ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
COMPUTER SCIENCE, COMPUTER ENGINEERING AND MANAGEMENT
УДК 007
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ В.П. Седякин
INFORMATION THEORY V.P. Sedyakin
Аннотация. В статье рассмотрены известные теории, гипотезы и концепции, относящиеся к понятию информации, включая метафорические.
Ключевые слова: теория, гипотеза, концепция, информация, отношение, метафора.
Abstract. Article focuses to famous theory, hypothesis and conceptions, which relate to information concept, include metaphor of the that concept is considers.
Keywords: theory, hypothesis, conceptions, information, relation, metaphor.
Актуальность теоретических вопросов в современной информатике определяется явной недостаточностью теоретических оснований у современной информатики. Работ, посвященных рассмотрению разнообразных теорий и концепций информации, практически нет. Попытка восполнить этот недостаток предпринята в настоящей статье.
Теории и гипотезы, относящиеся к понятию информации, должны по определению из [7] быть «комплексом взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение» информации, как явления, и разнообразных информационных явлений. При этом гипотеза - это еще неподтвержденная теория, а соответственно теория - это уже подтвержденная гипотеза. Необходимость в теориях или гипотезах информации диктуется потребностями
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
в разъяснении связей информации с действительностью, включая и сущность самой информации.
Можно разделить информационные теории и гипотезы на три вида. Во-первых, на рассматривающие саму информацию. Далее их будем называть «теории информации». Во-вторых, на рассматривающие место и значение информации в социальной и материальной действительности, далее будем называть их «информационные теории». В-третьих, на использующие метафору информации в материнских (неинформационных) науках для изучения нематериальных отношений (например, системно-эволюционных и др.), далее будем называть их «прикладные информационные теории».
К последним можно уверенно отнести, например, эволюционную биофизику (биоинформатику). В этой теории используется метафорическое понимание информации «как запомненного выбора», довольно сложным образом, связанное с исходным пониманием информации, как «сведений» [2]. К информационным теориям относятся «документоведческие» теории, которые ведут свое происхождение из документоведения и используют исходное понимание информации. К ним относится теория А.В. Соколова о социальной коммуникации. Следует отметить важную особенность докумен-товедческих теорий: они наряду с изучением места и значения информации в социальной жизни обязательно изучают семантические свойства социальной информации. Поэтому они одновременно с тем, что они являются информационными теориями, должны быть отнесены и к теориям информации.
Математическая теория связи К. Шеннона до сих пор ошибочно называют «теорией информации». Хотя сам К. Шеннон четко ограничивал значение своей теории синтаксическими характеристиками передаваемых в зашумленном канале связи сообщений. Он не давал определение понятию информации, указывая, что семантические характеристики информации его теорией не рассматриваются. Популярное среди технических специалистов определение информации как «снятой неопределенности», действительно, связано с математической теорией связи. М. Мазур еще в 1970 г. подробно рассмотрел ограничения на возможности применения теории К. Шеннона сугубо комбинаторно-синтаксическими задачами [4]. Тем не менее, есть основания причислять математическую теорию связи К. Шеннона
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
к теориям информации. Если воспользоваться семиотическим подходом к рассмотрению информации, то наряду с семантическими характеристиками следует признать правомерность рассмотрения синтаксических характеристик сообщений, передаваемых в зашум-ленном канале. С этой точки зрения математическая теория связи К. Шеннона можно назвать «частной» теорией информации.
Теории информации
К ним можно отнести наряду с математической теорией связи К. Шеннона релятивную теорию информации и «информациоло-гическую» гипотезу. Последняя сейчас стала «фигурой умолчания»: в современной научной литературе после работы академика Э.П. Круглякова [3] ее относят к лженауке, хотя еще десять лет назад у этой гипотезы была масса приверженцев. Полностью разделяя вывод о ее лженаучности, хотелось бы отметить позитивные эффекты, связанные с этой гипотезой. Во-первых, само появление и популярность ее показывают восстребованность теории информации, ведь «информациология» претендовала на роль «всеобщей» теории информации. Во-вторых, феномен «информациологии» выявил особую проблему информационной мифологии.
Релятивная теория информации П.М. Колычева, к сожалению, малоизвестна, а ведь она рассматривает один из важнейших признаков информации - ее относительность. С точки зрения классической логики понятие информации должно характеризоваться собственными признаками. Разными авторами выделяются разные признаки этого понятия. В книге Р.С. Гиляревского [1] перечислены пять «собственных» свойства, и три «прагматических» присущих социальной информации. Другими авторами предлагаются иные наборы свойств информации [5]. Автор предлагает дополнить набор двумя «диалогическими» свойствами, присущие информации в силу ее предназначенности диалогу (коммуникации): стохастичностью (вероятностный характер) получения и релятивизмом (относительность) - зависимостью ее от состояния получателя. Объединив собственные свойства, и дополнив их прагматическими и диалогическими получим следующий набор:
- выражение информации в знако-символьной форме;
- независимость информации от формы ее представления;
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
- невыполнение законов сохранения, переместительного и аддитивного законов;
- зависимость информации от размерности кода;
- неэквивалентность количества и качества.
- стохастичность (вероятностный характер) получения;
- релятивизм (относительность) - зависимость ее от получателя.
Если теория К. Шеннона рассматривает шестой признак, то теория П.М. Колычева рассматривает седьмой признак. Докумен-товедческие теории связаны с изучением первого, второго, четвертым и пятого признаков. Таким образом, в настоящее время, кроме документоведческих теорий, известны еще две теории информации и лженаучная гипотеза «информациологии», сводящая информацию к мифическому «информациогену».
Информационные теории
и прикладные информационные теории
К информационным теориям, наряду с документоведческими теориями, следует отнести концепции К. Поппера и В.И. Корого-дина. Концепция «Трех миров информации» К. Поппера связывает в единую онтологическую систему информацию в неживой природе, знания о природе и обществе, запечатленные на носителях информации и ментальный мир человека. Философ и социолог науки К. Поппер не давал конкретных определений информации, знаний и ментальных состояний, он определил лишь три мира, которые с ними связаны. Недоопределенность составляющих этой онтологической системы К. Поппера полезна для самой системы, но порождает ноднозначности. Например, информация в неживой природе - это атрибутивная информация или какая-то метафора функционально-кибернетической кибернетической информации?
Своеобразную концепцию биологической информации выдвинул В.И. Корогодин. В его работе [2] рассмотрены связи генетической и поведенческой информации у животных с «логической» информацией, выражаемой вербально у человека. Здесь и далее будет использоваться системно-эволюционный подход, под которым будет пониматься применение системного подхода к рассмотрению систем и объектов, связанных между собой биологической эволюцией. Термин «системно-эволюционный подход» в последнее время довольно
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
широко используется в психологии, психофизиологии, управлении и других науках. В.И. Корогодин в своих работах, по существу, одним из первых использовал системно-эволюционный подход к разным видам информации в биологии, не используя самого термина. Исходя из системно-эволюционного подхода, человеку присущи три уровня, которые не совпадают с вышеупомянутой классификацией биологической информации по В.И. Корогодину. На первом уровне - физиологические информационные потребности, и для высших животных с ЦНС добавляются психофизиологические информационные потребности, связанные с регуляцией органов дыхания, кровообращения и пр., на которые влияют гормональные воздействия под управлением ЦНС, включая также психические воздействия. Очевидно, что и в концепции В.И. Корогодина используются как антропоморфная информации («логическая информация»), так и некие метафоры функционально-кибернетической информации. Как и в случае концепции К. Поппера недоопределенность видов биологической информации в концепции В.И. Корогодина полезна для самой концепции, однако возникают методологические вопросы, связанные с необходимостью уточнения определяемых видов информации и механизмов связи между этими видами биологической информации.
Кратко остановимся на «прикладных информационных теориях». Как уже указывалось, в этих теориях используются метафоры кибернетическо-функциональной информации для изучения нематериальных отношений (например, системно-эволюционных и др.), в материнских (неинформационных). Рассматривается механизм возникновения той метафоры информации «как запомненного выбора», которая используется в эволюционной биофизике (биоинформатике). Бионформатику следует считать «прикладной информационной теорией» [6].
В настоящей статье была сделана попытка рассмотрения разнообразных теорий и концепций информации и их классификации. Предложена типизация известных информационных теорий на три типа: теории информации, информационные теории и прикладные информационные теории. Определена необходимость нахождения механизмов связи между различными видами информации в концепциях К. Поппера и В.И. Корогодина.
cjb
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Библиографический список
1. Информатика как наука об информации: информ., док., технол., экон., социал. и орг. аспекты. М., 2006.
2. Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. Дубна, 2000.
3. Кругляков Э.П. Ученые с большой дороги // Наука в Сибири. 1999. № 34 (2220).
4. МазурМ. Качественная теория информации. М., 1974.
5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. М., 2009.
6. Седякин В.П., Майоров А.А. Общая, теоретическая и «метафорические» информатики // Прикладная информатика. 2015. № 12 (49).
7. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. В.П. Седякин
кандидат технических наук, доцент профессор кафедры защиты информации Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]