Научная статья на тему '«Информационный джихад» в глобальной сети'

«Информационный джихад» в глобальной сети Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Информационный джихад» в глобальной сети»

людям доброй воли, призывает: «Сотрудничайте в добре и благочестии, но не сотрудничайте во зле и грехе».

«Безопасность Евразии», М., 2010 г., № 1 январь-июнь, с. 353-358.

Татьяна Литвинова,

кандидат экономических наук

(Институт социологии РАН) «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДЖИХАД» В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ

Интернет является разнородной средой, в которой возможно размещение любой информации, в том числе материалов, призывающих к нарушению целостности Российской Федерации, подрыву государственной безопасности, созданию незаконных вооруженных формирований и осуществлению террористических актов. Все эти материалы попадают под ограничения Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114 «О противодействии экстремистской деятельности», который запрещает их издание и распространение.

С началом в сентябре 1999 г. контртеррористической операции в Чечне сепаратисты ушли в подполье, сделав каналом своей пропаганды Интернет. Основные черты глобальной сети - доступность и отсутствие цензуры размещаемой информации - предоставляют широкие возможности для беспрепятственной пропаганды сепаратизма и религиозного экстремизма. Все подобные интернет-ресурсы ведут свою работу из-за рубежа и имеют международные домены «.com», «.org», «.info» и др. Наиболее известны сайты «Ичкерия», «Чеченпресс», «Кавказ-центр», «Кавказ-монитор», «Джамаат "Шариат"», «Kavkazan Haamash». Сами экстремисты называют свою деятельность в Интернете «информационным джихадом», и, если верить материалу, размещенному на сайте «Кавказ-центр», объектом их пропаганды являются более 3 млн. пользователей Сети.

Цель настоящей статьи проанализировать стилистику и методы пропаганды экстремистов и осветить проблемы, стоящие на пути противодействия «информационному джихаду» в Интернете.

В октябре 2007 г. на сепаратистских сайтах было опубликовано заявление лидера чеченских боевиков Докку Умарова (Абу Усмана) о создании Имарата (Эмирата) Кавказ. Он провозгласил

себя эмиром Кавказа и объявил джихад России. Такое заявление означало фактическую ликвидацию Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) и повлекло за собой раскол в среде и так неплотного «чеченского сопротивления».

Сторонники светской ЧРИ размещают свои обращения на сайтах «1сИкепалпГо» и «Thechechenpress.com», а те, кто поддержал идею создания исламского государства на территории Кавказа, ведут свою пропаганду через интернет-ресурсы «Кавказ-центр», «Кавказ-монитор», «Джамаат "Шариат"», «Каука2ап Haamash» и др. Раздробленность в рядах «чеченского сопротивления» стала следствием гибели последнего легитимного в глазах международного сообщества президента ЧРИ А. Масхадова, а также начавшегося еще в пору его президентства конфликта между приверженцами традиционного ислама и радикального течения - ваххабизма.

Оба движения претендуют на роль преемников дудаевско-масхадовской ЧРИ и упрекают друг друга в отступничестве. Причем сторонники светской, независимой Ичкерии конкурируют и между собой, что также отражено в размещаемых в Интернете материалах. Сайт «Ичкерия лпЮ» публикует сообщения так называемого «телефонного правительства» Чеченской Республики Ичкерия во главе с Ахъядом Идиговым. В 1993-1997 гг. он являлся председателем парламента дудаевской ЧРИ, затем был депутатом парламента республики во время президентства А. Масхадова, в настоящее время проживает за границей, а публикуемые в Интернете материалы подписывает как полномочный представитель парламента ЧРИ за границей.

В свою очередь, «Чеченпресс.сот» является трибуной сторонников «премьер-министра Ичкерии» Ахмеда Закаева, который с 2001 г. находится во всероссийском и международном розыске по обвинению в терроризме; в 2003 г. Великобритания предоставила ему политическое убежище.

Интернет-ресурсы демонстрируют большую сплоченность сторонников Имарата, в отличие от «светских лидеров», что, на наш взгляд, можно объяснить высоким интегративным потенциалом ислама, который используется как идеологическая база борьбы с Россией. Прежде чем перейти к более детальному анализу стиля и методов пропаганды экстремистов, следует коснуться внешнего описания сайтов сторонников отделения Северного Кавказа от России.

Практически все анализируемые интернет-ресурсы имеют следующие разделы: «Умма» (новости исламского мира), «Кавказ», «Новости», «Аналитика», «Пресса». Хотя большинство подобных сайтов имеют раздел новостей, основной их задачей является скорее идеологическая корректировка информации. Экстремисты не только ставят под сомнение точность информации, поступающей из российских источников, но и пытаются популяризировать принятые в их среде географические названия, имеющие выраженную идеологическую окраску. Этот прием активно используется в сводках новостей из северокавказских республик РФ, которые в среде сепаратистов называются «вилайята-ми» (провинциями), например: вилайят Нохчийчоь (Чечня), объединенный вилайят Кабарды, Балкарии и Карачая.

Важным является также анализ символов и способов самопрезентации, используемых воинами «информационного джихада». На сайтах экстремистов размещены фотографии амиров (командиров боевиков) и шейхов (духовных лидеров), их воззвания и обращения.

Следующий шаг анализа экстремистских сайтов - выделение ключевых агентов (личностей, понятий, тем), используемых в их пропаганде. Отличительной чертой размещаемых текстов является то, что некоторым словам и символам приписывается неконвенциональное значение. В качестве агентов зачастую выступают исламские термины, такие как «джихад» (усердие на пути Всевышнего), «моджахеды» (борцы), «муртады» (отступники), «кафиры» (неверные). Однако их новые подразумеваемые значения явно не соответствуют традиционным: джихадом сепаратисты называют войну, которую они объявили России и западному миру, моджахедами именуют боевиков, муртадами - мусульман, работников правоохранительных органов северокавказских республик. Они придают соответствующую идеологическую оценку деятельности сепаратистов, изображая их как мучеников и поборников веры, а их противников - как неверующих и «национал-предателей». Агенты, обозначающие враждебную сепаратистам сторону, снабжаются крайне негативными и даже уничижительными характеристиками.

Один из часто используемых приемов пропаганды сепаратистов - заведомо ложное истолкование истории. Распространяется миф о многовековой непрекращающейся войне кавказских народов с Россией. Следующий прием — фактографическая пропаганда, искажение исторических фактов.

Также часто используется прием гиперболизации негативных черт и неудач противника. Намеренно рисуется неприглядный образ России. На сайтах «Кавказ-центр», «Кавказ-монитор» и «Каука2ап Haamash» фигурируют такие заголовки статей, как «Российская экономика на грани коллапса», «В России все признаки цивилизационного заката». Действия правоохранительных органов на Северном Кавказе преподносятся как террор против мирного населения, распространяется информация об исчезновении людей, вина за это возлагается на «марионеточных милиционеров».

Таким образом, вследствие «информационного джихада» в Интернете создается новая реальность. Искажение новостей и фактов, популяризация принятых в среде сепаратистов географических названий, использование «языка вражды» формируют виртуальный мир Имарата Кавказ, находящийся вне правового, культурного и информационного поля Российской Федерации. Риторика сепаратистов, безусловно, представляет серьезную опасность, так как вышеперечисленные интернет-сайты доступны для молодежи Северного Кавказа. На наш взгляд, можно выделить следующие трудности в борьбе с «информационным джихадом».

В первую очередь, это трудности правового характера. Федеральный закон № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает ответственность за экстремистскую деятельность для юридических лиц и СМИ, предусматривает возможность приостановления деятельности экстремистской организации путем подачи судебного иска о ее запрете и ликвидации. Закон также ввел институт запрета и для незарегистрированных в качестве юридических лиц организаций, если они занимаются экстремистской деятельностью. Однако в силу одной из особенностей Интернета - бесконтрольности подачи информации - данные нормы в отношении распространителей экстремистских материалов в Сети являются практически «беззубыми».

Одним из важных изменений, внесенных в Федеральный закон № 114 в июле 2006 г., было следующее дополнение ст. 15: «Автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона, признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке». Таким образом, в случае установления авторства

подрывных материалов возникала индивидуальная ответственность. Однако на практике привлечь к ответственности автора статьи экстремистского содержания довольно трудно: нужно определить авторство, найти этого человека, провести экспертизу статьи и, наконец, рассмотреть в суде.

В июле 2007 г. вступил в силу Федеральный закон № 211 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». Статья 13 новой редакции закона предусматривала создание и размещение в Интернете на сайтах органов юстиции и в СМИ федерального списка экстремистских материалов, находящихся под запретом.

В апреле 2008 г. Генеральная прокуратура РФ выступила с инициативой в законодательном порядке ограничить доступ российских пользователей к сайтам экстремистского характера, т. е. ввести для интернет-ресурсов те же правила, которые уже существуют в отношении СМИ. После опубликования списка экстремистских сайтов на официальном сайте федеральной службы в сфере юстиции, все российские провайдеры будут обязаны заблокировать доступ к таким сайтам в течение месяца.

Однако большая часть нежелательных материалов размещается на серверах, географически находящихся вне России, т. е. не относящихся к российской юрисдикции. Попытки каким-то образом повлиять на зарубежных провайдеров через их правительства по линии сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, как правило, ни к чему не приводят. По свидетельству начальника Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ С. Карапетяна, с 2007 г. по сентябрь 2009 г. правоохранительным и судебным органам иностранных государств было направлено 43 уведомления в отношении 148 ресурсов, содержащих экстремистские материалы. Однако ответы поступили только в отношении 5 ресурсов со ссылкой на несоответствие требований запроса национальному законодательству. Более того, на ресурсах экстремистов в победных выражениях сообщалось об отказе в юридической помощи по запросу Генеральной прокуратуры РФ к правительству Швеции найти автора статей, публикуемых на сайте «Кавказ-центр».

Вторая проблема противодействия пропаганде сепаратизма и экстремизма в Интернете - техническая. В ряде государств успешно используются технические средства блокировки поступления нежелательной информации к пользователями Сети. Ни один из

таких технических способов блокировки у нас в стране пока не используется. Есть лишь неформальная практика взлома нежелательных сайтов. Например, сайт kavkaz.org несколько раз взламывался хакерами, и существует мнение, что это делалось с одобрения российских властей. У российских пользователей нет никаких законодательных и технических препятствий для просмотра подрывных материалов у себя дома или на рабочем месте (если работодатель не установил собственные фильтры на рабочую сеть, правда, под запрет работодателя чаще попадают социальные сайты, а не сайты экстремистской направленности).

В связи с этим особую актуальность приобретает не столько введение запретов, сколько необходимость критического прочтения содержания этих сайтов, а значит, третья проблема противодействия экстремистской пропаганде - идеологическая. В своих материалах сторонники отделения Северного Кавказа от России используют историческую связь этнического и религиозного, манипулируют национальным самосознанием.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что на государственном уровне до сих пор не создано достойной альтернативы подобному влиянию на людей, нет объединяющей всех россиян надэтнической и надрелигиозной идеологии. В связи с этим важными составляющими борьбы с этносепаратизмом и религиозным экстремизмом должны стать формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности, культуры согласия и мира, пропаганда социальной справедливости, равенства и братства народов. Все это невозможно без проведения мер социально-экономического характера. По данным Росстата, весной 2010 г. уровень безработицы в Ингушетии составил 50,8% населения в возрасте от 15 до 72 лет, в Чечне в тех же возрастных группах было зарегистрировано 41,8% безработных. Существующие в регионе социально-экономические проблемы, безработица, социальная нестабильность и сложная криминальная ситуация создают благоприятную среду для распространения сепаратистских идей.

Таким образом, противодействие пропаганде этносепара-тизма и религиозного экстремизма в глобальной сети связано с трудностями правового, технического, идеологического и социально-экономического характера. Мы считаем, что действенными мерами в борьбе с «информационным джихадом» могут стать разоблачение лживой риторики экстремистов, активная национальная государственная политика, направленная на выравнивание социально-экономических показателей республик Северного

Кавказа. Кроме того, особую актуальность приобретают более активное использование и разумное сочетание законодательных и технических рычагов.

«Власть», М., 2010, № 9, с. 116-120.

Лилия Ашрафуллина,

кандидат исторических наук (Татарстан) РОЛЬ ТАТАРСТАНА В СОЗДАНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ИМИДЖА РОССИИ

Сегодня России важно сохранить тот традиционный евразийский имидж, сформированный ею в предшествующий период и позволяющий эффективно выстраивать разноплановые отношения с Востоком и Западом. Свою лепту в поддержку этого евразийского имиджа могут внести и национальные республики. С этой точки зрения интересен опыт Татарстана, который, активно развивая культурные связи со странами мусульманского мира, способствует тому, чтобы значение этих традиционных для России связей было более полновесно представлено в имидже России.

Культурные связи с мусульманским миром были инициированы общественностью Татарстана. В представлениях татарской интеллигенции в конце 1980-х - начале 1990-х годов потенциал международных отношений заключался в принадлежности татарской нации к тюркскому и исламскому сообществу и признании ее промежуточного и связующего в культурно-цивилизационном отношении положения между Востоком и Западом. Татарский общественный центр (ТОЦ) большое внимание уделял проблеме активного участия татарского общества в процессе консолидации тюркских культур и предполагал, что именно оно могло бы взять на себя посредническую функцию между Востоком и Западом, опираясь на уже имеющийся соответствующий опыт в прошлом и ключевое положение татарского языка в тюркской языковой группе.

Теоретические конструкции развития национальной культуры и зарубежных связей в реальности воплощались иначе. Самыми актуальными проблемами стали объединение дисперсно расселенной нации и ее представление на международной арене после многолетнего отсутствия. Общественная организация по развитию зарубежных связей с соотечественниками «Ватан», созданная в 1990 г., используя потенциал соотечественников, активно занималась популяризацией татарского искусства. Ей удалось заручиться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.