Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
228
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КОДЕКС КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синица С.А., Макаров В.В., Гавриш П.М.

Информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Коммуникации также вышли из обычного «живого» общения и перешли в интернет, став информационными коммуникациями. Рассматриваются плюсы и минусы информатизации коммуникаций и возможные пути решения возникающих при этом проблем. Делается вывод, что работа с информационными ресурсами, дистанционная передача и получение информации на базе компьютерных технологий, сетей и средств связи, должна быть основана на оценочных научных, методических и этических показателях, которые в конечном счёте определяют информационную культуру. Исследуются кодексы компьютерной этики, основанные на нормах законности и на соблюдении главных моральных принципов, которые распространяются на все виды деятельности со средствами информатики и телекоммуникаций в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN TELECOMMUNICATIONS: ADVANTAGES AND PROBLEMS OF USE

Information technology has become firmly embedded in our daily life. Communications also left the usual "live" communication and moved to the Internet, becoming information communications. The pros and cons of informatization of communications and possible solutions to the problems arising in this case are considered. It is concluded that work with information resources, remote transmission and receipt of information based on computer technologies, networks and means of communication, should be based on evaluative scientific, methodological and ethical indicators that ultimately determine the information culture. The codes of computer ethics based on the norms of legality and compliance with the main moral principles that apply to all types of activities with the means of computer science and telecommunications in our country are studied.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

С.А. Синица, канд. экон. наук, доцент В.В. Макаров, д-р экон. наук, профессор П.М. Гавриш, студент

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-4-198-202

Аннотация. Информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Коммуникации также вышли из обычного «живого» общения и перешли в интернет, став информационными коммуникациями. Рассматриваются плюсы и минусы информатизации коммуникаций и возможные пути решения возникающих при этом проблем. Делается вывод, что работа с информационными ресурсами, дистанционная передача и получение информации на базе компьютерных технологий, сетей и средств связи, должна быть основана на оценочных научных, методических и этических показателях, которые в конечном счёте определяют информационную культуру. Исследуются кодексы компьютерной этики, основанные на нормах законности и на соблюдении главных моральных принципов, которые распространяются на все виды деятельности со средствами информатики и телекоммуникаций в нашей стране.

Ключевые слова: информационные технологии, коммуникации, телекоммуникации, информация, информационные коммуникации, кодекс компьютерной этики.

Коммуникации на протяжении всех веков были неотъемлемой частью жизни человека. Благодаря коммуникациям человечество развивалось, обменивалось информацией, выживало и существовало.

Коммуникация - это средство, с помощью которого организованная деятельность объединяется в одно целое. Это понятие можно также рассматривать как помощника, благодаря которому социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы, а также как средство, с помощью которого модифицируется общественное поведение, осуществляются изменения, а информация приобретает эффективность [1].

В процессе коммуникаций информация передается от одного субъекта другому, в качестве которого могут выступать как отдельные личности, группы (когда коммуникация носит межличностный характер) или целые организации (деловая коммуникация). В межличностных коммуникациях передача информации идет путем её передачи не только фактами и знаниями, но и ощущениями, восприятиями, намеками и

отношениями от одного лица - другому в устной или какой-либо другой форме. В то время как в деловых коммуникациях, общение должно осуществляться без лишних намеков, переходов на личности и т.д.

Со временем коммуникации вышли из обычного «живого» общения и перешли в интернет, став информационными коммуникациями и каналами связи. Развитие данного направления является одним из самых быстрорастущих и перспективных направлений, которое привлекает множество инвестиций разного уровня направленности и объема, как государственных, так и частных инвестиционных компаний. Именно из-за этого динамичный рост экономики России и каждого региона в отдельности невозможен без развития информационно-коммуникационных технологий.

Особое значение фактор роста ИКТ приобрёл в условиях перехода к цифровой экономике, став определяющим техническим аспектом её измерения [2]. Что касается непосредственно разработанности темы информационных аспектов коммуни-

каций, то данный феномен занимает умы ученых до сих пор, как на психологическом, так и на социальном уровне. С момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как создание и распространения сети Интернет и службы World Wide Web (всемирной паутины).

При работе с информацией всегда есть два конца: источник и потребитель, а пути и процессы, которые передают между ними информацию являются каналами связи или информационными коммуникациями.

В настоящее время мы можем наблюдать сильный и резкий рост информационных технологий и коммуникаций в различных областях человеческой деятельности. Это обусловлено не только изменениями в экономиках стран, но и новыми возможностями передачи информации.

Развитие информационных технологий и их использование давно вошло в нашу повседневную жизнь. На данный момент невозможно представить себе современный мир без «интернета в кармане», в котором можно найти буквально все. У данной сферы нашей жизни есть очевидные плюсы и преимущества:

1. По большей части средства связи почти всегда доступны и понятны в использовании на интуитивном уровне. Обмен информацией происходит в считанные секунды, люди, находящиеся в разных уголках планеты, могут общаться и обмениваться опытом, экономя ресурсы. В то время как раньше для этого пришлось бы встречаться в реальности или пользоваться почтой, причём, оба варианта довольно затратны в плане времени и денег.

2. Для поиска любой информации достаточно просто открыть доступный браузер и ввести в поисковую строку наименование необходимой информации, которую ты ищешь. Все материалы, научные исследования и книги - давно перешли в электронный формат и теперь информационные ресурсы доступны людям по всему миру, на всех языках и в любом удобном формате.

3. Теперь даже при болезни или путешествии человек может находиться в курсе событий, происходящих на работе. Все-

гда есть возможность связаться с необходимыми людьми и решить возникающие вопросы, даже если работник находится не на рабочем месте.

4. Увеличивается возможность поиска новых друзей и знакомых не только для активных пользователей всемирной паутины, но и у людей, у которых недостаточно развиты навыки «живого» общения (стеснительны, закрыты и некоммуникабельны, боятся живых разговоров, глядя в глаза собеседника). Именно для них большим преимуществом является общение по переписке. Так, люди сначала узнают друг друга получше, и уже потом готовы выйти на контакт и встретиться лично.

Однако, у информационных коммуникаций есть также и минусы:

1. Для информационных технологий вполне естественен процесс устаревания одних, и замены их более новыми, современными устройствами. Чем быстрее развивается научно-технический прогресс, тем быстрее происходит замена старых информационных технологий инновационными, и тем сложнее уследить, когда происходит это устаревание. При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов. Такие периоды сменяемости устаревших технологий могут колебаться от нескольких месяцев до нескольких лет.

2. Отсутствие проверенных сведений о «друге по переписке». Этот факт влечет за собой не только возможное разочарование от общения с человеком, которого ты уже считаешь близким, но и нести реальную опасность и угрозу личным данным, которые ты мог предоставить незнакомцу, предполагая, что это ваш друг.

3. Мошенники и аферисты, заражение компьютеров и гаджетов интернет-вирусами. Все это также несет опасность личным данным владельцев этих гаджетов. За последнее время взламывание личных страничек в соцсетях или «кража» чужой личности перестали быть чем-то странным или редким и вошли в обычную жизнь. Теперь уже все знают, как действовать в таких ситуациях, однако это также представляет серьёзную опасность.

4. Большим недостатком перехода коммуникаций общества в интернет считается - уменьшение количества «живого» общения. Люди закрываются в своих смартфонах и гаджетах, им все сложнее общаться в реальной жизни. В связи с этим сужается кругозор и словарный запас. Теперь настоящие эмоции выражаются в стикерах в соцсетях и новом языке «эмодзи».

5. Некоторые также считают, что с переходом в «онлайн» обесценивается родной язык. Население, а в особенности молодежь, становятся все более безграмотными, и словарный запас сужается до «интернет-сленга». А кругозор, который благодаря развитию интернет-технологий, должен бы расширяться, - наоборот только уменьшается, сводя большинство интересов пользователей к просмотру смешных роликов в соцсетях.

Целенаправленная работа с информационными ресурсами и информацией, их дистанционная передача и получение на базе компьютерных технологий, сетей и современных средств связи должна быть основана на оценочных научных, методических и этических подходах [3], которые в конечном счёте определяют информационную культуру [4].

С каждым годом использования информационных технологий в коммуникациях появляется все больше как плюсов, так и минусов. Внедрение ИТ углубляется и совершенствуется в различных областях общественной жизни и в производстве. И в каких-то аспектах специалисты сферы ИТ находят методы борьбы и пути решения возникающих проблем, а какие-то проблемы применения информационных технологий остаются до определённого времени нерешенными [4-6].

Первый кодекс компьютерной этики разработали и ввели в Институте инженеров электроники и электротехники (IEEE) в 1979 г. В его основу легло понимание результатов инженеров и ученых, деятельность которых определяет качество и условия жизни людей информационного общества. Именно поэтому в преамбуле кодекса особенно выделена необходимость соблюдения норм этики не только

при разработке, но и при использовании информационных технологий. Позднее, на основе этого кодекса также были выделены и более новые постулаты, с уточнением, изменением и корректировкой некоторых правил и норм. Кодексы послужили основой для создания специальных курсов, которые теперь преподаются в школах и университетах. А также Международная федерация по информационным технологиям (IFIP) рекомендует принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учётом местных культурных и этических традиций.

В основе всех кодексов лежат несколько пунктов:

- не использовать компьютер с целью навредить другим людям (воровство, распространение ложной информации);

- не создавать помехи и не вмешиваться в работу других специалистов и пользователей компьютерных сетей;

- не вмешиваться и не проникать в чужие файлы, которые не предназначены для свободного использования;

- не использовать компьютер для целей, ему не предназначенных

- не использовать не свое программное обеспечение (сворованное);

- не использовать оборудование и информационные ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;

- не присваивать себе чужую интеллектуальную собственность;

- сразу думать о возможных будущих последствиях программ и систем, разрабатываемых специалистом;

- использовать информационные технологии с самоконтролем и ограничениями, которые будут показывать вашу предусмотрительность и уважение к другим людям.

Во всех кодексах, наряду с вышеперечисленными пунктами и общественными моральными нормами, также определены нормы, которые основаны на главных моральных принципах. В нижеследующей таблице представлены основные принципы одного из наиболее распространённых кодексов, получивших название модели РАРА.

Таблица. Основные принципы кодекса компьютерной этики (модель РАРА)

Принципы Основное содержание

PRIVACY «прайвеси» (тайна частной жизни) Отражает право человека на свободу и автономию частной жизни, а также право на защиту от вторжения в неё посторонних лиц и органов власти. Соблюдение данного принципа особенно важно в последнее время, из-за создания автоматизированных банков данных, которые содержат личные сведения о человеке.

ACCURACY «экьюреси» (точность) Выражает соблюдение инструкций для использования систем обработки и хранения информации. А также честное и социально-ответственное отношение к своим обязанностям.

PROPERTY «пропети» (частная собственность) Содержит понятия неприкосновенности частной собственности и имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение прав собственности на информацию и нормы авторского права.

ACCESSIBILITY «ак-сессэбилети» (доступность) Один из основополагающих факторов информационного общества, определяющий право граждан на использование информации и информационных технологий. Предполагает разрешенный доступ к информации в любое время, в любом месте, любому пользователю интернета.

Представленные в таблице принципы ной сфере должна быть законной, при-включены в «Национальный кодекс дея- стойной, правдивой и честной. Кодекс тельности в области информатики и теле- распространяется на все виды деятельно-коммуникаций», разработанный торгово- сти со средствами информатики и телепромышленной палатой РФ. Кодекс также коммуникаций в нашей стране. удостоверяет, что вся деятельность в дан-

Библиографический список

1. Буриев, К.С. Роль дистанционного обучения в современном образовании // Образование и воспитание. - 2016. - №4 (9). - С. 4-6.

2. Блатова Т.А. Количественные и качественные аспекты измерения цифровой экономики / Т.А. Блатова, В.В. Макаров, Н.С. Шувал-Сергеева // Радиопромышленность. -2019. - № 4. - С. 63-72.

3. Макаров В.В. Методический подход к оценке информационных ресурсов / В.В. Макаров, В.И. Гусев, С.А. Синица // Информационные технологии и телекоммуникации. - 2013. - Т. 1. № 3. - С. 72-78.

4. Горюнов, В.С. Информационные системы в образовании // Молодой ученый. - 2010. - №5 (16). - Т. 2. - С. 159-161.

5. Мальцева У.В., Макаров В.В. Информационные технологии в практике управления качеством // Инновации. - 2011. - №12 (158). - С. 116-119.

6. Григорьева, Д.Р. Применение информационных технологий в социальной сфере / Д Р. Григорьева, А С. Попченко // Молодой ученый. - 2015. - №11 (91). - С. 177-179.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN TELECOMMUNICATIONS: ADVANTAGES

AND PROBLEMS OF USE

S.A. Sinitsa, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.V. Makarov, Doctor of Economic Sciences, Professor P.M. Gavrish, Student

The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications (Russia, St. Petersburg)

Abstract. Information technology has become firmly embedded in our daily life. Communications also left the usual "live" communication and moved to the Internet, becoming information communications. The pros and cons of informatization of communications and possible solutions to the problems arising in this case are considered. It is concluded that work with information resources, remote transmission and receipt of information based on computer technologies, networks and means of communication, should be based on evaluative scientific, methodological and ethical indicators that ultimately determine the information culture. The codes of computer ethics based on the norms of legality and compliance with the main moral principles that apply to all types of activities with the means of computer science and telecommunications in our country are studied.

Keywords: information technologies, communications, telecommunications, information, information communications, code of computer ethics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.