Научная статья на тему 'Информационные технологии — здравоохранению. Видение Microsoft'

Информационные технологии — здравоохранению. Видение Microsoft Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
361
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии — здравоохранению. Видение Microsoft»

ВраЧ E3SE Зарубежный опыт

™ и информационные

технологии

Т.Ю. ЗНАМЕНСКАЯ,

руководитель направления «Здравоохранение и социальные службы» Microsoft в Центральной и Восточной Европе

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — ЗДРАВООХРАНЕНИЮ.

ВИДЕНИЕ MICROSOFT

Microsoft занимается вопросами, связанными с информатизацией здравоохранения, более десяти лет. Сегодня в компании работает более 700 человек, непосредственно занимающихся развитием информационных технологий в данной области. Среди них есть специалисты-разработчики, консультанты и, разумеется, медицинские работники. Подобная команда создана и в России.

Перед тем, как покинуть Microsoft и заняться вплотную работой в фонде «Bill & Melinda», основатель компании Билл Гейтс объявил на ежегодном форуме Microsoft Global Summit о двух основных стратегических направлениях, на которых будут сосредоточены усилия исследовательских центров и разработчиков корпорации — это образование и здравоохранение. Именно здравоохранение, по словам Билла Гейтса, это та область, где информационные технологии могут приносить наиболее ощутимую отдачу. Не следует забывать, что на сегодняшний день только по официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более 20% медицинских ошибок, влекущих за собой летальный исход, происходят от отсутствия своевременной информации.

Задачи компании в области здравоохранения были сформулированы очень просто: «усовершенствовать здравоохранение во всем мире, создавая программные приложения, которые позволяли бы принимать решения на основе глубоких знаний».

Это не пустые слова, зародившиеся в недрах маркетинговых отделов. Данная концепция сформировалась на базе долгого общения с медицинскими специалистами различного профиля. Ведь огромное количество разрозненно хранящихся данных о пациентах, медикаментах, оборудовании, методиках лечения нередко приводят к информационному стрессу, чем к всесторонним знаниям в предметной области. За многие годы в медицинских учреждениях накопилось огромное количество данных, но мало кто может этой информацией воспользоваться, систематизировать ее. Наши истории болезни, медицинские карты, лабораторные анализы, а заодно и весь огромный опыт, накопленный врачами-практиками, превращаются в некую лавку древностей, где многое теряется или забывается.

© Т.Ю. Знаменская, 2008 г.

■ 52 i i i i i i ■ ■ 1 j i i i ■ ■ ■■ ■ ■ ■ II i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i

Зарубежный опыт

Как превратить информацию в знание?

Для того чтобы люди могли воспользоваться информацией, превратив ее в реальное знание необходимо несколько вещей.

Первое — своевременно найти то, что необходимо именно сейчас.

Именно поэтому в течение последних нескольких лет Microsoft уделяет особое внимание разработке новых принципов построения поисковых систем. Это сегодня одно из основных направлений деятельности компании. Что касается медицины, сюда относится, в частности, специализированная медицинская поисковая система Medstory, которая позволяет обращаться непосредственно к медицинским базам данных, содержащим структурированную информацию по клиническим исследованиям, процедурам, диагнозам и симптомам. (Сейчас эта поисковая система есть в открытом доступе на сайте

www.msdn2.microsoft.com). Кроме того, данное направление усиливается и более усовершенствованными механизмами поиска на основе технологии Live Search.

Второе направление — это аналитика. Сегодня медицина накапливает огромное количество статистических данных, различного рода регистров, опросников, справочников. Однако обычно эти данные хранятся разрозненно и ограничиваются рамками отдельных ведомств. Сопоставить накопленную информацию и сделать соответствующие выводы нередко довольно трудно. Вот простой, но актуальный сегодня пример. Национальный институт системы здравоохранения Чешской Республики (National Institute of Public Health) занимаeтся исследованиями распространения энцефалита. Можно предположить, что с увеличением температуры развитие элементов биосферы — флоры и фауны — будет происходить быстрее, что в свою очередь окажет влияние на распространение клещевого энцефалита. Сопоставив данные медиков и метеорологов, можно

www.idmz.ru

гоав, № г

сделать определенные прогнозы и принять соответствующие превентивные меры, скажем, вовремя произвести иммунизацию в охваченных энцефалитом районах.

Разработка и построение систем, позволяющих быстро собирать и анализировать данные, а также строить на их основе аналитические отчеты — направление, которым Microsoft занимается уже давно, с самого выхода технологии SQL Server. Эта технология представляет собой систему управления базами данных, которая позволяет многим клиентам одновременно использовать одну и ту же базу данных. SQL Server — это вполне универсальная система, способная обращаться к самым разным типам данных: текстовым файлам, электронной почте (eml-файлам), XML-документам, различным другим форматам, а теперь и к пространственно-зависимым (географическим) данным. Применительно к медицинской проблематике это позволяет находить локальные особенности, спрятанные под массой данных (как в примере с клещевым энцефалитом). В последней версии — SQL Server 2008 — усовершенствованные аналитические средства сбора, обработки, представления и визуализации данных стали частью самой системы и не требуют дополнительного приобретения и отладки отдельных компонентов.

Отсюда, кстати, вытекает следующее третье направление: необходимость совместной работы. Сейчас это, пожалуй, одна из самых насущных потребностей здравоохранения. Долгие годы медицина углубляла знания за счет узкой специализации. Это нередко приводило к тому, что врачи, работавшие в смежных областях, переставали эффективно общаться и понимать друг друга. Появлялась своя специализированная терминология. Например, терминология специалистов по ядерной медицине зачастую недоступна для врачей более традиционных специализаций, таких как кардиология или урология (хотя ядерной медицине по меньшей мере полвека). Правда, сегодня в связи с прогрессивным

53"

......г г.............±_j г. L_j........................

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Зарубежный опыт

распространением объективных методов в медицине происходит постепенная унификация терминологии, что, однако, наталкивается на закрепленные барьеры узкой специализации. В самом деле, кардиологи изучали сердце, неврологи — центральную нервную систему. Но ее функционирование существенно зависит от состояния сосудов головного мозга. А сосудистая проблематика обычно находится вне поля зрения неврологов, у них совсем другие подходы. Статистика же показывает, что одним из главных факторов риска для сердечно-сосудистых патологий, в том числе неврологического профиля (инсульты, кровоизлияния) оказывается гипертония. Однако простой вопрос: в чем причина гипертонии у конкретного пациента, остается без ответа. Около 10% случаев связываются как раз с сердечно-сосудистыми заболеваниями, 10% — с почечными, а как быть с остальными 80%? Это довольно типично для медицины — простые вопросы остаются без ответа, либо ответы слишком интуитивны и основаны исключительно на мнении врачей.

Пока медицина занимается исследованиями различных «кусочков» человеческого организма, врачи вынуждены лечить симптомы болезни, но не ее причины. Именно поэтому компания Microsoft уделяет большое внимание средствам совместной работы: технологиям построения порталов, сервисов типа Live Meeting, которые, будучи частью знакомой пользователю среды MS Office, позволяют создавать системы виртуальных митингов и консилиумов. Например, технологии Groove, дает людям возможность работать в любых сетях с автоматической синхронизацией в случае утраты связи (система сама находит ближайшие точки связи), при этом данные надежно защищены специально встроенными средствами шифрования (encription). Кстати, Groove эффективно использовался во время натиска урагана «Катрина», позволяя службам спасения и скорой помощи оперативно связываться друг с другом для оказания неотложной

помощи пострадавшим. Фактически средства совместной работы — это коллективный мозг, деятельность которого намного результативнее суммы вкладов отдельных врачей при последовательных обращениях пациента.

И, наконец, четвертое направление — это доступность и удобство информационных технологий. Никто не может заставить медицинского работника пользоваться компьютером, если ему это не удобно. Поэтому компания уделяет большое внимание интерфейсам и программным приложениям на базе Microsoft Office — для удобства работы медицинского персонала.

Что такое «Интегрированная система здравоохранения»? Connected Healthcare Framework (CHF)?

Опыт, накопленный Microsoft за годы работы в здравоохранении в различных странах и проектах разного уровня — от масштабных национальных проектов, таких как «Электронное здравоохранение Великобритании» или проектах регионального масштаба, например, «автоматизация первичного медицинского звена» (по-нашему, сети поликлиник) в Андалусии (Испания), до автоматизации отдельных больничных комплексов — обобщен в документе под названием «Основы построения интегрированных медицинских систем» (Connected Healthcare Framework — CHF). Этот трехсотстраничный материал содержит методологию и рекомендованные подходы по созданию информационных систем в медицинских учреждениях, а также в тех учреждениях, которые связаны с медициной, например, страховые компании, профилактории, санитарные службы — вплоть до детских садов.

С другой стороны, CHF — это весьма конкретная архитектура, которую можно использовать для создания сложных информационных медицинских систем, с предлагаемыми шаблонами для разработки медицинских сер-

' 54 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 J 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ И 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ ■■ ■ ■ ■ 1 i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i

Зарубежный опыт

висов, интерфейсов или автоматических рабочих мест (АРМ) врачей, с развитой системой «коннекторов» для интеграции с внешними приложениями и системами.

Архитектура CHF нацелена на решение типовых задач, с которыми неизбежно приходится сталкиваться так называемой электронной медицине. Например, как идентифицировать пациента, независимо от того, где он находится и какими средствами идентификации пользуется? Сегодня это может быть вводимый вручную код доступа (pin code), завтра биометрия или Smart-карта, а еще через несколько лет — иридоидентификация или что-то, что даже трудно себе представить. Как осуществить доступ к данным независимо от различных каналов доступа? Вначале это был просто персональный компьютер, затем мобильный телефон, завтра мир увидит множество иных мобильных устройств. Как построить систему таким образом, чтобы ее можно было бы использовать не только в одном медицинском учреждении, но и в соседней районной больнице или даже в других странах, где бизнес-процессы могут существенно отличаться. Сегодня все больше и больше говорят о необходимости стандартной, реплицируемой инфраструктуры, отвечающей общим базовым требованиям и открытой для разнообразных бизнес-приложений, которые могут быть легко подключены по мере потребности людей.

Комбинирование бизнес-процессов из уже отлаженных готовых компонентов — проверенный и прогрессивный метод. Едва ли есть смысл каждый раз создавать что-то заново, когда есть вещи, которые уже апробированы и хорошо работают. Ведь каждый раз, создавая нечто новое, в частности новые системы и коды, вы увеличиваете риск возникновения ошибки. Сегодня даже автомобили собирают из готовых компонентов, производимых различными специализированными компаниями. Ведь не создают же на предприятиях BMW в Германии каждый раз новые части, если их

www.idmz.ru

гоав, № г

хорошо производят в Южной Африке. И дело тут не только в деньгах, но и в надежности. То, что многократно отлажено, работает лучше и надежнее. Дело же выпускающей автомобиль фирмы — обеспечить логистику (бизнес-процессы) и контролировать качество всего продукта в целом. Так неужели же критерии качества и надежности систем для людей должны быть ниже, чем для автомобилей?

Архитектура CHF делится на две части: Business Framework (бизнес система) и Technical Frameowork (техническая система). Business Framework — описание основных функциональных медицинских сервисов, их шаблонов (template) и структуры данных. Работая с различными медицинским приложениями, рассматривая бизнес-процессы в клиниках и других медицинских учреждениях, специалисты Microsoft старались выявить общие закономерности и процедуры. Например, везде и всегда необходимо идентифицировать пациента и врача. Перенаправить пациента от одного врача к другому, запросить лабораторные анализы. Эти «отжатые» общие процедуры-функции описаны как независимые инкапсулированные объекты, предоставляемые программой как сервисы. Например:

• идентификация и состояние здоровья пациента;

• согласие пациента на доступ к его персональным медицинским данным;

• записи о лечении пациента (медицинские случаи, серии лечения, приемы пациента, программы лечения);

• управление отношениями с пациентом (перенаправление, назначение, прием на лечение и госпитализация, открепление и выписка из больницы, врачебные предписания);

• медицинские обследования и планы лечения;

• группы обследуемых пациентов;

• лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) — организация и ресурсы;

• направления и результаты анализов;

• списки очередности и графики;

55"

......г г.............±_j г. L_j........................

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Зарубежный опыт

CHF Business Framework A Business Pattern for Healthcare

•Patient Component •Professional Access History Component •Patients' Events Component •Patient Consents Component •Health Subject Component •Care Pathways Component •Appointments Component

•GP & Hospital Systems Access Component •Clinical Processes Component •Groups & Teams Component •Professionals Component •Permissions

Бизнес-компоненты или набор базовых функций, описываются как независимые друг от друга сервисы и могут подключаться к системе по мере потребности через интеграционный шлюз (Connected HealthcareHub). Структура данных или иные изменения внутри одного компонента не затрагивают другие части системы.

Рис. 1. Архитектура базовых бизнес-сервисов в интегрированной системе здравоохранения

• медицинские специалисты;

• разрешения на доступ медработников (прямые контакты, доступ к персональным медицинским данным и т.д.);

• медицинские классификации, коды и наборы данных;

• лекарственные средства (ЛС);

• протоколы ведения больных;

• лечебно-диагностические процессы;

• управление медицинскими данными;

• средство управления правилами;

• управление финансовыми средствами (Finance Management);

• составление регулярной отчетности.

В принципе, это должна быть полная система независимых компонентов. CHF Technical Framework доступна для разработчиков медицинских систем и ее можно получить: http://solshare.net/ files/folders/healthcare/entry321.aspx (рис. 1).

Техническая часть CHF — Technical Framework — представляет собой стандарты построения инфраструктуры и базовых сервисов, гарантирующие техническую совместимость, а также взаимодействие приложений и данных на уровне ИТ-инфраструктуры.

Техническая часть архитектуры, основанная на принципе «интеграционного шлюза»,

отделяет общее (например, базовую инфраструктуру, систему безопасности) от частного и специфического (особенностей бизнес-процессов, привычных интерфейсов пользователя) и отвечает следующим принципам.

• Сервисно-ориентированная система, основанная на открытых стандартах, поддерживаемых большинством разработчиков. Это означает, что CHF может работать с любыми приложениями и унаследованными системами.

• Модульность и расширяемость. Ни один современный проект невозможно завершить «на одном дыхании». Требования людей растут по мере возникновения новых технологий. Архитектура CHF позволяет подключать дополнительные независимые модули без изменения базовой системы. Скажем, приобрела больница новый цифровой томограф, или врач хочет видеть последние данные в электронной карте пациента, или стационар хочет запросить результаты лабораторных анализов у районной поликлиники, где наблюдался пациент. И томограф, и поликлиника для CHF — это лишь еще один компонент, который подключается через интерфейс без изменения основной инфраструктуры и бизнес-процессов.

56

______I I.

I_______________________1_______________________L

±_j I.

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

Зарубежный опыт

www.idmz.ru SOOB, № 5

CHF Technical Framework A Reference Architecture for Healthcare

Centered around Connected Healthcare Service Hub Services included:

Identity Management Services

Privacy and Security Services

Presentation and Point of Access

Service Publication and Location

Electronic Health Record (EHR) s

Health Domain Services Health Registry Services Integration Services Data Services System Management Services

Communication Services

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеграция, вызов и обмен сервисами осуществляется через интеграционный шлюз (hub), основанный на технологии BizTalk Server (BTS). BTS посылает запрос к данным через BTS messaging, «оборачивает» в формат XML и передает запрашивающей стороне. Все основные сервисы (безопасности, идентификациии и т.д.) хранятся в шлюзе. В случае каких-либо изменений (например, с введением новых стандартов) достаточно прописать необходимый сервис-перводчик на BTS без изменения всей системы. Дополнительные системы (новые отделения больницы, например) подключаются через интерфейсы. Коннекторы, основанные на открытых стандартах (Health connectoion Engine), находятся в открытом доступе.

Рис. 2. Техническая структура интегрированной системы здравоохранения. Подключение и обмен сервисами через интеграционный шлюз (hub)

• Федеративность данных. Идентификация пользователя не зависит от множества каналов и организаций, в которых человек фигурирует и задействован, и происходит у наиболее надежного источника, например, каким может быть паспортный стол. Далее устанавливаются «отношения доверия» между организациями, взаимодействующими с данным лицом. Принцип такой же как, например, при пограничном контроле: производится проверка паспорта как следствие надежности организации, которая его выписала. Сами данные не перепроверяются. Подобный принцип позволяет расширять каналы идентификации без бесконечной репликации (копирования) персональных данных.

CHF Technical Framework доступна для разработчиков медицинских систем и ее можно: получить http://solshare.net/files/fol-

ders/healthcare/entry321.aspx (рис. 2).

Сегодня архитектура CHF успешно применяется в различных проектах. Это, в частности, медицинские информационные системы (МИ С) для стационаров и больничных комплексов в разных странах, например, полностью автоматизированный электронный центр в Аликанте (Испания). Весь этот проект, включая электрон-

ную карту пациента, выписку, мобильный доступ врача — словом, полный вариант электронной больницы был осуществлен за двадцать месяцев. Другой известный проект — это сеть немецкой системы стационаров «Аскле-пиос», которая включает в себя сто клиник Германии, несколько в Китае и США. Очень интересен набор полномасштабных проектов «распределенной электронной системы здравоохранения» Израиля, где врач в соответствии с правами доступа может получить необходимые данные о пациенте из любой точки и любого медицинского учреждения — согласно законодательству Израиля данные должны храниться у источника и не могут быть скопированы или размножены. Этот перечень можно закончить «проектом века» — электронной системой здравоохранения Великобритании, где Microsoft работал над интеграцией всех местных и региональных приложений и обменом данных с центральным национальным узлом.

Программные бизнес-приложения

Microsoft серьезно смотрит на область специальных приложений. Так, недавно аннонсировано семейство приложений под

j______I.

j______I.

I—L

57 ■

ВраЧ E3SE Зарубежный опыт

™ и информационные

технологии

©

> названием Amalga HIS для медицинских учреждений. Система включает три компонента:

1. Новую версию продукта, ранее именовавшегося Azyxxi, созданного на базе медицинского центра штата Вашингтон. Система представляет собой интегрированную интеллектуальную надстройку, которая позволяет крупным медицинским учрежедниям получать и визуализировать в реальном времени все данные, включая административные, финансовые и клинические, которые обычно находятся в разрозненных системах.

2. Amalga HIS — интегрированная информационная система для медицинских учреждений, предназначенная для международных рынков. Включает 50 модулей, в том числе электронную медицинскую карту с автоматизацией управления пациентами, койко-места-ми, лабораториями, аптекой, PACS/RIS (см. ниже), патолого-анатомическим отделением, финансами, бухгалтерией, управлением материальными ресурсами.

3. Amalga PACS/RIS позволяет радиологам использовать единое приложение для обработки изображений и доступа ко всей медицинской карте пациента. Интерфейс, оптимизированный для автоматизации документооборота, включает поддержку шаблонов, интуитивный редактор отчетов, распознавание голоса. Доступны как отдельная систе-

ма, так и в наборе компонентов Amalga HIS.

Недавно Microsoft объявил о новой технологии (Health Vault), позволяющей людям собирать и отслеживать свои собственные медицинские показатели. Health Vault — это интернет-платформа для частных лиц, которая позволяет вводить показатели, полученные с помощью различных домашних измерительных приборов (глюкометров, тонометров и т.п.) непосредственно в индивидуальное медицинское досье. Данные абсолютно защищены. При желании человек может предоставить свои данные членам семьи или пригласить к online-обсуждению лечащего врача. В любом случае подключение к персональным данным возможно только с личного согласия и участия владельца. Health Vault открывает возможности не только более тесного индивидуализированного контакта пациента со своим лечащим врачом, но и позволяет глубже понять, что, собственно, с ним происходит. Поисковая система HealthVault Search предусматривает навигацию по различнам медицинским справочникам и библиотекам, предоставляя структурированную информацию об интересующих человека заболеваниях, их типичных симптомах, источниках, показаниях, рекомендованных медикаментах и их аналогах. Таким образом, из слепого объекта лечения человек превращается в активого помощника лечащего врача (рис. 3).

Рис. 3. Интерфейс системы Health Vault.

Помимо хранилища личных медицинских данных, HV содержит поисковую систему, позволяющую быстро находить сведения о наиболее распространенных заболеваниях, эффективных методов лечения и соответствующих препаратах

' 58 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 J 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ И 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ ■■ ■ ■ ■ 1 i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i

Зарубежный опыт

www.idmz.ru SOOB, № 5

Интерфейсы пользователя

Как бы ни были богаты функиональные возможности системы, если врачу придется бегать глазами по экрану в поисках нужной кнопки — ему скоро это надоест. Исторически Microsoft был всегда ориентирован на пользователя. Поэтому не удивительно, что совместно с National Health System UK, организацией, отвечающей за систему здравоохранения Великобритании, компания вступила в программу по разработке дружелюбного (user friendly) интерфейса врача. Специалисты Microsoft сидели бок о бок с медицинскими работниками, буквально ловя их взгляды: в какой угол экрана и за какой информацией они обращаются. В результате родилось «Руководство по созданию интерфейса» для различных медицинских профессий (хирургов, кардиологов, врачей общей практики, медсестер), содержащее 110 требований к интерфейсам для медицинских систем. Например, стандартный вопрос, где и как отображать имя и фамилию? День рождения: 12.11.1989. С годом все понятно, но какой кодировки придерживаться относительно месяца и дня рождения? В системе интерфейсов все такие мелкие неясности продуманы, и неоднозначности — хочется надеяться — устранены.

Как уже говорилось, программа интерфейсов была создана Microsoft в содружестве с NHS. Теперь эта программа распространяется на другие медицинские системы, хотя многие требования и стандарты NHS в ней сохранились.

Программа интерфейсов состоит из четырех частей:

1. Software Development Kit (SDK) —

набор инструментов, позволяющий независимым разработчикам (ISVs) легко создавать клинические приложения на основе MS Windows. Созданные приложения автоматически соответствуют стандартам NHS, подробно описанным в руководстве разработчика Design Guide.

2. Design Guide — руководство разработчика — определяет стандарты, обязательные для всех клинических приложений и гарантирующие согласованность их использования во всей компьютерной инфраструктуре. Стандарты служат для простоты использования и безопасности пациентов.

3. Набор специфических расширений, позволяющих эффективнее использовать MS Office для подключения к медицинским справочникам. Достаточно выделить необходимый термин в документе Word и обратиться к функции «look up».

4. Использование опыта наилучшего построения и внедрения всей компьютерной инфраструктуры. При этом процессы, технологии и процедуры внедрения оказываются стандартными и заметно упрощаются. Все эти разработки, включая руководства пользователя, шаблоны, вплоть до кодов, сегодня находятся в открытом доступе: http://www.co-deplex.com/ (рис. 4).

Рис. 4. Образец интерфейса врача с медицинской картой пациента, используемого в рамках Национальной системы здравоохранения Великобритании (NHS)

59"

■ .SL............±_J г. L--L.........................

!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I |

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Зарубежный опыт

Услуги MS Office

Многие сервисы, которые можно использовать в медицине, достаточно хорошо известны и уже широко используются. Например, привычные средства Microsoft Office. Возьмем почтовую систему Microsoft Outlook, с помощью которой лечащий врач или медицинский персонал могут автоматически синхронизировать обход и предписанные процедуры для каждого пациента. Ведь совсем не редкость, когда из-за случайных опозданий или выявления новых показаний весь график процедур может «поползти». Иногда это приводит к опасным последствиям. Представьте себе, что человек поступает с травмой и ему предписана физиотерапия. В промежутке наблюдающий пациента кардиолог предписывает коронарографию, после которой необходимо как минимум шесть часов неподвижно лежать, а назначенный физиотерапевт уже в дверях. Подобные коллизии происходят в клиниках довольно часто, и использование всего-навсего календаря Outlook позволяет их ликвидировать.

Использование календаря Outlook и средства Microsoft Office

Для общения с коллегами (ведь не всегда и не везде в больнице позволительно пользоваться мобильным телефоном) можно использовать технологию Microsoft Unified Communicator, которая не только устанавливает связь, но заодно помогает обнаружить, кто из специалистов сейчас на месте. Согласно своему названию, UC объединяет все возможные средства связи: голос, телефон, почту — так что пользователю не придется лихорадочно переключаться из одной коммуникационной среды в другую.

Одна из первоочередных задач медицинского учреждения — это наведение порядка с документооборотом. Такое множество документов, как медицинские записи, фиксация результатов приема, выписка лекарственных средств, нередко представляет собой набор разрозненных бумаг. Упорядочение этих доку-

ментов должно привести к более стройным, прозрачным бизнес-процессам, сократить дубляжи, ошибки и бессмысленные затраты времени. Например, только использование стандартного продукта Microsoft Share Point Portal Server, тесно интегрированного с системой

60

________________________I ! .

I_______________________I_______________________L

±_J ! .

I I I I I I I I : I I I I I I I I I I I I : I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

Зарубежный опыт

www.idmz.ru SOOB, № 5

Microsoft Office, позволяет врачу, согласно правам доступа, получать данные о последних результатах осмотра пациента, создавать свою виртуальную карту. Данные хранятся на сервере в определенных шаблонах и доступны непосредственно из офисных приложений.

Можно также упомянуть такую услугу, как электронные собрания или виртуальные консилиумы. У медицинского персонала, как правило, не остается много времени на «летучки». Полезнее и привычнее находиться рядом с больным, а не у письменного стола. Однако общение с коллегами, их совет крайне необходимы. Live Meeting — интернет-приложение как часть среды Microsoft Office может помочь значительно сэкономить время, устраивая виртуальные консилиумы, не отходя при этом от рабочего места врача. Live Meeting доступен непосредственно через почтовую систему Outlook. Используя одновременно Microsoft Information Bridge, можно получать доступ к данным и приложениям, хранящимся в самых разных форматах.

В заключение можно сказать, что мы живем в уникальное время, когда технологии опережают осознанные потребности людей. Как говорится, было бы желание, а возможности уже есть.

Санкт-Петербург, 15-18 октября

Впервые в России будет проведен конгресс Международного общества «Интернет в медицине», целью которого является обмен идеями и результатами работ по использованию Мировой информационной сети для повышения качества оказания медицинской помощи, для уменьшения частоты появлений врачебных ошибок, для проведения медицинских консультаций и лечения больных в удаленных и труднодоступных районах России и мира.

Начал свою работу Оргкомитет Международной конференции «МедНет200б», которая будет проводится в С.-Петербурге с 15 по 18 октября 2008 года с участием большого количества международных экспертов в области медицинского использования интернета из Голландии, Германии, Великобритании, США, Норвегии и других стран.

Тезисы всех принятых докладов (отечественных и зарубежных участников) будут опубликованы на английском языке в журнале «Technology and Health Care».

URL журнала — http://iospress.metapress.com/content/W3189/

Подробная информация о конференции на сайте www.onlinereg.ru/mednet2008 Председатель Программного комитета — проф. Медведев Олег Стефанович

61 и

......■ я!..........±_J г. L--L.......................

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.