The Corporate Objective Revisited. In: Organization Science. Vol. 15. No. 3. May-June.

Vogel D. (2006). The Market for Virtue. Washington, DC: Brookings Institute.

■ ■ ■ Information and communication aspect of corporate charitable activities

Maximova D. I.

«Megatext-Express» Limited Liability Company

Abstact. Today, the role of business in the social sphere is growing rapidly. The charitable activities of companies are voluntary assistance to those in need, private organizations, and the management of their own social projects. A company can engage in charity work in areas where it does not operate itself. For business, charitable activities are secondary, but the largest commercial companies create funds under their own authority to implement the functions of charitable activities. Social projects and programs are beneficial for businesses in shaping their image and reputation. Large companies conduct regular and systematic charitable activities in the fields of science, sports, education, and healthcare. Corporate charity is characterized by financial support for the company's employees, financial support for long-term programs and projects, the provision of grants and scholarships, assistance with the provision of products, equipment for work, and the provision of services.

Keywords: corporate charity, corporate responsibility of business, corporate volunteerism, corporate culture.

For citation: Maximova D. I. Information and Communication Aspect of Charitable Activity of Corporations//Kommunikologiya: electronic scientific journal. 2020. Vol. 5. No. 3. P.8-18.

Inf. about the author: Daria Igorevna Maksimova, manager-translator of Megatext-Express LLC. 107076, Russia, Moscow, Matrosskaya Tishina str., 23, p. 1. E-mail: dahes@mail.ru

Received: 15.08.2020. Accepted: 07.09.2020. References

Akhtyamov T.M., Shkardun V.D. (2001). Estimation and creation of company's corporate identity. Marketing in Russia and abroad. P. 55-70. ( In Rus.).

Amove R.F. (1980). Philanthropy and cultural imperialism: The foundations at home and abroad. P. 50.

Benevolenskiy V.B., Ivanov V.A., Ivanova N.V. (2019). Volunteering and charity in Russia and national development issues: National Research University Higher School of Economics' research to the XX April international scientific conference of economics and society development issues. (In Rus.).

Carroll A.B. (1991). The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders/ In: Business Horizons. July-August. P. 125.

Dekker P. (2009). Civicness: from civil society to civic services? VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, Vol. 20, No. 3. P. 220-238.

DiMaggio P., Powell W. (2010). The iron cage revisited: institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields. Economic sociology. No. 1. P. 34-57. (In Rus.).

Gautier A., Pache A. C. (2013). Research on Corporate Philanthropy: A Review and Assessment. In: Journal of Business Ethics.

Geniberg T.V. (2016). Tendency, problems and perspectives of charity's evolution in Russia. Issues of economic science and practice. No. 1. P. 52-60. (In Rus.).

Hopkins M. (2004). Corporate social responsibility: an issues paper. Working Paper

27.

Kuzina O.E., Chernysheva M.V. (2015). Corporate charity and responsibility: clarifying the concepts. Public opinion monitoring: Economic and social changes. No. 4. P. 154-165. ( In Rus.).

Leisinger K. Corporate Philanthropy: The "Top of the Pyramid". In: Business and Society Review. Vol. 112. 2007. No. 3. P. 315-342.

Melnikova N.A. (2009). Media planning: strategic and tactic planning of advertising campaign. P. 177. (In Rus.).

Mersiyanova I.V., Yakobson L.I. (under the editorship) (2010). Potential capacity and ways of philanthropy evolution in Russia. P. 100. (In Rus.).

Peregudov S.P. (2003). Corporations, society, government: evolution of relations. P. 67. ( In Rus.).

Polishchuk L.I. (2009). Corporate social responsibility or government regulation: An analysis of institutional choice. Economic matters. No. 10. P. 4-22. (In Rus.).

Roelofs J. (2003). Foundations and public policy: The mask of pluralism. P. 36 Ryumshin S. A. (20018). Worldview aspects of mediation in advertising and PR communications. In: Kommunikologiya: electronic scientific journal. Vol. 3. No. 1. 3. 24-31. (In Rus.).

Suleymanova Sh. S. (2009). National Policy of the Russian Federation and the Media (1990-2000). Moscow: RANEPA. (In Rus.).

Sundaram A., Inkpen. (2004). The Corporate Objective Revisited. In: Organization Science. Vol. 15. No. 3. May-June.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sharkov F. I. (2008). Mass communications and media planning. Moscow: Alfa-Press. Sharkov F. I. (2009). Kommunikologiya: Enciklopedicheskiy slovar-spravochnik. M. Publishing and Trading Corporation " Dashkov & Co.", 2009. (In Rus.). Vasilenko A.B. (2001). PR of major corporations. P. 57. (In Rus.). Vogel D. (2006). The Market for Virtue. Washington, DC: Brookings Institute.

■ ■ ■ Перспективы развития еуеп^коммуникаций реализации государственной молодежной политики

Сгибнева А.С.

Общество ограниченной ответственности «Конгресс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.