Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В ГИБРИДНОМ ИЗМЕРЕНИИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В ГИБРИДНОМ ИЗМЕРЕНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
501
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ГИБРИДНАЯ ВОЙНА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / "МЯГКАЯ" СИЛА / КИБЕРВОЙНА / МЕДИА ВОЙНА / МАНИУПЛЯЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кандауров Богдан Игоревич

В статье рассмотрена роль информационных и гибридных войн в современном обществе. Как соотносятся данные явления, их основные виды и причины появления. Дается основная характеристика современных средств информационной войны. Проводится параллель между информационной войной и «мягкой» силой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFO WARS IN THE HYBRID DIMENSION

The article considers the role of information and hybrid wars in modern society. How do these phenomena correlate, their main types and causes of occurrence. The main characteristics of modern means of information warfare are given. A parallel drawn between the information war and «soft» power.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В ГИБРИДНОМ ИЗМЕРЕНИИ»

24

СЕКЦИЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН

УДК 32.019.51

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В ГИБРИДНОМ ИЗМЕРЕНИИ

© Кандауров Богдан Игоревич1

старший преподаватель кафедры

политических наук и регионалистики, Луганский государственный педагогический университет

В статье рассмотрена роль информационных и гибридных войн в современном обществе. Как соотносятся данные явления, их основные виды и причины появления. Дается основная характеристика современных средств информационной войны. Проводится параллель между

информационной войной и «мягкой» силой.

Ключевые слова: информационная война, гибридная война, глобализация, «мягкая» сила, кибервойна, медиа война, маниупляция, социальные сети.

С начала XXI века информационные технологи прочно укоренились не только на уровне обыденных социальных отношений, но и стали одним из методов ведения гибридных войн. Информация стала мощным фактором мировой политики, оказывая сильное влияние на выстраивание взаимоотношений между государствами.

Из всех составных частей гибридной войны информационный фактор выходит на первое место. Российские ученые отмечают, что войны такого вида сопровождаются использованием массовых манипулятивных технологий, применением направленного информационного воздействия на сознание людей с учетом их психологических, возрастных, гендерных и иных особенностей. Благодаря тому, что Интернет - сеть, не ограниченная определенным государством, «информационные войны» не проводятся в рамках определенных территорий, а распространяются на весь земной шар.

В целом, феномен гибридной войны начал широко распространятся со времен Холодной войны. В связи с последними

событиями в мире, термины «гибридная» и «информационная война» стали более популярны. О ведении гибридных войн говорят как зарубежные, так и отечественные ученые, эксперты и СМИ.

В современной науке существует большое количество подходов к трактовке информационных войн. Российский политолог И.Н. Панарин дает следующее определение: «Информационная война - комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на её военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника» [4, С. 284].

Сегодня термин «информационная война» используется в двух трактовках:

1. Для обозначения противоборства в информационной сфере и средствах массовой информации для достижения различных политических целей;

2. Как информационные военные действия, т.е. для обозначения военного противоборства в военной информационной сфере в целях достижения односторонних преимуществ при сборе, обработке и использовании информации на поле боя (в операции, сражении) [1].

Применительно к этому смысловому варианту информационной войны в США появилась концепция так называемой «дешёвой войны» (War on the Cheap), сторонники которой утверждают, что «один миллион долларов и двадцать человек, проводя компьютерные атаки, могут обеспечить успех, сопоставимый с действиями многотысячной группировки войск» [7, С. 4].

Особая роль в политике многих государств сегодня отдается проведению информационных операций. Все это напрямую связано с нежеланием сторон развязывать широкомасштабные, кровопролитнее войны, а также с запретом на применение вооруженной агрессии для разрешения межгосударственных противоречий (ст. 2 Устава ООН).

Еще одной причиной несилового противоборства между государствами является глобализация информационного пространства. Появление новых технологий и ресурсов привело к удешевлению средств, которые

25

используются в рамках информационных войн. К примеру, разница между покупкой и использованием танка или истребителя, и закупкой компьютерной техники, создания сетей с целью информационного влияния, очевидна.

Как отмечал бывший служащий администрации президента США Б. Клинтона Д. Роткопф, «в эпоху информационных технологий главной задачей внешней политики Соединенных Штатов должна стать победа на рынке мировых информационных потоков. США должны добиться доминирования, подобного тому, которым когда-то обладала Великобритания на море». В такой политике Роткопф усматривал благо не только для самой Америки, но и всего остального мира. «То, что хорошо для Соединенных Штатов Америки, -утверждал он, - хорошо для всего человечества!» [9, р. 40].

Анализ действий наших

геополитических противников показывает, что гибридная война против России ведется уже на протяжении длительного исторического периода, а информационная война представляет собой её важнейший компонент. [2, С.12] При этом ведущая роль отводится операциям психологической войны и непрямым средствам воздействия на экономику, поскольку прямая вооруженная агрессия против России, обладающей ядерным оружием, пока представляется маловероятной.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что в современных условиях «все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном

информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории» [6].

В целом в рамках рассмотрения «информационных войн» и проанализировав теоретическую базу, можем выделить следующие ее типы: кибервойны, медиа войны и сетевые войны.

Медиа войны главной целью для себя ставят создание определенной «картины мира», необходимой для влияния на сознание людей. Субъектами в данном случае выступают различного уровня СМИ и новостные

корпорации. Актуальным примером столкновения информационных потоков является Украина. В 2014 году, США принял закон «Об американском оповещении на территории Украины и соседних регионов», главной целью которого являлось проведение своей новостной политики в международном масштабе. Для реализации данной цели использовались «Голос Америки», «Свободная Европа», CNN и другие. Как контрмера, со стороны России, в ноябре 2014 года было создано новостное агентство «Sputnik», и расширена деятельность медиа-холдинга «Russia Today».

Говоря о кибервойне, отметим, что главной целью является решение военных целей и задач. Субъектами в данном случае выступают негосударственные структуры, осуществляющие похищение тайной информации, с целью дальнейшего ее использования. Основными методами ведения войны выступают распространение дезинформации, манипулирование СМИ, общественным мнением, кибератаки, внедрение вирусов и прочее.

В 2009 году против Ирана была осуществлена кибератака со стороны США, в рамках которой была нарушена компьютерная сеть и в дальнейшем поставила под угрозу ядерную программу страны.

Сегодня хакеры из группы Anonymous заявили, что проводят кибератаки на Россию. Они взяли ответственность за DDoS-атаки на серверы государственных сайтов Российской Федерации, также СМИ и тд.

По оценке американского эксперта по информационной безопасности Джеймса Льюиса, в настоящее время двенадцать из пятнадцати ведущих военных держав мира ведут прикладные исследования по разработке программ кибервойны, включая тактику и стратегию [8]. В число таких стран входят США, Франция, Германия, Китай, Россия, Япония, Великобритания, Израиль и др.

Смешанным типом медиа- и кибервойн являются сетевые войны. Данный тип реализуется в рамках использования социальных сетей, так как является наиболее удобным средством передачи информации, влияния на общественное мнение и несанкционированного получения

конфиденциальной информации. В апреле 2013 г. со взломанного аккаунта сотрудников агентства Associated Press в социальные сети попала ложная информация о ранении Барака

26

Обамы. Сетевое возбуждение достигло столь высокого градуса, что буквально через несколько часов эта информация привела к обрушению индекса Dow Jones [5].

Рассматривать «информационные войны» невозможно без изучения понятия «мягкой силы». В последнее время данное понятие приобрело наибольшую актуальность как за рубежом, так и в России. Появилось большое количество научных трудов, в которых проводятся параллели между «информационными», «гибридными войнами» и «мягкой силой».

Суть концепции заключается в применении методов «мягкой силы» и мирного воздействия в тех случаях, когда жесткие, военные методы неприемлемы или объективно невозможны. «Мягкая сила» призвана привлечь противника на свою сторону мирными, бескровными методами. Ориентирована она чаще всего на ценности, мифы, символы, идеи и тд.

Как считал автор данной концепции, американский ученый Дж. Най: «Кнуты и пряники обойдутся дешевле, если ты сможешь заставить других пожелать тоже, что хочешь сам. Соблазн всегда эффективнее принуждения, а ценности вроде демократии, свободы и прав человека, глубоко соблазнительны» [3, С. 33].

Подводя итоги следует отметить, что «информационные войны» сегодня являются наиболее распространенным методом конфронтации среди государств. С целью недопущения тотальных жертв, разрушений инфраструктуры и военных потерь, международное сообщество стало использовать информацию, как метод влияния и достижения своих целей. В рамках гибридных войн, спектр инструментов ведения информационных войн достаточно широк: медиа войны, кибератаки, распространение дезинформации, сетевые войны и тд. При этом такого рода инструменты так же несут деструктивный характер и коренным образом влияют на имидж государств и тех, на кого они направленны, являясь «новым» видом оружия XXI века.

Список источников и литературы:

3. Най Дж. 2004. «мягкая сила» и американо-европейские отношения. -Свободная мысль-ХХ1. - № 10. - С. 33-41.

4. Панарин И.Н. Информационная война и дипломатия. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. - С. 284.

5. Попов Е. Виртуальное покушение на Обаму подорвало веру в Интернет. 2013. -[Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1078900

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683. -[Электронный ресурс]. URL:URL: http://kremlin.ru/acts/news/51129

7. Туляков О. Информационная война в планах Пентагона. Зарубежное военное обозрение. - № 11 (824). 11.2015. - С. 4.

8. Año de la ciberguerra? CNNMoney.com. 2013. - [Электронный ресурс]. URL: http://cnnespanol.cnn.cOm/2013/01/08/2013-el-ano-de-una-ciberguerra-real/

9. Rothkopf D. 1997. in Praise of Cultural imperialism. - Foreign Policy. summer. no. 107. - P. 38-53.

INFO WARS IN THE HYBRID DIMENSION Bogdan Kandaurov,

Senior Lecturer, Department of Political Science and Regional Studies, Lugansk State Pedagogical University

Abstract. The article considers the role of information and hybrid wars in modern society. How do these phenomena correlate, their main types and causes of occurrence. The main characteristics of modern means of information warfare are given. A parallel drawn between the information war and «soft» power.

Keywords: information war, hybrid war, globalization, soft power, cyber war, media war, manipulation, social networks.

Рукопись поступила: 1 апреля 2022 г. Submitted: 1 April 2022

1. Адаптивные стратегии информационной войны. - [Электронный ресурс]. URL: hHps://nic-prib.ru/analytics/adaptivnve-stiategii-informalsionnoi-voinv/

2. Марков С.А. «Гибридная война» против России. - М.: - Алгоритм, 2015 - С.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.