Научная статья на тему 'Информационный фактор и устойчивость деятельности сервисных организаций'

Информационный фактор и устойчивость деятельности сервисных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / РАВНОВЕСИЕ / РЕСУРСЫ / УСЛУГА / УСТОЙЧИВОСТЬ / ХАОС / ЭВОЛЮЦИЯ / ЭНТРОПИЯ / ЭФФЕКТ / INNOVATION / INFORMATION / EQUILIBRIUM / RESOURCES / SERVICE / STABILITY / CHAOS / EVOLUTION / ENTROPY / EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупров Сергей Витальевич

Обсуждается влияние информационного фактора на поведение сервисных организаций и их устойчивость в среде институциональных и инновационных преобразований в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION FACTOR AND STABILITY OF SERVICE ORGANIZATIONS' ACTIVITY

Influence of information factor on behavior of service organizations and their stability in the context of institutional and innovative transformations in the Russian economy is discussed.

Текст научной работы на тему «Информационный фактор и устойчивость деятельности сервисных организаций»

СО УДК 338 46:519.722 С.В. Чупров

е=; ББК 65.050.03

^ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР И УСТОЙЧИВОСТЬ

<М ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРВИСНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ*

О

СЧ Обсуждается влияние информационного фактора на поведение сер-

висных организаций и их устойчивость в среде институциональных и инновационных преобразований в российской экономике.

Ключевые слова: инновация; информация; равновесие; ресурсы; услуга; устойчивость; хаос; эволюция; энтропия; эффект.

S.V. Chuprov

INFORMATION FACTOR AND STABILITY OF SERVICE ORGANIZATIONS’ ACTIVITY

Influence of information factor on behavior of service organizations and their stability in the context of institutional and innovative transformations in the Russian economy is discussed.

Keywords: innovation; information; equilibrium; resources; service; stability; chaos; evolution; entropy; effect.

Становление и развитие сервисной экономики раскрывает перед нами широкое поле аналитических исследований, посвященных как решению неотложных институциональных проблем, так и обоснованию системно-методологических подходов к обеспечению устойчивости быстро растущей сферы услуг. Резонирующее влияние на постановку этих задач оказывает наложение базисных перестроек в экономике страны на fiS1f мощную волну инновационных модернизаций в индустрии сервиса, что

OS | подводит к необходимости отказа от привычных стереотипов мышления

§ и динамическому анализу особенностей поведения сервисных систем.

Властной закономерностью современной экономики признано уско-g рение изменений в хозяйственной среде и насыщение знаниями всей це-

Цд | почки фаз процесса производства изделий и услуг от зарождения идей

оО | до их воплощения в продуктах труда и реализации последних потребило | телям. Генератор незатухающих сильных возмущений — НТР — задает

О gl ускоряющийся темп перемен, и потоки инноваций ныне пронизывают не

ggl только изобретательство и технологические стадии производственного

^щ‘| цикла, но и его инфраструктурное обеспечение вплоть до послепродаж-

^§1 ного обслуживания и утилизации. Благодаря этому происходит напол-

S®B нение рынка наукоемкой продукцией и интеллектуализация персонала

и технической базы сервисной экономики.

Н Вместе с тем революционизирующее воздействие массива знаний

испытывает менеджмент предприятий, озабоченный укреплением их конкурентных позиций на фоне расширения межгосударственных эко-Г_^ номических отношений. В стремлении отразить «вторжение» на оте-

чественный рынок транснациональных лидеров и принять вызов про-

н

PQ

со

н

* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках выполнения НИР «Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг и их влияние на устойчивое развитие Прибайкальского региона» по госзаданию Байкальскому государственному университету экономики и права (Номер госрегистрации в ЦИТиС 01201256018).

© С.В. Чупров, 2012

со

%

(N

тН

О

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HSS

«31

Ен^ 1 оК %<s ^ 1

5к 1

^ Л £ g§! h Е

« V I

8s! Й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

изводителей высокотехнологичных изделий и услуг они не имеют иной альтернативы, как овладевать риск-менеджментом. В результате влияния как благоприятствующих, так деструктивных факторов, поведение сервисных организаций теряет стационарность и становится динамичным с заметно отличающимися режимами функционирования.

Существенно и то, что с течением времени нынешняя экономическая система становится сложнее и прогрессирует: наряду с традиционными производственными операциями она занимается и преобразованием неосязаемого конечного продукта из сферы услуг (консультирование, хирургия, парикмахерские и др.). Деятельность ряда таких систем содержит совмещение осязаемого и неосязаемого предоставляемых продуктов, и потому системы становятся гибридными, например, рестораны.

В подтверждение этого тезиса сошлемся на то, что производственные системы нередко выполняют сервисные функции, а последние — производственные. Действительно, у таких производственных систем, как машиностроительное предприятие, есть свои обслуживающие подразделения: ремонтные, транспортные, складские. Даже, непосредственно, в обрабатывающих цехах наладчики занимаются обслуживанием заявок, настраивая оборудование на технологические операции.

Кроме того, мы знаем, что с обострением конкуренции возрастающее значение приобретает не только выпуск наукоемкой продукции, но и ее фирменное обслуживание, которое становится стратегическим фактором успеха промышленных предприятий. Оказание таких услуг (подготовка и переподготовка персонала, консультационные, инжиниринговые и другие услуги) уже рассматривается непременной сферой деятельности товаропроизводителей электронной, информационной, телекоммуникационной и иной сложной техники. При этом, и сами услуги в большой мере носят интеллектуальный характер, поскольку связаны с сопровождением эксплуатации инновационных изделий. В частности, на фирмах «IBM» и «Digital Eguipment Corporation» в сфере обслуживания занято 10 и 25% соответственно от общей численности сотрудников, причем от реализации технических услуг фирмы получают 20 и 30% соответственно от общего объема прибыли [1].

С другой стороны, сервисные организации, например, предприятия питания, обладают собственным производством первых, вторых блюд и т.д. В медицинских учреждениях существует своя технология лечения: диагностика, терапия, операция, реабилитация и т.д.

Резонно отметить и то обстоятельство, что своеобразные черты сервисных организаций специфицируют и накладывают особенности на обеспечение устойчивости их деятельности [2]:

1. Широкое разнообразие и персонифицированность услуг на фоне усиления рыночной борьбы предъявляют жесткие требования к конкурентоспособности предоставляемых услуг и, тем самым, к их оригинальности и новизне, достигаемой профессиональной реализацией нововведений (технологической информации).

2. Неоднородность услуг, подразумевающая довольно частое применение в процессе их оказания ручного труда, который становится все более искусным и заключающим передовые знания и умения персонала. Наряду с этим увеличивается вариативность показателей стабильности и эффективности деятельности предприятий, побуждающая насыщать сервисную организацию производственной и управляющей информацией.

3. Весьма высокая скорость процессов спроса и предложения услуг диктует быстрый темп изменения экономических показателей и может

%

СО привести к тревожным сдвигам в структуре ресурсов сервисной органи-

зации. В виду этого нельзя исключать углубления кризиса организации и утрачивание ее устойчивости, в предотвращении чего возрастает роль М прогностической и плановой информации.

4. Повышенная чувствительность деятельности сервисной органист зации к изменению потребительских предпочтений, качеству услуг и

ценам на них может стать причиной как аритмии, так и налаживания производственно-финансовых процессов организации. Важно учитывать действие этого «обоюдоострого» фактора на устойчивость сервисной организации и необходимость располагать соответствующим объемом релевантной информации о рыночной ситуации.

5. Сравнительно малая продолжительность производственного цикла услуг обусловливает высокую оборачиваемость вложенных средств и способствует эффективной работе предприятия. В отсутствие внешней финансовой поддержки это обстоятельство может сыграть решающую роль в восстановлении и повышении его устойчивости посредством использования динамично обновляемой внешней и внутренней информации.

6. Свойство несохраняемости услуг (в отличие от складируемости промышленной продукции) лишает предприятие возможности нивелировать перепады в своем производственно-сбытовом цикле. Неравномерность поступления выручки и прибыли от реализации услуг вызывает колебания в пополнении текущих активов и может ухудшить их соотношение с заемными средствами предприятия, а, значит, и его финансовое состояние. Тем самым, повышается ценность информации о прогнозе рыночной конъюнктуры, будущих покупательских предпочтениях, знание которых позволит ослабить неопределенность потребительского поведения и избежать роковых «провалов» в продажах и поступающих денежных потоках.

Такая специфика процессов оказания услуг примечательна в том от; ношении, что она может содействовать как укреплению устойчивости

организации, так и ослаблению ее. Позитивное или негативное значение ой § своеобразия услуг определяется ситуативными факторами, характером

^1 и интенсивностью проявления этих нюансов в работе организаций.

^ | Но не меньше угроз таит в себе и коренная трансформация российс-

1 кой экономики и, порожденный ею, сильно возмущенный фон переходил ных процессов. Игнорирование институциональной природы нашего

§к§ хозяйственного комплекса отозвалось опасными сдвигами в структуре

в ресурсов российских предприятий. Охвативший их системный кризис

йо 1 повлек за собой резкий спад объемов производства и истощение ресурсов

к®Э предприятий, что для многих из них обернулось нарушением устойчи-

вости и деградацией. В такой турбулентной ситуации немало предприятий испытало шок производственно-финансовой деятельности и оказа-23 лось на грани банкротства.

Не приходится сомневаться и в том, что среда трансформируемой экономики изобилует интенсивными динамичными процессами, вследствие чего, неизбежно возникающие в ней колебания ресурсных потоков не могут сглаживаться лишь стихийными рыночными регуляторами и требуют сопровождения превентивными мерами государственного управления. В то же время нарушение ритма процессов движения ресур-

Нсов по плотной сети каналов и обусловленный этим их дисбаланс подорвали устойчивость продуктивной работы отечественных предприятий, лишь в последние годы преодолевших депрессивную динамику.

о

н

со

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

НА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОЙ"

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« Я41

8Н! Й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Вывод их на траекторию ускоренного развития до сих пор сдерживается ограниченностью и качеством ресурсного потенциала и, прежде всего, материально-технического оснащения предприятий. Окруженные и «пропитанные» информационным пространством, они потребляют, накапливают и преобразуют поступающую информацию. Причем, вводимая информация представляет собой как непосредственно данные

об окружении (спросе, платежах, инфляции, конкурентах и др.), так и в превращенной форме — профессиональные умения и навыки персонала и знания, воплощенные в виде ноу-хау, изобретений и т.д. в технических средствах (оборудовании, аппаратуре и т.п.)1, комплектующих, узлах и других поставляемых ресурсах. Аналогично и передаваемая во внешнюю среду информация — есть разного рода сведения о предприятии (бухгалтерские документы, реклама, бизнес-проекты и др.) и материализованные в изготовленных им продуктах и оказанных услугах конструктивно-технологические новшества, патенты и другие инновации.

Генерируемая и направляемая по каналам коммуникаций управляющая информация координирует деятельность структурных звеньев предприятия и благодаря этому уменьшает неупорядоченность их поведения и повышает эффективность функционирования предприятия. Энтропийный подход к оценке эффекта работы этих звеньев дает возможность обосновать его зависимость (экспоненциальную) от количества накопленной в системе информации и условие устойчивости показателя эффекта. Оно подтверждает, что при склонности к достижению максимальных величин эффекта наступает убывающая отдача информационного ресурса при постоянстве прочих факторов деятельности звеньев, поэтому констатируем, с одной стороны, экономическое значение всемерного насыщения производственных и управленческих процессов полезной информацией, а, с другой стороны, — цикличность в соотношении порядка и хаоса в эволюционирующих экономических системах и необходимость в их инновационном развитии [3; 4].

Обеспечение устойчивости эффекта работы предприятия, таким образом, имеет своей предпосылкой располагаемый информационный ресурс, использованный при его создании и воплощенный в методах и средствах управления, квалификации и умении персонала. Они образуют факторы уровня знаний, который находит выражение в показателях структуры и эффективности использования ресурсов и системы управления предприятия.

Вместе с тем, присущее институциональным изменениям экономики информационное разряжение окружения предприятий затрудняет поиск равновесия в рыночной нише, ухудшает их возможности адаптивного управления и воспроизводства потребляемых ресурсов. В этой связи, приоритетной задачей становится наращивание информационного ресурса предприятий, подстегиваемое усилением конкуренции и инновационным развитием зарубежной и национальной экономики.

Эволюция экономических систем от неустойчивого равновесия к устойчивому неравновесию с позиций нелинейной динамики и синергетики протекает под воздействием хаотических процессов при снижении информационного содержания систем, что порождает бифуркации и вно-

1 Достаточно упомянуть о том, что продвижение возможностей высокотехнологичных услуг обязано современной наукоемкой технике: по предоставлению мобильной телефон-

ной связи, благодаря базовым станциям третьего поколения, которые поддерживают но-

вую 3G-сеть по технологии иМТ8\Н8РА, а по проведению медицинской биорезонансной

диагностики ИМАГО — специально разработанному аппаратно-программному комплексу.

со сит неопределенность в перспективы функционирования предприятий.

е°! Внедрение инноваций влечет за собой смену характера работы предпри-

^ ятий и неравновесный режим их поведения с примечательными синер-

М| гетическими явлениями. Прибегая к трактовке процесса потери устой-

^ чивости состояния равновесия предприятий в рамках теории катастроф,

5^ можно провести углубленный анализ их эволюции и перестроек.

Подведем итог. Стремительное ускорение институциональных перемен и потока инноваций создает стимулы и угрозы сервисным организациям и тем самым служит причиной их динамичной деятельности, дестабилизации ресурсного обеспечения и неравновесного функционирования. В такой возмущенной среде сохранение устойчивости и жизнеспособности предприятий сферы услуг зависит от освоения ими наукоемкой информации и диктуется соображениями обеспечения их эффективности и конкурентных преимуществ при глобализации экономики и расширении мирохозяйственных отношений со странами ВТО.

Список использованной литературы

1. Немчин А.М. Услуги как стратегический фактор успеха промышленного предприятия / А.М. Немчин, В.В. Кулибанова // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. Экономика. — 2005. — Вып. 4 (9). — С. 150-154.

2. Чупров С.В. О влиянии хаотических и информационных процессов на устойчивость производственной системы в сфере услуг / С.В. Чупров // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2010. — № 5. — URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=13893. (Идентифи-кац. номер статьи в НТЦ «Информрегистр» 0421000101\0182).

3. Трапезников В.А. Управление и научно-технический прогресс / В.А. Трапезников. — М.: Наука, 1983. — 223 с.

4. Чупров С.В. Управление устойчивостью производственных систем: теория, методология, практика / С.В. Чупров. — 2-е изд., испр. и доп. — Иркутск:

ss) Изд-во БГУЭП, 2012. — 354 с.

2s!:

Я 5 *

Ин s References

я<(§ 1. Nemchin A.M. Uslugi kak strategicheskii faktor uspekha promyshlennogo

1 predpriyatiya / A.M. Nemchin, V.V. Kulibanova // Vestnik INZhEKONA. Ser.

| Ekonomika. — 2005. — Vyp. 4 (9). — S. 150-154.

2. Chuprov S.V. O vliyanii khaoticheskikh i informatsionnykh protsessov na

og | ustoichivost’ proizvodstvennoi sistemy v sfere uslug / S.V. Chuprov // Izvestiya

^ h| Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal’skii gosudarstvennyi

os| universitet ekonomiki i prava) (elektronnyi zhurnal). — 2010. — № 5. — URL:

oS J http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=13893. (Identifikats. nomer stat’i

v NTTs «Informregistr» 0421000101\0182).

3. Trapeznikov V.A. Upravlenie i nauchno-tekhnicheskii progress / V.A. Tra-

s®^ peznikov. — M.: Nauka, 1983. — 223 t.

4. Chuprov S.V. Upravlenie ustoichivost’yu proizvodstvennykh sistem: teoriya, metodologiya, praktika / S.V. Chuprov. — 2-e izd., ispr. i dop. — Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2012. — 354 s.

H

H

о

H

PQ

CO

H

Информация об авторе

Чупров Сергей Витальевич — доктор экономических наук, профессор, ученый секретарь университета, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: chuprov@isea.ru.

Author

Chuprov Sergey Vitaliyevich — Doctor of Economics, Professor, Academic Secretary, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: chuprov@isea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.