Жумаев М.Э. ©
ТГПУ им Низами г. Ташкент (Узбекистан)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В работе рассматривается материал, раскрывающий основные направления использования информационных технологий в сфере образования в целом и в учебном процессе начальной школы в частности.
В работе приведены примеры использования программного пакета MS Office для разработки методических и дидактических материалов, представлены этапы создания обучающих программ с элементами самоконтроля в PowerPoint.
Ключевые слова: дидактических материалов, начальной школы, методического
применения, воспитания и обучения, мышления, восприятия.
INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS TO ELEMENTARY SCHOOL
Summary
In work the material opening the main directions of use information technology in education in general and in educational process of elementary school in particular is considered. In work examples of use of a software package of MS Office for development of methodical and didactic materials are given, stages of creation of the training programs with self-checking elements are presented to PowerPoint.
Keywords: didactic materials, elementary school, methodical application, education and training, thinking, perception.
В настоящее время быстро развивающиеся новые информационные технологии(ИТ) влекут за собой коренные изменения не только в производственных отраслях, но и в сфере познавательной деятельности, в частности в образовании. Во всем мире компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. В этой связи ИТ необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения, психического развития учащихся. И в то же время необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников.
Ожидаемый педагогический эффект от применения ИТ в обучении неразрывно связан с широкими возможностями, предоставляемыми средствами современной микропроцессорной вычислительной техники и психологическими особенностями их использования в процессе обучения с обязательным соблюдением норм по длительности непрерывного пребывания учащихся за компьютером. Так, младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут в течение урока с обязательным проведением по окончании работы расслабляющей физкультминутки.
© Жумаев М.Э., 2015 г.
Применение ИТ на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач. Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности ИТ, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым для педагога любой специализации, и в том числе для учителя начальных классов. Это один из критериев качества подготовки подлинно современного специалиста.
В психологической и педагогической литературе (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.) неоднократно подчеркивается, что процесс обучения неразрывно связан с различными процессами передачи ин-формации. Если следовать определению М.Арипов, что информационные технологии- это процессы, связанные с переработкой информации, то можно сделать вывод, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Само понятие технология отражает направленность прикладных исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности в отношении гарантии целедостижения, интенсивности, инструментальности, технической вооруженности. Понятие технология широко используется в сфере материального производства. В энциклопедической и специальной литературе содержатся различные определения данного понятия. Энциклопедический словарь определяет технологию как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» [2]. Методы технологии подобраны не случайно, и все они направлены на достижение единой цели- получение конкретной продукции. Ключевым звеном техноло-гии в любой сфере деятельности(материальной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное его достижение. Совокупность и последовательность методов преобразования исходного продукта представляют собой определенный способ производства.
Таким образом, технология- это определенный способ производства продукции с заданными параметрами, использующий совокупность средств производства под управлением человека.
Как можно заметить, технология связана с определенной деятельностью и может быть реализована только в результате этой дея тельности. Средства производства играют в технологии доминирующую роль и несут основную нагрузку при получении продукта.
Следовательно, освоение технологии связано, с одной стороны, с изучением средств, а с другой- с овладением целенаправленной деятельностью с данными средствами. Причем знание возможностей используемых средств позволяет оптимизировать деятельность в рамках технологии.
Целью ИТ является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какоголибо действия. В рамках настоящего пособия под информационной технологией будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных(первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления(информационного продукта).
Программные средства ИТ представляют собой индивидуальные или взаимосвязанные программные продукты для определенного типа компьютера, к ним относят системы искусственного интеллекта, системы машинной графики, текстовые процессоры (редакторы), табличные процессоры (электронные таблицы), системы управления базами данных, экспертные системы, операционные системы, языки программирования, пакеты прикладных программ и т. д. Состав программных средств конкретной ИТ зависит от архи-тектуры компьютера и изменяется в соответствии с прогрессом в сфере разработки программного обеспечения. В настоящее время наиболее
доступными и широко применяемыми в обучении программными средствами ИТ являются продукты корпорации Microsoft.
Соответствие данных программных средств конкретным ИТ представлено в таблице!.
№ п/п ИТ Предоставляемые возможности Программные продукты
1. Технология работы с текстовой информацией Обработка текстовой и графической информации, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, визуализация информации MS Word, MS Publisher
2. Технология работы с графической информацией Обработка графической информации, автоматизация процессов информационнометодического обеспечения, визуализация информации Paintbrush, Paint
3. Технологии числовых расчетов Обработка числовой информации, создание математических моделей, автоматизация процессов вычислительной деятельности и обработки результатов эксперимента, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения MS Excel
4. Технологии хранения, поиска и Сортировки данных Архивное хранение больших объемов информации(текстовой, числовой, графической, аудио и видео) с возможностью ее передачи, создание инфор-мационных моделей, автоматизация процессов информационно-поисковой деятельности, автоматизация процессов информационнометодического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения MS Access
6. Сетевые информационные технологии Легкий доступ к центральному банку данных, целенаправленный поиск информации(текстовой, числовой, графической, аудио и видео), передача ин-формации и обмен сообщениями MS Internet Explorer, mS Outlook Express, MS Mail, MS Publisher
7. Мультимедиа- технологии Одновременная работа с разнородной информацией(текстовой, графической, аудио, видео), автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, компьютерная ви-зуализация информации об объектах или явлениях MS PowerPoint
В сфере образования понятие информационная технология наиболее часто стало использоваться с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу(ко-нец80-х гг. прошлого века).
В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств ИТ, но всеми авторами выделяются аппаратные и программные средства производства информации. К аппаратным средствам ИТ относят электронно-
вычислительные машины (ЭВМ), персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), устройства ввода- вывода информации, средства связи на локальном и глобальном уровнях, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ.
Литература
1. Арипов М., Б.Бегалов ва бошкалар. Ахборот технологиялари. “Ношир”. Тошкент- 2009 248 б.
2. Жумаев М. Интеллектуальная деятельность ребенка младшого возроста как основа для выбора содержания, определения результата математической подготовки студента. Журнал. Вопросы гуманитарних наук ISSN 1684-2618. Москва № 6 (38) 2008 год, 290-293
3. Жумаев М. О технологии начального математического образования. Журнал .Аспирант и соискатель ISSN 1608-9014. Москва №5 (47) 2008 год. 69-73
4. Жумаев М. Методико-математическая подготовка будущего учителья начальных классов. Журнал. Современные гуманитарные исследования. ISSN 1012-9103. Москва №3 (22) 2008 год.. 182-185 с.
5. G’ulomov S.S., Alimov R.X va boshqalar. Axbotor tizimlari va texnologiyalari. -T.: Sharq nashriyoti, 2000 y.