Научная статья на тему 'Информационные услуги в современных условиях новой экономики'

Информационные услуги в современных условиях новой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жужжалов А. В.

Формирование новой глобальной экономики тесно связано с усилением роли информационных услуг. современный этап социально экономического развития в мировом масштабе характеризуется взаимодействием процессов глобализации и регионализации. важным фактором, ускоряющим эти про цессы выступает феномен "новой экономики", весомой составляющей которой являются информационные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные услуги в современных условиях новой экономики»

Информационные услуги

в современных условиях

новой экономики

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ТЕСНО СВЯЗАНО С УСИЛЕНИЕМ РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МИРОВОМ МАСШТАБЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ. ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ, УСКОРЯЮЩИМ ЭТИ ПРОЦЕССЫ ВЫСТУПАЕТ ФЕНОМЕН "НОВОЙ ЭКОНОМИКИ", ВЕСОМОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ.

Одна из особенностей новой экономики состоит не просто в центральной роли информационных услуг и знаний. Важно также применение этих знаний к самому процессу их генерирования, к устройствам, обрабатывающим информацию и осуществляющим коммуникацию, а также к обратной связи между инновациями и направлениями их использования. По сути, это новый по принципу и скорости механизм распространения информации, функционирование которого оказывает существенное воздействие на все стороны жизни общества.

Становление новой экономики в значительной мере обусловлено изменением роли инноваций, темпов и направлений реализации инновационных процессов. Изменившиеся взаимосвязи между наукой, технологиями и экономическим ростом также представляют собой одну из основных характеристик новой экономики. Ее базисом является совокупность отраслей сферы услуг, характеризующихся заметно большим вкладом в стоимость со стороны человеческого капитала по сравнению с материальными элементами.

В перечень этих отраслей входит образование, разработка инноваций, информационно-коммуникационные услуги, интеллектуальные услуги, в частности, консалтинг, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги. Не случайно новую экономику именуют также информационной экономикой или экономикой, базирующейся на знаниях. Причем наблюдается возрастающая зависимость деятельности в одних отраслях, от знаний, накапливаемых в других.

В новой экономике динамика и качество

экономического роста все сильнее зависят от технологических сдвигов на базе инноваций. Это проявляется в интенсивном увеличении инвестиций в научные исследования, разработки, технологические и организационные инновации, и в повышении экономической отдачи от них, которая опережает динамику развития высокотехнологичных отраслей.

Сейчас технологический прогресс заметно ускоряется, сокращается жизненный цикл продуктов и услуг, сроки проведения исследований, разработок и внедрения инноваций. Происходят очевидные сдвиги в сторону активных, динамично меняющихся отраслей, характеризующихся коротким жизненным циклом продукции. Этому, в частности, способствовало бурное развитие информационных технологий, быстрое распространение знаний, возникновение новых рынков и новых видов услуг.

Наука стала все сильнее ориентироваться на потребности экономики. В ее развитии отмечаются радикальные изменения, связанные с повышением роли предпринимательского сектора, концентрацией исследований в высокотехнологичных отраслях, трансформацией институциональных форм научной деятельности, приближением науки к производству и более эффективному воплощению научных результатов в услуги и продукты. По сути, научная деятельность сегодня частично трансформируется в один из видов платных услуг.

В контексте новой экономики изменяется сам характер конкуренции между компаниями, которые в значительной степени конкурируют уже на основе знаний, а не только на

основе материальных и финансовых ресурсов. При этом знания с течением времени становятся все менее долговечными, быстро устаревая. Весьма примечательно, что другое название, которое получила новая экономика, — экономика знаний, экономика корпоративных знаний (совокупный интеллект, квалификация, изобретательность сотрудников, самые современные инструменты, свобода творчества и бизнеса, мгновенная реакция на возникающие тенденции, культура постоянного совершенствования).

Меняются во многом и основы функционирования самих компаний, действующих на рынке в условиях новой экономики. Интеллектуальная компания может сегодня вообще не располагать фондами в их традиционном понимании, поскольку материальные активы начинают вытесняться интеллектуальными, а текущие активы — информацией. Происходит перемещение внимания от управления осязаемыми активами к управлению неосязаемыми активами, основу которых составляют интеллектуальные ресурсы и интеллектуальная собственность.

Развитию новых секторов экономики и постоянным изменениям ее структуры способствует адаптивность человеческого капитала. Мировой опыт показывает, что наиболее адаптивными являются экономики тех стран, в которых средний уровень образования населения находится на высоком уровне. Информационный взрыв и постоянные перемены делают невозможным существовавшее ранее традиционное ведение дел в бизнесе, науке и социальной сфере.

Новую экономику, кроме того, отличают такие тенденции как заметное усиление конкуренции, "коммодизация" (превращение ранее уникальных продуктов в рядовые), быстрое устаревание технологий, маркетинговых идей, профессий и, безусловно, проникновение Интернета во все сферы экономики.

С распространением Интернета возник целый набор новых услуг. Часть ранее существовавших услуг модифицировалась и также переместилась в Интернет, который дает возможность находить наиболее выгодную цену на товар или услугу, снижает трансакционные издержки, устраняет барьеры на пути новых участников рынка. Бурное развитие также получила электронная и мобильная коммерция.

Из-за возможностей, предоставляемых сетью Интернет, отмирают или принципиально меняют свое содержание многие услуги, виды бизнеса, профессии. Например такие, как дилеры автомобилей и недвижимости,

страховые агенты и оптовики. Теряют бизнес обычные супермаркеты и СМИ. Огромное число брокерских, консалтинговых и прочих услуг клиенты получают напрямую, по Интернет, причем быстрее и дешевле. Традиционным посредникам приходится придумывать, что теперь можно предоставлять клиентам такого, чего нельзя получить, не отходя от компьютера.

В условиях новой экономики рынок товаров и услуг стал в высокой степени насыщенным. Интернет позволяет организовать поставку потребителю нужного товара в указанные сроки, дает возможность заказать множество услуг и осуществлять оплату. Через Интернет клиент имеет мгновенный и бесплатный доступ к различной информации и возможность вступать в контакт с кем угодно, в том числе и напрямую с производителем услуг, минуя посредников. Он может получать полную информацию об услугах и продуктах, читать множество независимых обзоров, сравнивающих продукцию конкурентов, отклики потребителей. То есть, конкуренция в новой экономике в значительной мере также переносится в Интернет. Это своего рода новая конкуренция.

В традиционной экономике большое значение имела география. Ранее, для клиента из одного региона доступ к конкурирующим компаниям из других регионов был крайне затруднен. Эти географические барьеры устранил Интернет. Информация стала более полной, разнообразной и доступной. В результате, масштабы конкуренции многократно возросли. Вместе с тем, заметны признаки и монополизма нового типа — информационно-коммуникационного.

Одновременно на рынке происходят изменения временного характера — срок жизни нового продукта укорачивается, поскольку информация о нем распространяется быстро и повсеместно. Компании стремятся выпускать все более совершенные продукты. Причем практически каждый продукт представляет собой сочетание товара и услуги. Удельный вес информационных услуг в этой комбинации постоянно растет, а осязаемые материалы все больше вытесняются неосязаемыми качествами. Кроме того, формируется достаточно устойчивая тенденция наделения товара интеллектуальным имиджем и содержанием.

Страны, регионы, общины, группы, индивиды стремятся сильнее подчеркивать свои отличия и самобытность. Соответственно, новая экономика, с одной стороны, глобальна, благодаря развитию и распространению зна-

г

ний, технологий, информации, а с другой стороны — фрагментарна, поэтому можно говорить о двойственном характере современной экономической системы.

Для развития информационных услуг важно, что глобализация сегодня характеризуется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик всех сфер человеческой деятельности. В результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. Благодаря глобализации территориальность больше не выступает в качестве организующего принципа социальной и культурной жизни.

Создание единого мирового информационного пространства представляет собой одну из важнейших отличительных черт современной глобализации. Если в начале столетия она была вызвана сокращением транспортных расходов, то в настоящее время — во многом обусловлена снижением стоимости средств коммуникации. В области глобальных средств коммуникаций произошли поис-тине революционные изменения, состоялось становление так называемого "информационного общества". Интернет стал самым быстрорастущим средством коммуникации за всю историю цивилизации.

Дешевая и эффективная сеть коммуникаций позволяет фирмам размещать различные составляющие производств в разных странах, сохраняя при этом прямые организационные и информационные контакты, непосредственное управление товарными и финансовыми потоками. Современные информационные технологии также уменьшили необходимость физических контактов между производителями и потребителями, позволили некоторым услугам, которые ранее невозможно было продать на международных рынках, стать объектом торговли. При этом значительно сократились и издержки обслуживания оборота услуг. Предпринимательство все менее привязано к какой-либо стране или территории.

Современная глобализация характеризуется также системным сдвигом в динамике мировой экономической системы. Если раньше успех бизнеса зависел в основном от классической комбинации факторов производства, то сегодня экономические достижения в большей степени определяются сложной комбинацией элементов знаний, интеграцией этих факторов и технологий, объединением капитала, информационных и интеллектуальных ресурсов. Это служит мощным стимулом для роста рынка информационных и интеллекту-

альных услуг, расширения их перечня, появления новых видов сервисов. Традиционная взаимосвязь экономики товаров, услуг и информации теряет силу. Информация получает самостоятельность, обладая особыми чертами, как экономическое понятие и нематериальный актив.

Необходимо отметить, что классическая экономическая теория исходит из действия закона убывающей доходности, на базе которого объясняются и рассматриваются многие понятия и процессы в экономической науке. Однако информационные услуги не подчиняются этому закону, или демонстрируют возрастающую доходность в весьма долгосрочной перспективе. Информация отличается высокими постоянными и низкими переменными затратами, т. е. достаточно дорого создать первоначальный продукт, но относительно дешево его воспроизводить в нарастающем объеме. Соответственно, отрасли информационных услуг получают огромные возможности для эксплуатации эффекта масштаба. Одна из особенностей информационных услуг заключается в том, что растущая доходность проявляется более интенсивно по причине специфической структуры издержек, связанных с их производством. Все это выступает в качестве предпосылок к продвижению на рынке информационных услуг монополий.

В информационных услугах эффект масштаба может проявляться не только в традиционном виде — со стороны предложения, но и со стороны спроса. Возникают так называемые "сетевые внешние эффекты", когда полезность нарастает по мере роста числа участников. Отсюда, в частности, популярность и продуктивность использования сетевых механизмов в данной сфере.

Сетевая модель в новой экономике выступает в качестве одной из ключевых форм организации экономической деятельности. Различные взаимосвязи в ней, их структура, характер, устойчивость приобретают системообразующую роль. Эффективность и возможность инновационной деятельности определяются совокупностью прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями знаний, фирмами, рынком, государством, другими субъектами экономических отношений. Большую роль играет интенсивный рост локальных кластеров и глобальных альянсов по созданию, распространению, применению инноваций и оказанию информационных услуг.

Следует подчеркнуть, что упомянутые выше монопольные тенденции в отрасли информа-

ционных услуг проявляются иначе, чем в условиях традиционной экономики. В классическом варианте монополии бывает выгодно завышать цену и занижать объем производства. На рынке информационных услуг ситуация принципиально иная. Монополии выгодно увеличивать объем производства и снижать цены. В результате возникает явление двойственности в процессе модификации рынка в условиях распространения информационных технологий. С одной стороны, рынок неизбежно монополизируется, а с другой — монополии в большей степени начинают вести себя, как конкуренты. За счет снижения рыночных барьеров и доступности информации потребители получают возможность сравнивать цены. Онлайновая торговля экономит трансакционные издержки, что стимулирует активное развитие конкуренции.

Глобальный рынок сегодня представляет собой совокупность цепочек добавления стоимости, а доступность и свойства информационных технологий делают возможным обозревать всю цепочку формирования стоимости, перестраивая и управляя ею в соответствии с колебаниями спроса.

При этом основная масса добавленной стоимости в рамках этих цепочек концентрируется в звеньях, отвечающих за разработку технологических и управленческих решений, основывающихся на специфических знаниях и активно применяющих информационные и компьютерные технологии. Именно эти звенья в сочетании с наукой, образованием и отраслью информационных технологий, выступающей в качестве инструмента передачи и распространения знаний, являются своего рода движущей силой современного экономического развития и ассоциируются с понятием новой экономики.

В ближайшие годы отмеченные выше тенденции в развитии информационных услуг, очевидно, будут нарастать. Глобализация при этом будет характеризоваться дальнейшей интеграцией информационного развития и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, либерализация и глобализация рынков, появление цифрового пространства как единой коммуникационной сети послужили одними из ключевых предпосылок перехода к новой экономике. Все возрастающую роль в рамках новой экономики играют информационные услуги. Происходит интенсивное развитие сетевого бизнеса. Организация бизнеса по принципу сетевой структуры является достаточно эффективным инструментом управления, поскольку позволяет использовать внешние сетевые эффекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.