Научная статья на тему 'Информационные технологии в специальном образовании'

Информационные технологии в специальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6020
810
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. А. Малышева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в специальном образовании»

М. А. Малышева Информационные технологии в специальном образовании

На сегодняшний день проблема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень актуальна. Можно выделить две основные причины, которые вызвали интерес специалистов и общественности. Первая - это значительное увеличение количества людей с ОВЗ. Вторая - возникновение новых возможностей для адаптации таких людей к жизни в социуме.

Рассматривая потребности лиц с ОВЗ, как социальной группы, можно сделать вывод о том, что в первую очередь они нуждаются в получении качественного образования, под которым понимается адаптированный и полноценный образовательный путь: детский сад, затем школа, и - далее получение профессионального образования с последующим трудоустройством [3]. В современном, по-настоящему социальном государстве, право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому, независимо от его способностей и возможностей. Раньше к категории лиц с ОВЗ относили: лиц с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально - волевой сферы и интеллекта. В настоящее время, к числу таких лиц стали относить помимо вышеперечисленных, еще и лиц с физическими недостатками, а также испытывающих те или иные физические ограничения и не имеющими статус инвалида (ребенка - инвалида). Данная тенденция потребовала немедленного пересмотра всей системы специального образования.

Основная задача модернизированной системы специального образования сегодня - это осуществление права на получение доступных форм образования абсолютно всеми категориями лиц с ОВЗ, гарантами которого являются: Конституция РФ, «Конвенция о правах инвалидов» и другие документы Министерства образования и науки РФ, такие как: ФГОС ДО, ФГОС НОО (для лиц с ОВЗ) и ФГОС УО (для лиц с интеллектуальной недостаточностью).

Согласно плану развития информационного общества в России и задачам национальной инициативы «Наша новая школа», реализуется масштабное распространение и применение новых информационных технологий для развития новых методов, форм и средств обучения и воспитания [2].

Существует много различных определений термина «новая информационная технология». В данной статье речь идет об информационной технологии с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Прилагательное «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер [1]. Информационные технологии (далее - ИТ) обеспечивают новые технологические варианты обучения, которые связаны с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Потребность в обеспечении высококачественного, с возможностью широкого распространения и при этом личностно направленного обучения, привела к возникновению целого ряда образовательных информационных технологий (ИТ). Так, например, появилось уже всем известное дистанционное обучение, которое является, на наш взгляд наиболее значимой среди новых компьютерных технологий в образовании.

Дистанционное обучение гарантирует обучающимся возможность овладения базовыми и профильными программами, вне всякой зависимости от места жительства, фактического места обучения. Оно также позволяет самостоятельно изучить курс, не включенный в план (программу) образовательной организации, в которой проходит обучение человек. Такая форма обучения дает возможность расширить знания по тому или иному предмету (разделу) программы, заполнить пробелы в той области, в которой они образовались из-за пропуска занятий «по состоянию здоровья». Но самое важное - это возможность обучать детей и взрослых, которые не могут посещать учебное заведение [8].

Согласно определению, ИТ - это разнообразные компьютерные обучающие и развивающие программы. Об их существовании давно известно, но далеко не все располагают информацией о том, какие именно компьютерные программы существуют и на что они нацелены. Многие из них имеют широкий спектр воздействия на развитие тех или иных психических функций и находят применение в коррекционно- образовательном процессе лиц с различными нарушениями или отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому мы не будем делить их по принципу направленности коррекционного воздействия. Просто предложим обзор наиболее популярных программ среди специалистов, давая краткую характеристику каждой.

«Дельфа - 142» - предназначена для развития произносительной стороны речи у детей и взрослых.

«Видимая речь III» - охватывает больше сфер речи и развивает сенсомо-торные функции, голосообразование, звукопроизношение. Предназначена для детей и взрослых.

«Игры для тигры» - программа, предназначенная для комплексной работы с детьми по преодолению общего недоразвития речи.

«Логозаврия» - создана с целью подготовить детей к начальной школе (развитие элементарных учебных навыков и значимых для обучения психических функций).

«Звучащий мир» - программа, направленная на обучение лиц с нарушениями слуха восприятию и дифференциации звуков.

«Мир за твоим окном» - программа, главной целью которой является становление элементарных базовых навыков у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Может быть использована для детей всех возрастов.

Цикл программ «Картина мира» - способствует формированию целостной и подробной картины мира, а также представлений о взаимосвязи явлений природы и жизни. Также подходит для детей всех возрастов.

«Состав числа» - помогает в формировании у детей элементарных математических представлений.

«Моя жизнь» - целями данной программы являются социальное и эмоциональное развитие ребенка.

«Цицерон» - широко известная и наиболее масштабная программа, включающая в себя помимо практической части (заданий на развитие ребенка), еще и диагностическую часть. Она помогает в обследовании ребенка, формулировании заключения и составлении объективного образовательного маршрута коррекци-онно-развивающей работы. В данный момент существует 3 версии программы для детей разного возраста (дошкольники и младшие школьники, средняя школа,

старшая школа). В ближайшее время ожидается выход программно-аппаратных комплексов: «Цицерон. Адаптация - БОС», предназначенная для формирования у детей навыков психофизиологической саморегуляции и самоконтроля [7].

В широком смысле к инновационным компьютерным технологиям можно также отнести еще и материально-технические средства, при помощи которых и осуществляется образовательный процесс: персональные компьютеры, стерео -системы, принтеры, различные доски мультимедиа, проекторы, интерактивные столы [1]. Но какое именно специальное оборудование может быть предложено для индивидуализированного процесса обучения лиц с ОВЗ?

Для лиц с нарушенным слухом, это могут быть специальные усилители звука, программы, переводящие голос или какие-либо другие звуки в помещении, где находится человек, прямо на экран в виде визуальных символов [6].

Для лиц с нарушенным зрением используют специализированные выпуклые клавиатуры с насечками или увеличенным шрифтом, а также программы, подобные аудиокнигам, т. е. озвучивающие любой текст [9].

Для лиц с нарушениями функции ОДА могут быть использованы также специальные клавиатуры (мембранные, с увеличенным шрифтом и т.д.), а также датчики, предназначенные для пальцев рук [5].

Исследования эффективности внедрения в образовательный процесс ИТ с разными формами обучения, компьютерными программами и материально-техническими средствами показали следующие результаты:

- значительную информационную вместимость (это позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);

- создание комфортной психологической атмосферы - т. е. адекватного реагирования на ошибку или поступок;

- создание коммуникативно-интерактивной ситуации, значимой для каждого обучающегося, а именно - мотивирование ребенка на трудные конкретно для него виды деятельности;

- улучшение результатов и качества самостоятельной работы каждого ученика, что повышает работоспособность активизирует познавательную деятельность;

- модификацию непосредственно коммуникативной стороны образовательного процесса «учитель - ученик», которая переключается на ситуацию «учитель - ученик - компьютер»;

- учет возрастных особенностей, способностей и интересов при работе с той или иной компьютерной программой;

- качественную индивидуализацию (в том числе и во время группового обучения), которая предполагает индивидуальный темп и необходимое количество повторений заданий;

- включение в процесс обучения продуктивных видов деятельности: сравнение, классификацию, конструирование, прогнозирование [4].

Применение компьютерных технологий, которые учитывают специфику развития лиц с ОВЗ, приведет к повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса, а также ускорит преодоление у детей нарушений речи и других ВПФ, позволит предупредить возникновение вторичных расстройств, например, неусвоение детьми школьных навыков. В дошкольном и младшем школьном возрасте позволит снизить риск возникновения социальной дезадаптации, а в более старшем возрасте поможет включится в социальную жизнь общества.

Список литературы

1. Бешенков А.К. Информатика. Систематический курс учебник для 10 класса. - М.: Бином, 2004.- С. 336.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Введение, Пояснительная записка. - М.: Просвещение, 2003. - С. 6-9.

3. Выготский Л.С. Дефект и компенсация // Основы дефектологии. Собр. соч.: в 6 т. - М., 1983. - Т. 5. - С. 34-49.

4. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4 - С. 3-16.

5. Селюкова Е.А., Герасимова В.Н., Ильядис С.А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. -С.167-169.

6. Шматко Н.Д. Лузгин С.А., Ясинская Т.Б. Новое техническое решение в помощь детям с нарушенным слухом // Дефектология. - 2012. - № 3 - С. 9-15.

7. Современные информационные технологии как средство создания среды для развития личности ребёнка с особенностями психофизического развития: материалы республиканского практического семинара, сентябрь 2007. - C. 18-24.

8. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / сост. Н.В. Савенок. - Мн.: АПО. - 2006 - C. 80-82.

9. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: новое средство - новые идеи. -М.: ИКПРАО, Утрехт, 1995. - C. 67-75.

С. В. Матвеева, И. А. Букина К вопросу о готовности педагогов к инклюзивному образованию

В настоящее время одной из важных проблем образования является поиск новых подходов его организации, доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из таких подходов является инклюзивное образование. Анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой документации показал, что сущность инклюзивного образования заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся в среде сверстников, адаптируя образовательную среду к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1; 2]. Организация инклюзивного образования может осуществляться через создание следующих условий: нормативно-правовое обеспечение, разработка адаптированной основной общеобразовательной программы, оборудование доступной и развивающей предметно-пространственной среды, психологическая и профессиональная готовность педагогов, толерантное отношение к лицам с ОВЗ, выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса, сетевое взаимодействие с организациями-партнерами (учреждения культуры и спорта, специальные образовательные учреждения, центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и другие) [2; 4].

Готовность педагогов, как одно из условий для организации инклюзивного образовательного процесса, представляет собой определенный уровень развития качеств личности, которые обеспечивают ее оптимальное функционирование. В психолого-педагогической литературе выделяется два вида готовности педагога к инклюзивному образованию: психологическая (совокупность внутренних и внешних условий, компетенций) и профессиональная. К критериям развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.