Научная статья на тему 'Информационные технологии в управлении персоналом вуза'

Информационные технологии в управлении персоналом вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ВУЗЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОГУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Делигирова О. А.

В статье рассматривается использование информационных технологий в управлении персоналом вуза, на примере информационно-анали­тической системы ОГУ, которая относится к классу интегрированных автоматизированных информационных систем управления высшим учебным заведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в управлении персоналом вуза»

круче линейной кривой внешней задачи) агент будет предпочитать организационное задание до того как все обязательства выполнены.

Заключение

В настоящей статье описывались детали в процессах формирования и операций VO's, включая, формирование VO и принятие решений отдельными агентами, и как решения влияют на VO.

Список литературы:

1. Дэниэл Е.О., Виртуальные организации: две проблемы выбора // Материалы Международной конференции по информационным системам Ассоциации по информационным системам. - 1998. - С. 145-154.

2. Вагнер Т.А., Лессер В.Р. Отношения мотивационных величин для организационно распределенных агентов / Под ред. Н.Р. Дженнигс, Y Lesperan-ce // Интеллектуальные Агенты VI: материалы ATAL-99. Лекции по искусственному интеллекту. - Берлин: Springer-Verlag, 2000.

3. Вагнер Т.А., Лессер В.Р. Эволюция динамичных локальных агентов для реализации крупномасштабных проектов / Под ред. J.J. Meyer, M. Tambe // Интеллектуальные Агенты VIII: материалы ATAL-01. Лекции по искусственному интеллекту. - Берлин^я^ег^^^, 2002.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ВУЗА

© Делигирова О.А.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье рассматривается использование информационных технологий в управлении персоналом вуза, на примере информационно-аналитической системы ОГУ, которая относится к классу интегрированных автоматизированных информационных систем управления высшим учебным заведением.

Ключевые слова управление персоналом, система управления персоналом в вузе, информационные технологии, информационно-аналитическая система ОГУ.

В современном обществе увеличивается интерес к информационным системам управления персоналом в высшем образовании. Успех деятельности вуза зависит от эффективности управления персоналом как важнейшим его ресурсом. Сегодня очень сложно решать задачи управления персоналом

* Преподаватель кафедры Общей психологии и психологии личности.

без соответствующей информационной поддержки. Поэтому развитие и внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в управление персоналом, является одним из важнейших рычагов развития предприятия.

Рынок информационных систем предлагает широкий выбор программных продуктов для решения актуальных проблем управления персоналом и оптимизации процессов, в рамках предприятий, различных направлений деятельности.

Управление персоналом можно рассматривать как информационный процесс, который включает в себя получение, передачу, обработку, хранение и использование информации, а также иерархию системы управления как информационную систему.

Рассматривая использование информационных систем для управления персоналом в российских вузах, следует отметить, что в настоящее время в России принято выделять три уровня автоматизации управления персоналом организации: автоматизация расчета зарплаты, автоматизация кадрового учета и автоматизация управления трудовыми ресурсами. При этом для автоматизации управления персоналом используются:

- модули ERP-систем зарубежного производства, такие как REDLAB -университет (платформа SAP R/3), Oracle Управление персоналом, и др.;

- отечественные системы автоматизации управления персоналом: БОСС-Кадровик, Галактика ERP: Контур управления персоналом, 1С: Зарплата и Управление Персоналом 8.0, АиТ:\Управление персоналом;

- «самописные» системы в основном расчетного и учетного характера [1].

В вопросе выбора информационных программных продуктов для автоматизации управления персоналом у рынка нет того единственного решения, которое может стать универсальным для всех образовательных учреждений. В настоящий момент отсутствуют системы, которые позволили бы полностью исключить «бумажный» документооборот.

Современное общество требует создание такой системы управления персоналом, которая бы обеспечивала деятельность структур и персонала в интегрированной информационной среде вуза. Цель Системы управления персоналом в вузе - это способствование достижению целей университета путем обеспечения ее необходимыми кадрами и эффективного использования их квалификации, опыта, мастерства, работоспособности, творческого потенциала [1]. Очевидно, что сегодня без соответствующей информационной поддержки решать современные задачи управления персоналом в принципе невозможно.

Современные методы управления организацией предполагают широкое использование информационных технологий [2].

На базе информационных технологий решаются важные задачи управления персоналом: планирование штанных расписаний с формированием должностных инструкций; учет персонала (персональные данные о сотрудниках); подбор новых сотрудников и перемещения; планирование и учет использования трудовых ресурсов; расчеты с персоналом (расчет выплат по оплате труда, пособия, контроль выплат); реализуется система управления документами; персонализированный пенсионный и налоговый учет [3].

В Оренбургском государственном университете разработана, внедрена и функционально развивается информационно-аналитическая система (ИАС ОГУ), относящаяся к классу интегрированных автоматизированных информационных систем управления высшим учебным заведением.

Цели проекта ИАС ОГУ:

- создание и внедрение новых форм и методов управления высшим учебным заведением на основе современных информационных технологий;

- создание и ведение единой интегрированной базы данных поддержки различных видов деятельности университета;

- кардинальное сокращение времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решений на различных уровнях управления университетом;

- автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников подразделений университета;

- обеспечение информационных потребностей пользователей системы;

- формирование представления о высшем учебном заведении в регионе и всем мировом пространстве на основе использования интегрированной базы данных и интернет-технологий [4].

Для автоматизации управления деятельностью Оренбургского государственного университета используется ряд автоматизированных информационных систем. Среди них: информационная система учета труда и заработной платы «АМБА», 1С: Бухгалтерия, информационная система для ведения обучения по дистанционной технологии «ДОСТУП», система персонифицированного учета для предприятий и некоторые другие, в основном, небольшие по объему обрабатываемых данных информационные системы.

Наибольший объем функций системы управления университетом реализуется на основе программных систем ИАС ОГУ, являющейся информационной системой корпоративного типа. ИАС ОГУ отражает организационную структуру высшего учебного заведения, функционирует на основе 1п-temet-технологий и интегрированной базы данных, имеет возможность функционального развития, независима от роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей. Система обеспечивает высокую надежность и устойчивость к сбоям, непротиворечивость и полноту хранимой информации, её целостность. В ИАС ОГУ реали-

зованы надлежащий уровень защиты и конфиденциальности обрабатываемых данных, поддержка возможности развития и модернизации функций программных систем в процессе их эксплуатации. ИАС ОГУ позволяет получать интегрированную информацию о состоянии, как отдельных видов деятельности, так и всего университета в целом [4].

В настоящее время размер базы данных ИАС ОГУ превышает 28 Гб и содержит более 7000 различных объектов. В состав ИАС ОГУ входят 14 функциональных подсистем: «Структура вуза», «Делопроизводство», «Кадры», «Приемная комиссия», «Организация учебного процесса», «Деканат», «Наука», «Вычислительные ресурсы», «Имущество», «Библиотека», «Права доступа», «Ресурсное обеспечение ИАС ОГУ», «Информационные ресурсы университета», «Ректор».

Далее более подробно рассмотрим интересующую нас подсистему «Кадры», которая включает в себя следующие задачи:

- формирование и использование штатного расписания подразделений;

- личная карточка сотрудника;

- приказы по перемещению сотрудников;

- отчеты по качественному и количественному составу персонала;

- безопасность труда - сотрудники;

- воинский учет;

- профсоюз сотрудников;

- почасовая нагрузка педагогических работников;

- загрузка в базу данных ИАС ОГУ фотографий сотрудников.

Особенности некоторых задач из подсистемы «Кадры» представлены

ниже.

Задача «Формирование и исполнение штатного расписания подразделений» выполняет следующие функции [5]:

- формирование и анализ исполнения штатного расписания подразделений вуза;

- формирование выходных документов (штатное расписание подразделений по фамилиям, по должностям; сводный расчет фонда оплаты труда; распределение должностей по категориям должностей, по разрядам; справка об исполнении штатного расписания по категориям должностей, по должностям.

Ведение данных осуществляет планово-экономический отдел (ПЭО), а используют данные этой задачи: ПЭО, отдел кадров, пользователи с соответствующими правами доступа.

В задаче используются данные интегрированной БД ИАС - организационно-кадровая структура ОГУ, приказы по перемещению сотрудников.

Задача «Личностная карточка сотрудника» выполняет следующие функции [5]:

- ведение основных данных (статус - сотрудник / уволен, дата рождения, ученое звание, ученая степень, полный, непрерывный, стаж по специальности, сведения о пенсионном и медицинском полисах, телефоны, номер и дата приказов об изменении фамилии);

- просмотр, частичное изменение сведений об истории занимаемых должностей сотрудника, данных о последнем месте работы (время работы, номер, дата приказа, действие по приказу, подразделение, должность, категория должности, разряд, тип финансирования, ставка, вид работы - основная / совмещение, надбавки, испытательный срок);

- ведение дополнительных данных (паспортные данные, сведения о месте рождения, сведения об образовании - учебное заведение, квалификация по диплому, сведения о семье, адрес, фотография сотрудника);

- просмотр данных об отпусках, об истории изменения фамилии;

- ведение данных о наградах, о повышении квалификации;

- поиск сотрудников по совокупности 23 критериев (ФИО, пол, дата рождения, место работы, должность, ученое звание, ученая степень, дата приказа, испытательный срок, окончание контракта и т.п.);

- загрузка в БД фотографий сотрудников и студентов;

- поисковая система «Преподаватели ОГУ» на сайте.

Заполнение и изменение данных осуществляет отдел кадров, а чтение данных: отдел кадров, планово-экономический отдел, пользователи с соответствующими правами доступа. Информация о ФИО, подразделении, должности, ученой степени, ученом звании сотрудника ОГУ доступна всем пользователям ИАС и пользователям сайта ОГУ

В задаче используются данные интегрированной БД ИАС - организационно-кадровая структура ОГУ, штатное расписание подразделений ОГУ

Задача «Приказы по перемещению сотрудников» выполняет следующие функции [5]:

- формирование приказов по перемещению сотрудников, приказы могут содержать части: заголовок (настройка частей заголовка, шрифтов, форматирование, настройка расположения на странице, сохранение и использование шаблонов), оконцовка (формирование списка визирующих подписей, форматирование, настройка и использование шаблонов), прием на работу, увольнение, перевод, избрание по конкурсу, доплаты (для каждого сотрудника отдельно и списком), предоставление отпуска (для каждого сотрудника отдельно и списком), прием на почасовую работу. Формирование элементов приказа на основании данных БД ИАС;

- печать приказов;

- формирование и печать выписок из приказов;

- активизация данных подписанных приказов в интегрированной БД ИАС;

- поиск приказов по номеру, дате создания, названию, стадии (активизированный / не активизированный в БД).

Данные вводит и ведет отдел кадров, а использовать их могут: отдел кадров, планово-экономический отдел, управление по мобилизационной работе и воинскому учету, отдел охраны труда.

В задаче используются данные интегрированной БД ИАС - организационно-кадровая структура ОГУ штатное расписание подразделений ОГУ данные личных карточек сотрудников.

Задача «Отчеты по качественному и количественному составу персонала» выполняет следующие функции [5]:

- поиск сотрудников в соответствии с заданными критериями (до 23);

- настройка параметров отчета - формирование столбцов таблиц (до 54), сортировка столбцов, включение параметров статистической обработки данных;

- вывод отчетов в формат *.rtf.

Ввод данных выполняет отдел кадров, использовать данные этой задачи могут: отдел кадров, ректорат и пользователи с соответствующими правами доступа.

В результате внедрения современных информационных технологий по управлению персоналом в вузах:

- сокращается время принятия решений на всех уровнях управления;

- повышается качество кадровых решений;

- наблюдается оперативность подготовки отчетности для органов государственного управления в соответствии с законодательными и нормативными требованиями;

- снижаются затраты на управление персоналом;

- повышается производительность труда персонала;

- ведется полная индивидуальная трудовая история персонала.

С помощью современных информационных технологий может быть сформировано единое информационное пространство для осуществления и поддержки учебной, научной и управленческой деятельности высшего учебного заведения. Они позволяют оптимизировать и ускорить процесс трудовой деятельности специалистов в сфере управления персоналом практически на каждом этапе работы с персоналом.

Список литературы:

1. Рузанова Н.С. Информационные технологии в управлении персоналом вуза / Н.С. Рузанова, О.Ю. Дербенева, И.А. Попова // ГОУ ВПО Петрозаводский государственный университет Исследования, проведенные авторами в рамках проекта Tempus JEP - 27081 - 2006 «Поддержка и продвиже-

ние активного внедрения ИКТ в университетское управление в российских университетах».

2. Демушкина Е.А. Информационные технологии в кадровом менеджменте [Текст] / Е.А. Демушкина, О.В. Лезина // Молодой ученый. - 2011. -№ 4, Т. 3. - С. 83-87.

3. Кисляков Ю.Н. Информационные технологии управления персоналом: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения / Ю.Н. Кисляков, А.В. Слуднов. - Новосибирск: СибАГС, 2005. - 146 с.

4. Волкова Т.В. Анализ функционирования информационно-аналитической системы Оренбургского государственного университета / Т.В. Волкова, В.Ю. Филиппов // Открытое и дистанционное образование. - 2004. - № 4 (16). - С. 68-69.

5. www osu.ru.

УПРАВЛЕНИЕ Р2Р ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ С СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ

© Леднев А.М.*

Самарский государственный технический университет, г. Самара

Описываются механизмы управления взаимодействием по модели Р2Р аутсорсинга персонала предприятия вертикально интегрированной нефтяной компании и с сетевой структурой управления. Приводится пример реализации предложенного механизма на предприятии нефтегазовой отрасли.

Ключевые слова: P2P модели, управление взаимодействием, аутсорсинг, ВИНК, сетевая структура управления.

Децентрализация управления производственными процессами по добыче и переработке нефти и централизация управления финансовыми потоками является одной из особенностей построения вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Предприятия, входящие в состав ВИНК, производят различные набор продуктов и услуг, что позволяет вести хозяйственно-договорные отношения внутри компании.

Важнейшим фактором развития ВИНК является рациональная организационная структура. Организационная структура должна учитывать особенности предприятия, такие как имеющаяся инфраструктура, квалификация персонала и многие другие, при этом обеспечивая реализацию выбран-

* Аспирант кафедры «Вычислительная техника».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.